Научная статья на тему 'Музыкально-стилевые предпочтения студентов с разным уровнем музыкальной подготовки'

Музыкально-стилевые предпочтения студентов с разным уровнем музыкальной подготовки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1623
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖАНР / МУЗЫКАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВКУСЫ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ / MUSICAL PREFERENCES / STYLE OF MUSIC / MUSICAL GENRE / MUSICAL DIRECTION / MUSICAL TASTES / MUSIC EDUCATION / MUSIC PSYCHOLOGY / MUSIC PERCEPTION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Полянская Екатерина Николаевна, Беляева Анастасия Вячеславовна

В данной публикации представлено эмпирическое исследование музыкально-стилевых предпочтений студентов с разным уровнем музыкальной подготовки. Было проведено анкетирование музыкально-стилевых предпочтений у 94 студентов первого курса немузыкальных специальностей, из них 34 закончили обучение в детской музыкальной школе, 60 не получали дополнительного музыкального образования. С помощью сравнительного анализа выявлено общее и различное в их музыкально-стилевых предпочтениях: 1) студенческая аудитория предпочитает широко пропагандируемую «молодежную» музыку, бодрую, ритмичную, вызывающую двигательные реакции ( Хип-хоп, Рэп, Клубную музыку, Рок ), Музыку к кинофильмам, иногда слушает Классическую музыку ; 2) у современных студентов малопопулярны Панк-музыка, Шансон, Бардовская песня, непопулярны Этника и Авангард в академической музыке как направления немассового искусства с непривычными элементами эстетики; 3) студенты, получившие дополнительное музыкальное образование в детской музыкальной школе, по сравнению со студентами без специального музыкального образования, чаще слушают музыку вообще и не столь популярную в частности ( Эстраду, Джаз, Классику, Этнику, Авангард в академической музыке ), их музыкальные вкусы более разнообразны, не ограничиваются модными молодежными стилями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Music and style preferences of students with different levels of musical training

This publication presents an empirical study of music and style preferences of students with different levels of musical training. It was carried out a survey of music and style preferences in 94 first-year students of non-music majors, of which 34 completed the training in children's music school, 60 did not receive additional music education. Using the comparative analysis revealed similarities and differences in their musical style preferences: 1) student audience prefers widely advocated “youth” music, cheerful, upbeat, causing motor reactions ( Hip-hop, Rap, Club music, Rock ), Film music, sometimes listening to Classical music ; 2) students in modern unpopular Punk music, Chanson, Bard song, unpopular Ethnics and Avant-garde music as in the academic areas of non-massive art with unusual elements of aesthetics; 3) students who have received additional music education in children's music school, compared with students without special music education often listen to music in general and not so popular in particular ( Pop-music, Jazz, Classical music, Ethnic music, Avant-garde in the academic music ), their musical tastes more diverse, not limited to fashionable youth style.

Текст научной работы на тему «Музыкально-стилевые предпочтения студентов с разным уровнем музыкальной подготовки»

УДК 316.728

МУЗЫКАЛЬНО-СТИЛЕВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Е.Н. Полянская, А.В. Беляева

ФГАОУВО «Российскийуниверситет дружбы народов» Москва, Россия

Аннотация. В данной публикации представлено эмпирическое исследование музыкально-стилевых предпочтений студентов с разным уровнем музыкальной подготовки. Было проведено анкетирование музыкально-стилевых предпочтений у 94 студентов первого курса немузыкальных специальностей, из них 34 закончили обучение в детской музыкальной школе, 60 — не получали дополнительного музыкального образования. С помощью сравнительного анализа выявлено общее и различное в их музыкально-стилевых предпочтениях: 1) студенческая аудитория предпочитает широко пропагандируемую «молодежную» музыку, бодрую, ритмичную, вызывающую двигательные реакции (Хип-хоп, Рэп, Клубную музыку, Рок), Музыку к кинофильмам, иногда слушает Классическую музыку; 2) у современных студентов малопопулярны Панк-музыка, Шансон, Бардовская песня, непопулярны Этника и Авангард в академической музыке как направления немассового искусства с непривычными элементами эстетики; 3) студенты, получившие дополнительное музыкальное образование в детской музыкальной школе, по сравнению со студентами без специального музыкального образования, чаще слушают музыку вообще и не столь популярную в частности (Эстраду, Джаз, Классику, Этнику, Авангард в академической музыке), их музыкальные вкусы более разнообразны, не ограничиваются модными молодежными стилями.

