Научная статья на тему 'Популярность стилевых направлений и жанров джаз- и рок-музыки начала XXI века: результаты музыкально-социологического опроса'

Популярность стилевых направлений и жанров джаз- и рок-музыки начала XXI века: результаты музыкально-социологического опроса Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1985
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНДУСТРИЯ / СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНАЯ АУДИТОРИЯ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / ДЖАЗ / РОК / MUSIC INDUSTRY / MODERN MUSICAL CULTURE / MUSIC AUDIENCE / MUSIC STYLE / JAZZ / ROCK

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Назин Александр Сергеевич

В данной статье автор составляет и осмысливает картину музыкальных стилей современной популярной музыки на основании социологического опроса. Музыкально-социологический опрос подобного рода был проведен в отечественном музыковедении впервые за долгое время. Он позволил сделать выводы, что музыкальная культура на сегодняшний день формируется на элементах музыкального языка прежде всего джаза и рока; значительное влияние в музыкальной индустрии имеет стиль «хип-хоп»; наиболее востребованы на данный момент элементы художественного языка рок-музыки. Предлагается, отталкиваясь от мнения аудитории, определить тенденции и пути развития современного музыкально-художественного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POPULARITY OF STYLES AND GENRES OF JAZZ AND ROCK MUSIC AT THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY: RESULTS OF A MUSICAL OPINION POLL

In the article the author compiles and comprehends a pattern of the music styles of modern popular music on the basis of an opinion poll. The musical opinion poll of such type has been carried out for the first time in domestic musicology for a long period. It allowed concluding that now musical culture is formed with the elements of the musical language of first of all jazz and rock; the “hip hop” style has a significant impact in music industry; the elements of the artistic language of rock music are mostly in demand at the moment. The author proposes, on the basis of the views of the audience, to identify the trends and ways of the development of modern musical-artistic language.

Текст научной работы на тему «Популярность стилевых направлений и жанров джаз- и рок-музыки начала XXI века: результаты музыкально-социологического опроса»

Назин Александр Сергеевич

ПОПУЛЯРНОСТЬ СТИЛЕВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ЖАНРОВ ДЖАЗ- И РОК-МУЗЫКИ НАЧАЛА XXI ВЕКА: РЕЗУЛЬТАТЫ МУЗЫКАЛЬНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА

В данной статье автор составляет и осмысливает картину музыкальных стилей современной популярной музыки на основании социологического опроса. Музыкально-социологический опрос подобного рода был проведен в отечественном музыковедении впервые за долгое время. Он позволил сделать выводы, что музыкальная культура на сегодняшний день формируется на элементах музыкального языка прежде всего джаза и рока; значительное влияние в музыкальной индустрии имеет стиль "хип-хоп"; наиболее востребованы на данный момент элементы художественного языка рок-музыки. Предлагается, отталкиваясь от мнения аудитории, определить тенденции и пути развития современного музыкально-художественного языка. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/3/2016/7-1/27.11^1

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 7(69): в 2-х ч. Ч. 1. C. 92-97. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/7-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net

10. Маремкулов А. Н. Проблемы трансформации института аманатства на Северном Кавказе в XVIII-XIX веках // Правовая политика и правовая жизнь. 2013. № 4. С. 105-110.

11. О распределении пленных Горских народов, аманатов и Кабардинских беев и узденей: Указ императора Александра I за № 28 354 от 13 июля 1820 г. // Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). СПб., 1830. Собр. I. Т. XXXVII. № 28354.

12. Озова Ф. А. К этимологии историзма «аманат» // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия «Общественные науки». 2014. № 4 (182). С. 45-54.

13. Отношение генерал-лейтенанта Кнорринга к министру финансов графу Васильеву от 20 марта 1802 г. за № 337 // Акты, собранные Кавказской археографической комиссией. Тифлис, 1866. Т. 1. Ст. 1101. С. 743-744.

14. Потто В. А. Кавказская война: в 5-ти т. Ставрополь: Кавказский край, 1994.

15. Российский государственный военно-исторический архив. Военно-ученый архив. Оп. 1.

16. Самрина Е. В. Аманатство как социально-политический институт присоединения и покорения новых территорий к российскому государству в XVII-XIX вв. (на примере Хакасско-Минусинского края) // Вестник Дагестанского научного центра РАН. 2013. № 49. С. 63-69.

