Научная статья на тему 'О музыкальных предпочтениях россиян'

О музыкальных предпочтениях россиян Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2692
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Полетаев Юрий Александрович, Перфильева Екатерина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Musical Preferences of the Russians

The paper analyses the data of Levada Center survey carried out in 2010 using the National sample of adult population. About one quarter of the respondents don’t listen to music at all (most often they are elder people of low educational level); the majority of others listen to music practically every day as a background for some other occupations, and only 11% (most often young people with higher education) listen to music for the sake of music and mainly at home. The source of music for them is more frequently radio or TV. The type of music which is listened to most actively is modern Russian and foreign pop-music, the Soviet variety music of the former years, Russian chanson, and «thieves» songs. With educated listeners, according to Theodore Adorno typology (there were 10% of them in the sample), classical music is added to the most popular genres enumerated. Men, especially young, prefer more aggressive «male» genres of modern variety music (rock, etc.), while women prefer more gentle ones (romances, musical comedies and musicals, spiritual music, classical music, opera, folk melodies and songs). The greatest variety of musical tastes is typical for the most educated and youngest groups of respondents.

Текст научной работы на тему «О музыкальных предпочтениях россиян»

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

Юрий ПОЛЕТАЕВ Екатерина ПЕРФИЛЬЕВА

О музыкальных предпочтениях россиян

Современная жизнь наполнена музыкой. Развитие новейших технических средств воспроизведения сделало музыку непременным атрибутом нашей повседневной жизни. Она звучит не только в специально предназначенных для этого местах и в рамках особо выделенного и отмеченного времени досуга, своего рода «праздника», но и сопровождает человека буквально повсюду — дома, в торговых центрах, в личном и общественном транспорте и т.д.

Вместе с тем музыка стала в настоящее время высокодоходной индустрией, а значит — она включена в деятельность гигантских анонимных предприятий (фирм, корпораций и других социальных институций) уже с их собственными интересами, системой внутренних и внешних коммуникаций, императивами и ориентирами поведения, отбора, оценки. Тем самым музыка, как всякая индустрия, с одной стороны, должна наиболее полно удовлетворять запросы потребителей, а с другой — сама формирует, закрепляет, поддерживает, тиражирует эти потребности. На сегодняшний день в России постепенно происходят изменения в области культурного восприятия — становятся актуальными «ценности общества потребления, в котором культурные образцы приобретают характер товара, зависящего от экономического спроса, и подвержены «зову актуальности»1.

В 2010 г. блок вопросов о музыке был включен в регулярное исследование «Вестник», проводящееся Левада-Центром по национальной выборке взрослого населения России. Выборка исследования репрезентативна по полу, возрасту, образованию респондентов, размеру населенного пункта и федеральному округу их

1 БодрийярЖ. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Республика, Культурная революция, 2006. С. 135.

проживания. Объем выборки составил 1624 человека в возрасте от 18 лет и старше, проживающих в 46 субъектах Российской Федерации.

Конечно, вопросы о музыке и предпочитаемых музыкальных жанрах россиян не первый раз включаются в наши опросы. Например, мы задавали их в 1992, 1994, 1997 гг. населению страны, в 2007-м некоторые из них — молодежи трех крупных городов2. Но при этом надо помнить, что зарождавшаяся в девяностые годы свобода выбора была существенно ограничена технически. Наши вкусы и предпочтения формировались несколькими телевизионными и радиоканалами, пластинками фирмы «Мелодия» и купленными в ларьке кассетами. Поэтому основными предпочитаемыми жанрами музыки были эстрадные и народные песни, старинные романсы, авторские песни, оперетта, мюзиклы.

Современная доступность и разнообразие средств массовой коммуникации — как традиционных (большое количество разнообразных радиостанций и телеканалов), так и современных, всевозможные СD-, DVD-проигрыватели, Интернет — дают возможность потребителю уже свободно выбирать предпочитаемую им музыку. Свобода этого выбора отражает вкусы и культурные установки потребителя, а следовательно, потребляемая обществом музыка является отражением самого общества. При этом можно разделять музыку, выбираемую каждым отдельным потребителем самостоятельно, которая слушается для собственного удовольствия, и фоновую музыку, которая может не зависеть от вкусов и предпочтений какого-то отдельно-

2 Результаты последнего опроса см.: Лебедев П. О типах слушателей современной российской поп-музыки в молодежной аудитории // Вестник общественного мнения. 2007. № 5 (91). С.48-54.

