Научная статья на тему '«Мягкая сила» как инструмент американской политики в Центральной Азии: Таджикистан'

«Мягкая сила» как инструмент американской политики в Центральной Азии: Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
365
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Мягкая сила» как инструмент американской политики в Центральной Азии: Таджикистан»

15 Assessment Studies for Proposed Rogun Regional Water Reservoir and Hydropower Project in Tajikistan // World Bank (http://web.worldbank.org/WBSITE/ EXTERNAL/COUNTRIES/ECAEXT/0,contentMDK:22743325~pagePK:146736-piPK: 146830~theSitePK:258599,00.html); Keene E. Solving Tajikistan's Energy Crisis. Carnegie Endowment for International Peace. 2013. 25 Mar. (http://carne-gieendowment.org/2013/03/25/solving-tajikistan-s-energy-crisis/fta8).

16 См., например: Казахстан может отказаться от миссии наблюдателей от ОБСЕ // Tengri News. 2012. 2 марта. (http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/kazahstan-mojet-otkazatsya-ot-missii-nablyudate-ley-ot-obse-209388/); Associated Press. Uzbeks Vote, but There's No Opposition // Los Angeles Times. 2004. 27 Dec. (http://articles.latimes.com/2004/ dec/27/world/fg-uzbek27).

17 Kiljunen K. et al. Report of the Independent International Commission of Inquiry into the Events in Southern Kyrgyzstan in June 2010 // Kyrgyzstan Inquiry Commission. 2011. 3 May. (http://relief-web.int/sites/reliefweb.int/files/resources/Full_ Report_490.pdf).

18 Olcott M.B. et al. Is Religion a Security Threat in Central Asia? Videoconference. Carnegie Endowment for International Peace. 2011. 9 Sept. (http://carnegieen-dowment.org/2011/09/09/is-religion-security-threat-in-central-asia/57qo).

19 Clinton H.R Remarks at the New Silk Road Ministerial Meeting. 2011. 22 Sept. (http://www.state.gov/secretary/rm/2011/09/l73807.htm).

20 Almaty Ministerial Conference of the Istanbul Process on Afghanistan. Embassy of the Republic of Kazakhstan in the US. 2013. 29 Apr. (http://www.kazakhembus. com/article/almaty-ministerial-conference-of-the-istanbul-process-on-afghanistan).

21 Declaration of the Istanbul Process on Regional Security and Cooperation for a Secure and Stable Afghanistan. 2011. 2 Nov. (http://www.cfr.org/afghanistan/dec-laration-istanbul-process-regional-security-cooperation-secure-stable-afghanistan/ p26434).

22 Келимбетов К. Мы хотим быть партнерами, а не субсидировать друг друга // Коммерсантъ Власть. 2013. № 8 (1013). 4 марта (http://kommersant.ru/doc/ 2137306).

«Pro et contra», М., 2013 г., январь-апрель, с. 70-78.

Д. Александров, И. Ипполитов, Д. Попов,

политологи

(Российский институт стратегических исследований) «МЯГКАЯ СИЛА» КАК ИНСТРУМЕНТ АМЕРИКАНСКОЙ ПОЛИТИКИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: ТАДЖИКИСТАН

В силу малого политического веса, экономической слабости и транспортной замкнутости Таджикистан в планах американских стратегов объективно не способен претендовать на роль главного союзника в Американское агентство по международному развитию. Тем не менее для политики США эта республика может

иметь значение как потенциальный узел нестабильности вблизи границ России, Китая и Ирана. Государственный переворот и раскачивание общественно-политической ситуации в Таджикистане могут стать ударом по безопасности названных стран, превращая республику в источник фундаментализма, террористической активности и торговли наркотиками.

Как наглядно демонстрируют «цветные революции» на постсоветском пространстве, события в Северной Африке и на Ближнем Востоке, важнейшая роль в дестабилизации обстановки в различных государствах - объектах воздействия США отводится так называемой «мягкой силе», предполагающей влияние на социальные процессы через финансируемую из-за рубежа сеть неправительственных организаций, средств массовой информации и Интернет. Данный механизм отчасти запущен и в Таджикистане.

