бесконечному, возносящее ее в ту превыспреннюю подзвездную сферу высоких помыслов...» [3].
Различные аспекты музыкально-общественной жизни России во второй половине XIX века оказали влияние на теорию и практику музыкального образования, укрепили сознание педагогической общественности в необходимости сделать музыку во всех ее видах достоянием широких масс народа, как столицы, так и в провинциях.
Уже в 40-е годы XIX века музыкальная жизнь Воронежской губернии становится достаточно разнообразной: активно функционирует театр, в репертуаре которого особое место занимают водевили - комические пьесы с пением и танцами, музыку к которым писали известные русские композиторы той поры (А.А. Алябьев, К.А. Кавос, А.Н. Верстовский), а затем начинают ставиться и оперные спектакли. Распространяется практика домашних концертов, на которых нередко выступают известные виртуозы: скрипач и композитор Г. Венявский, знаменитая виолончелистка Елизавета Христиани и многие другие. В газетах все чаще печатаются отчеты о разнообразных музыкальных вечерах, проводимых силами местных исполнителей, возрастает интерес к музыкальным изданиям, что способствует расширению в городе нотной торговли и изданию музыкальных пьес местных авторов [4].
Интенсивность и повышение уровня концертной деятельности в городе способствует постепенному осознанию воспитательной роли музыки и развитию музыкально-педагогической мысли. Так, в 29 номере газеты «Воронежские губернские новости» за 1867 год был представлен отчет о музыкально-педагогическом вечере в зале кадетского корпуса, где были прочитаны лекции о воспитании детей Бунаковым, Кильчевским, Гутор, а «прекрасное пение и музыка удачно убеждали слушателей, что музыка в воспитании детей должна считаться важным фактором» [5].
Политика государства в отношении музыкального образования страны в это время менялась, постепенно начинала складываться система музыкального образования, включающая в себя различные учебные заведения (школы, классы, курсы) и формы внешкольного музыкального образования. Эта тенденция была характерна не только для крупных городов, таких как Москва и Санкт-Петербург, такие же процессы походили и в провинции.
Так в Воронеже в 1873 году открывается частная музыкальная школа К.Ф. Фейста. В 1876 году начинают свое существование «общедоступные музыкальные классы» В.А. Маковского: «Предметы преподавания: сольное пение, игра на фортепиано, теория музыки и хоровое пение. Плата за обучение за год: сольное пение и игра на фортепиано - 60 рублей, теория музы-
Библиографический список
ки - 30 рублей и хоровое пение - 12 рублей. Подписавшиеся на науку пения или игры на фортепиано и желающие изучить таковые более серьезно, посещают классы теории музыки и хорового пения бесплатно. Начало занятий с 15 августа на Большой Дворянской улице» [6]. Появление этих классов, несомненно, помогло развитию более высокого уровня преподавания музыки в городе, так как кроме исполнительства, в этом учебном заведении читались лекции по теории музыки и гармонии.
В 1879 году в Воронеже открываются еще одни музыкальные классы. Их основателем стал выпускник Петербургской консерватории, пианист Михаил Климентьевич Гамбург, который преподавал в созданном им учебном заведении классы фортепиано и теории музыки, а для ведения других дисциплин пригласил лучших музыкантов города: скрипку преподавал Лев Григорьевич Малкин (также выпускник консерватории и талантливый исполнитель), хоровой класс вел Антон Антонович Рехак, долгое время прослуживший дирижером и капельмейстером в кадетском корпусе. А в 1882 году, по ходатайству воронежских музыкантов, Русское музыкальное общество приняло эти классы «под свое покровительство и ведение, дав классам свой устав, утвержденный Министерством внутренних дел», согласно которому «окончившие курс в классах получают свидетельство на право начального преподавания музыки. Программа преподавания музыки в классах соответствует таковой программе пяти классов консерватории. <...> За изучение фортепианной игры взимается в приготовительном классе по 50 рублей и в остальных - по 65 рублей; за пение - 70 рублей и за игру на скрипке -65 рублей во всех классах. <...> С лиц, оказавших особые успехи в музыке, не взимается никакой платы» [7]. Таким образом, в Воронеже появляется первое профессиональное музыкальное учебное заведение. Уже в середине 80-х годов XIX века выпускники музыкальных классов М.К. Гамбурга с успехом обучались в Санкт-Петербургской консерватории. К сожалению, в силу иных причин (финансовые трудности, а также отъезд М.К. Гамбурга) в 1889 году музыкальные классы в Воронеже прекращают свое существование.
