СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ
ЮЛ. Воробьев, ИН. Милорадова
Аннотация. В статье показано современное состояние музыкальной культуры студентов сельскохозяйственной академии. Авторы показывают проблемы её формирования.
Ключевые слова: музыка, музыкальная культура, студент сельскохозяйственной академии.
ФГОУ ВПО «Курская ГСХА» - один из крупнейших сельскохозяйственных вузов Центрального Черноземья. Воспитательная работа с обучающимися в академии - неотъемлемая часть процесса качественной подготовки специалистов - проводится с целью формирования у студентов гражданской позиции, сохранения и преумножения у них нравственных, культурных и научных ценностей в современных условиях, выработки навыков конструктивного поведения на рынке труда. Целью воспитательной работы в академии является развитие и реализация потенциала студенческой молодежи в интересах России. С этой целью в вузе работает факультет дополнительных профессий. Студенты имеют возможность развивать свои способности и таланты в 12 студиях и кружках, 15 спортивных секциях. Широко известны и любимы в Курске такие коллективы академии, как студия бального танца «Грация», вокальный квартет «Бриз», студия эстрадного танца «Арт-дэнс»
Организация воспитательной работы в вузе требует координации деятельности подразделений и общественных объединений академии, содействия в устранении дублирования и определения ее основных направлений. Только в этих условиях возможно создание оптимальной социокультурной воспитывающей среды, направленной на творческое самовыражение студентов. С этой целью необходимо регулярно проводить социологический мониторинг состояния воспитательной работы в вузе. Такие мониторинговые исследования способствуют принятию эффективных управленческих решений в социально-культурной жизни, воспитательной работе академии, оптимизации учебного процесса за счет создания банка информации по материалам социологических опросов. Результаты могут служить основой для разработки предложений и рекомендаций по совершенствованию системы внеучебной работы, её кадровое обеспечение, подготовка методической и нормативной документации; для создания системы морального и материального стимулирования преподавателей и студентов, активно участвующих в организации внеучебной работы; для обеспечения координационного, перспективного и текущего планирования воспитательной работы и её реализации на факультетах и в вузе в целом; для подготовки методической и нормативной документации по организации внеучебной работы, в том числе досуга и быта студентов в общежитиях вуза.
Главным мотивом обращения к социологическим исследованиям является потребность располагать как можно более обширной и актуальной информацией, отражающей те стороны и нюансы жизнедеятельности учебного заведения, которые подчас скрыты от "внешнего глаза", но которые требуется учитывать в практике социального управления. В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных, методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: полу-
чить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления [2].
В процессах организации воспитательной работы образовательного учреждения в большей мере используются прикладные исследования, которые призваны дать информацию для выработки рекомендаций, подготовки и принятия управленческих решений, способных повысить эффективность воспитательной работы, в том числе работы по формированию музыкальной культуры будущих специалистов сельского хозяйства.
Сегодня становится актуальным анализ роли музыки в структуре духовной жизни будущего специалиста сельского хозяйства, а также музыкальной культуры как фактора формирования общечеловеческих ценностей у молодежи в современной социокультурной ситуации. Актуальность данного исследования определяется усиливающимися в экспоненциальном режиме музыкальными потоками. Отсюда приобщение студента сельскохозяйственной академии к высокому музыкальному искусству в процессе социализации и инкуль-турации является необходимым условием развития музыкальной культуры страны. Именно будущие специалисты сельского хозяйства, которые обучаются в высшем учебном заведении, способны выступить не только хранителем музыкального наследия народа, но и вдохнуть новую струю в музыкальную жизнь села. В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи: раскрыть место и роль музыкальной культуры в духовной жизни современного студенчества; рассмотреть её в системе факторов, влияющих на формирование у молодого поколения ценностно-нормативных систем.
В ходе проведенного исследования среди студентов сельскохозяйственной академии было опрошено 250 человек в возрасте от 18 до 23, из них 48% проживают в областном центре и городах областного подчинения (Курчатов, Железногорск, Льгов, Обоянь), 22% в районных центрах и 30% в поселках городского типа, населенных пунктах сельской местности. Из опрошенных 58% - юноши, а 42% - девушки. Исследование показывает, что с уровнем музыкального образования основные социально-демографические характеристики - возраст и пол студента - не коррелируют, место проживания коррелирует незначительно. Так, среди студентов, проживающих в сельской местности или поселках городского типа, не имеют никакого музыкального образования 85%) против 70%) среди студентов, проживающих в городах и райцентрах.
