Научная статья на тему 'Музыка как критерий социальной идентификации'

Музыка как критерий социальной идентификации Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1161
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ / РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРЕДПО ЧТЕНИЯ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTIFICATION / PERSONAL VALUE / CRITERIA OF IDENTITY / REFERENCE GROUP / MUSICAL PREFERENCES / MUSICAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Таниева Гульнара Маратовна

Предпринята попытка установить связь между музыкальными предпочтениями и самоидентификацией личности. Представлены результаты эмпирического исследования роли музыки в сфере музыкального досуга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MUSIC AS CRITERION OF IDENTIFICATION

In the article undertaken attempt to establish a connection between musical preferences and self-identity. Presents the results of empirical studies of the role of music in the music leisure.

Текст научной работы на тему «Музыка как критерий социальной идентификации»

Социология и социальная работа 74 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2011, № 4 (24), с. 74-80

УДК 316

МУЗЫКА КАК КРИТЕРИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ

© 2011 г. Г.М. Таниева

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

T aшeva_gulnara@mail. т

Поступила в редакцию 23.09.2011

Предпринята попытка установить связь между музыкальными предпочтениями и самоидентификацией личности. Представлены результаты эмпирического исследования роли музыки в сфере музыкального досуга.

Ключевые слова: идентификация, личностный смысл, референтная группа, музыкальные предпо-

чтения, музыкальная идентичность.

Понятие социальной идентификации часто рассматривается как механизм субъективноличностного освоения социальной реальности, формирующий систему личностных смыслов, который связывает предметное содержание сознания с отношением «Я - член общности», в рамках которой совершается предметная деятельность. Как отмечается в литературе, социальная идентичность - это «индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развёртывается её деятельность» [1]. Социальная идентичность проявляется в деятельности и определяется деятельностью, обеспечивающей связь личности с референтной группой. На основе социальной идентичности складывается межгрупповое поведение, когда личность воспринимает себя и других членов группы, имеющих общие характеристики, как целое.

В то же время социальная идентичность существует как личностная идентичность, основанная на отличии себя от других членов группы. Она способствует восприятию себя как уникального индивида и отрицанию сходства между собой и другими членами как «своей», так и «чужой» группы. С этой точки зрения, концепция социальной идентичности Дж. Тёрнера содержит признание связи между личностным и групповым уровнями идентификации: актуализация групповой идентичности тормозит установки и поведение, порождаемые личностной идентичностью, и, наоборот, актуализация личностной идентичности подавляет работу и эффекты социальной идентичности. Более того, по мнению Г. Тэджфела, межличностные и межгрупповые формы взаимодействия

представляют собой два полюса единого биполярного континуума, на котором можно расположить все возможные варианты социального взаимодействия. При этом один полюс - взаимодействие, определяемое полностью межличностными отношениями и индивидуальными характеристиками участников, а на другом -взаимодействие между людьми, полностью детерминированное их групповым членством. Таким образом, «Я-концепция» личности включает в себя две подсистемы: личностную идентичность и групповую идентичность, которые находятся в обратных отношениях друг к другу [2, с. 144]. Идентификация личности локализуется в средней точке континуума, где индивид воспринимает себя как умеренно отличающегося от членов группы, которая в свою очередь умеренно отличается от других релевантных групп. Происходит процесс самостереотипиза-ции [3, с. 206].

Существуют различные критерии и основания идентификации, в том числе и различные элементы культуры. В частности, в молодёжной субкультуре большое значение приобрела музыка. Субъективно-личностное освоение музыки как социальной реальности с раннего возраста участвует в формировании системы «личностных смыслов» - индивидуализированного отражения, осознаваемого как «значение-для-меня», связывающего предметное содержание сознания с предметом человеческой деятельности. В процессе самоидентификации музыка может играть как определяющую роль (например, предмет профессиональной деятельности или хобби), так и опосредованную (будучи частью досуга); в первом случае она является

фактором, определяющим конкретное место человека в обществе, фактором самокатегори-зации (термин Г. Тэджфела), а во втором случае - культурным кодом, формирующим стиль локальной культурно-идентификационной группы. Такое различие ролей музыки в реконструкции социальных стереотипов является определяющим для формирования «Я-концеп-ции» личности, участвующей в межличностных и межгрупповых формах взаимодействия, включающих музыкальную составляющую.