Ведущим американским агентством, ответственным за распределение ассигнований на невоенные цели, выступает USAID. В 2010 г. из американского бюджета на разнообразные проекты в Таджикистане было безвозмездно направлено 48,3 млн долл., из которых 32,3 млн - через структуры USAID. Всего с 1993 г. Агентством было распределено 320 млн долл.1, которые в основном в виде грантов осваивались рядом американских и международных НПО.

Среди неправительственных организаций, получавших гранты USAID в первые годы независимости Таджикистана, большую активность в республике проявляли такие структуры, как Фонд Ага Хана (гуманитарная помощь), Фонд Сороса (поддержка прессы), Human Rights Watch и Amnesty International (мониторинг соблюдения прав человека), действовавшие при координирующей роли посольства США2. Впоследствии список партнеров USAID претерпел изменения, что произошло в том числе под давлением правительства Эмомали Рахмона. В настоящее время по Таджикистану USAID постоянно сотрудничает более чем с 30 западными организациями-партнерами, стабильно получающими контракты от Агентства. Среди них: Американские советы по международному образованию (ACTR / ACCELS); Университет Центральной Азии (UCA); Международная организация по миграции (IOM);

1 USAID in Tajikistan // Агентство по международному развитию США: Интернет-сайт. URL: http://centralasia.usaid.gov/page.php?page=artide-3 (Дата обращения: 03.05.2012.)

2 Brian Auten. Tajikistan today // Studies in Conflict & Terrorism. - 1996. -Vol. 19, iss. 2. - P. 206.

Pragma Corporation; Deloitte Consulting; AECOM International Development, Inc.; DCA Office in Washington, TBD; Winrock International; IREX; Population Services International (PSI); Creative Associates Int.; ACDI / VOCA; Internews Network; Care International; Mercy Corps; Save the Children и др.1

Положение некоммерческого сегмента в Таджикистане заметно отличается от ситуации в соседней Киргизии, сопоставимой с ним по численности населения. Сеть международных НПО в Таджикистане гораздо менее развита и каналы ее финансирования не так стабильны. Не удивительно, что региональные офисы большинства названных выше контрагентов USAID сосредоточены в Бишкеке и Алма-Ате, и только отдельные из них, как правило, гуманитарные и социально ориентированные (например, Mercy Corps), имеют представительства в таджикской столице. В основном западные неправительственные структуры работают в Таджикистане через своих местных партнеров.

Кроме того, в отличие от Киргизии, где сеть НПО покрывает не только столичный регион, но и населенные пункты, скажем, Ошской и Джалал-Абадской областей, в Таджикистане иностранные объединения имеют меньше возможностей для постоянного присутствия в регионах. Тем не менее еще в 1997-2000 гг. USAID финансировало создание шести центров поддержки гражданского общества в крупных городах республики: Душанбе, Худжанде, Пенджекенте, Курган-Тюбе, Кулябе, Хороге. Эти центры задумывались как площадки для мероприятий и доступа к информационным ресурсам, в них прошли обучение более 5 тыс. представителей местных НПО2.

В настоящее время в части работы в регионах особняком стоит Организация Ага Хана по развитию (Aga Khan Development Network, AKDN), которой удалось наладить диалог с таджикским руководством. Организацию возглавляет действующий всемирный лидер исмаилитов имам Ага Хан IV. Она представляет собой фонд, ежегодно аккумулирующий до 1,5 млрд долл. и инвестирующий в страны, где проживают приверженцы этого ответвления шиитско-

1 USAID Programs in Tajikistan in 2010 // Агентство по международному развитию США: Интернет-сайт. URL: http://centralasia.usaid.gov/page.php?page= article-90 (Дата обращения: 11.05.2012.)

2 Обзор деятельности USAID в Таджикистане с 1992 по 2009 г. // USAID: Интернет-сайт. С. 15. URL: http://centralasia.usaid.gov/datafiles/_upload/USAID_Tj_ brochure_Rus.pdf (Дата обращения: 28.04.2012.)

