Научная статья на тему 'Хип-хоп культура как средство социокультурной анимации и молодежной работы'

Хип-хоп культура как средство социокультурной анимации и молодежной работы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1378
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГ / МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНАЯ РАБОТА / УЛИЧНАЯ И МОБИЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АНИМАЦИЯ / ХИП-ХОП КУЛЬТУРА / РЭП-МУЗЫКА / ХИП-ХОП-ФЕСТИВАЛЬ / ФЛЕШМОБ / LEISURE / YOUTH / YOUTH WORK / STREET OR MOBILE SOCIAL WORK / SOCIO-CULTURAL ANIMATION / HIP HOP CULTURE / RAP MUSIC / HIP HOP FESTIVAL / FLASH MOB

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тесленко Александр Николаевич

В статье анализируются контексты социокультурной анимации и молодежной работы в популярной среди современной молодежи субкультуры хип-хоп. Статья исследует культурное изменение молодежных публичных практик, таких как музыкальные фестивали, флешмобы и др., превратившийся сегодня в бренд массовой работы с молодежью. Хип-хоп культура рассматривается как компенсаторное средство молодежной агрессии, профилактики девиантного поведения молодежи; она перемещает молодежную работу из официальных структур, ведомств непосредственно в микросоциум, на улицу. Уличная социальная работа с молодежью выводит молодежную работу на новый уровень организационной деятельности, знаменуя поворот от «культурно-просветительской работы» к идее социокультурной анимации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hip hop culture as means of sociocultural animation and youth work

Contexts of sociocultural animation and youth work in popular among modern youth belonging to hip hop subculture are analysed. The article investigates cultural change of youth public the practice, such as musical festivals, flash mobs, etc., which have turned today into a brand of mass work with youth. Hip hop culture is considered to be compensatory means of youth aggression, prevention of youth deviant behaviour; it moves youth work from official structures, departments directly to micro-societas, into the urban street. Street social work guides youth work into a new level of organisational activity, marking transition from "cultural and educational work" to the sociocultural animation idea.

Текст научной работы на тему «Хип-хоп культура как средство социокультурной анимации и молодежной работы»

УДК 316.37

Тесленко Александр Николаевич

доктор педагогических наук, доктор социологических наук, профессор, Центр ювенологических исследований, г. Астана, Казахстан

teslan@rambler.ru

ХИП-ХОП КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АНИМАЦИИ

И МОЛОДЕЖНОЙ РАБОТЫ

Статья подготовлена и финансируется из средств государственного научного гранта Комитета науки МОН Республики Казахстан по проекту ИРН АРО5132539

В статье анализируются контексты социокультурной анимации и молодежной работы в популярной среди современной молодежи субкультуры - хип-хоп. Статья исследует культурное изменение молодежных публичных практик, таких как музыкальные фестивали, флешмобы и др., превратившийся сегодня в бренд массовой работы с молодежью. Хип-хоп культура рассматривается как компенсаторное средство молодежной агрессии, профилактики девиантного поведения молодежи; она перемещает молодежную работу из официальных структур, ведомств непосредственно в микросоциум, на улицу. Уличная социальная работа с молодежью выводит молодежную работу на новый уровень организационной деятельности, знаменуя поворот от «культурно-просветительской работы» к идее социокультурной анимации.

Ключевые слова: досуг, молодежь, молодежная работа, уличная /мобильная социальная работа, социокультурная анимация, хип-хоп культура, рэп-музыка, хип-хоп-фестиваль, флеш-моб.

Молодежь как перспективное состояние определенной исторической эпохи, с точки зрения реляционной концепции времени, является воплощением качественных изменений в поколенческой структуре общества. Перспективы общественного развития социологи пытаются увидеть в нарождающемся новом поколении - поколении Ъ (центениалов), которое уже существенно влияет на социокультурные процессы и формирует новые тренды социального поведения. Вовлеченное в мейнстрим потребительского общества и информационных технологий, центе-ниалы соизмеряет свой жизненный успех разнообразием жизни и удовольствием от нее (установка на гедонизм).

