Научная статья на тему 'Культурно-организационная и исполнительская среда любительских хоровых коллективов Казани второй половины XX века'

Культурно-организационная и исполнительская среда любительских хоровых коллективов Казани второй половины XX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
242
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
капелла / сольфеджио / музыкальная грамота / гармония / репертуар / энтузиазм / воля / упорство / настойчивость / chapel / solfeggio / musical diploma / harmony / repertoire / enthusiasm / will / perseverance / perseverance

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — В Д. Булгаков

Статья посвящена развитию певческой культуры в городе, где предпочтение было отдано музыкальному воспитанию и просвещению хористов-любителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL, ORGANIZATIONAL AND PERFORMING ENVIRONMENT OF AMATEUR CHOIRS OF KAZAN IN THE SECOND HALF OF THE XXTH CENTURY

The article is devoted to the development of singing culture in the city, where preference was given to musical education and enlightenment of amateur choir singers.

Текст научной работы на тему «Культурно-организационная и исполнительская среда любительских хоровых коллективов Казани второй половины XX века»

Раздел III. Педагогика и образование

УДК 78.07 В.Д. Булгаков

КУЛЬТУРНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ СРЕДА ЛЮБИТЕЛЬСКИХ ХОРОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ КАЗАНИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

Статья посвящена развитию певческой культуры в городе, где предпочтение было отдано музыкальному воспитанию и просвещению хористов-любителей.

Ключевые слова: капелла, сольфеджио, музыкальная грамота, гармония, репертуар, энтузиазм, воля, упорство, настойчивость.

Vyacheslav D. Bulgakov CULTURAL, ORGANIZATIONAL AND PERFORMING ENVIRONMENT OF AMATEUR CHOIRS OF KAZAN IN THE SECOND HALF OF THE XXTH CENTURY.

The article is devoted to the development of singing culture in the city, where preference was given to musical education and enlightenment of amateur choir singers.

Key words: chapel, solfeggio, musical diploma, harmony, repertoire, enthusiasm, will, perseverance, perseverance.

Казань является крупным административным, учебным и культурным центром современной России. Все выше сказанное натолкнуло автора написать статью о ведущих студенческих, профсоюзных и детских любительских хоровых коллективов города Казани второй половины XX века.

Хоровая капелла казанского университета была организованав 1955 г. Выпускником КГК Леонидом Усцовым. С 1967 г. Руководителем капеллы являлся профессор КГК Леванов Валерий Петрович. Репертуар капеллынасчитывал свыше 250 произведений, объединил музыку старых мастеров эпохи Возрождения, произведения русской и зарубежной классики, песен народов мира. Значительное место в репертуаре капеллы занимают хоры и песни советских композиторов, среди которых первыми следует назвать произведения выдающего советского композитора Д.Д. Шостаковича: «Смолкли залпы запоздалые», из циклы «10 поэм», «Новороссийские куранты», « Песня мира», «Песня о встречном», обр. русс. народной песни «Как меня младу-младешеньку».

Огромное значение капелла уделяла композитору Георгию Свиридову - «Патетическая оратория», « Поэма памяти С. Есенина», кантата «Курские песни», «Весенняя кантата». Отдельные хоровые сочинения разучивались хором с большим интересом. Значительное место в репертуаре занимают революционные песни известных советских композиторов - Б. Александрова, Куликова, Д. Кабалевского, Р.Щедрина, А. Лемана, А. Флярковского, А. Новикова, а также хоры татарских композиторов: Н. Жиганова, Р. Яхин, А. Монасыпова, А. Ключарева, Д. Файзи, А. Бакирова, обработки татарских народных песен А. Абдуллина.

В 1963 г. под управлением Н. Рахлина прозвучала «Патетическая оратория» Г. Свиридова в исполении Республиканской хоровой капеллы (рук. Юрлова], хорового класса казанской консерватории, хоровой капеллы казанского университета, Куйбышевского симфонического оркестра. С тех пор капелла казанского университета не раз принимала участие, ставших уже традиционными в весенних музыкальных фестивалях Казани, посвященных дню рождения В.И. Ленина. В 1972 г. капеллой, совместно с хором консерватории и симфоническим оркестрам ТАССР, была исполнена оратория композитора Б. Трубина «Сходка» в 2 частях. Произведение посвящалось 85-летию революционной сходки студентов казанского университета в 1887 г., в которой принимал участие В.И. Ленин. Это произведение также исполнялось на III съезде композиторов Татарии.