Отметим, что искусство во всех своих формах среди факторов, влияющих на взгляды и убеждение человека, по мнению опрошенных студентов СХА, заняло 8 место из 13 позиций. На это указало около 13 % респондентов, что сопоставимо с такими факторами, как участие в общественной жизни (16%) и работа (15%). При ответе на вопрос: «Ваши любимые виды искусства?» - на первое место молодые люди поставили кино (67,8%>) и музыку (67,4%), на второе - литературу (23,6%>), а на третье - театр (20,3%), далее - живопись (12%>), архитектура (7,5%).
Для молодого человека музыка - это, прежде всего, средство расслабиться, отвлечься от обыденных проблем, а также то, что поднимает настроение. Слушая музыку, молодой человек, как правило, расслабляется и размышляет, грустит и радуется, учится и бездельничает, созидает и разрушает. Отметим, что отношение к
музыке как фону усиливается среди студентов, проживающих в областном центре и городах областного подчинения: если среди студентов, выходцев из сельской местности, такое отношение характерно для 6% опрошенных, то уже среди студентов, живущих в городе, отношение к музыке как фону разделяют 18%. А отношение к музыке как к тому, что заставляет задуматься о смысле жизни, напротив, возрастает, что свидетельствует о более значимой роли музыки в жизни студента, постоянно проживающего в сельской местности.
Все представители молодёжных групп основным видом проведения досуга называют общение с друзьями (75%). И далее в молодёжных группах идут такие формы проведения досуга, как прослушивание музыки (36%), времяпрепровождение в кругу семьи (30%), занятия спортом (29%), посещение дискотек, клубов (29%). Но отметим, что студенты, выходцы из сельской местности, в сравнении со студентами - жителями городов, больше предпочитают прослушивание музыки (41%) против 30%), а последние посещение дискотек и клубов (30%) против 26%).
Как показывают результаты, в системе досуговой деятельности студентов Курской СХА превалируют формы, которые направлены не на творческое и духовное развитие, а на отдых, развлечения, рекреацию, причем не требующие больших материальных затрат (пассивный отдых, просмотр телепередач, слушание радио). Второй предпочитаемой формой досуга студенческая молодежь назвала музыку.
Среди основных источников музыки: записи, радио, телевидение, концерты, клубы - молодые люди отдают предпочтение прослушиванию записей и слушанию музыки, транслируемой по радио.
Можно предположить, что именно распространение записей является основой стихийного приобщения студентов к музыке. Главное в этой форме в том, чтобы каждый молодой человек более избирательно регулировал свои музыкальные вкусы. Музыкальная коллекция большинства респондентов обновляется более 1 раза в месяц. 50% ежемесячно приобретают несколько новых музыкальных альбомов. Среди основных источников получения интересующих музыкальных произведений в свою фонотеку были названы 73% опрошенными скачивание из Интернета при помощи компьютера или мобильного телефона с определенных музыкальных сайтов, 57% указали, что музыкальные произ-
ведения в свою фонотеку получают в результате обмена с друзьями. При этом оказывается, около трети (29%) из опрошенных делятся друг с другом музыкальными файлами, передавая их по Bluetooth. Тем самым молодые способствуют музыкальному пиратству и, собственно, сами осуществляют незаконное распространение музыки.
Вторым по популярности каналом трансляции музыки является радио. Самым популярным из них является радиостанция «Европа Плюс». Радио "Европа Плюс" - это музыка и еще раз музыка: лучшие хиты последних десятилетий. И очень короткие новости. "Европа Плюс" с первых дней существования не касалась политики и продолжает строго следовать этому принципу. И этим она привлекает студентов сельскохозяйственной академии.