Гедонистические установки отодвигают на задний план социально-значимую деятельность (учебную, производственную и др.) и акцентируют значимость досуга. В системе ценностей современной молодежи досуг выступает не только как форма социальной коммуникации, цементирующее начало жизнедеятельности современной молодежи, но и стилизированный механизм социализации поколения, со своими нормами, правилами, информационной средой. Модные тренды, транслируемые через СМИ, индустрию развлечений и привносящие в местную среду новый тип социума - альтернативный базовому, формируют новую модель социализации в рамках своеобразных «контр-группы» досуга. И если идентификация личности в рамках формальных групп (студенческая группа, производственный коллектив, семья) ослабевает, то идентификация с группами досуга, напротив, усиливается.

В научном дискурсе достаточно часто понятие «досуг» подменяется понятием «свободное время», т.е. содержание приравнивается к форме (А.В. Малкин, В.Е. Новаторов, В.Н. Орлов, Э.В. Соколов и др.). Анализ научных источни-

ков (Г.П. Орлов, Б.А. Трегубов, Р.И. Бурганова и др.) позволяет нам дифференцировать основные категории в социокультурной сфере:

- досуг - это содержательное наполнение свободного времени разнообразными видами деятельности;

- досуговая деятельность - это разнообразная деятельность в свободное время, направленная на удовлетворение потребностей человека: физиологического, ориентационного, познавательного, эмоционального и другого характера (на основе классификации потребностей К. Обуховского);

- культурно-досуговая деятельность - это до-суговая деятельность, реализуемая через призму культуры, принятой в данном обществе, и направленная на удовлетворение духовных потребностей, самопознание, самоопределение, самовыражение, саморазвитие, самореализацию, совершенствование личности в свободное время;

- социокультурная деятельность в сфере досуга - это культурно-досуговая деятельность, осуществляющаяся через удовлетворение (на основе взаимовлияний с последующей взаимообусловленностью) личностных потребностей и интересов общества в рамках свободного времени.

Иерархия взаимодействия данных понятий, на наш взгляд, удачно отражена в работе Р.И. Бурга-новой (рис.1).

Социально-психологическая природа досуга базируется на чувстве радости и счастья, предполагающее бесконфликтное существование в комфортной среде и безболезненное преодоление ситуационно возникающих жизненных трудностей (coping). С педагогических позиций общественное влияние на досуг современной молодежи предполагает:

- отказ от субъект-объектной установки на положение молодежи в социальной структуре общества и признание за каждым молодым человеком

© Тесленко А.Н., 2019

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

39

! \ - свободное время Щ - досуг

Рис. 1. Взаимодействие понятий сферы досуга [2, с. 34]

его уникальности и самостоятельности как активного субъекта его социализации и развития;

- понимание досуга как формы социальной коммуникации, базирующейся на принципах субъ-ектности и автономизации в принятии решений по организации социокультурных связей;

- учет социальной стратификации как фактора организации социокультурных связей в зависимости от возможностей региона, микросоциума, условий жизнедеятельности, половозрастных особенностей и интересов.

Современное потребительское общество в результате «супериндустриальной революции» [12, с. 3], благодаря широкому выбору материальных благ и культурных достижений, порождает «субкультурный взрыв», направляя молодое поколение к поиску новых идентичностей в сфере досуга [12, с. 4]. Выступая создателем, носителем и хранителем новых субкультурных идентичностей молодые люди находятся в перманентном поиске своего «Я», сознательно идентифицируя себя с «контргруппами», неформальными объединениями и субкультурными трендами. Любое из подобного рода неформальных объединений конструируется через общность интересов, отличительный внешний вид и манеру поведения, сленг, непонятный окружающему большинству.

Ярчайшим примером поиска молодыми людьми своей идентичности является хип-хоп движение. Существует несколько версий возникновения как самого термина «хип-хоп» («hip hop»), так и его лексического содержания. Согласно наиболее распространенной версии, он спонтанно возник на дискотечных площадках в бедных афроамерикан-ских районах Нью-Йорка для обозначения «прыгучести» ритма (прослушивая сэмплы ди-джеи напевали речитатив «хип-хоп/хип-хоп»). Позднее подобного рода ритмичная музыка превратилась в своеобразный музыкально-танцевальный стиль, разительно отличающийся от популярного в середине 1970-х «диско-музыки».

