ВЛИЯНИЕ ХИП-ХОП СУБКУЛЬТУРЫ НА УСТАНОВКИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ
Ирина Трякина*
Социокультурное развитие современной молодежи зависит от множества факторов, определяющим из которых является их общественная жизнь. Большое влияние на социальную сферу жизни XXI века приобретают различные модные тенденции, пришедшие в Россию с запада. Одним из таких веяний стали молодежные «субкультуры», оказывающие непосредственное влияние на развитие сознания большей части молодого поколения. Субкультуры представляют собой «локальные, автономные образования, различные по специфике деятельности, стилям жизни, картинам мира, создаваемой художественной реальности»1.
явление «субкультур» требует отдельного и тщательного рассмотрения, т.к. именно молодежь в современном обществе становится основным субъектом истории, формируя новые ценности, образцы поведения, стили жизни.
Следовательно, молодежные субкультуры могут «не только органично дополнять, но и противостоять основным ценностям современной доминирующей культуры»* 2, ведь они
представляют особую сис-тему
мировоззренческих и моральных ориентаций. при этом важно отметить, что молодое поколение XXI века все более предпочитает «отказ от укорененности в социуме и старых культурных ценностей; опыт предшественников представляется молодым людям неактуальным в связи с непредсказуемостью будущего»3. Данный факт указывает на еще большую значимость изучения современных молодежных локальных сообществ или же субкультур.
* Трякина Ирина Александровна студентка филологического факультета Самарского государственного университета,
443011 Самара,
ул. Ак. Павлова 1;
Email: [email protected]
“Именно молодежь в современном обществе становится основным субъектом истории, формируя новые ценности, образцы поведения, стили жизни..."
100
Ирина Трякина
Одной из таких субкультур является хип-хоп сообщество. Хип-хоп - это культурное движение, которое, зародившись в 70-х годах прошлого века в одном из афроамериканских кварталов Нью-Йорка, стало известно и популярно во всем мире. Хип-хоп является независимой формой выражения молодежи через музыку и танцы. при этом в настоящее время хип-хоп стал одним из наиболее коммерчески успешных видов современной развлекательной музыки и стилистически представлен множеством направлений внутри жанра4. Основой хип-хоп культуры является рэп или «речитатив, исполняемый под ритмический или ритмомелодический аккомпанемент»5.
В настоящее время хип-хоп среда является одной из самых развитых и распространенных молодежных субкультур во всем мире и в России в частности. Хип-хоп способствует формированию как позитивных, так и негативных мировоззренческих и идеологических установок современной молодежи. Цель данной работы - исследовать языковые особенности российской хип-хоп культуры, в частности социумно-прецедентные феномены. Мы выбрали прецедентные феномены в качестве объекта изучения, т.к. они являются одним из основных художественных средств в текстах российских хип-хоп песен, заключая в себе когнитивную и эмотивную установки исполнителя на слушателей. В данной работе будут рассмотрены функции использования иностранных прецедентных феноменов (ПФ) в текстах российских хип-хоп исполнителей и будет затронуто их влияние на культурное развитие слушающей аудитории. Кроме того, исследование музыкальных хип-хоп текстов позволяет подойти к решению вопроса о позитивном и негативном влиянии проникновения хип-хопа в российскую культуру.
Согласно определению В. В. Красных, прецедентные феномены — это хорошо известные представителям национально-лингво-культурного сообщества и актуальные в познавательном и эмоциональном плане ценностные представления об окружающей действительности, апелляция к которым постоянно возобновляется в речи6.
при изучении источников и особенностей прецедентных феноменов в хип-хоп текстах необходимо обратить особое внимание на иностранные ПФ, а также ПФ, связанные с употреблением веществ, запрещенных или требующих рационального ограничения с целью сохранения здоровья, так как они являются основным источником проявлений девиации официальной культуры.
Благодаря исследованию более 80 песен популярных российских исполнителей (Noize MC, Децл, Loc Dog и др.) нами было установлено, что около одной трети ПФ, использованных в них, связано с иностранными наименованиями, что также указывает на их значение в развитии сознания подростка.
С точки зрения происхождения исследуемые иностранные прецедентные феномены очень неоднородны. Нами было выделено 5 групп:
“Хип-хоп культура приобретает в Росии массовый характер, через нее проходят социализацию миллионы подростков..."