го течения ислама1. По разным оценкам, в мире насчитывается от 15 до 20 млн исмаилитов, а на территории бывшей Таджикской ССР они компактно проживают в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО). В республике АКОК реализует ряд проектов, направленных на развитие экономики и образования в ГБАО. Еще в 2000 г. им был учрежден частный светский Университет Центральной Азии (иСЛ), открывший в Таджикистане сразу два представительства: в Душанбе и Хороге, а также в Казахстане и Киргизии. Фонд Ага Хана, входящий в структуру АКОК, является получателем ряда американских и европейских грантов. В Таджикистане среди прочего в его активе строительство мостов в Афганистан, т.е. реализация собственно американского инфраструктурного проекта2. Сам Ага Хан IV, несмотря на духовный статус, получил светское образование в Гарварде и поддерживает обширные связи с западным истеблишментом3. Интересно также и то, что в политической сфере Таджикистана Ага Хан IV как религиозный лидер имеет значительное неформальное влияние на представителей так называемой «памирской» этнотерриториальной группы, в период гражданской войны выступавшей в оппозиции к Э. Рахмону.

В целом активность американских НПО вызывает беспокойство таджикской элиты, вынужденной, однако, учитывать позицию западных правительств, оказывающих помощь республике. После «цветных революций» 2003-2005 гг. в Грузии, на Украине и в Киргизии руководство Таджикистана изменило законодательство об общественных объединениях и наложило на них дополнительные административные ограничения.

Весной 2007 г. парламент страны принял в новой редакции Закон Республики Таджикистан «Об общественных объединениях», который пришел на смену устаревшему нормативному акту 1998 г. Согласно положениям нового закона иностранным гражданам запрещается создавать общественные организации, если они не проживают на территории Таджикистана постоянно и не имеют

1 Сведения об Организации Ага Хана по развитию // Организация Ага Хана по развитию: Интернет-сайт. 2011. 23 октября. URL: http://www.akdn.org/rus-sian/de-fault.asp (дата обращения: 28.04.2012).

2 В Таджикистане начато строительство очередного моста в Афганистан // News-Asia: Информ. агентство. - 2011. - 1 октября.

3 Миндич Д. Имам из Гарварда / Д. Миндич // Профиль. - 2002. - 13 мая. -№ 18 (288).

вида на жительство (п. 2, ст. 17). Также они впредь не могут становиться руководителями НПО (п. 5, ст. 17). Иностранные общественные организации помимо общего порядка регистрации в Министерстве юстиции республики должны проходить процедуру аккредитации персонала в Министерстве иностранных дел Таджикистана (ст. 39). Введен широкий перечень оснований для отказа в регистрации (ст. 23) и набор полномочий государственных органов по контролю за НПО (ст. 34)1.

Кроме того, закон предписывал всем ранее созданным общественным объединениям в течение 2007 г. пройти перерегистрацию. Эта норма впоследствии была использована властями для пресечения деятельности некоторых наиболее политизированных западных НПО. К весне 2008 г. из 145 международных организаций перерегистрацию в Таджикистане прошли 116 и не было зарегистрировано ни одного нового иностранного объединения2. При этом проблемы с оформлением документов возникли, например, у NDI и Freedom House. Обе эти структуры подозреваются таджикскими экспертами в активной поддержке оппозиционного движения во время «тюльпановой революции» в Киргизии в марте 2005 г.3

Функционирование в Таджикистане NDI, который пришел в республику в 2002 г., было фактически парализовано еще весной 2006 г. В 2007-2008 гг. органы юстиции Таджикистана неоднократно отказывали этой организации в перерегистрации, несмотря

1 Закон Республики Таджикистан «Об общественных объединениях» принят Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан 25 апреля 2007 г., подписан Президентом Республики Таджикистан Э. Рахмоном 12 мая 2007 г. (в редакции Закона РТ от 20 марта 2008 г. № 384); Анализ Закона Республики Таджикистан «Об общественных объединениях», подготовленный Международным центром некоммерческого права (ICNL) при финансовой поддержке Агентства по международному развитию США от 18 февраля 2007 г. URL: http://www.icnl.org/knowledge/news/2007/2-23_tajikanalysisrus.pdf (дата обращения: 16.05.2012). Международный центр некоммерческого права - западная неправительственная организация, специализирующаяся на юридической поддержке других НПО. В ЦА работает с 1997 г. Имеет юристов-представителей во всех республиках региона.

