Научная статья на тему 'Музыка как парадигма в системе ценностных ориентаций информационного пространства'

Музыка как парадигма в системе ценностных ориентаций информационного пространства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
267
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Музыка / информационно-культурное пространство / интонационно-смысловые связи / ценностная ориентация / формы бытования музыкального искусства / константность. / Music / information and cultural space / intonational-semantic links / value orientation / forms of existence of musical art / constancy.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Минаев Евгений Анатольевич

В работе анализируется современное состояние музыкального искусства в контексте процессов информатизации общества. В связи с развитием Интернета и других информационных технологий становится актуальной задача осмысления ценностных ориентаций музыки как подсистемы общей информационной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIK AS A PARADIGM IN THE SISTEM OF VALUE ORIENTAITIONS OF THE INFORMATION SPACE

The paper analyzes the current state of musical art in the context of the processes of informatization of society. In connection with the development of the Internet and other information technologies, it becomes urgent to understand the value orientations of music as a subsystem of the general information environment.

Текст научной работы на тему «Музыка как парадигма в системе ценностных ориентаций информационного пространства»

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ

ПРОЦЕССОВ

RAR

УДК 304.2 ББК 85.31

МУЗЫКА КАК ПАРАДИГМА В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

Минаев Евгений Анатольевич

доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Научно-образовательного центра МГИК Московская обл., Химки, ул. Библиотечная 9, [email protected]

Аннотация

В работе анализируется современное состояние музыкального искусства в контексте процессов информатизации общества. В связи с развитием Интернета и других информационных технологий становится актуальной задача осмысления ценностных ориентаций музыки как подсистемы общей информационной среды. Ключевые слова

Музыка, информационно-культурное пространство, интонационно-смысловые связи, ценностная ориентация, формы бытования музыкального искусства, константность.

Стремительное развитие информационных технологий сопровождается созданием и расширением искусственного культурного пространства. Процесс этот далеко не однозначен, и, часто культура и искусство рассматриваются как сфера потребления. Последнее само по себе не может не вызывать противление прежде всего в силу понижения ценностной роли культуры и искусства, их значения в цивилизационном развитии человечества.

Исследования, проводившиеся в конца ХХ столетия, указывали на то, что современное состояние культуры переживает серьезный кризис: «все основные показатели состояния общества опустились с точки зрения мировой практики пороговых значений, при которых должен включаться «красный сигнал» тревоги1. «Масштабность и глубина перемен превосходят все досе-

1 Чиянова, Э. В. Вебер А. Устойчивая Россия? // Свободная мысль. 1999 № 5. С. 65-78. С. 71.

3

4

ле известное человечеству2. Примерно такие же выводы можно и сегодня прочитать и в работах, посвященных состоянию культурных процессов в современном обществе. Чем вызвана тревога ученых и так ли это на самом деле?3.

Глобализация информационных процессов оказала существенное влияние на бытие искусства и, в частности, музыки. Сегодня информационные аспекты определяют среду обитания человека, характеризуя состояние — парадигму4 его культурного пространств, что, в целом, позволяет говорить о векторе и перспективах духовного бытия общества. Как известно, совершенствование цивилизационного мира всегда связывалось с развитием общественных отношений, формированием новых культур, в том числе, — созданием музыкального искусства. Так было на всех критических рубежах истории Греции, Китая, других стран, когда вырабатывались новые этические системы, рассматриваемые как критерии регуляции общественных отношений5. Великий китайский мыслитель Конфуций говорил: «Какая музыка в государстве — такое в нем и правление». Музыкальное искусство было важным фактором в культурно-образовательном процессе социума, участвовало в цивили-зационных и государственных преобразованиях6. Не случайно, во все времена именно музыке придавалась особая роль в церемониальных действиях, её возводили на уровень гимнических

2 Солодухин Ю. Quo vadis Humanitas? (Рец. на: Иноземцев В. За пределами экономического общества. Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире. М.: «Academia». Наука, 1998. 635 с.) // Свободная мысль. 1999. № 4. С. 87.