101
Социальные явления №2. 2013
— имена зарубежных исторических лиц, имена современных зарубежных деятелей,
— имена из мировой художественной литературы,
— названия и имена из иностранных фильмов и сериалов,
— названия зарубежных стран и городов,
— названия общеизвестных иностранных торговых марок.
Самой многочисленной группой являются наименования зарубежных торговых марок. к этой группе относятся бренды одежды, продуктов питания, автомобилей и техники. значительную часть феноменов составляют названия иностранных марок автомобилей, ср.: «В новом мозератти готова отдать честь и волю...» (Loc Dog - В объятиях луны)/ «На мотор иномарок камаро, манит на руки даму» (Каже Обойма - Def Joint outsiders). Также в текстах часто используется марки мерседес, бентли и др. Автомобили данных марок дороги и доступны лишь небольшой части современного населения, но являются показателем престижа их обладателей.
Характерным для представителей хип-хоп культуры является открытая негативная оценка лиц, в чьем распоряжении находятся автомобили дорогой марки, что для хип-хоп социума является одним из показателей пристрастия современного общества к материальным благам, невниманием к духовным сторонам жизни и внеденежным взаимоотношениям. Исполнитель речитатива готов активно выражать свою позицию в поддержку мнения слушающей публики: «...я в твою бэху въе..сь7 (въеду) своей копейкой...» (Loc Dog - Завтра 1 сентября).
То же самое касается и дорогих брендов одежды и аксессуаров: «И мне не важно, где Габбанна, где Прада8, где что» (Loc Dog - Любит небо). Певец обычно «отрекается» в своей песне от дорогой продукции, указывая на материальную мелочность социальных верхов, приобретающих данные бренды.
Характерным в хип-хоп текстах является апеллирование к продукции известной американской фирмы Apple - производителю персональных и планшетных компьютеров, аудиоплееров, телефонов, программного обеспечения: «Ты не получишь ни I-Pod, ни чек...» (Дядя Женя -Save the hip-hop). Продукты данной марки в контекстах песен в основном принадлежат героиням, к которым обращены чувства хип-хоп исполнителя: «Твой огонь в твой IPhone в MP3...» (Loc Dog -Маленькая моя).
Так как данная всемирно известная марка авторитетна и ее продукция наиболее часто используется подростками, обращение к названиям продуктов фирмы Apple в текстах позволяет хип-хоп исполнителю достичь большего внимания и участия публики, т.к. каждая владелица данной продукции может ощутить себя воспеваемой лирической героиней: «В твоем айподе9 все чаще встречаешь мое имя» (Loc Dog - Мы вместе и на..р мне ничего не надо).
102
Ирина Трякина
Отдельного рассмотрения требуют и ПФ, апеллирующие к именам зарубежных деятелей культуры. это указывает на неоспоримый авторитет Американской культуры в глазах подрастающего поколения (основное количество пф являются элементами именно этой культуры). Российские хип-хоп исполнители в своих песнях обращаются к именам зарубежных коллег, сравнивая свои действия с их поведением, чем повышают собственный статус в глазах публики, ср.: «Мы любим рэп и дурь, словно Сайпрез Хил10» (кажэ Обойма - ты знаешь, о чем я), а также к именам известных зарубежных исторических лиц, ср.: «Как Бонни и Клайд11 станем грабить банки...» (Noize MC & Face2Face -Давай приколемся). Актуальным является и приравнивание в российских хип-хоп песнях самого исполнителя к американским знаменитостям, прославившимся в каких-либо конкретных сферах искусства: «Я Стенли Кубрик12 в рэпе, Квентин Тарантино13...» (Децл - Опасный).
Следующая группа - использование российскими хип-хоп исполнителями имен известных исторических деятелей. Они позволяют подчеркнуть собственный статус и значение в хип-хоп культуре, а также усилить эмоциональную окраску контекстной ситуации, ср.: «Так стоит ли спасать хип-хоп от звезд академовского гоп-стопа? Ведь был бы жив Хайле Селассие14, он бы, пожалуй, одурел у себя в Эфиопии» (Дядя Женя - Save the hip-hop). Это позволяет говорить о положительном влиянии использования названий исторических лиц для развития эрудиции молодого поколения. также возможно, что данные ПФ используются для привлечения более взрослой аудитории.