17. Смирнов Н. А. Политика России на Кавказе в XVI-XIX веках. М.: Изд-во соц.-эконом. лит-ры, 1958. 244 с.

18. Сотавов Н. А. Северный Кавказ в русско-иранских и русско-турецких отношениях XVIII в. (от Константинопольского договора до Кючук-Кайнарджийского мира 1700-1774 гг.). М.: Наука, 1991. 435 с.

19. Торопицын И. В. Институт аманатства во внутренней и внешней политике России в XVII-XVIII вв. // Кавказский сборник. М., 2007. Т. 4 (36). С. 59-80.

20. Трепавлов В. В. История Ногайской Орды. М.: Вост. лит-ра, 2002. 752 с.

21. Тхамоков Н. Х. К вопросу о роли системы аманатства в развитии русско-кабардинских связей в XVIII в. // Ученые записки Кабардино-Балкарского государственного университета. Нальчик, 1971. Вып. 43. С. 108-115.

22. Тютюнина Е. С. Аманатская школа в Нальчике // Горянка. 2003. № 20.

23. Умаханов М. С. Аваро-российские отношения в конце XVI - начале XIX в. // Вестник Дагестанского научного центра РАН. 2008. № 30. С. 48-53.

24. Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской Республики (ЦГА КБР). Ф. 1. Оп. 1.

25. ЦГА КБР. Ф. 16. Оп. 1.

26. ЦГА КБР. Ф. Р-1209. Оп. 13 (доп.).

AMANAT (HOSTAGE) INSTITUTION IN RUSSIAN POLICY IN THE CENTRAL CAUCASUS REGION IN THE FIRST HALF OF THE XIX CENTURY

Muratova Elena Georgievna, Doctor in History, Professor Batueva Elina Askerbievna

Kabardino-Balkarian State University named after Kh. M. Berbekov lena_gm@mail.ru; elina.batueva@mail.ru

The article is devoted to the consideration of amanat institution in the Russian policy in the Central Caucasus region in the first half of the XIX century as an institution ensuring the implementation of political agreements and as an effective way to keep the conquered peoples in obedience, who had external government by officers in this period and did not have judicial and administrative institutions established by the Russian authorities. It is shown that amanat institution as an effective tool of internal policy was used primarily regarding the so-called "rebellious mountaineers" and as a preventive measure "in struggle against treason". At the same time schools for children-amanats played a major role in the formation of the local pro-Russian elite.

Key words and phrases: Russian policy; North Caucasus; the XIX century; amanats (hostages); amanat schools.

УДК 78.01 Искусствоведение

В данной статье автор составляет и осмысливает картину музыкальных стилей современной популярной музыки на основании социологического опроса. Музыкально-социологический опрос подобного рода был проведен в отечественном музыковедении впервые за долгое время. Он позволил сделать выводы, что музыкальная культура на сегодняшний день формируется на элементах музыкального языка прежде всего джаза и рока; значительное влияние в музыкальной индустрии имеет стиль «хип-хоп»; наиболее востребованы на данный момент элементы художественного языка рок-музыки. Предлагается, отталкиваясь от мнения аудитории, определить тенденции и пути развития современного музыкально-художественного языка.

Ключевые слова и фразы: музыкальная индустрия; современная музыкальная культура; музыкальная аудитория; музыкальный стиль; джаз; рок.

Назин Александр Сергеевич

Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов ASNazin@gmail com

ПОПУЛЯРНОСТЬ СТИЛЕВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ЖАНРОВ ДЖАЗ- И РОК-МУЗЫКИ НАЧАЛА XXI ВЕКА: РЕЗУЛЬТАТЫ МУЗЫКАЛЬНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА

Важным направлением в исследованиях по специфике развития музыкального искусства являются социологические методы, которые позволяют определить значимость того или иного музыкального явления

для жизни современного общества, молодежной культуры и прогнозировать развитие музыки как вида искусства. Социология музыки - одно из важнейших направлений в науке, в котором применяются разные методы исследования, важнейшие среди них - анкетирование, опрос. Значимость данного направления в науке отмечают многие отечественные и зарубежные исследователи - музыковеды и социологи. Гвидо Адлер -один из основоположников музыковедения - поднял вопрос значимости социальных исследований [11]. Немецкий философ Т. В. Адорно также уделял большое внимание социологии и опубликовал одну из фундаментальных в этой сфере монографий «Введение в социологию музыки», которая представлена в сборнике «Избранное: социология музыки» [1]. В отечественной науке стоит отметить работы по социологии музыки и исследованию мнений, поведения аудитории таких авторов как А. В. Луначарский [6], И. В. Глебов [2].

