Научная статья на тему 'Место Узбекистана в центральноазиатской политике США'

Место Узбекистана в центральноазиатской политике США Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1581
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место Узбекистана в центральноазиатской политике США»

положительной (чуть больше 76%). Степень влияния НПО на принятие решений госструктурами за 2007-2011 гг. положительной считает 26% (данные усредненные).

В целом можно заключить: а) казахстанский третий сектор за 1995-2011 гг. прошел период своего становления и вошел в стадию развития; б) принятие Концепции 2006 г. стало важной вехой в истории гражданского общества Казахстана.

Литература

1. Концепция развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-

2011 годы. Утверждена Указом Президента РК № 54 от 25 июля 2006 г.

2. Газета «Рабат». - 2009. - № 4 (ноябрь).

3. Сборник материалов научно-практической конференции НПО области. 7 нояб-

ря 2007 года. - Шымкент, 2007.

«Вопросы социальной теории», М., 2013-2014 гг., Т. VII. Вып. 1-2, с. 225-230.

Д. Попов,

руководитель Уральского регионального информационно-аналитического центра РИСИ, кандидат юридических наук (г. Екатеринбург) МЕСТО УЗБЕКИСТАНА

В ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОЙ ПОЛИТИКЕ США

С момента распада СССР Соединенные Штаты рассматривали Узбекистан как ключевую державу региона, обладающую наибольшим населением и военной мощью в Центральной Азии (ЦА), расположенную на пересечении основных транспортных путей и склонную к сближению с Западом. Ташкент видел в США альтернативу российскому влиянию и условие построения самостоятельного национального государства, источник инвестиций и технологий, а также средство укрепления безопасности на фоне подъема радикального исламизма. Отношения сторон тем не менее развивались неравномерно и прошли несколько этапов.

1992-2005: США как альтернатива России

Дипломатические отношения Узбекистан и США установили в феврале 1992 г. В марте того же года было открыто посольство США в Ташкенте, а в феврале 1995 г. - посольство Узбекистана в Вашингтоне1. В июне 1996 г. состоялась первая личная встреча И. Каримова с президентом США У. Клинтоном.

В 90-е годы прошлого века республика предоставила американским компаниям права на освоение золоторудных месторождений и реализацию урана на внешних рынках, разрешила работу западных НПО и СМИ.

Ташкент проявил демонстративную лояльность Америке по ряду спорных вопросов международной повестки дня (например, в ноябре 1996 г. вместе с США и Израилем проголосовал против резолюции ГА ООН, осуждающей эмбарго в отношении Кубы).

В 1999 г. Узбекистан отказался от продления Договора о коллективной безопасности с Россией и присоединился к патронируемой Вашингтоном организации ГУАМ, практикующей антироссийскую риторику на пространстве бывшего СССР. Со своей стороны, американцы активно поддержали узбекские проекты «альтернативной интеграции» Центральной Азии без РФ (ЦАС, ЦАЭС), не имевшие успеха из-за противоречий Ташкента и Астаны.

В 2001 г. была открыта американская военная база в Хана-баде и значительно увеличены объемы донорской помощи. В марте 2002 г. во время визита И.Каримова в США стороны подписали Декларацию о стратегическом партнерстве и сотрудничестве, согласно которой в случае «внешней угрозы безопасности и территориальной целостности Республики Узбекистан» Соединенные Штаты проведут с ней срочные консультации для принятия ответных мер2.

Вместе с тем уже на этом этапе отношения Ташкента и Вашингтона не были абсолютно безоблачными и омрачались стремлением Белого дома реформировать режим в республике путем

1 The Uzbek-American Relations // Embassy of Uzbekistan to the United States website. 2009. Augustl. URL: http://www.uzbekistan.org/uz_usrelations/archive/611/ (Дата обращения: 15.10.2014.)

2 Article 2.1. Declaration on the strategic partnership and cooperation framework between the United States of America and the Republic of Uzbekistan. 2002. March 12 // Federation of American Scientists: website. 2002. July 8. URL: http://fas.org/terrorism/at/docs/2002/US-UzbekPartnership.htm (Дата обращения: 15.10.2014.)

вмешательства во внутренние дела через сеть НПО, СМИ и контакты с прозападной оппозицией.

Для поддержки лояльных политиков в Узбекистане были организованы ресурсные центры, предоставлявшие различную техническую помощь.

20 августа 2002 г. Госдепартамент США выпустил специальный доклад, в котором ставилась задача обеспечить укрепление политических партий, оппозиционной журналистики и создание типографских возможностей в Киргизии и Узбекистане, т.е. странах региона, где к тому моменту имелись американские военные объекты1. В 2003 г. Конгресс США запретил Госдепартаменту оказывать прямую помощь центральным властям Узбекистана (в рамках закона FREEDOM Support Act) до тех пор, пока они не продемонстрируют существенный прогресс в демократизации2.

2005-2008: Андижан и кризис отношений

Боевики радикальной исламистской организации «Акрамия» 13 мая 2005 г. совершили нападение на город Андижан в Ферганской долине, где захватили большое число заложников и ряд административных зданий. В результате спецоперации узбекских силовиков город был освобожден, но погибло, по независимым подсчетам, около 500 человек, в том числе большое количество мирных жителей3. Несмотря на очевидные связи «Акрами» с экстремистским подпольем Афганистана и ЦА, западная дипломатия и экспертное сообщество в целом интерпретировали произошедшее как подавление народных волнений против режима и в резкой форме осудили действия Ташкента.

1 Казанцев А.А. Политика США в постсоветской Центральной Азии: характер и перспективы / Андрей Казанцев // Вестник МГИМО. 2012. № 4. С. 160.

2 Право обходить это ограничение в случае, если того требуют интересы национальной безопасности США и необходимость расширения доступа в Афганистан, Госдепартамент получил в декабре 2011 г. (см.: Nichol J. Uzbekistan: Recent developments and U.S. interests / Jim Nichol // Congressional Research Service Report. 2005. May 2. P.CRS-3; Idem. Uzbekistan: Recent Developments and U.S. Interests // Congressional Research Service Report. 2012. August 3. Summary).

3 Бабаджанов Б. Верните Фемиде весы. (Непопулярный взгляд на андижанскую трагедию) / Бахтиер Бабаджанов // Александр Князев: интернет-сайт. 2014. 15 октября. С. 5-11. URL: http://www.knyazev.org/biblio/Femida2.pdf (Дата обращения: 15.10.2014.)

Ведущие средства массовой информации Европы и США откровенно симпатизировали террористам (более того, было установлено, что журналисты Би-би-си в ходе акции непосредственно присутствовали в расположении боевиков)1. Как показало последующее расследование, оружие «Акрамия» получила из соседней Киргизии, где в марте того же года по сценарию США произошла так называемая «революция тюльпанов», заметно вдохновившая противников И. Каримова2. Туда же, в Киргизию, после майских событий в Андижане через подготовленные «окна» на границе бежали десятки лиц, преследуемых правоохранительными органами.