какую-либо фоновую музыку, а 15% слушает и музыку для себя, и фоновую музыку.

Оказывается, это только впечатление, что музыка является обязательным атрибутом современной жизни, 23% взрослых россиян вообще не слушают музыку.

График 2 показывает, что доля тех, кто не слушает музыку, больше всего среди респондентов в возрасте старше 55 лет и с образованием ниже среднего, а меньше всего таких людей среди респондентов в возрасте до 39 лет и с высшим образованием.

Большинство взрослых россиян — 66% слушает музыку как фон. Среди них 56% практически ежедневно, а 30% — несколько раз в неделю. При этом 79% слушают фоновую музыку, занимаясь в основном домашними делами, а 20% — за рулем автомобиля, то есть фоновую музыку большинство выбирает самостоятельно, исходя также из своих предпочтений. Фоновую музыку, в меньшей мере зависящую от вкусов слушателя, слушает значительно меньшее число опрошенных — 14% в гостях или с друзьями и 9% в баре, кафе, ресторане.

Как видно из графика 3, музыка как фон слушается одинаково в различных демографических группах (распределение слушателей фоновой музыки практически точно повторяет распределение выборки), кроме одной группы — людей старше 55 лет. Среди этой возрастной группы фоновая музыка востребована меньше.

График 2

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ «ВООБЩЕ НЕ СЛУШАЮ МУЗЫКУ»

го потребителя. Но в целом фоновая музыка не может не отражать вкусы и предпочтения либо всего общества, либо какой-то определенной его части.

Поэтому в ходе последнего исследования рассматривалось два вида потребления музыки — для себя, для собственного удовольствия и в качестве фонового сопровождения каких-либо дел или развлечений.

График 1.

СЛУШАЕТЕ ЛИ ВЫ МУЗЫКУ? (в % от числа опрошенных)

Вообще

не слушаю музыку, 23%

Слушаю музыку саму по себе, не занимаясь другими делами, 26%

XI

Слушаю музыку как фон, занимаясь другими делами, 66%

Как видно из графика 1, большинство россиян (66%) слушают музыку как фон. При этом 51% слушает только фоновую музыку, занимаясь какими-либо делами, и никогда не слушают музыку для себя.

Музыку для себя, не занимаясь какими-либо делами, слушает 26% россиян. При этом 11% слушает музыку только для себя, исключая

График 3

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ «СЛУШАЮ МУЗЫКУ, КАК ФОН»

60

50 "

40 "

30 -

20

10 -

3"

В качестве источников фоновой музыки используется радио (53%), телевизор (47%), музыкальный центр / проигрыватель (24%), проигрыватель в автомашине (19%), компьютер (15%).

Музыку для себя, не занимаясь другими делами, слушают 26% взрослых россиян. Среди них 28% находят время слушать музыку для себя ежедневно, 27% — несколько раз в неделю, а 17% — раз в неделю. В основном (83%) слушают музыку для себя дома. А вот 11% имеют возможность слушать музыку для себя на работе, не занимаясь другими делами.

Только 6% слушают музыку для себя в театрах, на концертах, а 5% — в клубах, на дискотеках (от всех опрошенных эти доли составляют около 1,5%). По данным Левада-Центра за 2010 г. (национальная репрезентативная выборка), в театры и концерты ходит примерно 4% россиян, а клубы и дискотеки — 8%. Следовательно, музыка для большинства посещающих театры, концерты, клубы и дискотеки не является основной причиной их посещения. Музыка — это скорее предлог для встреч, общения, возможность заявить о своей «приобщенности».

Как следует из графика 4, среди демографических факторов на долю слушателей музыки для себя влияют только возраст и образование. Музыку для себя, не занимаясь другими делами, слушают больше среди молодых людей в возрасте до 39 лет, а также среди людей с высшим образованием. Среди людей старше 40 лет,

а также с образованием ниже среднего доля слушателей музыки для себя значимо меньше. Место жительства — крупный город или сельский район — практически не влияет на долю слушателей музыки для себя.

Музыку для себя слушают, используя телевизор (52%), радио (51%), музыкальный центр / проигрыватель (29%), компьютер (16%), плеер (10%).

Что же мы слушаем?

Хотя доли слушающих музыку как фон и для себя значительно отличаются, но музыкальные предпочтения обеих групп слушателей практически одинаковы, как видно из графиков 5 и 6. Это современная отечественная и зарубежная поп-музыка, советская эстрада прежних лет, русский шансон, блатные песни.