Пример механизма формирования и функционирования «Я-концепции» на основе музыкальных предпочтений чаще всего мы находим у представителей молодёжной музыкальной аудитории, так как музыкальные вкусы молодёжи отражают особенности её идентификации наиболее ярко. Критерии самоидентификации молодёжи зачастую обусловлены музыкой, вокруг которой происходит её консолидация: одни выбирают альтернативные культурные стратегии, а другие включаются в мэйнстрим [4, с. 159]. Определяющую роль в усилении значимости музыки для молодёжи играет Интернет. Сегодня во всех блогах и социальных сетях, таких как Vkontakte и Facebook, есть ссылка current music и возможность обмена с друзьями любимыми композициями. Оказавшись в виртуальном пространстве, молодые люди ищут информацию о любимых группах, общаются на форумах и в чатах, консолидируются в рамках какого-либо музыкального направления и с помощью Интернета расширяют свое влияние, образуя группы по музыкальным предпочтениям. Интернет, посредством которого происходит межличностное и межгрупповое общение молодых людей, превращает музыку в важнейший критерий формирования системы «личностных смыслов» и «Я-концепции» личности.

Формирование новой идентичности, происходящее через музыку, на этапе самоопределения молодого человека как члена социальной группы предполагает, по мнению А. Барсамо-вой, наличие двух условий: ситуационного и событийного [5, с. 440]. Ситуационное условие состоит в отрицании предлагаемых обществом компонентов социализации, событийное - знакомство с представителями музыкальной субкультуры. В это время активно посещаются концерты в рамках данного музыкального направления, каждый из которых воспринимается как возможность попасть в свою субкультурную среду, начинают усваиваться нормы внешнего вида и эстетика, на смену имени человека приходит «ник», который закрепляется

за ним в чатах и блогах. Постепенно человек втягивается в субкультуру, и из референтной идеальной группы она становится вполне реальной группой идентификации. На этом этапе закрепления норм и стереотипов поведения, свойственных группе членства, «Я-концепция» совпадает с субкультурным «Я - член общности» человека. Во время прослушивания музыки её обсуждают с субкультурными друзьями: это концерты и закулисная жизнь артистов, фотографии и отдельные альбомы песен. Такой информационный обмен создает ощущение включенности в социальный процесс, ядром которого является музыка, дающая ощущение группового «мы» и, главное, обеспечивающая укрепление субкультурного эмоционального фона и интериоризацию норм и ценностей группы, которые становятся эмоционально переживаемыми внутренними регуляторами социального поведения личности. Понятно, что для такого насыщенного досуга нужно иметь много свободного времени, поэтому подростки, которые вынуждены работать, редко становятся членами каких-либо музыкальных субкультур.

Всё это создаёт предпосылки того, что в современном обществе получили широкое распространение музыкальные молодёжные объединения, основу которых составляют какие-либо музыкальные предпочтения [5, с. 516]. В каждой музыкальной субкультуре вырабатываются присущие только ей нормы и ценности, стиль жизни и особые социальные функции, которые она выполняет внутри отдельной группы и в обществе. В то же время, выполняя идентифицирующую функцию, музыка удовлетворяет основные потребности, присущие современному молодому человеку: общение со сверстниками, разделяющими его интересы, поиск новых идеалов и ценностей, заполнение социальных лакун, часто свойственных молодёжи (таких как неопределённость социального положения, незавершённость и неустойчивость системы ценностей и круга общения), стремление к творческой реализации - и выступает как критерий самоидентификации.

Музыка, как правило, неотрывна от досуга. По мнению Пьера Бурдье, досуг является эмпирическим индикатором стиля жизни и вкусовых предпочтений личности. В этом же ряду П. Бурдье рассматривает её художественные и музыкальные предпочтения [6]. На основе досуговых, в том числе музыкальных предпочтений личность выбирает референтную группу, осуществляя тем самым процесс самоидентификации.