Далее стоит указать на употребление в русских хип-хоп песнях названий зарубежных стран и городов. Наиболее популярным является апеллирование к Америке как родине образцового хип-хопа, ср.: «New-York, я думал много времени, куда поехать, чтобы в Хип-Хоп настоящий немного въехать...» (Децл - Москва - New-York).
Апеллирование к именам персонажей художественной литературы представляет собой единичные случаи и используется для сравнения реальной ситуации из жизни исполнителя или его личных творческих качеств с универсально-прецедентными ситуациями из мировой литературы, ср.: «...люблю тебя так же сильно...как Мальвину Пьеро» (Loc Dog - Красивая).
Большинство прецедентных феноменов, связанных с киноискусством, используются для сравнения исполнителя или его адресата: «Есть ли в твоем доме бассейн с баблом, как у дяди Скруджа15?» (Noize MC - Властелины Вселенной 2) c героями известных фильмов или сериалов, ср.: «...просто люблю тебя сильно, так же, как в Сумерках16» (Loc Dog - Красивая). Данные ПФ создают мощное ассоциативное поле и эмоционально усиливают передаваемую в тексте мысль для достижения ответной реакции у публики (одобрение действий исполнителя, сочувствие), ср.: «.я развяжусь с этой Санта-Барбарой17 затянутой» (Loc Dog - И я ничей, если не ее, точно). Для передачи информации используются имена из фильмов, успевших стать прецедентными для молодого поколения и получившими устойчивые
103
Социальные явления №2. 2013
потенциальные семы. При этом абсолютное большинство данных Пф связано с киноискусством США.
Употребительны в лексиконе российских хип-хоп исполнителей и пф, связанные с известными алкогольными марками, а также наркотическими средствами, ср.: «Red Bull, Red Bull, гандж, гандж18, эй, дуй!» (Loc Dog - Мы тусим); «...пиво значит пиво Heineken» (Кажэ Обойма - Def Joint outsiders), «меня понять легко, как осушить Дон-Периньон19» (Loc-Dog - и я ничей, если не ее, точно); «Смирноф-Смирноф, Тинькофф20-Тинькофф» (Лок Дог - Мы тусим) и др.
Упоминание алкогольных напитков и наркотиков позволяют создать у публики положительный образ «лирического» героя, для которого алкоголь, психотропные и другие вещества - показатель активной молодежной жизни и развязного характера, что при анализе менталитета слушателей проявляет себя как «идеальное» представление о проведении современной жизни подростками, ср: «Спайс21...
Гпикодин22 и Тусин2 3- мы тусим, Как можно объяснить тусим, тусим!» (Loc Dog - Мы
расхождение в тезисах о том, что прецедентные феномены не имеют эмоциональной окраски в песнях - с одной стороны, и что они направлены на вызов определенных эмоциональных
ассоциаций - с другой?
тусим) / «Морфин24 окутает твой податливый разум...» (Кажэ
Обойма - Бермудский
треугольник).
/
Посредством употребления российские ориентирующие публики, активно
активного иностранных пф, исполнители, свои песни на выражают своеобразие
потребности слушающей нынешней социокультурной позиции молодежи. Большая же часть иностранных ПФ (топонимы, факты из киноискусства, а также истории и литературы), как вы уже могли заметить, не имеют ярко выраженной эмоциональной окраски, ср.: «Тебе надо, чтоб Европа и там мода в Италии...» (Loc Dog - Забыл, как обещал богам). В то же время данные пф являются подтверждением все нарастающего интереса современной
молодежи к зарубежным
“Прецедентные феномены, к которым
происходит обращение в российской хип-хоп культуре, свидетельствуют о нарастающем интересе современной молодежи к зарубежным реалиям и меньшем внимании к реалиям отечественной культуры, которые отражены в текстах менее подробно..."
реалиям и вниманием к отечественной которые отражены менее подробно.