2 По официальным данным Управления по регистрации общественных организаций и политических партий Министерства юстиции Республики Таджикистан (см.: Национальный Демократический институт ожидает регистрацию в Таджикистане // Regnum: Информ. агентство. 2008. 22 апреля. URL: http://www. regnum.ru/news/990562.html (дата обращения: 12.05.2012).

3 Князев А.А. Государственный переворот 25 марта 2005 г. в Киргизии / А. А. Князев. Изд. 3-е, испр. и доп. - Бишкек, 2007. - С. 16.

на давление со стороны политического руководства США, американского посольства и лично бывшего госсекретаря Соединенных Штатов Мадлен Олбрайт, возглавляющей Совет директоров NDI. Таджикские власти беспокоили контакты NDI с местными оппозиционными партиями и функционерами, т.е. попытки Организации влиять на внутритаджикский политический процесс.

Что касается Freedom House, то данная НПО и сегодня не выпускает Таджикистан из фокуса своего внимания. Периодически публикуемые им доклады о плачевном состоянии прав человека в республике, «рейтинг несвободы», а также прогнозы прихода к власти в Душанбе радикальных группировок имеют широкий общественный резонанс как в самой республике, так и за ее пределами. Они призваны реализовывать важнейшую функцию, отведенную сети неправительственных объединений, - обосновывать перед западным общественным мнением возможность и даже необходимость вмешательства во внутренние дела тех или иных государств под предлогом гуманитарных миссий и «защиты демократии».

Тем не менее введенные Таджикистаном административные и законодательные ограничения побудили американцев несколько пересмотреть прежние подходы к финансированию неправительственных объединений и больше внимания уделять тем из них, которые созданы гражданами республики. Среди прочего для этого были задействованы ресурсы Национального фонда поддержки демократии (NED)1. Если USAID распределяет гранты между американскими НПО и оказывает финансовую помощь в том числе и правительству республики, то деятельность NED в Таджикистане сосредоточена на поддержке таджикского негосударственного сектора - прежде всего местных прозападных общественных объединений и средств массовой информации. В последние несколько лет NED выделяет на Таджикистан по 300-400 тыс. долл. в год. Постоянными получателями его средств являются около десяти местных организаций, ежегодно претендующих на гранты в размере 30-50 тыс. долл.2 Речь идет о таких неправительственных объединениях, как «Калам», «Паритет», «Центр прав человека», «Молодежь XXI века», «Ампаро», «Республиканское бюро прав

1 Frequently Asked Questions // National Endowment for Democracy: Website. 2011. April 11. URL: http://www.ned.org/about/faqs (Дата обращения: 05.05.2012.)

2 Подсчитано автором на основе NED Annual Reports of 2006-2009 (см.: National Endowment for Democracy: Website. 2011. April 11. URL: http://www.ned. org/publications/annual-reports/ (Дата обращения: 05.05.2012.)

человека и законности», а также медийные структуры - узбеко-язычная газета «Тонг», информагентство «Азия-Плюс», Национальная ассоциация независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ).

Определенные изменения претерпело и содержание деятельности НПО в республике. В настоящее время большая часть иностранных объединений реализует проекты в области здравоохранения, сельского хозяйства, водоснабжения, обеспечения прав детей и женщин и т. п. Такие социально ориентированные НПО, по оценкам наблюдателей, чувствуют себя в стране, остро нуждающейся в помощи, вполне свободно и не испытывают целенаправленного административного давления. Одновременно была снижена активность зарубежных эмиссаров в политической сфере, например в части конструирования оппозиционных политических блоков и движений. Но американцы сохранили программы поддержки СМИ, Интернета, образования и институтов гражданского общества, которые прямо влияют на общественное мнение и косвенно - на политическую обстановку в Таджикистане. О текущем состоянии этих программ стоит сказать особо.

В 1996 г. И8А1О приступило к осуществлению проекта по содействию таджикским СМИ, позже акцент был сделан на развитие интернет-ресурсов. В этих целях американцы наладили поставку оборудования, обучение и стажировки журналистов, а также оказание технической помощи, без которых в условиях продолжающегося гражданского конфликта создание «независимых» средств вещания было бы невозможным.