Таким образом, развитие музыкального образования в Воронежской губернии второй половины XIX века соответствовало общенациональной культурно-исторической ситуации и отразило общепедагогические и специально-музыкальные тенденции всего музыкального образования России. В нем проявилось понимание идеи целостного развития человека в образовании, с учетом его внутренних возможностей; через музыкальное образование музыка, во всех ее видах, становится достоянием широких масс; начинает складываться система музыкального образования, включающая в себя различные учебные заведения и формы внешкольного музыкального образования.
1. Писарев, Д.И. Избранные педагогические сочинения. - М., 1984.
2. Белинский, В.Г. Полн. собр. соч.: в 13 т. - М.; Л., 1953-1959. - Т. IV.
3. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. - М., 1987.
4. Воронцов, Ю.В. Музыкальная жизнь дореволюционного Воронежа. Исторические очерки. - Воронеж, 1993.
5. Воронежские губернские ведомости. - 1867. - № 29.
6. Дон. - 1877. - № 88.
7. Воронежские губернские ведомости. - 1870. - № 46.
Bibliography
1. Pisarev, D.I. Izbrannihe pedagogicheskie sochineniya. - M., 1984.
2. Belinskiyj, V.G. Poln. sobr. soch.: v 13 t. - M.; L., 1953-1959. - T. IV.
3. Antologiya pedagogicheskoyj mihsli Rossii pervoyj polovinih XIX v. - M., 1987.
4. Voroncov, Yu.V. Muzihkaljnaya zhiznj dorevolyucionnogo Voronezha. Istoricheskie ocherki. - Voronezh, 1993.
5. Voronezhskie gubernskie vedomosti. - 1867. - № 29.
6. Don. - 1877. - № 88.
7. Voronezhskie gubernskie vedomosti. - 1870. - № 46.
Статья поступила в редакцию 15.01.12
УДК 378.14
TseunovK.S. REVIEW OF INTERCULTURAL COMPETENCE MODEL OF FUTURE PROFESSIONALS IN PUBLIC RELATIONS. The structure and content of intercultural competence formation of future public relations specialists is reviewed. The definition of intercultural competence is presented. The worked out model includes the following components: socio-cultural mechanisms and factors, the complex of requirements influencing the formation of educational space and practice-oriented educational environment, the structure and the criteria for level assessment of intercultural competence formation. Each component is separately analyzed.
Key words: intercultural competence, model, public relations, professiogram, linguistic identity.
К.С. Цеунов, соискатель ЧГПУ, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
ОБЗОР МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
В статье дается определение межкультурной компетенции, рассматривается структура и содержание модели формирования межкультурной компетенции будущих специалистов по связям с общественностью. Разрабатывается модель, включающая следующие компоненты: социокультурные механизмы и факторы; комплекс требований и соответствий, воздействующих на формирование образовательного пространства и практикоориентированной образовательной среды; структура и критерии оценки уровня сформированности межкультурной компетенции.
Ключевые слова: межкультурная компетенция, модель, связи с общественностью, профессиограмма, языковая личность.
В статье представлена разработанная нами модель формирования межкультурной компетенции будущих специалистов по связям с общественностью. Необходимость формирования межкультурной компетенции у специалистов по связям с общественностью для их успешной адаптации к профессиональной деятельности в поликультурном пространстве современной России вызвана целым рядом причин. Остановимся на двух основных.
