Научная статья на тему 'Музыкальная социализация молодежи: к определению понятия'

Музыкальная социализация молодежи: к определению понятия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1618
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / КУЛЬТУРА / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ МУЗЫКИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МУЗЫКАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АКТОРЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ / РЕСУРСЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ / MUSIC / CULTURE / YOUNG PEOPLE / SOCIAL FUNCTION OF MUSIC / SOCIALIZATION / MUSICAL SOCIALIZATION / ACTORS OF MUSICAL SOCIALIZATION / RESOURCES OF MUSICAL SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Громаков Алексей Иванович

Статья посвящена изучению музыки как ресурса влияния на молодежь в условиях плюрализации социализационного пространства современной России. В статье представлены результаты сравнительного анализа различных подходов к изучению музыки как социального явления, на основании которого сконструировано авторское понимание «музыкальной социализации». Акцентированы коммуникативная и группообразующая функции музыки, рассмотрен ее идентификационный и мировоззренческий потенциал.ы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Musical socialization of young people: concept definition

The paper discusses music as a resource influencing young people in the conditions of pluralism development in the society of the modern Russia. The author presents results of the comparative analysis of the various approaches to study of the music as a social phenomenon, based upon which the author develops an original definition of the musical socialization. The article emphasizes communicative and consolidating functions of the music, and considers its identity building and world view reflecting potential.

Текст научной работы на тему «Музыкальная социализация молодежи: к определению понятия»

УДК 316.621 Громаков Алексей Иванович

соискатель кафедры общей социологии и политологии

Северо-Кавказского федерального университета dom-hors@mail.ru

МУЗЫКАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ:

К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ

Gromakov Alexey Ivanovich

PhD student of the General Sociology and Political Science Department, North-Caucasian Federal University dom-hors@mail.ru

MUSICAL SOCIALIZATION OF YOUNG PEOPLE: CONCEPT DEFINITION

Аннотация:

Статья посвящена изучению музыки как ресурса влияния на молодежь в условиях плюрализации социализационного пространства современной России. В статье представлены результаты сравнительного анализа различных подходов к изучению музыки как социального явления, на основании которого сконструировано авторское понимание «музыкальной социализации». Акцентированы коммуникативная и группообразующая функции музыки, рассмотрен ее идентификационный и мировоззренческий потенциал.ы

Ключевые слова:

музыка, культура, молодежь, социальные функции музыки, социализация, музыкальная социализация, акторы музыкальной социализации, ресурсы музыкальной социализации.

The summary:

The paper discusses music as a resource influencing young people in the conditions of pluralism development in the society of the modern Russia. The author presents results of the comparative analysis of the various approaches to study of the music as a social phenomenon, based upon which the author develops an original definition of the musical socialization. The article emphasizes communicative and consolidating functions of the music, and considers its identity building and world view reflecting potential.

Keywords:

music, culture, young people, social function of music, socialization, musical socialization, actors of musical socialization, resources of musical socialization.

Музыкальную социализацию молодежи в узком смысле слова можно определить как процесс интеграции индивидов в музыкальное поле социального пространства. Результатом такой социализации является формирование определенной системы эстетических ценностей, музыкального вкуса, музыкальная инкультурация молодых людей.

Такой подход имеет право на существование, однако не учитывает важную социальную природу музыки. В нашем исследовании мы рассматриваем музыкальную социализацию в широком смысле слова как процесс формирования и развития социальной сущности человека посредством интеграции индивидов в сферу музыкальной деятельности.

Музыка сопровождала человека с древних времен. Она занимает особое место благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека. Музыка неразрывно является частью культуры, традиций и обычаев, которые определяются ядром любого общества. Издревле люди прибегали к различным ритуалам, обычаям, которые сопровождались танцами и ритмами. Инструментами на тот момент были различные подручные средства, которое могли издавать звуки. Музыка оказывает как на психику, так и на физиологию человека возбуждающее и успокаивающее действие, что подтверждают исследования и огромный опыт. Такое воздействие способно вызывать различные эмоции. В связи с этим более актуальным становится вопрос о важности музыкального воспитания личности в системе эстетического развития, а так же развития общих психических свойств (воображения, мышления, воли, внимания, памяти), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических идеалов личности.