Если ранее стиль «диско», да и дискотека как форма досуга, в США были ориентированы на средний зажиточный класс белых американцев, то «хип-хоп» стимулировал появление общедоступных тапцполов для широких масс «цветной» молодежи. С легкой руки одного из наиболее популярных ди-джеев DJ Kool Here поклонники нового

стиля получили «b-boy» и «b-girls» (сокращение от «break boys/girls» - буквально «парни / девушки, танцующие брейк»). К середине 1970-х годов «break boys/girls» оформились не только как полноценная субкультура с уникальной, ни на что ранее непохожей музыкой, одеждой и образом жизни, но и уникальная форма уличного искусства мегаполиса (андеграунда, особенно, в начале своей истории) состоящая из трех основных составляющих:

1. Живопись/дизайн - «граффити» («Graffity» -«нацарапанные») настенные росписи и рисунки;

2. Танцевальный стиль - «брейк-данс» («break dance») уникальный по своей пластичности и ритмичности танец, которой заложил моду для всей культуры хип-хопа, а также спортивной одежды;

3. Музыкальный стиль - «рэп» («rap») ритмичный речитатив с четко обозначенными рифмами и музыкальным ритмом, задаваемый ди-джеем.

4. Ди-джеинг (от DJ - disk jokej - ведущий программу, составленную из звукозаписей) - техника трансформирования записанной на грампластинку музыку путем проигрывания сразу двух пластинок, изменения скорости их вращения [6, с. 175].

Общество восприняло появление новой субкультуры весьма консервативно, перефразируя «b-boy» («хулиганье») и «b-girls» («уличные девчонки»). Как культура улицы и маргинализирован-ной молодежи городских окраин хип-хоп вербали-зировал социальный протест не только в доступных и специфических культурных формах, но и сугубо криминальных - уличное хулиганство, грабеж, торговля наркотиками и т.п. Развилось целое направление криминального толка внутри хип-хоп движения - гангста-рэп («gangsta rap» - «гангстерский рэп»), который исповедует агрессивно-провокационную идеологию городских окраин, ненормативную лексику и «криминальную» романтику. Но в целом, хип-хоп культура заметно оздоровила обстановку в неблагополучных районах мегаполисов в Америке и многих других регионах мира. Организация социкультурной работы с молодежью на улице в форме «битв» ди-джеев, исполнителей брейк-данса и рэпа позволили в короткие сроки нормализовать криминальную обстановку в неблагополучных районах мегаполисов. Исследователи отмечают снижение общей агрессивности уличных разборок между молодежными группировками, переформатирование отрицатель-

Вестник КГУ Л 2019

40

ной энергии молодежных банд в просоциальные формы досуговой деятельности, которая отвлекала молодежь от наркотиков и алкоголя, т.к. например, занятия брейк-дансом требуют определенной спортивной подготовки и отменного здоровья [9, с. 9]. Другими словами, хип-хоп стал компенсаторным средством молодежной агрессии в духе одного из лидеров хип-хопа Afrika Bambaataa в свое время первым предложившим уличным молодежным бандам «разбираться не стволами, а танцами: кто станцевал хуже, тот проиграл» [13].

В 1975 году Afrika Bambaataa основал (вернее, коренным образом реформировал группировку футбольных фанатов) полурелигиозную организацию, известную как «Zulu Nation» и тем положил начало идеологизации хип-хопа. Задачей «Zulu Nation» (ее филиалы и сегодня работают во многих штатах) было культивирование брейк-данса, рэпа, граффити и других «африканских» искусств -«с целью воспитания в молодежи национальной гордости и отвлечения их от бессмысленной агрессии, преступности и наркотиков» [14].

Благодаря хип-хоп движению молодежная работа переместилась из официальных структур, ведомств непосредственно в микросоциум, на улицу. Тенденции роста криминальной активности молодежи и увеличения числа социально уязвимой молодежи, склонной к противоправному поведению на планете стимулировало быстрое распространение американского опыта уличной молодежной работы практически во всех странах мира.

«Уличная социальная работа с молодежью» (street social work with youth) выводит социальную коммуникацию с молодым поколением на новый уровень организационной деятельности. Она породила новые формы работы с молодежью: предоставление различных альтернативных способов проведения свободного времени по месту жительства, организация спортивно-оздоровительных мероприятий, коррекционная работа в реабилитационных центрах для молодых наркоманов, проституток и других девиантных групп молодежи [4].