Ежегодно капелла давала отчетные концерты в фонд мира. Многочисленные выступления в смотрах, фестивалях, в юбилеях, торжествах республики, университета, выступления на радио. «Наше оружие - наши песни, наше золото - звенящие голоса», - вот девиз прославленной капеллы. При капелле обучалась группа факультета общественных профессий по специальности: руководитель самодеятельного хора и камерного ансамбля.

В 1979 г. из числа участников капеллы был организован камерной хор, в которой вошли наиболее опытные певцы коллектива. Это позволило расширить репертуар капеллы за счет произведений камерных жанров, хоров старых мастеров, (Аркадельта, Баха, Шуберта, Брамса, Варламова] и негритянские спиричуэл. В 1964 г. издательство «Музыка» выпустила сборник «Из репертуара казанского университета». Значительное место в сборнике было уделено музыке татарских композиторов.

Капелла вела музыкальную воспитательную работу среди студентов университета: лекции, беседы о музыке, практический курс музыкальной грамоты, индивидуальные занятия по постановке голоса, систематические прослушивания грамзаписей. С годами превратилась в традицию встреча участников хора капеллы разных поколений. Каждый участник хора получал подарков день рождения - песню, которая исполнялась сем коллективом, именинник становился дирижером. Если собрать воедино участников капеллы всех поколений, получили бы хор почти в 1000 певцов. Капелла - неизменный лауреат Республиканских конкурсов смотров и фестивалей, Лауреат конкурса комсомольской и политической песни (весна 1975 г.].

За высокое профессиональное мастерство и музыкально-просветительскую деятельность указом президиума Верховного совета ТАССР в 1963 г. капелле было присвоено звание «народный». Капелла имеет тесные творческие контакты с рядом композиторов Татарии и таким образом являлась стимулятором их творчества. А.Монасыпов написал для коллектива хор «Студенты вперед», посвященный памяти военных лет, «Гаснут утренние звезды».

После поездки в Польшу (1964] капелла поднялась на одну из самых важных ступеней своего исполнительского мастерства, привнеся в него элементы страстной гражданственности. Капелла участник фестиваля в Вильнюсе. Во всех многочисленных концертах капелла Казанского университета своим искусством несла идеи дружбы и мира между народами.

Коллектив принимал у себя образцовый хор Рижского университета в 1960 г., ансамбль Белорусского государственного университета. Хор подготовил программу к 30-летию Победы над фашистской Германией, выступал перед строителями «КамАЗа» и химиками Нижнекамска, сельскими тружениками Зеленодольска и Высокогорского района Татарии. Прекрасно, естественно и свободно звучали в исполнении хора произведения Б.Мулюкова, А.Ключарева, С.Сайдашева, Д.Файзи. Джаудат Файзи был первым почетным членом этого коллектива. Хор неоднократно принимал участие в его творческих вечерах, исполнял его произведения на съездах композиторов.

В 1967 г. состоялась творческая встреча с композитором А.Пахмутовой и поэтом Н. Добронравовым. Все это способствовало творческому подъему и росту коллектива. Хор начитывал 60 человек. Созданы были условия для занятий, сшиты костюмы, участники коллектива были окружены настоящим вниманием, у каждого участника хора воспитывался хороший музыкальный вкус. В коллективе была создана атмосфера серьезного отношения к делу.

Татарский народный хор университета был создан в 1968 году. Руководитель хора -заслуженный деятель искусств РТ Рахимуллин Ирнис Ахмадуллович. Основной задачей деятельности хора являлось музыкальное воспитание студентов на основе народного мелоса, лучших песен композиторов РТ и песен народов мира. Хор побывал с концертами во многих городах и селах РТ. С концертами дружбы посетил города Алма-Ата, Вильнюс, Ригу, Астрахань, Уфу и Санкт-Петербург. В 1976 г. хор был удостоен звания "Народного коллектива". На республиканском радио и телевидении имелись фондовые записи хора.