Узбекистана за причастность к террористической деятельности. В июле 2005 г. под давлением США и европейских союзников президент Киргизии К. Бакиев, проигнорировав требования соседнего государства, разрешил их вылет в Румынию. В итоге, как отмечает эксперт американского Брукингского института Ф. Хилл, И. Каримов был абсолютно уверен, что нападение на Андижан было подготовлено с международной помощью, включая спонсируемые американцами НПО3.

В отличие от Евросоюза, который уже в мае 2005 г. осудил Ташкент, а в ноябре наложил на него санкции (запрет на выдачу виз ряду чиновников и эмбарго на экспорт вооружений), реакция США оказалась более сложной и затянутой. Белый дом потребовал проведения международного расследования и попытался добиться от узбекских властей уступок, облегчающих положение лояльных Вашингтону оппозиционных узбекских групп. Однако давление на руководство РУ привело к обратному результату.

По андижанскому делу были арестованы и осуждены десятки человек, включая деятелей оппозиции и НПО. Узбекистан потребовал от Пентагона вывести военную базу с аэродрома Хана-бад, что было сделано к ноябрю 2005 г., после чего в 2006 г. республика вернулась в ОДКБ. В декабре 2005 г. И. Каримов денонсировал документы ГУУАМ и вышел из состава организации. Были упразднены бессрочные льготы, предоставленные американским корпорациям в Узбекистане. Некоторые из них, как золотодобывающая компания №эдтоп1:, лишились активов. В свою

1 Бабаджанов Б. Указ. соч. - С. 27.

2 См.: Попов Д.С. Киргизия в центральноазиатской политике США / Попов Д.С. // Проблемы национальной стратегии. 2013. No 2(17). С. 35-59.

3 Hill F., Jones K. Fear of Democracy or Revolution: The Reaction to Andijon / Fiona Hill, Kevin Jones // The Washington Quarterly. 2006. Summer. P. 117.

очередь, крупнейший в то время узбекский коммерческий холдинг 2его-шах, аффилированный, согласно американской дипломатической переписке, с властями Узбекистана1, сменил юридическую прописку с США на Швейцарию. Свои представительства в Узбекистане закрыли ведущие западные неправительственные организации, попавшие под жесткий прессинг спецслужб.

Через несколько лет бывший министр обороны Соединенных Штатов Д. Рамсфелд признал, что «администрация США раскритиковала действия узбекского руководства до того, как стали известны факты», и назвал американскую реакцию на Андижан «одной из самых обидных, хоть и прошедших незамечено, ошибок американского правительства»2.

2008-2014: Новые подходы

администрации Б. Обамы

Поскольку президента И. Каримова принципиально не устраивали многие российские проекты в области коллективной безопасности и постсоветской интеграции, очередное сближение Ташкента с США было вопросом времени. Первоначально задача восстановления контактов с американским руководством была возложена на посла Узбекистана в Вашингтоне А. Камилова, значительное содействие которому в работе с сенатом и другими ведомствами оказали бухарские евреи3. Для дальнейшего укрепления связей А. Камилов в 2010 г. вернулся на родину уже в статусе первого заместителя министра иностранных дел, а в январе 2012 г. возглавил внешнеполитическое ведомство Узбекистана.

Открыто готовность к возобновлению диалога с Западом И. Каримов продемонстрировал на саммите Североатлантического

1 Uzbekistan: From A to Zeromax: Viewing cable 10TASHKENT27 // WikiLeaks: website. 2010. January 20. URL: http://www.wikileaks.org/cable/2010/01/ 10TASHKENT27.html (Дата обращения: 15.01.2013.)

2 Дональд Рамсфелд об Афганистане, «Аль-Каиде» и бен Ладене / текст И. Лагутиной // Радио Свобода: интернет-сайт. 2011. 19 марта. URL: http://www. svoboda.org/content/transcript/2343398.html (Дата обращения: 15.10.2014.)

3 10сентября 2011 г. А. Камилов в соответствии с указом президента И. Каримова вручил президенту Конгресса бухарских евреев США и Канады Борису Кандову памятный знак и личное письмо главы Узбекистана за «огромный вклад в развитие узбекско-американских отношений» (см.: Шарки Р. Борис Кандов награжден медалью «Узбекистон Республикаси муста;иллигига 20 йил» / Рафик Шарки // The Bukharian Times. 2011. 16-23 сентября. No 501. С. 10).

альянса в Бухаресте в апреле 2008 г., где предложил использовать в интересах стабилизации Афганистана формат «6+3» (шесть сопредельных с ИРА стран плюс США, Россия и НАТО). По всей видимости, смягчению позиции Ташкента способствовало и вынесенное в пользу Г. Каримовой решение Высшего суда штата Нью-Джерси в июле 2008 г., постановившего вернуть дочери узбекского президента права на двоих детей, которые долгие годы оспаривал ее бывший муж и гражданин США М. Максуди.

Официально нормализация отношений сторон стала возможна после избрания на пост президента США в ноябре 2008 г. Б. Обамы и смены состава американской администрации. Новая стратегия Вашингтона предусматривала хозяйственное восстановление Афганистана за счет укрепления связей с соседними государствами (проекты «Большая Центральная Азия» и «Новый шёлковый путь» - НШП) и интенсификацию боевых действий с талибами, для чего требовалось открыть дополнительные каналы снабжения коалиционных войск с севера (Северную сеть поставок -ССП). Достижение этих целей предполагало тесное сотрудничество со странами ЦА и прежде всего Узбекистаном.

В 2009 г. Ташкент присоединился к Северной сети поставок и провел в Вашингтоне первые двусторонние ежегодные консультации с США, формат которых ранее предложил помощник госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Р. Блейк. Были реанимированы программы в области безопасности, получили дополнительный импульс представляющие взаимный интерес экономические проекты (в частности, по развитию инфраструктуры между Узбекистаном и Афганистаном). Соединенные Штаты смягчили правозащитную риторику и предпочли дистанцироваться от прямого участия в разрешении водно-энергетического конфликта Ташкента с Душанбе в 2010 г., передав вопрос о проведении экспертизы Рогунской ГЭС Всемирному банку. В ноябре 2010 г. Р. Блейк констатировал перед конгрессом превращение Узбекистана «в ключевого партнера для усилий США в Афганистане» и заверил парламентариев в намерении повысить вовлеченность в дела республики1.

1 Blake R. Testimony before the Committee on Foreign Affairs of the House of Representatives. Hearing on the Emerging Importance of the U.S. - Central Asia Partnership / Robert O. Blake // U.S. Department of State: website. 2010. November 17. URL: http://www.state.gov/p/sca/rls/rmks/2010/151733.htm (Дата обращения: 15.10.2014.)