Американские эксперты принимали участие в разработке законодательства Таджикистана о СМИ. В 1999 г. при их непосредственной помощи была учреждена Национальная ассоциация независимых СМИ Таджикистана, объединяющая более 70 газет и 12 телеканалов и преследующая в качестве цели «защиту свободы слова и прав журналистов» в республике. В течение ряда лет И8АГО финансировало центральноазиатский новостной еженедельник «Открытая Азия» и еженедельную телевизионную программу на таджикском языке «Набзех Зиндаги» («Пульс жизни»). С 2006 г. И8АГО оказывает поддержку новостной программе «Пайванд», которую транслирует сеть независимых телевизионных станций, и созданному в 2001 г. в Худжанде радио «Тироз»,

заявляющему о себе как о первой независимой радиостанции в стране1.

Одним из получателей помощи USAID выступает частный таджикский информационный холдинг «Азия-Плюс», созданный в 1995 г. и объединяющий информационное агентство, Издательский дом, телерадиокомпанию и Школу журналистики. На сегодняшний день интернет-портал «Азия-Плюс» (www.news.tj) является лидером по числу обращений в доменной зоне Таджикистана2, а его руководитель постоянно проживает с семьей в США.

Известная американская неправительственная организация Internews со штаб-квартирой в Калифорнии работает над созданием в нескольких регионах Таджикистана местных общественных ра-диостанций3.

В сентябре 2010 г. посольство США поддержало учреждение частного кооператива «Матбуот-Пресса» для беспрепятственного распространения печатной продукции 13 самых многотиражных негосударственных изданий, выпускающих около 40 еженедельных газет4. Цель создания кооператива не скрывалась и состояла в преодолении государственной монополии и злоупотреблений со стороны государственной службы распространения периодической печати «Почтаи Тоджикистон».

Поддерживая «независимую» прессу в Таджикистане, Госдеп не ограничивается только финансированием, но в необходимых случаях обеспечивает ей политико-дипломатическое покровительство. В октябре 2010 г. в ответ на блокирование правительством Таджикистана ряда новостных сайтов и СМИ посольство США совместно с диппредставительствами Великобритании, ФРГ, Франции и миссией ЕС обратилось в МИД республики с требованием обеспечить свободу слова и восстановить нарушенное

1 Обзор деятельности USAID в Таджикистане с 1992 по 2009 г. // USAID: Интернет-сайт. С. 10-11. URL: http://centralasia.usaid.gov/datafiles/_upload/USAID Tj_brochure_Rus.pdf (Дата обращения: 28.04.2012.)

2 Об агентстве // Азия-Плюс: Информ. агентство. 2011. 20 мая. URL: http:// news.tj/ru/aboutus (Дата обращения: 22.04.2012.)

3 Where We Work // Internews: Website. 2011. October 24. URL: http://www. internews.org/regions/eurasia/default.shtm#ca (Дата обращения: 20.04.2012.)

4 В Таджикистане учрежден Кооператив распространителей печатных СМИ «Матбуот-Пресса» // Союз журналистов Таджикистана: Интернет-сайт. 2010. 17 сентября. URL: http://www.tuj.tj/index.php?option=com_content&task= view&id= 538 (Дата обращения: 20.04.2012.)

вещание, после чего в Душанбе вынуждены были смягчить свою позицию и снять ограничения на работу пострадавших ресурсов.

В самом посольстве США в Душанбе, по мнению местных журналистов, информационная работа поставлена на высоком уровне. Сайт дипмиссии переводится на русский язык и освещает любое, даже самое незначительное, гуманитарное мероприятие с его участием.

Все возрастающую роль американцы отводят электронным средствам массовой информации. Укрепление места Интернета в таджикской общественно-политической жизни они рассматривают в качестве одного из приоритетов своей деятельности. Доступ к сети в республике впервые был налажен в 1995 г. Агентством по развитию Центральной Азии (Central Asia Development Agency, CAD А)1. В 2001 г. Вашингтон помог создать Ассоциацию интернет-провайдеров Таджикистана и профинансировал сеть из восьми интернет-центров по всей стране, которые проводят компьютерное обучение и помогают создавать веб-сайты некоммерческим орга-низациям2.

