Научная статья на тему 'Музыкальные аспекты социальной идентификации в молодёжной среде'

Музыкальные аспекты социальной идентификации в молодёжной среде Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
635
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЁЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА / ПОСТМОДЕРНИЗМ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / YOUTH SUBCULTURES / OWN IDENTIFICATION / NO FORMAL COMMUNITY / POSTMODERN / MUSICAL PREFERENS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Таниева Гульнара Маратовна

Рассматриваются социокультурные факторы, влияющие на формирование музыкальных предпочтений в молодёжной среде как основание социальной идентификации молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC EXPRESSION OF SOCIO-CONDITION YOTH STYLE

In the article investing connect of socio-culture conditions of Russian history with forming structure of modern russian youth community in our time, as a foundation of social identification.

Текст научной работы на тему «Музыкальные аспекты социальной идентификации в молодёжной среде»

Социология и социальная работа 86 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2011, № 1 (21), с. 86-93

УДК 316.346.32-053.6

МУЗЫКАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ

© 2011 г. Г.М. Таниева

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

Татеуа [email protected]

Поступила в редакцию 2.12.2010

Рассматриваются социокультурные факторы, влияющие на формирование музыкальных предпочтений в молодёжной среде как основание социальной идентификации молодёжи.

Ключевые слова: молодёжная субкультура, постмодернизм, музыкальные предпочтения, идентификация.

Можно ли процессы социальной идентификации, складывающиеся в молодёжной среде, выразить в музыкальной форме? Являются ли музыкальные молодёжные предпочтения существенными для того, чтобы стать предметом социологического анализа общего процесса социальной идентификации? В статье представлена попытка ответить на эти вопросы.

В России в 60-70-е годы XX века происходили изменения, связанные с зарождением культурных предпосылок постиндустриального общества [1, с. 240]. Это выражалось, в частности, в том, что интеллигенция и городская молодёжь стремились к достижению целей своего личностного развития и поэтому духовная сфера жизни получала приоритет над материальной, однако складывающаяся новая духовная культура, приобретая относительную автономию, развивалась в противоречии с социальнополитическими факторами, что вело к возникновению её неповторимой формы. В частности, её возрастающая автономность позволяла импортировать культурные ценности западных стран особенно эффективно через музыку, а не через литературу и другие формы культуры. За последние десятилетия такая форма заимствования усиливается, что стало одной из причин кризиса культуры российского общества в целом, привело его к вестеризированному типу.

Между тем на определённом историческом этапе была реальная альтернатива традиционной системе ценностей внутри самого общества. И всё же вестернизация произошла. Главная причина этой новой ситуации - медленный, но всё же рост благосостояния и ощущение безопасности, которое создавалось патерналистским характером государства, поэтому граждане не воспринимали культуру в качестве собственной

культуры, снимая с себя ответственность за дальнейшую её судьбу. В результате общество столкнулось с кризисом социальной идентичности и снижением уровня социальной ответственности, достигшим критического порога в молодёжной среде.

Подобного рода процессы протекали и в других социалистических странах. В итоге сложился процесс дезидентификации граждан этих стран, вынужденных резко менять свою политическую ориентацию или страну проживания.

Что же произошло? Произошло то, что культурный фактор, сниженная роль которого была для всех очевидна, привёл к общему процессу деструктурации общества, к складыванию новых форм культуры, характер которых ещё только обнаруживал себя, выражая себя, в частности, через музыку. В этом случае вспоминается высказывание Питирима Сорокина о том, что общий дух культуры всегда выражен её музыкальной составляющей [2, с. 53].

