Научная статья на тему 'Музыка в повседневности'

Музыка в повседневности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
605
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Художественное пространство / смысловой контекст музыки / музыкально-информационное поле. / Artistic space / the semantic context of music / musical information field.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Минаев Евгений Анатольевич, Гнисюк Николай Алексеевич

Музыка рассматривается в медийном пространстве, музыкальное искусство анализируется, как особая форма межличностной информации, интеллектуальной деятельности человека. Оценивается феномен распространения музыкальных артефактов, их роль в общественном духовном развитии. Специальное внимание уделяется музыкальной культуре, ее роли в молодежной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC IN EVERYDAY LIFE

Music is viewed in the media space of society, music art is analyzed, as a special form of interpersonal information of human intellectual activity. An assessment is made of the phenomenon of the distribution of musical artifacts and their role in social spiritual development. Special attention is paid to the musical culture, its role in the youth environment.

Текст научной работы на тему «Музыка в повседневности»

RAR УДК 93 ББК 71

МУЗЫКА В ПОВСЕДНЕВНОСТИ

Минаев Евгений Анатольевич,

доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник НОЦ «АПРИКТ» МГИК

e-mail: evgueni_minaev@mail.ru Гнисюк Николай Алексеевич, аналитик Фонда «Общественное мнение» ФОМ e-mail: brebabai13@gmail.com

Аннотация

Музыка рассматривается в медийном пространстве, музыкальное искусство анализируется, как особая форма межличностной информации, интеллектуальной деятельности человека. Оценивается феномен распространения музыкальных артефактов, их роль в общественном духовном развитии. Специальное внимание уделяется музыкальной культуре, ее роли в молодежной среде.

Ключевые слова

Художественное пространство, смысловой контекст музыки, музыкально-информационное поле.

В конце 2018 года в журнале Guardian в разделе «Life» была опубликована небольшая статья «Владимир Путин хочет контролировать музыку рэпа»1. Само появление статьи в солидном английском журнале с упоминанием российского лидера, как и тема выглядит несколько необычно. Однако обозначенная проблема (сформулируем ее как задача контроля медийного художественного пространства) касается не только, пусть модного, но довольного узкого направления в современной молодежной музыкальной культуре. Заявленная постановка вопроса отражает собой более широкую общественно-культурную задачу, которая естественно имеет множество оснований для исследования.

Современный музыкальный мир — это созданное интеллектом человека особое искусственное пространство — информационное поле, развивающееся по своим законам на основе общих социально-коммуникативных процессов. Художественный мир есть результат волеизъявления творческой свободы человека, без которой существование самого искусства невозможно. В наше время воспроизведение музыкального информационного пространства происходит

1 Guardian. Vladimir Putin Wants Rap Music Controlled.

By Urenna Ukiwe. 16 december. 2018.

непрерывно и ежечасно усилиями вещательных корпораций и других общественных медиа структур. Музыка, как часть художественной деятельности человека, занимает важное место в духовной жизни общества, порой даже выходя за рамки общих принятых представлений о культуре. Получив широчайшее распространение во всех общественных сферах, музыка, так или иначе, что не удивительно, стала определенным «орудием» влияния на различные группы социума. Она звучит не только в музыкально-концертных залах, на стадионах, в поездах, самолетах, практически везде, где только есть присутствие человека. Стало привычным, что из телефонов мы слышим «позывные» в виде каких-либо отрывков из музыкальных сочинений, нередко классических. Даже в лифтах звучат фрагменты музыкальных произведений. Что это? Болезненный страх остаться наедине с самим собой, или осуществляемый кем-то постоянный прессинг эмоционального состояния человека, контроль над ним? Ответы на эти вопросы можно в какой-то степени получить, попытавшись разобраться в самой природе феномена музыки. Известный австрийский социолог А. Шюц, анализируя взгляды на музыку, писал: «Музыка представляет собой такой смысловой

9

10

контекст, который не привязан к понятийной схеме. Тем не менее, этот смысловой контекст может передаваться в коммуникации. Процесс коммуникации между композитором и слушателем обычно требует посредника: индивидуального исполнителя или группы соисполнителей. Всех этих участников связывают социальные отношения, имеющие весьма сложную и запутанную структуру»2. Конечно, сегодня в эту условную «триаду» следует расширить специалистами, принимающими участие в музыкальном процессе, в том числе, трансляции художественного произведения.

