МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
Юрий ПОЛЕТАЕВ Екатерина ПЕРФИЛЬЕВА
О музыкальных предпочтениях россиян
Современная жизнь наполнена музыкой. Развитие новейших технических средств воспроизведения сделало музыку непременным атрибутом нашей повседневной жизни. Она звучит не только в специально предназначенных для этого местах и в рамках особо выделенного и отмеченного времени досуга, своего рода «праздника», но и сопровождает человека буквально повсюду — дома, в торговых центрах, в личном и общественном транспорте и т.д.
Вместе с тем музыка стала в настоящее время высокодоходной индустрией, а значит — она включена в деятельность гигантских анонимных предприятий (фирм, корпораций и других социальных институций) уже с их собственными интересами, системой внутренних и внешних коммуникаций, императивами и ориентирами поведения, отбора, оценки. Тем самым музыка, как всякая индустрия, с одной стороны, должна наиболее полно удовлетворять запросы потребителей, а с другой — сама формирует, закрепляет, поддерживает, тиражирует эти потребности. На сегодняшний день в России постепенно происходят изменения в области культурного восприятия — становятся актуальными «ценности общества потребления, в котором культурные образцы приобретают характер товара, зависящего от экономического спроса, и подвержены «зову актуальности»1.
В 2010 г. блок вопросов о музыке был включен в регулярное исследование «Вестник», проводящееся Левада-Центром по национальной выборке взрослого населения России. Выборка исследования репрезентативна по полу, возрасту, образованию респондентов, размеру населенного пункта и федеральному округу их
1 БодрийярЖ. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Республика, Культурная революция, 2006. С. 135.
проживания. Объем выборки составил 1624 человека в возрасте от 18 лет и старше, проживающих в 46 субъектах Российской Федерации.
Конечно, вопросы о музыке и предпочитаемых музыкальных жанрах россиян не первый раз включаются в наши опросы. Например, мы задавали их в 1992, 1994, 1997 гг. населению страны, в 2007-м некоторые из них — молодежи трех крупных городов2. Но при этом надо помнить, что зарождавшаяся в девяностые годы свобода выбора была существенно ограничена технически. Наши вкусы и предпочтения формировались несколькими телевизионными и радиоканалами, пластинками фирмы «Мелодия» и купленными в ларьке кассетами. Поэтому основными предпочитаемыми жанрами музыки были эстрадные и народные песни, старинные романсы, авторские песни, оперетта, мюзиклы.
Современная доступность и разнообразие средств массовой коммуникации — как традиционных (большое количество разнообразных радиостанций и телеканалов), так и современных, всевозможные СD-, DVD-проигрыватели, Интернет — дают возможность потребителю уже свободно выбирать предпочитаемую им музыку. Свобода этого выбора отражает вкусы и культурные установки потребителя, а следовательно, потребляемая обществом музыка является отражением самого общества. При этом можно разделять музыку, выбираемую каждым отдельным потребителем самостоятельно, которая слушается для собственного удовольствия, и фоновую музыку, которая может не зависеть от вкусов и предпочтений какого-то отдельно-
2 Результаты последнего опроса см.: Лебедев П. О типах слушателей современной российской поп-музыки в молодежной аудитории // Вестник общественного мнения. 2007. № 5 (91). С.48-54.
какую-либо фоновую музыку, а 15% слушает и музыку для себя, и фоновую музыку.
Оказывается, это только впечатление, что музыка является обязательным атрибутом современной жизни, 23% взрослых россиян вообще не слушают музыку.
График 2 показывает, что доля тех, кто не слушает музыку, больше всего среди респондентов в возрасте старше 55 лет и с образованием ниже среднего, а меньше всего таких людей среди респондентов в возрасте до 39 лет и с высшим образованием.
Большинство взрослых россиян — 66% слушает музыку как фон. Среди них 56% практически ежедневно, а 30% — несколько раз в неделю. При этом 79% слушают фоновую музыку, занимаясь в основном домашними делами, а 20% — за рулем автомобиля, то есть фоновую музыку большинство выбирает самостоятельно, исходя также из своих предпочтений. Фоновую музыку, в меньшей мере зависящую от вкусов слушателя, слушает значительно меньшее число опрошенных — 14% в гостях или с друзьями и 9% в баре, кафе, ресторане.