Молодежная работа и ее социально-педагогическое обеспечение в области хип-хоп культуры должна учитывать, что новое поколение молодежи, слушающее электро-рэп, танцующее брэйк-данс и занимающееся экстремальными видами спорта, стремится к самовыражению и освоению (интериоризации) окружающего мира в своеобразных субкультурных формах. В условиях всеобщей коммерциализации сферы культурно-досуговой деятельности важно, что в своих некоммерческих формах хип-хоп культура не требует от молодых людей больших финансовых расходов и особой инфраструктуры, тем самым позволяя организовать активный досуг по месту жительства.

Технологически молодежная работа использует методы и приемы социокультурной анимации.

С начала 1960-х годов, когда в Западной Европе стало активно расширяться поле социальной работы с детьми и молодежью - дворы жилых районов приспосабливались для детских площадок, создавались общинные центры молодежи, клубы и другие учреждения для проведения свободного времени - возникла необходимость в специальном термине для обозначения новой профессиональной деятельности. Впервые понятия «аниматор» и «организатор свободного времени» в школе и внешкольных учреждениях возникло во Франции, затем в Великобритании. При этом французское понятие акцентировало внимание больше на культурном аспекте, а английский - на социальном. Постепенно через Европейский совет в Страсбурге и ЮНЕСКО понятие «социально-культурная анимация» получило распространение в других странах ЕС, хотя и сегодня вокруг понимания его сущности ведутся дискуссии [1, с. 229].

Социально-культурная анимация как идея, призванная гуманизировать свободное время населения, определяется западными специалистами как сознательная деятельность, направленная на развитие и изменение социального общения людей, общественных структур и совершенствование условий действий отдельных индивидов и социальных групп в целях более полной реализации потенциала разносторонних человеческих возможностей [1, с. 230]. Социально-культурная анимация является составной часть социальной работы и рассматривается как новая социальная профессия, включающая в себя всю проблематику свободного времени, в том числе проблемы самоорганизации молодежи и молодежного движения. В рамках молодежной политики государства во многих странах ЕС активно функционируют автономные Дома молодежи, Молодежные центры при поддержке неправительственных организаций и непосредственной инициативе самой молодежи. Тем самым социально-культурная анимация вносит свой вклад в формирование социально активной и ответственной личности, ее самоактуализацию и саморазвитие.

С позиции общественной значимости социально-культурная анимация способствует духовному обновлению общества, модернизации общественного сознания, отвечающего вызовам постиндустриальной эпохи и технологическим революциям. Поэтому, на наш взгляд, социально-культурную анимацию логичнее рассматривать не как новую социальную профессию, которая по своему содержанию идентична молодежной работе, а как технологическое обеспечение работы с молодежью. Как технологический компонент молодежной работы анимация расширяет социальную коммуникацию, социальные отношения молодежи, способствуя самореализации и повышению качества жизни молодого поколения.

В зарубежных источниках социально-культурную анимацию рассматривают в узком и широком смыслах. В узком смысле, анимация - это профессиональная деятельность, направленная на раскрытие потенциала личности в многообразных сферах социальной коммуникации. В широком смысле она представляет собой определенную форму социальной работы в различных сферах общественной жизни. С одной стороны анимация (букв: оживление) как метод работы располагает особыми методическими элементами, позволяющими определить, с помощью какого методического знания (ноу-хау) можно добиться развития социально значимых целей. С другой - социально-культурная анимация исходит из принципов партнерства и содержит также нормативные элементы, такие как «участие», «критическая позиция», «инновация», «ориентация потребностей личности» и другие, которые могут гарантировать направленность учебно-воспитательного процесса в русло развития демократических норм жизни.

Сопоставление понятий «социально-культурная анимация» и «молодежная работа» позволил нам выявить их взаимосвязи и сферы влияния (рис. 2). При этом следует отметить, что в социальной сфере значительная часть работы организатора работы с молодежью направлена на осуществление педагогических действий. Именно поэтому молодежная работа в значительной степени является педагогической и требует разнообразных методов воспитания.

