Научная статья на тему 'Трансформация пространства российской молодежной субкультуры в 80-90 гг. Хх в'

Трансформация пространства российской молодежной субкультуры в 80-90 гг. Хх в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
844
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХИП-ХОП / HIP HOP / ГРАФФИТИ / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / СУБКУЛЬТУРА / SUBCULTURE / ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / ЦЕННОСТИ / VALUES / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / GRAFFITTI / SELF-EXPRESSION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузовенкова Ю.А.

В статье рассматривается роль хип-хоп культуры в жизни российского подростка 90-х гг. ХХ в. Исследование основано на интервью, проведенных автором статьи с людьми, увлекавшимися этим направлением современного искусства в указанный период. Материалы интервью позволяют говорить о том, что хип-хоп стал источником культурной идентичности, формой творческой самореализации и средством преобразования наличной социокультурной реальности для части российской молодежи. В рамках кросскультурного анализа выделяется общее и различное в функциях хип-хоп культуры в США и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE PLACE OF RUSSIAN YOUTH SUBCUL-TURE IN 1980s-1990s

The article explores the role of hip hop culture in the lives of Russian teenagers in 1990s. The research presented here is based on the interview conducted by the author, with the re-spondents who were passionate about this contemporary musical style in this period. The interview materials allow to conclude that for a percentage of Russian youth hip hop served as a source of cul-tural identity, a form of creative self-expression as a tool for transforming their socio-cultural envi-ronment. As part of our cross-cultural analysis, we describe what was common and different in the role of hip hop culture in USA and Russia

Текст научной работы на тему «Трансформация пространства российской молодежной субкультуры в 80-90 гг. Хх в»

УДК 316.454

Ю. А. Кузовенкова г. Самара, Россия

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ В 80-90 гг. ХХ в.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается роль хип-хоп культуры в жизни российского подростка 90-х гг. ХХ в. Исследование основано на интервью, проведенных автором статьи с людьми, увлекавшимися этим направлением современного искусства в указанный период. Материалы интервью позволяют говорить о том, что хип-хоп стал источником культурной идентичности, формой творческой самореализации и средством преобразования наличной социокультурной реальности для части российской молодежи. В рамках кросскультурного анализа выделяется общее и различное в функциях хип-хоп культуры в США и России.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: хип-хоп, граффити, молодежь, субкультура, идентичность, ценности, самореализация Yu. A. Kuzovenkova

Yekaterinburg, Russia

TRANSFORMATION OF THE PLACE OF RUSSIAN YOUTH SUBCULTURE IN 1980s-1990s

ABSTRACT. The article explores the role of hip hop culture in the lives of Russian teenagers in 1990s. The research presented here is based on the interview conducted by the author, with the respondents who were passionate about this contemporary musical style in this period. The interview materials allow to conclude that for a percentage of Russian youth hip hop served as a source of cultural identity, a form of creative self-expression as a tool for transforming their socio-cultural environment. As part of our cross-cultural analysis, we describe what was common and different in the role of hip hop culture in USA and Russia.

KEYWORDS: hip hop, graffitti, youth, subculture, identity, values, self-expression

Серьезные трансформации в политической сфере неминуемо влекут за собой изменения и в других сферах жизни общества. Очень ярко эти процессы были проявлены в перестроечный и постсоветский периоды российского общества. Трансформация власти, выстраивание новой парадигмы политических отношений со странами Запада, вели и к увеличению заимствований из их культурной сферы. Во второй половине 80-х - 90-х гг. в российской молодежной среде существовали различные западные субкультурные течения, «доставшиеся в наследство» от советского времени, как, например, рок-культура, или пришедшие с интенсификацией международных контактов рядовых жителей России, например, хип-хоп культура.

В рамках данной статьи мы хотим рассмотреть роль хип-хоп культуры в молодежной среде в переходный период истории нашей страны на примере Самары и выявить ее специфику с помощью кросс-культурного анализа, сравнивая наши результаты с материалами аналогичных исследований, проведенных в США. Анализируемые в данной статье интервью были взяты автором статьи в 2015-2016 гг. у людей, занимавшихся хип-хопом в Самаре во второй половине 90-х гг. В указанный период хип-хоп еще был целостной субкультурой, в состав которой входили брейк-данс, рэп, граффити, диджеинг. Вследствие этого все информанты занимались различными видами творчества, хотя изначально кого-то привлек танец, кого-то музыка, кого-то рэп.

В англоязычной научной литературе уже сложилась традиция, согласно которой хип-хоп зародился в США как форма символического сопротивления официальной власти, к которой прибегали бедные слои населения, представленные в США преимущественно афро- и латиноамериканцами: П. Деннант [5], Р. Старр [8], Г. Бейкер [1] и др. Как отмечает Ден-нант, используя микрофоны и спреи, через рэп, брейк-данс и граффити, молодежь выказывала свое недовольство наличными условиями жизни [5]. Хип-хоп в первые десятилетия его существования связывают с голосом угнетенных и лишенных гражданских прав социальных слоев, положение которых ухудшали разразившиеся в 70-х - 80-х гг. ХХ в. в США экономические кризисы. Одновременно уже в середине 70-х гг. граффити приобретает новые функции, что особенно ярко стало видно в 80-е гг. из-за изменившихся социокультурных условий жизни граффити-сообщества, вхождения хип-хопа в массовую культуру и сферу официального искусства [2; 5].

