8 УДК 783
ББК 85.318
Ключевые слова
Петровская эпоха, государевы певчие дьяки, Архив Оружейной палаты, Службы благодарственные, двунадесятые праздники, рукописи.
Плотникова Н.Ю.
Музыкальное
наследие
государевых
певчих
дьяков: итоги
и перспективы
проекта
Статья посвящена проекту «Музыкальное наследие Петровской эпохи: государственные торжества и богослужебное пение», поддержанному Российским фондом фундаментальных исследований в 2020-2022 годах. Важнейшим результатом проекта являются пять выпусков из запланированной серии изданий. Исследования и публикации проекта основаны главным образом на нотных рукописях государевых певчих дьяков, хранящихся в Оружейной палате Российского государственного архива древних актов. Предваряя публикацию инципитного каталога служб двунадесятым праздникам, составленного Л.В. Кондрашковой, статья раскрывает особенности данной научной работы. Автор обосновывает перспективы дальнейших исследований в этой сфере.
Key Words
The Era of Peter the Great, His Majesty's church singers (pevchiye d'yaki), Thanksgiving service, the Twelve Great Feasts, manuscripts.
Natalia Plotnikova
The Musical Heritage of His Majesty's Church Singers: Results and Prospects of the Project
The article is devoted to the project 'The Musical Heritage of the Era of Peter the Great: State Festivities and Liturgical Singing', supported by the Russian Foundation for Basic Research in 2020-2022. The most important result of the project is the publication of five issues from the planned series. The studies and publications related to the project are based mainly on the music manuscripts of His Majesty's church singers stored in the Armory Chamber of the Russian State Archive of Ancient Acts. Preceding the publication of the incipit catalogue of services for the Twelve Great Feasts compiled by Lada Kondrashkova, the article sheds light on some features of that scholarly work. The author substantiates the prospects for further research in this field of scholarship.
Музыкальная культура Петровской эпохи, отражая глубокие преобразования в жизни общества, представляет собой сложный сплав различных стилей и направлений: от средневековой монодии и духовных стихов до панегирических кантов и масштабных викториальных концертов, от наигрышей гудошников и барабанного боя до звучания оркестров при дворах знати. В это время сосуществуют или активно взаимодействуют старое и новое, традиционное и заимствованное. Музыка осваивает концертную среду, выходит на открытый воздух, к большим массам слушателей. При Петре утверждается и получает широкое распространение новый музыкальный стиль — партесный, создаются новые виды и жанры и пения, раскрывается творческий потенциал выдающихся композиторов — Василия Титова, Стефана Беляева, Ивана Протопопова, формируется национальная хоровая школа.
Крупнейшим певческим центром России конца XVII — первой четверти XVIII века был хор государевых певчих дьяков, ведущий свое начало еще от великокняжеских хоров. Основной задачей хора являлось музыкальное сопровождение всех церковных и государственных праздников, в которых принимал участие Петр I. Певчие при Петре стали своеобразным «отрядом», сходным по своей мобильности с полковыми оркестрами. В составе хора, особенностях его функционирования, репертуаре отчетливо и недвусмысленно выражалась воля монарха. Музыкальное наследие государевых певчих дьяков стало объектом многоаспектного научного исследования в рамках проекта, поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований в 2020-2022 годах'.
1 Проект РФФИ 20-012-42014 «Музыкальное наследие Петровской эпохи: государственные торжества и богослужебное пение» (конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований по теме «Петровская эпоха в истории России: современный научный взгляд»), выполнен Л.В. Кондрашковой и Н.Ю. Плотниковой (руководитель проекта).
Источниковедческую базу исследования составили нотные руко- 11
писи государевых певчих, хранящиеся в Архиве Оружейной палаты в Российском государственном архиве древних актов (более трехсот единиц хранения) и репрезентирующие чрезвычайно важную, сти-леобразующую церковно-певческую традицию*. В целях изучения контекста привлекались рукописные памятники из других архивов России (Отделов рукописей Государственного исторического музея, Российской национальной библиотеки, Отдела документов и личных архивов Российского национального музея музыки, Владимирского и Ярославского государственных историко-архитектурных и художественных музеев-заповедников и др.).
В рамках проекта было подготовлено 10 статей и 23 доклада на всероссийских и международных конференциях, введены в научный обиход новые рукописные памятники, открыты биографические сведения о государевых певчих, в том числе о «царственном мастере» Василии Титове, изучены ранее неизвестные музыкальные термины (например, «ин роспев с отменами»). Важнейший результат проекта — подготовка пяти выпусков в рамках запланированной серии изданий, не имеющей аналогов в отечественном музыковедении по охвату материала и глубине изучения рукописного наследия Петровской эпохи. Кратко охарактеризуем эти исследования.
