Научная статья на тему 'Молодежная музыка и социализирующая функция СМИ'

Молодежная музыка и социализирующая функция СМИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
968
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АСТРАХАНЬ / МОЛОДЕЖЬ / МУЗЫКА / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОП-МУЗЫКА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Борисова Е. Б.

Автор исследует музыкальные потребности астраханской молодежи. Бытование музыки в условиях рынка при стилевом многообразии не приводит к равномерному соотношению классики, фольклора, эстрады. Коммерциализи-рованная эстрадная музыка вытеснила все другие виды, которым пришлось приспосабливаться к новому лидеру поп-музыке. Исследовательские данные констатируют снижение роли институтов семьи и образования в музыкальном воспитании нового поколения, отсутствие четких национальных ориентиров в государственной художественной политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молодежная музыка и социализирующая функция СМИ»

Е. Борисова

МОЛОДЕЖНАЯ МУЗЫКА И СОЦИАЛИЗИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ СМИ

В социологических исследованиях молодежной культуры последних лет многократно подчеркивалось возросшее значение музыки в современном процессе социализации. Под ее воздействием создаются, преобразуются и активно функционируют в обществе разнообразные молодежные субкультуры. Тем не менее, остается неясным вопрос о конкретных механизмах и зонах влияния музыки на «процесс социального научения» (Н. Миллер и Дж. Доллард).

Музыка способна свободно включаться в любые сферы человеческой практики. Это ее качество определяет близость социальных функций музыки и социальных функций молодежной культуры. Так, преобразовательная функция музыки близка модификационной функции молодежной культуры; коммуникативная функция музыки облегчает социально-психологическую включенность индивида в определенную группу; избирательное отношение к ценностям предшествующих поколений и идентификация молодых людей с ценностями группы, осуществляемые посредством функций социокультурной преемственности и индивидуализации, — сравнимы с оценочной (аксиологической) функцией музыки. Только познавательная функция музыки осуществляется масштабнее, с использованием влияния многих социализирующих структур, в том числе и действием молодежной культуры.

Побудительным мотивом любой деятельности человека, в том числе и художественной, выступают его потребности и интересы. Поэтому изучение музыкальных потребностей и интересов изначально необходимо для понимания характера складывающихся культурных нормативов в молодежном сознании.

Руководствуясь данными соображениями, автор в течение десяти лет исследовала содержание музыкальных потребностей астраханской учащейся молодежи, чтобы определить степень влияния институциональных и внеин-ституциональных средств социализации на культурное поведение молодого поколения*. Оценивался общий музыкально-художественный уровень современной молодежи, заинтересованность их конкретным видом музыкального

* При выборе объекта исследования внимание привлекли две возрастные когорты: подростки и юноши. Это временной период, когда осуществляется выбор социальных ориентиров, складывается личностный потенциал молодого человека как субъекта общественной жизни. Так, подростковый период завершается окончанием учебы в школе (по определению социальных психологов, совпадающий с познавательно-имитационным этапом социализации). К 18-20 годам возникает осознанное стремление выбора профессии, а после 23 лет происходит вступление во взрослую жизнь, вместе

творчества, причины выбора музыкальной продукции и источников музыкальной информации.

Результаты исследования музыкальных предпочтений астраханской молодежи свидетельствуют о том, что бытование музыки в условиях рынка, при внешнем стилевом многообразии, не приводит к равномерному соотношению основных звуковых «пластов» (классики, фольклора и эстрады) в художественном кругозоре нового поколения. Коммерциализированная эстрадная музыка вытеснила со сцены практически все другие виды, которым для выживания пришлось приспосабливаться к новым условиям нового звукового лидера — поп-музыке. Это безусловный властелин в музыкальном мире молодежи! Ее слушают практически все (95,6 %), а постоянными почитателями являются около 60 % участников опросов разных лет. Негативное отношение к поп-музыке зафиксировано только у юношей-студентов, которые серьезно увлечены рок-музыкой и бардами (32,7 %). Обращает на себя внимание то, что приверженцев (знатоков) чистых стилей как в академической, так и в фольклорной музыке немного (14,6 % и 13,3 % соответственно). Оба основополагающих «пласта» музыки теряют массовость у молодежи. Происходит разрастание смешанных видовых форм музыки, пользующихся большей популярностью у молодого поколения, при этом интегрирующим началом выступает «третий пласт» — музыка быта. Отсюда, постмодернистский звуковой коллаж стилей и жанров. Изменить соотношение в пользу высокой и традиционной музыки способна только разумная художественная политика со стороны взрослых, заинтересованных в сохранении этих ценностей. Но как основные социализирующие инстанции используют это право?