В дальнейшем Белый дом провел перераспределение финансовых ресурсов, выделяемых на узбекское направление, секвестировав политико-экономические и гуманитарные программы в пользу более широкого участия в вопросах безопасности. Официально с 1992 по 2010 г. на реализацию проектов Государственного департамента и Агентства международного развития США (Ц^ЛГО) в Узбекистане было выделено более 970 млн долл. В 2012-2013 гг. их финансирование резко сократилось, не превысив 13 млн долл в год1. Одновременно в результате использования ССП затраты по линии Пентагона здесь стали исчисляться сотнями миллионов долларов.

Вместе с тем андижанский опыт оставил значительный отпечаток на восприятии узбекским истеблишментом американских подходов, вероятно, ограничивая пределы повторного сближения сторон. Несмотря на некоторую внешнюю либерализацию, правительство республики по-прежнему проводит жесткую линию в отношении иностранных НПО. Туманными остаются перспективы возможного нового размещения в республике военных объектов США: хотя в июне 2012 г. Узбекистан приостановил участие в ОДКБ, в августе 2012 г. он опубликовал содержащую элементы нейтралитета концепцию внешней политики, согласно которой отказывается от участия в военно-политических блоках и предоставления своей территории для иностранных военных баз2.

В свою очередь, американская дипломатия, теперь проявляющая в Узбекистане большую осторожность, не отказалась полностью от своих традиционных инструментов. Республика подвергается критике в ежегодных докладах Госдепартамента о состоянии прав человека3, включена Белым домом в список стран, вызывающих особую озабоченность в связи с нарушениями

1 Nichol J. Uzbekistan: Recent Developments and U.S. Interests. 2012. August 3. Summary.

2 Депутаты утвердили концепцию внешнеполитической деятельности страны // Правительственный портал Республики Узбекистан: интернет-сайт. 2012. 7 августа. URL: http://www.gov.uz/ru/press/politics/15236 (Дата обращения: 15.10.2014.)

3 Country Reports on Human Rights Practices for 2013 // U.S. Department of State: website. 2013. URL: http://www.state.gov/j/drl/rls/hrrpt/humanrightsreport/# wrapper (Дата обращения: 15.10.2014.)

религиозных прав (CPC)1 и не удовлетворяющих минимальным стандартам в части противодействия торговли людьми (отнесена к так называемому уровню «Tier 3»2. что потенциально угрожает экономическими санкциями со стороны США). Среди крупных американских НПО в РУ продолжает работать Национальный демократический институт США (NDI), проекты которого, хотя и в урезанном виде, ориентированы на депутатов и функционеров госаппарата3. В июле 2012 г. из страны бежала лидер незарегистрированной оппозиционной партии «Свободные дехкане» Н. Хидоятова, заявившая, что власти собираются инкриминировать ей планы свержения правительства в сговоре с США4.

Также американские представители поддерживают контакты с узбекской оппозицией за рубежом, в частности с Народным движением Узбекистана (НДУ) - объединением ряда узбекских политических организаций в изгнании, провозгласивших целью смещение «режима И. Каримова»5. Движение возглавил давний политический противник президента Узбекистана, глава запрещенной партии «Эрк» М. Салих, бежавший из республики еще в 1993 г. и получивший политическое убежище в Норвегии. М. Салих пользуется информационным сопровождением крупных американских СМИ («Голос Америки», Радио «Свобода», «New York Times» и др.), приглашался для выступления в конгрессе и в Совете национальной безопасности США. Несмотря на это реального влияния на внутренние процессы в Узбекистане у него нет. Но НДУ может оказаться для Вашингтона полезным инстру-

1 Country Reports on Human Rights Practices for 2013 // U.S. Department of State: website. 2013. URL: http://www.state.gov/j/drl/rls/hrrpt/humanrightsreport/ #wrapper (Дата обращения: 15.10.2014.) International Religious Freedom Report for 2013 // U.S. Department of State: website. 2013. URL: http://www.state.gov/j/drl/rls/ irf/religiousfreedom/index.htm#wrapper (Дата обращения: 15.10.2014.)

2 Trafficking in Persons Report 2014 // U.S. Department of State: website. 2014. June. P. 404. URL: http://www.state.gov/documents/organization/226849.pdf (Дата обращения: 15.10.2014.)

3 NDI. Uzbekistan // The National Democratic Institute: website. 2014. URL: http://www.ndi.org/uzbekistan (Дата обращения: 15.10.2014.)

4 Из Узбекистана убежал последний лидер оппозиции / Автор пер. Алиса Вальсамаки // Радио Азаттык: интернет-сайт. 2012. 23 июля. URL: http://rus. azattyq.org/content/nigora-khidoyatova-uzbekistan/24653595.html (Дата обращения: 15.10.2014.)

5 В Праге прошел второй курултай оппозиционного Народного движения Узбекистана // Фергана: информ. агентство. 2012. 2 июля. URL: http://www.fer-gana news.com/articles/7410 (Дата обращения: 15.10.2014.)

ментом в будущем в случае возможного обострения социально-экономической ситуации или политического кризиса в РУ.

Торгово-экономическое сотрудничество

В настоящее время в экономическом отношении Узбекистан интересует США прежде всего как государство, имеющее общую границу с Афганистаном, укрепление связей с которым может способствовать хозяйственному восстановлению ИРА в рамках концепции «Нового шёлкового пути». Обнародованная администрацией Б. Обамы летом 2011 г. концепция нацелена на образование нового экономического региона, объединяющего ЦА, Афганистан и Южную Азию (Индию и Пакистан). Она предполагает создание инфраструктуры, связывающей их между собой, а также либерализацию взаимной торговли. Это не только должно сделать светское правительство в Кабуле более устойчивым, снизить его потребность во внешних дотациях, но и ослабить экономическую ориентацию ЦА на Россию и КНР. Идея НТТТП находит положительный отклик у узбекского руководства, усматривающего в ней возможность за счет средств иностранных доноров расширить рынки сбыта узбекской продукции в Афганистане и провести модернизацию своей транспортной системы.

Соединенные Штаты не готовы нести большие финансовые издержки на реализацию инициативы НШП самостоятельно и активно задействуют возможности союзных государств-доноров (Германии, Японии) и международных финансовых институтов. Так, Азиатский банк развития (АБР), где крупнейшие квоты принадлежат США и Японии, вложил 165 млн долл. (еще 5 млн внесло правительство ИРА) в прокладку железной дороги Хайра-тон-Мазари-Шариф, в 2011 г. связавшей Узбекистан с крупнейшим городом северного Афганистана1. Для американцев эта ветка решает не только экономические, но и военные задачи, поскольку используется преимущественно для снабжения войск, переброски техники, оборудования и материалов. С аналогичными целями американская дипломатия пролоббировала модернизацию примыкающей железной дороги Карши-Термез в самом Узбекистане, в 2012 г., убедив АБР и Японское агентство международного

1 Mashrab F. Afghan Rail Link Marks a Break-out Moment / Fozil Mashrab // Asia Times: website. 2012. January 11. URL: http://www.atimes.com/atimes/ Central_ Asia/NA11Ag01 .html (Дата обращения: 15.01.2013.)

