Научная статья на тему 'Некоторые итоги исследования субкультурных установок в молодёжной среде (на примере г. Вологды)'

Некоторые итоги исследования субкультурных установок в молодёжной среде (на примере г. Вологды) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1502
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБКУЛЬТУРА / МОЛОДЁЖЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / СУБКУЛЬТУРНАЯ ИДЕОЛОГИЯ / МОЛОДЁЖНАЯ ПОЛИТИКА / SUBCULTURE / YOUTH / SPIRITUAL AND MORAL VALUES / SUBCULTURAL IDEOLOGY / YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Морев Михаил Владимирович, Попова Вера Ивановна

В статье представлены основные результаты исследования субкультурных установок в молодёжной среде, проведенного авторами в мае июне 2010 г. среди учащихся образовательных учреждений г. Вологды. Выявлены особенности субкультурных предпочтений учащихся и студентов города; приведены данные, характеризующие отношение к субкультурам со стороны представителей молодого поколения; определены источники, обусловливающие распространение субкультур в молодёжной среде г. Вологды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some results of subcultural settings research among youth (on the example of Vologda)

The article presents the main results of the study of subcultural settings among youth, done by the authors in the May June 2010 in educational institutions of the Vologda City. The features of subcultural preferences among students of the city are revealed, the data characterizing the attitude to subcultures from the younger generation is presented; the sources that contribute to the spread of subcultures among young people in Vologda are identifi ed.

Текст научной работы на тему «Некоторые итоги исследования субкультурных установок в молодёжной среде (на примере г. Вологды)»

УДК 316.346.32-053.6(470.12)

© М.В. Морев © В.И. Попова

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ СУБКУЛЬТУРНЫХ УСТАНОВОК В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ (на примере г. Вологды)

В статье представлены основные результаты исследования субкультурных установок в молодёжной среде, проведенного авторами в мае - июне 2010 г. среди учащихся образовательных учреждений г. Вологды. Выявлены особенности субкультурных предпочтений учащихся и студентов города; приведены данные, характеризующие отношение к субкультурам со стороны представителей молодого поколения; определены источники, обусловливающие распространение субкультур в молодёжной среде г. Вологды.

Субкультура, молодёжь, духовно-нравственные ценности, субкультурная идеология, молодёжная политика.

Процесс глобализации, происходящий в мировом сообществе в последние десятилетия, оказывает существенное влияние на современное представление о социуме, культуре и нормах морали. Усложнение этих понятий ведёт к кардинальным изменениям в мировоззрении и образе жизни, что создаёт благоприятную почву для возрастания духовнонравственных потребностей населения. В условиях, когда традиционная культура перестаёт удовлетворять духовные потребности общества, возникает опасность широкого распространения субкультурных движений, отражающих различные идеологии, альтернативные традиционным представлениям о культуре.

В первую очередь данная проблема актуальна для молодёжи, как возраст-

ной категории, наиболее подверженной влиянию альтернативных идеологий, не воспринимающей их критично вследствие отсутствия жизненного опыта. В молодёжной среде субкультуры выступают фактором, провоцирующим многие актуальные социальные проблемы: девиантное поведение, расовую нетерпимость, наркотизацию, преступность и т.д.

В России проблема субкультурных объединений особенно актуальна, поскольку для их распространения существуют объективные исторические условия: за последние 20 лет российское общество пережило смену идеологического курса, три экономических кризиса, несколько национальных вооружённых конфликтов, практически полную смену законодательной базы. Эти процессы

МОРЕВ Михаил Владимирович кандидат экономических наук, младший научный сотрудник ИСЭРТ РАН 379post@mail.ru

ПОПОВА Вера Ивановна кандидат экономических наук, младший научный сотрудник ИСЭРТ РАН vera-22vip@mail.ru

отражаются на духовно-нравственном здоровье населения, поэтому изучение причин и закономерностей, способствующих возникновению субкультур, особенностей поведения участвующих в них молодых людей, а также поиск и выработка методов и форм работы с ними приобретают для российского общества особенно важное значение.