Так, в результате исследования, проведённого с использованием данных проекта Marke-

ting&Media Index в Украине, в 2009 году установлено, что среди городского населения от 12 до 65 лет статус (профессия и уровень дохода) и досуговые (в т.ч. музыкальные) предпочтения коррелируют с включённостью в социум [7, с. 516]. Низкому уровню дохода соответствует невыразительность досуговых предпочтений и консерватизм, высокому уровню дохода - желание творческой реализации и новаторство. При выборе работы и при выборе досуга люди используют один и тот же «габитус»: те, кто руководствуется нуждами и не имеет музыкальных предпочтений, в работе видят главным образом средство заработать деньги. Кто ориентирован на разнообразные виды досуга и определённую музыку, в работе ищут средство для развития и самореализации. Данное исследование подтверждает, что музыка, включённая в сферу досуга, способна стать критерием выбора референтной группы, с которой личность идентифицирует себя. Чтобы убедиться в данном утверждении, мы провели экспертный опрос.

В связи с тем что в практике повседневной жизни представления человека, связанные с музыкальными предпочтениями, носят глубоко личностный характер, мы сделали акцент на изучении проблемы с точки зрения индивида как члена социальной группы и обратились к качественному методу исследования - полу-формализованному интервью. Этот метод помогает раскрыть процесс формирования «Я-концепции» личности и процесс её превращения в «Я - член общности» под влиянием музыкальных предпочтений. Опрашиваемые -эксперты (руководящие и заслуженные работники культуры, преподаватели из детских музыкальных школ (ДМШ), Нижегородского музыкального колледжа, консерватории, практикующие музыканты и обычные граждане с ярко выраженными музыкальными предпочтениями). Всего 10 человек.

В качестве экспертов были выбраны лица, являющиеся носителями музыкальной культуры. Под музыкальной культурой личности подразумевается наличие индивидуального опыта, обеспечивающего высокие музыкальные потребности, и музыкальная развитость (эмоционально-ценностное отношение к музыке, музыкальная наблюдательность, критическое, избирательное отношение к музыкальным явлениям). Пять экспертов из десяти выбрали музыку в качестве критерия профессиональной идентификации, для остальных музыка - это хобби. Интервью посвящено одной теме: роли музыкальных предпочтений и музыкальной активно-

сти в процессе социокультурной идентификации в молодёжной среде и у экспертов. При проведении интервью ставились следующие задачи: во-первых, определить, каким образом влияют музыкальные предпочтения на процесс социальной идентификации, во-вторых, раскрыть механизм формирования «музыкальной идентичности».

Вопреки ожиданию, не все информанты имели чёткое представление о музыкальных молодёжных субкультурах, объясняя это своим зрелым возрастом: «Я - взрослый человек, и мне это не интересно» (бизнесмен, поклонник джаза, рок-музыкант) - или отсутствием мотивированного интереса к ним: «Это малая часть жизни, дань молодости, не более того, надо относиться к этому с терпением и пониманием» (заслуженный работник культуры (ЗРК) РФ, методист, преподаватель ДМШ). Тем не менее высказывания экспертов о бытовании музыки в молодёжной среде свидетельствуют о неподдельном интересе к этой теме: «В бытность директором Дома творчества ко мне пришли 15 студентов с просьбой выделить аудиторию для прослушивания и обсуждения классической музыки. Позже мы создали целый субботний клуб любителей классической музыки» (начальник департамента по работе с молодёжью); делятся собственным опытом: «Музыкальные вкусы меняются, и всё же детские впечатления остаются на всю жизнь, когда был молод и испытывал сильные эмоции» (зам. директора магазина «Музыкальный бомонд»); «Подрастающая молодёжь ищет то, чего мы дать не можем. Сегодня востребованы деньги и яркость, а то, что требует освоения и труда, - не интересно и не выгодно» (заслуженный деятель искусств (ЗДИ) РФ, руководитель оркестра) - и наблюдениями: «Посмотрите, какие голодные выходят они с дискотеки, запрограммированные ритмами гнева и радости, чревоугодия и ненависти, с нарушенной ориентацией из-за световых эффектов, со сбившимся механизмом самосохранения и ощущением полного одиночества» (преподаватель Нижегородского музыкального колледжа (НМК) им. Балакирева) - и подводят итог: «Личность молодого человека формирует информация, жёстко разбивая на классы и группы, в том числе музыка как одно из сильных средств воздействия. Это мощное давление сверху. Молодёжной англо-американской культуре пришёл конец в 80-м году, «Стена» Pink Floyd подвела её итог; её остановили не с помощью тюрем и лагерей, а с помощью денег» (руководитель производства, меломан). Надо