Как видно из графика 3, музыка как фон слушается одинаково в различных демографических группах (распределение слушателей фоновой музыки практически точно повторяет распределение выборки), кроме одной группы — людей старше 55 лет. Среди этой возрастной группы фоновая музыка востребована меньше.
График 2
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ «ВООБЩЕ НЕ СЛУШАЮ МУЗЫКУ»
го потребителя. Но в целом фоновая музыка не может не отражать вкусы и предпочтения либо всего общества, либо какой-то определенной его части.
Поэтому в ходе последнего исследования рассматривалось два вида потребления музыки — для себя, для собственного удовольствия и в качестве фонового сопровождения каких-либо дел или развлечений.
График 1.
СЛУШАЕТЕ ЛИ ВЫ МУЗЫКУ? (в % от числа опрошенных)
Вообще
не слушаю музыку, 23%
Слушаю музыку саму по себе, не занимаясь другими делами, 26%
XI
Слушаю музыку как фон, занимаясь другими делами, 66%
Как видно из графика 1, большинство россиян (66%) слушают музыку как фон. При этом 51% слушает только фоновую музыку, занимаясь какими-либо делами, и никогда не слушают музыку для себя.
Музыку для себя, не занимаясь какими-либо делами, слушает 26% россиян. При этом 11% слушает музыку только для себя, исключая
График 3
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ «СЛУШАЮ МУЗЫКУ, КАК ФОН»
60
50 "
40 "
30 -
20
10 -
3"
:е
В качестве источников фоновой музыки используется радио (53%), телевизор (47%), музыкальный центр / проигрыватель (24%), проигрыватель в автомашине (19%), компьютер (15%).
Музыку для себя, не занимаясь другими делами, слушают 26% взрослых россиян. Среди них 28% находят время слушать музыку для себя ежедневно, 27% — несколько раз в неделю, а 17% — раз в неделю. В основном (83%) слушают музыку для себя дома. А вот 11% имеют возможность слушать музыку для себя на работе, не занимаясь другими делами.
Только 6% слушают музыку для себя в театрах, на концертах, а 5% — в клубах, на дискотеках (от всех опрошенных эти доли составляют около 1,5%). По данным Левада-Центра за 2010 г. (национальная репрезентативная выборка), в театры и концерты ходит примерно 4% россиян, а клубы и дискотеки — 8%. Следовательно, музыка для большинства посещающих театры, концерты, клубы и дискотеки не является основной причиной их посещения. Музыка — это скорее предлог для встреч, общения, возможность заявить о своей «приобщенности».
Как следует из графика 4, среди демографических факторов на долю слушателей музыки для себя влияют только возраст и образование. Музыку для себя, не занимаясь другими делами, слушают больше среди молодых людей в возрасте до 39 лет, а также среди людей с высшим образованием. Среди людей старше 40 лет,
а также с образованием ниже среднего доля слушателей музыки для себя значимо меньше. Место жительства — крупный город или сельский район — практически не влияет на долю слушателей музыки для себя.
Музыку для себя слушают, используя телевизор (52%), радио (51%), музыкальный центр / проигрыватель (29%), компьютер (16%), плеер (10%).
Что же мы слушаем?
Хотя доли слушающих музыку как фон и для себя значительно отличаются, но музыкальные предпочтения обеих групп слушателей практически одинаковы, как видно из графиков 5 и 6. Это современная отечественная и зарубежная поп-музыка, советская эстрада прежних лет, русский шансон, блатные песни.
Согласно типологии известного социолога и музыкального критика, основоположника социологии музыки Т. Адорно, «количественно самой значительной группой слушателей в современном обществе оказывается "развлекающийся" слушатель, который предпочитает легкие жанры для отдыха»1. В чем можно еще раз убедиться, исходя из графиков 5 и 6. Но присутствие в четверке самых востребованных жанров русского шансона и блатных песен, а также отечественной поп-музыки определенно характеризует культурные тренды современного российского общества.
1 Адорно Т. Избранное: Социология музыки. ская книга, 1998. С. 21.