О природе музыки рассуждал выдающийся отечественный философ ХХ столетия А. Ф. Лосев. В своей статье «Музыка как предмет логики» ученый попытался обосновать природу музыки, придя к выводу, что физическое основание, т. е. колебания воздуха, или физиологические законы, как и психологический основы не имеют никакого отношения к феномену музыки как таковому. «Слушая музыку, мы слышим отнюдь не воздух и не колебания воздушных волн. Если бы мы не учились физике, то мы бы и не знали, что звук порождается особыми воздушными волнами. Колебания воздуха не есть объективное основание музыки»3.

Столь же безосновательны по мнению ученого и утверждения о музыке как о физиологических процессах, «возникающих в результате воздействия звуковых волн на нервную систему человека... они ровно никакого отношения к истинному феномену музыки не имеют»4.

Несомненно, что феномен музыки тесно связан с психологическим состоянием человека. Однако и здесь автор статьи, делая некоторые уступки, также приходит к отрицательному выводу. «Смысл музыки, т. е. её подлинный явленный лик, её подлинный феномен, никогда и ни при каких обстоятельствах не может быть отличен признаками физическими, физиоло-

2 Schutz А. The Stranger: An Essay in Social Psychology / Пер. В. Г. Николаева. А. Шюц. Мир,

гическими, или психологическими»5. И далее, «Любое музыкальное произведение таит в себе эйдетический предмет, который уже не зависит от того, жив или умер композитор, хорошо ли, плохо ли воспринимается данное произведением, и даже воспринимается ли» 6. Другими словами, музыкальный феномен реализуется в созданных человеком художественно-звуковых образах. Вместе с тем, она, т. е. музыка, не есть и не исчерпывается этими образами, оставаясь вне метафизически-натуралистического понимания предмета 7.

Новые достижения в области сохранения звукозаписи, а также новые средства передачи информации несомненно способствовали расширению музыкально-информационного поля, стали технической основой этого процесса. Начиная с изобретения нотной записи звуков, и, в последующем, других технических средств, человек получил возможность воспроизведения и хранения музыкальных сочинений в соответствии с общими для цивилизации информационными законами8. Музыкальное искусство, являясь внепредметной, межличностной формой сообщения, в определенных условиях приобретает функции «орудия», т. е. реально воздействует на социум, его духовное состояния.

Хорошо известно, что у человека с самого раннего детства вырабатываются слуховые, т. е. интонационные и ритмические «наработки», которые накрепко закрепляются в его подсознании9. Полученный звуковой (музыкальный) опыт становится не менее существенно важным для человека, чем наследственно, т. е. генетически приобретенная и передаваемая в виде ДНК информация от одного поколения к другому. Впитывая с младенчества окружающие интонационные и ритмические музыкальные формулы, человек приобретает незаменимый «знаковый»

5 Лосев А. Ф. Там же. С. 14.

6 Лосев А. Ф. Там же. С. 16.

7 «Будем помнить, что феноменология, хотя она в данном случае и говорит о художественных образах, сама не состоит из художественных образов и не оперирует ими»/Лосев А. Ф. Указ. соч. С. 17.

Быстрова А. Н. Структура культурного пространства: Дис. д-ра филос. Наук. Томск, 2004407 с. РГБ ОД, 71:05-9/55. Малыгина И. В. Этнокультурная идентичность: структура и исторические формы // Вестник МГУКИ. 2005. № 2. С. 13-20.

Савельев С. В. Вынос мозга. Радио передачи «Говорит Москва». 2018.

светящийся смыслом.// American Journal of Sociology. 1944. Vol. 49, No 6. P. 499-507.

3 Лосев А. Ф. Музыка как предмет логики. К вопросу о лже-музыкальных феноменах // Музыкальная пси-хология./Сб. ст. М.: Изд. Моск. гос. консерватории им. П. И. Чайковского, 1992. С. 12-17.