Ключевые слова: музыкальные предпочтения, музыкальный стиль, музыкальный жанр, музыкальное направление, музыкальные вкусы, музыкальное образование, музыкальная психология, восприятие музыки.

Молодежная аудитория в наши дни уделяет больше времени музыке, чем старшие поколения. Музыка стала одной из распространенных форм досуга молодежи, при этом отношение к музыке характеризуется избирательностью, сознательностью, активностью, что находит свое отражение в музыкальных предпочтениях [1]. Музыкальные предпочтения выполняют функцию своего рода социального языка, маркера определенных молодежных субкультур. Музыка отражает определенный стиль жизни и становится одной из составляющих социальной идентификации [2], является средством для самовыражения [3]. Возраст является важным фактором, детерминирующим музыкальные предпочтения; отношение к музыке может с годами меняться [4]. При этом опыт общения с музыкой во многом формируется под влиянием внешней среды: средств массовой коммуникации, обучения, в том числе в детских музыкальных школах и т. д.

Нами было проведено сравнительное исследование музыкально-стилевых предпочтений студентов с разным уровнем музыкальной подготовки, в котором приняло участие 94 студента первого курса экономического и филологического факультетов Российского университета дружбы народов в возрасте от 16 до 20 лет. Среди них 34 человека в школьные годы обучались в детской музыкальной школе, 60 человек не получили дополнительного музыкального образования.

Для выявления музыкально-стилевых предпочтений нами была использована «Анкета музыкально-стилевых предпочтений» Е.С. Борисовой [5]. Данная анкета содержит список 17 различных музыкальных стилей и направлений, а также свободный пункт, где можно дописать наиболее предпочитаемый музыкальный стиль. Перечислены следующие направления и стили: Классика, Классика в современной обработке, Этника, Джаз, Бардовская песня, Эстрада, Рок, Панк, Рэп, Хип-хоп,

----—-

Арт-поп и Неформат, Шансон, Ретро, Авангард в академической музыке, Музыка к кинофильмам, Клубная музыка, Музыка для релаксации. Респондентам предлагалось отметить, насколько часто они слушают ту или иную музыку (1 — никогда; 2 — очень редко; 3 — иногда; 4 — часто; 5 — очень часто).

Нами были выделено процентное соотношение выборов критериев от «никогда» до «очень часто» (от 1—5) по всей совокупности выборки. Были получены следующие результаты.

Критерий № 1 «никогда не слушаю» выбирался чаще других критериев. Его выбрали 61,70% от общего числа испытуемых в отношении направления Этника; 50,00% — в отношении стиля Бардовская песня; 34,04% — в отношении направления Эстрада; 51,06% — стиля Панк; 38,30% — направления Арт-поп и Неформат; 52,13% — стиля Шансон, 71,28% — направления Авангард в академической музыке.

Критерий № 2 «очень редко слушаю» был выбран 29,79% испытуемыми по отношению к стилю Джаз, 24,47% — Рок, 39,36% — Ретро, 30,85% — Музыка для релаксации.

Критерий № 3 «иногда слушаю» был выбран 41,49% испытуемых по направлению Классика,

37,23% — по направлению Классика в современной обработке.

Критерий № 4 «часто слушаю» выбрали испытуемые в отношении стиля Рэп (29,79%), Хип-хоп и Клубной музыки (27,66%).

Критерий № 5 «очень часто слушаю» был выбран 24,47% испытуемых в отношении Рока и 27,66% — Хип-хопа.

Таким образом, у студентов оказался наиболее популярен Хип-хоп и остальные молодежные жанры, а также Классика. То, что в категорию «очень редко» и «никогда» попали наибольшее количество музыкальных направлений, а в категорию «очень часто» — наименьшее количество музыкальных направлений, показывает, что музыкальные вкусы студентов в целом не отличаются разнообразием, хотя нами ожидалось, что представители студенчества обладают более высокой музыкальной компетентностью и интересом к музыке.

Далее с помощью программы Excel были вычислены средние значения по оценке музыкальных стилей и направлений по критериям от 1 до 5 по всей совокупности выборки и по группам испытуемых с разным уровнем музыкальной подготовки. Полученные данные представлены в табл. 1.