После того, как в Таджикистане была запрещена ретрансляция «Радио Озоди», являющегося таджикским подразделением американской информационной службы «Радио "Свобода"», на 28 языках вещающей на страны Восточной Европы и бывшего СССР3, его работа переместилась в Интернет. Сейчас портал «Радио Озоди» действует как сетевое СМИ, периодически попадая в число наиболее цитируемых по республике информационных источников, и выходит на таджикском и русском языках. Более того, недавно вернувшиеся со стажировок в США таджикские журналисты свидетельствуют, что в Америке их обучали передавать и получать шифрованную информацию (для чего снабжали специальными программами и ключами), «раскручивать» в Ин-

1 В Таджикистане Интернетом пользуются 1,6 млн человек // Азия-Плюс: Информ. агентство. - 2011. - 8 февраля.

2 См.: Обзор деятельности USAID в Таджикистане с 1992 по 2009 г. С. 10-11.

3 Данная организация со штаб-квартирой в Вашингтоне существует за счет средств правительства США и содействует широкому распространению американских интерпретаций различных внутри- и внешнеполитических процессов среди населения авторитарных государств и государств с «молодой» или «несовершенной» демократией (см.: «Радио "Свобода"» // Радио Озоди: Интернет-сайт. 2011. 20 мая. URL: http://origin-rus.ozodi.org/section/about_us/1767.html (Дата обращения: 25.04.2012.)

тернете свои страницы, преодолевать блокирующие трафик системы, а в случае перекрытия сетевых каналов действовать через так называемый «альтернативный Интернет» и независимые мобильные сети.

Еще один тревожный сигнал - сообщения об использовании социальной сети Facebook для организации общественниками уличных протестных акций в Таджикистане с целью привлечь внимание к отдельным социальным проблемам. В республике, куда практику использования Facebook привнесли обучавшиеся за границей студенты, в апреле 2011 г. состоялся первый в истории страны документально зафиксированный flash mob - группа активистов возложила цветы к зданию местной энергосбытовой компании «в знак скорби по поводу погибшей таджикской электроэнергетики». Акция была широко освещена в местной печати, что только прибавило популярности Facebook. А уже в июне 2011 г. с помощью страницы в этом ресурсе координировали свои действия таджикские футбольные фанаты, недовольные предвзятым судейством в пользу команды, частично принадлежащей сыну президента Э. Рахмона, и вступившие в столкновения с силами правопорядка1.

В целом новые концептуальные документы США показывают, что Белый дом будет стремиться только наращивать свои усилия в указанном направлении2. К этому стоит добавить, что, согласно докладу международной организации «Internet World Stats», динамика подключения новых абонентов к «всемирной паутине» в Таджикистане сейчас одна из самых высоких среди центральноазиат-ских государств: в 2010 г. число пользователей Интернета в республике превысило 700 тыс. человек (9,3% населения), тогда как в 2008 г. их было 440 тыс., а в 2000 г. - всего 2 тыс. человек. В течение 2010 г. число таджикских участников сети Facebook выросло с 10 до 15 тыс. человек, а за первое полугодие 2011 г. - с 15 до 25 тыс.3 Пользователями Facebook в основном являются журналисты, интеллигенция и бизнесмены. При этом, по оценкам Ассо-

1 Tajikistan: Facebook Users Probe Social Networking Possibilities // Eura-siaNet: Website. 2011. July 7. URL: http://www.eurasianet.org/node/63820 (Дата обращения: 16.03.2012.)

2 См., в частности: IT Strategic Plan: Fiscal Years 2011-2013. Digital Diplomacy // U.S. Department of State: Website. 2012. April 18. URL: http://www.state.gov/ m/irm/rls/148572.htm (Дата обращения: 16.03.2012.)

3 Asia Marketing Research, Internet Usage, Population Statistics and Facebook Information // Internet World Stats: Website. 2011. May 20. URL: http://www.internet worldstats.com/asia.htm#tj (Дата обращения: 16.03.2012.)

циации интернет-провайдеров Таджикистана, если приведенные цифры скорректировать с учетом тех абонентов, которые входят в Интернет через мобильные телефоны, то число пользователей по Таджикистану превысит 1,6 млн человек1. Как отмечают в Ассоциации, доступ к сотовой связи в Таджикистане имеют уже около 80% населения и в последние два года среди них наблюдается резкий рост сторонников «мобильного Интернета», несмотря на высокую стоимость последнего.