Во-первых, международные контакты становятся всё более интенсивными. Масштабность глобализационных процессов оказывает воздействие на все сферы социальной действительности. Расширяется бизнес-пространство современной России. Более того, все шире становятся международные контакты в различных сферах: политической, социальной, образовательной, культурной. Следовательно, российские PR-специалисты должны быть конкурентоспособными не только в федеральных пределах, но и на международном рынке труда. Работа многих российских предприятий и компаний, а, следовательно, и их специалистов по связям с общественностью связана с представительством на международных форумах, конференциях, выставках, сотрудничеством с международными организациями, компаниями.
Разносторонние международные контакты российских руководителей и предпринимателей всех уровней показали, что успех в любом виде международной деятельности зависит, прежде всего, от степени подготовки PR-специалиста в области межкультурной коммуникации. А также можно сказать, что практика распространения демократии по всему миру напрямую зависит как от развития межкультурной коммуникации, так и от межкультурной компетенции специалистов, работающих в поликультур-ной среде [1, с. 5].
Во-вторых, современное образование неуклонно становится все более практикоориентированным. В условиях жесткой конкуренции современному работодателю необходим специалист по связям с общественностью, который владеет межкуль-турной компетенцией, имеет опыт межкультурной коммуникации, отличается готовностью к контактам с представителями других культур.
Однако остаются недостаточно разработанными вопросы о структуре и содержании межкультурной компетенции в цикле базовых, ключевых и специальных компетенций, о конкретных способах и научно-методической обеспеченности процесса формирования межкультурных компетенций в образовательном процессе вуза. Отсутствуют работы, в которых формирование межкультурной компетенции рассматривается как комплекс педагогических и методических задач в контексте не только специальных лингвистических, но и ключевых компетенций. Таким образом, проблема формирования межкультурной компетенции будущих специалистов по связям с общественностью остается недостаточно разработанной.
Основными причинами этого являются:
- отсутствие в существующих исследованиях общепринятой структуры межкультурной компетенции будущих специалистов по связям с общественностью;
- недостаточная разработанность теоретико-практических основ процесса формирования межкультурной компетенции будущих специалистов по связям с общественностью, отражающих его сущность и возможности совершенствования;
- отсутствие комплекса подходов к формированию межкультурной компетенции будущих специалистов по связям с общественностью;
- недостаточная разработанность содержательного и мето-дико-технологического аспектов формирования межкультурной компетенции будущих специалистов по связям с общественностью в условиях профессионального образования.
Актуальность исследования определяется:
- повышением требований к уровню межкультурной компетенции будущих специалистов по связям с общественностью, связанным с изменениями социально-экономических условий в стране;
- тенденциями в образовании, связанными с необходимостью формирования межкультурной компетенции будущих специалистов по связям с общественностью;
- нереализованным потенциалом образовательных учреждений при подготовке специалистов по связям с общественностью, обладающих необходимым уровнем межкультурной компетенции;
- недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения процесса целенаправленного формирования меж-культурной компетенции будущих специалистов по связям с общественностью в системе профессионального образования.
Исходя из этих причин, мы рассматриваем межкультурную компетенцию как элемент единой системы видов профессиональной деятельности. Межкультурная компетенция представляет собой сложное системное образование, отражающее интеграцию когнитивного, коммуникационного и личностного компонентов, которые представлены через общекультурологические и специфически-культурные знания, умения практической коммуникации, а также межкультурную психологическую восприимчивость. Иными словами под межкультурной компетенцией специалистов по связям с общественностью следует понимать интегративное качество личности, связанное со способностью и готовностью к межкультурному профессиональному общению, ориентированному на общечеловеческие ценности, комплекс межкультурных знаний, умений, навыков и способов деятельности в ситуациях межкультурной коммуникации, межкультурной восприимчивости и эмпатии, что проявляется в компетентном поведении, позволяющем достигать продуктивного профессионального межкультурного взаимодействия.