Под субкультурой понимается система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной1. Интерес к субкультурным установкам молодёжи и к распространению данного социального явления в обществе существует в научной среде уже очень давно. Ещё в 60-е гг. XX века исследование молодёжных субкультур составляло важную часть работы социологов, поскольку интересовало различные политические силы, которые боролись за голоса избирателей в предвыборных кампаниях и потому спонсировали такие исследования.

В настоящее время субкультурные движения приобрели значительный размах во всём мире и рассматриваются уже не только с политических позиций (как потенциальный электорат), но и как существенный фактор развития общества; фактор, определяющий уровень духовно-нравственного развития, социального здоровья и качества жизни современной молодёжи.

Чем обусловлен резкий рост влияния субкультур на сознание молодёжи, если взглянуть на этот процесс в мировом масштабе? По нашему мнению, это связано с тремя следующими глобальными факторами:

1 Баева И.А. Психология молодёжной субкультуры (социально-психологический аспект молодёжной политики) // Вестник практической психологии образования. - 2007. - №1. - С. 84.

1. Стремительное развитие информационных технологий, которые обеспечили разнообразие источников и каналов передачи субкультурных идеологий.

2. Процесс глобализации, который привёл к существенным изменениям в традиционном понимании культуры, сделал её более сложной и многополярной.

3. Кризис социальных институ-

тов, прямо или косвенно отвечающих за социализацию современного подростка -семьи, учебного заведения, религии, средств массовой информации, молодёжной политики государства.

Накапливавшийся долгое время субкультурный потенциал российской молодёжи выплеснулся, как только был снят «железный занавес» и подражать западной культуре стало не только можно, но и модно. Благоприятная почва для распространения субкультур возникла в связи с резкой сменой парадигмы развития общества и тяжёлыми социальноэкономическими преобразованиями, начавшимися в стране в последнее десятилетие XX века. Как показывают данные социологических исследований, чем масштабнее социальные преобразования, тем сильнее тенденция к созданию неформальных молодёжных группировок2.

Вследствие этих обстоятельств различные субкультуры получили широкое распространение и являются фактором, воздействующим на духовнонравственное здоровье подрастающего поколения.

В настоящее время существует большое разнообразие молодёжных субкультур. Каждая из них имеет свои признаки: каналы и средства общения,

формы поведения, обычаи, традиции, различные внешние атрибуты. По клас-

2 Кравченко А.И. Социология девиантности // Официальный сайт министерства по информационным коммуникациям, работе с общественными объединениями и делам молодежи КабардиноБалкарской Республики [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://infoprof.do.am/load/36

Таблица 1. Классификация молодёжных субкультур

Типы субкультур Основные представители Суть идеологии

Агрессивные Футбольные фанаты Молодёжные объединения вокруг футбольных клубов

Скинхэды Молодёжные политические экстремисты, отличающиеся профашистской ориентацией

Сатанисты Маргинальные группы молодёжи, поклонники Сатаны

Депрессивные Готы Молодёжные группы, культивирующие идею смерти и «черной эстетики» как протест против жизненных устоев

Эмо Культивируют экспрессию и свободу выражения эмоций. Появляются на фоне одиночества в жизненных условиях больших мегаполисов

Панки Субкультура, характерными особенностями которой являются любовь к энергичной и нарочито примитивной рок-музыке (панк-року), а также критическое отношение к обществу и политике

Гедонистические Хиппи Молодёжное движение, пропагандирующее мир и любовь как протест против современного общества

Растаманы Субкультура, близкая хиппи. Пропагандируется свобода и независимость

Рисковые Скейтбордисты, сноубордисты,роллеры Любители спортивного снаряжения и оборудования (скейтбордов, сноубордов, роликовых коньков)

сификации Н.Е. Марковой, субкультурные движения могут быть разделены на следующие категории3 (табл. 1).

Следует также отметить, что существуют субкультуры, которые не имеют сильной идеологии, а объединяют людей исключительно под влиянием музыкальных направлений (к представителям таких субкультур можно отнести рэперов и альтернативщиков). Среди недавно возникших субкультур известны движения анимэ и ролевиков, состоящие из почитателей анимэ-мультипликации, литературы стиля «фэнтези» и ролевых компьютерных игр. По мере развития информационных технологий увеличивается представительство субкультур сети Интернет (блоггеры, хакеры, спаммеры и т.д.).