сотрудничества вложить в нее 330 млн долл.1 Названные магистрали рассматриваются как первый шаг в масштабной программе АБР по созданию «железнодорожного полукольца», пронизывающего северный Афганистан с востока на запад. По планам, такая транспортная дуга будет в нескольких местах стыковаться с железнодорожными системами государств ЦА (с Таджикистаном -в районе Кундуза, Узбекистаном - Мазари-Шарифа, с Туркменией -в районе Герата). Идея, по понятным причинам, приветствуется правительствами названных стран и вписывается в концепцию НШП.

Похожего подхода международные финансовые институты придерживаются и в энергетике, выделяя средства на строительство ЛЭП между ИРА и центральноазиатскими республиками. Поставки электроэнергии из Узбекистана по линии Хайратон-Пули-Хумри-Кабул стартовали в начале 2009 г. и позволили республике занять доминирующее положение на рынке соседнего государства. Теперь в Ташкенте с ревностью воспринимают инициативы международных доноров расширить поставки электроэнергии в Афганистан также из Туркмении и Таджикистана (проекты СА8А-1000 и ЛЭП-500 Туркмения-Джаузджан) и намерены в упреждающем порядке наращивать собственные генерирующие мощности, нацеленные на экспорт в южном направле-

нии2.

Другим фактором, повышающим экономическую привлекательность республики для Соединенных Штатов, остается наличие в ее недрах ценных природных ресурсов (нефти, газа, урана и золота). Однако доступ к ним для западных компаний в разной степени затруднен ограничительными мерами узбекского правительства, неблагоприятным инвестклиматом, географической замкнутостью и конкуренцией с российскими и китайскими корпорациями.

В частности, американские ТНК практически не представлены в сфере добычи и транспортировки углеводородов в Узбеки-

1 См.: Попов Д.С. Участие стран Центральной Азии в снабжении американских войск в Афганистане / Попов Д.С. // Проблемы национальной стратегии. 2014. No1 (22). С. 68-69; Uzbek Rail: Red hot wheels to Afghanistan: Viewing cable 09TASHKENT1577 // WikiLeaks: website. 2009. December 11. URL: http://wikileaks. org/cable/2009/11/09TASHKENT1577.html (Дата обращения: 15.01.2013.)

2 Узбекистан планирует увеличить поставки электроэнергии в Афганистан и Пакистан // Афганистан.^: интернет-сайт. 2011. 18 ноября. URL: http://www. afghanistan. ru/doc/21388.html (Дата обращения: 15.10.2014.)

стане, где активно работают Россия и Китай. Для США запасы нефти и газа республики являются незначительной величиной в общемировых масштабах, а их доставка на западные рынки требует чрезвычайных усилий по созданию дорогостоящей трубопроводной сети в нестабильном регионе.

В области производства золота Узбекистан удерживает за собой 4-е место в мире по запасам1 и 7-е - по уровню добычи. После распада СССР с целью освоения ресурсов руководство республики учредило с одним из крупнейших мировых производителей желтого металла - американской Newmont Mining Corporation - совместное предприятие Zarafshan-Newmont, в котором сторонам принадлежало по 50%. В 2006 г. на фоне обострения отношений с США власти Узбекистана упразднили налоговые льготы для СП и предъявили претензии на 49 млн долл.2, после чего предприятие было ликвидировано судом. В штаб-квартире Newmont в Колорадо действия Ташкента назвали экспроприацией бизнеса3. В дальнейшем узбекское руководство продолжило политику концентрации золотодобывающих активов в руках государства, в частности отстранив в 2011 г. английскую Oxus Gold от золоторудного месторождения «Хандиз».

Иначе складывались отношения Узбекистана с западными партнерами в части добычи урана, по запасам которого страна находится на 7-8-м месте в мире4. Даже после андижанского конфликта они не прерывались с американо-немецкой компанией Nukem - ныне дочерним предприятием североамериканского уранового гиганта Cameco и крупным рыночным посредником между производителями ядерного топлива и электростанциями в Европе, США и Азии. С 1992 по 2012 г. Nukem реализовала более 45,4 тыс. т узбекского урана потребителям в 12 странах

1 Справка по Республике Узбекистан // Министерство экономического развития Российской Федерации: офиц. интернет-сайт. 2014. Март. С. 2. URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/481428cc-6be5-486c-b7dd-22180bb9885b/ Узбекистан.doc?MOD=AJPERES&CACHEID=481428cc-6be5-486c-b7dd-22180bb9885b (Дата обращения: 15.10.2014.)

2 В Узбекистане суд признал американо-узбекское СП Zarafshan-Newmont банкротом // Фергана: информ. агентство. 2006. 2 октября. URL: http://www. fergananews.com/news.php?id=3561 (Дата обращения: 15.10.2014.)

3 Newmont announces operations outlook and diamond investment // Newmont Mining Corporation: website. 2006. September 27. URL: http://www.newmont. com/our-investors/press-releases/2006/09272006 (Дата обращения: 15.10.2014.)

4 См.: Справка по Республике Узбекистан. С. 2.

мира1. Эксклюзивным правом на его экспорт компания обладала до 2011 г., когда корпорация Itochu подписала собственный контракт на прямую закупку металла для Японии. Активный интерес к выходу на узбекский рынок урана теперь также проявляют Китай и Индия, поэтому отстоять свои позиции Nukem будет непросто.

Наряду с газом, золотом и ураном ключевым источником поступления твердой валюты в Узбекистан является хлопок. Республика занимает 6-е место в мире по объемам производства хлопка и 3-е по объему его экспорта2. Вывоз хлопка монополизирован государством. Соединенные Штаты, сами относящиеся к крупнейшим мировым производителям хлопка и текстиля, в последние годы призывают ограничить доступ узбекского сырья на западные рынки, на дипломатическом уровне обвиняя Ташкент в использовании детского труда на полях. Под влиянием позиции американской администрации к началу 2013 г. около сотни компаний по производству одежды и торговых сетей в Европе и США, включая H&M, Gap, Walmart, Tesco, Debenhams и др., отказались покупать узбекский хлопок и продукцию из него3. Налицо использование США политических инструментов в целях недобросовестной конкуренции.

В целом, несмотря на отдельные проекты, потенциал торговли США и удаленного от морских путей Узбекистана остается незначительным (135-е место в списке торговых партнеров Соединенных Штатов в 2013 г.)4. Взаимный оборот сторон растет (348 млн долл. в 2013 г.)5, но сильно отстает от показателей России

1 Узбекский Навоийский ГМК и американская NUKEM Inc готовят новое соглашение по поставкам урана // ЦентрАзия: интернет-сайт. 2012. 14 августа. URL: http://www.centrasia.ru/news2.php?st=1344924660 (Дата обращения: 15.10.2014.)

