Автор предлагает сценарий урока музыки, целями которого являются повышение интереса к изучению музыки, расширение кругозора учащихся. Автор на примере музыкальных произведений показывает, как точно найденные музыкальные интонации помогли композиторам рассказать о своих чувствах и переживаниях. Предлагается такая организация урока, в процессе которого учащиеся видят, что сила музыки в её музыкальной красоте и в глубокой жизненной правдивости.
Мекаева Елена Александровна
учитель музыки первой категории Тюменская область, с. Омутинское LENOKMEK@rambler.ru
В ЧЁМ СИЛА МУЗЫКИ?
(сценарий урока музыки для учащихся 6 класса)
Как музыка влияет на людей, какие чувства и мысли вызывает?
Ключевые слова: музыка, чувства, эмоции, В.А.Моцарт, Реквием, Лакримоза, интонация, ритмическая импровизация.
Музыкальный материал: В.А.Моцарт Реквием «Лакримоза», Симфония №40, музыка М.Минкова, слова Ю.Энтина «Дорога Добра» из телефильма «Приключения Маленького Мука», «Музыкант» Булата Окуджавы.
ХОД УРОКА
Орг. момент. Учащиеся входят в класс под музыку Симфонии № 40 Моцарта.
- Здравствуйте, ребята. Вот уже который год вы учитесь слушать и понимать музыку. Вы знаете, что есть разная музыка: торжественная, бодрая, радостная, веселая, шуточная, грустная, печальная, тревожная. Но любая ли музыка, которую мы слушаем, способна взволновать нас, оказать на нас сильное воздействие? Несомненно, только та, которая нам понятна, созвучна нашим чувствам и мыслям. Сегодня на уроке ребята, мы еще раз убедимся в том, что сила музыки в ее музыкальной красоте и в глубокой жизненной правдивости, а также на примере музыкальных произведений сможем услышать, как точно найденные музыкальные интонации помогли композиторам рассказать о своих чувствах и переживаниях.
Мы послушаем музыку известного австрийского композитора, фамилия которого написана на доске в виде кроссворда. Ответив на вопросы, вы узнаете его фамилию:
М И
С О л ь
П Е В Е ц
А
Р И Т М
Т
1). Третья нота звукоряда.
2). Пищевая добавка.
3). Он бывает ровный и не ровный.
4). Человек, который поет.
- Молодцы! Да, действительно мы будем слушать музыку Моцарта, Вольфганга Амадея Моцарта.
- А какие произведения Моцарта вы знаете? Напойте их мелодию или вспомните название.
Проиграть на фортепиано фрагменты известных произведений Моцарта: симфония № 40, «Рондо в турецком стиле».
Музыку Моцарта мы всегда узнаем по ее какой-то особой чистоте, ясности, прозрачности. Но музыка Моцарта может вызывать в слушателях не только радостную улыбку, но и другие чувства (горькую, печальную слезу)
На доске портрет композитора и запись: Моцарт Вольфганг Амадей (1856 - 1891гг.)
Вспомним некоторые события из жизни композитора.
Вольфгангу Амадею Моцарту было три года, когда отец, скрипач и композитор, начал учить его играть на клавесине. С первых занятий отец был поражен способностями мальчика: он разучивал новые произведения с быстротою, какая редко доступна и зрелому музыканту. Вскоре уже весь Зальцбург знал: в доме Моцарта растет чудо-ребенок.
К шести годам он уже прекрасно играет на клавесине, импровизирует, сочиняет, вместе с сестрой дает концерты в Зальцбурге, Мюнхене, Вене. Отец Моцарта решил показать своих талантливых детей Европе, надеясь, что их выступления принесут им славу. На протяжении нескольких лет Моцарты разъезжают по городам и странам. Чудо-дети приводят в восторг слушателей. Вольфганг Моцарт играет все, что закажет любой слушателей, играет, когда ему закрывают клавиши тканью, фантазирует на заданную тему, называет любую ноту, взятую на клавесине. Когда Моцарту исполнилось восемь лет, отец стал учить его композиции.
В Лондоне ему посчастливилось - его учителем стал знаменитый Иоганн Кристиан Бах, младший сын известного Себастьяна Баха, который сразу увидел, что мальчик гениален. Вольфганг много сочиняет. Произведения этого возраста показывают, что он тонко чувствовал и знал все инструменты оркестра. Интересно, что первые симфонии он написал, не дотрагиваясь до инструмента. Из Лондона Вольфганг вернулся композитором.