Согласно типологии известного социолога и музыкального критика, основоположника социологии музыки Т. Адорно, «количественно самой значительной группой слушателей в современном обществе оказывается "развлекающийся" слушатель, который предпочитает легкие жанры для отдыха»1. В чем можно еще раз убедиться, исходя из графиков 5 и 6. Но присутствие в четверке самых востребованных жанров русского шансона и блатных песен, а также отечественной поп-музыки определенно характеризует культурные тренды современного российского общества.

1 Адорно Т. Избранное: Социология музыки. ская книга, 1998. С. 21.

М.; СПб.: Университет-

0

График 4

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ «СЛУШАЮ МУЗЫКУ «ДЛЯ СЕБЯ», НЕ ЗАНИМАЯСЬ ДРУГИМИ ДЕЛАМИ»

60

50 "

40 "

30 "

20 "

10 "

График 5

ПРЕДПОЧИТАЕМЫЕ ЖАНРЫ МУЗЫКИ, КОТОРУЮ СЛУШАЮТ В КАЧЕСТВЕ ФОНА (в % от числа опрошенных)

График 6

ПРЕДПОЧИТАЕМЫЕ ЖАНРЫ МУЗЫКИ, КОТОРУЮ СЛУШАЮТ «ДЛЯ СЕБЯ» (в % от числа опрошенных)

0

Т. Адорно выделял типы слушателей. Это — эксперт, который «слушает музыку "профессионально", поскольку обладает музыкальным образованием, — он слушает музыку сознательно, понимая все тонкости композиции и логики произведения». Помимо типа эксперта Т. Адорно указывает на тип «хорошего слушателя», который «понимает музыку и умеет воспринимать сложные произведения без наличия профессиональной подготовки, а в суждениях руководствуется не вкусами, а музыкальными знаниями». «Эти два типа в современном мире трансформировались в тип "образованного" слушателя — информированного потребителя культуры и "рессантиментного" слушателя — любителя устаревшей музыки, — считает Т. Адорно. — В качестве жанров они выбирают то, что обладает наиболее высокой оценкой со стороны общества, имеет культурное и историческое значение — классику, оперу, джаз. Это не

столько популярная музыка, сколько музыка для узких кругов ценителей»1.

«Образованных» слушателей в России 10% — к ним мы отнесли тех, кто умеет играть на музыкальных инструментах, среди них 6% учились музыке в музыкальных школах или занимались с частными преподавателями, а 4% обучались самостоятельно. Самые распространенные музыкальные инструменты, на которых умеют играть россияне, — это фортепиано и другие клавишные (37%), гитара (36%), а также баян, аккордеон и гармонь (20%).

Как показывает график 7, в предпочтениях «образованных» слушателей и слушателей, не обладающих музыкальными знаниями, имеются значимые различия по отношению к высоким, «элитарным» жанрам. Среди образованных слушателей наблюдается значительно больше слушателей классики, современной симфонической музыки, духовной/религиозной музыки,

График 7

ПРЕДПОЧИТАЕМЫЕ ЖАНРЫ МУЗЫКИ «ДЛЯ СЕБЯ» «ОБРАЗОВАННЫХ» СЛУШАТЕЛЕЙ (в % от числа опрошенных)

Классическая музыка Современная отечественная поп-музыка Современная зарубежная поп-музыка Советская эстрада прежних лет Русская народная музыка, народные песни, фольклор

Романсы

Русский шансон, блатные песни Зарубежная эстрада прежних лет Джаз, блюз и т.п. Барды, авторская песня Хип-хоп, рэп Современная симфоническая музыка Духовная/религиозная музыка Оперетта, мюзиклы Русский рок г'п'Ь Опера Западный рок Латиноамериканская музыка Электронная музыка Ска, реггей

Этническая музыка, «фолк», кантри

Г25

I 43 I 43

Г39

I 35

24

32

42

■ 26

^27

■ 26

Г20

24

26

23

20

20

И7

18

14

14

14

14

12

■ «Образованные» слушатели □ Слушатели без музыкальных знаний

Там же. С. 14-15.

21

7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8

5

4

джаза и блюза, чем среди слушателей без музыкальных знаний. Но при этом большинство «образованных» слушателей наравне с классикой предпочитают современную отечественную и западную поп-музыку. Таким образом, современного российского «образованного» слушателя нельзя отнести к «рессантиментному» типу по классификации Т. Адорно. Границы предпочтений размываются. Этому способствует и музыкальная индустрия, пытаясь расширить границы спроса. Хорошо известно включение в выступления поп-исполнителей обработок известных классических произведений, в выступление классических исполнителей современных хитов, а также объединение того, что, кажется, невозможно объединить, — классических и поп-исполнителей. Например, дуэт А. Нетребко и Ф. Киркорова (2010).