В результате смены генераций начала 80-х годов в Восточной Европе поколение, состоящее из музыкально выраженных, свободных «личностей», приходило на смену «организованному» поколению, ориентированному на участие в массовых политических движениях и партиях. Можно сказать, что восточноевропейское общество первым дало миру образец «человека постмодерна», опередив Запад, который двигался к той же цели иным путем, через длительное наращивание уровня материального благосостояния и расширение гражданских свобод личности [3, с. 120]. В условиях постиндустриализма центр тяжести развития общества и человека смещается в сферу свободного времени и межчеловеческого общения. Это означает, что труд из средства существования и общест-

венного служения превращается в способ индивидуальной самореализации [4, с. 174]. Постмодерн в определенном смысле «возвращает» человека обществу, но обществу особому, где доминирующую роль играет уже не материальное производство, не политика, а личное творчество и духовно-культурная эволюция индивидов. Возникает «общество индивидов» или «индивидуализированное общество» [5, с. 68].

В Восточной Европе благодатной почвой для этого общества стала городская интеллигенция, выросшая на «преимущественно, культурном и идеологическом феномене, но не экономическом и технологическом, как на Западе». Восточноевропейский «постматериалист» отличался от западноевропейского своим критицизмом по поводу способов функционирования политической системы. Именно он, в конечном счете, привел Восточную Европу к «бархатной» смене общественной системы в 1989 году и победе «модернистов новой формации».

На протяжении последней трети ХХ века у современной российской молодёжи формируется новая система ценностных ориентаций, часто выходящая за границы существующих институциональных норм. Противоречие между стремлением молодёжи реализовать свой потенциал и консерватизмом государственных институтов социализации приводит к новым формам социальных изменений. Условия жизни в большом городе, например в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, создают предпосылки для объединения молодежи в небольшие группы, выступающие основой создания новых субкультур, в том числе музыкальных, включающих в себя формы коллективного сознания и общие понятия о социокультурных ценностях. Основная форма существования таких групп - «тусовки», формирующиеся на основе общих интересов и общего городского пространства. Тусовки становятся формой объединения молодежи, инструментом её социокультурной идентификации, находясь вне сферы влияния (образовательного, воспитательного) государства и общества.

Между тем, по мнению отечественных социологов М. Аркадьева, Т. Чередниченко, А. Со-хора и других, сегодня идея сознательной политической самоидентификации в современной молодёжной среде не связана, как раньше, в 60-е годы, с рок-музыкой [6]. Рок в 90-е годы потерял свой протестный характер. Факт приватизации в сфере культуры повлёк за собой «расширение» других ценностей, поэтому сегодня говорить о самоидентификации в политике с помощью музыки проблематично. Музыка стала выполнять другие идентфикационные функции,

переходя в духовную область, что соответствует её природе в большей мере, чем выполнение ею политической миссии. Рок-музыка, родившаяся в 60-е годы XX века наряду с поэзией, философией и другими мировозренческими формами молодёжного движения, осталась существенной частью духовного процесса, способствующего интеграции культур Старого и Нового света. Видимо, этим объясняется то, что в книге В. Конена «Третий пласт» рок-музыка соотнесена с социально-историческим контекстом становления новых жанров, который автор обозначил понятием «третий пласт» [7, с. 33].

В какой же мере и форме современная молодёжь использует музыку в качестве способа идентификации? Можно ли сказать, что та или иная молодёжная группа может стать носителем новых оппозиционных идей и действий? Чтобы ответить на эти вопросы, сделаем небольшое отступление.

Один из важных вопросов, который возникает перед исследователями, - это вопрос о соотношении современных западных и отечественных молодежных субкультур [8]. Часто отечественные хиппи, панки, рэйверы, рэперы или стиляги представлялись следствием копирования западных образцов. Разумеется, было бы неправильным отрицать влияние западных субкультур на самоидентификацию российской молодёжи. Однако появление молодёжных субкультур в российском обществе было связано ещё и с тем, что акселерация молодых людей сопровождалась резким возрастанием длительности периода их социализации и самоидентификации, иногда до 30 лет, что было вызвано необходимостью увеличения времени на получение образования и профессиональную подготовку, соответствующую требованиям эпохи. Юноша (или девушка) рано взрослели по своему психофизиологическому развитию, но по социальному статусу еще долгое время не принадлежали к миру взрослых. Одним из способов идентифицироваться и повысить собственный авторитет среди сверстников было создание музыкальной группы либо активное в ней участие, что на начальном этапе не выходило за пределы денежных возможностей среднестатистического жителя крупного мегаполиса. Кроме того, участие в той или иной молодёжной субкультуре позволяет выделиться из общей, «безликой» массы с помощью таких атрибутов, как одежда, слэнг, стиль поведения и музыкальные пристрастия. Это объясняется тем, что музыка имеет сложную структуру.