Когда ему исполнилось четырнадцать лет, в Болоньи (Италия) он наравне со взрослыми композиторами участвовал в конкурсе филармонической академии. Члены академии были в восторге от его таланта и мастерства. Единогласно его избрали академиком. Но в Зальцбурге Вольфганг Моцарт - придворный музыкант на службе у жестокого и капризного епископа. Каждое утро он должен был простаивать в передней господина вместе со слугами и ожидать распоряжений на день. Не выдержав, Моцарт подает в отставку. Тогда были созданы опера «Похищение из Сераля», одна из лучших в мировом искусстве, а вслед за ней - опера «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», много симфонической и инструментальной музыки.
Жил Моцарт в постоянной нищете. Содержанием и смыслом его жизни был труд, неустанный, многодневный. Даже перед смертью, обессиленный, он старался писать музыку. За свои 35 лет он написал более 600 произведений - опер, симфоний, концертов, сонат, ансамблей, песен. Он был клавесинистом, органистом, скрипачом, дирижером, композитором. Им восхищались, ему аплодировали. В последние дни его жизни в театре с большим успехом шла его опера «Волшебная флейта».
Когда Вольфганг умер, его тут же забыли. Не нашлось даже денег на достойные похороны: его похоронили в общей могиле для бедняков.
«Вечно солнечный свет в музыке - имя тебе Моцарт», этими словами заслуженно оценил музыку Моцарта А. Рубинштейн.
Под музыку из «Реквиема». Зажечь свечи. (Перед тем как послушать музыкальное произведение и рассказать его историю создания, я читаю стихотворение.)
Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье Души, тоскующей в изгнании своем,
Святого таинства земное выраженье,
Предчувствие и скорбь о чем-то неземном, Преданье темное о том, что было ясным,
И упование того, что будет вновь;
Души, настроенной созвучию с прекрасным,
Три вечные струны.
Молитва, песнь, любовь!
П.Вяземский.
История создания «Реквиема» для хора, солистов и оркестра.
На фоне музыки из «Реквиема» (при свечах) рассказываю:
В один из вечеров 1791 года кто-то постучался в квартиру Моцарта. Это был загадочный человек в черном. Он сделал композитору заказ на сочинение Реквиема (заупокойной мессы). Показать рукой.
Анонимный заказчик «Реквиема» сейчас раскрыт: им был граф Вальзегг, который хотел выдать это
сочинение Моцарта за своё. С лихорадочной поспешностью композитор взялся за работу. Но все-таки «Реквием» остался незаконченным, работу прервала смерть. Реквием был завершен учеником великого композитора К.Зюсмайером.
Моцарт пишет своему либреттисту де Понте: «В моей голове хаос, лишь с трудом собираюсь с мыслями: образ незнакомца не хочет исчезнуть с глаз моих. Я беспрерывно вижу его. Он просит, он настаивает, он требует работы. Я продолжаю, ибо сочинение музыки утомляет меньше, чем бездействие. Больше мне нечего бояться. Чувствую - мое состояние подсказывает мне это - мой час пробил. Я должен умереть...»
«Реквием» Моцарта далек от богослужебного культа, несмотря на церковный латинский текст. (Средствами музыкальной выразительности Моцарт воплощает глубочайший мир человеческих переживаний.)
Из 12 частей «Реквиема» потрясающей силой драматической выразительности и пафоса отличается 7 часть - «Лакримоза» Показать рукой. («Слезная»). Это лирико-драматическая кульминация всего произведения. (Молящие фразы женских голосов, игра скрипок, передающих горе, печальная мелодия). Первые слова, которые поет в этой части хор, так и звучат: «Это день слез».
Слушаем «Лакримозу». Пауза.
Анализирование прослушанного произведения.
- Прозвучала 7 часть Реквиема «Лакримоза». Каково ваше впечатление? Что вы чувствовали во время восприятия музыки?
- Какие чувства и мысли вызвала эта музыка?
- Какие вы представили картины? образы?
- О чем хотел нам рассказать композитор?
- Что происходит с мелодией? (Поднимается вверх и резко падает.)
- Как вы думаете, когда наступает наиболее напряженный момент в музыке? Как он достигается?
Выразительный мелодический оборот, наполненный смыслом, окрашенный чувством, переживанием называется интонацией. Показать рукой.
-Можно ли здесь услышать интонации стона, плача. Какие инструменты исполняют их в оркестре?
- Скажите, эта музыка красивая? правдивая?
- Какими словами можно охарактеризовать интонацию «Лакримозы»? Обратите свое внимание на интонационный словарь, который лежит у вас на столе. (Мягкая, взволнованная, нежная, глубокая, возвышенная, строгая, тоскливая, трагичная, тяжелая, успокаивающая, торжественно-величавая, светлая, отчаянная, сдержанная)
Давайте попробуем пропеть главную мелодию «Лакримозы», вокализом на гласный «а» подчеркивая подъемы и спады интонации голосом.
- Послушайте и проследите за развитием интонации.
- Музыка с удивительной глубиной передает настроение человеческой скорби, именно в этом ее сила.