3 Автор, работая в 80-х годах прошлого столетия одним из руководителей Главной редакции музыкальных программ ЦТ Гостелерадио СССР, был участником создания не только серии популярных передач о «серьезной» музыке, но и инициировал видеозаписи всех симфоний П. И, Чайковского, С. В. Рахманинова, музыки современных российских композиторов, способствовал возвращению прямых трансляций из оперных театров страны.

4 Парадигма — понятие, используемое в философии для характеристики взаимоотношения духовного и реального миров //Новая философская энциклопедия. М. 2003.

5 Клюев А. С. Музыка и жизнь. О месте музыкального искусства в развивающемся мире. СПб: Ut, 1997. 160 с. См. Глебов И. (Асафьев Б.) Ценность музыки // «De musica». Пг. 1923. С. 5

6 См. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Из-

бранное. М., Прометей. 1993. — 512 с.

значений и иных ритуально-сакральных смыслов. Достаточно вспомнить хорошо известный в России в религиозной среде сборник молитв — псалтирь, где присутствуют множественные указания на музыкальное сопровождение при исполнении молитв — псалмов, созданных царем Давидом. Эти музыкальные образцы, сопровождавшие молитвенное действо, до нас не дошли. В последующем, в средневековой модели мира музыкальное искусство также рассматривалось как важный компонент этического освоения мира в системе ценностных ориентаций, основанных на мировоззренческой, христианской сущности понимания бытия. Часто, будучи ключевыми символами национальной культуры, ее концепты отражали важнейшие категории и установки жизненной философии народов, позволяя идентифицировать себя как часть общего цивилизационного мира7.

Музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни и, в силу природных свойств, является в изначальном смысле способом адаптации человека в обществе8. Биологическая природа человека, резонируя, живо реагирует на ритмические посылы, а мелодические построения формируют определенные эмоционально-смысловые состояния при условии совпадения или совмещения у человека уровня его культурного развития с возможностью адекватно воспринять музыкальное содержание произведения. Наряду с логическим познанием, эмоциональное освоение окружающего пространства через ритмо-интонирующий мелос способствует адаптации человека в больших и малых сообществах. Последнее не без оснований рассматривается как проявление высших форм мыслительной деятельности человеческого мозга.9 Более того, существует гипотеза о том, что музыкальное освоение мира предшествовало логическому, то есть речевому: «Выделенность особых зон с преимущественно музыкальными функциями

7 См. Малыгина И. В. Этнокультурная идентичность (Онтология, морфология, динамика). Дис.... д-ра филос. наук: 24.00.01 Москва, 2005 305 с. РГБ ОД, 71:06-9/10

8 См. Урманцев Ю. А. Природ адаптации (системная экспликация)//Вопросы философии. 1998.№ 12. С. 21-36

9 Лосев А. Ф. Музыка как предмет логики. // Из ранних произведений. М., 1990. С. 196-198.

См. Флоренский П. Мысль и язык. //Флоренский П. А. У водораздела мысли..Т 2. С. 257.

в «реликтовом» правом полушарии может быть соотнесена с древней социальной значимостью музыки и пения как важнейшего способа хранения и передачи информации»10.

Идея о совпадении структур мелического (от слова «мелос») и мыслительного процессов возникла не случайно11. Музыкальное искусство в своей природе как одно из наиболее эмоциональных искусств синтезирует общий информационно-культурный поток в сознании человека, что во многом объясняет высокую востребованность музыки в современном мире.

Документально известно, что музыка звучала на тонущем «Титанике», психологически скрашивая трагические минуты жизни пассажиров корабля. Так было в фильме «Титаник» (автор сценария и режиссер Джеймс Кэмерон, композитор Джеймс Хорнер), так было и на самом деле, когда музыканты играли до последнего мгновения: «00.10. Общую тревогу не объявляли. По просьбе капитана заиграл оркестр. 2.05. Оркестр играл. 2.20. «Титаник» скрылся под водой. Музыка смолкла. Стало темно»12.