4 Там же. С. 14

8

культурный опыт, позволяющий ему более комфортно адаптироваться в окружающем мире. Полученный опыт обычно носит этнический окрас, однако, впоследствии дополняется множественными общекультурными «приобретениями», что также влияет на социальное и культурное самоопределение человека10.

В наше время, когда ослаблены процессы воспитания человека в целом, вследствие чего происходит переориентация подавляющей массы людей с долговременных и вечных ценностей на ценности мимотекущей жизни, искусству трудно соответствовать высшим идеалам гармонии. Искусство подвергается испытаниям на прочность своих идеалов, впрочем, так было не только в наше время. Связь массовой и элитарной культуры имеет свои глубокие корни. Так современные исследования показывают, что большинству музыкальных культур различных этносов характерна универсальность эмоционального восприятия звуковых построений/формул/, лежащих в основе функциональной музыки11. Когнитивный психолог Сэмюэл Мер делает вывод: «Это значит, что в изученных нами культурах песни для танцев и спиритических ритуалов имеют достаточно общих черт, чтобы универсальными считались не только сами мелодии, но и способ их исполнения»12.

В повседневности музыкально-информационное пространство/поле/складывается из совершенно различных исторических, стилевых, жанровых, регионально-национальных и других возможных звуковых образований, включая как фольклорную их основу, так и творения

10 Малыгина И. В. Этнокультурная идентичность (Онтология, морфология, динамика): Дис.... д-ра филос. наук: 24.00.01 М., 2005. 305 с. РГБ ОД, 71:06-9/10

11 К таким выводам исследователей подтолкнули результаты эксперимента, в котором 750 участникам из 60 стран мира предложили прослушать отрывки музыкальных произведений, созданных представителями 86 традиционных сообществ — например, австралийских охотников или оленеводов из арктической России. Слушателям нужно было определить предназначение мелодии — колыбельная ли перед ними, песня о любви или музыка для «духовных ритуалов», танца или охоты. Опыт показал, что незнание чужих культур не помешало участникам правильно определить функцию музыки. // Группа ученых из Гарвардского университета выяснила, что музыка может служить универсальным языком общения для людей разных народов и культур // МОСКВА, РИА Новости. 27 янв.// Current Biology.

12 Там же.

композиторов разных стилей и эпох13. Как разбитое на мелкие осколки зеркало, музыкальная повседневность соединяет огромное разнообразие всевозможных, созданных человеческим талантом артефактов. В основе большинства из них мелодика интонаций человеческой речи, ритмические формулы, бытующие на тех или иных территориях, среди тех или иных отдельных социумах. В конечном счете, все вместе это и составляет разноликий окружающий человека мир звуков, в воспроизводстве которого мы все принимаем то или иное участие. Звукозапись музыки породила возможности множественных форм слушания музыки. Известная фраза Сергея Васильевича Рахманинова о том, что «нельзя слушать симфонию в домашних тапочках», конечно, верна и имеет глубокий смысл. Но как далеко ушло время! Сегодня слушают музыку где угодно: дома, сидя на диване, в наушниках или без них, в метро, или в кресле автомобиля, часто за рулем, и даже высоко над облаками в самолете. Музыка, как новая среда обитания, проникла во все уголки жизни человека, стала повседневностью, отрешиться от которой практически не реально. Тишина — едва ли не редчайший миг, погрузиться в который у человека фактически нет никаких шансов.

Возникнув, как результат особой интеллектуальной деятельности, музыкальное пространство/поле/постоянно «культивируется» общественными, государственными структурами, но также индивидуальными усилиями отдельных людей, при этом, воспроизводится неизмеримо меньшая часть из того что было создано в разные исторические времена. Процесс сохранения и «забывания» музыкальных произведений в активной исполнительской фазе бытования нельзя признать однозначно справедливым или объективным, но он неизбежен. Например, при анализе деятельности музыкальных издательств нельзя не отметить, что тиражирование печатной продукции концентрируется на наиболее известных и популярных произведениях. Однако, справедливо ли это? Вопрос, конечно, риторический, так как, известно, что предложение тоже может порождать спрос. И первое, и второе активно влияет на «жизнь» музыкальных сочинений, на использование их как «ору-

13 Минаев Е. А. Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства. М.: изд. «Музыка», 2000.