Объектом социально-культурной анимации, как технологии молодежной работы, является не только молодой человек и его досуговые установки, но и весь микросоциум, вся сфера социальных и межличностных отношений индивида. Есть основания утверждать, что методы социокультурной анимации могут обеспечить изменения личности (формирование, коррекцию и т.д.), если они не ограничиваются только сферой непосредственного воздействия на личность. Они призваны, прежде всего, вовлечь (включить) молодежь в такую деятельность и в такие межличностные отношения,

которые своим содержанием, ходом и характером участия гарантируют необходимые индивиду и обществу изменения его личности.

Воспитательный характер молодежной работы особенно важен в условиях т.н. «мобильной социальной работы». Возникновение данной формы работы с молодежью связано с потребностью социального контроля над процессами стихийной социализации молодежи, особенно за той частью молодежи, которая несклонна обращаться ни в молодежные центры, ни в структуры молодежного самоуправления, склонная к проявлению девиант-ных и агрессивных форм поведения. К их числу, как правило, относится большинство представителей молодежных субкультур. Цель и принципы социальной работы с этой категорией молодежи, прежде всего, состоят в установлении доверительных взаимоотношений и солидарного взаимодействия, направленных на активную интеграцию молодых людей в жизнь общества, расширение пространства творческой самореализации. Возникнув в местах «тусовок» молодежных группировок в бедных кварталах американских мегаполисов, мобильная социальная работа осуществляет поисковую деятельность по социальной помощи и позитивной ресоциализации этой части молодежи.

Если в США хип-хоп, как модное течение молодежной культуры, изначально сформировалось как контркультура улицы, городских окраин, то на постсоветском пространстве в конце 1980-х годов он сначала получил распространение в основном в среде молодых выходцев из обеспеченных семей крупных городов, завсегдатаев ночных клубов и лишь со временем, к середине 1990-х, приобрел уличный характер.

Став доминирующим направлением молодежной культуры, хип-хоп превратился в заметное явление в жизни молодого поколения, в том числе не связанного с ней напрямую. Широкую популярность в молодежной среде получили массовые танцевальные праздники - событийное действие, обладающее высокой значимостью и опирающееся на танец, как основную форму выражения празд-

Рис. 2. Поле функционирования социально-культурной анимации и молодежной работы

ничных эмоций. Сегодня, как правило, массовый танцевальный праздник проводится в условиях открытого городского или сельского пространства (open air) и предполагет свободное участие в нем больших масс молодежи на добровольной основе. У молодежи эта форма социокультурной анимации получила название флэшмоб, в буквальном переводе значит «вспышка толпы» (англ. flesh -вспышка, миг, мгновение; mob - толпа), всплеск эмоций, радость ощущения себя частью коллектива. Флеш-моб - заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в определенный момент и в определенном общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия и затем расходится. Цель любого флеш-моба - привлечь к себе внимание, удивить всех оригинальностью, самоутвердиться. Во флешмо-бах нашли свое отражение стремление молодежи к свободе от стереотипов социального поведения, свободе самовыражения, к отстаиванию собственных духовных идеалов и социальных установок средствами современной культуры [5, с. 159-160].

Танцевальный флешмоб, как атрибут постмодернистской традиции молодежи, завоевывает все более заметное место в праздничной культуре нашего времени. Организаторам работы с молодежью не стоит игнорировать его воспитательный потенциал, степень воздействия на молодежную аудиторию, вектор которого определяется спецификой праздничного действия, его тематической направленностью, что требует глубокого научного исследования этого феномена, новых методических разработок, помогающих развивать и использовать позитивный опыт работы с молодежью.

В социально-культурном аспекте ценная и более традиционная форма массового танцевального праздника - дискотека. Дискотека является формой продуцирования мира молодежной субкультуры как составной части человеческой культуры, а также ее эмоционально-чувственного компонента. Трудно переоценить ее роль в формировании художественных вкусов молодежи. Будучи социально детерминированным, содержание дискотеки может и должно определяться актуальными общественными отношениями. В психолого-педагогическом аспекте дискотека способствует процессу группообразования, ощущению чувства общности (МЫ), является формой социализации, помогающая самопознанию и обмену духовным опытом между молодыми людьми, влияя на все стороны личности. Обладая способностью группового влияния, дискотека утверждает в молодежной среде стабильные стереотипы поведения. Она удовлетворяет потребность молодых людей в ярких эмоциональных переживаниях и благотворно влияет на их общую жизнедеятельность. Периодическая разрядка накопившегося нервного напряжения, реализующаяся во время дискотеки, - одна из причин

стойкости дискотечной традиции в учреждениях образования и культуры.