В этом трагическом эпизоде проявляется особая роль музыки в общественном развитии, влияние её на формирование ценностных ориен-таций общества. Снова и снова мы убеждаемся в том, что любое явление музыки, будь то «Реквием» Моцарта, или мелодия слепого скрипача у трактира (или в подземном переходе метро), восходит к ощущению некоей космической целостности мира и к целостности внутри человеческого сознания.

Н. А. Римский-Корсаков оставил (помимо музыкальных сочинений) выдающееся свидетельство внутреннего ощущения художником мирового всеединства, стремления к его воссозданию в своем творчестве: «Знаете ли, что значит в одно <...> мгновенье почувствовать величайшее единство мира? Тончайшую и красивейшую связь между самой отдаленной звездой и вот этой микроскопической пылинкой, что лежит на крышке моего стола <.> между величайшим

10 См. Вяч. Вл.Иванов: «Нейро-семиотический аспект изучения музыки». Вопросы кибернетики. М., 1987. С. 130

11 Кобекин В. «Загадка Орфея» //Музыкальная академия. 1995 № 3. С. 11-13.

12 Фрагменты бортового журнала «Титаника» цит. по:

Борев А. Корабль-легенда снова на поверхности. С.

20-23.

гением человечества и зачатком нервной системы какого-нибудь червя; между мной и маленькой белой тончайшей структуры и красоты снежинкой, лучом весеннего солнца, ростком травы, зеленой пенистой волной, клеточкой живой протоплазмы или психикой какого-нибудь Петра, Ивана, живущего на том конце света»13.

Созданный музыкальный мир способен объединять и разъединять людей, сплачивать в обособленные социальные группы и размежевать по культурным, религиозным и другим взглядам и предпочтениям. Известный телеведущий В. Р. Соловьев, хорошо знакомый с принципами манипуляций массовых человеческих сообществ, наглядно излагает изображение «психической атаки» в кино: «что может быть страшного в симфоническом оркестре, который идет на тебя без единого выстрела? Это может быть даже немножко смешно, но не более того. Но психическая атака, которая действительно идет под мерную и ритмическую музыку — ... — в первую очередь настраивает психику атакующих на определенный режим, когда человек не слышит и не чувствует собственного страха, когда он весь одержим общим ритмом и перестает осознавать возможность собственной смерти, потому что ощущает себя не как отдельное существо, а как часть единого организма, сколько бы людей ни осталось в живых после атаки»14.

В советском музыкознании точка зрения о полной зависимости творца от господствующих в буржуазном обществе отношений была во многом вынужденной и акцентировала внимание лишь на их материальной стороне, тем самым снижая сущностную, духовную и нравственную роль мелоса в цивилизационном освоении мира. Влияние элитных слоев социума на представителей искусства всегда было двухсторонним процессом. Достаточно вспомнить флорентийских правителей из рода Медичи и их взаимоотношения с великими мастерами эпохи Возрождения. Искусство, создавая культурное информационное пространство, просвещало и тем самым формировало умонастроения элитных слоев общества.

13 Лапшин И. Философские мотивы в творчестве Рим-ского-Корсакова // Музыкальная Академия. 1994 № 2.

С. 7.

14 Соловьев В. Р. Манипуляции. Атакуй и защищайся. М.: «Эксмо», 2011, С. 240

5

6

Пожалуй, наиболее жесткие отношения между властью и творцами сложились в ХХ столетии, где система ценностных ориентаций в искусстве была полностью подконтрольна политической составляющей. Именно ХХ веку была характерна максимальная политизация социокультурных процессов и явлений, когда государство тотально подчиняла все стороны бытования культуры и искусства15. Однако в историческом ракурсе попытка тотального контроля государством творческих процессов в обществе, можно утверждать, не оказалась успешной.