По данным исследования, основным источником музыкальной информации молодежи являются электронные СМИ, как считают две трети молодых людей в возрасте до 25 лет. Другим важным информатором становятся сверстники (44,7 % всех опрошенных получают музыкальную информацию от друзей, у школьников статистические данные значительно выше — 57,1 %). Что же касается таких важных источников, как театральные, филармонические, музыкально-образовательные учреждения города, то их влияние слишком мало (9,7 %). Можно утверждать, что музыка становится независимым каналом коммуникации молодых. Обмен мнениями между ровесниками по поводу конкретной музыкальной информации формирует их музыкальный кругозор. Содержание этой музыкальной информации молодежь черпает из радио-, телепередач

с получением диплома об окончании учебного заведения (две последние возрастные градации связаны с творчески-преобразовательным периодом социализации). Выделенные в исследовании две возрастные группы позволяют посредством сравнения показателей их музыкальных предпочтений и установок зафиксировать характерные изменения в современной молодёжной культуре. В социологическом опросе (по квотной выборке N=396 человек) средний возраст первой когорты составил 16,0 лет, второй - 21,1 года.

и интернет-сайтов. Музыкальные радиотрансляции и компьютерные заказы для молодых людей предпочтительнее, так как их вкусы ориентированы на любимые и часто звучащие произведения. В слуховом багаже респондентов музыкальные записи значительно превалируют над «живым» звуком (1:7). Таким образом, познавательная функция музыки сегодня напрямую связана с техническими средствами ее трансляции, а поскольку данные источники информации имеют чисто коммерческий характер, то и содержание музыкальных интересов молодежи зависит от рынка музыкальной продукции — модного «товара» массовой культуры.

О преобладании в художественных установках молодежи развлекательной музыкальной продукции свидетельствуют ответы самих респондентов: поп-музыке отдали предпочтение 68,2 %, року — 25,8 %, совсем небольшой процент достался другим жанрам (техно — 4,5 %, классике — 3,8 %, бардам — 3,2 %, джазу — 0,1 %). Таким образом, ни один музыкальный вид не может сегодня конкурировать с популярной музыкой.

Подтверждается тесная зависимость музыкальной эрудиции молодежи (степени ее информированности) от количественного объема потребления музыкальных трансляций СМИ. При интенсивном воздействии этого агента социализации на сознание молодого человека резко понижается его художественный уровень. Медиа приучили молодежь принимать фантазию за реальность. Происходит виртуализация сознания молодежи средствами искусства, и музыка здесь играет не последнюю роль. Поэтому студенты сравнивают музыку с «тяжелым синтетическим наркотиком, приводящим в состояние «кайфа», а школьники — с «фабрикой грез», которая дает возможность забыться и помечтать». Намного меньше остается молодых людей с традиционным восприятием музыки как источника глубокого эмоционального переживания (23,5 %); тем более тех, кто может вдумчиво и осмысленно погружаться в звуковой мир (10,6 %). Музыка как средство познания души еще сохраняет значение для узкого круга молодежи. Подчеркнем, что эти респонденты выходцы из семей гуманитарной интеллигенции и пенсионеров-шестидесятников. Представляется, что гуманистическая воспитательная функция музыки реализуется сегодня лишь небольшим количеством молодежи.

Таково реальное состояние молодежной музыкальной культуры. Поэтому не познавательная функция музыки, а ее гедонистическая и суггестивная подфункции главенствуют ныне, уступая только коммуникативной функции музыки. Если же в качестве носителей коммуникации выступают суггестивное и гедонистическое начала музыки, то следует ожидать разрастания конформных молодых слушателей в отношении тиражируемой СМИ поп-продукции. Одновременно, количество музыкальных «бунтарей» и молодых людей с индивидуальными музыкальными запросами будет значительно уменьшаться. Это подтверждают ответы респондентов. Музыка сплачивает для отдыха 45,5 % (ре-

лаксационная направленность), 37,9 % отвлекает от жизненных проблем (выступает в качестве иллюзорного компенсатора), для 16,7 % служит средством объединения единомышленников (фактор групповой идентификации).

Как отмечалось выше, значительный объем музыкальной информации молодежь черпает в общении со сверстниками — важным внеинституциональ-ным фактором социализации. Близкие друзья — постоянная среда обращения музыкальной информации в кругу молодежи (сообщили 80,4 %), даже индивидуальное домашнее прослушивание на компьютере значительно тому уступает (37,9 %). Сопоставим этот фактор с другими основными социализирующими инстанциями: семьей и образовательными учреждениями.

Вместе с родными музыку слушают намного меньше молодых людей (11,3 %). Взрослея, потребность в музыкальном наставничестве со стороны семьи испытывают только девушки, юноши стремятся скорее замкнуться в собственном звуковом мире. В семейном быту музыка функционирует как эмоциональный компенсатор, без нее не обходится ни одно домашнее торжество. Чаще она исполняется в записи, однако музицирование все-таки живо (27,3 % исполняют музыкальные произведения лично, либо вместе с родными). Что звучит? В основном, популярные шлягеры и народные песни. Считается, что заниматься этим в глазах сверстников престижно. Таким образом, семейное бытовое музицирование частично сохраняется в наши дни. Но постепенно оно уходит из жизни молодого поколения, а на его место вторгается техника, которая вытесняет существовавшие десятилетиями семейные национальные музыкальные традиции. Даже столь естественная для России певческая культура активно заменяется искусственным звучанием современной аппаратуры, поэтому важнейший институт социализации — семья — оказывает слабое воздействие на формирование музыкального кругозора своих детей. Можно считать, что следующее за нынешними студентами поколение будет пренебрегать музыкально-воспитательной ролью семьи.