Современная музыкальная культура представляет собой сложную, динамично развивающуюся систему. Нужно отметить, что на формирование этой системы повлияли коммерциализация и капитализация всей культурной сферы, особенно в XX веке. Возникло многогранное явление - современный художественный рынок, в контексте которого складываются взаимоотношения тех, кто создает музыкальный «товар», и тех, кто его «потребляет». Одними из основных элементов этой системы являются непосредственно «производитель» [10, с. 4], распространитель музыкального продукта в рамках музыкальной индустрии и слушатель -их потребитель, а также сама музыка. Чтобы понять, какова специфика эволюции музыкальной культуры на данный момент, необходимо изучение особенностей не только самой музыки как искусства, но и ее «потребителя», то есть аудитории [Там же, с. 14]. Влияние музыкальных предпочтений публики на формирование музыкального языка все возрастает, так как от востребованности музыкального материала зависит коммерческий успех исполнителей и музыкальных лэйблов.

В XXI веке наиболее актуальными и востребованными музыкальными направлениями являются джаз-и рок-музыка, а также их «жанровое взаимодействие» [8, с. 7]. Важность изучения взаимодействия музыкально-художественных языков для понимания процессов интеграции культур [4; 5] и «встречного движения жанров» [9] отмечают музыковеды В. Конен и А. Цукер. Жанровое и стилевое взаимодействие джаз-и рок-музыки представляется актуальным направлением для изучения в настоящее время, особенно методами музыкальной социологии.

Исследование музыкальных предпочтений и их влияния «требует по своему существу обширнейших эмпирических исследований» [1, с. 10], что, к сожалению, в отечественной науке уже не один десяток лет практически отсутствует, однако сохраняется актуальность этого направления. В рамках нашего исследования мы поставили цель установить популярность стилевых направлений и жанров джаз- и рок-музыки в молодежной среде начала XXI века на основе результатов одного из методов социологического подхода, то есть опроса. Эмпирическое исследование музыкальных предпочтений позволяет не только составить определенное представление о культуре, искусстве в целом, но также понять, насколько востребованы элементы того или иного музыкального направления, его средства выразительности, дополнить систематизацию музыкальных стилей.

Важно учитывать, что музыка, отображая духовные ценности, влияет на формирование их в человеке: «одним из подходов к решению проблемы формирования духовной культуры является музыкальная культура... которая... отражает действительность посредством музыкального образа» [3, с. 133]. Музыка «использует» [Там же] музыкально-художественный язык для реализации «эстетического смысла произведения, духовного воздействия» [Там же]. Зная особенности музыкально-художественного языка тех или иных жанров и стилей, совокупность передаваемых образов, мы можем, на основании данных о музыкально-стилевых предпочтениях, сделать выводы о доминирующих художественных предпочтениях современных слушателей, их запросах, кроме того, увидеть картину соотношения музыкально-художественных языков стилей и направлений современной музыки.

В настоящее время, как уже ранее было отмечено, подобных социологических музыковедческих исследований проводится крайне мало. На волне возрастания популярности рок-музыки, постепенного ослабления оков «железного занавеса» в 80-х годах XX века музыковедческие социологические исследования были актуальны и востребованы, однако первые десятилетия XXI столетия характеризуются ослаблением этих исследований в сфере выявления музыкальных предпочтений молодежи. Некоторые отечественные ученые отмечают не только недостаточное количество таких опросов, но и несовершенство методов и методологии социологии искусства в целом: «не искусство, а художественная жизнь общества рассматривается в качестве объекта социологии искусства» [7, с. 120], ее основным предметом являются «художественные вкусы общества», что свидетельствует больше о «приоритетах социологизации, чем о строгости метода и методологии» [Там же].