Помимо музыкального знания, определяющего предпочтения слушателей, можно говорить о гендерных, возрастных и образовательных предпочтениях, касающихся жанров музыки.

«Мужскими» музыкальными жанрами назовем такие жанры, где доля мужчин, слушаю-График 8

МУЖСКИЕ И ЖЕНСКИЕ ЖАНРЫ МУЗЫКИ, КОТОРУЮ СЛУШАЮТ «ДЛЯ СЕБЯ

щих этот жанр для себя, существенно больше, чем доля мужчин в общей выборке. Аналогично определим и «женские» жанры.

«Мужскими» музыкальным жанрами являются русский рок, песни бардов и авторская песня, электронная музыка, русский шансон, западный рок. Большая часть «мужских» жанров относится к андерграунду и «брутальным» направлениям музыки.

Большая часть «женских» жанров — из классики. «Женские» жанры — это романсы, оперетта и мюзиклы, духовная/религиозная музыка, классическая музыка, современная симфоническая музыка, опера, русская народная музыка.

Иными словами, вкусы мужчин в большей мере тяготеют к современности, Западу и более агрессивным типам музыки, пристрастия женщин — к музыке более старой, к ее смягченным, «окультуренным» образцам, в том числе — русским «народным». Так через «мужские» и «женские» жанры музыки явно проступают мужские и женские модели поведения в нынешнем российском обществе.

55%

■"-"-■Ш"-1-™- Распределение выборки по полу (Мужчины 45% / Женщины 55%)

-Доли мужчин / женщин среди

слушающих «для себя» определенные музыкальные жанры

45% <

График 9

ЖАНРЫ МУЗЫКИ 18-24-ЛЕТНИХ, КОТОРУЮ ОНИ СЛУШАЮТ «ДЛЯ СЕБЯ»

> "7 —

15%

N

\: : V ■

. ч . . ч.

■ >ч

Доля молодежи в возрасте 18-24 лет в выборке (15%)

-А-Доля молодежи 18-24 лет

среди слушателей определенных жанров

* а £

аы ы

ж Д

др

оа рн

Приятно удивляет разнообразие жанров музыки, которую слушают для себя молодые россияне в возрасте от 18 до 24 лет. Это и чисто «молодежные» жанры — хип-хоп, рэп, ска, реггей, и этническая музыка, и рок, и джаз, и современная симфоническая музыка.

Жанры музыки, которые предпочитает слушать среднее и старшее поколения россиян, более ожидаемы и предсказуемы.

Среднее поколение предпочитает для себя слушать бардов и авторскую песню, русский рок, русский шансон и блатные песни, зарубежную эстраду прежних лет, джаз, блюз, современную западную и отечественную поп-музыку.

Старшее поколение предпочитает слушать для себя русскую народную музыку, духовную/ религиозную музыку, романсы, оперетту, оперу, советскую эстраду прошлых лет.

Можно сказать, что предпочитаемые музыкальные жанры достаточно полно характеризуют разные поколения россиян.

Образовательный уровень существенно влияет на предпочитаемые жанры музыки. Люди с высшим образованием проявляют интерес практически ко всем музыкальным жанрам, кроме русского шансона и блатных песен.

Людей со средним образованием больше всего среди слушателей русского шансона

и блатных песен, романсов и русской народной музыки, народной песни, фольклора — то есть тех типов музыки, которые выше были охарактеризованы как музыка для среднего и старшего поколений.

А вот люди с образованием ниже среднего не проявляют особого интереса практически ни к одному из музыкальных жанров, кроме мюзиклов.

Итак, полюсы наибольшего разнообразия музыкальных вкусов сегодня в России представляют самые образованные и наиболее молодые группы населения. Вопрос о том, в какой мере эта широта запросов, привычек, моды — черта эпохи увеличившихся возможностей (снятие цензурных ограничений и запретов, доступность общемировых образцов, широкий выбор технических средств) и в этом смысле черта современной цивилизации, а в какой — она лишь фазовая характеристика молодого возраста как периода наибольшей открытости внешнему миру, поисков себя и близких себе, то есть — социально закрепленная характеристика, требует дальнейших исследований. В том числе исследований, специально ориентированных на возрастную (поколенческую) и историческую динамику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.