Выпуск 1 впервые в полном объеме представляет два крупнейших цикла (более 80 песнопений), исполнение которых было приурочено к грандиозному триумфу 30 августа 1724 года3. Служба на заключение Ништадтского мира, созданная уставщиком государевых певчих дьяков Иваном Михайловичем Протопоповым на тексты архимандрита Гавриила (Бужинского), является музыкальным памятником победе России в Северной войне, кульминацией триумфальной сферы в области богослужебного пения. Служба святому князю-воину, связанная с перенесением его мощей из Владимира в Александро-Невский монастырь, также полностью принадлежит Петровской эпохе, опираясь на новые тексты и специально сочиненные напевы.
2 Впервые эти рукописи были введены в научный обиход
В.В. Протопоповым в издании «Музыка на Полтавскую победу» // Памятники русского музыкального искусства. Вып. 2. Сост., публ., иссл. и комментарии Вл. Протопопова М., 1973.
3 Плотникова Н.Ю. Служба благодарственная на заключение Ништадтского мира. Служба святому благоверному великому князю Александру Невскому. Исследование и публикация Натальи Плотниковой / Музыкальное наследие Петровской эпохи: государственные торжества и богослужебное пение. Вып. 1. М., 2022. - 184 с., [8 с.] ил., нот. - ISBN 978-5-98287-185-5.
12 Уникальный корпус двух служб, волей императора образовавший
сложное целое в рамках одного церковного богослужения, сохранился в семнадцати певческих книгах в Российском государственном архиве древних актов в фонде 396 (Архив Оружейной палаты), оп. 2, ч. 7, № 3744, 3744 а-н, 3750, 3761, 3761-а4. В составе циклов отразилось своеобразное сочетание партесного многоголосия и монодии, характерное для традиций государевых певчих: стихиры являются четырехголосными обработками знаменного распева, а канон, тропари и другие небольшие песнопения распеваются одноголосно греческим распевом.
В процессе подготовки издания были решены следующие задачи: поиск, описание и сравнительный анализ певческих партий, составление и редактирование партитур, выявление состава и особенностей циклов Служб. Немалый интерес представляет изучение принципов распева новых текстов, исходя из моделей знаменного и греческого распевов, проблема многораспевности и вопросы многоголосной обработки распевов. Особого внимания требовали вопросы истории создания Служб, датировки и авторской атрибуции текста и музыки службы святому благоверному великому князю Александру Невскому. Сверхзадачей исследования и публикации можно считать раскрытие роли Петра Первого в формировании идеи монументального празднества и его реализации на разных уровнях, включая личное участие императора в исполнении церковных песнопений во время торжественных богослужений.
Выпуск 2 включает в себя четыре богослужебных цикла и один певческий сборник (в целом 62 песнопения), причем на первое место выходит троестрочие, демонстрирующее прочные связи наследия государевых певчих с древнерусским певческим искусством5. В этом издании опубликованы: 1) Служба 1 января: Новолетию, Обрезанию
4 Подчеркнем, что коллекция РГАДА представляет собой уникальную певческую библиотеку, где количество партий напрямую связано
с количеством певчих. Безусловно, речь идет о полных комплектах рукописей, рассчитанных на четырехголосный состав хора (дисканты, альты, тенора, басы); в собрании имеются и неполные комплекты с утраченными партиями. См. об этом: Плотникова Н.Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII - первой половины XVIII века: источниковедение, история, теория. М.: Государственный институт искусствознания, 2015. С. 101-133, 258-263.
5 КондрашковаЛ.В. Служба 1 января: Новолетию, обрезанию Господню и святителю Василию Великому. Служба Новолетию 1 сентября. Величания и прокимны. Исследование и публикация Лады Кондрашковой / Музыкальное наследие Петровской эпохи: государственные торжества и богослужебное пение. Вып. 2. М., 2022. -184 с., [8 с.] ил., нот. - ISBN № 978-5-98287-186-2.
Господню и святителю Василию Великому, по комплекту партий 13
государевых певчих первой четверти XVIII в. (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Ч. 7. № 3731, 3731 а-з, 3732, 3749); 2) Служба Новолетию 1 сентября по Вологодской рукописи ОР ГИМ. Муз. № 564 (1716-1723 годы); 3) Величания и прокимны по рукописям Петровских певчих (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Ч. 7. № 3765, 3765 а-м).