Не меньшим, а может и большим, потенциалом обладает другая составляющая хип-хоп культуры - рэп-музыка. В потоке массовой культуры рэп-музыка становится источником норм и образов поведения, средством индивидуальной и массовой психотерапии. Она выполняет в обществе сложные функции адаптации молодых людей к изменениям, «через электрогитары процесс сознания подключается к мировой энергосистеме» [3, с. 5]. И в этом смысле она приобретает качество актуальной культуры, так как представляет собой репрезентативную, наличную культуру - некую ее временную константу, сложное взаимодействие традиций и новаторства, преемственности и изменений. «Чтобы играть Моцарта, надо, прежде всего, научиться играть гаммы. Ничего подобного не требуется от поклонников африканских ритмов, а родители при всем желании не могли бы им дать полезных советов. Все это способствует возникновению особой, резко ограниченной подростковой среды, куда нет доступа старшему поколению. Подразумевается, что существуют вещи, которые пожилые люди просто не способны понять. В результате часть подростков живет в своем собственном заповедном мире» [7, с. 252]. Местом актуализации этого заповедного мира современной молодежи являются музыкальные фестивали.

В числе основных задач музыкальных фестивалей является популяризация и лоббирование музыкальных пристрастий и интересов определенной категории слушателей. Другая важная задача - привлечение талантливой молодежи, самопрезентация и отбор наиболее одаренной части молодых исполнителей. Как правило, они несут в себе и просоци-альные цели первичной профилактики зависимого поведения, связанного с пропагандой здорового образа жизни. К сожалению, в отношении рэп-музыки все значительно сложнее. Во-первых, тот факт, что рэп (напомню, читаемый в рифму текст, а не песня) стала ведущей формой современной популярной музыки говорит, как минимум о кризисе жанра, его глубоком кризисе; во-вторых, содержание большинства рэп-композиций банально сводится к теме секса, употребления наркотиков, асоциального, а чаще всего антисоциального, поведения и криминального образа жизни. На лицо переформатирование музыки улиц, неформалов и бунтарей в рупор криминальной и тюремной культуры [11]. Чтобы противостоять этому необходимо срочно обратить внимание на рэп-исполнителей, которые в своих произведениях пропагандируют высокие общечеловеческие ценности и форматы художественного самовыражения, способные конкурировать с низкопробным контентом рэпа.

Любая акция, будь то рэп-фестиваль или рэп-баттл, базируется на музыке, содержащей в себе

познавательный и позитивный характер, побуждающей к саморефлексии и самовоспитанию.

Общество должно стать активным сторонником развития молодежной музыкальной культуры, а государство и бизнес обеспечить ее развитие в русле просоциальных ценностей. Если в начале века хип-хоп/рэп культура рассматривались как прямое свидетельство американизации молодежного сознания, то сегодня уже не вызывает сомнения ее адаптивность в отношении различных социокультурных систем, в том числе нашей ментальности.

Молодежные хип-хоп коллективы все чаще приглашаются на различные крупные презентации, праздники, форумы. Все чаще на местах группам хип-хопа оказывается поддержка властных структур, неправительственных организаций. Так, Российский союз молодежи успешно реализует программу «ХИП-ХОП старт», широко популярны у молодежи Международные фестивали хип-хоп культуры в Москве, Санкт-Петербурге, Казане, Якутске, Чебоксарах. Акимат Астаны в июне 2018 года, в рамках празднования 20-летия столицы Казахстана, организовал три грандиозных тематических фестиваля Hip-Hop Fest, Rock Fest, Dj Fest (19-25.06), молодежное крыло Республиканской партии «Нур Отан» провел международный турнир по брейк-дансу International Street Dance Session Astana - 2018. Но самым ярким и масштабным событием 2018 года стал Международный фестиваль спорта и музыки KFC BATTLE FEST, прокатившийся по 12 городам России и стран СНГ.