В целом идеологии субкультурных движений деструктивно влияют на сознание молодёжи. Они аппелируют к потребности молодых людей выделиться из «серой массы», поэтому часто основаны на понятиях, которые общество не принимает или избегает (например, смерть, насилие, наркотики и т.д.). В молодёжной среде опасность влияния субкультур

3 Маркова Н.Е., Римашевская Н.М., Смакотина Н.Л. Типология модификаций девиантного поведения в молодёжных субкультурах // Народонаселение. - 2010. - № 1. - С. 88.

связана, прежде всего, с тем, что ценности, разрушающие физическое и психическое здоровье молодых людей, культивируются при помощи грамотно продуманной внешней атрибутики. Она воздействует на эстетические вкусы, а для молодёжи этот фактор является более весомым, чем смысл пропагандируемой субкультурой идеологии.

Вовлечение молодёжи в субкультурные движения влечёт за собой негативное отношение к жизни, противопоставление себя окружающему миру, недовольство обществом, агрессию, наркотизацию и т. д. Даже те субкультуры, идеология которых не носит оттенка депрес-сивности или агрессивности, могут быть сопряжены с неоправданным риском для жизни и здоровья (сноубордисты, скейтбордисты и др.) или со злоупотреблением психоактивными веществами (хиппи, растаманы).

В связи с вышесказанным изучение субкультурных установок молодёжи и степени её вовлеченности в субкультуры представляется сегодня необходимым и перспективным с научной и практической точек зрения.

В мае 2010 г. научным коллективом ИСЭРТ РАН было проведено исследование

Рисунок 1. Характеристика распространения субкультур среди студентов г. Вологды и г. Владивостока (в % от числа опрошенных)

35 і

30 -

25 -

20 -

15 -

10 -

5 -

Полностью принимают идеологию Косвенно участвуют в субкультуре; субкультуры поверхностно следуют

субкультурной моде, не вникая в идеологию

Имеют друзей или знакомых, участвующих в субкультурных движениях

□ г. Вологда Шг. Владивосток

0

субкультурных установок в молодёжной среде на территории г. Вологды. Выборку анкетного опроса составили 498 человек в возрасте от 15 до 21 года. Исследованием были охвачены учреждения всех уровней образования (высшие, средние специальные, начальные профессиональные, общеобразовательные учебные заведения; всего 22 учреждения образования).

Идея проведения подобного исследования возникла под влиянием усиления в научном сообществе интереса к проблеме молодёжных субкультур. В частности, в 2009 г. группой учёных Института социально-экономических проблем народонаселения РАН под руководством

Н.М. Римашевской, в рамках гранта РГНФ «Социальная реабилитация лиц с девиантными модификациями поведения», было проведено исследование среди студентов Дальневосточного государственного технического университета -ДГТУ (г. Владивосток)4.

Результаты опроса, проведённого научным коллективом ИСЭРТ РАН, свидетельствуют о том, что с таким явле-

4 Маркова Н.Е., Римашевская Н.М., Смакотина Н.Л. Там же. - С. 85.

нием, как субкультура, сталкивались 62% представителей молодёжи г. Вологды, при этом 20% из них сами участвовали в ней и 42% - знакомы с людьми, вовлечёнными в субкультурное объединение. Треть опрошенных (33%) считает, что на сегодняшний день в субкультурные движения вовлечено от 40 до 60% молодёжи.

Сравнительный анализ показал, что степень увлечённости студентов субкультурными движениями выше в г. Вологде, чем в г. Владивостоке (рис. 1). Среди вологодских студентов больше доли тех, кто полностью вовлечён в субкультуру (18% против 11%) и кто знаком с людьми, являющимися участниками субкультур (27% против 9%). Около 30% учащихся вузов следуют субкультурной моде поверхностно, не вникая в идеологию.

Однако когда речь идёт о влиянии того или иного субкультурного движения на сознание человека, более важен не сам факт его участия, а степень вовлечённости. Например, интерес к готической музыке или стилю одежды не делает представителя молодёжи полноценным участником готической субкультуры, если он не разделяет ее идеологию, не ведёт соответствующий образ жизни.