Музыкальные стили и направления Студенты

Всего ранг Наличие муз. образ. ранг Отсутствие муз. образ. ранг

Классика 2,62 6 2,91 7 2,45 7

Классика в современной обработке 2,62 6 2,76 8 2,53 6

Этника 1,60 15 1,97 14 1,38 16

Джаз 2,43 7 2,94 6 2,13 13

Бардовская песня 1,90 14 2,00 13 1,85 15

Эстрада 2,35 10 2,71 9 2,15 12

Рок 3,15 5 3,00 5 3,23 4

Панк 2,11 12 1,94 15 2,20 10

Рэп 3,51 3 3,44 3 3,55 3

Хип-хоп 3,61 2 3,62 2 3,60 2

Арт-поп и неформат 2,38 9 2,35 12 2,40 8

Шансон 2,04 13 1,94 15 2,10 14

Ретро 2,34 11 2,65 10 2,17 11

Авангард в академической музыке 1,44 16 1,71 16 1,28 17

Музыка к кинофильмам 3,69 1 3,74 1 3,67 1

Клубная музыка 3,24 4 3,32 4 3,20 5

Музыка для релаксации 2,40 8 2,56 11 2,32 9

Примечание. Жирным шрифтом выделены средние значения наиболее предпочитаемых стилей и направлений, курсивом — наименее предпочитаемых.

Таблица 1

Частота выборов музыкальных направлений и стилей у студентов с разным уровнем музыкальной подготовки

----—

Наиболее предпочитаемыми музыкальными направлениями и стилями у всех студентов в целом оказались (по степени убывания): Музыка к кинофильмам, Хип-хоп, Рэп, Клубная музыка, Рок. Среднее значение оценок данных музыкальных стилей и направлений по критерию от 1 до 5 было равно 3,69—3,51, эта оценка соответствует критерию 3 — «иногда слушаю». В число наименее предпочитаемых музыкальных направлений и стилей вошли (по степени убывания): Панк, Шансон, Бардовская песня, Этника, Авангард в академической музыке. Среднее значение оценок данных музыкальных стилей и направлений по критерию от 1 до 5 было равно 2,11 и ниже, то есть соответствовало критерию номер 2 — «очень редко слушаю».

Авангард в академической музыке большинство студентов никогда не слушает. В ходе исследования некоторые студенты задавали вопрос: «Что это такое?». Студенты в целом не знакомы с современной академической музыкой с радикально инновационными элементами эстетики. Мы полагаем, что данное направление музыки крайне мало пропагандируется и, соответственно, мало знакомо студентам.

Несколько неожиданно, что студенты почти не слушают Этническую музыку, поскольку, на наш взгляд, она в настоящее время приобретает большую популярность. Все больше распространяется Эстрада, Рок и Поп-музыка, электронная музыка с этническими мотивами. Фольклор присутствует на профессиональной сцене, но очевидно, не приобретает популярности у молодежи. Многие студенты неоднократно предпринимали путешествия в другие страны (Турцию, Тунис, Египет и др.) где могли познакомиться с их музыкальной культурой. Однако этническая музыка все же остается в рамках предпочтений узкого круга молодежной аудитории.

Бардовская музыка как исполнение под гитарное сопровождение авторской песни (с приоритетом значимости текста перед музыкой), ставшая формой самовыражения поколения «шестидесятников», в настоящее время претерпевает значительное снижение популярности среди молодежи.

Теряет популярность Шансон: французская эстрадная песня в стиле кабаре, городские романсы, блатные, военные и эмигрантские песни («русский шансон»).

Мало популярна среди современных студентов и Панк-музыка, ставшая популярной среди

части молодежи в эпоху социальных перемен «Перестройки», с ее простотой аккомпанемента, развязной и часто агрессивной манерой пения, депрессивным характером, нигилистскими текстами, зачастую эпатажным имиджем исполнителей.

Фактически можно сказать, что популярными жанрами у студентов стали те, которые путем ком-мерционализации заняли свое место в поп-культуре. Хип-хоп и Рэп сходны между собой (Рэп — один из элементов стиля Хип-хопа) наличием речитатива, танца или ритмичных движений под музыку, являются частью молодежной культуры во многих странах мира, которая к середине первого десятилетия XXI в. стала «модной». В целом студентами предпочитается так называемая «молодежная музыка», являющаяся частью молодежной субкультуры: Хип-хоп, рэп, Клубная музыка, Рок. Музыка к кинофильмам является наиболее часто слушаемой, что мы можем объяснить частотой просмотра студентами кинофильмов, музыка при этом начинает связываться с теми впечатлениями, которые были получены в ходе просмотра кино. Видимо, возникает стремление через прослушивание музыки повторить полученные впечатления, эмоции, переживая их заново.

Для выявления факторов, влияющих на формирование музыкальных предпочтений мы проанализировали различия в музыкальных предпочтениях у студентов разным уровнем музыкального образования. В первую очередь были вычислены средние значения частоты выборов музыкальных стилей и направлений студентов, в школьные годы обучавшихся в музыкальной школе и не получивших дополнительного музыкального образования (см. рис.).