11

12

дия» формирования общекультурных интересов и предпочтений.

Несомненно, продолжают свою деятельность концертные и филармонические организации, продолжая лучшие исполнительские традиции «советской» культуры. Особая функция в хранении культурного наследия принадлежит научным и образовательным и другим общественным институтам, в цели и задачи которых входит хранение и передача художественной, и не только художественной, информации. В учебных программах как в зеркальном, хотя и «сжатом» отражении, сохраняется культурное наследие, т. е. разнообразие национальных художественно-исторических стилей и жанров. Но и здесь наблюдается «ужесточение» объемов информации, включенного в содержание образовательного процесса.

Сегодня очевидно снижение общей роли средств массовой информации в хранении и тиражировании национального художественного наследия. По сравнению с предыдущими годами «советского» периода можно утверждать, что звучание «классики» в массовых «ретрансляторах», а именно, на телевидении и радио сведено к минимуму14. Но «классика» не только не исчезла, а заняла значительное место в Интернет пространстве. Об этом свидетельствует проведенное обследование интересов молодежи в области музыкальной культуры. Удовлетворение большинства своих специальных художественных интересов у молодежи происходит из интернета. На вопрос: «В каких обстоятельствах происходит слушание музыки?», — ответ был: «чаще всего в пути», т. е. в наушниках. Музы-

На отечественном ТВ и радио остались практически только специальные каналы «Культура» и «Орфей», в то время, как в предыдущие годы классика регулярно транслировалась по всем каналам Гостелерадио

СССР. Автор, работая на телевидении, участвовал в создании таких телепрограмм, как «Музыка и мы», «Музыка вокруг нас» и др.

ку по ТВ или радио слушают не более чем раз в неделю. Молодежь более свободно пользуется пересылкой музыкальных произведений в соц-сетях (табл. 1).

В основном исследовались музыкальные интересы и предпочтения молодежи творческой среды, и закономерно, что здесь лидирует классика. Слушание русской поп-музыки, джаза, как и популярность стилей тяжелого рока, панка, рэпа, хип-хопа в этой среде значительно ниже (табл. 2).

В условиях, когда музыка являет собой бизнес-структуру общества, цели функционирования артефактов далеко не всегда соответствуют задачам самого музыкального искусства. С этим можно не соглашаться, но это реальность времени, став предметом торговли, музыкальное произведение вовлекается в бизнес-процесс.

Приведем мнение профессионала в жанре поп-музыки. В одном из интервью известный автор и исполнитель в жанре популярной музыки Юрий Лоза дал такую оценку работе музыкальных программ телевидения: «Цель — истребить своих и начать покупать на Западе зарубежный контент, отработанный материал. Это часть общего тренда. Поэтому сегодня, если нужна песня, скажем, для выступления на Евровидении, никто не пытается создать её здесь. Идут и покупают в Америке или в Израиле. Если надо поставить

красивый номер — едут во Францию, в Швецию. Сами ничего не делаем» 15.

Автор интервью считает, что этим связаны провалы новогодних развлекательных программ на российском телевидении, и, в частности, «Голубого огонька», отсутствие на российской сцене молодых исполнителей. Так, например, популярной программой «Голос», на которой отбирают талантливых молодых исполнителей «никогда не ставилась задача найти людей с хорошими голосами. ... Голосистых туда не берут, чтобы было проще отсеивать. Это типичный пример, когда задача не соответствует реализации», — считает певец. По его словам, это программа «не о голосах, а о типажах».

Справедливо или не справедливо сказанное певцом, но оно имеет под собой основания, так как интерес к музыкальным программам телевидения явно снизился. Не случайно складывается впечатление, что они обслуживают лишь ограниченную группу отечественных авторов и исполнителей. Сегодня на федеральных каналах фактически нет музыкальных программ с русской народной песней. Песни, которые звучат сегодня на телевидении и радио, явно уступают произведениям выдающихся отечественных композиторов-песенников, таких как В. П. Соловьев-Седой, А. Г. Новиков, Б. А. Мокроусов, Т. Н. Хренников, Н. В. Богословский, Я. А. Френкель, А. Островский и других16. И дело не только в талантливости автора, но и в том, какую музыку он исповедует в творчестве, насколько он подвержен влиянию моды и решает задачи коммерческого успеха.