В проведённом исследовании 11% опрошенных целиком и полностью воспринимали внешние атрибуты субкультурного движения (одежду, причёску, татуировки, украшения), а также следовали субкультурным ритуалам и правилам.

Анализ представительства таких людей в различных учреждениях образования свидетельствует о двух фактах:

1. Чем выше уровень образования, тем в большей степени человек может проникаться субкультурной идеологией (школа - учреждения среднего звена -вузы).

2. Чаще всего подлинный интерес к субкультуре отмечается у студентов (18% от общего числа представителей данной группы) и учащихся общеобразовательных учреждений (13%). На наш взгляд, это связано с тем, что в средних школах велика роль поддержания дисциплины, которая часто достигается путём усиленного контроля со стороны педагогов и родителей (недаром 33% опрошенных считают, что приверженность молодых людей к той или иной субкультуре - это не что иное, как «своеобразный протест против существующих в обществе ценностей и порядков»). Что касается высших учебных заведений, то они во все времена были очагами свободомыслия и творчества; специфика обучения в вузах предполагает существенное расширение кругозора, анализ различных (часто противоположных) мнений, выработку собственной позиции и т.д. Не случайно, по мнению 51% молодых людей, приверженность субкультуре - это «способ самовыражения в условиях ограниченности или отсутствия других возможностей».

Полученные выводы можно подтвердить отношением учащихся различных образовательных учреждений к субкультурам: негативную характеристику этого социального явления реже всего дают школьники (12%) и студенты (7%), в то время как среди учащихся начальных

профессиональных и средних специальных учебных заведений доля отрицательно относящихся к субкультурам составляет 13 и 24% соответственно.

Чаще всего молодые люди отмечали свою принадлежность к субкультурам панков (21%), эмо (15%), готов (14%) и альтернативщиков (13%; табл. 2). Но при ближайшем рассмотрении становится понятно, что наиболее распространёнными субкультурами в городе являются скинхэды (60%), готы (47%), роле-вики (43%) и эмо (41%), поскольку участники этих субкультур увлечены не только их внешней атрибутикой или музыкой, а полностью разделяют их идеологию, стиль жизни и формы поведения.

В отличие от субкультур готов, эмо, ролевиков и скинхэдов, субкультуры аль-тернативщиков, панков и рэперов образованы преимущественно из тех людей, которые разделяют одни и те же музыкальные пристрастия. Этим объясняется их широкое представительство среди молодёжи (42%), однако тот же фактор не позволяет говорить о их действительном участии в данных субкультурах.

Следует отметить, что в ряду субкультур, приверженцы которых полностью разделяют их ценности и правила, лишь ролевики не вступают в конфликт с традиционной культурой, являясь носителями идеологии, которой чужды агрессия, насилие и суицидальные наклонности. В идеологии эмо и готов важное место занимает тема смерти, депрессии и категорического неприятия традиционных норм морали и жизненных целей. Участники данных субкультур противопоставляют себя обществу, что снижает возможности их социализации, профессиональной реализации и личностного роста. Идеология современных скинхэ-дов базируется на идеях расизма и национализма, что обусловливает агрессивность участников данной субкультуры. Проявление агрессии - одна из отличительных

Таблица 2. Характеристика субкультур, наиболее распространённых на территории г. Вологды, в %*

Наиболее распространённые субкультуры В % от числа тех, кто участвует в субкультурах или имеет друзей, участвующих в субкультурах Доля полностью принимающих субкультурные правила среди тех, кто участвует в субкультурах или имеет участвующих друзей

Скинхэды 2,3 60,0

Готы 13,6 46,7

Ролевики 3,2 42,9

Эмо 14,5 40,6

Панки 20,9 26,1

Альтернативщики 12,7 25,0

Рэперы 8,2 16,7

Анимэ 3,6 12,5

* Ранжировано по уровню представительства людей, полностью принимающих субкультурные правила.

черт субкультуры скинхэдов. История её происхождения показывает, что скин-хэды появились после раскола панковского движения и именно агрессивный характер протеста против общества стал основой для их объединения, противопоставления себя панкам и ненавистнического отношения к хиппи.

Среди факторов, привлекающих молодёжь к тому или иному субкультурному движению, на первом месте стоит общность музыкальных интересов (41%). Далее идут внешняя атрибутика и мода (27%), общие взгляды и интересы (20%), возможность общения (8%), специфическое поведение и стиль жизни представителей субкультуры (6%).

