МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В «УНИВЕРСИТЕТЕ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА»
М. Неделка,
Карлов университет (Прага, Чешская Республика)
Аннотация. Обучение пожилых людей представляет собой тот слой образования, которому вузы должны уделять всё больше внимания. Пожилой человек сегодня -это человек активный, требующий импульсов для развития собственных знаний и умений. Музыкальное образование в Карловом университете предоставляет возможности такого развития личности в сфере теории и практики. Курс музыкальной топографии Чешской Республики направлен на развитие личности пожилых людей и на удовлетворение их интересов и желаний. При этом учитываются особенности возраста студентов и тот факт, что целью является подготовка любителей музыки, поэтому принципы работы заключаются в более развёрнутом подходе (по сравнению с подготовкой педагогов-музыкантов), близком музыкально-педагогической работе в общеобразовательной школе. В соответствии с этим путь к музыке тут начинается с познангя тех объектов, которые способен познать и человек, не знающий музыку, - с истории музыки и знакомства с местами, исторически связанными с жизнью композиторов, с типичными жанрами музыки, включая также внемузыкальные факты (общую историю, другие виды искусства, краеведение). Затем учащиеся знакомятся с музыкой с эстетической и семантической точек зренгм: учатся расшифровывать искусственное сообщение, благодаря чему их понимание музыки становится всё глубже. Анализ результатов обучения подтверждает значимость этого вида образования для музыкального развития личности, а непосредственное общение с учащимися свидетельствует о целостном благотворном влиянии, оказываемом на пожилых людей.
153
Ключевые слова: музыкальное образование пожилых людей, принципы образования пожилых людей,, музыкальная деятельность пожилых людей, музыкально-выразительные средства, история музыки.
Abstract. The education of seniors is the kind of the work, what shall be stressed more and more at universities, in nowadays. Elder people today are active, requiring impulses for the development of knowledge and skills. Musical Education at Charles University offers such possibilities in theory and practice. The course of musical topography of the Czech Republic is aimed at personal development of seniors, at the development of their interests and desires. There are taken into account the age of students there and the fact that the study is focused on music lovers. Therefore, the learning principles are closer musical and pedagogical work in secondary school (in comparison with the preparation of music teachers). According to this way the course starts with the knowledge of those objects that are able to learn and people who do not know music. All the students know anything about common history, about regions and places associated with the life of any composers, about
places connected with typical genres of music. Only then, the students learn music in terms of aesthetic and semantic - as means of artistic communication. Just this is the area what is developed more and what results in deeper understanding music. The verification of the learning outcomes proves the meaning of this learning for the musical development of seniors. But the contact with students also shows the impact on the participants of education.
Keywords: senior's musical education, principles of senior's musical education, senior's musical activities, musical means, history of music.
154
«Университет третьего возраста» в Чешской Республике: краткая историческая справка
Образование пожилых людей -идея, актуальная в Европе с 70-х годов прошлого столетия. На официальном уровне эту мысль впервые представил в 1973 году профессор Тулузского университета (Université de Toulouse, Франция) Пьер Веллас (Pierre Vellas). Проведённый им летом 1972 года курс живописи для пожилых людей [1, с. 13] стал примером и доказательством того, что именно культура и искусство являются подходящими средствами для развития личности тех, кто вопреки возрасту хочет проявлять активность и получать образование даже по тем специальностям, для овладения которыми на предыдущих этапах жизни им недоставало времени [2].
Мысль об образовании старшего поколения быстро распространилась по Европе, и вместе с этим появилась потребность в поддержке этого вида образования на международном уровне. Центральным координирующим органом, обеспечивающим такую поддержку, стала с 1977 года Международная ассоциация университетов третьего возраста (Association Internationale des Universités de Trisiéme Age -AIUTA), причём появившийся тут
нейтральный термин «третии возраст» с тех пор активно употребляется для обозначения пожилых людей [3, с. 47].
Традиция «университетов третьего возраста» в Чешской Республике существует с 80-х годов ХХ века [4], и, несмотря на политические обстоятельства прошлого века, ситуация с образованием пожилых людей здесь всегда соответствовала европейскому уровню [5, с. 33].