Как известно, церковное новолетие Петровским указом было перенесено с 1 сентября на 1 января на рубеже XVII-XVIII веков. В Службе государевых певчих на праздник 1 января большая часть песнопений является партесными обработками знаменного распева (сохранилось три партии, партия дисканта утрачена). Значительное место занимают одноголосные распевы, сходные с греческим. Кроме того, Л.В. Кондрашкова обнаружила троестрочные антифоны Новолетию, записанные без заголовка. В Службе Новолетию 1 сентября из рукописи ГИМ, изложенной в виде нотной трехголосной партитуры, преобладает троестрочие, лишь два первых песнопения являются демественным трехголосием и трехголосной же партесной обработкой греческого распева. Величания и прокимны полностью изложены троестрочно, что отличает этот сборник от других рукописей Архива Оружейной палаты.
Выпуск 3 посвящен важнейшей области музыки Петровской эпохи — богослужебным песнопениям в честь военных триумфов*. Впервые в полном объеме публикуются 29 песнопений из трех Служб благодарственных Богу на важнейшие победы в Северной войне — взятие крепости Нотебург (сразу переименованной в Шлиссельбург) 11 октября 1702 года, победу над генералом Левенгауптом при Лесной 28 сентября 1708 года и морские виктории при Гангуте (27 июля 1714 года) и Гренгаме (27 июля 1720 года), Не только музыка, но и вербальные тексты, ярко воплощающие исторические реалии Северной войны, до настоящего времени не были известны историкам и филологам, они сохранились именно в певческих рукописях. В этом исследовании, как и в первых двух выпусках, решаются вопросы истории создания и датировки Служб, авторской атрибуции текста и музыки, делаются выводы о музыкальном стиле композиций. Включенный в третий выпуск сборник песнопений на коронацию Екатерины Первой 7 мая 1724 года (псалмы 19, 20, 100, фрагменты литургии и Многолетия) демонстрирует новые грани
* Плотникова Н.Ю. Службы благодарственные на победы в Северной войне. Песнопения на коронацию Екатерины I. Исследование и публикация Натальи Плотниковой / Музыкальное наследие Петровской эпохи: государственные торжества и богослужебное пение. Вып. 3. М., [2024] (готовится к печати).
14 таланта уставщика Ивана Михайловича Протопопова, позволяет
представить звуковые образы торжественного действа. Но в целом исследователям еще предстоит опубликовать полный корпус его сочинений и обработок, с привлечением рукописей из Государственного Исторического музея и Российского национального музея музыки.
За рамками нашего проекта оказалась музыка Службы на Полтавскую победу, публикация которой была выполнена В.В. Протопоповым в указанном выше издании частично, выполненное им описание рукописей необходимо существенно дополнить и расширить, исследовать различие между двумя редакциями текста и музыки служб. Кроме того, были найдены иные музыкальные воплощения этих викториальных текстов, созданные в других певческих центрах. Так, музыканты Знаменского собора Великого Новгорода создали свои напевы и свою многоголосную обработку песнопений Службы (ОР ГИМ. Синодальное певческое собрание. № 656, «Трезвоны»). В отличие от государевых певчих, они опирались на мелодические модели не знаменного, а греческого распева, что определяет большую краткость мелодий и компактность стихир7. Еще один вариант многоголосной обработки текстов Службы на 27 июня зафиксирован в партии баса, сохранившейся в Государственном Владимиро-Суз-дальском музее-заповеднике (№ КР-651). Интересны и два варианта монодического решения данной Службы в сборниках ОР ГИМ: Син. певч. собр. № 533 из Свято-Троицкого Усть-Шехонского монастыря и № 948 (происхождение неизвестно). Музыка на Полтавскую победу представлена также «Стихами победительными»: они обнаружены не только в виде одноголосных напевов, опубликованных Протопоповым, но и в трех многоголосных вариантах®. Перспектива продолжения проекта здесь совершенно очевидна: необходим отдельный том, посвященный музыке на Полтавскую победу.
7 Одна из стихир, «Воспойте, российстии народи», была составлена в партитуре автором данной статьи и опубликована: Плотникова Н.Ю. О фестивале «Наследие»-2023 // Альманах фестиваля «Наследие»: Памятники русской культуры ХУИ-ХУШ вв.: партесная музыка, литература, театр. 350-летию Петра I. Вып. 1. Фестиваль 2023: итоги и оценки. Санкт-Петербург, 2023. С. 71-73 // Альманах фестиваля «Наследие». С. 97-98. Электронный вариант публикации: https://bit.ly/3RyhB2P [дата обращения 23.04.2024] ® См. об этом: Плотникова Н.Ю. Петровские торжественные песнопения «Стихи победительные»: к вопросу о расшифровке памятника // Музыкальная археография-2015. Сб. статей / Материалы научно-практической конференции «Звучащий мир Древней Руси» 19-21 ноября 2014 г. / Сост. и науч. ред. Н.В. Заболотная, И.П. Шеховцова. М., 2017 С. 172-186.