2 Cotton Fact Sheet. Uzbekistan // International Cotton Advisory Committee: website. 2013. September 14. P. 1. URL: https://www.icac.org/econ_stats/coun-try_fact_sheets/fact_sheet_uzbekistan_2011 .pdf (Дата обращения: 15.10.2014.)

3 Kramer A.E. As NATO prepares for Afghan withdrawal, Uzbekistan seeks war's leftovers / Andrew E. Kramer // The New York Times: website. 2013. January 31. URL: http://www.nytimes.com/2013/02/01/world/asia/uzbekistan-wants-natos-leftovers-from-afghanistan.html?ref=uzbekistan (Дата обращения: 15.10.2014.)

4 U.S.-Uzbekistan Trade Facts // Office of The United States Trade Representative: website. 2014. April 1. URL: http://www.ustr.gov/Uzbekistan (Дата обращения: 15.10.2014.)

5 См.: U.S.-Uzbekistan Trade Facts. Office of The United States Trade Representative.

(4,06 млрд долл.)1, а также Китая и Казахстана. Рост во многом обусловлен разовыми крупными контрактами, такими как сделка конца 2008 г. по покупке Ташкентом четырех широкофюзеляжных самолетов Boeing-767 с поставкой в 2012 и 2013 гг. Ключевая статья узбекского экспорта в США - уран. Торговый баланс для РУ резко отрицательный и в 2013 г. сложился на уровне «минус» 294 млн долл.2

Вашингтон традиционно выступает за скорейшее присоединение Узбекистана к Всемирной торговой организации. Республика подала первоначальную заявку в секретариат ВТО еще в декабре 1994 г., но затем фактически «заморозила» переговоры с объединением. Принципы и правила ВТО противоречат жестким ограничительным мерам государства в торговой сфере, которых оно придерживается в последние годы. Официально Ташкент рассматривает процесс вхождения в ВТО как долгосрочный и опасается подрыва национальной автомобильной и текстильной промыш-

3

ленности .

Повторное сближение РУ и США по военно-политическим вопросам на начальном этапе сопровождалось ростом западных инвестиций в узбекскую экономику. По всем признакам этот процесс был простимулирован правительствами государств сверху. Ключевым проектом стало создание в 2008 г. General Motors и узбекским автоконцерном UzAvtosanoat совместного предприятия под названием GM Uzbekistan, мощность - 250 тыс. легковых машин в год (доля американской стороны - 25%)4. Однако впоследствии ежегодные прямые инвестиции США в экономику РУ стали последовательно сокращаться (до 71 млн долл. в 2012 г.)5. В итоге они не приобрели массового характера, на что могли рассчитывать в Ташкенте, и значительно уступают российским:

1 См.: Справка по Республике Узбекистан. - С. 4.

2 См.: U.S.-Uzbekistan Trade Facts. Office of The United States Trade Representative.

3 Узбекистан тщательно взвешивает последствия вступления в ВТО для узбекской экономики // Avesta.Tj: интернет-сайт. 2013. 15 февраля. URL: http://www.avesta.tj/

4 Садыков М. Узбекистан: Монополист «Дженерал Моторс» не удовлетворяет отечественного спроса / Мурат Садыков // EurasiaNet.org: интернет-сайт. 2013. 6 сентября. URL: http://russian.eurasianet.org/node/60277 (Дата обращения: 15.10.2014.)

5 См.: U.S.-Uzbekistan Trade Facts. Office of The United States Trade Representative.

к августу 2014 г. капитальные вложения в РУ компаний из США оценивались в 2,026 млрд долл., из РФ - в 9,147 млрд.1 Активность западных инвесторов сдерживается в том числе и валютными ограничениями, сложными таможенными и административными процедурами, коррупцией и другими подобными факторами, свойственными узбекской экономике.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для поддержки двусторонних бизнес-проектов с 1993 г. в стране действует Американо-Узбекская торговая палата (American-Uzbekistan Chamber of Commerce, AUCC), продвигавшая идею отмены американских санкций против Узбекистана2 и объединяющая такие компании, как Boeing, Nukem, General Electric, General Motors, Lockheed Martin, Rio Tinto, Sikorsky Aircraft, FMN Logistics, Honeywell, Zeppelin International (дилер Caterpillar) и др.3 До своей ликвидации одним из главных спонсоров AUCC был упомянутый выше узбекский холдинг Zeromax. В 1997 г. создана еще одна независимая ассоциация иностранного бизнеса в Ташкенте под названием AmCham Uzbekistan, выполняющая функции представительства влиятельной американской лоббистской группы - Chamber of Commerce of the United States.

ВТО и проекты в сфере безопасности

Узбекистан поддерживает с США тесные военно-политические контакты. Республика заинтересована в американском участии в перевооружении своей армии, в сбалансировании российского влияния в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС) и ликвидации с помощью США базирующихся в Афганистане и Пакистане вооруженных группировок, ведущих борьбу против светского режима в Ташкенте. Вашингтон рассматривает Узбекистан как удобную площадку для размещения военных

1 FDI into Uzbekistan. January 2003 to June 2014 // FDI Markets fromThe Financial Times Limited: website. 2014. August 1. P. 9. URL: http://www.fdire-ports.com/home/fdireports/static/docs/sample_country.pdf (Дата обращения: 15.10.2014.)

2 Silverstein K. Is Pentagon in Bed with «Queen of the Uzbeks»? / Ken Silverstein // Harper's Magazine: websute. 2010. March 25. URL: http://harpers. org/blog/2010/03/is-pentagon-in-bed-with-queen-of-the-uzbeks/ (Дата обращения: 15.10.2014.)

3 AUCC Member Companies and Nonprofit Organizations // American-Uzbekistan Chamber of Commerce: website. URL: http://www.aucconline.com/static. php?content_id=14 (Дата обращения: 15.10.2014.)

объектов и инфраструктуры, обеспечивающих проведение боевых акций в Афганистане и транзит грузов, а также потенциально - как перспективного военно-политического союзника, располагающего крупнейшими в регионе вооруженными силами.

В 90-е годы XX в. импульсами к сближению с Соединенными Штатами для узбекского руководства стали серия террористических атак и продвижение «Талибана» к границам республики на фоне слабости России, которая вела войну на собственной территории, в Чечне1. В 1999 г. Ташкент вышел из Договора о коллективной безопасности и интенсифицировал связи с США.

По договору октября 2001 г. Узбекистан передал в пользование американцам авиабазу Ханабад близ Карши, получившую индекс «К-2». Объект предназначался для поддержки боевых действий в Афганистане. На базе разместились около 1,5 тыс. американских военных, в том числе «зеленые береты» Пятой группы сил специального назначения, легкая пехота 10-й Горной дивизии из Форта Драм (шт. Нью-Йорк), а также тяжеловооруженные самолеты АС-130, транспортные самолеты С-130Н и С-17, истребители и боевые вертолеты2. Одновременно Соединенные Штаты и НАТО увеличили объем военной помощи Узбекистану.