Пожалуй, нет ни одного исторического музыкального стиля, который бы так или иначе не отразился в пестром музыкальном калейдоскопе XX столетия. В этом отношении столетие стало рубежным. Все, что накапливали предыдущие века развития музыки, и все своеобразие национальных музыкальных культур вдруг сделалось всеобщим достоянием. Все они существуют раздельно, обращаясь к разным слушателям. Именно через массовую культуру молодой человек познает современные музыкальные стили и направления.
В связи с этим, не менее важное значение для формирования личности молодого человека имеют музыкальные пристрастия (таблица 1).
Анализ отношения студентов СХА к музыкальным жанрам подтверждает, что ведущее место у них занимает развлекательная музыка: танцевальная и зарубежная эстрадная. Сегодня наблюдается пристрастие студентов к легкому жанру, который является частью массовой культуры, а высокая музыкальная культура (классическая, народная и др.), которая играет большую роль в формировании общечеловеческих ценностей, у студенческой молодежи часто не востребована. У большинства студентов срабатывает закон влияния «толпы»: «Что слушают другие, то буду слушать и я». Выбор тех или иных ценностей связан чаще всего с групповыми стереотипами ("принцип селёдки в бочке") достаточно жёсткого характера - несогласные сильно рискуют пополнить ряды «лохов» - «отверженных», «не интересных», «не престижных» людей с точки зрения
Частота слушания музыки
Нравится данная не реже 2-3 не реже 1 не реже чем 1 раз в месяц Не нравится Не слушаю вооб-
музыка раз в неде- раза в неде- данная музыка ще
лю лю
танцевальная музыка 69 55 10 10 17 25
зарубежная эстрадная музыка 56 48 10 10 22 32
рэп, хип-хоп 47 39 10 12 33 39
классическая 47 13 10 27 27 50
электронная музыка 40 30 10 13 38 47
русский шансон 37 22 10 22 40 46
отечественная эстрадная музы-
ка 33 30 10 18 35 42
отечественный рок 30 21 7 13 47 59
зарубежный рок 30 19 10 11 46 60
ретро 28 12 8 20 44 60
джаз, блюз 20 8 5 16 46 71
народная, этническая музыка 20 6 4 21 47 69
металл, хард-рок, панк-рок 17 14 4 11 65 71
бардовская (авторская) песня 18 10 5 16 48 69
Таблица 1- Распределение ответов респондентов на вопрос: «Скажите, пожалуйста, какая музыка, какие музыкальные направления Вам приходится слушать в вашей повседневной жизни и как часто?
«толпы», обычно равняющейся на некий идеал - «круто-го(ую)» (иногда в лице лидера данной группы).
Танцевальная музыка помогает поднять настроение, она легко запоминается, в ней бьется пульс нашего времени. Сегодня танцевальная музыка пишется специально для массовых дискотек — рейвов с выступлением ди-джеев, редко артистов, где каждый может почувствовать мощную энергетику музыки.
Большинство опрошенных молодых людей привлекает хип-хоп, рэп. Музыка хип-хопа состоит из двух основных элементов: рэпа (ритмичного речитатива с чётко обозначенными рифмами) и ритма, задаваемого ди-джеем, хотя нередки композиции и без вокала. С конца 1990-х из уличного андеграунда, имеющего остросоциальную направленность, хип-хоп постепенно превратился в часть музыкальной индустрии, а к середине первого десятилетия нынешнего века субкультура стала «модной», «мэйнстримной». Однако, несмотря на это, внутри хип-хоп немало деятелей всё ещё продолжают его «основную линию» — протест против неравенства и несправедливости, оппозицию к власть предержащим. Многие из них сравнивали жизнь афроаме-риканцев в гетто с тяжелыми временами в России, чаще всего речь шла о суровых 90-х. Стили очень схожи с западными, но русский хип-хоп имеет совсем другую историю, более лиричные отступления. В настоящее время хип-хоп получил достаточно широкое распространение среди молодёжи.