Составляя вопросы для анкеты, мы исходили из степени их важности для раскрытия современных музыкальных средств выразительности и соотношения элементов музыкального языка. Задачей опроса было не только определить музыкальные предпочтения, но и видение музыки аудиторией, понимание ею музыкального языка, значимость того или иного стиля, степень осознанности и развитости навыка слушания. В анкету были введены такие вопросы как «С какими стилями у Вас ассоциируется современная зарубежная поп-музыка?», «С какими стилями у Вас ассоциируется современная отечественная поп-музыка?». Для выявления представления об осознанности и развитости навыка слушания были введены вопросы о том, замечают ли респонденты элементы джаз- и рок-музыки, а также элементы музыки электронных направлений. Вопросы о степени знакомства аудитории с современными синтезированными стилями имеют перед собой две цели: понять степень развитости музыкальных вкусов, соотношение «массовой» и «элитарной» аудитории, а также востребованность передовых по музыкально-художественному наполнению стилей, элементы которых присутствуют в индивидуальном стиле популярных рок-, джаз- и поп-исполнителей.

Опрос проводился на базе Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов среди студентов очной и заочной форм обучения разных специальностей. Такой выбор аудитории позволил расширить ее возрастной состав от 17-ти лет до 54-х лет. Всего в опросе участвовало 104 респондента. Наличие в опрашиваемой аудитории представителей разных профессий, включая «звукорежиссуру» и «актерское мастерство», позволило понять распределение вкусовых предпочтений в зависимости от рода занятий человека, а также в зависимости от того, является он «экспертом» [1, с. 14] или же «любителем» [Там же, с. 15]. К «экспертам» мы отнесем тех респондентов, которые регулярно сталкиваются с музыкой в профессиональной деятельности: звукорежиссеров и актеров.

Таблица 1 показывает, что по сумме положительных ответов «иногда» и «часто» лидирует музыка джазовых направлений, при этом наиболее часто аудитория слушает рок-музыку. Джаз-музыка имеет больше всего ответов в категории «иногда» и много в категории «не слушаю», что, по нашему мнению, связано с тем, что джаз в настоящее время чаще прослушивается в рамках мультимедийных произведений: кино, театральных представлений, видео-роликов. Важно отметить, что музыку смешанных направлений иногда и часто слушают более юные возрастные группы, у групп же старше 30-ти лет мы можем видеть снижение интереса к музыке в целом по отсутствию ответов «часто» во всех вопросах. Смешанные направления у аудитории в целом опережают по частоте прослушивания джаз-музыку, что свидетельствует о возрастании их популярности. Однако рок-музыка имеет наибольший спрос у опрашиваемой аудитории.

Таблица 1.

Предпочтения аудитории относительно музыки различных направлений

Как часто Вы слушаете Как часто Вы слушаете Как часто Вы слушаете музыку

музыку джазового рок-музыку различных смешанных направлении

направления? направлений? (джаз-рок, прогрессив, арт-рок)?

Возрастные группы Возрастные группы Возрастные группы

о <N о « in <N о д о m о « о m е a о <N о « in <N о о m о « о m е a о <N о « in <N о д о m о « о m е a

т о <N т о vo <N т о & т с т о <N т о vo <N т о & т с т о <N т о VO <N т о & т с

Иногда 27 26 5 4 Иногда 20 17 6 3 Иногда 17 15 5 2

Не слушаю 12 10 6 5 Не слушаю 5 6 4 6 Не слушаю 12 10 6 7

Часто 5 3 1 0 Часто 19 16 2 0 Часто 15 14 1 0

В ответах на вопросы об ассоциациях с современной поп-музыкой (Таблица 2) мы видим, что почти у всех респондентов, особенно у более юной аудитории, доминирует стиль, находящийся на стыке ритм-н-блюза, соула и электронной музыки, - хип-хоп, который также нередко называют «рэп». Важно, что ответ «хип-хоп» наиболее актуален как для зарубежной поп-музыки, так и для отечественной. Второе место по значимости у слушателей разделяют ритм-н-блюз и рок-музыка. Джаз и рок-н-ролл имеют наименьшее количество ответов. Целостная картина ответов на данные вопросы показывает, что современная поп-музыка представляет собой синтез элементов музыкально-художественного языка жанров и стилей с разным их соотношением, являющихся наследниками или производными в той или иной степени африканской музыки. Ответы, относящиеся к категории «другое», отмечают возрастающее влияние стилей электронной музыки, таких как драм-н-бэйс, хаус. Влияние элементов электронной музыки, вероятно, востребовано еще больше, что проявляется в явном опережении популярности стиля хип-хоп.