Современные массовые формы молодежного досуга необходимо рассматривать с позиции полифункциональности их воздействия на сознание молодых людей, их самореализацию. Функциональная структура молодежного сознания в сфере культурно-досуговой деятельности выступает как синтез коммуникативной, гедонистической и художественно-эстетической составляющих.

Качественно новый этап развития молодежного досуга и молодежной культуры знаменует поворот от «культурно-просветительской работы» к идее социокультурной анимации. В сфере свободного времени социокультурная анимация характеризуется процессами демократизации технологий организации массовых акций, гласностью и плюрализмом обсуждения и решения острых социальных проблем молодежи, широким участием всех групп молодежной когорты в реализации культурных проектов, программ и мероприятий.

В конце ХХ века, столкнувшись с острыми социально-педагогическими проблемами в воспитании подрастающего поколения, западное общество рискнуло ослабить институциональное давление на молодое поколение, обратившись к постулатам гуманистической психологии, предложив ей контркультуру досуга и гедонизма. Взамен социальной утилизации досуга, как свободного времени

для восстановления жизненных сил для труда или средства формирования «гармонично и всесторонне развитой личности» был выдвинут принцип индивидуализации досуга, приводящий индивида к социально не контролируемой самореализации (с позиций «самоактуализации» А. Маслоу, «самореализации» Э. Фромма). Свобода творчества, ушедшая из официальных институтов социализации, была компенсирована досугом как временем социокультурного творчества - раскованных личностных импровизаций [9].

Риск социальной детренированости, демобилизации поколений несомненно существовал и существует, но он того же порядка, как риск предпринимательства или научного творчества. Соединение нового гуманитарного знания с раскованным индивидуализмом досуга способно в непредсказуемой форме дать не менее впечатляющие результаты, чем те, что в свое время дало соединение технического, естественнонаучного знания со свободной предпринимательской инициативой.

Молодежный досуг должен рассматриваться как специфическая форма социального накопления - инвестиции в гуманистический капитал будущего. Однако, молодежь сопротивляется прямым попыткам утилизировать ее досуг в тех формах, которые необходимы сегодняшнему обществу. Общественно значимой деятельности досуг противопоставляет отчужденные «психогруппы», «тусовки» и т. п. - временные спонтанные сообщества информационного типа, аккумулирующие антропоцентричную информацию, относящуюся к самоутверждению индивидуальности и реабилитации чувственности. Можно предположить, что нонконформизм молодежного досуга есть один из способов прерывания инерции развития личности, которые сегодня встречаются с недоверием, а завтра, не исключено, станут насущными.

Библиографический список

1. Амман Г. Социально-культурная анимация в Швейцарии // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. - М.; Тула, 1991. - Т. 1. - С. 229-237.

2. Бурганова Р.И. Научные основы подготовки социальных педагогов к работе со студенческой молодежью в сфере досуга: дис. ... канд. пед. наук. - Алматы: АГУ, 2001. - 170 с.

3. Вознесенский А. Электрогитаризация всей страны // Рок-музыка в СССР: Опыт популярной энциклопедии. - М., 1990. - С. 3-6.

4. Денисова Н.С., Гизатова И.А. Технологии социальной работы с молодежью // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 125-127.

5. Омельченко Е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? «Молодость»

в публичном пространстве современности // Журнал исследований социальной политики. - 2006. -Т. 4. - № 2. - С. 151-162.

6. Луков В. А. Хип-хоп культура // Энциклопедия гуманитарных наук. - 2005. - № 5. - С. 175-151.

7. Паркинсон Н. Закон миссис Паркинсон // Иностранная литература. - 1972. - № 2. - С. 250-269.

8. Суртаев В.Я. Основные направления самореализации молодежи в условиях досуговой деятельности. - СПб.: Прометей, 1992. - 80 с.

9. Салтанович И.П. Музыка как элемент возрастной субкультуры (преемственность и конфликт поколений): автореф. дис. ... канд. соц. наук. - Минск, 1994. - 19 с.

10. Тесленко А.Н. Культурная социализация молодежи: казахстанская модель. - Саратов; Астана: Изд-во НЦНИИ, 2007. - 370 с.