Существует несколько научных гипотез происхождения музыки.

Гипотеза К. Валлашека утверждает, что музыка как вид искусства родилась в связи с танцем на основе ритма. Подтверждением этой теории служат музыкальные культуры Африки, Азии и Латинской Америки, в которых доминирующая роль принадлежит телодвижениям, ритму, ударности и преобладают ударные музыкальные инструменты [1].

Гипотеза К. Бюхера также отдает первенство ритму, который лежал в основе появления музыки. Она сформировалась в результате трудовой деятельности человека, в коллективе, во время согласованных физических действий в процессе совместного труда [2, с. 79].

Важную роль сыграла «лингвистическая» теория происхождения музыки. В ней рассматриваются интонационные основания музыки, и ее связь с речью. Схожая мысль об истоках музыки в эмоциональной речи высказывалась Г. Спенсером и Ж.-Ж. Руссо: необходимость выра-

- B5 -

зить торжество или скорбь приводила речь в состояние возбуждения, аффекта и речь начинала звучать; спустя некоторое время музыка речи была переложена на инструменты.

Говоря о более современных авторах, таких как К. Штумпф, В. Гошовский, можно утверждать, что музыка могла существовать даже раньше, чем речь - в неоформившейся речевой артикуляции, которая состояла из глиссандирующих подъемов, подвываний. Необходимость подачи звуковых сигналов привела человека к тому, что из неблагозвучных, неустойчивых по высоте звуков голос стал фиксировать тон на одной и той же высоте, затем закреплять определенные интервалы между различными тонами (различать интервалы более благозвучные, в первую очередь октаву, которая воспринималась как слияние) и повторять короткие мотивы [3].

М. Каган, специалист по эстетике, подвергший глубокому анализу закономерности целостного развития художественной культуры, отмечает, что «музыка будет играть все большую роль, как в художественной культуре, так и за ее пределами. Так как дальнейшее возрастание роли в человеческой жизни науки, абстрактного мышления, познания законов бытия будет порождать все более острую потребность в уравновешивании этого направления человеческого развития активизацией его эмоциональной сферы, его духовных чувств, его способности не только мыслить, но и переживать...» [4].

Наряду с развитием общества, появлением новых традиций, социальных институтов (семья, церковь, государство), музыка устанавливает свои традиции как искусства, отражая образ человека, его потребности в общественной жизни, влияет на процесс формирования новых социально-групповых общностей.

Немецкий социолог Теодор Адорно представил многоаспектный анализ функционирования музыки в обществе: разработал классификацию типов слушания, выделил основные социальные функции музыки, рассмотрел феномен «легкой» музыки как самого массового механизма влияния на индивидов [5, с. 27].

Музыкальная культура и ее социальные механизмы способствуют социальной идентификации молодых людей с ценностями конкретной музыкальной группы, которые реализуются посредством функций социокультурной преемственности и индивидуализации. Посредством действия многих социализирующих структур более широко осуществляется познавательная функция музыки. В качестве побудительных мотивов любой деятельности человека, в том числе и художественной, выступают потребности и интересы. Музыка способна отражать определенные характерные черты, присущие индивиду или обществу в целом. На примере легкой музыки (или поп-музыки) на первое место выступает ее танцевальный ритм, упрощенная идеологическая составляющая, что характеризует ее повседневность массовое распространение. Более тяжелая музыка, как правило, конкретизирована в своей музыкальной и идеологической основе и направлена на более узкие слои общества. Однако ее социальные функции более устойчивы и способны обеспечивать тесную связь между акторами данного музыкального жанра. Поэтому изучение музыкальных потребностей и интересов личности изначально необходимо для понимания характера складывающихся нормативов в молодежном сознании. Эти установки в дальнейшем будут определять групповую социальную дистанцию и влиять на выбор культурного поведения: конформного или девиантного.

