Научная статья на тему 'Музыкальное образование в Российской провинции второй половины XIX В. (на примере Воронежской губернии)'

Музыкальное образование в Российской провинции второй половины XIX В. (на примере Воронежской губернии) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
402
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ / MUSICAL EDUCATION / THE PRINCIPLES AND THE MAIN TRENDS OF THE DEVELOPMENT OF MUSICAL EDUCATION AND UPBRINGING / THE FORMATION OF THE SYSTEM OF MUSICAL EDUCATION / MUSICAL EDUCATION IN THE VORONEZH PROVINCE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Фалеева Н. М.

Статья посвящена основным тенденциям в формировании и развитии музыкального образования России второй половины XIX века. Анализируются различные малоизученные аспекты общественно-музыкальной жизни Воронежской губернии в контексте общероссийских преобразований в области эстетического воспитания и музыкального образования, общекультурные, социальные и иные факторы, влияющие на становление музыкального образования в провинции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL EDUCATION IN RUSSIAN PROVINCE IN THE SECOND HALF OF THE 19TH CENTURY (ON THE EXAMPLE OF VORONEZH PROVINCE)

The article is devoted to the formation of the development of musical education in Russia in the second half of the 19 th century. Various poorly studied aspects of socio-musical life of the Voronezh province in the context of all-Russian transformations in the field of aesthetic education and musical education, cultural, social and other factors, influencing on the formation of musical education in the province are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Музыкальное образование в Российской провинции второй половины XIX В. (на примере Воронежской губернии)»

УДК 78: 378.937

Faleeva N.M. MUSICAL EDUCATION IN RUSSIAN PROVINCE IN THE SECOND HALF OF THE 19th CENTURY (ON THE EXAMPLE OF VORONEZH PROVINCE). The article is devoted to the formation of the development of musical education in Russia in the second half of the 19th century. Various poorly studied aspects of socio-musical life of the Voronezh province in the context of all-Russian transformations in the field of aesthetic education and musical education, cultural, social and other factors, influencing on the formation of musical education in the province are analyzed in the article.

Key words: musical education, the principles and the main trends of the development of musical education and upbringing, the formation of the system of musical education, musical education in the Voronezh province.

Н.М. Фалеева, соискатель каф. теории истории музыки и музыкальных инструментов,

Воронежский гос. педагогический университет, г. Воронеж, E-mail: [email protected]

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. (НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ)

Статья посвящена основным тенденциям в формировании и развитии музыкального образования России второй половины XIX века. Анализируются различные малоизученные аспекты общественно-музыкальной жизни Воронежской губернии в контексте общероссийских преобразований в области эстетического воспитания и музыкального образования, общекультурные, социальные и иные факторы, влияющие на становление музыкального образования в провинции.

Ключевые слова: музыкальное образование, принципы и основные тенденции развития музыкального образования и воспитания, становление системы музыкального образования, музыкальное образование в Воронежской губернии.

История музыкального образования в русской провинции стала объектом научного изучения относительно недавно. Исследования по истории региональной музыкальной педагогики ведутся В.И. Адищевым (Пермский край), Э.С. Алешиной (Бурятия), Г.В. Алжейкиной (Чувашия), Н.А. Асташовой (Брянск), Н.С. Афанасьевой и М.С. Блюмкиной (Орел), С.Е. Беляевым (Урал), Ю.Н. Вязьминым (Оренбург), Н.И. Ивановой (Чувашия), И.С. Кобозевой (Саранск), Н.Е. Павловым (Смоленск), Ф.Ш. Са-литовой (Казань) и другими исследователями. Региональные исследования, рассматривающие проблемы музыкального образования, в последнее время проявляются как значимое направление в истории педагогики, музыки и отечественной культуры в целом.

На основании сохранившихся источников - архивных документов, писем и воспоминаний, публикаций в периодической печати - постепенно начинает складываться картина многообразной деятельности педагогов-музыкантов и их воспитанников, в условиях небольших городов имевшая важное просветительское значение.

Анализ показал, что вторая половина XIX века - едва ли не самый плодотворный и вместе с тем многоплановый период в истории отечественного музыкального образования, что обусловлено развитием общей педагогики в России и повышенным вниманием прогрессивных педагогов, являвшихся активными деятелями общественно-педагогического движения, к проблемам музыкального образования в стране.

Эпоха К.Д. Ушинского и П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта и В.И. Водовозова, Л.Н. Толстого и С.А. Рачинского, выявив ключевые, обобщающие характеристики педагогической науки России, одновременно начала формирование теоретических направлений, которые до сих пор оказывают существенное влияние на методологические позиции современной науки.