42 года своей жизни Ирнис Рахимуллин посвятил хоровому исполнительству. Сотни одаренных певцов-татар - студентов Казанского университета, Татарского Гуманитарного института прошли школу Ирниса Рахимуллина. Все, кто в студенческие годы пел в хоре Ирниса Ахмадулловича, вспоминают об этом времени как о лучших и светлых годах своей жизни.

Ответственный секретарь журнала «Казан утлары», писатель Алмаз Гимадиев, вспоминал репетиции Ирниса Рахимуллина: «Если неправильно споешь хоть один звук, он заставляет повторить, пока не устанешь, требует пунктуального посещения репетиций и аккуратного выполнения всех своих указаний». «Не нойте, пожалуйста, жалобным, бессмысленным звуком [...], пойте голосом, полным жизни и любви!» - писал о репетиции певец Ильдар Киямов [1]. В

комплексе всех творческих заслуг татарский хор КГУ предстает перед нами как один из самых ярких любительских коллективов Татарстана.

Народный хор «Русская песня» - один из ведущих творческих коллективов Дворца культуры им. С. Саид-Галиева. Хор создан в 1963 г. замечательным музыкантом, настоящим энтузиастом и пропагандистом народного творчества Заслуженным работником культуры РТ Александром Васильевичем Котковым, который руководил хором почти 30 лет. В 1975 г. коллективу было присвоено звание «народный». Хор являлся лауреатом и дипломантом республиканских конкурсов, смотров и фестивалей, лауреатом Всесоюзных фестивалей самодеятельного творчества. Семь участников коллектива награждены Знаком ВЦСПС «За достижения в самодеятельном искусстве». А.В.Котков положил начало созданию новых хоровых коллективов русской песни в цехах и отделах «Казанского оптико-механического завода».

Редкий человек на заводе не знал Александра Васильевича Коткова. Даже, если не знал его лично, то все равно запомнил, как увлеченно, самоотверженно, помогал он художественным коллективам цехов во время выступления.

Для А.В. Коткова, в течение многих лет бессменного руководитель женского и мужского хора Дворца культуры, музыка и песня - тот язык, на котором доверительный разговор о жизни, о времени был со многими людьми. Творческое лицо А.В.Коткова, прежде всего, определяла его любовь к массовой русской песне. Он проводил репетиции, почти не прибегая к помощи инструмента, добиваясь голосом нужной интонации. Такой метод дисциплинировал, настраивал участников на глубокое проникновение в исполнительский стиль русской народной песни.

Кроме работы с коллективами Дворца культуры, Александр Васильевич много энергии отдавал ежегодно, проводившимся тематическим вечерам цехов и отделов на заводе. В каждом цехе при подготовке к вечеру создавался хор. Для хора Александр Васильевич подбирал репертуар и вкладывал всю свою щедрую душу в песню, которая звучала задушевно и слаженно.

Александр Васильевич Котков был большим тружеником. Его энтузиазм, творческая отдача отмечены многочисленными грамотами, дипломами и благодарностями. А.В.Коткову было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РТ».

С 1991 г. хором руководит Светлана Владимировна Измайлова - заслуженный работник культуры РТ. Хор хорошо известен в городе и Республике. Коллектив - постоянный участник массовых праздников и фестивалей: День Победы, День города, «Масленица», «Кузьминки», республиканский фестиваль русского фольклора «Каравон», фестиваль украинской культуры в г. Набережные Челны и др.

Русский народный хор является организатором Фестиваля хоровой музыки памяти A.B. Коткова, который проходит ежегодно в феврале месяце. Этот фестиваль давно вышел за рамки городского мероприятия и в разные годы в нем принимали участие хоровые коллективы и вокальные ансамбли из Набережных Челнов, Тетюш, Бирюлей, Рыбной слободы и других районов Республики. В последние два года в рамках фестиваля были реализованы экспериментальные проекты - создание песенных спектаклей с участием всех хоровых коллективов - «Сказ о песне-птице, душе девице и добром молодце» и «Новая свадьба в Малиновке». Этим работам дана высокая оценка профессионального жюри фестиваля.

