УДК 78.072.3
С.Е. Радченко
канд. искусствоведения, доцент, кафедра методики преподавания музыки и изобразительного искусства, ФГБОУ ВПО «Курский государственный
университет»
КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ГУБЕРНСКИХ ГОРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-14-46003 а (р)
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития музыкального образования в гимназиях, школах и училищах Воронежа, Курска, Орла и Тамбова в конце XIX - начале XX веков. Автор определяет положение предметов «Пение» и «Музыка» в системе дореволюционного российского общего образования, раскрывает специфику музыкально-концертной практики учащихся в городах Центрального Черноземья, выявляет роль ученических концертов в музыкальной жизни региона.
Ключевые слова: музыкальное образование, концертные выступления учащихся, хоровое и сольное пение, инструментальное исполнительство.
S.E. Radchenko, Kursk State university
CONCERT ACTIVITY IN GENERAL EDUCATION INSTITUTIONS OF CENTRAL BLACK EARTH REGION
PROVINCE TOWNS IN THE END OF 19TH - BEGINNING OF 20TH CENTURIES
Abstract. The article is dedicated to the subjects of musical education development in gymnasiums, schools and academies in Voronezh, Kursk, Orel and Tambov in the end of 19th - beginning of 20th centuries. The author defines the place of disciplines «Singing» and «Music» in the system of pre-revolutional Russian general education, reveals the specificity of musical-concert practice of students in Central Black Earth region towns, determines the role of students' concerts in musical life of the region.
Keywords: musical education, concert performances of the students, choral and soloistic singing, instrumental performance.
Первые сведения о музыкально-просветительской деятельности в реальных училищах, гимназиях и народных школах Воронежа, Курска, Орла и Тамбова относятся к 1880-м годам и говорят о том, что в учебных заведениях основой музыкально-эстетического воспитания было хоровое пение. К началу XX столетия афиша периодической печати губернских городов Центрального Черноземья изобиловала анонсами концертов с участием хоровых коллективов, составленных из учеников гимназий и училищ. Пели молитвы, устраивали праздники, исполняли хоровые произведения к юбилейным датам.
В 1883 году в «Орловском вестнике» сообщалось о концерте соединенных хоров Мари-инского детского приюта, Женского епархиального училища и любителей церковного пения [4], о концерте хора Орловского духовного училища под управлением надзирателя В.И. Никитского [5]. Наиболее восторженные отзывы находим в «Орловском вестнике» на выступления хора Орловской духовной семинарии: «Семинарский хор искони пользуется в Орле прекрасной репутацией, стройностью и задушевностью, особенно при молодых, свежих голосах. Сколько помним, публичные концерты он никогда не давал, но слушать очень многие ездят в семинарскую церковь и остаются очень довольны пением» [9]. Из числа немногочисленных публичных выступлений этого хора - участие в 1885 году в празднестве-чествовании древнерусских просветителей (свв. Кирилла и Мефодия), состоявшемся в городском театре и приуроченном к 1000-летию со дня смерти Мефодия.
Торжественное празднество в честь святых Кирилла и Мефодия прошло и в Курске на одной из главных концертных площадок - сцене Дворянского собрания. Созданный сводный хор из «учащихся всех средних учебных заведений» [17, c. 170] (более трехсот человек) исполнил
специально написанный к этой дате директором Курских музыкальных классов А.М. Абазой «Гимн святым братьям Кириллу и Мефодию» для четырехголосного смешанного хора.
Факт объединения всех хоровых коллективов средних учебных заведений Курска в 1885 году - одно из ярчайших событий в концертной практике губернии, оставшееся в памяти жителей города на долгие десятилетия [16; 17, с. 13] и существенно повлиявшее на музыкальную жизнь губернии.
Судя по историческому обзору художественной жизни Тамбова, представленному в журнале «Баян» в 1889 году, хоровое пение (светское и церковное) преподавалось во многих учебных заведениях: Александрийском институте благородных девиц, Классической гимназии, Женской гимназии, Реальном училище и Екатерининском учительском институте [7]. Среди тамбовских хоров в начале XX века особую известность получил хор воспитанниц Дома трудолюбия, насчитывавший 28 голосов и руководимый композитором, регентом Никольской церкви Ф.Е. Степановым. В репертуаре хора были сочинения разных эпох: Д.В. Аллеманова, А.А. Архангельского, Ф.А. Багрецова, А.Д. Кастальского, А.Ф. Львова, Н.А. Римского-Корсакого и П.И. Чайковского. Звучали произведения и самого Ф.Е. Степанова [8].