Проведенное нами исследование и сравнение его результатов с англоязычными работами позволяет говорить о следующем. В воспоминаниях о 90-х гг. кризисное состояние жизни общества является фоном, на котором происходило обращение к европейской культуре. Но, речь шла не об экономических трудностях или политических ограничениях в правах, а о том, что в отечественном культурном пространстве часть молодежи не находила для себя форм самореализации. В пример можно привести такие формулировки: «Для молодежи тогда ничего не было» [Инф. 1] (имеется в виду распавшаяся сеть культурных и спортивных учреждений для детей и молодежи), или: «Тогда не было российского» [Инф. 4]. Другой интервьюируемый нарисовал более развернутую картину того периода своей жизни: «... чего много было в это время - это бандитов, нищета, невероятное количество завезенных наркотиков, ошалевшие люди, не понимающие рыночную экономику, мозг это

не воспринимал, пили многие... кто-то Ленину еще поклонялся. война в Чечне... раздел предприятий, дефолт, Березовский... да там был дурдом. какое отечественное. вот реально я что перечислил, было отечественное... » [Инф. 2]. Таким образом, можно сказать, что информанты аргументируют свое обращение к западным культурным образцам отсутствием отечественных форм самореализации молодежи.

В рассказах информантов фигурируют различные субкультуры, которые существовали в Самаре и представляли собой тот веер выбора, который имелся у самарского подростка: рок-культура, движение скинхедов, растафарианство, хип-хоп. Самым частым ответом на вопрос о причинах выбора именно хип-хопа среди других вариантов было указание на то, что это было модно. Тут важно обратить внимание на тот факт, что уже в 80-е гг. граффити-холсты активно выставляются в западных галереях [4], рэп и брейк-данс завоевывают популярность в клубах, на танц-полах и попадают на телевидение. Таким образом, хип-хоп уже в 80-е гг. существовал как сложившаяся арт-практика, имеющая большое число поклонников. Информанты рассказывают о том, что каналами распространения и популяризации хип-хопа как за рубежом, так и на территории России стали музыкальные телевизионные каналы (в России - MTV), молодежные передачи, тематические журналы, видео- и аудиокассеты. После падения «железного занавеса» в Россию хлынул поток с информацией о западной культуре, который и принес популярность хип-хоп культуре в молодежной среде.

Будучи модным направлением в культуре, хип-хоп давал молодежи формы творческой самореализации. Подростки, тяготеющие к танцу, музыке, пению, рисованию могли найти в одной субкультуре сразу несколько различных творческих практик. Свои интересы и формы времяпрепровождения информанты описывали так: «катался на скейте и роликах. Основное мое времяпровождение было с 2000-го

года - танцы на улицах летом и тренировки зимой» [Инф. 7] или «всегда была склонность к рисованию» [Инф. 5]. В англоязычной литературе мы тоже можем найти указания на то, что хип-хоп является формой творческой самореализации [см., например: 3; 6].

Ряд ответов на вопрос «Почему был выбран именно хип-хоп из перечня молодежных субкультур?» содержал в себе качественно иные аргументы - это были указания на ценности, которые нес хип-хоп: спорт, здоровый образ жизни, самосовершенствование. Информанты объясняли это тем, что брейк-данс и экстремальные виды спорта (скейтборды, спортивные велосипеды, роликовые коньки) не совместимы с алкоголем и наркотиками. Для кого-то было важно, что «это не было связано с наркоманами, растаманами» [Инф. 4], очень похожий ответ: «хотелось сферы, не связанной с наркотиками и тому подобным» [Инф. 5]. Один из наиболее подробных ответов описывал «бандитские» реалии 90-х и позитивные ценности, которые нес хип-хоп: «Хип-хопа культура - это целый огромный пласт, который неразрывно связан со всей мировой культурой. Единственное, что я могу сказать - у нашей молодежи не было альтернатив, потому что было очень много грязного и плохого на улицах, а рэп-музыка дает понять, что это плохое, раскрыть перед молодыми людьми, что есть темное, что есть светлое. Можно сказать, что это путеводитель в нашем жестоком мире <...> мы, может быть, и выжили благодаря ему» [Инф. 3].

Но, подобные высказывания не означают, что обращения к алкоголю, наркотикам и табаку полностью отсутствовало. Согласно информантам, все перечисленное присутствовало, но в гораздо меньших количествах по сравнению с другими субкультурами (растафарианство, панк-рок, движение скинхедов). Например: «были и наркотики, хотя не много. Спорт ориентировал на здоровый образ жизни. Максимум - травку курили» [Инф. 1]. Таким образом, субкультура хип-хопа в России соединила

форму творческой самореализации и ориентиры на здоровый образ жизни.