Крестьянская реформа 1861 года существенно повлияла на общественное мировоззрение. Гуманный взгляд на человека как личность отразился и на педагогических идеалах, и на педагогической практике. Передовая педагогическая мысль отстаивает идею необходимости целостного взгляда на человека, взятого в единстве всех его духовных и физических сил: разума, чувства, эстетического смысла, любви, совести, стремления к истине. Поднимается вопрос о всеобщем обязательном образовании, высказывается мнение о творческом подходе к делу воспитания и обучения на основе учета внутренних возможностей человека.

Прогрессивные педагоги XIX века приблизились к пониманию психологической природы усвоения знаний, подчеркивая мысль о том, что она представляет собой сложное взаимодей-

ствие учителя и ученика, в котором учащийся является не только объектом, но и субъектом обучения и воспитания. Центральной идеей отечественной педагогики и психологии того периода была идея целостного развития человека на основе учета его природных данных в единстве ума, чувств и воли. С 60-х годов XIX века разработка проблем музыкального образования вступила в новую стадию. Ведущим принципом в разработке проблем музыкального образования становится принцип природо-сообразности: обращение с ребенком сообразно его природе, развитие индивидуальных способностей каждого, уважение врожденных силы ребенка. Опираясь на этот принцип, литературный критик и философ Д.И. Писарев выступил против формального подхода к процессу музыкального образования, идущего в разрез с природными склонностями ребенка, ориентирующегося на механическое накопление знаний умений и навыков [1]. Особое внимание начинает уделяться проблемам взаимосвязи общего и музыкального образования, роли музыки в развитии человека. Литературный критик В.Г. Белинский связывал музыкальное образование с проблемами нравственного развития человека. Он говорил: «Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них... Музыка должна входить первая: она первая должна быть благодатною росою для растительной жизни дитяти, солнечным светом для пробуждающейся юной души, она развивает и укрепляет цветок духовной жизни для плода...» [2].

Педагогические основы музыкального образования развивались в русле передовой русской педагогики, опиравшейся на философские основы новой культурной традиции: гуманистическую направленность и демократизм. Все это обусловило возникновение единой совокупности идей и подходов к вопросам теории и методики музыкального образования. Педагогические основы музыкального образования разрабатывались с учетом уважительного отношения к личности ребенка, его природным наклонностям и дарованиям, создать все необходимые условия для музыкального развития детей. Музыкальное образование считалось важнейшим средством нравственно-эстетического воспитания и рассматривалось как необходимый компонент разностороннего формирования личности. Проблемы художественного и музыкального образования детей все чаще становятся предметом обсуждения. В статье «О воспитании детей вообще и о детской книге» критик В.Г. Белинский пишет о том, что музыка, в силу своей специфики, (имеется в виду ее непосредственное воздействие на чувства) способна воспитывать в детях чувство гармонии мира, «чувство бесконечного, воплотившееся в звуки, возбуждающее в душе могучие порывы и стремления к

бесконечному, возносящее ее в ту превыспреннюю подзвездную сферу высоких помыслов.» [3].

Различные аспекты музыкально-общественной жизни России во второй половине XIX века оказали влияние на теорию и практику музыкального образования, укрепили сознание педагогической общественности в необходимости сделать музыку во всех ее видах достоянием широких масс народа, как столицы, так и в провинциях.

Уже в 40-е годы XIX века музыкальная жизнь Воронежской губернии становится достаточно разнообразной: активно функционирует театр, в репертуаре которого особое место занимают водевили - комические пьесы с пением и танцами, музыку к которым писали известные русские композиторы той поры (А.А. Алябьев, К.А. Кавос, А.Н. Верстовский), а затем начинают ставиться и оперные спектакли. Распространяется практика домашних концертов, на которых нередко выступают известные виртуозы: скрипач и композитор Г. Венявский, знаменитая виолончелистка Елизавета Христиани и многие другие. В газетах все чаще печатаются отчеты о разнообразных музыкальных вечерах, проводимых силами местных исполнителей, возрастает интерес к музыкальным изданиям, что способствует расширению в городе нотной торговли и изданию музыкальных пьес местных авторов [4].

Интенсивность и повышение уровня концертной деятельности в городе способствует постепенному осознанию воспитательной роли музыки и развитию музыкально-педагогической мысли. Так, в 29 номере газеты «Воронежские губернские новости» за 1867 год был представлен отчет о музыкально-педагогическом вечере в зале кадетского корпуса, где были прочитаны лекции о воспитании детей Бунаковым, Кильчевским, Гутор, а «прекрасное пение и музыка удачно убеждали слушателей, что музыка в воспитании детей должна считаться важным фактором» [5].

Политика государства в отношении музыкального образования страны в это время менялась, постепенно начинала складываться система музыкального образования, включающая в себя различные учебные заведения (школы, классы, курсы) и формы внешкольного музыкального образования. Эта тенденция была характерна не только для крупных городов, таких как Москва и Санкт-Петербург, такие же процессы походили и в провинции.