Современная поп-музыка также чаще ассоциируется у аудитории с хип-хопом, однако отставание отечественной индустрии и ее незрелость проявляются, например, в таких ответах на вопрос «с какими направлениями она ассоциируется» как «с чем-то отвратительным, и это вряд ли можно назвать музыкой», «ни с чем, чему можно дать определение стиля», «вокальным извращением» или шуточным ответом будущего звукорежиссера «disco». Также заметно меньшее количество ответов с несколькими вариантами (стилями) и их концентрация в категории «ритм-н-блюз» и «хип-хоп». В данном контексте причиной такого распределения ответов видится отсутствие достаточной глубины духовно-художественных образов в отечественной поп-музыке. СМИ, в свою очередь, транслируют лишь качественные по звучанию произведения, но скудные на средства выразительности и духовное содержание. Вторая причина - конкурентное преимущество по качеству музыкального продукта, который предлагают страны Европы и США. Такие ответы, на наш взгляд, свидетельствует о том, что в Российской Федерации наблюдается отсутствие массовых информационных каналов, транслирующих музыку с достаточным духовно-образным наполнением, например, рок-музыку таких групп как «ДДТ», «Аквариум», хип-хоп композиции исполнителей Oxxxximiron, Le Truck и других, которые несут достаточную музыкально-художественную и идейно-содержательную нагрузку. Также, вероятно, это связано с тем, что в России нет сформировавшейся культуры музыкального бизнеса, и каждый музыкант вынужден сам добывать деньги для создания музыкального альбома.

Таблица 2.

Распределение ответов на вопрос «С какими жанрами, стилями и направлениями у Вас ассоциируется современная зарубежная и отечественная поп-музыка?»

С какими жанрами, стилями

и направлениями у Вас ассоциируется современная зарубежная поп-музыка?

С какими жанрами, стилями

и направлениями у Вас ассоциируется современная отечественная поп-музыка?

Возрастные группы

Возрастные группы

<N

Н О

<N

Н О

&

н

<N

н о

vo

<N

Н О

Ритм-н-блюз

15

Ритм-н-блюз

12

Хип-хоп

41

18

Хип-хоп

27

17

Рок-н-ролл

13

Рок-н-ролл

Джаз

Джаз

Рок

18

Рок

Другое

а ^ ^

й са ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

, о

Другое

ъ а

ей ¡К

Д $

w д .

К 9 '

Й

8

2

6

4

3

5

8

5

6

6

1

3

1

9

2

2

7

4

2

5

2

7

4

8

7

Таблица 3.

Распределение ответов на вопрос «Замечаете ли Вы элементы джаз- и рок-музыки в различных музыкальных направлениях?»

Замечаете ли Вы элементы джазовой музыки в композициях, относящихся к рок-музыке? Звукорежиссура Народное хореографическое творчество Прикладная информатика в экономике Социокультурная деятельность, конфликтология Экономика и управление + конфликтология Реклама Актерское мастерство ВСЕ ответы

Постоянно 4 2 5 2 1 4 7 25

Редко 3 9 13 9 3 10 5 52

Не замечаю 2 8 6 2 6 3 - 27

Замечаете ли Вы элементы рок-музыки в композициях, относящихся к джазу?

Постоянно 2 2 2 1 1 2 4 14

Редко 3 8 11 5 2 10 6 45

Не замечаю 4 9 11 7 7 5 2 45

Замечаете ли Вы элементы джаз- и рок-музыки в современных электронных композициях (house, trance, dnbи др.)?

Постоянно 2 6 6 3 - 4 3 24

Редко 5 6 12 5 9 10 9 56

Не замечаю 2 7 6 5 1 3 - 24

Таблица 3 показывает, что положительных ответов гораздо больше, чем отрицательных, что, на наш взгляд, свидетельствует о том, что современная музыка строится именно на взаимовлиянии музыкально-художественных элементов различных музыкальных направлений. Несмотря на то, что ответ «редко» встречался наиболее часто, малое количество отрицательных ответов говорит о достаточной степени осознанности музыкального восприятия и развитости у аудитории навыка слушания независимо от их профессиональной ориентации.