М.; СПб.: Университет-
0
График 4
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ «СЛУШАЮ МУЗЫКУ «ДЛЯ СЕБЯ», НЕ ЗАНИМАЯСЬ ДРУГИМИ ДЕЛАМИ»
60
50 "
40 "
30 "
20 "
10 "
График 5
ПРЕДПОЧИТАЕМЫЕ ЖАНРЫ МУЗЫКИ, КОТОРУЮ СЛУШАЮТ В КАЧЕСТВЕ ФОНА (в % от числа опрошенных)
График 6
ПРЕДПОЧИТАЕМЫЕ ЖАНРЫ МУЗЫКИ, КОТОРУЮ СЛУШАЮТ «ДЛЯ СЕБЯ» (в % от числа опрошенных)
0
Т. Адорно выделял типы слушателей. Это — эксперт, который «слушает музыку "профессионально", поскольку обладает музыкальным образованием, — он слушает музыку сознательно, понимая все тонкости композиции и логики произведения». Помимо типа эксперта Т. Адорно указывает на тип «хорошего слушателя», который «понимает музыку и умеет воспринимать сложные произведения без наличия профессиональной подготовки, а в суждениях руководствуется не вкусами, а музыкальными знаниями». «Эти два типа в современном мире трансформировались в тип "образованного" слушателя — информированного потребителя культуры и "рессантиментного" слушателя — любителя устаревшей музыки, — считает Т. Адорно. — В качестве жанров они выбирают то, что обладает наиболее высокой оценкой со стороны общества, имеет культурное и историческое значение — классику, оперу, джаз. Это не
столько популярная музыка, сколько музыка для узких кругов ценителей»1.
«Образованных» слушателей в России 10% — к ним мы отнесли тех, кто умеет играть на музыкальных инструментах, среди них 6% учились музыке в музыкальных школах или занимались с частными преподавателями, а 4% обучались самостоятельно. Самые распространенные музыкальные инструменты, на которых умеют играть россияне, — это фортепиано и другие клавишные (37%), гитара (36%), а также баян, аккордеон и гармонь (20%).
Как показывает график 7, в предпочтениях «образованных» слушателей и слушателей, не обладающих музыкальными знаниями, имеются значимые различия по отношению к высоким, «элитарным» жанрам. Среди образованных слушателей наблюдается значительно больше слушателей классики, современной симфонической музыки, духовной/религиозной музыки,
График 7
ПРЕДПОЧИТАЕМЫЕ ЖАНРЫ МУЗЫКИ «ДЛЯ СЕБЯ» «ОБРАЗОВАННЫХ» СЛУШАТЕЛЕЙ (в % от числа опрошенных)
Классическая музыка Современная отечественная поп-музыка Современная зарубежная поп-музыка Советская эстрада прежних лет Русская народная музыка, народные песни, фольклор
Романсы
Русский шансон, блатные песни Зарубежная эстрада прежних лет Джаз, блюз и т.п. Барды, авторская песня Хип-хоп, рэп Современная симфоническая музыка Духовная/религиозная музыка Оперетта, мюзиклы Русский рок г'п'Ь Опера Западный рок Латиноамериканская музыка Электронная музыка Ска, реггей
Этническая музыка, «фолк», кантри
Г25
I 43 I 43
Г39
I 35
24
32
42
■ 26
^27
■ 26
Г20
24
26
23
20
20
И7
18
14
14
14
14
12
■ «Образованные» слушатели □ Слушатели без музыкальных знаний
Там же. С. 14-15.
21
7
8
5
4
джаза и блюза, чем среди слушателей без музыкальных знаний. Но при этом большинство «образованных» слушателей наравне с классикой предпочитают современную отечественную и западную поп-музыку. Таким образом, современного российского «образованного» слушателя нельзя отнести к «рессантиментному» типу по классификации Т. Адорно. Границы предпочтений размываются. Этому способствует и музыкальная индустрия, пытаясь расширить границы спроса. Хорошо известно включение в выступления поп-исполнителей обработок известных классических произведений, в выступление классических исполнителей современных хитов, а также объединение того, что, кажется, невозможно объединить, — классических и поп-исполнителей. Например, дуэт А. Нетребко и Ф. Киркорова (2010).