Понимание «просчетов» в вещательной политики отечественных средств массовой информации сегодня имеется на разных государственных уровнях 17. Однако на практике особых сдвигов не наблюдается.

15 Лоза Ю. // Интервью // https:// los-oxuenos.livejournal.com/1528091. html

16 См. Захар Прилепин. Уроки русского. Урок № 57. «Музыка не барское дело». Ntv.ru

17 «В администрации президента сейчас работают и над проектом изменения политики в сфере куль-

туры... Я думаю, что будет сделан и на этом акцент, потому что либерализация культурного пространства, которая царит последние годы — это не совсем то, что нам нужно. это может стать началом прекращения странной ситуации, когда на государственные деньги финансируется андеграунд, который не приносит плоды в современ-

Когда-то китайской философ Конфуций отобрал из трех тысяч только 300 песен, которые должны были определять порядок проведения различных церемониалов в государстве. Древний философ считал, что достаточно прослушать музыку, которая звучит в стране, чтобы понять, что за порядки господствуют в государстве. Мысль о музыкальной атмосфере обыденной человеческой жизни как критерии «здоровья» государства приобретает особую актуальность в назойливом цивилизационно-инфор-мационном шуме медийного потока, призывая в музыкальной повседневности следовать совету С. В. Рахманинова: «Не тратьте свое время на музыку, которая банальна или неблагородна! Жизнь слишком коротка, чтобы проводить ее, блуждая по бессодержательным сахарам музыкального мусора» 18.

Список литературы

1. Быстрова А. Н. Структура культурного пространства: Дис. д-ра филос. Наук. Томск, 2004407 с. РГБ ОД, 71:05-9/55. Малыгина И. В. Этнокультурная идентичность: структура и исторические формы // Вестник МГУКИ. 2005. № 2. С. 13-20.

2. Лосев А. Ф. Музыка как предмет логики. К вопросу о лже-музыкальных феноменах // Музыкальная психология/Сб. ст. М.: Изд. Моск. гос. консерватории им. П. И. Чайков-ского,1992. С. 12-17.

3. Малыгина И. В. Этнокультурная идентичность (Онтология, морфология, динамика): Дис.. д-ра филос. наук: 24.00.01 М., 2005. 305 с. РГБ ОД, 71:06-9/10

4. Минаев Е. А. Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства. М.: Музыка, 2000.

5. Рахманинов С. В. Десять характерных признаков прекрасной фортепианной игры // Рахманинов. С. В. Лит. наследие. В 3-х тт./Сост., авт. вступ. ст., комментариев, указателей З. П. Апетян. Т. 3. М.: Советск. композитор, 1980.

ное искусство»/Игорь Рябов. Крымский проект // https://newdaynews.ru/moskow/627423. html

18 Рахманинов С. В. Десять характерных признаков прекрасной фортепианной игры // Рахманинов С. В. Лит. наследие. В 3-х тт. Т. 3. М.: Советск. композитор, 1980. С. 232.

13

6. Schutz А. The Stranger: An Essay in Social Psychology. Пер.: В. Г. Николаева. А. Шюц. Мир, светящийся смыслом // American Journal of Sociology. 1944. Vol. 49, No 6. P. 499-507.

MUSIC IN EVERYDAY LIFE

Minaev Evgueni Anatolyevich,

DSc, Leading Researcher, APRICT REC, MGIK e-mail: evgueni_minaev@mail.ru Gnisyuk Nikolay Alekseevich, analyst at the Public Opinion Foundation Public Opinion Foundation

e-mail: brebabai13@gmail.com

Abstract

Music is viewed in the media space of society, music art is analyzed, as a special form of interpersonal information of human intellectual activity. An assessment is made of the phenomenon of the distribution of musical artifacts and their role in social spiritual development. Special attention is paid to the musical culture, its role in the youth environment.

Keywords

Artistic space, the semantic context of music, musical information field.

14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.