В Воронеже корреспонденты газеты «Дон» сообщали о концертах хора учениц Александровского женского городского училища под управлением Минаева [13, с. 3], хора воспитанниц училища слепых под руководством регента Мякинникова [12] и др.
В школе «Преподавание фортепианной игры» введено в женских гимназиях с 1865 года [2, Стб. 553]. Вопросом инструментального исполнительства заинтересовалось руководство учебных округов в конце 1880-х годов. «Покорнейше прошу Вас, Милостивый государь, доставить мне Ваши соображения о том, на какие средства и каким образом Вы полагали бы возможным поставить преподавание пения в наиболее благоприятные условия, а равно и расширить, по возможности, преподавание инструментальной музыки в среде учащихся вверенного Вам учебного заведения» [20, л. 4], - писал в 1889 году попечитель Харьковского учебного округа (в который входила Воронежская, Курская и Тамбовская губернии) Воронцов-Вельяминов в циркуляре к председателю педагогического совета Курской женской гимназии.
В циркуляре управляющего Министерством народного просвещения от 15 августа 1902 года уже не просто рекомендовалось попечителям учебных округов обратить внимание на такие дисциплины как «Пение» и «Музыка» в учебных заведениях, но и предлагались конкретные условия успешной музыкальной подготовки обучающихся: «Начальники учебных заведений должны прилагать все зависящие меры к тому, чтобы в танцах и пении принимали участие по возможности все учащиеся младшего возраста; что касается старшего возраста, то пение желательно для всех обладающих музыкальным слухом и голосом; в среднем возрасте, в период изменения голоса, занятия пением должны быть прекращаемы. Обучение игре на струнных и ударных весьма желательно; что же касается до духовых инструментов, то игра на них может быть допускаема лишь как условие для образования ученических оркестров, и притом не иначе, как под строгим контролем врача» [18].
Вопросами музыкальной подготовки занимались не только должностные лица, но и сами учащиеся. В Государственном архиве Орловской области в фонде Орловской губернской мужской гимназии сохранился документ - переписка директора гимназии с попечителем Московского учебного округа, датируемая 29 ноября 1897 годом, в которой отмечалось: «В последние годы ученики вверенной мне гимназии не раз пытались организовать в гимназии оркестровые собрания, но эти собрания каждый раз прекращались за отсутствием музыкальной поддержки и опытного учителя-капельмейстера. В настоящем году ученики обратились ко мне с просьбой разрешить им собираться в гимназии для совместной игры» [19, л. 111]. Как следует из содержания документа, ученикам удалось заручиться поддержкой руководства гимназии: был приглашен капельмейстер, организовавший духовой и струнный оркестры, приобретены инстру-
менты, ноты, проводились занятия по основным музыкальным инструментам, при этом оплата за обучение музыки взималась с учеников только частично.
Однако столь успешное проведение музыкальной подготовки учащихся встречалось не всегда. В 1899 году, а потом и в 1912 году редакция «Русской музыкальной газеты» провела анкетирование преподавателей музыки и пения в школах. Вопросы анкеты - от простых статистических (к примеру, «Число обучающихся пению») до творческих, требующих выражения собственных идей («Ваши желания по улучшению как постановки дела, так и по улучшению положения учителей пения») [10, стб. 338-339], выявили очень низкий уровень заинтересованности учащихся предметами «Пение» и «Музыка». Так, в 1899 году «число учеников, обучающихся пению в средней школе, очень незначительно и только в очень редких случаях доходит до 20%. Обыкновенно, число это составляет 5-10% всего числа учащихся. Что касается обучения музыке, то % обучающихся ею в школе совершенно незаметен. <...> В ученических оркестрах число участвующих не превышает, за самым ничтожным исключением, числа 20-30 человек, поэтому и обучается музыке и пению только незначительный % учащихся» [11, стб. 373].
Кроме того, в большинстве случаев не было ни системы, ни учителей, ни программ. Так, в 1883 году Первый съезд учителей народных училищ Льговского уезда Курской губернии выявил, что народное образование страдает не только отсутствием единого плана и системы, но и полнейшим пренебрежением к предметам эстетического цикла, в том числе - к пению. Более тридцати лет спустя многое по-прежнему требовало корректировки. Музыковед, переводчик, фольклорист и композитор Ю. Энгель в работе, посвященной вопросу музыкального образования в России и опубликованной в журнале «Музыкальный современник» в 1915 году, отмечал: «Положение музыки в нашей современной системе общего образования печальное, загнанное. <...> Нет даже определенной по штатам суммы на преподавание пения. Есть только общая ассигновка (1200 рублей в год) на пение и гимнастику. <...> Преподаватель пения должен занять в общей школе положение равноправное с преподавателями остальных предметов как в смысле правового положения, так и в смысле денежного вознаграждения. <...> В связи с неопределенным положения пения в общеобразовательной школе, у нас до последнего времени не было и общепринятых программ его <...> Съезд хоровых деятелей (СПб) в прошлом году принял ряд постановлений, касающихся преподавания пения и его программы в низшей и средней школах» [21, с. 23-24].