В самом американском истеблишменте перспективы дальнейшего сближения с Ташкентом расценивались при этом по-разному, что выразилось в борьбе двух взаимоисключающих тенденций во внешней политике США на узбекском направлении. В 2003 г. Конгресс США наложил ограничения на помощь Узбекистану, увязав ее с прогрессом в реформировании режима И. Каримова. Пентагон, в свою очередь, настаивал на углублении сотрудничества с республикой вне зависимости от демократических преобразований и с учетом ситуации в Афганистане3. Двой-

1 Олкотт М.Б. Второй шанс Центральной Азии / Марта Брилл Олкотт; Моск. Центр Карнеги; Фонд Карнеги за междунар. мир. - Москва; Вашингтон, 2005. - С. 7-8.

2 Weisman S.R., Shanker T. Uzbeks order U.S. from base in refugee rift / Steven R. Weisman, Thom Shanker // The New York Times: website. 2005. July 31. URL: http://www.nytimes.com/2005/07/31/international/31uzbek.html?_r=0 (Дата обращения: 28.10.2014); Американские базы в Средней Азии // Коммерсантъ. 2005. 1 августа. № 140/П (3224). C. 9.

3 О конфликте военных и политических интересов США в РУ см.: Central Asia and the transition in Afghanistan // A Majority Staff Report Prepared for the Use of the Committee on Foreign Relations United States Senate. 2011. December 19. P. 3, 7-9. URL: http://www.foreign.senate.gov/publications/download/central-asia-and-the-

ственность позиции США особенно ярко проявилась в запоздалой и противоречивой реакции Белого дома на кризис в Андижане в мае 2005 г. Расценив подход Вашингтона как нарушение партнерских отношений, Ташкент потребовал вывести американскую военную базу со своей территории. К ноябрю 2005 г. ВС США прекратили все операции с «К-2», перебросив часть персонала в киргизский международный аэропорт «Манас».

В 2006 г. Узбекистан вернулся в ОДКБ. Тем не менее членство в Организации республика по-прежнему рассматривала формально, избегая принимать на себя повышенные обязательства в сфере безопасности, а в 2008 г., после избрания на пост президента Соединенных Штатов Б. Обамы, пошла на новое сближение с США. По результатам активных консультаций сторон в 2008 г. была сформирована новая повестка дня, включающая два центральных пункта - открытие Узбекистаном коридоров для снабжения американских войск в Афганистане (путем присоединения к Северной сети поставок) и участие США в перевооружении и подготовке узбекской армии и силовых структур.

Транзит нелетальных грузов НАТО в Афганистан (ГСМ, стройматериалы, небронированные транспортные средства, инженерные конструкции, продукты питания) по своей территории Узбекистан разрешил в апреле 2009 г. Обладая наиболее удобной инфраструктурой, примыкающей с севера к Афганистану, республика стала играть в ССП роль ключевого звена. Через нее прошли два из трех маршрутов, открытых в рамках Сети, аккумулирующие до 85-95% всех грузов ССП1. Пика узбекский транзит достиг после того, как в ноябре 2011 г. доступ Пентагону к своим коммуникациям временно закрыл Пакистан. В результате к началу 2013 г. около 70% всех грузов для группировки США в Афганистане транспортировалось через ССП . Пропорционально возросла

transition-in-afghanistan2 (дата обращения: 28.10.2014); Люпис А. Свобода выражения уже не так важна / Алекс Люпис // Committee to Protect Journalists: интернет-сайт. 2005. С. 2. URL: http://www.cpj.org/attacks05/lang/AttacksPressRussian 2005.pdf (Дата обращения: 28.10.2014.)

1 Lee G. The New Silk Road and the Northern Distribution Network: A Golden road to Central Asian trade reform?: Occasional Paper Series: Central Eurasia Project / Graham Lee; Open Society Foundations. 2012. October. № 8. P. 13-15.

2 Tilghman А. Pakistan war supply routes still not fully open / Andrew Tilghman // Military Times: website. 2012. December 4. URL: http://www.military-times.com/article/20121204/NEWS/212040313/Pakistan-war-supply-routes-still-not-fully-open (Дата обращения: 15.01.2013.)

роль Ташкента в реализации стратегии Белого дома на афганском направлении. Пентагон существенно увеличил также закупки продовольствия и потребительских товаров в Узбекистане для нужд американской и афганской армий (до 105,9 млн долл. в 2012 г.) .

Вместе с тем перевозки через Узбекистан для американцев оказались сопряженными с рядом серьезных проблем. С февраля 2011 г. «Узбекские железные дороги» стали взимать за транспортировку одного контейнера в ИРА 2 тыс. долл.2, что в 8 раз больше пошлины, которую удерживал Пакистан с автомобильной фуры3. Ташкент установил обременительные правила оформления грузов, требующие согласования Министерства обороны, МИДа, МВД, СНБ, таможенной и пограничной служб. Периодически блокировал трассы по политическим мотивам и вследствие неприспособленности местной инфраструктуры. Необоснованные преимущества получили транспортные компании, имеющие поддержку в высших эшелонах власти республики4. В результате после возобновления в феврале 2013 г. работы пакистанского маршрута Пентагон резко пересмотрел планы загрузки ССП в сторону уменьшения. Уже в середине 2013 г. через Узбекистан проследовало не более 4% американских грузов из Афганистана5. Весной 2014 г. на перевозках сказалось также ухудшение отношений США с Россией в результате украинского кризиса и риск полного отказа Москвы от участия в ССП.

В дополнение к сухопутным коммуникациям администрация Б. Обамы при посредничестве Южной Кореи в мае 2009 г. добилась открытия воздушного канала снабжения через узбекский аэропорт Навои. В отличие от киргизского Манаса, использовавшегося американцами до июля 2014 г., соглашение по Навои допускало транзит исключительно небоевых грузов, запрещало присутствие американских военнослужащих, заход военной авиации

1 Kucera J. Turkmenistan big beneficiary of Pentagon money while Uzbekistan lags / Joshua Kucera // EurasiaNet.org: website. 2012. December 3. URL: http://www. eurasianet.org/node/66248 (Дата обращения: 5.10.2014.)

2 Lee G. Op. cit. - P. 19.

3 Felbab-Brown V. Stuck in the Mud. The Logistics of Getting Out of Afghanistan / Vanda Felbab-Brown // Foreign Affairs: website. 2012. July 18. URL: http://www.foreignaffairs.com/articles/137785/vanda-felbab-brown/stuck-in-the-mud (Дата обращения: 15.01.2013.)

4 См. подробнее: Попов Д.С. Участие стран Центральной Азии в снабжении американских войск в Афганистане. - С. 66-69.

5 Там же.

США и прямое воздушное сообщение с Афганистаном1. Такие условия снижали привлекательность объекта для логистических служб Пентагона, в результате чего в 2011-2012 гг. реконструированный терминал был загружен только наполовину проектной мощности в 110 тыс. т2.