Соответственно, по мере развития коммуникационных технологий, снижения цен на услуги операторов мобильной связи и Интернета все больше граждан Таджикистана будут получать постоянный доступ к информации, не соответствующей официальным позитивным оценкам деятельности властей, что, в свою очередь, повлечет снижение порога лояльности населения к действующему правительству.

Осознавая опасность «информационного шока», который потенциально может спровоцировать неконтролируемое и лавинообразное расширение Интернета, в том числе мобильного, Душанбе предпринимает попытки отвечать на новые угрозы административными мерами. Весной 2011 г. из сообщений СМИ стало известно о намерении Агентства связи при правительстве Таджикистана в целях национальной безопасности запретить всем компаниям, предоставляющим на территории республики услуги электронной связи, осуществлять самостоятельные выходы на зарубежные страны и впредь пользоваться посредничеством государственного оператора «Таджиктелеком». На фоне событий «арабской весны» в Таджикистане попытались вернуться к идее «единого коммутатора», ранее обсуждавшейся в 2004 и 2009 гг.2 Однако, как выяснилось позже, ее реализация проблематична, в том числе с технической точки зрения, а исходила эта инициатива скорее всего от самой компании «Таджиктелеком», решившей за счет монополии поправить свое финансовое положение.

Об обеспокоенности властей Таджикистана по поводу растущей роли БаоеЬоок в аккумуляции антиправительственной активности свидетельствует блокирование в РТ этой социальной сети, о котором стало известно в ноябре 2012 г. Согласно комментариям руководства таджикской Службы связи, причиной тому

1 См.: В Таджикистане Интернетом пользуются 1,6 млн человек.

2 В Таджикистане намерены монополизировать электронную связь // Я^пиш: Информ. агентство. - 2011. - 29 апреля.

стали «многочисленные просьбы граждан о закрытии этой сети из-за оскорблений в адрес властей республики в блогах Face-

book»1.

Еще одной сферой приложения усилий американцев в Таджикистане стала поддержка НПО, реализующих разнообразные проекты в области образования (Институт по освещению войны и мира (Institute for War and Peace Reporting, IWPR), Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса) и др.)2. Программы обучения коснулись здесь не только журналистов, правозащитников и других представителей гражданского общества, но также сотрудников Министерства финансов, Министерства экономического развития и торговли, Министерства образования, Министерства здравоохранения, таможни, вооруженных сил, правоохранительных органов, руководителей муниципалитетов, предпринимателей и религиозных деятелей. Кроме того, ежегодно более 170 граждан Таджикистана выезжают на учебу в Соединенные Штаты по различным программам, финансируемым правительством США (FLEX, JFDP, MUSKIE, TEA, UGRAD, «Связи сообществ», IVLP и «Fulbright»)3.

Все это не только способствует формированию прозападной части общественно-политической элиты в Таджикистане, но и расширяет в этой стране разведывательные возможности США4. Не секрет (многие соответствующие факты изложены в открытой печати), что близкие к американскому правительству агентства и фонды, включая USAID, NED и Корпус мира, используются не только для распределения бюджетных ресурсов, но и для организации прикрытия деятельности американских специальных

1 Доступ к сети Facebook в Таджикистане полностью заблокирован // РИА Новости: Информ. агентство. 2012. 27 ноября. URL: http://ria.ru/world/20121127/ 912383247.html (Дата обращения: 29.11.2012.)

2 IWPR обучил правозащитников и журналистов Таджикистана новым медиатехнологиям // Бюро по правам человека и соблюдению законности: Интернет-сайт. 2010. 30 октября. URL: http://www.humanrts.tj/ru/index/index/pageId/109/ (Дата обращения: 16.04.2012.)

3 Посольство США дарит 10 000 книг для библиотек. Пресс-релиз посольства США в Таджикистане от 7 октября 2010 г. // Посольство Соединенных Штатов Америки. Душанбе, Таджикистан: Офиц. интернет-сайт. URL: http://russian. dushanbe.usembassy.gov/pr_l0082010.html (Дата обращения: 25.04.2012.)

4 Ашуров М. «Троянский конь» в Центральной Азии / Маруф Ашуров // Военно-промышленный курьер. - 2006. - 1-7 ноября. - № 42 (158). - С. 3.