Такое «пренебрежительное» отношение к предметам эстетического цикла многие исследователи объясняют, с одной стороны, невниманием к проблеме Министерства народного просвещения, с другой - положением «Музыки» и «Пения» в числе необязательных предметов. «Пять-шесть лет назад, - писал в 1904 году Т. Аквилонов, - реформа предусматривала введение музыки в школу в виде обязательного предмета, чего, однако, не случилось, и еще нельзя предугадать, когда это произойдет. Вопрос о музыке и пении как обязательном предмете в это время был забыт министерством, но, помимо последнего, в настоящее время поставлен уже в иные, более нормальные, условия, нежели прежде. Всемилостивейшее соизволение Государя Императора урегулировало научные и служебные права преподавателей музыки (пения), имеющих диплом свободного художника, которые в настоящее время являются уже равноправными членами в училищном совете учебного заведения» [1, стб. 789].
О реформе музыкального воспитания в школе говорил каждый автор, писавший о школьном образовании в начале XX века. Вопрос оказался настолько актуальным, что в 1905 году в «Русской музыкальной газете» появилась регулярная рубрика «Музыка в школе». «Современное положение школьного музыкального образования требует коренного преобразования. В настоящее время мы видим стремление Министерства народного просвещения улучшить среднее школьное образование. Поэтому, будет своевременным обратить серьезное внимание и на обучение пению и музыке, на что до наших дней не обращалось почти никакого
внимания» [10, стб. 335], - заключал в начале XX столетия учитель-регент из Нижнего Новгорода К. Нелидов.
Развивалось музыкальное образование в общеобразовательных заведениях только благодаря отдельным энтузиастам своего дела, многие из которых были выпускниками консерваторий и музыкальных училищ ИРМО. Как показало анкетирование в 1912 году (хотя трудно его назвать полноценным, т.к. на 2000 разосланных редакцией «Русской музыкальной газеты» запросов поступило только 13 ответов), интерес учащихся к музыкально-эстетическому воспитанию несколько возрос [14, стб. 900]. Состав хоров в российских гимназиях составлял уже в среднем около 17% от общего числа учащихся, а состав оркестров доходил до 40-50% [15, стб. 940]. Эта статистика подтверждает тенденцию, наметившуюся в школьном образовании: «Обучение пению и музыке в последнее время все более и более стало приобретать некоторые права в нашей школе и постепенно заняло место наряду с другими общеобразовательными предметами. Почти во всех среднеучебных заведениях, где позволяют средства, приглашаются учителя пения, в казенных же заведениях ассигнуется для этого известная сумма, - словом, все направлено к тому, чтобы дать юношеству необходимые познания и развивать в нем художественный вкус» [6, стб. 824], - отмечал в «Русской музыкальной газете» корреспондент из Киева Г. Злобин.
О растущей интенсивности музыкально-просветительской деятельности учеников общеобразовательных заведений говорят и официальные документы. В 1908 году попечитель Харьковского учебного округа П. Соколовский, недоумевая и выражая свое недовольство интенсивностью выступлений детей, писал директорам курских образовательных учреждений: «Многочисленные ходатайства начальников учебных заведений и родительских комитетов о разрешении на устройство танцевальных вечеров, балов, концертов и даже драматических спектаклей с привлечением к участию в них учащихся не только в качестве посетителей, но и исполнителей, причем вечера эти, балы, концерты и спектакли бывают платные, участвуют в них не одни учащиеся <...>, и устраиваются они иногда не в стенах учебных заведений. <...> Вследствие крайне вредного влияния вечеров, балов, концертов, а тем более драматических спектаклей, не устраивать во вверенном Вам учебном заведении, а откладывать подобные развлечения в воспитательном отношении небесполезные, особенно при соблюдении некоторых условий относительно надзора, продолжительности вечеров, характера программ и пр. на время Рождественских каникул и дней масленицы» [3, л. 7].