Таким образом, мы можем сказать, что модель формирования межкультурной компетенции будущих специалистов по связям с общественностью является системно разработанная и представленная в знаковой форме технологическая структура, содержательно отражающая формирование межкультурной компетенции, необходимой для осуществления определенного вида PR-деятельности. Графически модель формирования межкуль-турной компетенции будущих специалистов по связям с общественностью выглядит следующим образом (рис. 1).
Представляя модель формирования межкультурной компетенции будущих специалистов по связям с общественностью необходимо охарактеризовать составляющие её компоненты.
В качестве мотивационной объективно существующей базы формирования межкультурной компетенции первым компонентом мы выделяем социокультурные условия и факторы внешней среды, оказывающие воздействие на необходимость формирования данной компетенции будущих специалистов по связям с общественностью. Среди них мы выделяем следующие:
• процессы глобализации, мультикультурализм;
• экономико-политические условия (демократические выборы, конкуренция);
• рыночная ситуация (выход на рынок, позиционирование, формирование узнаваемости);
• социальный заказ (фандрайзинг, продвижение территории, формирование общественного мнения, вкусов, образа жизни);
• осознание необходимости PR-деятельности в государственных и деловых кругах (работа с имиджем, выстраивание коммуникаций);
• осведомленность о существовании связей с общественностью как социального института, положительное общественное мнение о PR.
Критерии оценки и уровни сформированности межкультурной компетенции будущих специалистов по связям с общественностью
Рис. 1. Модель формирования межкультурной компетенции будущих специалистов по связям с общественностью
Эти условия и факторы способствуют осознанию будущим специалистом по связям с общественностью необходимости освоения межкультурной компетенции, а также формируют потребность в осуществлении эффективной межкультурной коммуникации, в которой PR-специалисты будут принимать участие по роду своей деятельности.
При подготовке специалиста мирового уровня необходимо учитывать различные социальные и экономические изменения,
происходящие в обществе [2]. Так как именно они напрямую отражаются в ожиданиях общества и работодателя, поэтому необходимо отслеживать квалификационные характеристики специалиста по связям с общественностью, востребованные на рынке труда. Отсюда исходит наше обращение к опыту составления профессиограмм и их анализ.
Наличие профессиограммы в структуре модели обосновано требованиями времени. Профессиограмма специалиста по
связям с общественностью применяется не только в сфере непосредственной подготовки в учебных заведениях, но и как систематизация требований работодателей (профессиограммы специалистов по связям с общественностью представлены в кадровых агентствах / отделах, службах занятости, менеджменте персонала и пр.) [3]. В данном случае под профессиограммой понимается документ, содержащий основные профессиональные требования, на которые должно быть ориентировано развитие профессиональных качеств в ходе овладения профессией или замещения должности. В профессиограмме специалиста по связям с общественностью отражаются профессиональные требования, сформулированные на основе анализа профессиональной деятельности наиболее успешно работающих специалистов. Профессиограмма включает: а) модель специалиста по связям с общественностью (профессиональные, деловые, личные качества); б) модель должности специалиста по связям с общественностью (функции, обязанности, задачи, ответственность и т.д.).
В сформированной нами модели мы выделяем два основных вектора воздействия на содержание межкультурной компетенции будущих специалистов по связям с общественностью. Это факторы образовательного пространства (содержание ФГОС ВПО, образовательные технологии и ППС) и наличие практикоориентированной образовательной среды (организационно-педагогические условия участия в профессиональных конкурсах, проектах, сообществах, наличие контактов и возможностей для привлечения иностранных специалистов, студенческих обменов и профессиональных стажировок).
Все факторы образовательного пространства нацелены на освоение содержания ООП. Предметы, которые включены в базисную и вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла ООП, направлены на формирование компетенций, отраженных в ФГОС ВПО.