Анализ субкультурных предпочтений молодёжи в зависимости от уровня образования показывает, что субкультура готов одинаково распространена во всех типах учебных заведений. Следует отметить, что в общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях и вузах широко распространены субкультуры эмо и панков, в учреждениях начального профессионального образования - субкультуры рэперов и аль-тернативщиков. Альтернативщики являются самой распространённой в студенческой среде субкультурой.

Полученные данные свидетельствуют о следующем:

• Идеология субкультуры готов не теряет своей актуальности на различных этапах обучения молодёжи.

• Увлечённость субкультурой эмо особенно распространена среди школьников, что связано со спецификой её идеологии. Эмо - относительно новая субкультура, в своей идеологии опирающаяся на эмоции (от англ. emotion - эмоции), поэтому её основные приверженцы - дети («эмо-кид»).

Интересные в научном и практическом плане результаты были получены при анализе гендерных различий в субкультурных предпочтениях молодёжи (табл. 3). На основании этих результатов можно сделать два вывода:

1. Девушек более привлекают те субкультуры (альтернативщики, панки), в которых доминирующее значение имеет внешняя атрибутика; для юношей важнее субкультурная практика (ролевики, скин-хэды), то есть определённый стиль поведения, участие в акциях и мероприятиях.

2. Важным фактором широкого распространения субкультур готов и эмо является их идеология, которая в равной степени отвечает духовным запросам и юношей, и девушек. При этом данные субкультуры находят баланс между внешней атрибутикой и формами поведения.

Для полной характеристики ситуации в г. Вологде необходимо ответить на

Таблица 3. Гендерные различия в субкультурных предпочтениях молодёжи г. Вологды

(в % от числа тех, кто является участником субкультурного движения или имеет участвующих в субкультуре знакомых и друзей)

Субкультурные объединения Юноши Девушки

Готы 26,1 25,0

Эмо 26,1 21,9

Альтернативщики 4,3 43,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Панки 13,0 28,1

Рэперы 4,3 6,3

Ролевики 8,7 3,1

Анимэ 4,3 0

Скинхэды 8,7 3,1

вопросы не только об уровне распространения и структуре субкультурных предпочтений молодёжи, но и о том, как относится общество к субкультурам и за счёт каких источников она распространяется.

Проведённый опрос показал в целом нейтральное или положительное отношение к субкультурам (52 и 27% соответственно) молодых людей. Следует отметить, что доля молодёжи, видящей в субкультуре источник принадлежности к определённой социальной группе, в 2 раза превосходит удельный вес тех, кто относится к ней негативно и соотносит её с сектой (14%).

В то же время 25% молодёжи считает, что молодёжные субкультуры в России лишены национальных корней и являются калькой западных молодёжных субкультур (не разделяют это мнение 10%). Сравнительный анализ с результатами исследования, проведённого в ДГТУ, показал, что среди студентов г. Вологды и г. Владивостока это мнение распространено примерно одинаково (76 и 80% соответственно).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для молодёжи, занятой поисками самовыражения, альтернативного образцам, предлагаемым в учебных заведениях, самореализация отходит на второй план, уступая место общности эстетических вкусов (музыка, образцы поведения, внешняя атрибутика и т. д.).

При характеристике отношения к субкультурам со стороны городских властей мнения молодых людей разделились. Более половины их дали этому отношению негативные оценки (55%), в то время как 44% опрошенных считают, что власть относится к субкультурам с благожелательностью и терпимостью. Подобное распределение ответов свидетельствует о том, что власть, несмотря на общий негативный фон отношения к субкультурам, позволяет им участвовать в делах молодёжи, то есть не предпринимает чётких шагов по ограничению их влияния.

Из-за особенностей своего самовыражения почти половина участников субкультур (43%) сталкивалась с фактами агрессии со стороны тех или иных субъектов социума. В 40% случаев неприятие новых форм поведения, стиля одежды и т. д. исходит от родителей и преподава-те л ей, являющихся для молодых людей главными носителями философии традиционной культуры. Проявление агрессии со стороны знакомых и родственников ощущали на себе 11% представителей субкультур, со стороны друзей - 9%, соседей - 5%.