Необходимость определить место и значение музыки в социализации современной молодежи назрела давно. Весь исторический пласт мировой музыкальной культуры является постоянным процессом «прививки», когда возникновение чего-то нового в одной стране и характерное, изначально, лишь для одного народа, постепенно начинает переосмысливаться, приспосабливаясь в других странах. Примером данного феномена может служить итальянская опера, французский балет, немецкая симфоническая музыка, австрийская оперетта, американский джаз, широко распространившиеся по земному шару. Рок-музыка является заключительным примером в этом списке, - сыграла важнейшую роль в молодежной среде.

Анализируя историю культуры, мы наблюдаем, что любой процесс культурной «прививки» проходит достаточно неравномерно и сопровождается различными препятствиями. Так, во многих странах освоение новых музыкальных явлений сталкивалось с религиозной нетерпимостью или большой устойчивостью национальных традиций. В пример можно привести Францию - первую европейскую страну, принявшую ранние негритянские джаз-бенды, которая впоследствии стала «воротами в Европу» для американского джаза. На протяжении десятилетия в Париже постоянно работали известные американские джазмены, такие как Charlie Parker, Dexter Gordon, Bud Powell, Miles Davis. Однако Франция так и не стала джазовой страной, в которой джаз не сумел приобрести массовый характер среди традиционного шансона.

Примером полной адаптации является процесс врастания итальянской оперы в российскую культуру. Сначала это искусство в Санкт-Петербурге представляли труппы, полностью состоявшие из итальянцев, включая костюмеров, поваров и слуг. Затем остались лишь певцы и

- B6 -

музыканты, но никому в голову не приходило, что музыка и слова в опере могут быть не итальянскими. Однако, благодаря таким композиторам, как Михаил Глинка, и не без сопротивления консервативной части высшего света, появилась русская опера [6].

Музыка выполняет коммуникативную и группообразующую функции, которые направлены на объединение и сплочение людей. Социализирующая функция музыки заключается в удовлетворении основных социальных потребностей, присущих современному молодому человеку: общение со сверстниками, поиск единомышленников, самоидентификация с себе подобными, поиск новых идеалов и ценностей, компенсация социальной неопределенности своей позиции в обществе.

Акторами музыкальной социализации являются музыканты (актор-субъект) и слушатели (актор-объект), взаимодействующие друг с другом. Особенностями ресурсов музыкальной социализации являются их эмоциональная окрашенность и красочность, ощущение единения в ходе музыкального взаимодействия, которые соответствуют психолого-возрастным особенностям молодежного возраста, и определяют эффективность использования музыкальных ресурсов в процессе социализации молодежи.

Музыкальное поле социализации в современной России характеризуется в настоящее время приоритетом поп-музыки - основного вида массовой культурой. Главные ее черты: простота, мелодичность, вокал и ритм, с меньшим вниманием на инструментальную часть. Основная практическая и единственна форма композиции в поп-музыке - песня. Тексты данного направления обычно незамысловаты и посвящены лиричным чувствам, а длина композиции, как правило, составляет от 2 до 4 мин. Важную роль в группе поп-исполнителей играют танцоры, стилисты и прочие люди, не задействованные в исполнении музыки. Благодаря этому поп имеет коммерческую направленность и ориентирован на абстрактную среднюю аудиторию. Такая примитивизация среды музыкальной социализации, с одной стороны, является отражением процесса культурного кризиса в российском обществе, а с другой - становится действенным ресурсом распространения упрощенной системы ценностей и унификации моделей поведения российской молодежи.

Ссылки:

1. См.: Попова И.В. Социальная природа музыки и ее роль в жизни общества. и^:

www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/11_2010/11.pdf (дата обращения: 05.05.2013).

2. См.: Бюхер К. Работа и ритм. М., 1968.

3. См.: Музыка. Энциклопедия Кругосвет. и^: http://www.krugosvet.ru/ (дата обращения: 07.05.2013).

4. Там же. С. 128.

5. Коган М. Музыка в мире искусств // Советская музыка. 1987. № 3.

6. Там же. С. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.