На основе ФГОС ВПО по направлению «Реклама и связи с общественностью» для бакалавров и магистров мы можем выделить виды профессиональной деятельности и из соответствующих им задач сделать акцент на тех, осуществление которых невозможно без владения межкультурными компетенциями [3]:
• организационно-управленческая деятельность (организация работы служб по связям с общественностью и рекламе, проведение мероприятий, позиционирование товаров и услуг, формирование имиджа, эффективных внутренних и внешних коммуникаций);
• проектная деятельность (разработка концепции проекта);
• коммуникационная деятельность (обеспечение коммуникационных процессов на различных уровнях);
• рекламно-информационная деятельность (разработка концепции рекламно-информационного обращения);
• рыночно-исследовательская и прогнозно-аналитическая деятельность (исследования, прогнозирование и анализ общественного мнения).
На этом этапе формирование межкультурной компетенции сводится, прежде всего, к овладению будущим специалистом по связям с общественностью иностранным языком как средством общения. Следовательно, для обеспечения адекватной подготовки будущих специалистов по связям с общественностью, способных к продуктивному общению необходимо подготовить их к реальному общению с представителями других культур в бытовой и профессиональной сфере с ориентацией на результат такого общения [4, с. 13]. Поскольку у каждого человека в его многочисленных социальных функциях представление о достигнутом результате будет индивидуальным, целью обучения иностранным языкам становится не набор конкретных умений, а формирование такой «языковой личности», которой иностранный язык нужен будет «для жизни», для «общения в реальных ситуациях» [5] и которая будет в состоянии осуществлять эффективное общение с представителями других культур. Критерием эффективности реального общения является его продуктивность, достижение взаимовыгодных результатов.
Компонент практикоориентированной образовательной среды в предлагаемой нами модели формирования межкультурной компетенции согласуется с выше описанными, находясь в непосредственной зависимости от них. Безусловно, организационно-педагогические условия должны способствовать привлечению к образовательному процессу подготовки будущего специалиста по связям с общественностью представителей бизнес-культуры в качестве преподавателей и наставников. Особенно это касается иностранных специалистов, работающих в сфере PR. Притом иностранный специалист будет формировать будущих специалистов по связям с общественностью профессиональные навыки с учетом требований международной практики.
Одновременно будут совершенствоваться навыки иноязычного общения. По нашему мнению, будущему специалисту по связям с общественностью предоставляется возможность не только реализовывать иноязычные лексико-грамматические конструкции, соответствующие нормам коммуникативной деятельности индивида иной лингвоэтнокультурной общности и иной национальной языковой картины мира, но и реализовать себя в рамках диалога культур, т.е. в условиях межкультурной коммуникации. Данную способность многие исследователи и называют межкультурной компетенцией.
Говоря о подготовке будущего специалиста по связям с общественностью, мы должны понимать, что для успешной реализации себя в профессии ему необходимо овладеть определенными навыками, более того, овладеть теми навыками ремесла, которыми владеет его зарубежный коллега. Говоря о межкультур-ной компетенции недостаточно умений и навыков работы только в рамках национальной профессиональной культуры и в соответствии с требованиями ведения документации на Российском пространстве. Насущной потребностью становится знание норм и правил, принятых в практике PR-деятельности зарубежных стран, включая ближнее и дальнее зарубежье. Учитывая вышесказанное, мы выделяем освоение мирового и российского опыта PR-деятельности как закономерный результат погружения будущих специалистов по связям с общественностью в практикоориентированную образовательную среду [6, с. 145].
Следовательно, становление и развитие межкультурной компетенции осуществляется во взаимосвязи освоения иноязычного кода и развития профессионального опыта специалиста, в составе которого можно вычленить отношение человека к себе, к миру, а также опыт профессиональной деятельности.