1 место у студентов, получивших дополнительное музыкальное образование, по частоте предпочтений прослушивания занимает Музыка к кинофильмам, 2 место — Хип-хоп, 3 место — Рэп. Наименее популярны Этника, Панк и Шансон, самый непопулярный — Авангард в академической музыке. Фактически данные выборы оказались сходны с иерархией предпочтений по выборке в целом.

У студентов без специального музыкального образования по частоте предпочтений прослушивания 1-е место занимает Музыка к кинофильмам, 2-е место — Хип-хоп, 3-е место — Рэп. Наименее популярны Бардовская песня, Этника и последнее место занимает Авангард в академической музыке.

----—-

Музыкальные предпочтения студентов с разным уровнем музыкального образования

4,00 -

□ Наличие дополнительного музыкального образования

□ Отсутствие дополнительного музыкального образования

Рис. Гистограмма средних значений частоты выбора музыкальных стилей и направлений студентами с разным уровнем музыкального образования.

Таблица 2

Различия в музыкально-стилевых предпочтениях студентов с разным уровнем музыкальной подготовки

Музыкальные стили и направления Студенты без музыкального образования (Ы = 60) Студенты с музыкальным образованием (Ы = 34) и Манна-Уитни Ас. Значение (р)

Классика 42,69 55,99 1308,5 0,016*

Классика в современной обработке 45,52 51,00 1139,0 0,330

Этника 42,20 56,85 1338,0 0,004*

Джаз 41,48 58,13 1381,5 0,003*

Бардовская песня 45,61 50,84 1133,5 0,335

Эстрада 43,33 54,85 1270,0 0,042**

Рок 49,14 44,60 921,5 0,428

Панк 48,67 45,44 950,0 0,551

Рэп 48,24 46,19 975,5 0,718

Хип-хоп 47,02 48,35 1049,0 0,814

Арт-поп и неформат 47,80 46,97 1002,0 0,883

Шансон 48,33 46,03 970,0 0,669

Ретро 42,73 55,91 1306,0 0,018*

Авангард в академической музыке 43,13 55,21 1282,0 0,010*

Музыка к кинофильмам 47,22 48,00 1037,0 0,889

Клубная музыка 46,79 48,75 1062,5 0,732

Музыка для релаксации 45,18 51,60 1159,5 0,255

Примечание. Жирным шрифтом выделены значимые различия; уровень значимости *р < 0,01; **р < 0,05.

—--—

Для определения достоверно значимых различий музыкально-стилевых предпочтений между студентами с разным уровнем музыкальной подготовки был использован непараметрический U-критерий Манна-Уитни. Сравнительный анализ музыкально-стилевых предпочтений студентов с разным уровнем музыкального образования выявил у них достоверно значимые различия в музыкально-стилевых предпочтениях. Результаты представлены в табл. 2.

Как видно из таблицы, у испытуемых с разным уровнем музыкальной подготовки существуют достоверные значимые различия в музыкальных предпочтениях. Студенты, прошедшие обучение в музыкальной школе, чаще предпочитают Джаз (U = 1381,5; р = 0,003), Этнику (U = 1338,0; р = 0,004), Классику (U = 1308,5; р = 0,016), Ретро (U = 1306,0; р = 0,018), Авангард в академической музыке (U = 1282,0; р = 0,010), Эстраду (U = 1270,0; р = 0,042), чем студенты без специального музыкального образования. Соответственно, студенты первой группы чаще слушают музыку, их музыкальные вкусы более разнообразны, не ограничиваются только модными направлениями, но включают также мало популярные стили и направления, широко не пропагандируемые.

Также испытуемым была предоставлена возможность заполнить дополнительный 18-й пункт «Свой вариант жанра» в «Анкете музыкально-стилевых предпочтений», его заполнили 33% студентов всей выборки, из них 13% тех, кто обучался в музыкальной школе, 20% — тех, кто не прошел соответствующего обучения. При этом респонденты дублировали уже имеющееся направление или стиль, называя один из его жанров, т. е. категорию, в него входящую (например, Кантри — это стиль, относящийся к музыкальному жанру Этника, Dance & house, Trance — к клубной музыке, Инди — к року). Один из испытуемых вписал в 18-ом пункте слово «меломан», видимо тем самым он хотел подчеркнуть свою любовь к музыке вообще; 6,2% студентов указали музыку Инди (от англ. independent music), возможно, желая подчеркнуть предпочтение музыкальных жанров и субкультуры, независимой от коммерческой музыки и мейнстрима. Собственно, каких-либо новых жанров, не представленных в анкете, студентами не указано.