Таблица 4.1.

Распределение ответов на вопрос «Знакомы ли Вы с современными стилями рок-музыки (deathcore, mathcore, hardcore, post-hardcore и т.д.), если да, то с какими?»

Ответ Ответы Ответы Ответы Ответы

респондентов респондентов респондентов респондентов

от 17 до 20 лет от 21 до 25 лет от 26 до 30 лет старше 30 лет

Да, регулярно слушаю 11 4 1 -

Да, но не слушаю 20 10 8 1

Не знаком(а) 16 13 10 10

Среди знакомых для опрашиваемой аудитории стилей респонденты выделяют: hardcore, metalcore, deathcore, mathcore, jent.

Таблица 4.2.

Распределение ответов на вопрос «Знакомы ли Вы с авангардными направлениями джазовой музыки (^агг,соге, jazzmetal, ЪгМаЦатх)?»

Ответ Ответы Ответы Ответы Ответы

респондентов респондентов респондентов респондентов

от 17 до 20 лет от 21 до 25 лет от 26 до 30 лет старше 30 лет

Да, регулярно слушаю 5 1 2 -

Да, но не слушаю 11 4 5 1

Не знаком(а) 30 22 12 10

Упоминаемые в ответах на этот вопрос стили: jazzmetal, jazzcore, brutaljazz.

По Таблицам 4.1 и 4.2 можно сделать вывод, что авангардные современные стили на стыке музыкальных языков джаза и рок-музыки пока мало востребованы у широкой аудитории. Тем не менее, уровень музыкального восприятия некоторых респондентов, особенно в юных возрастных группах, позволяет им постоянно прослушивать такие сложные по музыкальному языку стили как mathcore, jazzcore и другие. Сравнение результатов, приведенных в этих таблицах, позволяет отметить большую востребованность стилей, основанных на музыкально-художественном языке рок-музыки, в то время как музыкальные элементы джаза отходят на второй план.

По результатам нашего исследования мы можем сделать следующие выводы:

1. Современная популярная музыка представляет собой синтез элементов средств выразительности жанров и стилей, являющихся производными от соединения африканской и европейской музыкальных традиций.

2. На фоне остальных стилей и направлений большее значение для глобальной мировой музыкальной индустрии в XXI веке представляет стиль «хип-хоп».

3. Наиболее востребованными в современной музыкальной культуре на данный момент элементами музыкального языка являются средства выразительности рок-музыки.

Обобщая результаты проведенного исследования, мы можем отметить, что более новые жанры и стили, представляющие собой синтез джаз- и рок-музыки, востребованы у аудитории. Данная статья позволяет как самим музыкантам, так и преподавателям акцентироваться на тех средствах музыкально-художественного языка, которые находятся в тренде у аудитории, а именно ритм-н-блюза, хип-хопа и рок-музыки. Кроме того, выводы, сделанные в статье, помогут представителям музыкального бизнеса лучше понимать музыкальный продукт и рынок.

Список литературы

1. Адорно Т. В. Избранное: социология музыки. М. - СПб.: Университетская книга, 1998. 445 с.

2. Глебов И. В. О ближайших задачах социологии музыки: предисловие // Мозер Г. И. Музыка средневекового города / пер. с нем.; под ред. И. Глебова. Л., 1927. С. 7-21.

3. Исхакова Н. Р. Музыкальная культура как фактор формирования у школьной молодежи общечеловеческих ценностей: на материалах Республики Татарстан: дисс. ... к. соц. н. Казань, 2002. 185 с.

4. Конен В. Д. Рождение джаза. М.: Советский композитор, 1984. 320 с.

5. Конен В. Д. Этюды о зарубежной музыке. М.: Музыка, 1975. 480 с.

6. Луначарский А. В. Вопросы социологии музыки // В мире музыки. M., 1971. С. 117-226.

7. Попов Е. А. Проблемы становления социологии искусства // Социологические исследования. 2007. № 9. С. 118-124.

8. Сыров В. Н. Стилевые метаморфозы рока. СПб.: Композитор, 2008. 312 с.