- Моцарт не мог отказать этому незнакомцу, он продолжал творить, сочинять, будучи уже больным. Он показал свою любовь и доброту к людям своей музыкой.
Как вы считаете, в жизни современной есть ли такие люди, которые делают всевозможные добрые поступки для других людей?
Ребята, а как вы понимаете фразу: «Идти дорогою Добра»? Что это значит? Как это идти дорогою добра?
- У вас на столе лежат слова песни, которую мы будем учить. Давайте прочитаем их выразительно. О чем слова этой песни? (Читать ХОРОМ).
- Попробуйте предугадать интонацию этой песни, эта песня как вы думаете, будет в каком темпе,
Интонация будет мягкая, ласковая или стремительная, жизнеутверждающая, радостная.
Перед тем как мы начнем петь нужно правильно сеть и распеться.
1). Артикуляционные упражнения.
2). Ми - и -я.
3). Ро - ди - на.
Разучивание песни «Дорога Добра».
- Послушайте 1 куплет и (постарайтесь) запомнить мелодию.
РАЗУЧИВАЕМ поочередно куплеты ПЕСНИ.
- Исполните ее так, как чувствуете.
Найдите в мелодии вопросительные и восклицательные интонации. Соответствует ли музыка песни её тексту?
- Совпадает ли речевая интонация (разговорная) с музыкальной? (интонация радости, уверенности)?
Пение 3 куплета по фразам: фразу учитель, другую - ученики.
Вывод: Композитор нашел точные музыкальные интонации, которые помогли ему раскрыть смысл этой песни, в этом и заключается сила этой музыки.
Ритмическая импровизация на музыкальных инструментах.
Ребята, скажите, пожалуйста, сила музыки, ее красота и правда может быть только в той музыке, где есть мелодия, интонация или нет?
- Чтобы уверенно ответить на этот вопрос нужно попробовать исполнить такое произведение, в котором нет мелодии. А делать мы это будем с помощью вот этих музыкальных инструментов.
Но для начала нужно настроить свой слух, быть внимательными.
- Послушайте и повторите точно такой же ритмический рисунок (все вместе). «Ритмические обезьянки» (хлопки в ладоши, шлепки о колени, стук ногой).
- Ритмическая импровизация. Мы сочиним небольшую ритмическую композицию. Давайте дадим ей название. (Например, «Капель»).
- Молодцы!
- Вам понравилось играть на инструментах? Это было красиво? Ваша игра, звучание инструментов вызвали в вас какие - то чувства? Импровизируя, вы проявляли свои способности, вкладывали частичку своего сердца, т.е. игра ваша была наполнена смыслом. Это называется ритмическое интонирование. Сила музыки в ее красоте и правде, она может проявляться даже там, где нет мелодии.
Итог урока.
- В чем же заключается способность музыки оказывать влияние на человека? Как и почему она воздействует на него? В чем ее сила?
Сила воздействия музыки определяется двумя ее важнейшими качествами: красотой и правдой.
Музыка, в которой есть красота и правда может украсить жизнь, обогатить духовный мир человека, сделать человека лучше, добрее, умнее, разделить с ним и горе и радость.
Музыка, прежде всего, рассказывает о человеке, о людях, выражает их чувства и мысли, рисует их характеры, отражает их поступки, словом, воплощает все то, что связано с человеком. Музыка веселая, радостная
- не что иное, как отражение человеческих радостей и веселья; музыка печальная, грустная - отражает человеческую грусть и печаль. Музыка способна влиять на человека, рождать в нем те или иные чувства и мысли, менять его характер и даже отношение к жизни, укреплять или, наоборот, ослаблять его силу воли; музыка способна возбуждать в человеке смелость, воспитывать в нем благородство, гуманность, доброту.
Скажите, что для вас является красивым на свете?
- Надо ли искать красивое в людях?
Я буду рада, если вы найдете красивое в себе, в своих близких и друзьях.
Урок я хочу закончить песней Булата Окуджавы «Музыкант», прослушав ее, вы еще раз убедитесь в том, что сила музыки в ее красоте и правде.
До свидания, ребята. Мне очень было приятно с вами общаться.
Учащиеся выходят из класса под музыку Моцарта Симфония № 40.
ДОРОГА ДОБРА
(из кинофильма «Приключения Маленького Мука») Слова Ю.Энтина, музыка М.Минкова
1 куплет
Спроси у жизни строгой:
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом, (2 раза)
Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра!
2 куплет
Забудь свои заботы,
Падения и взлеты,
Не хнычь, когда судьба ведет Себя не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо... (2 раза)
Спеши к нему, всегда иди Дорогою Добра!
3 куплет
Ах, сколько будет разных Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь -Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный: (2 раза)
Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра!