Научная статья на тему 'Виды музыкальной деятельности детей на уроке музыки в начальной школе'

Виды музыкальной деятельности детей на уроке музыки в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2183
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / ХОРОВОЕ ПЕНИЕ / УДАРНЫЕ / ДУХОВЫЕ / СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ / MUSIC / CHORAL SINGING / PERCUSSION / WIND / STRING INSTRUMENTS / MUSICAL REPRODUCTION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зиявутдинова Зулфия Усеиновна

В статье рассмотрены виды музыкальной деятельности, как слушание музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, движение под музыку, детское музыкальное творчество. Музыкальная культура младших школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности. На уроках музыки учащиеся, знакомясь с инструментальными и вокальными произведениями, учатся понимать их, приобретают знания, умения и навыки необходимые для осознанного, эмоционального, глубокого восприятия музыкального образа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF MUSICAL ACTIVITIES OF CHILDREN IN THE MUSIC LESSON IN PRIMARY SCHOOL

The article deals with the types of musical activities such as listening to music, choral singing, playing musical instruments, moving to music, and children's musical creativity. The musical culture of younger students is formed in the process of active musical activity. At music lessons, students learn to understand instrumental and vocal works, acquire the knowledge, skills and skills necessary for a conscious, emotional, deep perception of the musical image.

Текст научной работы на тему «Виды музыкальной деятельности детей на уроке музыки в начальной школе»

ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Зиявутдинова З.У. Email: Ziyavutdinova681@scientifictext.ru

Зиявутдинова Зулфия Усеиновна - преподаватель, кафедра музыкального образования, Андижанский государственный университет Республики Узбекистан, г. Андижан, республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассмотрены виды музыкальной деятельности, как слушание музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, движение под музыку, детское музыкальное творчество. Музыкальная культура младших школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности. На уроках музыки учащиеся, знакомясь с инструментальными и вокальными произведениями, учатся понимать их, приобретают знания, умения и навыки необходимые для осознанного, эмоционального, глубокого восприятия музыкального образа.

Ключевые слова: музыка, хоровое пение, ударные, духовые, струнные инструменты, музыкальное воспроизведение.

TYPES OF MUSICAL ACTIVITIES OF CHILDREN IN THE MUSIC LESSON IN PRIMARY SCHOOL Ziyavutdinova Z.U.

Ziyavutdinova Zulfiya Useinovna - teacher, DEPARTMENT OF MUSIC EDUCATION, ANDIJAN STATE UNIVERSITY OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN, ANDIJAN, REPUBLIC OF

UZBEKISTAN

Abstract: the article deals with the types of musical activities such as listening to music, choral singing, playing musical instruments, moving to music, and children's musical creativity. The musical culture of younger students is formed in the process of active musical activity. At music lessons, students learn to understand instrumental and vocal works, acquire the knowledge, skills and skills necessary for a conscious, emotional, deep perception of the musical image.

Keywords: music, choral singing, percussion, wind, string instruments, musical reproduction.

УДК: 373

Музыкальное образование в Узбекистане направлено на воспитание и формирование всесторонне гармонично развитой творческой личности, отвечающей требованиям мировых стандартов в сфере музыкального искусства.[1] В теории и практике музыкального образования наиболее востребованы следующие виды музыкальной деятельности:

• слушание музыки;

• хоровое пение;

• игра на музыкальных инструментах;

• движение под музыку;

• детское музыкальное творчество.

• Слушание музыки

Главной задачей слушания музыки, как педагогическая деятельность является формирование внимательного слушания музыки, что позволяет развитию музыкальной культуры младших школьников. Данная деятельность по своему содержанию является познавательной и способствует объемному получению знаний

об интонационно-образной природе музыки, жанровом, стилевом разнообразии музыки, о композиторах, исполнителях, многое другое, в своей совокупности раскрывает учащимся многообразие и богатство музыкального искусства.