Основное направление работы хора - русская народная песня, песни композиторов России и Республики Татарстан, духовная музыка. Коллектив успешно развивается: имеет интересный и обширный репертуар, много выступает, охотно участвует в самых разных творческих проектах на сценических площадках города Казани.

Еще во время учебы на дирижерско-хоровой кафедре в консерватории В.П.Ульянов задумался над тем, почему в хоровых коллективах так мало мужских голосов? Убедившись, что певцов надо воспитывать с раннего возраста, он поставил перед собой задачу - организовать певческую капеллу мальчиков в г. Казани, и уже заканчивая консерваторию, защищал диплом со своим вновь созданным коллективом.

Привлечение в хор именно мальчиков дело очень сложное, требующее неустанного внимания, большой душевной теплоты, хороших организаторских качеств, воли и

целеустремленности. Именно поэтому В.П. Ульянов, человек, вполне обладающий всеми этими качествами, явился организатором единственной в республике певческий капеллы мальчиков.

Инициатива В.П. Ульянова о создании певческой капеллы мальчиков при Дворце пионеров Кировского района г. Казани была поддержана видными музыкантами -С.А.Казачковым, Н.ГЖигановым, ВГ.Соколовым. В письме Министру культуры ТАССР Миндубаеву заведующий кафедрой хорового дирижирования Казанской консерватории профессор С.А.Казачков писал: «...Всемерно следует поддержать инициативу Дворца пионеров Кировского района»[2].

Организованная в 1968 г. певческая капелла в какой-то мере должна была восполнить пробел в певческом воспитании мальчиков г. Казани. Была использована новая форма организации хора на базе платных музыкальных кружков Дома пионеров Кировского района. Программа обучения была заимствована у капеллы мальчиков г. Горького, в нее входило -репетиции хора - 6 ч. в неделю, сольфеджио, музыкальная грамоты - 4 ч., теория музыки и гармония в старших классах - 4 ч., хоровая литература - 1 ч. в неделю для старших классов, дирижирование и Чтение хоровых партитур - 1 ч. для старших классов.

Все учащиеся капеллы обязательно обучались игре на одном из музыкальных инструментов, плюс общее фортепиано для тех, кто учился на скрипке или баяне. Учащиеся младших классов обязательно обучались постановке голоса.

Голоса мальчиков - благодатный материал для хорового исполнительства. Зачастую качество голоса мальчика при первом знакомстве определить трудно, ведь в возрасте 6-7 лет они почти не поют. Однако, какое богатство кроется в голосах мальчиков при методически точном их воспитании.

Работать с ребятами дело не простое: народ очень непоседливый. Особенно трудный раздел представляет их певческое воспитание. Девочки развиваются быстрее не только в физиологическом, но и певческом отношении. Ущемленное самолюбие, утрата веры в свои способности - и мальчик на 3 - 4 году обучения в музыкальной школе (в программу которой входит и хоровой класс] бросает учиться музыке и разочаровывается на долгое время. Вот откуда возникает проблема острой нехватки мужчин учителей пения, певцов и артистов хора.

Проблема привлечь мальчика в хор, заставить его петь, а затем удержать и заинтересовать была первоочередной задачей руководителя капеллы В.П. Ульянова. Хор мальчиков возможен практически в любой школе или районе, где есть заинтересованные организации. Только для его существования и развития необходимы специальные условия. Условия, которые сложились при доме пионеров не благоприятно способствовали этому: нехватка помещений, отсутствие учебно-материальной базы (правда, частично музыкальные инструменты были в капелле. Музыкальный факультет Пединститута передал 20 баянов, было 2 рояля, 3 фортепиано], организация занятий мальчиков вечерами. «Основной бич», - говорил В.П.Ульянов, - текучесть. Невозможно удержать мальчиков в Доме пионеров с его системой кружков более 3-4 лет в лучшем случае» [2]. Только благодаря настойчивости, огромной силе воли Ульянова - капелла не распалась.