Если рассматривать музыку как социокультурное явление, функционирующее, в частно-

сти, в молодёжном сообществе, то в ней можно выделить три основных элемента: социум, психологию и стиль [9, с. 7, 33, 186]. В молодёжной музыке социальный контекст неотделим от феномена противостояния официальной и неофициальной культур, есть выражение музыкального протеста. Протест, направленный против расизма, колониализма, тоталитаризма, мог быть выражен открыто, а мог приобретать изысканно-эзотерические, скрытые формы. Так сформировался новый, особый тип музыкальной культуры, немыслимый в прошлом. С психологической точки зрения эта культура стремится расширить границы общественного сознания, перешагнуть порог возможного и дозволенного. Стилистически она отличается от существующих ранее традиций в музыке: это, например, мелодичный эмо-рок с энергичной подачей звука и чертами панк-рока или готический минорный рок.

Это привело к тому, что в середине 90-х годов XX века снижение уровня социальной ответственности, рост благосостояния отдельных социальных слоёв, процессы приватизации в сфере культуры, в том числе молодёжной, наметившаяся тенденция к гомогенизации молодёжной музыки в связи с развитием мультимедийных и электронных средств коммуникации обусловили распространение таких молодёжных музыкальных субкультур, как рэйв и рэп. Рэйв и рэп входят в полистилистическое субкультурное пространство, получившее название хип-хоп культура. Её приоритеты -брейк-дэнс как форма танца и пластики тела, граффити как вид особого настенного рисунка, экстремальные виды спорта. У этого сдвига в духовной жизни, вызвавшего появление новых музыкальных форм, есть своё историческое объяснение, связанное с ориентацией на развитие индивидуальности человека, а не на выражение политических настроений.

То же самое происходит и с другими музыкальными жанрами, например транскультурой. Это музыкальное направление не относится к андеграунду. Транс-музыку слушают и играют во всем мире от Японии до Англии, но при этом она остается «terra incognita». С чем связана её популярность? С музыкальной точки зрения её звучанию присуща некоторая отстранённость, гармоническая «размытость», образная индифе-рентность. Это электронная музыка, создаваемая с помощью компьютерных техник. В её языке нет протестного начала, она помогает обрести состояние спокойной внутренней сосредоточенности личности, идентифицируется в сознании людей всех возрастов с утончённым

музыкальным вкусом и неконфликтным мировосприятием. Транс - это феномен современной музыкальной культуры, связанный с идеологией постмодернизма, сконцентрированной в среде массовой городской интеллигенции, отличающейся своим неконфликтным критицизмом.

В начале XXI века усиливается негативная тенденция в музыке, вызванная коммерциализацией молодёжной культурно-досуговой сферы. Её целью является извлечение прибыли, особое значение имеет мода, центром формирования которой являются молодёжные клубы. Их социальная функция - создание коммуникативной площадки для молодёжи, нацеленной на формирование «модных» жанров в музыке и нового стиля жизни. Объясняется это тем, что «наблюдаемые среди молодёжи негативные тенденции в значительной мере являются следствием снижения роли государства в художественной жизни общества. За последние десятилетия заметно выросла сеть государственных театров, концертных организаций, музеев и т.д., а в общем объеме контактов населения с искусством доля, связанная с этими учреждениями, сократилась, так как негосударственный сектор рос быстрее. Это означает, что государственные учреждения культуры меньше стали влиять на художественное и в целом духовное развитие жителей России. Сам по себе подобный процесс закономерен, но государство не вправе оставаться в стороне от него» [10, с. 146]. Разумеется, управлять развитием музыки государство не может так, как управляет экономикой. Управление культурой имеет свои принципы и средства. Но для этого музыкальные процессы в обществе надо изучать, в том числе социологически. При этом важно руководствоваться общим положением, выраженным таким образом: «Государственная культурная политика не может ограничиваться одним госсектором, следует искать пути влияния на всю художественную жизнь в стране. Ведь только государство способно ее упорядочить, а всякое плавание без руля и без ветрил неизбежно заканчивается катастрофой... Самыми эффективными рычагами управления являются, конечно, не запретительные, а поощрительные меры: материальная и моральная поддержка деятельности учреждений и организаций искусства, отдельных лиц, создающих подлинные художественные произведения и заботящихся о духовном развитии населения. Причем следует поощрять не только работающих в государственном секторе художественной жизни, но и в негосударственном тоже, оказывая тем самым влияние и на свободное предпринимательство» [11].

Таблица 1

Музыкальные предпочтения молодежи, в %

Какую музыку предпочитаешь слушать? Юноши 34 чел. Девушки 71 чел.

классическая 26.4 29.6

рок 52.8 45

джаз 8.8 15.5

попса 14.7 21.1

электронная 14.7 19.7

андеграунд 17.6 11.3

любая 32.4 32.4

Однако музыкальные вкусы и предпочтения социологами редко изучаются, особенно с помощью опроса. Слишком сложным и тонким представляется объект - музыка и её усвоен-ность. Но мы всё-же рискнём провести такое исследование. При этом предметом для нас будут не эстетические вкусы молодёжи сами по себе, а социокультурные факторы формирования музыкальных предпочтений. С этой точки зрения вряд ли можно согласиться с утверждением, что «социальные действия студентов должны интерпретироваться как действия, имеющие своим смыслом получение образования, а не эстетического впечатления или навыка» и что «говорить о студентах, как о группе, имеющей те или иные эстетические предпочтения, не имеет смысла» [12, с. 66]. Любая эстетическая форма, в том числе музыкальная, как показали многочисленные исследования А.Ф. Лосева, своё содержание обретает в социальной жизни, в оформлении её духовных элементов, поэтому сама по себе уже является «жизненной формой». Поэтому студенческая группа имеет не только социальную идентификацию как группа людей, получающая образование, но и духовную идентификацию, выраженную эстетическими и моральными чертами. Именно в силу этого обстоятельства фигура студента всегда привлекала художников, писателей в качестве предмета изображения. Достаточно вспомнить произведения русских художников (И. Репина, Н. Ярошенко) и писателей (И. Тургенева, Ф. Достоевского, Л. Толстого, М. Горького и др.).

В нашем опросе участвовали учащиеся и студенты. Опрашиваемые - девушки (их оказалось больше в силу объективных причин) и юноши: старшеклассники, студенты средних и высших учебных заведений (также в неравных пропорциях), принадлежащие к одному

поколению. Большая часть из них закончила обучение в средней школе и ведет активную студенческую жизнь, которая сказывается на их личностных установках, в том числе на музыкальных. Всего было опрошено 105 человек - выборка небольшая, но для нашей цели достаточная.

При анкетировании преследовались следующие цели:

- выявление музыкальных вкусов и интересов старшеклассников и студентов;

- определение факторов, оказывающих наибольшее влияние на формирование их музыкальных вкусов и потребностей;

- выяснение роли занятий музыкой членов семьи в формировании музыкальных вкусов молодёжи;

- раскрытие потребности в общении с музыкой.