Независимость художника, как творческой личности, исповедующей иную систему ценностей — отличную от господствующей — всегда есть фундаментальное условие проявления художественной воли творца во все времена развития общества. Примером тому может служить ХХ столетие.

Ушедший век для России во всех отношениях был сложным результатом предыдущих столетий, с политическими потрясениями, трансформацией музыкальной культуры, рождением нового искусства. Музыка, как одно из наиболее «синергийных» искусств, сопутствующее и слову, и жесту, и живописи, не осталась в стороне от общих динамичных процессов. Политизация всех сторон общества, тотальный контроль над создаваемыми художниками произведениями были инструментом принуждения. Попадая под «жернова» политического пресса, художник становился невольно (или вольно) участником общего художественного процесса, творя «востребованные» временем произведения. Такие крупнейшие композиторы ХХ столетия, как Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, но и не только они, вынужденно обращались к «актуальным» темам дня16. Конечно, в каких-то случаях, вполне возможно, ряд сочинений был искренним гражданским откликом. Но, вместе с тем, художники, как крупные самостоятельные личности, своим

15 Богданова А. Музыка и власть (постсталинский период). М.: Наследие, 1995. 432 с. С. 247.

16 Можно вспомнить написанную С. С. Прокофьевым кантату к двадцатилетию Октября для симфонического оркестра, военного оркестра, оркестра аккордеонов, оркестра ударных инструментов и двух хоров, где тексты взяты из сочинений Маркса, Ленина, Сталина (выделено мною — Е. А.). Д. Д. Шостакович — автор симфонической поэмы «Октябрь», кантаты «Над Родиной нашей солнце сияет» (на слова Е. А. Долматовского), 12-ой симфонии ^то11 ор. 112, — 1917 год, посвященной памяти В. И. Ленина.

искусством преодолевали установки «репрессивного» режима, возвышая идеологизмы времени до уровня художественного переосмысления. Несомненно, справедливо утверждение, что все творчество Д. Д. Шостаковича было ярким примером художественного подвига композитора. Сегодня 13-ую «ораториальную» его симфонию, созданную на слова поэмы Е. Евтушенко «Бабий яр» называют музыкальным символом «скорби и протеста», одним из ярчайших трагических свидетельств эпохи, но как неоднозначно она была встречена советским обществом! Композитор в историческом аспекте оказался победителем в споре с властью, художественное содержание произведения вошло в сокровищницу общественного информационного пространства.

Другим ярким тому примером может служить научная деятельность известного российского ученого музыковеда А. В. Конотопа, который всю свою жизнь посвятил расшифровке древних монастырских рукописей русской православной церкви17. Созданные в донотный период и дошедшие до нас в виде крюковых записей, они были фактически заново воссозданы в результате проведенной кропотливой исследовательской работы ученого. Сделано это было вопреки господствующей антирелигиозной политике государства18.

Столь же удивительным и неопровержимым свидетельством того, что «рукописи не горят», можно назвать факт сохранения и возрождения творческого наследия композитора Вс. П. Заде-рацкого, чья музыка сегодня триумфально шествует по лучшим концертным залам Европы. Фактически уничтоженный советской властью как личность, композитор создавал свои сочинения в тяжелейших условиях Гулага.19 Его выдающийся музыкальный цикл 24 прелюдии и фуги писался композитором в ожидании морского транспорта в пересылке из Магадана на Боль-

17 См. Конотоп А. В. Русское строчное многоголосие ХУ-ХУ11 веков. Текстология, Стиль, Культурный контекст. Москва. Издательский Дом «Композитор». 2005

18 Музыкальная медиевистика в трудах ученых М. Браж-никова, В. Протопопова, Г. Пожидаевой, Н. Плотниковой и других исследователей открыла целый материк музыки Древней России.

19 По свидетельству В. В. Задерацкого — сына композитора, который инициировал возрождение музыки композитора, его отец Вс. П. Задерацкий говорил: «Я живой труп. Меня нет».

шую землю. Музыка композитора во многом предвосхитила достижения ХХ века и по праву сегодня занимает свое достойное место как выдающийся музыкальный и нравственный подвиг художника20.

Современное бытование музыки опирается на инфраструктуры хранения музыкальной информации: ноты, книги, древние музыкальные рукописи; на технологии звукозаписи; иные виды искусства — кино, театр, телевидение, радио; на научные знания о музыке и жанрах искусства, составной частью которых является музыка. Благодаря базовым носителям хранения музыкальное искусство входит в долговременные материальные, константные составляющие музыкально-информационного поля социума21.

Сегодня для музыки характерно интенсивное использование новейших технических средств, включая создание видео- и звукозаписывающей аппаратуры, новых информационных носителей. Повсеместное распространение Интернета, различных форм передачи и воспроизведения художественных артефактов кардинально изменило общую ситуацию в культурно-информационном пространстве, привело к значительному изменению форматов существования искусства, в том числе музыки. Возможность преодоления «пространственных» и «временных» ограничений внесло кардинальную корректировку как в формы бытования музыки, так и места ее в системе ценностных ориентаций.

С развитием сети Интернета музыка не уменьшает свое значение в жизни общества, обнаруживаются новые явления в культурных парадигмах, выдвигающие на первый план проблемы координации процессов, особенно в молодежной среде.

Сегодня расхождение интонационного поля профессионально-композиторской музыки и музыки массового потребления достаточно очевидно, но вовсе не однозначно. С целью определения границ размежевания и их прозрачности нами было проведено пилотное on-line исследование, которое позволило говорить, в частности, об информированности молодежи в сфере музыкаль-

20 См. также статью Е. Кретовой «Живой мертвец композитор Задерацкий» в газете «Московский комсомолец» от 27.01.1997 г.

21 Минаев Е. А. Музыкально-информационное поле

в эволюционных процессах искусства. М. Изд. Му-

зыка.2000.

ной культуры, уровне их информационной осведомленности в данном аспекте22. Вопросы были достаточно простые. Кто автор музыки? Чью музыку русских композиторов вы слышали, знаете? Как предпочитаете проводить свободное время? Положительные ответы на поставленные вопросы в области элементарных знаний в сфере классической музыки дали порядка 40 процентов опрошенных.

В качестве одного из выводов можно утверждать, что в условиях распространения современных технических носителей и средств трансляции, особенно Интернета, сегодня совершился переход бытующих форм прослушивания музыки к свободному от территориальной и временной локализации. В первую очередь, это характерно для молодежи, то есть поколений, находящихся в данной реальности со дня рождения.

Проведенное пилотное анкетирование представляло собой опрос около ста человек в возрасте 17-25 лет разных специальностей из более чем 20 городов России. Был выбран метод онлайн-опроса в виде анонимной анкеты на 30 вопросов, распространяемой через социальные сети методом «снежного кома» и крупных онлайн площадок.

Регулярно ресурсами Интернета пользуются 90% опрошенных, в то время как традиционными СМИ, то есть радио, телевидением и печатью, не более 10-25%. На вопрос «Как бы вы провели свободное время?» ответ — «Послушал бы музыку» оказался статистически на достаточно высоком уровне. Таким образом, можно также сказать, что, в свою очередь, музыка тоже способствует активности молодежи в среде Интернета.

Классическое музыкальное искусство в Интернете, став предметом свободного выбора, подчинено общим законам организации информационного пространства. Фактор относительной доступности, возможность прослушать интересующее музыкальное произведение в существующем исполнении определяют влияние Интернета на формирование общественного художественного сознания. Интернет-реорганизация культурного пространства создает новые возможности, но одновременно ставит и новые проблемы.