меньшим реалиям культуры, в текстах
Можно утверждать, что хип-хоп субкультура относится к сфере прогрессивных,
авангардных движений в молодежной среде. Ее формы и способы бытования обретают массовый характер. Через приобщение к ее ценностям проходят социализацию миллионы подростков и юношей. Важно отметить, что хип-хоп идеология проникнута интересом к актуальным социальным проблемам. Само явление хип-хопа предстает перед нами как своеобразный поиск путей выхода молодежи из идеологического кризиса.
104
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Ирина Трякина
Таким образом, хип-хоп субкультура в российском обществе имеет как положительные, так и отрицательные факторы бытования. к положительным можно отнести:
- углубленное внимание к другим культурам, что способствует глобализации и установке дружеских взаимоотношений между различными нациями;
- развитие эрудиции молодого поколения;
- развитие у молодежи творческого ассоциативного мышления на фоне апелляций к феноменам различных пластов культуры;
- влияние на процесс социализации подростка (посредством общения с коллективом, основанным на общих интересах и увлечениях).
как уже было отмечено ранее, хип-хоп тексты российских исполнителей влияют на культурное самосознание молодого поколения, также отражая в себе и негативные установки подрастающего поколения:
- угасание интереса российского молодежи к современным и историческим реалиям родной культуры;
- постепенно нарастающее влечение к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств;
- пропаганда ненормативного в рамках российской культуры поведения
(активная ночная жизнь, агрессивное Играет ли хип-хоп какую-
отношение и высказывания в сторону либо роль в унификации культуры, субъектов, не соответствующих превращении ее в единую общемировую мировоззрению представителей хип- культуру? >
хоп социума и т.д.). ■ ~
В современном культурном пространстве молодежных группировок
происходит личностное становление подрастающего поколения, которое играет основополагающую роль в становлении будущего не только одной культуры, но всего мира в целом. поэтому необходимо подробно изучать и при необходимости адаптироваться или вносить некоторые коррективы в идеологии современных субкультур, так как они являются проявлением собственных способов социализации у молодежи.
Примечания
Каргин А.С., Костина А.В. Социальная группа и субкультура: проблемы генезиса и аспекты функционирования. м.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2008 там же.
мид м. культура и мир детства. м., 1988
Chang Jeff. Can't Stop & Won't Stop: A History of the Hip-Hop Generation. — Macmillan, 2005.
Андреев в.к. лингвистические параметры типологизации современных молодежных субкультур.
// развитие и функционирование русского языка. вестник волГу, 2011. красных в.в. «свой» среди «чужих»: миф или реальность? м.:итДГк «Гнозис», 2003. в случаях, когда в текстах песен употребляются нецензурная лексика, мы будем опускать соответствующие единицы.
Prada, Dolce & Gabbana - известные итальянские дома моды.
I-Pod (способ перевода - транскрипция).
Cypress Hill- американская хип-хоп группа.
Бонни и клайд - известные американские грабители, действовавшие во времена Великой депрессии. Выражение «Бонни и клайд» стало нарицательным для обозначения занимающихся преступной деятельностью любовников.
Стенли кубрик был одним из самых влиятельных американских кинорежиссеров и продюсеров. квентин Тарантино - американский кинорежиссер, сценарист, актер, кинопродюсер и
105
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Социальные явления №2. 2013
кинооператор.
Хайле Селассие - последний император Эфиопии, происходивший из легендарной династии потомков царя Соломона.
Дядя Скрудж - мультипликационный герой из диснеевского мультсериала «Утиные истории», всю жизнь посвятивший накоплению огромного денежного капитала.
Сумерки - популярный среди молодежи цикл книг и отснятых по ним фильмов.
Санта Барбара - дневная мыльная опера, транслировавшаяся в США, а затем и по всему миру, в ч.т. в России.
Ганджа - индийское название местных сортов конопли и психотропных продуктов из этих растений.
Дон-Периньон - известная марка дорогого шампанского.
Смирнов - марка водки; Теньков - марка пива.
Spice - один из брендов синтетических курительных смесей, поставляемых в продажу в виде травы, с нанесенным химическим веществом. Обладает психоактивным действием.
Гликодин - таблетки от простуды, вызывающие эффект «прихода».
Тусин - сироп от кашля, вызывающий наркотический синдром в случае передозировки. Морфин - лекарственное средство, оказывающее анальгезирующее (опиоидное) действие.