В соответствии с этими целями, анкета состояла из трёх частей: первый блок — паспор-тичка, в которой указывается возраст, пол, учебное заведение. Второй блок посвящен вопросам музыкального образования и воспитания учащегося, его музыкальным пристрастиям, а также выявлению обстоятельств, при которых студенты предпочитают слушать любимую музыку (в т.ч. предпочитаемый телеканал). Третий блок вопросов посвящен выявлению влияния музыкальной составляющей на социокультурные аспекты жизни студента и потребность в дальнейшем музыкальном обучении и музыкальном творчестве. В результате исследования мы выявили также музыкальные предпочтения молодёжи (см. табл. 1).

Опрошенные юноши и девушки могли давать более одного ответа. Из таблицы 1 видно, что юноши и девушки предпочитают рок остальным музыкальным стилям. На втором месте

- классическая музыка. Электронную, популяр-

Таблица 2

Различия музыкальных предпочтений, в %

Какую музыку предпочитаешь слушать? Школа 10 чел. Техникум 18 чел. ВУЗ 77 чел.

классическая 20 11.1 33.8

рок 100 5.6 49.3

джаз 10 11.1 14.2

попса 10 0 24.7

электронная 0 0 24.7

андеграунд 20 0 15.6

любая 50 27.8 32.5

Таблица 3

Факторы, влияющие на формирование музыкальных предпочтений, в %

Где проводишь свободное время? Юноши Девушки Школа Техникум ВУЗ

С однокурсниками 41.1 38 30 11.1 45.5

В музыкальной группе 5.9 5.6 10 16.7 3.9

С членами семьи 23.5 29.6 100 5.6 3.1

На улице со сверстниками 32.4 15.5 50 5.6 16.9

Таблица 4

Технические средства прослушивания музыки, в %

С помощью каких тех. средств слушаешь музыку? Юноши Девушки Школа Техникум в ВУЗ

плэйер 82.4 55 100 22.2 71.4

компьютер 76.5 74.6 100 27.8 79.2

ОБ 20.6 21.1 30 16.7 20.8

винил 5.9 9.8 0 5.5 10.4

ную и джаз-музыку чаще слушают девушки. Андеграунд предпочитают юноши.

Из таблицы 2 видно, что музыкальные предпочтения различны у школьников и студентов. Все опрошенные школьники отдают предпочтение року. Большинство учащихся техникумов слушает любую музыку, особенно джаз и классику, рок на втором месте. Студенты вуза предпочитают рок (49.3%), на втором месте -классика (33.8%), на третьем - популярная и электронная музыка (по 24.7%), на четвертом месте - андеграунд.

Одним из важных факторов, влияющих на формирование музыкальных предпочтений, яв-

ляется то, где и в каком окружении проводят юноши и девушки свободное от учёбы время (см. табл. 3).

Учитывая, что свободное время старшеклассники проводят с членами семьи (49% опрошенных школьников), а студенты с однокурсниками (52%), можно сделать вывод, что музыкальные предпочтения передаются через неформальное общение со сверстниками и близкими родственниками. Необходимо учесть, что большинство опрошенных слушает музыку с помощью компьютера и плэйера - техники, благодаря которой полюбившиеся музыкальные образцы можно легко передавать друг другу по

Таблща З

Места для прослушивания музыки, в %

Где предпочитаешь слушать музыку? Юноши Девушки Школа Техникум ВУЗ

В транспорте 70.5 49.3 80 11.1 б3.7

Дома в уединении 70.б 71.9 100 33.3 72.8

Во время пробежек или тренировок 29.4 2б.8 40 0 32.5

В кафе или клубе 41.2 29.б б0 5.б 23.4

На концертной площадке 20.б 18.3 20 5.б 18.2

Таблща б

Влияние семьи, в %

Занимаются родители Занимается брат (сестра) Гитара Синтезатор Другой (фортепиано, духовые, ударные)

Юноши 17.7 11.8 2б.5 8.8 9.4

Девушки 28.2 22.5 23.9 15.5 11.3

Школа б0 40 50 40 30

Техникум 1б.7 11.1 22.2 33.3 0

ВУЗ 22 18.1 22 5.2 3.7

e-mail или с помощью беспроводного blue tooth (см. табл. 4).