В начальной школе учитель начальных классов учит детей внимательно слушать музыку от начала до конца (в полной тишине, свободное положение корпуса, опора на спинку стула); чувствовать ее эмоциональное содержание, делать посильный разбор музыкального произведения, узнавать по звучанию известные музыкальные произведения, помнить их названия и имена композиторов. Для младших школьников наиболее близка музыка с несложным ритмическим рисунком, с яркими музыкальными интонациями, наличием контрастных частей и регистров, все это активизирует внимание слушателя. Слушание музыки в начальной школе содействует развитию интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального восприятия, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения. Слушание музыки помогает детям внимательно относиться к окружающему звуковому миру, активизирует произвольное слуховое внимание детей, развивает их слушательский опыт, что является основой музыкальной культуры каждой личности.

■ Хоровое пение

Обязательным является подготовка к пению - распевание. Основными задачами распевания являются: элементарные навыки певческого вдоха и выдоха, правильное формирование гласных; развитие протяжности дыхания, работа над кантиленой и дикцией; выработка подвижности голоса; элементарные навыки многоголосья.[3]

Организация певческой деятельности младших школьников требует от педагога конкретных специализированных знаний и наличия специальных вокальных навыков. Голос — как личность (В. В. Емельянов). Пение в начальных классах, прежде всего, является коллективным видом деятельности. В процессе хорового пения формируется чувство человеческой общности, духовного единения, сопереживания. В каждом из детей заложено стремление к активным формам освоения музыкального искусства. Правильное пение способствует развитию голосовых связок, дыханию, артикуляции. Хоровое пение повышает речевую культуру детей; улучшает красоту голоса; активизирует деятельность детей, повышает их жизненный тонус, тем самым увеличивает защитные свойства организма, является профилактикой простудных заболеваний. Учитель должен обладать элементарными знаниями о том, что детский голос развивается неравномерно, голосовые связки находятся в постоянном развитии; пение — процесс физиологический, требует большой затраты энергии, а также мобилизации внимания. Не следует во время пения допускать переутомления детей, нужно исключить громкое, крикливое пение, обязательно соблюдать режим труда и отдыха, проветривать помещение. При обучении пению важным является певческая установка. Под данным термином понимают соблюдение необходимых правил: стоять или сидеть подтянуто, но ненапряженно, развернуть плечи, голову держать прямо.. Необходимо помнить, что текст и мелодия едины! Петь нужно радостно, звонко, эмоционально, с чувством!

■ Игра на музыкальных инструментах

Игра на музыкальных инструментах развивает творческие способности младших школьников посредством музицирования в ансамбле и оркестре. В организации детского оркестра используют элементарные музыкальные инструменты — ударные (дойра, ногора, барабан, ложки, колокольчики, коробочка, треугольник), духовые (сурнай, карнай, най), струнные (рубаб, танбур). На уроках создаётся оркестр, в котором используются самодельные инструменты (погремушки, свистульки и др.) Ребята учатся выполнять простой ритмический аккомпанемент к музыке, играть выразительно в соответствии с настроением музыкального произведения

■ Детское музыкальное творчество

Традиционно детское музыкальное творчество включает импровизацию и сочинение музыки. Импровизация представляет собой процесс спонтанного

сочинения детьми нового музыкального материала. Сочинение же музыки предполагает организованный учителем творческий процесс по созданию музыкальной композиции, отвечающий поставленным перед детьми задачам. Значение импровизации и сочинения музыки чрезвычайно важно, т. к. способствует раскрытию «зоны ближайшего развития» ребенка (термин Л. С. Выготского). Кроме того, это настраивает взаимосвязь между воображением и реальностью. Выделяют две формы творчества детей: воспроизводящее и изобретательное. Современная музыкальная педагогика предлагает методы, которые дают возможность для сочинения элементарных (доступных) музыкальных композиций. Процесс сочинительства сопровождается радостью и удовольствием.[2, с. 37]

Список литературы /References

1. Вестник науки и образования 2019. № 22 (76).часть 2, статья, роль музыкального образования и воспитания во всестороннем развитии личности ребенка Нурдинов К.П.1 , Умнов Д.Г.2 Email: Nurdinov676@scientifictext.ru

2. Дьяченко И.Ю. Теория и методика музыкального воспитания. Учебное пособие, 2014. 92. С:34-37

3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studfile.net/preview/1742201/page:71/ (дата обращения: 19.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.