Научная статья на тему 'Методика обучения музыке в начальных классах'

Методика обучения музыке в начальных классах Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1734
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА / КУЛЬТУРА / НОТА / ПЕНИЕ / РЕГИСТР / СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ / MUSICAL LITERACY / CULTURE / NOTE / SINGING / REGISTER / VIOLIN KEY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Раимова Дилфуза Махаматсолиевна

В статье рассматривается теория музыки, которая является одним из основных видов деятельности уроков музыкальной культуры, и что изучение музыкальной грамоты и закладка фундамента музыкального образования начинаются в начальных классах. Также условно разделены этапы обучения музыке. Выделены методы, которые являются наиболее актуальными в настоящее время. Это метод моделирования художественно-творческого процесса; метод сочинения и импровизации; метод содержательного анализа произведения; метод отождествления и метод цвет-образ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF TEACHING MUSIC IN PRIMARY CLASSES

The article deals with the theory of music, which is one of the main activities of music culture lessons, and that musical literacy is taught and the Foundation is laid for music education first in primary classes. There are also conditionally divided stages of learning music. The methods that are most relevant at the present time are highlighted. This is a method of modeling the artistic and creative process; a method of composition and improvisation; a method of meaningful analysis of a work; a method of identification and a color-image method.

Текст научной работы на тему «Методика обучения музыке в начальных классах»

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Раимова Д.М. Email: Raimova681@scientifictext.ru

Раимова Дилфуза Махаматсолиевна - преподаватель, кафедра музыкального образования, Андижанский государственный университет Республики Узбекистан, г. Андижан, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается теория музыки, которая является одним из основных видов деятельности уроков музыкальной культуры, и что изучение музыкальной грамоты и закладка фундамента музыкального образования начинаются в начальных классах. Также условно разделены этапы обучения музыке. Выделены методы, которые являются наиболее актуальными в настоящее время. Это метод моделирования художественно-творческого процесса; метод сочинения и импровизации; метод содержательного анализа произведения; метод отождествления и метод цвет-образ.

Ключевые слова: музыкальная грамота, культура, нота, пение, регистр, скрипичный ключ.

METHODS OF TEACHING MUSIC IN PRIMARY CLASSES

Raimova D.M.

Raimova Dilfuza Mahamatsoliyevna - Teacher, DEPARTMENT MUSIC EDUCATION, ANDIJAN STATE UNIVERSITY OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN, ANDIJAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article deals with the theory of music, which is one of the main activities of music culture lessons, and that musical literacy is taught and the Foundation is laid for music education first in primary classes. There are also conditionally divided stages of learning music. The methods that are most relevant at the present time are highlighted. This is a method of modeling the artistic and creative process; a method of composition and improvisation; a method of meaningful analysis of a work; a method of identification and a color-image method.

Keywords: musical literacy, culture, note, singing, register, violin key.

УДК: 373

Теория музыки является одним основных из видов деятельности уроков музыкальной культуры, он помогает осознанно усваивать содержание и средства выражения музыки. А главное, теория музыки влияет на развитие гармонических слуховых навыков во время процесса пения песен и пение в соответствии с нотой. Особенно четко произносить слова песни, пение в чистой интонации способствует пению и художественному исполнению. Музыкальная грамота обучается и закладывается фундамент музыкальному образованию сначала в начальной школе.

Когда учащиеся могут самостоятельно петь песни, и даже петь незнакомые песни в соответствии с нотой, вот тогда можно предположить, что цель достигнута. В процессе обучения учащихся музыкальной грамотности следует научить полагаться на определенный уровень теоретическим знаниям полученным ранее. Теория музыки условно можно разделить на два этапа (по «Методике музыки» Г.М. Шарипова, Г.Т. Тожиева):

1-й этап - направлен на развитие элементарных музыкальных знаний учащихся начальных классов. В данном этапе в основном обучается виды звуков (шумные и музыкальные звуки с определенной высотой) и их разница в регистре, скрипка ключ,

нотные пути, названия нот, высокость-низкость, паузы, сильные и слабые вклады, реприза и другие.

2-й этап - музыкальная грамотность немного усложняется, от этого цель состоит в том, чтобы умело осваивать и анализировать музыкальные произведения. При этом обучается музыкальные средства выражения мелодия, лад, размер, темп, знаки альтерации, динамические символы, интервалы и т. д.