9. Цукер А. М. От диалога к синтезу: к дискуссии о проблеме музыкальных массовых жанров // Советская музыка. 1986. № 6. С. 56-87.

10. Шафеев Р. Н. Музыкальная культура как система: дисс. ... к. филос. н. Казань, 2007. 174 с.

11. Adler Guido. Methode der Musikgeschichte. Leipzig, 1919. 237 S.

POPULARITY OF STYLES AND GENRES OF JAZZ AND ROCK MUSIC AT THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY: RESULTS OF A MUSICAL OPINION POLL

Nazin Aleksandr Sergeevich

Saint Petersburg University of Humanities and Social Sciences ASNazin@gmail. com

In the article the author compiles and comprehends a pattern of the music styles of modern popular music on the basis of an opinion poll. The musical opinion poll of such type has been carried out for the first time in domestic musicology for a long period. It allowed concluding that now musical culture is formed with the elements of the musical language of first of all jazz and rock; the "hip hop" style has a significant impact in music industry; the elements of the artistic language of rock music are mostly in demand at the moment. The author proposes, on the basis of the views of the audience, to identify the trends and ways of the development of modern musical-artistic language.

Key words and phrases: music industry; modern musical culture; music audience; music style; jazz; rock.

УДК 141.3

Философские науки

В статье представлен подход, раскрывающий сущность денег как социального института, тесно связанного с языком. Фундаментальность языка по отношению к социальной реальности иллюстрируется примером денежных функций. Раскрывается семиотическая природа денег, рассматриваются различные подходы к установлению смысла и значения денежных знаков. Делается вывод, что деньги, являясь особого рода языковой системой, сами формируют институциональные факты в процессе социальной коммуникации.

Ключевые слова и фразы: деньги; социальный институт; социальный факт; язык; статусная функция.

Никитин Антон Павлович, к. филос. н.

Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова pavlen-abakan@mail. ги

ЯЗЫК И ДЕНЬГИ: СЕМИОТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНСТИТУТА ДЕНЕГ

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 15-03-00163.

В научной литературе, посвященной деньгам, можно обнаружить огромное количество определений, интерпретирующих данный феномен с различных сторон. Эти определения, по мнению В. В. Радаева, в принципе сводятся к двум тавтологичным предложениям: «деньги - это то, что выполняет функции денег», «деньги - это то, что признается в качестве денег» [4, с. 373, 379]. При этом связь первого определения со вторым становится явной, если правомерно допустить, что деньги, в случае не признания их качества, свои функции выполнять не могут.

Нет признания предметов деньгами - нет денежных функций, которые эти предметы могут осуществлять. Этот простой тезис отражает более фундаментальное положение, в соответствии с которым функционирование денег как меры стоимости, средства обмена, платежа и накопления является социальным фактом. Человек может прийти в магазин и взять в нем какой-либо товар, отдав за него несколько измятых бумажных банкнот, непосредственные полезные свойства которых несоизмеримо меньше непосредственных полезных свойств приобретенного товара. Это социальная реальность, которая создается самими людьми, в свою очередь формируя институционализированную деонтологию человеческого поведения.

Здесь необходимо пояснение, что подразумевается под словосочетанием «социальная реальность». Говоря о социальной реальности, мы исходим из предпосылки, что она есть совокупность социальных фактов, а не индивидов. Совокупность людей может продуцировать социальную реальность только в том случае, если между ними есть какое-то отношение. В принципе, это общее положение для всей классической социологии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что может выступать в качестве социальных фактов? В самом общем смысле всё то, что происходит с людьми по отношению к другим людям. Каждый студент российского вуза вынужден изучить курс иностранного языка; каждый человек, находящийся на территории Российской Федерации, может использовать в качестве средства платежа бумажные рубли; автомобилисту на российских дорогах разрешено продолжать движение на зеленый цвет светофора и т.д. Особенностью же всех этих фактов по отношению к природным фактам является их неадекватность для физического, химического или биологического описания.

Основания для этих и многих других социальных фактов нужно искать в совершенно иной области. Назвать ее можно по-разному, но традиционно используется понятие социального института. Из всех интерпретаций социальных институтов наиболее емким представляется определение, данное лауреатом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.