Через приобщение к хип-хопу молодежь не только утверждала систему ценностей, но и формировала свою культурную идентичность. Это особенно ярко видно тогда, когда интервьюируемые противопоставляли свою субкультуру какой-либо другой: «хип-хоп позволял себя чувствовать кем-то. ты не грязный панк» [Инф. 1]. На фоне агрессивного движения скинхедов хип-хоп выгодно отличался своим миролюбивым характером: «антиподами хип-хоперов были скинхеды. Я их не любил ни тогда, не люблю и сейчас» [Инф. 7]. Выше уже отмечалось противопоставление представителей хип-хопа рас-таманам [Инф. 4]. В англоязычной литературе мы также находим указания на связь хип-хопа с культурной идентичностью подростков [см., например: 7].

Мы полагаем, что из всего вышесказанного следует то, что, не будучи в состоянии изменить или как-то повлиять на кризисную ситуацию в обществе в целом, молодежь сформировала свое субкультурное пространство - ту среду, которая удовлетворяла ее духовным потребностям. Ценности здорового образа жизни, самосовершенствования, творческой самореализации, противопоставленные наркомании и деструктивным идеям скинхедов, органично вплелись в субкультуру российского хип-хопа. Возникшее в итоге альтернативное социокультурное пространство, фундированное особой системой ценностей и образцами поведения, стало формой борьбы с кризисным состоянием общества в 90-е гг.

- с разрухой, наркоманией, нетерпимостью.

В рамках кросскультурного анализа, сравнив функции, которые выполняла субкультура хип-хопа в молодежной среде США и России, мы пришли к следующим выводам:

- сходство национальных вариантов исследуемой субкультуры в двух странах заключается в том, что они являлись источником культурной идентичности и формой творческой самореализации для подростков. Кроме того, в обеих странах хип-хоп

использовался как форма сопротивления наличной реальности, которая не устраивала молодежь;

- различия заключаются в объектах сопротивления: согласно американским исследователям, хип-хоп в США в начале своего существования (70-е гг.) был средством сопротивления официальной власти, экономическим и политическим условиям жизни, а в России в 90-е гг. его используют подростки для сопротивления кризисному состоянию духовной сферы и культурной жизни страны. Кроме того, российская мо-

Список информантов:

Инф. 1 - Н.В., 35 лет, начал рисовать с 1996 г. Инф. 2 - Ю.М., 35 лет, начал рисовать в 1996 г. Инф. 3 - А.М., 40 лет, начал рисовать в 1995 г. Инф. 4 - М.Ш., 31 год, начал рисовать в 1999 г. Инф. 5 - А.З., 36 лет, начал рисовать в 1995 г. Инф. 6 - Д.Д., 33 года, начал рисовать в 2000 г. Инф. 7 - Н.У., 29 лет, начал рисовать в 2000 г. Инф. 8 - К.Т., 30 лет, начал рисовать в 2000 г.

лодежь идет дальше: она не столько критикует, сколько на практике преобразует социокультурную среду, конструируя свое альтернативное пространство.

И крайне существенным мы полагаем тот факт, что на российской культурной почве среди молодежи хип-хоп стал ассоциироваться со здоровым образом жизни и в целом стал источником системы ценностей, которая давала подросткам позитивные жизненные ориентиры. Исследования, проведенные в США, подобной ценностной тематикой не оперируют.

ЛИТЕРАТУРА

1. Baker H.A. Jr. Black studies - Rap And The academy. U.S.: The University of Chicago press, 1993.

2. Bradley J. Bartolomeo. Cement or Canvas: Aerosol Art & The Changing Face of Graffiti in the 21st Century. Anthropology Honors Thesis, 2001. URL: https://www.graffiti.org/faq/graffiti-is-part-of-us.html (дата обращения: 22.03.2017).

3. Brewer D.D. Hip Hop graffiti Writers' evaluation of Strategies to Control Illegal Graffiti // Human Organisation. 1992. № 2. C. 188-189.

4. Chalfant H., Prigoff J. Spraycan Art. London: Thames and Hudson Ltd, 1999. - 96 р.

5. Dennant P. Urban expression... Urban assault... Urban wildstyle... New york city graffiti. American studies project 1997. URL: https://www.graffiti.org/faq/pamdennant.html (дата обращения: 18.03.2017).

6. Howorth L.N. Graffiti // Handbook of American Popular culture, ed. M. Thomas Inge. Connecticut: Greenwood, 1989.

7. Quick Rachel K. The cultural commodification of identity: hip-hop authenticity. A Thesis presented to the Faculty of the Graduate School at the University of Missouri. May 2011. URL:

https://mospace.umsystem.edu/xmlui/bitstream/handle/10355/11503/research.pdf7sequence =3 (дата обращения: 22.03.2017).

8. StarrR. Writers and Rogues // The Public Interest. 1983. № 70. С. 132-134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.