Таким образом, анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы:

1. Наиболее предпочитаемыми музыкальными направлениями и стилями у студентов в целом является Музыка к кинофильмам, Хип-хоп, Рэп, Клубная музыка, Рок. Иначе говоря, это «молодежная» музыка, бодрая, ритмичная, вызывающая двигательные реакции, а также связанная с впечатлениями, возникающими при просмотре кинофильмов. Большая часть студентов иногда слушает Классическую музыку.

2. Наименее предпочитаемыми музыкальными направлениями и стилями у современных студентов являются Панк, Шансон, Бардовская песня. Также непопулярны Этника, Авангард в академической музыке как направления немассового искусства с непривычными элементами эстетики.

3. Студенты, прошедшие обучение в музыкальной школе, по сравнению со студентами без дополнительного музыкального образования, чаще слушают музыку, их музыкальные вкусы более разнообразны, не ограничиваются модными молодежными стилями, включают стили и направления, которые мало пропагандируются. Они чаще предпочитают слушать Джаз, Этнику, Классику, Ретро, Авангард в академической музыке, Эстраду, чем студенты без музыкального образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тупоногова Н.Б., Борисова С.Н. Отношение к музыке: музыкальные предпочтения // Психология XXI века: сборник материалов Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов. Санкт-Петербургский государственный университет, 2006.

2. Горюнова Л.О. Социокультурные аспекты формирования музыкальных предпочтений современной российской молодежи: дисс. ... канд. социол. наук. Саратов, 2004.

3. Rentfrow P.J. The role of music in everyday life: Current directions in the social psychology of music // Social and Personality Psychology. 2012. Vol. 6. No.5. P. 402—416.

4. Crowther R., Durkin, K. Sex- and age-related differences in the musical behavior, interests and attitudes towards music of 232 secondary school students // Educational Studies. 1982. Vol. 8. No. 2. P. 131—139.

5. Борисова Е.С. Психологические особенности категориальной организации восприятия музыки учащейся молодежью с разным уровнем музыкального образования: лиса ... канд. психол. наук. Самара, 2009.

—--

MUSIC AND STYLE PREFERENCES OF STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF MUSICAL TRAINING

E.N. Polyanskaya, A. V. Belyaeva

Peoples' Friendship University of Russia Moscow, Russia

Annotation. This publication presents an empirical study of music and style preferences of students with different levels of musical training. It was carried out a survey of music and style preferences in 94 first-year students of non-music majors, of which 34 completed the training in children's music school, 60 — did not receive additional music education. Using the comparative analysis revealed similarities and differences in their musical style preferences: 1) student audience prefers widely advocated "youth" music, cheerful, upbeat, causing motor reactions (Hip-hop, Rap, Club music, Rock), Film music, sometimes listening to Classical music; 2) students in modern unpopular Punk music, Chanson, Bard song, unpopular Ethnics and Avant-garde music as in the academic areas of non-massive art with unusual elements of aesthetics; 3) students who have received additional music education in children's music school, compared with students without special music education often listen to music in general and not so popular — in particular (Pop-music, Jazz, Classical music, Ethnic music, Avant-garde in the academic music), their musical tastes more diverse, not limited to fashionable youth style.

Key words: musical preferences, style of music, musical genre, musical direction, musical tastes, music education, music psychology, music perception.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Tuponogova N.B., Borisova S.N. Otnoshenie k mu-zyke: muzykal'nye predpochteniya. Psihologiya XXI veka: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov, aspirantov i molodyh specialistov. Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj universitet, 2006.

2. Goryunova L.O. Sociokul'turnye aspekty formi-rovaniya muzykal'nyh predpochtenij sovremennoj rossijskoj molodezhi: dis. kand. sociol. nauk. Saratov, 2004.

3. Rentfrow P.J. The role of music in everyday life: Current directions in the social psychology of music. Social

and Personality Psychology, 2012, vol. 6, no. 5, pp. 402— 416.

4. Crowther R., Durkin, K. Sex- and age-related differences in the musical behavior, interests and attitudes towards music of 232 secondary school students. Educational Studies, 1982, vol. 8, no. 2, pp. 131—139.

5. Borisova E.S. Psihologicheskie osobennosti kate-gorial'noj organizacii vospriyatiya muzyki uchashchejsya molodezh'yu s raznym urovnem muzykal'nogo obrazovaniya. Dis. kand. psihol. nauk. Samara, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.