Возможно, музыкально-образовательные учреждения сегодня более активно влияют на музыкальные установки подрастающего поколения? Наличие музыкального образования должно содействовать развитию у молодежи художественного вкуса, что является гарантом пополнения рядов филармонической публики. Заметим, что многие респонденты профессионально обучались музыке: в музыкальных школах и студиях (21,2 %), в хоровых коллективах (13,6 %), самостоятельно брали уроки игры на каком-либо инструменте (14,4 %).

Однако повлиял ли этот факт на устойчивость музыкального поведения активного любителя музыки? Выделив две группы респондентов: обучавшихся в учебных музыкально-образовательных учреждениях и освоивших навыки игры самостоятельно, были сопоставлены их ответы. Обнаружено, что постоянством интересов и активностью музыкального поведения характеризуются молодые люди, самостоятельно овладевшие игрой на музыкальном инструменте, а не

те, что получили профессиональное музыкальное образование. Они знают и увлекаются различными музыкальными жанрами, посещают концерты, слушают записи с классическим репертуаром, музицируют дома на любимом инструменте. Что же касается обучавшихся в музыкальных учреждениях, то активных любителей в данной группе оказалось на треть меньше. Почему современное профессиональное музыкальное образование не формирует устойчивый тип любителя музыки? На наш взгляд, причина кроется как в репертуарной политике, так и в крайне низком материальном положении образовательных учреждений культуры, что усугубляет положение с музыкально-просветительской работой. Если же говорить о начальном музыкальном обучении в общеобразовательных школах, то по новым учебным стандартам занятия музыкой в них официально упразднены!

Таким образом, главные институты социализации — семья и учреждения образования, призванные осуществлять преемственность национальной музыкальной культуры, сегодня с трудом выполняют эту функцию. Они вытесняются из музыкально-воспитательного процесса пропагандистским натиском СМИ. Поэтому в музыкальных установках молодежи мнение сверстников о музыке предпочтительнее рассуждений учителей и родителей. В музыкальной трансмиссии наблюдается межпоколенный разрыв. Большая часть современной молодежи формирует собственную звуковую среду из материала массовой музыкальной культуры. Согласно концепции межпоколенных отношений М. Мид1, музыка становится демонстрацией нарождающегося префигуратив-ного типа культуры. Молодежь стремиться найти свое место в звуковой реальности, отторгая традиционную культуру старшего поколения. Возникают условия для реализации различных форм девиации: от творческих исканий до негативных социальных проявлений.

Способна ли современная музыка быта, как это сделали когда-то песни советских бардов и перестроечных рок-музыкантов, нести сегодня инновационное преобразование обществу? Думается, что нет. Поп-музыка как главная звуковая основа музыкального мира современной российской молодежи, полностью лишена модификационных качеств. Ее удел не создавать, а паразитировать на чужом музыкальном материале, поскольку природа поп-музыки эклектична. Разумнее предположить, что под влиянием данного звукового материала будут возникать конформные по отношению к ней, но непримиримые к образцам высокого искусства слушатели. Отсюда, общее падение художественного уровня.

Раскрепощенные стандарты поп-культуры этому способствуют. В молодежной среде растут агрессивность и различные виды эпатажа. Заметим, что треть участников социологического исследования положительно отозвалась об использовании ненормативной лексики в качестве реакции на музыку. Причем количество грубо ругающихся школьниц здесь в два раза превзошло юношей. Безусловно, качество создаваемой и пропагандируемой медиа музыкальной

продукции становится источником распространения грубости и вульгарных форм поведения в молодежной среде.

Итак, исследовательские данные позволяют констатировать снижение роли институтов семьи и образования в музыкально-воспитательном процессе нового поколения, вследствие отсутствия четких национальных ориентиров в государственной художественной политике. По результатам социологического мониторинга, главными источниками формирования рекреативных музыкальных потребностей молодежи являются СМИ. Сила их влияния так велика, что создается прецедент: познавательный материал и творческий импульс молодые получают от экранной культуры, а не под действием традиционных источников. Мир музыкальных грез заменяет им подлинное искусство. Информационному звуковому потоку легче функционировать в лишенной жестких нормативных установок среде сверстников-подростков, почему она и становится важной социализирующей инстанцией в новых культурных реалиях.

1 Мид М. Культура и мир детства. — М., 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.