22 Исследование осуществлялось с непосредственным участием Н. А. Гнисюка — магистра фундаментальной социологии Московской высшей школы социальных и экономических наук.

7

Так, практически классическая музыка ушла из прямого телевещания, сохранившись лишь в жанре познавательных программ на каналах «культуры». Ясно и то, что музыка так называемой «попсы», адресованная к наиболее простым свойствам биологической природы человека, исповедует совершенно иную систему ценностных ориентаций. В результате этот жанр попадает в замкнутый круг ритмических и интонационных ограничений, что резко обедняет его художественные возможности. Попытками выхода из «ловушки» творческого примитива (на наш взгляд, не слишком удачными) можно рассматривать популярное сегодня использование приемов имитирующих крик, хрип, пение «не своим голосом», «подстанывания», инфантильные образцы интонаций тюремного слэнга23.

Суммируя общие результаты исследования, можно констатировать, что положительные ответы на поставленные вопросы в области элементарных знаний в сфере классической музыки опрошенных все же дают надежду на преемственность культурного процесса. Конечно, в оценке полученных результатов следует проявлять достаточную сдержанность, так как более глубокие зондирования состояния культурной атмосферы современного нам российского общества могут быть основанием как к дальнейшему оптимизму, так и к более критической оценки ситуации.

Примечательна тенденция, когда музыкальные произведения классического жанра сегодня становятся частью нашей повседневной жизни в форме «знаков» — фрагментарных обозначений, таких, как музыка в «мобильнике», в лиф —

те, теле-заставках, рекламе, чемпионатов мира и т. д.24 Можно сказать, что общество тем самым стремится «облагородиться», испытывая эстетический «голод» по совершенному, по прекрасному. Музыкальные образцы «попсы», возникая, как мотыльки, в основном быстро исчезают, в то время как «классика» расширяет формы своего присутствия в современности.

Музыка, подобно «нити Ариадны» в системе ценностных ориентаций общества эмоционально и духовно как разъединяет, так и объединяет людей. Последнее происходит на основе активного использования, тиражирования константных форм подлинного художественного искусства.

Список литературы

1. Клюев А. С. Музыка и жизнь. О месте музыкального искусства в развивающемся мире. СПб: Ut, 1997. 160 с. С. 52.

2. Глебов И. (Асафьев Б.) Ценность музыки // «De música». Пг. 1923. С. 5

3. Урманцев Ю. А. Природа адаптации (системная экспликация)//Вопросы философии 1998. №12. С. 21-36.

4. Лосев А. Ф, Музыка как предмет логики. // Из ранних произведений. М., 1990. С. 196-198.

5. Кобекин В. «Загадка Орфея» //Музыкальная академия. 1995 № 3. С. 11-13.

6. Соловьев В. Р. Манипуляции. Атакуй и защищайся. М.: «Эксмо», 2011. С. 240.

7. Минаев Е. А. Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства. М. Изд. Музыка.2000.

8

23 Конечно, в отдельных случаях, когда в творчестве данного направления присутствует опора на интонации фольклора, возникают основы для полноценного решения художественных задач жанра.

24 Например, музыкальная заставка Лиги чемпионов Европы по футболу — преобразованный композитором Бриттеном фрагмент из музыки Генделя.

MUSIK AS A PARADIGM IN THE SISTEM OF VALUE ORIENTAITIONS OF THE INFORMATION

SPACE

Minaev Evgueni

DSc in art history, leading researcher of the scientific-educational

center of IPCC Moscow region, Khimki, st. Library 9, [email protected]

Abstract

The paper analyzes the current state of musical art in the context of the processes of informatization of society. In connection with the development of the Internet and other information technologies, it becomes urgent to understand the value orientations of music as a subsystem of the general information environment.

Keywords

Music, information and cultural space, intonational-semantic links, value orientation, forms of existence of musical art, constancy.

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.