В целях создания лучших условий для занятий мальчиков в 1975 г. была создана единственная в республике средняя общеобразовательная школа №113 с певческим уклоном. И если раньше капелла мальчиков Дома пионеров пополнялась за счет жителей Кировского района, то в данную школу набирали ребят со всего города по конкурсной системе. В программу такой школы, по единому расписанию, помимо общеобразовательных предметов входили музыкальные занятия как групповые, так и индивидуальные, соответственно возрасту и классу. Организация школы с певческим уклоном ставила своей задачей не подмену музыкальной школы, а образование методического центра в системе Министерства просвещения, где мальчики в наиболее благоприятных условиях сумеют получить правильное певческое музыкальное воспитание. Программа обучения мальчиков была рассчитана на 8 - 10 лет. Таким образом, оставаясь на правах капеллы мальчиков Кировского района, обучение ребят разумно соединялось в единый учебно-воспитательный комплекс, что в значительной мере облегчило проблему с кадрами, повысило заинтересованность родителей, а главное намного улучшило положение мальчиков.

Четкая организация режима работы школы в значительной мере способствовала внутренней организованности мальчиков, собранности, деловитости, что наилучшим образом отразилось на их успеваемости как по общеобразовательным предметам, так и по музыкальным. Директор клуба льнокомбината охотно предоставлял зал для отчетных и тематических концертов капеллы. «Я пришел к глубокому убеждению, - говорил Ульянов, - что музыкальное воспитание нельзя отрывать от общего воспитания. Мальчик может и не стать музыкантом - гражданин из него получится

обязательно» [2].. Однако, вся деятельность капеллы, в то время держалась на энтузиазме ее основателей - В. Ульянова, пианиста Т. Дубина, музыковеда Г.Гусеевой. (Министерство просвещения РСФСР, городской комитет, Совет министров, Союз композиторов, чтобы школа №113 была узаконена, как школа с музыкальным уклоном]. Однако этот вопрос не был решен, так как в системе Министерства просвещения не существовало подобного типа школ. В РОНО не была принята сама идея синтеза музыкального и общеобразовательного обучения ребят в одном здании под одним руководством, что способствовало бы творческому росту и стабильности коллектива. То, что капелла не распалась, а занималась в начале в Доме учителя, позднее в Доме пионеров Бауманского района, а в 1982 г. на базе хорового отделения детской музыкальной школы № 3 решено было открыть детскую хоровую музыкальную школу № 12 в Бауманском районе - все это благодаря руководителю капеллы В.Ульянову, человеку до фанатизма преданному своему делу. И это не случайно, он являлся учеником профессора С.А. Казачкова, который также представлял собой образец высочайшей преданности хоровому делу.

Большая работа В.П. Ульянова по созданию певческой капеллы мальчиков имела большой общественный резонанс. Именно это послужило толчком к возникновению ряда мужских коллективов в Казани. Так, по примеру капеллы, был создан хор мальчиков на базе общеобразовательной школы - руководитель Зиновьев, а также мужской хор авиационного института (КАИ] - руководитель В.Макаров.

В.П.Ульянов, считая, что любовь к пению лучше всего развивать на классическом репертуаре, начал обучать мальчиков с очень сложных произведений; так в программу концерта в 1974 г. входило: Ф.Шуберт «Немецкая месса», Перголези «Стабат Матер». Хору эта программа явно была не под силу: он давился, форсировал верха, интонационно было не чисто, эмоционально не точно, юные исполнители чересчур академично, лишь на одной технике доносили до слушателей эмоциональный тонус музыки. Были спорные вопросы и по поводу трактовки произведений. Однако, каждый выход певческой капеллы на эстраду воспринимался как новая ступень в ее профессиональном росте.

Велика была роль капеллы в музыкальной жизни г. Казани. Первое признание капеллы -награждение Почетной грамотой Кировского РОНО за программу, подготовленную к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина в 1970 г., а также почетной грамотой центрального Совета Всесоюзной организации им.В.И. Ленина. Впоследствии работа певческой капеллы мальчиков была отмечена грамотами Всероссийского хорового общества ТАССР. Хор неоднократно выступал с концертами по телевидению, радио, выезжал за пределы республики - Киров, Астрахань. Средства на поездку зарабатывали сами ребята (хор выступал на сцене театра оперы и балета им. Джалиля в опере «Борис Годунов»].

В хоре были такие ребята, которых называют трудными, но в хоровом классе они иные. С ними есть договоренность - если кто провинился дома или в школе, тот не допускался к концертам. Для них - это худшее наказание. Хор сдружил всех ребят, родителей. Они вместе посещали концерты, выезжали летом за город. Была традиция - проводить выходные и праздничные дни вместе с родителями.

Какие же черты капеллы повлияли положительно на трудное становление хорового коллектива? Во-первых, энтузиазм руководителя, преданного своему делу, воля, упорство, настойчивость. Во-вторых, воспитание ребят на классическом репертуаре. В-третьих, активная концертная деятельность в республике и за ее пределами. В-четвертых, уникальность коллектива. В-пятых, внешний облик коллектива и эмблема капеллы.

20 апреля 1982 г. состоялось открытие хоровой студии под руководством заслуженного работника культуры Татарии Натальи Федоровны Сизовой. Возникла студия на основе ранее

существующей музыкальной студии Дома пионеров Кировского района, а также хора дворца культуры им. А.Гайдара Ленинского района. На открытии была зачитана поздравительная телеграмма от председателя хорового общества Московской области, художественного руководителя хоровой студии «Пионерия», композитора, Заслуженного артиста РСФСР Георгия Александровича Струве.

Хоровая студия «Пионерия Татарии» имела три хора. Это создало возможность наращивания творческого потенциала коллектива. В младший хор принимали детей без строгого отбора. Рядом с музыкально-одаренными детьми пели «гудошники», а к концу года многие из них свободно интонировали благодаря широкому использованию игровых элементов, сольфеджио.

В среднем хоре пели учащиеся 3-4-х классов три раза в неделю по два часа. В старшем хоре занятия проходили два раза по 2 часа изучали музыкальную литературу, обучались игре на баяне и фортепиано.

Говоря о студии, нельзя не сказать о важной роли в ее создании самого руководителя -Сизовой Натальи Федоровны. Она пользовалась большой любовью и авторитетом среди детей. Н.Ф.Сизова закончила вокальное отделение Казанского музыкального училища и музыкальный факультет Казанского педагогического института. В дальнейшем работала учителем пения в средних школах №74 и №55, старшим методистом в педагогическом институте. Хороших успехов Н.Ф. Сизова добилась в музыкальной студии при Дворце культуры им. Гайдара. Хор под ее руководством выезжал в Москву на Неделю музыки, неоднократно занимал призовые места в конкурсах-смотрах хоров Татарстана.

Наблюдая за деятельностью Натальи Федоровны следует сказать, что педагог - это прежде всего талант общения с детьми, не будь его, вряд ли перед ней раскрылись так самозабвенно детские души, едва ли зажегся в них огонь увлеченности.

На хоровых распевах Наталья Федоровна широко использовала вокализы, постоянно требуя у поющих эмоционального отношения не только в работе над произведениями, но и в распевах. Часто вокальными упражнениями становились фразы из разучиваемых произведений, а так же эпизоды из будущего репертуара. Вся хоровая работа в коллективе строилась на личных показах Н.Ф.Сизовой, которая сама обладала красивым голосом.

Н.Ф. Сизова считала, что «пение - серьезный процесс, естественный и в нем определяющую роль нужно отводить интуиции. Петь как дышать легко, не утрачивая жизнерадостности, не теряя неповторимой звонкости детского пения».

Сильная сторона хора - яркая эмоциональность, искренность. Прежде чем приступить к разучиванию нового произведения, Наталья Федоровна рассказывала детям о композиторе, об авторе слов. Она будила чувства детей, создавая образ музыки, поэтому каждое произведение оставляло глубокий яркий след в памяти хористов.

