МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Муминова Д.Н. Email: [email protected]
Муминова Дилфуза Нумоновна - старший преподаватель, кафедра музыкального образования, Андижанский государственный университет Республики Узбекистан, г. Андижан, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается значение музыкального воспитания в начальных классах. Музыкальное воспитание включает в себя тесно взаимосвязанные линии — направления учебно-воспитательного процесса и деятельности учителя, определяющими из них являются: воспитывающие, развивающие, обучающие. Проанализировано выделение следующих видов деятельности на уроках музыки: прослушивание и последующий анализ различных музыкальных произведений, формирование и развитие у учащихся вокально-хоровых навыков, развитие чувства ритма.
Ключевые слова: музыка, музыкальное воспитание, музыкальный слух, певческий голос, музыкальная грамотность.
MUSIC EDUCATION IN PRIMARY SCHOOLS Muminova D.N.
Muminova Dilfuza Numonovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT MUSIC EDUCATION, ANDIJAN STATE UNIVERSITY OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN, ANDIJAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article considers the importance of musical education in primary classes. Music education includes closely interrelated lines-the directions of the educational process and the teacher's activity, the defining ones are: educating, developing, and teaching. The author analyzes the following types of activities in music lessons, such as listening to and subsequent analysis of various musical works, formation and development of students ' vocal and choral skills, and development of a sense of rhythm. Keywords: music, musical education, musical ear, singing voice, musical literacy.
УДК:373
Уроки в начальных классах имеют особое значение во всей системе музыкального воспитания. Здесь закладываются основы желаемого отношения детей к урокам музыки, а следовательно, к самой музыке — фундамент для последующей музыкальной работы. Большое значение имеет первый урок в I классе, поскольку первые впечатления обычно наиболее сильны. Дети задолго готовятся к тому, что они начнут учиться в школе, ждут этого события, и все их внимание, интересы собраны, направлены на учителя. Необходимо тщательно продумать содержание первого урока, его примерные варианты, так как заранее трудно предусмотреть все возможные неожиданности этой первой встречи. Учителю целесообразно предварительно познакомиться, с составом первых классов. Дети, получившие дошкольное образование привыкли к коллективу, не дичатся; многие из них на музыкальных занятиях в детском саду знакомились с некоторыми произведениями, включенными и в школьную программу (например, слушали пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского, пели песни). Зная, хотя бы примерно, уровень предварительной музыкальной подготовки детей, учитель соответственно строит и свой урок; если в него входит что-то уже известное детям, то важно и это известное преподнести в новом варианте, соответствующий к требованиям и задач школы. Иначе дети могут быть разочарованы: ничего нового и интересного в школьном уроке музыки нет [1, с. 67].
Наиболее типичной для народной школы, с ее схоластикой и формализмом в обучении, была методика, разработанная А.Н. Карасевым. Следует признать, что А.Н. Карасев высоко ценил роль пения в школе, прежде всего, конечно, в религиозно-нравственном воспитании, но и в умственном развитии. В своей «Методике» он писал, что уже одно то, что поющий должен мысленно представить каждый звук: его высоту, длительность в сравнении с предыдущими и последующими звуками — положительно влияет на мышление, память, воображение. Музыкальные занятия он считал обязательными для всех и возражал против освобождения от уроков пения «безголосых и безслухих». Так же как не освобождают от уроков арифметики или родного языка учеников, не проявляющих способностей к этим занятиям, так нельзя освобождать от уроков пения школьников, не проявляющих музыкальных способностей. Но эти положительные моменты — стремление охватить пением всех детей, дать им необходимые элементы музыкальной грамоты, научить петь красиво, чисто, без сопровождения, на несколько голосов — выстраивались в такую сухую, формальную систему, что от музыки (пусть даже духовной или упрощенной народной) мало что оставалось. Занятия начинались с изучения одного звука и проводились до тех пор, пока весь класс не научался правильно воспроизводить его [1. С. 10].
Музыкальное воспитание в общеобразовательной школе должно осуществляться в строго продуманной системе. Эта система включает в себя тесно взаимосвязанные линии — направления учебно-воспитательного процесса и деятельности учителя... Определяющими из них являются:
воспитание у школьников интереса и любви к музыке, потребности общения с ней; воспитание эстетических чувств, художественного вкуса, нравственных качеств личности и мировоззрения, идеалов;
обучение их различным видам музыкальной деятельности: слушанию музыки, хоровому пению, импровизации, движению под музыку;
развитие музыкально-творческих способностей восприятия, внимания, музыкального слуха (всех его сторон), певческого голоса, мышления, памяти, воображения;
Воспитание, обучение, развитие и образование учащихся должны осуществляться в единстве [1. С. 55].
В начальных классах выделяют следующие виды деятельности на уроках по музыке:
Прослушивание и последующий анализ различных музыкальных произведений. Цель: формирование способности слышать, понимать и переживать музыкальное содержание произведений.
Формирование и развитие у учащихся вокально-хоровых навыков. Цель: научить управлять собственным голосом, умения держать правильно корпус, контролировать дыхание, дикцию и артикуляцию. Обучение игре на различных детских музыкальных инструментах (свистульки, ложки, бубен, ксилофон и т.д.).
Развитие чувства ритма. Цель: обучение движениям под музыку, хореографии. Выполнение различных музыкальных творческих заданий. Воспитание у детей музыкальной грамоты. Жанры, изучаемые в начальной школе:
1 класс - песня, танец, марш; знакомство с музыкальными инструментами; ознакомление с народным фольклором.
2 класс - продолжение знакомства с теми же самыми жанрами, посредством прослушивания таких произведений как сюиты, кантаты, фрагменты из балета.
3 класс - углубление знаний путем прослушивания фрагментов опер, балетов, концертов для фортепиано, арий.
4 класс - прослушивание симфоний, опер, кантат, сонат и т.д. [3].
Музыкальное образование в Узбекистане направлено на воспитание и
формирование всесторонне гармонично развитой творческой личности, отвечающей требованиям мировых стандартов в сфере музыкального искусства. Глава нашего
государства выдвинул пять важных инициатив об организации духовно-просветительской работы с молодым поколением и социальной поддержке женщин. В соответствии с этими инициативами по всей стране инициализирована работа, направленная на повышение интереса молодежи к музыке, живописи, литературе, театру и другим видам искусства. В целях всестороннего развития музыкального искусства, занимающего важное место в повышении уровня духовно-эстетического воспитания населения, глубокого изучения богатого музыкального наследия нашего народа, приобщения молодого поколения к выдающимся произведениям национальной и мировой музыкальной классики, дальнейшего совершенствования системы подготовки высококвалифицированных кадров для сферы утверждено программа мер по дальнейшему развитию и совершенствованию деятельности Государственной консерватории Узбекистана [2].
Список литературы /References
1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. Москва. Просвещение, 1983.
2. Нурдинов К.П., Умнов Д.Г. Роль музыкального образования и воспитания во всестороннем развитии личности ребенка. Вестник науки и образования, 2019. № 22 (76). Часть 2.
3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://spravochnick.ru/pedagogika/metodika_muzykalnogo_vospitaniya_v_nachalnoy_s hkole/ (дата обращения: 03.03.2020).