Так в Воронеже в 1873 году открывается частная музыкальная школа К.Ф. Фейста. В 1876 году начинают свое существование «общедоступные музыкальные классы» В.А. Маковского: «Предметы преподавания: сольное пение, игра на фортепиано, теория музыки и хоровое пение. Плата за обучение за год: сольное пение и игра на фортепиано - 60 рублей, теория музы-

Библиографический список

ки - 30 рублей и хоровое пение - 12 рублей. Подписавшиеся на науку пения или игры на фортепиано и желающие изучить таковые более серьезно, посещают классы теории музыки и хорового пения бесплатно. Начало занятий с 15 августа на Большой Дворянской улице» [6]. Появление этих классов, несомненно, помогло развитию более высокого уровня преподавания музыки в городе, так как кроме исполнительства, в этом учебном заведении читались лекции по теории музыки и гармонии.

В 1879 году в Воронеже открываются еще одни музыкальные классы. Их основателем стал выпускник Петербургской консерватории, пианист Михаил Климентьевич Гамбург, который преподавал в созданном им учебном заведении классы фортепиано и теории музыки, а для ведения других дисциплин пригласил лучших музыкантов города: скрипку преподавал Лев Григорьевич Малкин (также выпускник консерватории и талантливый исполнитель), хоровой класс вел Антон Антонович Рехак, долгое время прослуживший дирижером и капельмейстером в кадетском корпусе. А в 1882 году, по ходатайству воронежских музыкантов, Русское музыкальное общество приняло эти классы «под свое покровительство и ведение, дав классам свой устав, утвержденный Министерством внутренних дел», согласно которому «окончившие курс в классах получают свидетельство на право начального преподавания музыки. Программа преподавания музыки в классах соответствует таковой программе пяти классов консерватории. <...> За изучение фортепианной игры взимается в приготовительном классе по 50 рублей и в остальных - по 65 рублей; за пение - 70 рублей и за игру на скрипке -65 рублей во всех классах. <...> С лиц, оказавших особые успехи в музыке, не взимается никакой платы» [7]. Таким образом, в Воронеже появляется первое профессиональное музыкальное учебное заведение. Уже в середине 80-х годов XIX века выпускники музыкальных классов М.К. Гамбурга с успехом обучались в Санкт-Петербургской консерватории. К сожалению, в силу иных причин (финансовые трудности, а также отъезд М.К. Гамбурга) в 1889 году музыкальные классы в Воронеже прекращают свое существование.

Таким образом, развитие музыкального образования в Воронежской губернии второй половины XIX века соответствовало общенациональной культурно-исторической ситуации и отразило общепедагогические и специально-музыкальные тенденции всего музыкального образования России. В нем проявилось понимание идеи целостного развития человека в образовании, с учетом его внутренних возможностей; через музыкальное образование музыка, во всех ее видах, становится достоянием широких масс; начинает складываться система музыкального образования, включающая в себя различные учебные заведения и формы внешкольного музыкального образования.

1. Писарев, Д.И. Избранные педагогические сочинения. - М., 1984.

2. Белинский, В.Г. Полн. собр. соч.: в 13 т. - М.; Л., 1953-1959. - Т. IV.

3. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. - М., 1987.

4. Воронцов, Ю.В. Музыкальная жизнь дореволюционного Воронежа. Исторические очерки. - Воронеж, 1993.

5. Воронежские губернские ведомости. - 1867. - № 29.

6. Дон. - 1877. - № 88.

7. Воронежские губернские ведомости. - 1870. - № 46.

Bibliography

1. Pisarev, D.I. Izbrannihe pedagogicheskie sochineniya. - M., 1984.

2. Belinskiyj, V.G. Poln. sobr. soch.: v 13 t. - M.; L., 1953-1959. - T. IV.

3. Antologiya pedagogicheskoyj mihsli Rossii pervoyj polovinih XIX v. - M., 1987.

4. Voroncov, Yu.V. Muzihkaljnaya zhiznj dorevolyucionnogo Voronezha. Istoricheskie ocherki. - Voronezh, 1993.

5. Voronezhskie gubernskie vedomosti. - 1867. - № 29.

6. Don. - 1877. - № 88.

7. Voronezhskie gubernskie vedomosti. - 1870. - № 46.

Статья поступила в редакцию 15.01.12

УДК 378.14

TseunovK.S. REVIEW OF INTERCULTURAL COMPETENCE MODEL OF FUTURE PROFESSIONALS IN PUBLIC RELATIONS. The structure and content of intercultural competence formation of future public relations specialists is reviewed. The definition of intercultural competence is presented. The worked out model includes the following components: socio-cultural mechanisms and factors, the complex of requirements influencing the formation of educational space and practice-oriented educational environment, the structure and the criteria for level assessment of intercultural competence formation. Each component is separately analyzed.

Key words: intercultural competence, model, public relations, professiogram, linguistic identity.

К.С. Цеунов, соискатель ЧГПУ, г. Челябинск, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.