Вначале данная область образования развивалась довольно скромно, но в 90-е годы в ней произошёл заметный сдвиг. Увеличилось количество субъектов, обеспечивающих подобное образование, расширились его области, и «университеты третьего возраста» вошли в состав высшего образования. Это означает, что «университетом третьего возраста» можно называть только образовательную деятельность, осуществляемую непосредственно университетом, а не каким-либо другим субъектом (как, например, Домом культуры). Университет, конечно, является прежде всего гарантом качества образования. И хотя «в университетах третьего возраста» не готовят студентов к профессиональной деятельности, обучение в них оказывает влияние на развитие личности и является бесценным вкла-
дом как в жизнь самих учащихся, так и в жизнь общества в целом. Ведь в этих университетах люди осуществляют свои давние мечты, для выполнения которых им недоставало времени в предыдущие периоды жизни.
«Музыкальная топография»
как первая музыкально ориентированная учебная дисциплина в «университетах третьего возраста»
В 2013 году на педагогическом факультете Карлова университета под моим руководством был открыт курс музыкальной топографии - первый в области музыки.
Новый курс состоит из трёх циклов, каждый из которых рассчитан на один год (90 часов). Его главная цель - ознакомление участников с историей чешской музыки; вторичная цель заключается в постижении обучающимися музыки как средства коммуникации и как искусства, в котором получают воплощение определённые национальные черты.
С учётом этих целевых установок были разработаны содержание и формы обучения на основе следующих принципов:
Доступность и понятность [6, с. 29]. Согласно данному принципу, необходимо заниматься образовательными предметами, которые понятны и близки даже тем, кто не имеет к музыке прямого отношения, но просто любит её. В этом случае можно обратиться к истории и к местам, связанным с историей музыки.
Привлекательность. Так как студенты данной категории увлекаются не только музыкой, но и другими видами искусства, любят природу, важно проводить занятия, объединив знания из
области истории музыки, архитектуры, краеведения (изучение достопримечательностей родного края, его природы и т. д.).
Активность. Пожилые люди сегодня - преимущественно люди деятельные, предпочитающие физическую активность. Поэтому занятия важно проводить не только в стенах университета, но и за его пределами, например в местах, исторически связанных с жизнью и деятельностью выдающихся композиторов, педагогов-музыкантов, исполнителей и др., а также там, где сегодня звучит музыка.
Минимум теории, преимущество практики. В соответствии с данным принципом, занятия осуществляются в форме лекций и экскурсий, причём на лекции отводится ежегодно 20 часов, а остальное время посвящается экскурсиям. Лекции читаются в начале ив конце семестра. По содержанию и форме они близки интерактивным семинарам с проверкой знаний, где полученные результаты являются показателями успешности студентов и эффективности обучения.
Содержание и результаты работы на начальном этапе внедрения дисциплины «Музыкальная топография» в Карловом университете
Приведём несколько примеров занятий со студентами, обучавшимися в 2013-2015 годах, а также данные, позволяющие судить о начальном уровне их знаний в области музыкального искусства.
В 2013 году на первый курс поступило 25 человек. Первая встреча была организована в необычном для участников месте - в храме у органа, где я работал органистом. В начале урока
155
156
проверялись знания студентов об органе и способах игры на нём. Оказалось, что 22 студентам никогда не доводилось так близко находиться у органа. Для 13 человек неожиданным оказался тот факт, что педаль органа является дополнительной клавиатурой. Раньше они считали, что она выполняет такую же функцию, как педаль фортепиано.
Конечно же, интересно было определить, как слушатели воспринимают высоту тонов в связи с органными регистрами. Когда были сыграны мелодии в основной позиции, а также на октаву и на две октавы выше и ниже, только 7 студентов смогли точно определить разницу. Более успешным стало определение тембра. Все слушатели определили тембр, имитирующий другие инструменты - трубу и флейту, а 11 человек даже узнали тембр английского рожка.
Также студентам было предложено описать звучание других тембров (са-лиционал, бурдон, копула минор), не связанных с конкретными инструментами. Я наблюдал за языковыми средствами, которые использовали студенты в своих ответах, - метафорами, параллелями (учитывая сложность задачи, я чередовал регистры контрастного тембра). Тем не менее наиболее точно охарактеризовали все звуки лишь 4 студента, которые сами играют на музыкальных инструментах.
Далее проверялась способность воспринимать мелодии известных песен в органной стилизации. Одну песню я обработал как литургическое песнопение и обнаружил, что стилизация является серьёзным препятствием для восприятия (17 человек). Мелодию другой песни я перенёс в педаль. Её узнали 11 студентов.
Данное занятие послужило хорошей мотивацией для изучения следующей темы, связанной с жизнью и творчеством Антонина Дворжака. Дворжак был отличным органистом. Поэтому, когда мы посетили место, где он родился, я задал студентам те же вопросы, что и на первом уроке. И хотя на этом занятии органа рядом не было, всего лишь 6 студентов не смогли узнать обработанные народные песни.
Для проверки знаний по истории чешской музыки и культуре в целом, а также для диагностики музыкальной памяти и воображения были проведены занятия с элементами собеседования. В первую очередь меня интересовали представления студентов о личности Антонина Дворжака. Большинство из них согласились с тем, что Дворжак - композитор мирового значения. Они слышали кое-что о его пребывании в США и о влиянии американской музыки на его творчество. Но никто не мог объяснить, в чём именно заключалось это влияние. Никто также не знал, что Дворжак был учителем музыки. Однако практически все были знакомы с некоторыми частями его оперы «Русалка» и смогли их воспроизвести (пропеть запомнившиеся им мелодии). Большая часть студентов знала место, вдохновившее композитора на создание данной оперы, а 6 человек даже озвучили имена певцов, исполнявших вокальные партии в «Русалке».
О влиянии американской музыки на творчество Дворжака, как уже отмечалось, у студентов были неясные представления. В этой связи им была представлена Девятая симфония композитора - «Из Нового света» (е-то11), написанная Дворжаком в период его
пребывания в Америке в качестве директора Нью-Йоркской консерватории. Подробный анализ типичных мотивов Девятой симфонии посредством выбора использованных тонов (например, в третьей части звучит пентатонный наигрыш, напоминающий негритянскую песню) помог им составить представление о пентатонике.
Похожие методы я использовал и в следующем учебном году. Количество студентов в 2014 году увеличилось, их стало 36. Одна из тем этого года обучения - творчество Витезслава Новака, ученика Дворжака. Для знакомства с творчеством композитора была выбрана Словацкая сюита для оркестра (ор. 32). Студентам было предложено дать характеристику каждой прозвучавшей части сюиты в соответствии с характером музыки [7, с. 94]. Данный метод способствовал пониманию ими семантической системы музыки [8, с. 189]. Подготовка к этому, безусловно, шла и в предыдущем году, поэтому новые участники оказались в невыгодном положении. Однако в процессе изучения данной темы практически у всех студентов было выявлено отсутствие опыта общения с народной и литургической музыкой. Например, студенты не узнали литургическую песню, использованную Новаком в первой части сюиты, полагая, что это особый вид народной песни. Три студента услышали во второй части народную колыбельную, а в третьей части никто не смог определить народную любовную песню, хотя эти музыкальные образцы общеизвестны. Наверное, во время посещения школы данными студентами в учебной программе этот материал не был представлен. Вместе с тем было приятно, что студенты быстро усвоили народную песню, пусть даже методом
имитации, а не пения по нотной записи. Но это, конечно, задача для обучения музыке на другом уровне.
Резюме
Обобщая сказанное, ещё раз подчеркнём, что основная цель курса -формирование у студентов любви и интереса к музыке, являющейся неотъемлемой частью национального богатства. Реализация курса подтвердила предположения, учитываемые мною при его разработке. Опираясь на опыт педагогов «университета третьего возраста» в рамках Карлова университета и анализ специальной литературы, я пришёл к выводу, что оптимальной интегративной формой обучения данного контингента является сочетание лекций и экскурсий. Обучение должно быть наглядным, доступным, активным, объединяющим знания из области истории музыки, краеведения и других искусств. Результат обучения - человек, понимающий основы музыкальной речи, знающий историю чешской музыки, её композиторов и исполнителей, воспринимающий музыку важной частью своей жизни. Таким образом, «университет третьего возраста» является продолжением и развитием обучения, начавшегося в основной школе и имеющего большое значение для каждого жизненного этапа.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Hefmanova, E. Lidske zdroje, celozivotni vzdeläväni a vzdeläväni senioru v Cesku a EU [Электронный ресурс] / E. Herma-novä. - 2012. - URL: http://kdem.borec. cz/P_PDF/Hermanova.pdf (дата обращения: 02.01.2017).
2. Kuchynkova, A., Ezzeddine, P. Jeste nepat-rim do stareho zeleza aneb paradoxy migrace
157
158
péce z CR do Rakouska [Электронный ресурс] / A. Kuchyñková, P. Ezzeddine // Интернет-журнал "Gender". - 2015. - № 2. -URL: http://www.genderonline.cz/uploads/ da556affe3ebd40cdccee3656f45db5514d 4c141_article-kuchynkova-ezzeddine.pdf (дата обращения: 02.01.2017).
3. Kalvach, Z. Geriatrie a gerontologie [Text] / Z. Zadák, R. Jirák, H. Zavázalová, P. Su-charda. - Praha : Grada Publishing, 2004. -864 с.
4. Vlková, J. Seniori mezi námi aneb s babic-kou do skoly [Электронный ресурс] / J. Vlková. - URL: http://www.ilist.cz/ clanky/seniori-mezi-nami (дата обращения: 02.01.2017).
5. Bartosová, T. Moznosti vzdélávání seniorù [Электронный ресурс] / T. Bartosová. -2012. - URL: https://is.muni.cz/th/37871/ lf_m/ts_Tana_DP.pdf (дата обращения: 02.01.2017).
6. Strmisková, S. Vzdélávací potreby v dùcho-dovém vèku [Электронный ресурс] / S. Strmisková. - 2011. - URL: http://digi lib.k.utb.cz/bitstream/handle/10563/17683/ strmiskov%C3%A1_2011 _bp.pdf?sequence =1 (дата обращения: 02.01.2017).
7. Бонфельд, М. Ш. Семантика музыкальной речи [Текст] / M. Ш. Бонфельд // Музыка как форма интеллектуальной деятельности / ред.-сост. М. Г. Арановский. -Изд. 3-е. - M. : URSS, 2014. - С. 82-141.
8. Zich, J. Kapitoly a studie z hudební estetiky [Текст] : монография. - Praha : Supraphon, 1975. - 238 с.
REFERENCES
1. Hermanova E. Lidske zdroje, celozivotni vzdelavam a vzdelavam senioru v Cesku a EU. 2012. URL: http://kdem.borec.cz/P_ PDF/Hermanova.pdf (data obrashcheniya: 02.01.2017). (in Czech)
2. Kuchynkova A., Ezzeddine P. Jeste nepatrim do stareho zeleza aneb paradoxy migrace pece z CR do Rakouska. Internet-zhurnal "Gender". 2015. No. 2. URL: http://www. genderonline.cz/uploads/da556affe3eb-d40cdccee3656f45db5514d4c141_article-kuchynkova-ezzeddine.pdf (data obrashcheniya: 02.01.2017). (in Czech)
3. Kalvach Z., Zadak Z., Jirak R., Zavaza-lova H., Sucharda P. Geriatrie a gerontology. Praha: Grada Publishing, 2004, 861 p. (in Czech)
4. Vlkova J. Seniori mezi nami aneb s babickou do skoly. URL: http://www.ilist.cz/clanky/ seniori-mezi-nami (data obrashcheniya: 02.01.2017). (in Czech)
5. Bartosova T. Moznosti vzdelavani senioru. 2012. URL: https://is.muni.cz/th/37871/ lf_m/ts_Tana_DP.pdf (data obrashcheniya: 02.01.2017). (in Czech)
6. Strmiskova S. Vzdelavaci potreby v ducho-dovem veku. 2011. URL: http://digilib.k.utb. cz/bitstream/handle/10563/17683/strmiskov %C3%A1_2011_bp.pdf?sequence=1 (data obrashcheniya: 02.01.2017). (in Czech)
7. Bonfel'd M. Sh. Semantika muzykal'noj re-chi. In: Muzyka kak forma intellektual'noj deyatelnosti. Red.-sost. M. G. Aranovskij. Izd. 3-e. Moscow: URSS, 2014, pp. 82-141. (in Russian)
8. Zich J. Kapitoly a studie z hudebni estetiky: monografiya. Praha: Supraphon, 1975, 238 p. (in Czech)