С начала XX века ученические концерты с участием хоровых коллективов, оркестров, солистов-вокалистов и инструменталистов в губернских городах Центрального Черноземья приобрели регулярный характер. О формах концертной практики свидетельствуют как материалы периодической печати, так и архивные источники (переписка с попечителями учебных округов об организации учебно-воспитательной работы, об устройстве ученических вечеров, в том числе их программы). Это были бесплатные и платные (с благотворительной целью в пользу учащихся) ученические вечера. Многоплановый репертуар концертов гимназистов нисколько не уступал репертуару выпускников специальных учебных заведений: звучали хоровые (в основном это были духовные произведения, хоровые переложения народных песен, оперных фрагментов) и сольные сочинения, в программы входили произведения русских и зарубежных композиторов XIX-ХХ веков (М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, С.В. Рахманинова, П.И. Чайковского, Ф. Листа, Ф. Мендельсона, Ф. Шопена и др.).
Наибольшей популярностью у гимназистов пользовались занятия вокалом и такие инструменты, как фортепиано и скрипка, реже звучала виолончель, еще реже - духовые инструменты.
Таким образом, проведение регулярных ученических музыкальных и музыкально-литературных вечеров в губернских городах Центрального Черноземья говорит о профессиональном подходе преподавателей-музыкантов к «дополнительным» предметам и достаточно высоком уровне подготовки учащихся. Разноплановые программы этих концертов требовали от
исполнителя профессионализма, творческого воображения, владения техническим мастерством, что и осуществлялось начинающими любителями-музыкантами, десятки имен которых перечисляются в афишах, программах и рецензиях. Факт ограничений в устройстве концертов, спектаклей и прочих мероприятий со стороны руководства учебного округа говорит о том, что это был активный пласт музыкальной жизни региона.
Список литературы:
1. Аквилонов Т. Своевременные мысли о школьном музыкальном образовании // РМГ. -1904. - № 37. - Стб. 789-793.
2. Вебер К.Э. Музыка в провинциальных учебных учреждениях // РМГ. - 1900. -№ 2122. - Стб. 553-560.
3. Дело о проведении в гимназии концертов и вечеров за 1908-1911 годы // ГАКО. - Ф. 185 (Курская мужская гимназия). - Оп. 1. - Ед. хр. 361. - 18 л.
4. Дневник // Орловский вестник. - 1883. - № 76. - 20 марта. - С. 1.
5. Дневник // Орловский вестник. - 1883. - № 99. - 12 апр. - С. 1.
6. Злобин Г. Предмет пения в средней школе // РМГ. - 1909. - № 39. - Стб. 824-828.
7. Исторический обзор художественной жизни провинции. Тамбов // Баян. - 1889. - № 29. - С. 239.
8. Местная музыкальная хроника // Баян. - 1907. - № 11. - С. 277-278.
9. Местный дневник // Орловский вестник. - 1886. - № 88. - 2 апр. - С. 1.
10. Нелидов К. Положение музыкального образования в средней школе и желательные изменения в его современной постановке // РМГ. - 1900. - № 12. - Стб. 335-342.
11. Нелидов К. Положение музыкального образования в средней школе и желательные изменения в его современной постановке // РМГ. - 1900. - № 13. - Стб. 369-374.
12. П.Л. Духовный концерт // Дон. - 1909. - № 64. - 22 марта. - С. 2.
13. Праздник в Первом Александровском женском городском училище // Дон. - 1899. -№ 26. - 7 марта. - С. 2-3.
14. Рыбаков С. О положении музыкально-педагогического дела в общеобразовательных учебных заведениях России // РМГ. - 1914. - № 48. - Стб. 900-903.
15. Рыбаков С. О положении музыкально-педагогического дела в общеобразовательных учебных заведениях России // РМГ. - 1914. - № 49. - Стб. 938-941.
16. Степанов Н.Т. Курские музыкальные классы // Курские губернские ведомости. -1889. - № 85. - 7 ноября. - С. 1.
17. Танков А.А. Исторический очерк Курской Мариинской женской гимназии, 1861-1911 гг. - Курск: Тип. Губ. земства, 1911. - 184 с.
18. Хроника. Санкт-Петербург. Разные известия // РМГ. - 1902. - № 34-35. - Стб. 794.
19. Циркуляры и предписания Попечителя Московского учебного округа и переписка с ним (07.01.1897 г. - 19.12.1897 г.) // ГАОО. - Ф. 64. - Оп. 1. - Ед. хр. 821. - 119 л.
20. Циркуляры попечителя Харьковского учебного округа о преподавании пения и музыки в гимназиях (январь-февраль 1889 года) // ГАКО. - Ф. 183 (Женские гимназии города Курска). - Оп. 1. - Ед. хр. 10. - 4 л.
21. Энгель Ю. Музыкальное образование в России, сущее и чаемое // Музыкальный современник. - 1915. - № 1. - С. 18-30.