Также, по сообщениям прессы августа 2012 г.3, между США и Узбекистаном прошли переговоры о возможном создании на территории республики складов для ответственного хранения американской техники и вооружения вблизи границ Афганистана, которое могло бы быть быстро расконсервировано и переброшено в зону конфликта в случае обострения там обстановки (практика создания подобных складов применялась мериканским командованием в Кувейте при выводе войск из Ирака в 2011 г.).

В целом интенсивность использования Пентагоном узбекского коридора, в том числе воздушных гаваней и складов, в дальнейшем будет во многом зависеть от того, сохранят ли США постоянные военные базы в Афганистане и как будут складываться их отношения с Исламабадом.

Другим направлением сотрудничества в области безопасности стало участие Соединенных Штатов в подготовке и оснащении узбекских силовых ведомств. Узбекистан располагает крупнейшими по численности военизированными формированиями в регионе: личный состав вооруженных сил оценивается в 67 тыс. человек, внутренних войск и национальной гвардии - в 20 тыс.4 На вооружении находится преимущественно техника советского производства, доставшаяся республике после распада СССР от Туркестанского военного округа.

1 Кучера Д. По Северной сети поставок вывозится из Афганистана лишь 4% американских военных грузов / Джошуа Кучера // EurasiaNet.org: интернет-сайт. 2013. 26 июня. URL: http://russian.eurasianet.org/node/60168 (Дата обращения: 26.06.2013.)

2 См. данные официального веб-сайта аэропорта Навои: Uzbekistan Airways: Международный аэропорт Навои: интернет-сайт. 2013. 10 апреля. URL: http://www.navoi-airport.com/ru/#ru/content/cargo_service/introduction/ (Дата обращения: 10.04.2013.)

3 U.S. base deployment in Uzbekistan will dent Russia's influence in Central Asia - general // Global Research: website. 2012. August 25. URL: http://www.global-research.ca/u-s-military-base-in-uzbekistan-to-counter-russia-in-central-asia/32484 (Дата обращения: 29.10.2014.)

4 The Military Balance 2012 / International Institute of Strategic Studies. 2012.

P. 291.

Выступая в январе 2013 г. по случаю Дня защитников Родины, президент И. Каримов подчеркнул, что приоритетом Ташкента останется «переоснащение ВС современными видами вооружения и техники», для чего «необходимо существенно улучшить и расширить масштабы международного военно-технического сотрудничества с зарубежными странами-партнерами»1. В это же время газета «New York Times» сообщила со ссылкой на официальных лиц НАТО, что представители Узбекистана в обстановке закрытости обратились к США, Германии и Великобритании с предложением оплатить вывод войск через республику техникой и вооружением. По данным газеты, в Вашингтоне в январе 2013 г. прошли соответствующие консультации с американским правительством2.

По просочившимся в западную прессу отрывочным сведениям узбекская сторона проявила интерес к широкому спектру современных и технически сложных вооружений и амуниции, включая миноискатели, бронежилеты, спутниковое навигационное оборудование, приборы ночного видения, стрелковое оружие, а также хорошо зарекомендовавшие себя в Афганистане колесные бронемашины с усиленной минной защитой (MRAP), ударные вертолеты и «беспилотники»3.

В феврале 2013 г. Госдепартамент официально известил Конгресс о том, что США поставят Ташкенту часть из указанного выше оборудо- вания, которое не пригодно для «репрессий против мирного населения», в частности беспилотные летательные аппараты некоторых модификаций4. (по сведениям американского информагентства «Eurasianet», малые разведывательные БПЛА)5. Инициативу Вашингтона поддержала Великобритания, министр

1 Кучера Д. Узбекистан: Каримов предостерегает о «соперничестве внешних сил» в Центральной Азии / Джошуа Кучера // EurasiaNet.org: интернет-сайт. 2013. 17 января. URL: http://russian.eurasianet.org/node/59814 (Дата обращения: 29.10.2014.)

2 Kramer A. As NATO prepares for Afghan withdrawal, Uzbekistan seeks war's leftovers.

3 Ibid. 2013. 1 марта. URL: http://russian. eurasianet.org/node/59912 (Дата обращения: 29.10.2014.)

4 Кучера Д. Узбекистан: На Капитолийском холме обхаживают Каримова / Джошуа Кучера // EurasiaNet.org: интернет-сайт.

5 Кучера Д. США и Россия нагнетают напряженность между Узбекистаном и сопредельными государствами? / Джошуа Кучера // EurasiaNet.org: интернет-сайт. 2013. 28 марта. URL: http://russian.eurasianet.org/node/59975 (Дата обращения: 29.10.2014.)

обороны которой Ф. Хаммонд подтвердил планы по передаче Узбекистану в счет оплаты транзита грузовиков «Leyland DAF» и запчастей к «Land Rover», стоимостью 700 тыс. долл.1

При этом, как показало обсуждение в Конгрессе, в американском внешнеполитическом истеблишменте сложилась мощная группа сторонников «жесткой линии» на превращение Узбекистана в полноценного военного союзника по типу Саудовской Аравии2. По свидетельству одного из них, республиканца от штата Калифорния Д. Рорабахера, возглавляющего в палате представителей профильный подкомитет по странам Европы, Евразии и новым угрозам, узбекское руководство и лично И. Каримов готовы к такому развитию событий и «дали ясно понять, что предпочли бы заменить все свое бывшее советское вооружение... на американское»3.

По мнению американских экспертов, Ташкент, долгое время находившийся под западными санкциями, привлекает в сделке с НАТО возможность получить в свое распоряжение оружие и оборудование нероссийского производства с тем, чтобы меньше зависеть от Москвы в случае вооруженного конфликта с соседями из-за воды или границы4. Стремление завладеть таким оружием отчасти объясняет и решение РУ приостановить участие в ОДКБ в 2012 г.

Однако по косвенным признакам переговоры Ташкента и Вашингтона по вопросу о передаче военной техники затянулись и продвигаются трудно. В апреле 2014 г. Д. Седни (заместитель помощника министра обороны США в 2009-2013 гг.) назвал приоритетными кандидатами на получение наиболее востребованных

1 UK to bring Afghan equipment home via Uzbekistan // Dawn: website. 2013. February 14. URL: http://www.dawn.com/news/785824/uk-to-bring-afghan-equipment-home-via-uzbekistan (Дата обращения: 29.10.2014.)

2 Видеозапись выступления Д. Рорабахера на слушаниях в Палате представителей Конгресса США на тему «Угроза вооруженного исламизма в Евразии» (Joint Subcommittee Hearing: Islamist militant threats to Eurasia: [videos] // The House Committee on Foreign Affairs: website. 2013. February 27. URL: http://foreig-naffairs.house.gov/hearing/joint-subcommittee-hearing-islamist-militant-threats-eurasia (Дата обращения: 29.10.2014.)