11. Тесленко А.Н. Молодежная субкультура: Справочник для родителей, желающих лучше понять своих детей. - Астана: ОФ «Центр ювеноло-гических исследований», 2013. - 104 с.

12. Хрулева М.А. Субкультуры как способ межличностной и межкультурной коммуникации. - М., 2005. - С. 3-5.

13. Afrika Bambaataa [Электронный ресурс] // свободная электронная энциклопедия Wikipedia. -US, 2018. - Режим доступа: http://en.wikipedia.org (дата обращения: 14.11.2018).

14. Hip-hop music [Электронный ресурс] // свободная электронная энциклопедия Wikipedia. - US, 2018. - Режим доступа: http://en.wikipedia.org (дата обращения: 14.11.2018).

15. Shapiro Peter, ed. Modulations: A History of Electronic Music. - New York: Caipirinha Productions Inc, 2000. - 192 р.

References

1. Amman G. Social'no-kul'turnaya animaciya v SHvejcarii // Teoriya i praktika social'noj raboty: otechestvennyj i zarubezhnyj opyt. - M.; Tula, 1991. -T. 1. - S. 229-237.

2. Burganova R.I. Nauchnye osnovy podgotovki social'nyh pedagogov k rabote so studencheskoj molodezh'yu v sfere dosuga: dis. ... kand. ped. nauk. -Almaty: AGU, 2001. - 170 s.

3. Voznesenskij A. EHlektrogitarizaciya vsej strany // Rok-muzyka v S S SR: Opyt populyarnoj ehnciklopedii. - M., 1990. - S. 3-6.

4. Denisova N.S., Gizatova I.A. Tekhnologii social'noj raboty s molodezh'yu // Pedagogicheskoe masterstvo: materialy II Mezhdunar. nauch. konf. (g. Moskva, dekabr' 2012 g.). - M.: Buki-Vedi, 2012. -S. 125-127.

5. Omel'chenko E.L. Nachalo molodezhnoj ehry ili smert' molodezhnoj kul'tury? «Molodost'» v publichnom prostranstve sovremennosti // ZHurnal issledovanij social'noj politiki. - 2006. - T. 4. - № 2. -S. 151-162.

6. Lukov V.A. Hip-hop kul'tura // EHnciklopediya gumanitarnyh nauk. - 2005. - № 5. - S. 175-151.

7. Parkinson N. Zakon missis Parkinson // Inostrannaya literatura. - 1972. - № 2. - S. 250-269.

8. Surtaev V.YA. Osnovnye napravleniya samorealizacii molodezhi v usloviyah dosugovoj deyatel'nosti. - SPb.: Prometej, 1992. - 80 s.

9. Saltanovich I.P. Muzyka kak ehlement vozrastnoj subkul'tury (preemstvennost' i konflikt pokolenij): avtoref. dis. ... kand. soc. nauk. - Minsk, 1994. - 19 s.

10. Teslenko A.N. Kul'turnaya socializaciya molodezhi: kazahstanskaya model'. - Saratov; Astana: Izd-vo NCNII, 2007. - 370 s.

11. Teslenko A.N. Molodezhnaya subkul'tura: Spravochnik dlya roditelej, zhelayushchih luchshe ponyat' svoih detej. - Astana: OF «Centr yuvenologicheskih issledovanij», 2013. - 104 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Hruleva M.A. Subkul'tury kak sposob mezhlichnostnoj i mezhkul'turnoj kommunikacii. -M., 2005. - S. 3-5.

13. Afrika Bambaataa [EHlektronnyj resurs] // svobodnaya ehlektronnaya ehnciklopediya Wikipedia. - US, 2018. - Rezhim dostupa: http:// en.wikipedia.org (data obrashcheniya: 14.11.2018).

14. Hip-hop music [EHlektronnyj resurs] // svobodnaya ehlektronnaya ehnciklopediya Wikipedia. - US, 2018. - Rezhim dostupa: http:// en.wikipedia.org (data obrashcheniya: 14.11.2018).

15. Shapiro Peter, ed. Modulations: A History of Electronic Music. - New York: Caipirinha Productions Inc, 2000. - 192 r.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.