Широко использовался на репетициях метод сравнения, примера, микросоревнования между партиями. Наталья Федоровна предоставляла самим поющим найти лучший вариант исполнения, назвать неточность, ошибки, неудавшиеся моменты. Причем, каждый учащийся высказывался отдельно. Все это сплачивало коллектив и зарождало чувство ответственности у каждого. Работа руководителя отличалась оптимизмом, жизнерадостностью. Ей удавалось создать в коллективе атмосферу непринужденности творческого труда.

Хор студии принимал участи во Всесоюзной недели музыки для детей и юношества в Москве и подтвердил рождение яркого самодеятельного коллектива. Его слушали на отчетно-выборных конференциях композиторов Татарстана, на фестивалях музыки республик Повольжья и Приуралья, на побережье Черного моря в городе Анапе, в пионерских лагерях, на летних эстрадах, театральных площадях. Дети студии встречались с народными артистами СССР, профессором В.Г. Соколовым, заслуженным артистом РСФСР Г.А. Струве.

В 1981 г. в здании бывшей мужской гимназии №2, на Левобулачной улице, родилась детская хоровая студия «Идель». В центральном Бауманском районе города возник еще один очаг детского творчества. И среди большого количества кружков звонкой капелью прорвались «голоса» тех, кто пришел в музыкальные кружки - фортепиано, баяна, аккордеона, скрипки.

Студия появилась в стенах Бауманского Дома пионеров им.Алиша, на основе хорового кружка, создателем и организатором которого был Борис Гаврилович Кожевников. Под его

руководством кружок действовал с 1976 г. Б.Г. Кожевников окончил Казанскую государственную консерваторию. Преподавал предмет хоровая аранжировка в музыкальном училище, педагогическом институте.

В городе были музыкальные кружки при «взрослых» дворцах и клубах, музыкальные школы в которых нередко устраивались конкурсы, прослушивания, отбирались наиболее способные. Б.П.Кожевников говорил: «Бездарных ребят нет! Многие педагоги, хормейстеры все еще делят своих подопечных на одаренных и «глухарей»[3]. Он стремился на базе кружка создать хоровую студию, как наиболее демократично-доступную форму эстетического воспитания, без всякого духа элитарности. Им разрабатывалась методика обучения музыки для всех без исключения детей для тех, у кого отсутствует природная координация слуха и голоса. Учить пению молено и нужно всех этому, он убеждал на практике, приобщая к музыке десятки мальчиков и девочек близлежащих переулков и улиц. Б.Г.Кожевников считал, что студия должна была не только стать вторым родным домом для ребят, любящих пение, но и быть первым помощником районных общеобразовательных школ в организации мероприятий воспитательного характера.

Борис Гаврилович дал детям почувствовать прелесть индивидуального пения на начальном этапе и ощущение праздника во время коллективного пения в ансамбле. Своим энтузиазмом он привлекал преподавателей заниматься с ребятами индивидуальным вокалом, хоровым сольфеджио и ритмикой на общественных началах и все это проводилось в хоровом кружке. Замечательная деталь его работы состояла в том, что его ребята пели по специально напечатанным для них репертуарным книжечкам, в которые входили произведения различных жанров.

Заслуга Бориса Гавриловича Кожевникова в том, что он осуществил свою мечту, добившись через соответствующие инстанции организации хоровой студии «Идель» с полным штатом преподавателей по всем необходимым дисциплинам.

Продолжателем начатого дела Б.Г. Кожевникова стала Сафина Альфия Ахатовна. Альфия Ахатовна являлась одновременно директором студии и руководителем хора. Она проявила себя энергичным и деловым человеком, смогла сразу прочувствовать весь «сложный организм хоровой студии». Преподаватели, коллеги характеризовали ее как внимательного организатора одержимого своей работой. Искренняя любовь к детям, способность жить жизнью каждого, способность стать товарищем среди воспитанников - все это вылилось в авторитет.