отметить, что сегодня субкультуры рассматриваются не как культурные образования внутри господствующей культуры, а как «элементная база» культуры современного общества как системы, включающей в себя, с одной стороны, культурное ядро, концентрирующее социокультурный опыт, а с другой - совокупность субкультур, различающихся специфическими картинами мира и социокультурным поведением, что придаёт культуре этого общества мультиси-стемный характер [8, с. 108]. Таким же образом произошло переформатирование современных молодёжных субкультур, и в рамках нового прочтения молодёжной активности в контексте культурно-стилевого многообразия западные социологи говорят о «постсубкультурах» - новых молодёжных образованиях, отличающихся текучестью, прозрачностью границ, ненадежным характером социокультурной идентичности [9].

На вопрос «Насколько устойчивы и продолжительны молодёжные объединения на основе музыкальных предпочтений? Какова причина их распада?» эксперты отвечали следующее: «Причина - физическое и духовное взросление: обучение, изменение круга общения. Ещё зависит от музыки: если она выражала особенности периода взросления - протест, тревогу и т.п., то интерес к ней пропадает, распадается группа. Если группа несет вечные ценности, то она сохраняется и сохраняется музыка, отражающая их идею» (менеджер, меломан). «Распадаются молодёжные сообщества из-за смены интересов, вот и мой сын отходит от этого увлечения. Он играл в рок-группе на гитаре и клавишных, а сейчас занимается электронной музыкой, сам сочиняет. Это нормально, что с возрастом меняются вкусы» (начальник департамента по работе с молодёжью). «С возрастом вкус к музыке меняется. Когда я учился в консерватории, я не любил Шумана, а спустя 15 лет я стал слышать то, что мне нравилось: такие краски, такие образы... Точно так же и наоборот: что любил, перестаёт нравиться» (руководитель оркестра). Суть нового социального контекста состоит в том, что современные молодёжные объединения, культурным ядром для которых является музыка, ориентированы не на социально-политический протест, как в 60-70-х годах XX века в англо-американском субкультурном молодёжном движении, а на коммуникацию посредством музыки с себе подобными («Подобный подобному рад» - итальянская пословица). Музыкальные предпочтения, отражённые в жизненном стиле и невербальном поведении, выступают в качестве

идентификаторов не только для молодёжи, но и для зрелых людей. Но, как отметил наш эксперт, «на основе одинаковых музыкальных предпочтений могут собираться в группы и общаться совершенно разные люди» (офицер, меломан).

«Моя музыка - это этнический вокал, инструменты и мелодика, - говорит эксперт Е. Большакова, - мне нравится «корневая», фольклорная музыка, за ней будущее. Музыканты способны сделать этническую музыку современной, доступной и таким образом сохранить ей жизнь. Незачем придумывать мёртвую музыку, которая уйдёт с современной эпохой как продукт на продажу». Руководитель производства: «Мне близок Моцарт, фортепианный концерт 19 или 21, Вагнер «Гибель богов» и «Валькирия». Музыка потрясающая. Это целый мир: любовь, предательство, власть, деньги, природа (горы, гром), мироздание, цивилизация. Я люблю легенды скандинавов, говорят, это библия для арийских народов. Он - гений. Моцарт слышал Вселенную, Вагнер - мироздание». Бизнесмен: «Я слушаю серьёзный джаз, имеющий свои традиции и школу. Начиная с модального холодного джаза. Может быть, кого-то это не трогает...». Методист, преподаватель: «Мне близки композиторы-романтики: Рахманинов, Чайковский, Кюи... Шопен». Менеджер: «Сложно сказать, какая музыка мне близка, от джаза до рока 60-х и электронной музыки».