служб1. Такая работа дает свои результаты. Именно в Таджикистане начинал профессиональную карьеру известный «борец с режимом» в России Олег Панфилов. Он тенденциозно освещал события гражданской войны в республике и был вынужден впоследствии покинуть ее, перебравшись в Москву, где возглавил Центр экстремальной журналистики. В 2009 г. Панфилов переехал на постоянное место жительства в Грузию, откуда ведет активную антироссийскую пропаганду в интересах правительства этой страны.

Вместе с тем, оценивая некоммерческий сектор в Таджикистане (в котором, по некоторым оценкам, занято до 20 тыс. человек), нельзя обойти вниманием те объективные трудности, с которыми он сталкивается в местных реалиях. Таджикские НПО пользуются меньшей поддержкой Белого дома, чем их коллеги в Киргизии и Казахстане. С другой стороны, сегмент НПО в Таджикистане поражен сильнейшей коррупцией и превратился в своего рода доходный бизнес. Значительная часть средств оседает в карманах самих американцев и их многочисленных посреднических структур, которые нередко специально стремятся попасть в республику, где имеется возможность без особого шума «попилить» бюджет НПО.

В американском экспертном сообществе существует понимание того, что сложившуюся порочную систему необходимо менять. Обсуждаются, в частности, варианты выделения средств напрямую государственным и муниципальным органам. В настоящее время в Таджикистане решением правительства страны при профильных министерствах уже созданы специальные агентства в виде центров управления проектами (ЦУП), центров реализации проектов (ЦРП) и центров координации проектов (ЦКП), которые занимаются освоением грантов, выделяемых Всемирным банком, АБР, правительствами Японии, Голландии, Франции и др. Однако весьма спорно, что вовлечение в рассматриваемые процессы окологосударственных структур (хотя в них и входят иностранные представители) в условиях республики будет способствовать снижению коррупционной составляющей.

1 См., в частности: Golinger E. La CIA utiliza la USAID como fachada, confirma alto fimcionario de la agenda estadounidense / Eva Golinger // Rebelion. 2009. 16 diciembre; Мейсан Т. Фонд за Демократию (NED) / Тьерри Мейсан // Сеть «демократического» вмешательства: Интернет-сайт. 2011. 11 апреля. URL: http:// www.voltairenet.org/articlel28428.html (Дата обращения: 03.02.2012.)

Таким образом, проведенный анализ показывает: хотя неправительственные организации в Таджикистане на данный момент финансируются американцами по остаточному принципу, в основном аполитичны, поражены коррупцией и мало представлены в регионах, им принадлежит заметная доля местного информационного поля и возрастающая роль в интернет-пространстве, откуда, вероятно, и будут исходить главные угрозы внутренней стабильности Таджикистана. Мировая практика доказывает: в случае необходимости неправительственный сегмент может быть использован Западом для нагнетания общественного недовольства и подъема протестных настроений, особенно опасных в условиях государства со слабой экономикой и жестким политическим режимом.

«Центральная Азия: Проблемы и перспективы (взгляд из России и Китая)», М., 2013 г., с. 43-56.

Н. Кулешова

ВОДНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ В ЦА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СТАБИЛЬНОСТЬ В РЕГИОНЕ

Глобальные проблемы современности - это совокупность разнообразных жизненно важных проблем, стоящих перед современным человечеством, начиная с катастрофического загрязнения природной среды, истощения ресурсов, разительных перекосов в демографических процессах, нехватки продовольствия и заканчивая общей глобальной проблемой - сохранения человечества. К числу глобальных ресурсов человечества относят водные ресурсы. В рассматриваемом регионе, учитывая климатические и демографические особенности, существенна их роль. Весь водохозяйственный комплекс региона работает на удовлетворение растущих потребностей населения, на нужды ирригации, на решение энергетических проблем.

Неравномерность распределения водного потенциала разделила весь регион ЦА на богатые водными ресурсами страны, к ним относятся Таджикистан и Киргизия, и зависимые от поступления воды из первых, это - Казахстан, Туркмения и Узбекистан.

Общая характеристика водных ресурсов Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана представлена поверхностными водостоками нескольких трансграничных рек -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.