Центральное место в нашей модели занимает структура межкультурной компетенции. Межкультурная компетенция трактуется в исследованиях, разрабатывающих межкультурный подход к обучению иностранным языкам, по-разному [7, с. 59-62]. Таким образом, языковая компетенция (в ее взаимосвязи с коммуникативной компетенцией) может выступить в качестве одного из показателей сформированности межкультурной компетенции будущего специалиста по связям с общественностью. Такое утверждение основывается на положении о том, что меж-культурная компетенция связана с осмыслением картины мира иной культуры, познанием смысловых ориентиров другого линг-воэтносоциума, умением видеть сходства и различия между общающимися культурами и применять их в контексте межкуль-турного общения, используя знания иностранного языка. Опираясь на модель А. Кнапп-Поттхоффа [8], Е.В. Малькова [9] отмечает, что межкультурная компетенция охватывает в основном онтологический аспект становления личности, а коммуникативные, языковые и речевые способности последней. Принципиальным является также вывод об органичном взаимном дополнении межкультурной и коммуникативной компетенций и о том, что становление первой компетенции возможно только при условии развития второй. Более того, существенным результатом исследования, проведенного Е.В. Мальковой [9], является расширение межкультурной компетенции за счет включения в нее рефлексии.
Последним элементом нашей модели выступают критерии оценки уровня (качества) сформированности межкультурной компетенции - это необходимый элемент модели, так как наличие технологии оценки эффективности позволяет определить не только уровень специалиста, но и условия его подготовки. Реализация компетентностного подхода при подготовке будущего специалиста по связям с общественностью отвечает требованиям времени, так как способствует выработке не только навыков необходимых в процессе профессиональной деятельности, но и социально значимых качеств личности, которые должны быть соответствующим образом оценены.
Таким образом, модель формирования межкультурной компетенции будущих специалистов по связям с общественностью складывается из таких составляющих:
- социокультурные механизмы и факторы, оказывающие воздействие на формирование межкультурной компетенции;
- комплекс требований и соответствий, воздействующих на формирование образовательного пространства и практикоориентированной образовательной среды;
- содержание ООП / изучению иностранного языка и опыта мировой и российской PR-деятельности;
- структура межкультурной компетенции;
- критерии оценки и уровня сформированности межкуль-турной компетенции.
Поскольку основной целью нашего исследования является формирование межкультурной компетенции будущих специали-
стов по связям с общественностью, мы реализуем компетент-ностный подход в образовательном пространстве вуза, где один из ключевых принципов - ориентация на выпуск будущих специалистов способных эффективно осуществлять профессиональную деятельность [10, с. 109-115]. А это значит, что в процессе обучения будущие специалисты должны обладать не только зна-
Библиографический список
ниями, но и опытом межкультурных коммуникаций. Это будет способствовать профессиональному росту будущего специалиста по связям с общественностью. Межкультурная компетенция, применяемая в PR-деятельности, позволит успешно интегрироваться в профессиональное сообщество как российского, так и мирового уровня.
1. Гараева, М.В. Формирование межкультурной компетенции профильных специалистов в современных российских вузах: автореф. дис. ... канд. социологических наук. - Ростов-на-Дону, 2006.
2. Реттих, С.В. Практико-ориентированная модель профессиональной подготовки специалиста по связям с общественностью в вузе: дис. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2004.
3. Российская ассоциация по связям с общественностью // Российский PR-портал [Э/р]. - Р/д: http://www.raso.ru/about
4. Сапрыкина, Г.В. Развитие иноязычной коммуникативной культуры студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2003.
5. Сафонова, В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. - Воронеж, 1996.
6. Дзигуа, Д.В. Формирование профессиональных компетенций специалистов по связям с общественностью в информационном пространстве вуза физической культуры: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2008.
7. Герасимова, И.Г. Структура межкультурной компетенции // Известия Российского гос. педагогического университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради: научный журнал. - СПб. - 2008. - № 30(67).
8. ^апп-Потхофф, А. О межкультурной коммуникации // Что такое межкультурная коммуникация. - Мюнхен, 1997.
9. Малькова, Е.В. Формирование межкультурной компетенции в процессе работы над текстами для чтения: немецкий язык в неязыковом вузе, факультет с расширенной сеткой часов: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2000.
10. Лытаева, М.А. Межкультурная компетенция будущего специалиста и содержание обучения иностранным языкам / М.А. Лытаева, Е.С. Ульянова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов. - 2011. - № 4 (11).