Из таблицы видно, что все опрошенные отдают предпочтение компьютеру и плэйеру. CD на третьем месте, винил - на четвертом. Следовательно, места для прослушивания музыки выбираются в соответствии с техническими средствами: дома и в транспорте (см. табл. 5).

Это свидетельствует о незначительной роли музыкальных концертов и фестивалей для молодёжи и, следовательно, социальнополитической роли музыки в процессе идентификации молодого поколения, но стремлении к духовной самоидентификации с помощью музыки.

В кафе или клубе музыку слушают в основном юноши, в том числе школьники. Клуб - это единственная предпочитаемая большинством опрошенных музыкальная концертная площадка, где музыка звучит в записи, без участия живых музыкантов; следовательно, в клубе нет атмосферы соучастия и сочувствия исполняемой вживую музыке, а значит, нет чувства единения, имеющего социально-политическое значение. Из предпочитаемых музыкальных каналов были названы MTV, Муз-ТВ и A-one - самые доступные и наиболее коммерциализированные на телевидении.

На вопрос «Был(а) ли ты на рок-фестивалях или другой музыкальной тусовке?», а также «Относишь ли ты себя к какой-либо молодёжной музыкальной субкультуре?» большинство ответило отрицательно. Только около 11% посещало рок-фесты и 14% идентифицирует себя с определённой молодёжной субкультурой. Следовательно, старшеклассникам и студенческой молодёжи совсем не близки коллективные проявления музыкальных пристрастий, что свидетельствует о личностном, почти интимном отношении к процессу прослушивания музыки и отсутствии желания идентифицировать себя с какой-либо молодёжной субкультурой. Следовательно, сегодня можно говорить лишь о музыкальных предпочтениях молодёжи как о способе культурной идентификации, имеющей внутриличностную, индивидуальную направленность. Таким образом, эмпирические данные и выводы подтверждают нашу гипотезу о том, что идентификация в современной культуре приобретает духовноиндивидуальную направленность. Хотя все опрошенные положительно относятся к тем, кто любит слушать то же, что и они.

Примечательно, что активность в освоении музыкального инструмента (в т.ч. гитары - 26 чел. и синтезатора - 14 чел.) проявляет около 50% опрошенных. Большинство из них занима-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ется самостоятельно, остальные берут индивидуальные уроки или обращаются за помощью к друзьям. Этот факт свидетельствует о стремлении к более углублённому, но индивидуальному восприятию музыки, к желанию лично приобщиться к творческому процессу музицирования, и, как следствие, получить новый источник своего духовного развития.

Кроме прочих условий, конечно, присутствует и семейный фактор: у 29.5% юношей и 50.7% девушек кто-то из родственников (родители, брат или сестра) занимается музыкой (см. табл. 6).

Каковы же потребности в общении с музыкой у молодёжи и насколько они велики?

Большинство респондентов не планирует связать свою жизнь с музыкой (40.9%), 28.57% ответили «возможно». На третьем месте ответ «не думал(а)» (21.9%), остальные 7% - планируют. Это не удивительно, так как для удовлетворения потребности в профессиональных музыкальных занятиях необходимо наличие определённых условий: способностей (призвания), возможностей (времени и денег), мотивации (в виде перспективы).

Опрос показал, что важным фактором, оказывающим наибольшее влияние на формирование музыкальных вкусов и потребностей молодёжи, на первое осознанное обращение молодого человека или девушки к музицированию, является прежде всего общение со сверстниками, особенно среди студентов, и распространение доступных звуковоспроизводящих устройств: мобильных телефонов с большими возможно-стиями для скачивания и воспроизведения музыки, i-pod, mp-3 плейеров, компьютеров и ноутбуков; определенную роль также играют музыкальные занятия близких родственников и присутствие в кругу общения человека, владеющего музыкальным инструментом. По мнению респондентов, владение музыкальным инструментом или умение петь является важным качеством личности для привлечения внимания или общения с другими людьми (79% положительных ответов).