Отметим еще и такие особенности музыкальных пристрастий студентов, влияющих на процесс становления личности молодого человека Во-первых, молодые люди слушают различную музыку, выбирая её под настроение. Как правило, если надо о чём-то подумать, то это классика песни, если чем-то заняты руки, то это зарубежный или отечественный рок; современная эстрадная музыка и т.д. Во-вторых, продолжается «вестернизация» (американизация) музыкальных интересов студенческой молодежи. Образцы народной, классической, роковой музыкальной культуры вытесняются схематизированными, стереотипными образцами массовой культуры, ориентированными на достижение стандартов "американского образа жизни", в его самом примитивном и облегченном воспроизведении. Весгернизацией массового молодежного сознания во многом обусловливается отсутствие в музыкальной культуре этнокультурной самоидентификации Почти половина опрошенных студентов СХА (47%) не воспринимают народную, этническую музыку, даже выходцы из сельской местности.
Народная музыка воспринимается большей частью студентов как анахронизм. Между тем именно этническая культура является цементирующим звеном социокультурной преемственности. В силу этого без этнокультурной самоидентификации невозможно формирование и развитие у подрастающего поколения глубоких позитивных чувств к истории, традициям своего народа. определяющим направлением формирования общечеловеческих ценностей является народная музыка. Человечество донесло до нашего времени наиболее самобытные и талантливые произведения народного искусства. Яркие художественные образы, четкая композиция, изобразительные средства языка народных песен способствуют глубокому восприятию детьми нравственно-этических ценностей, отразивших представления народа о духовной красоте, культуре.
Но в то же время вокруг продолжает звучать музыка эстрадная, развлекательного характера, которая исполняется на эстраде, по радио и телевидению. Не только народную и классическую музыку, но и популярные в студенческой среде музыкальные направления
отходят на второй план. Это свидетельствует о том, что необходимо искать новые пути в пропаганде лучших образцов народного и классического музыкального наследия. Важная роль в этом процессе на современном этапе принадлежит СМИ, средствам рекламы и PR (паблик рилейшнз). На наш взгляд, необходимо преодолевать односторонность музыкальных предпочтений студентов, т.е. «коэффициент однообразия». Повысить уровень культуры студента не может одно какое-либо музыкальное направление. Необходимо их разнообразие, воплощающих гуманистические ценности, которые влияют на формирование личности молодого человека. К сожалению, снижение критериев в оценках выпускаемой в свет «музыкальной продукции» такой, как эстрадные шоу, производство и реализация ком-пакт- дисков с циничными текстами и др., обуславливают снижение общего уровня культуры.
Безусловно, внутренним источником интереса к музыке являются потребности индивида, но образовательная среда учебного заведения, воздействуя на индивида, тем самым определяет конкретный вид и форму реализации его естественных предпочтений. Интенсивность же интереса связана с его углубленностью в пределах одного вида деятельности: это проявляется в частоте или регулярности занятий (слушает классическую музыку или только «модную» эстрадную), в предпочтении отдельных тем и жанров. Углубленная эмоциональная отзывчивость юношеского возраста только при достижении определенной гармоничности восприятия и осмысления с достаточно разумными и самостоятельными оценочными суждениями может дать позитивный эффект. Но сегодня досуговая самореализация молодёжи осуществляется, как правило, вне образовательного учреждения и относительно заметно обусловлена воздействием лишь Интернет - наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия
Таким образом, музыкальная культура может обеспечить целостность личности студента в условиях, когда немало факторов научно-технического и социального развития разрушают эту целостность, отрицательно влияют на психику человека, мешают достижению его счастья. Урбанизация, искусственная среда обитания отрывают человека от природы; убыстряющийся ритм жизни нарушает его физическое и психическое равновесие. Музыкальная культура берет на себя функцию адаптации к динамически изменяющейся среде, а формирование духовных интересов приводит к развертыванию и развитию интеллектуальных, эстетических и эмоциональных потребностей, которые удовлетворяются музыкой. Поэтому задача образовательного учреждения способствовать тому, чтобы такие духовные потребности развивались.
Список использованных источников
1 Курская государственная сельскохозяйственная академия: официальный сайт / Режим доступа URL http://www.kgsha.ru/site, свободный.
2 Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. — 3-е изд., испр. — М.: Омега-Л, 2007. — 567 с.
Информация об авторах
Воробьёв Юрий Лукъянович, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии ФГОУ ВПО «Курская ГСХА», тел. (4712) 53-15-05.
Милорадова Ирина Николаевна, соискатель Белгородского государственного университета.