Жизнь предъявляет высокие требования к художественному руководителю детского коллектива. Современного школьника может заинтересовать только такая работа руководителя, которая будит мысль, художественное воображение, дает ответы на многие жизненные вопросы. В этом хоровом коллективе дети пели с большим интересом. И в этом круге разносторонних интересов школьников Альфие Ахатовне приходилось особенно тщательно определять место хорового искусства в эстетическом воспитании детей. Ведь развитие эмоциональной сферы человека посредством искусства, и в частности хоровой музыки, делает более активным мышление, способствует духовному мировоззренческому воспитанию ребят, оказывает благотворное развитие на формирование личности. Всего этого она добивалась своей высокой организаторской и исполнительской культурой.

Чем измерить тот невидимый след в душе каждого маленького любителя музыки, которые оставляют многочисленные систематические музыкальнохоровые концерты, беседы, лекции? Самым наглядным показателем работы детского хора являлись его выступление на публике - концерты. За время своего существования хор побывал с концертами в Минске, Нижнекамске, Москве, во многих районах республики. С новой концертной программой хор выезжал в Набережные Челны. Юные певцы выступали перед рабочими автозавода, концерты давались и в обеденные перерывы, во дворце культуры завода РИЗа.

30 марта в Москве в концертном зале Государственного музыкально- педагогического института им. Гнесиных состоялся концерт. На Неделе музыки для детей и юношества присутствовали самые разные коллективы: Детский интернациональный хор Дворца пионеров и школьников Абхазии (г.Сухуми], Дома пионеров и школьников им. Островского (г.Киев],

народная мужская капелла бандуристов, а также хоровая студия «Идель». В коллективе было около 200 человек. Работало 12 педагогов.

За 5 лет в музыкально-хоровой студии наметились определенные традиции -академические, общественные, концертно-шефские. Так к отчетным и праздничным концертам добавились ежегодные концерты в подшефных школах «Недели музыки».

Таким образом, культурно-образовательная, исполнительская и творческая среда любительских хоровых коллективов Казани второй половин XX века, способствовала развитию певческой культуры в городе.

Литература

1. Ирнис Ахмадуллович Рахимуллин: буклет, посвященный 40 -летию татарского народного хора КГУ и 65-летию со дня рождения его руководителя. Сост. Буклета и подгот. к печати Ильдара Киямова. 2007.

2. Из архива В.П.Ульянова.

3. Из архива Б.П. Кожевникова.

References

1. Irnis Ahmadullovich Rahimullin: buklet, posvyashchennyj 40-letiyu tatarskogo narodnogo hora KGU i 65-letiyu so dnya rozhdeniya ego rukovoditelya. Sost. Bukleta i podgot. k pechati Il'dara Kiyamova. 2 007.

2. From V.P. Ulyanov's archive.

3. From B.P.Kozhevnikov's archive.

УДК 378.147

Н.И. Буторина, А.А. Коновалов

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Исследование выполняется при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00166.

The research is carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research in the framework of the scientific project No. 18-013-00166.

Рассматриваются принципы и теоретические подходы, необходимые для формирования у студентов-бакалавров профессионально-специализированных компетенций в области музыкально-компьютерных технологий.

Ключевые слова: принципы обучения, компетентностный, деятельностный, технологический и личностно-ориентированный подходы, профессионально-специализированные компетенции, студенты-бакалавры, музыкально-компьютерные технологии.

Natalia A. Butorina, Anton A. Konovalov PRINCIPLES AND APPROACHES TO FORMATION OF PROFESSIONAL AND SPECIALIZED COMPETENCES OF THE STUDENTS IN THE FIELD OF MUSIC AND COMPUTER TECHNOLOGIES

Abstract. The principles and theoretical approaches necessary for the formation of students-bachelors of professional and specialized competencies in the field of music and computer technology are considered.

Key words: learning principles, competence-based, activity-based, technological and personality-oriented approaches, professional and specialized competences, bachelor students, music and computer technologies.

В современных условиях реализации Федеральных государственных стандартов большое значение приобретает выявление иобоснование образовательных принципов и теоретических подходов, являющихся базисным основанием любой профессиональной подготовки.Решение данной задачи становится особенно актуальным при формировании профессионально-специализированных компетенций у студентов-бакалавров в инновационной области музыкально-компьютерных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.