Такой плюрализм в музыкальных предпочтениях экспертов свидетельствует о разности их музыкальных вкусов, отражённых в их «Я-концепциях»; о том, что восприятие музыки как искусства духовного рефлексивно и индивидуально. Серьёзное отношение к музыке свидетельствует о зрелости «Я-концепции» личности, устойчивой системе её «личностных смыслов», позитивной идентичности. Музыкальные предпочтения человека являются частью его общей духовной культуры, и в них, как в зеркале, отражается вся личность с характерными для неё ценностями. «Чудо искусства - расколдовывание. Его общественная сущность нуждается в двойной рефлексии - относительно его для-себя-бытия и его связей с обществом», - справедливо замечает Т. Адорно [11]. В первом случае - это феномен личностного, духовного порядка, во втором - объективного, социального: «Когда звучит музыка, пушки замолкают. Мир и созидание - функции музыки», - утверждает методист. «Музыка способна развивать эмоциональные состояния, утончать, усложнять, усиливать, развивать некоторые части души. Музыка способствует тому, что люди собира-

Рис.

ются вместе», - говорит заместитель директора, организатор концертов и фестиваля этнической музыки. «Музыка трансформирует сознание: я слушаю лирическую песню «На позицию девушка провожала бойца», потом беру оружие и иду защищать Родину», - считает руководитель оркестра. «Музыка всегда собирает людей в группы, как магнит притягивает железо, так же собираются люди по музыкальным предпочтениям», - согласна преподаватель НМК им. Балакирева. «Людей объединяют концерты на открытом воздухе, где присутствует особая энергетика, общий праздник», - свидетельствует бизнесмен, поклонник джаза, рок-музыкант. «Людей объединяет церковная и бардовская музыка, авторская песня, джаз. Классическая музыка объединяет всех», - уверен директор областного методкабинета по учебным заведениям культуры и искусства. «Музыка вводит людей в транс. После концерта или спектакля люди не могут разойтись: говорят, говорят...», - делится впечатлениями руководитель производства.

Отдавая предпочтение серьёзной классической музыке, 8 экспертов из 10 слушают лёгкую музыку: «Люблю слушать популярную музыку в праздники, пою в караоке» (начальник департамента по работе с молодёжью); «Поп-музыка имеет право на жизнь... мне нравятся Матвиенко, Агутин, Таривердиев, М. Дунаевский, они выражают дух нашего времени» (ЗРК РФ, методист, преподаватель ДМШ); «Музыка «пробивает» любого независимо от направления, если у исполнителя есть харизма» (зам. директора магазина «Музыкальный бомонд»); «Пугачёва -приличная эстрадная певица, поёт много, качественно, эмоционально» (преподаватель НМК); «Если ко мне пришли гости, я включаю лёгкую танцевальную музыку или soul» (ЗДИ РФ, руководитель оркестра). Эти высказывания объединены общим мнением о том, что лёгкие жанры хорошо воспринимаются во время праздника, с современниками, в компании друзей, так как не требуют сосредоточенного восприятия, а нап-

равлены на релаксацию или оформление действия: песни (караоке) и танца. Существенное отличие серьёзной (аполлонической) и лёгкой (дионисийской) музыки заключается в экстравертном характере восприятия лёгкой музыки и интровертном - серьёзной. Слушатели могут открыто выражать свои чувства в толпе среди друзей на рок-концерте или дискотеке, что совершенно недопустимо на симфоническом концерте или в театре, где восприятие музыки глубоко сосредоточенно, почти медитативно. Это может означать, что лёгкая музыка в большей степени может выступать социально-публичным критерием идентификации, в то время как серьёзная музыка является преимущественно основанием и пространством самоидентификации.

Понимание важности музыки для человечества, её социальной, преобразующей роли свойственно всем экспертам, тем более что это воздействие они испытали на себе. Искусство, в том числе музыка, привлекательно тем, что, подобно зеркалу, отражает общество, но все же взаимодействие между социумом и искусством не прямолинейно.

Сложность этого взаимодействия является предметом специального анализа. Так, В. Грин-свольд разработала модель этого взаимодействия, получившую название «культурного алмаза» (рис.).