Bibliography
1. Garaeva, M.V. Formirovanie mezhkuljturnoyj kompetencii profiljnihkh specialistov v sovremennihkh rossiyjskikh vuzakh: avtoref. dis. ... kand. sociologicheskikh nauk. - Rostov-na-Donu, 2006.
2. Rettikh, S.V. Praktiko-orientirovannaya modelj professionaljnoyj podgotovki specialista po svyazyam s obthestvennostjyu v vuze: dis. ... kand. ped. nauk. - Barnaul, 2004.
3. Rossiyjskaya associaciya po svyazyam s obthestvennostjyu // Rossiyjskiyj PR-portal [Eh/r]. - R/d: http://www.raso.ru/about
4. Saprihkina, G.V. Razvitie inoyazihchnoyj kommunikativnoyj kuljturih studentov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Orenburg, 2003.
5. Safonova, V.V. Izuchenie yazihkov mezhdunarodnogo obtheniya v kontekste dialoga kuljtur i civilizaciyj. - Voronezh, 1996.
6. Dzigua, D.V. Formirovanie professionaljnihkh kompetenciyj specialistov po svyazyam s obthestvennostjyu v informacionnom prostranstve vuza fizicheskoyj kuljturih: dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2008.
7. Gerasimova, I.G. Struktura mezhkuljturnoyj kompetencii // Izvestiya Rossiyjskogo gos. pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. Aspirantskie tetradi: nauchnihyj zhurnal. - SPb. - 2008. - № 30(67).
8. Knapp-Potkhoff, A. O mezhkuljturnoyj kommunikacii // Chto takoe mezhkuljturnaya kommunikaciya. - Myunkhen, 1997.
9. Maljkova, E.V. Formirovanie mezhkuljturnoyj kompetencii v processe rabotih nad tekstami dlya chteniya: nemeckiyj yazihk v neyazihkovom
vuze, fakuljtet s rasshirennoyj setkoyj chasov: dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2000.
10. Lihtaeva, M.A. Mezhkuljturnaya kompetenciya buduthego specialista i soderzhanie obucheniya inostrannihm yazihkam / M.A. Lihtaeva, E.S. Uljyanova // Filologicheskie nauki. Voprosih teorii i praktiki. - Tambov. - 2011. - № 4 (11).
Статья поступила в редакцию 18.01.13
УДК 378
Grudina M.V., Tchebelskaya E.G. PROJECT-BASED TRAINING AS A METHOD OF ACTIVE TEACHING OF PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE IN THE COURSE OF FORMATION OF UNIVERSITY STUDENTS' SOCIALLY SIGNIFICANT NEEDS. The article is devoted to some pedagogical aspects of forming socially significant needs of university students. The satisfaction of students' needs for self-affirmation, self-realization, knowledge and communication in professional and cognitive activity is put into effect in the course of professional foreign language learning by applying methods of active teaching at English language classes.
Key words: culture of university students' needs, socially significant needs, self-affirmation need, selfrealization need, knowledge need, communication need, methods of active teaching, role play, project-based training.
М.В. Грудина, канд. филол. наук, ст. преподаватель каф. иностранных языков ГКОУ ВПО СПб им. В.Б. Бобкова филиал РТА, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]; Э.Г. Щебельская, канд. пед. наук,
ст. научный сотрудник ФГНУ ИПООВ РАО, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА
В статье рассматриваются педагогические аспекты формирования социально значимых потребностей студентов вуза в самоутверждении, самовыражении, познании и общении, реализация которых происходит в профессионально-познавательной деятельности студентов вуза в процессе изучения профессионального иностранного языка с применением методов активного обучения на занятиях по английскому языку.
Ключевые слова: культура потребностей студентов вуза, социально значимые потребности, потребности в самоутверждении, в самовыражении, в познании, в общении, методы активного обучения, ролевая игра, метод проектов.
Учитывая сложившиеся в данный момент социально-эко- щества, характеризуемого все чаще и чаще как «общество по-номические условия в нашей стране, развитие современного об- требления» и определенного рода реструктуризация системы