Помимо музыкального знания, определяющего предпочтения слушателей, можно говорить о гендерных, возрастных и образовательных предпочтениях, касающихся жанров музыки.
«Мужскими» музыкальными жанрами назовем такие жанры, где доля мужчин, слушаю-График 8
МУЖСКИЕ И ЖЕНСКИЕ ЖАНРЫ МУЗЫКИ, КОТОРУЮ СЛУШАЮТ «ДЛЯ СЕБЯ
щих этот жанр для себя, существенно больше, чем доля мужчин в общей выборке. Аналогично определим и «женские» жанры.
«Мужскими» музыкальным жанрами являются русский рок, песни бардов и авторская песня, электронная музыка, русский шансон, западный рок. Большая часть «мужских» жанров относится к андерграунду и «брутальным» направлениям музыки.
Большая часть «женских» жанров — из классики. «Женские» жанры — это романсы, оперетта и мюзиклы, духовная/религиозная музыка, классическая музыка, современная симфоническая музыка, опера, русская народная музыка.
Иными словами, вкусы мужчин в большей мере тяготеют к современности, Западу и более агрессивным типам музыки, пристрастия женщин — к музыке более старой, к ее смягченным, «окультуренным» образцам, в том числе — русским «народным». Так через «мужские» и «женские» жанры музыки явно проступают мужские и женские модели поведения в нынешнем российском обществе.
55%
■"-"-■Ш"-1-™- Распределение выборки по полу (Мужчины 45% / Женщины 55%)
-Доли мужчин / женщин среди
слушающих «для себя» определенные музыкальные жанры
45% <
График 9
ЖАНРЫ МУЗЫКИ 18-24-ЛЕТНИХ, КОТОРУЮ ОНИ СЛУШАЮТ «ДЛЯ СЕБЯ»
> "7 —
15%
N
\: : V ■
. ч . . ч.
■ >ч
Доля молодежи в возрасте 18-24 лет в выборке (15%)
-А-Доля молодежи 18-24 лет
среди слушателей определенных жанров
* а £
аы ы
ж Д
др
оа рн
Приятно удивляет разнообразие жанров музыки, которую слушают для себя молодые россияне в возрасте от 18 до 24 лет. Это и чисто «молодежные» жанры — хип-хоп, рэп, ска, реггей, и этническая музыка, и рок, и джаз, и современная симфоническая музыка.
Жанры музыки, которые предпочитает слушать среднее и старшее поколения россиян, более ожидаемы и предсказуемы.
Среднее поколение предпочитает для себя слушать бардов и авторскую песню, русский рок, русский шансон и блатные песни, зарубежную эстраду прежних лет, джаз, блюз, современную западную и отечественную поп-музыку.
Старшее поколение предпочитает слушать для себя русскую народную музыку, духовную/ религиозную музыку, романсы, оперетту, оперу, советскую эстраду прошлых лет.
Можно сказать, что предпочитаемые музыкальные жанры достаточно полно характеризуют разные поколения россиян.
Образовательный уровень существенно влияет на предпочитаемые жанры музыки. Люди с высшим образованием проявляют интерес практически ко всем музыкальным жанрам, кроме русского шансона и блатных песен.
Людей со средним образованием больше всего среди слушателей русского шансона
и блатных песен, романсов и русской народной музыки, народной песни, фольклора — то есть тех типов музыки, которые выше были охарактеризованы как музыка для среднего и старшего поколений.
А вот люди с образованием ниже среднего не проявляют особого интереса практически ни к одному из музыкальных жанров, кроме мюзиклов.
Итак, полюсы наибольшего разнообразия музыкальных вкусов сегодня в России представляют самые образованные и наиболее молодые группы населения. Вопрос о том, в какой мере эта широта запросов, привычек, моды — черта эпохи увеличившихся возможностей (снятие цензурных ограничений и запретов, доступность общемировых образцов, широкий выбор технических средств) и в этом смысле черта современной цивилизации, а в какой — она лишь фазовая характеристика молодого возраста как периода наибольшей открытости внешнему миру, поисков себя и близких себе, то есть — социально закрепленная характеристика, требует дальнейших исследований. В том числе исследований, специально ориентированных на возрастную (поколенческую) и историческую динамику.