«Культурный алмаз» имеет четыре вершины, каждая из которых связана с тремя остальными. Чтобы исследовать произведение искусства социологически, необходимо учесть все имеющиеся типы связей для многогранного видения проблемы и тем самым обеспечить большую объективность исследования. С этой точки зрения, социологи не должны игнорировать анализ самих произведений искусства, что позволяет выявить те факторы, посредством которых структурируется и передается смысл произведения [11, с. 84]. Кроме того, между музыкой и её слушателем находится магический кристалл, «тезаурус», в котором содержится прошлый социальный опыт личности. Несмотря на то что

в музыке интуитивное начало преобладает над дискурсивным, их органическое сочетание усиливает художественное воздействие. «Истинный язык искусства - безъязычен, и момент безъязыкости играет более важную роль, чем его сигнификативное (обозначенное) начало, которого до конца не лишена и музыка, - писал Т. Адорно, - человеческие реакции на произведения искусства с незапамятных времен носят в высшей степени опосредованный характер, а не соотносятся с предметом искусства непосредственно, сегодня они опосредуются всей реальностью общества» [10]. Приведённое суждение Т. Адорно для нас означает, что в качестве идентификатора музыка тоже имеет опосредованный характер, поэтому она не может быть однозначным критерием отнесения той или иной личности, предпочитающей определённую музыку, к строго определённой социальной группе или культуре. Например, военные марши, конечно, пишутся для военных и позволяют их в определённой степени идентифицировать как военных. Но это не значит, что эти марши любят все военные, а в среде гражданских нет любителей военных маршей.

Все эксперты постоянно общаются с музыкой, многие - с раннего возраста: «В детстве мама пела, папа играл джаз в группе, дома всегда звучала музыка» (ЗРК РФ, методист, преподаватель ДМШ); «Я слушаю классическую хоровую музыку в концертном исполнении, хожу в «Фонотеку», где играют джаз наши друзья» (начальник департамента по работе с молодёжью); «Слушаю этнический вокал, электронную музыку, джаз, в записи; из классики меня поражают Верди и Карл Орф, всегда подкупает хорошее концертное исполнение» (зам. директора магазина «Музыкальный бомонд»); «Когда дочь была маленькой, я успокаивал её под мелодичную музыку; через 2-3 минуты она переставала плакать» (ЗДИ РФ, руководитель оркестра); «Я езжу слушать джаз за рубеж или слушаю здесь иностранцев...У нас есть репетиционная база, где мы готовимся к выступлениям» (бизнесмен, любитель джаза, рок-музыкант); «Мне близка вся музыка, она звучит у меня 18 часов в сутки» (менеджер, меломан); «Я бываю в Мариинке, на спектаклях с Лопаткиной, в Большом, слушаю Вагнера или Верди... в Швеции покупаю винил» (руководитель производства, меломан); «Музыка сопровождает нас каждый день, иногда не знаешь, куда от неё деться» (офицер, меломан).

Музыка - это закодированные композитором в нотных знаках вербальные и невербальные сигналы. Чтобы преодолеть препятствия при деко-

дировании этой информации, необходим личностный рост, способствующий повышению культурной сенситивности. Это подтверждают эксперты: «Маша Васильева - моя ученица, блестящая пианистка - стала готом в училище. При этом она делает успехи в классическом искусстве» (ЗРК РФ, методист, преподаватель ДМШ); «Я увлечён джазом, изучаю его много лет, это меня интересует» (бизнесмен, меломан); «В увлечении музыкой есть энтузиазм, тяга к творчеству, репетиционный процесс, самосовершенствование, работоспособность, эти качества сохраняются на всю жизнь. Даже если человек не закончил школу, учился хотя бы немного, это бесследно не проходит» (начальник департамента по работе с молодёжью); «Я бываю в Мариинке, там много молодых с рабочих окраин, из бедных семей, приходят послушать Вагнера или Верди «Аттилу», это тоже своеобразный протест против мерзости, и классы здесь ни при чем» (руководитель производства, меломан). Действительно, для преодоления повседневности и поиска более качественных критериев социокультурной идентификации необходимо совершить скачок в процессе познания, теоретического размышления или творческой активности. Интенсивность поиска зависит от возраста, круга общения и образования, однако при неблагоприятных обстоятельствах он невозможен: «Иногда с возрастом, попав в жесткие условия, человек вообще забывает о музыке. Некоторые мои друзья вообще не изменились, застыли на 20 лет. Не меняются, в лучшем случае сохраняются» (руководитель производства, меломан).