В результате нашего исследования по уровню самоидентификации мы выявили три разные группы по отношению к музыке: сформировавшиеся «знатоки»; эклектичные потребители с определёнными музыкальными предпочтениями; несформировавшиеся любители - те, кто слушает всё подряд. Такая социальная дифференциация имеет своё объяснение. Оно, в частности, в том, что коммерциализации и повышению доступности прослушивания музыки в условиях информационного общества, ведущим к

снижению её уровня, можно противопоставить только настоящую заинтересованность и качественные музыкальные предпочтения, которые формируются и развиваются при наличии трёх условий:

1) ориентации на «продвинутых» в музыке сверстников или родственников;

2) мотивированной заинтересованности индивида или группы в занятиях музыкой;

3) создании на государственном уровне молодёжных учреждений и институтов, мотивирующих и развивающих музыкальную составляющую молодёжной культуры.

Таким образом, сегодня можно говорить об изменении характера музыкальных предпочтений молодёжи. Можно утверждать, что молодёжь стремится к духовной самоидентификации с помощью музыки. В гораздо меньшей степени можно говорить о социально-политических формах этой идентификации. Объясняется это тем, что возникла новая социокультурная ситуация, предполагающая свободную культурную деятельность людей как в пределах государственного сектора, так вне его, влияющая на развитие молодёжной культуры и музыкальных предпочтений молодёжи. Кроме того, приватизация и коммерциализация в сфере музыкальной культуры, с одной стороны, и ограниченные возможности государственных институтов, предназначенных для воспитания и развития творческих способностей молодёжи, с другой стороны, способствовали усреднению, снижению качества музыкальных предпочтений, отсутствию экспертных знаний о музыке у молодёжи. Наконец, массовизация музыки посредством мультимедийной и высокотехнологичной звуковоспроизводящей аппаратуры ведёт к возникновению индивидуального потребления музыкальной продукции, в неподходящем социокультурном контексте, но важном для отдельной личности.

Список литературы

1. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002. 390 с.

2. Сорокин П.А. Дальняя дорога. Автобиография. М.: Московский рабочий, 1992. 630 с.

3. Коровицына Н.В. Восточноевропейский путь развития: социокультурные контуры. М.: Алгоритм, 2003. 285 с.

4. Вопросы социальной теории. 2010. т. IV: Человек в поисках идентичности / Под ред. Ю.М. Резника и М.В. Тлостановой. М.: Ассоциация «Междисциплинарное общество социальной теории», 2010. 528 с.

5. Элиас Н. Общество индивидов. М.: Праксис, 2001. 336 с.

6. Аркадьев М., Чередниченко Т. Беседы о постсовременности // Музыкальная академия. 1998. № 1. С. 3-12.

7. Конен В. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века. М.: Музыка, 1994.

8. Верная А. Субкультуры [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://www.subcult.ru/

9. Сыров В. Стилевые метаморфозы рока или путь к третьей музыке. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1997. 210 с.

10. Семенков В.Е. Рецензия на книгу: Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни людей. Кон-

кретно-социологические исследования искусства в России второй половины XX века. История и методология // Социологические исследования. 2002. № 4. С. 146-149.

11. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовное развитие личности // В диапазоне гуманитарного знания. Сборник к 80-летию профессора М.С. Кагана. Серия «Мыслители». Вып. 4. [Электронный ресурс]. -htpp://anthropology.ru/ru/text/fokht-babush/kagan_26.html.

12. Есаков В. А. Культура постиндустриального города // Справочник руководителя «Учреждения культуры». 2008. № 1.

MUSIC EXPRESSION OF SOCIO-CONDITION YOTH STYLE G.M. Tanieva

In the article investing connect of socio-culture conditions of Russian history with forming structure of modem russian youth community in our time, as a foundation of social identification.

Keywords: youth subcultures, own identification, no formal community, postmodern, musical preferens.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.