Отсутствие целенаправленной молодёжной политики выделяется каждым третьим из числа опрошенных (30%) как один из наиболее весомых факторов распространения субкультурных движений. Однако, указывая на глубинные причины

распространения субкультур, представители молодёжи чаще всего отмечают развитие средств массовой коммуникации (56%). Среди факторов, обусловливающих возникновение и развитие субкультур, отмечены также «их открытость внешнему миру, возможность общения со сверстниками из других стран» (25%) и «консервативность таких институтов социализации личности, как школа, вуз, церковь и т. д.» (13%).

Если углубиться в историю субкультурных объединений, можно найти подтверждение того, что развитие информационных технологий действительно служит одним из доминирующих факторов поляризации традиционной культуры: так, в 50-е годы XX века появление новых средств записи и распространения музыкальной культуры (радиоприёмники, магнитофоны и т. д.) привело к «буму» таких субкультурных движений, как хиппи.

По мнению студентов вузов, средства массовой информации являются наиболее весомым фактором распространения субкультур. Доля студентов, разделяющих это мнение, в два раза превышает удельный вес тех, кто основную причину развития субкультур видит в отсутствии целенаправленной молодёжной политики

(рис. 2). Следует отметить, что аналогичные данные были получены и в исследовании, проведённом в г. Владивостоке.

Если же рассматривать конкретные источники распространения субкультурных идеологий, то в большей степени к ним относятся устное общение в группе сверстников и телевидение. Как показывают результаты опроса, именно по этим каналам получили первую информацию о субкультуре те молодые люди, которые впоследствии примкнули к субкультурным движениям (из рассказов приятелей о субкультуре узнали 45% молодых людей, из фильмов - 33%, из телепередач - 18%). Кроме того, в 21% случаев источники информации о субкультурных идеологиях были связаны с журналами и музыкальными интересами молодёжи.

Таким образом, результаты проведённого ИСЭРТ РАН исследования свидетельствуют о том, что около 11% молодёжи г. Вологды вовлечено сегодня в субкультурные движения, при этом самые распространённые из них - готы, эмо и скинхэды. Наиболее подвержены риску увлечения субкультурной идеологией учащиеся общеобразовательных учреждений и студенты вузов. В поисках самовыражения представители молодёжи объединяются по музыкальным пристра-

Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос: «Что, на Ваш взгляд, способствует развитию молодёжных субкультур?» (в % от числа опрошенных студентов)

80

70

60

50

40

30

20

10

0

75,5

40,6

49

23

І I

г. Вологда

г. Владивосток

□ Отсутствие эффективной и целенаправленной молодёжной политики П Современные средства массовой коммуникации (Интернет, телевидение и др.)

стиям, однако со временем начинают полностью разделять идеологию, внешнюю атрибутику и образцы поведения той или иной субкультуры. Сильное воздействие на этот процесс оказывают средства массовой информации, обладающие широкими возможностями влияния на общественное сознание в отсутствие целенаправленной молодёжной политики.

Заметим, что большинство распространённых в современной России субкультур имеют западное происхождение. Например, в ходе исследования ни один из представителей молодёжи не отметил своей принадлежности к субкультуре гопников, которая появилась после революции 1917 г. и расцвет которой приходится на 90-е годы. Это обусловлено тремя факторами:

1. Большинство гопников исчезли в девяностых годах, когда в России увеличилась доступность наркотиков и оружия.

2. Современную молодёжь привлекает эстетика и идеология западных субкультур, которые аппелируют, в первую очередь, к личностному самоопределению, а не к бандитскому образу жизни гопников.

3. По сравнению с девяностыми годами в настоящее время повысился уровень жизни населения, поэтому усложнились духовные потребности молодёжи и идеология гопников не соответствует им.

Таким образом, учитывая тот факт, что вопрос о принадлежности к субкультурам был открытым, следует отметить, что представители молодёжи, участвовавшие в опросе, либо не относят себя к гопникам, либо не осведомлены об их существовании.