Уроки музыкальной грамотности тесно связаны со всеми видами деятельности урока. В педагогическом процессе обучения музыкальной грамотности используется наглядности, графические линии, мультимедии, слайды, CD и DVD диски, различные раздаточные материалы по современным педагогическим технологиям. На уроке музыки учитель объясняет ученикам задание с помощью специально подготовленного наглядного оружия, а затем сам подсказывает, как спеть ноты под названием, после чего ученики сами подскажут название ноты. При этом преподаватель дирижирует учащимися и сопровождает, играя на музыкальных инструментах, или используя голос. После прочного обучения мелодии как сольфеджио, они будут петь песню в медленном темпе со словами. Таким образом, песня сознательно обучает и постепенно укрепляет. Задача музыкальной грамотности направлена на осознанное восприятие учащимися музыки и осознание ее специфики. В состав теории музыки входит система знаний и понятий о музыке: нотная грамотность, музыкальные элементы, средства выразительности музыки, структура музыки, виды музыкальных инструментов и сведения о создании музыки (исполнитель, слушатель, композитор) [1].

Василий Александрович Сухомлинский считал, что в процессе воспитания значимую роль играют взаимоотношения учителя и ученика. Поэтому они должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными. Именно исходя из подобных установок в школе Сухомлинского стали практиковаться совместные походы, сочинения и чтение стихов, слушание «музыки» леса, реки, полей, воздуха. Например, он писал: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте и человечности» Именно через подобные моменты формируется драгоценный опыт общения учеников и воспитателей [2, с. 355].

Предмет музыки для учащихся начальных классов является эстетическим удовольствием, у них укрепляется эмоциональный настрой, пробуждается радость на душе и появляются искры в глазах.

Из всех видов искусства именно музыка оказывает огромное эмоциональное воздействие на человека. Мы с музыкой дружим уже с первых дней нашей жизни через колыбельные песни наших мам, бабушек. Музыка как средство эстетического воспитания младших школьников. Эстетическое воспитание развивает способность воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, заниматься творчеством, приобщаясь к различным видам художественной деятельности [3].

Выделяют методы, которые сегодня являются наиболее актуальными. Это метод моделирования художественно-творческого процесса; метод сочинения и импровизации; метод содержательного анализа произведения; метод отождествления и метод цвет-образ.

«Метод моделирования художественно-творческого процесса» - позволяет каждому ребёнку встать в позицию композитора, отвечающего для себя на вопросы, которыми и мучается сам композитор-творец: о чём и как я хочу сказать людям своей музыкой, почему именно это важно для меня, и важно ли это для других?., каких героев я хочу показать, каким характером они будут наделены.

«Метод сочинения и импровизации» - это возможность для учащихся на основе полученного образа осуществить творческий отбор выразительных средств и интонаций, которые, по их мнению, лучше и полнее раскроют жизненное содержание произведения и творческий замысел автора. Ребята пробуют исполнить песню, имея только слова, они становятся в позицию композитора - как бы сочинившего

произведение автора для себя, а значит ребенок «пропускает музыку» через свою душу и сердце.

«Метод содержательного анализа инструментального произведения» -

раскрывает школьникам «технологию» деятельности слушателя. Как много надо знать, чтобы провести содержательный анализ. На основе уже самых первых интонаций дети выдвигают «рабочую гипотезу» развития музыки в данном конкретном произведении. Поставив ее как содержание «впереди» восприятия и пользуясь механизмом «опережающего отражения», они начинают чувствовать и мыслить от содержания, постоянно проецируя выдвинутую художественную идею на звучащую конкретную форму.

«Метод отождествления», то есть слияние своего «я» с образом, мыслью, эмоцией, которые необходимо раскрыть в исполняемом произведении. Этот метод предполагает не только большую предварительную работу (знание истории, литературы, изобразительного искусства, мировой художественной культуры), но и органическое "проживание" художественного образа самими ребятами. При этом основа музыкального произведения строится на знании драмы Й. Гете «Эгмонт»

«Метод цвет - образ» - позволяет проводить интегрированные уроки с коллегами. Ведь вовлечение ребят в размышление о музыке с помощью цвета даёт хороший эффект в осмыслении связей музыки с жизнью, близости искусств, поскольку в сознании учащихся стирается относительная грань между ними. Зная значение цвета, можно придать окраску любому произведению. Дети любят выражать эмоции при помощи цвета - сначала определяется характер произведения и цветовая палитра, которую увидели учащиеся при прослушивании того или иного произведения. Потом дети переносят свои впечатления на лист бумаги, рисуя карандашами [4].

Таким образом, применяя эти методы при обучении музыке, можно достигнуть желаемых результатов.

Список литературы /References

1. ШариповаГ.М., ТожиеваГ.Т. «Методика музыки». Ташкент. 2012.

2. ЛушниковА.М. История педагогики [Текст]: Учебное пособие для студ. пед. вузов / А.М. Лушников. 2-е изд., перераб., доп. Екатеринбург [б. и.], 1995. 355 с.

3. Нурдинов К.П., Умнов Д.Г. Роль музыкального образования и воспитания во всестороннем развитии личности ребенка. Вестник науки и образования, 2019. № 22 (76). Часть 2.

4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/mietody-i-priiemy-obuchieniia-na-urokakh-muzyki.html/ (дата обращения: 21.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.