На основании результатов экспертного опроса мы можем сделать следующие выводы.

1. Музыка для экспертов - это серьёзное увлечение или профессия, следовательно, музыкальные предпочтения отражены в «Я-кон-цепции» и системе «личностных смыслов» и имеют важное значение в процессе идентификации личности эксперта.

2. Все эксперты, обладая высокими музыкальными потребностями, независимо от пола, возраста и профессии стремятся к общению с музыкой в досуговое время: слушают записи, посещают концерты и музыкальные театры, их межличностное и межгрупповое общение всегда включает музыкальную составляющую.

3. Несмотря на всю серьёзность музыкальных предпочтений, 8 из 10 экспертов с удовольствием слушают лёгкую музыку в основном в обществе друзей, в компании сверстников, во время праздника.

4. Экспертов характеризуют такие личностные качества, как зрелость суждений, ассоциа-

тивное мышление, воображение, яркая индивидуальность, интеллигентность, духовный и культурный потенциал, общительность.

Механизм формирования идентичности на основе музыкальных предпочтений - это формирование «музыкальной идентичности», определяемой не только музыкальными пристрастиями, но и музыкальной активностью, который в процессе установления стабильных связей с образом Я устойчиво интегрируется в смысловую сферу образа «Я-концепции». В процессе освоения социальной реальности «Я-концепция» попадает в мир звуков, которому трудно противостоять в одиночестве, ибо этот мир агрессивен. Таким образом, она встаёт перед выбором «музыки-для-себя», отбирая только то, что близко ей: это может быть серьёзная музыка, формирующая стереотип зрелой личности с её подготовленностью (музыка как хобби) и профессиональной идентичностью (музыка как профессия), или популярная лёгкая музыка, формирующая стереотип дилетанта, не обладающего особой подготовленностью. Музыка, разделяющая людей на «музыкальные стереотипы», моделирует ситуацию «узнавания», в которой всегда присутствует момент идентификации, и позволяет личности пережить явления мира (в том числе музыкальные) как что-то своё, близкое, родное, то есть узнать в произведении самого себя [12, с. 318].

Список литературы

1. Леонтьев Д.А. Субъективная семантика и смыслообразование // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. «Психология». 1990. № 3.

2. Tajfel H. Social stereotypes and social groups // Turner J.C., Giles H. (eds.) Intergroup behavior. Oxford: Basil Blackwell, 1981. P. 144.

3. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во

Моск. ун-та, 1990. С. 201-211.

4. Омельченко Е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? «Молодость» в публичном пространстве современности // Журнал исследований социальной политики. Т. 4. № 2. 2009. С. 159.

5. Барсамова А. Молодёжные субкультуры: норма или девиация? // Россия реформирующаяся. Ежегодник. Вып. 8. М.: ИС РАН, 2009. С. 440.

6. Бурдье П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. 1. Вып. 2. 1998. URL: www.soc.pu.ru/publications/ jssa/1998/2/4bourd. html

7. Гарыгина О.С. Досуговые предпочтения как социальный индикатор // Методология, теория и практика социологического анализа. Вып. 15. 2009. С. 516.

8. Осокин Ю.В. Социокультурная стратификация // Ю.В. Осокин. Введение в теорию сисмтемных исследований искусства. М.: РАН, 2003. С. 108.

9. Левикова С.И. Молодежная культура. М.: Вузовская книга, 2002.

10. Адорно В.Т. Эстетическая теория. Философия искусства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ Adoro /EstTeor_12.php

11. Горностаева М.В. Искусство как социологическое явление // Некоторые современные концепции в западной социологии искусства. М., 2004. C. 84.

12. Козырьков В.П. Освоение обыденного мира. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1999. С. 318.

A MUSIC AS CRITERION OF IDENTIFICATION G.M. Tanieva

In the article undertaken attempt to establish a connection between musical preferences and self-identity. Presents the results of empirical studies of the role of music in the music leisure.

Keywords: identification, personal value, criteria of identity, reference group, musical preferences, musical identity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.