Такова краткая характеристика ситуации, связанной с состоянием субкультурной среды в г. Вологде. Подчеркнём, что распространение субкультурной идеологии имеет негативный характер, поскольку свидетельствует об отсутствии приоритетов самоопределения

молодёжи, о невозможности осознанного выбора молодыми людьми ценностных установок, адекватных обществу, в котором они живут. Развитие субкультурных движений в России связано прежде всего с проникновением ценностей западной культуры. Как отмечает Н.М. Рима-шевская, «под натиском "вестернизации" падает потенциал духовности российской нации, который всегда составлял основу её "особости"»5. Проникая вместе с западной культурой, субкультурные движения получают в России благоприятные условия для процветания и, в отличие от отношения к субкультурам на Западе, соединения с криминальной средой. По словам заместителя ректора Московской гуманитарно-социальной академии по научной работе доктора философских наук, профессора В.А. Лукова, «в настоящее время всё больше криминализация молодёжных сообществ осуществляется структурами организованной преступности на планомерной основе - как подготовка своего кадрового резерва»6.

Участие в субкультуре постепенно влечёт за собой потерю социальных и политических интересов, подмену морально-ценностных ориентиров внешними правилами поведения и образа жизни, снижение уровня критичности в восприятии новой информации. В конечном итоге это оборачивается для молодых людей повышенной степенью риска социальной изоляции, наркотизации, девиантного или суицидального поведения.

На сегодняшний день существует потребность в дальнейшем изучении субкультурных установок среди молодёжи и разработке стратегии молодёжной политики по профилактике негативных явлений, вызванных действием субкуль-

5 Римашевская Н.М. Качество человеческого потенциала в современной России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/ archive/rimashevskaja_kachestvo // Сайт Русского гуманитарного Интернет-университета (РГИУ) /

6 Луков В.А. Особенности молодёжных субкультур в России // Социологические исследования. -2002. - № 10. - С. 79-88.

турных идеологий. Усилению внимания к данной проблеме способствуют объективно сложившиеся условия - усложнение социально-культурных отношений в мировом сообществе, а также исторические события, происходящие в России с начала 90-х гг. XX века.

Следует отметить, что профилактика распространения субкультурных движений в молодёжной среде не может быть насильственной, поскольку их официальный запрет нарушает права и свободы человека. Кроме того, в современных условиях высоких технологий практически невозможно установить контроль над динамикой развития тех или иных субкультур.

В связи с этим профилактика вовлечения молодых людей в субкультуры должна базироваться на реализации их

творческого потенциала в рамках традиционной культуры, что будет способствовать развитию интереса молодых людей к различным её проявлениям. В настоящее время необходима также работа по укреплению статуса таких социальных институтов, как семья, образование, религия. Кроме того, учитывая сильную степень влияния на современную молодёжь средств массовой информации, следует контролировать использование ими элементов субкультурной атрибутики и идеологии. Для реализации этих направлений необходима разработка целенаправленных стратегий социальной адаптации молодёжи, реализуемых посредством работы с наиболее важными социальными институтами - семьёй, школой и группой сверстников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баева, И.А. Психология молодёжной субкультуры (социально-психологический аспект молодёжной политики) / И.А. Баева // Вестник практической психологии образования. - 2007. - №1. - С. 82-90.

2. Кравченко, А.И. Социология девиантности [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства по информационным коммуникациям, работе с общественными объединениями и делам молодёжи Кабардино-Балкарской Республики. - Режим доступа: http://infoprof.do.am/load/36

3. Луков, В.А. Особенности молодёжных субкультур в России / В.А. Луков // Социологические исследования. - 2002. - №10. - С. 79-88.

4. Маркова, Н.Е. Типология модификаций девиантного поведения в молодёжных субкультурах / Н.Е. Маркова, Н.М. Римашевская, Н.Л. Смакотина // Народонаселение. -2010. - № 1. - С. 85-99.

5. Римашевская, Н.М. Качество человеческого потенциала в современной России [Электронный ресурс] / Н.М. Римашевская // Сайт Русского гуманитарного Интернет-университета. - Режим доступа: http://www.i-u.ru

6. Хомутинников, Ю. Субкультуры: прошлое, настоящее, будущее [Электронный ресурс] / Ю. Хомутинников. - Режим доступа: http://www.proza.ru/2007/05/04-369

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.