3 См.: Joint Subcommittee Hearing: Islamist militant threats to Eurasia.

4 Kramer A. As NATO prepares for Afghan withdrawal, Uzbekistan seeks war's leftovers.

броневиков класса МЯЛР Афганистан, Пакистан и Индию, умолчав об Узбекистане1.

Другим приоритетом для узбекского руководства остается использование потенциала Соединенных Штатов в борьбе с террористическими группировками, преследующими цель силового смещения светского режима в республике и ранее вытесненными в Афганистан и Пакистан. Военная кампания Пентагона в ИРА снизила опасность новых ударов со стороны таких организаций, как «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ) и «Союз исламского джихада» (СИД), ответственных за крупные теракты в узбекских городах в 1999, 2004 и 2009 гг. По распространенным американцами сведениям, примкнувшее к талибам ИДУ понесло крупные потери в результате боев с западной коалицией, в частности были уничтожены лидеры движения - Т. Юлдашев и Дж. Намангани.

Ценность для республики представляет внешнеполитическая поддержка США международных антитеррористических инициатив Ташкента, в частности включение Госдепартаментом ИДУ (2000) и СИД (2005) в американский и международный перечень зарубежных террористических организаций и распространение на них санкций ООН. Также стороны проявляют интерес к информационному взаимодействию по линии спецслужб. Выступая перед Конгрессом весной 2013 г., глава Центрального командования генерал Дж. Мэттис объявил о намерении начать более широкий обмен разведданными с «доверенными партнерами» в ЦА и прежде всего Узбекистаном на систематической основе2.

По ряду признаков стороны проводят и совместные оперативные мероприятия. В июле 2011 г. гражданин Узбекистана был арестован в Соединенных Штатах с просроченной студенческой визой по обвинению в сотрудничестве с ИДУ и в планах покушения на президента Б. Обаму. Позднее он признал вину и был осужден в 2012 г. Два других этнических узбека арестованы в США в 2012 г. по обвинению в сотрудничестве с СИД. Интересно, что

1 Schogol J. Pakistan, Afghanistan, India want leftover US MRAPs / Jeff Schogol // Defense News: website. 2014. April 1. URL: http://www.defensenews.com/ article/20140401 /DEFREG04/304010030/Pakistan-Afghanistan-India-Want-Leftover-US-MRAPs (Дата обращения: 29.10.2014.)

2 Кучера Д. США намерены расширять обмен разведывательной информацией со службами национальной безопасности стран Центральной Азии / Джошуа Кучера.

ранее один из них получил в Америке статус беженца, скрываясь от преследований узбекских властей после событий в Андижане. Он был задержан в аэропорту при попытке примкнуть к террористическому подполью за границей1.

Дополнительно США реализуют в Узбекистане программы подготовки кадров для силовых ведомств (двустороннее соглашение о расширении военных образовательных обменов и тренингов подписано в августе 2009 г.). Осуществляют проекты по техническому оснащению границы и правоохранительных структур: в 2012 г. наладили автоматизированную систему дактилоскопической информации, в 2013 г. профинансировали закупку оборудования для пограничных и таможенных органов (16,2 млн долл.) и строительство пограничного комплекса «Лябоб» (6 млн долл.)2.

Многие из названных проектов традиционно увязаны с требованием реформирования правоохранительной системы и спецслужб по западному образцу, раскрытием информации о них и нацелены на работу в зонах потенциальных этнических и приграничных конфликтов. По этой причине узбекские власти, в частности, не поддержали продвигаемую американской администрацией Центральноазиатскую антинаркотическую инициативу (САС1), предполагающую создание под патронатом США сети обособленных антинаркотических подразделений в республиках ЦА.

* * *

Таким образом, несмотря на сохраняющееся после андижанского кризиса взаимное недоверие, Соединенным Штатам и Узбекистану удалось восстановить высокий уровень сотрудничества, прежде всего в военно-политической сфере. Относительно символическое значение, демонстрирующее настроения узбекского руководства, имело открытие в столице республики в июне 2013 г. регионального представительства НАТО, на которое возложены задачи по укреплению практической кооперации Альянса со странами ЦА.

1 Nichol J. Uzbekistan: Recent Developments and U.S. Interests. 2012. August 3. - P. 13.

2 США выделят свыше $16 млн на переоборудование узбекской таможни и погранвойск // Avesta.Tj: интернет-сайт. 2013. 9 апреля. URL: http://www.avesta. tj/security/17737-ssha-vydelit-svyshe-16-mln-na-pereoborudovanie-uzbekskoy-tamozhni-i-pogranvoysk.html (Дата обращения: 29.10.2014.)

Однако прогнозировать динамику дальнейших взаимоотношений сторон сейчас крайне сложно, поскольку они будут зависеть от двух факторов неопределенности, в последние годы постоянно присутствующих в узбекской политике.

Во-первых, от того, кто займет президентское кресло в Ташкенте после И. Каримова (род. в 1938 г.). В политической прессе и экспертных кругах ЦА распространена мысль, что среди наиболее часто упоминаемых претендентов на роль преемника Вашингтон устроил бы финансист и первый вице-премьер правительства Узбекистана Р. Азимов, имеющий на Западе имидж реформатора1. Хотя нельзя исключать, что подобные материалы тиражируются политическими противниками самого Р. Азимова.

Во-вторых, от того, как будет складываться ситуация в Афганистане, сохранят ли и в каком объеме Соединенные Штаты военное присутствие в этой стране. В мае 2014 г. президент Б. Обама заявил о планах США к началу 2015 г. сократить американскую группировку в ИРА до 9,8 тыс. человек, в течение 2015 г. урезать ее еще наполовину, сосредоточив персонал на базах в Кабуле и Баграме, и полностью вывести к концу 2016 г., как это было сделано ранее в Ираке2. В случае, если анонсированные планы будут доведены до конца, программы военно-технического сотрудничества США в РУ неизбежно ждет пересмотр.

«Проблемы национальной стратегии», М, 2015 г., № 1 (28), с. 74-90.

1 Кокорин А. США избрали Рустама Азимова следующим президентом Узбекистана / Андрей Кокорин // Zamondosh: интернет-сайт. 2012. 20 декабря. URL: http://zamondosh.blogspot.com/2012/12/blog-post_2530.html (Дата обращения: 15.10.2014); Бейлис М., Кислов Д. Вице-премьер правительства Узбекистана Рустам Азимов: Преемник или «козел отпущения»? / Максим Бейлис, Даниил Кислов // Фергана: информ. агентство. 2012. 10 декабря. URL: http://www.ferga-nanews.com/articles/7568 (Дата обращения: 15.10.2014.)

2 Statement by the President on Afghanistan / Office of the Press Secretary // The White House: offic. website. 2014. May 27. URL: http://www.whitehouse. gov/the-press-office/2014/05/27/statement-president-afghanistan (Дата обращения: 29.10.2014.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.