Выпуск 4 раскрывает разнообразие певческой богослужебной 15
традиции, к которой имел отношение сам Петр I, присоединяясь к пению клироса'. В нем будут опубликованы 25 песнопений двунадесятых праздников, созданных государевыми певчими дьяками. В жанровом отношении преобладают стихиры, поскольку это отражает типичный состав рукописных служб. Все стихиры являются четырехголосными партесными обработками знаменного распева. Особый интерес вызывают редкие варианты распевания известных текстов, так называемые «ин роспевы». В издании сопоставляются два распева стихиры на Рождество Христово «Что Ти принесем, Христе» и два разных варианта гармонизации одного и того же распева стихиры по 50-м псалме «Слава в вышних Богу». Из службы на Благовещение приводятся два распева стихиры «Еже от века таинство», второй озаглавлен в рукописи как «Ин роспев с отменами». По-видимому, этим новым термином автор партесной обработки обозначил большое количество «перемен» и «отмен», то есть мутаций обиходного звукоряда, которые можно видеть в мелодии знаменного распева, лежащей в основе стихиры и всей многоголосной фактуры.
В этот выпуск также входят многоголосные ирмосы знаменного распева в катавасии на Воздвижение «Крест начертав» и в каноне крещенского сочельника «Волною морскою» (трехголосном, без утраченной партии дисканта), тропари Богоявления, причастен на Благовещение «Избра Господь», в основе которого лежит мелодия мелизматического склада большого знаменного распева. Особое внимание привлекли припевы на девятой песни канона в праздник Сретения Господня. В издании они даны в двух разных распевах, в одноголосном и многоголосном изложении (сами распевы не имеют названия в рукописях). Оба цикла заканчиваются ирмосом девятой песни канона знаменного распева. Выразительный одноголосный распев имеет кондак Симеону Богоприимцу «Старец днесь», исполняющийся на следующий день после Сретения, 3 февраля. Данный выпуск, представляющий и монодию, и партесные обработки, может стать началом многих томов певческой антологии Петровской эпохи.
Выпуск 5, запланированный в рамках проекта, носит название «Музыкальное наследие государевых певчих дьяков Петровской эпохи. Двунадесятые праздники: инципитный каталог». Каталог является уникальным научным результатом проекта, необходимым
' Избранные песнопения двунадесятых праздников. Публикация Лады Кондрашковой и Натальи Плотниковой // Музыкальное наследие Петровской эпохи: государственные торжества и богослужебное пение. Вып. 4. М., [2024] (готовится к печати).
16 условием фундаментальных исследований певческой культуры того
времени. Его цель — детальное описание всех нотных рукописей из собрания РГАДА, содержащих службы на двунадесятые праздники, и инципитный каталог всех входящих в рукописи песнопений, как многоголосных, так и одноголосных. Следующая таблица отражает состав 11 единиц хранения, преимущественно комплектов партий (3731, 3733, 3734, 3735, 3736, 3745, 3748, 3749, 3750, 3751, 3752), в целом — 158 певческих книг, в соответствии с порядком следования двунадесятых праздников в церковном году.
количество партия партия партия партия
Двунадесятые праздники партий дисканта альта тенора баса
Рождество Пресвятой 19 3745-к 3745 3745-а, 3745-и
Богородицы 3745-г 3745-б 3745-п
3745-л 3745-в 3745-р
3745-о 3745-г
3745-д 3745-е 3745-ж 3745-з 3745-м 3745-н
3745-а, 3745-и
3745-б 3745-п
3745-в 3745-р
3745-г
3745-д
3745-е
3745-ж
3745-з
3745-м
3745-н
3748 3748-е
3748-а 3748-к
3748-в 3748-п
3748-ж 3750
3748-з
3748-и
3748-л
3748-н
3748-о
3748-р
3748-с
Воздвижение Креста Господня 19 3745-к 3745
3748-б 3745-г 3745-л 3745-о
Введение во храм Пресвятой 19 3748-б 3748-г
Богородицы 3748-д 3748-м
количество партия партия партия партия
Двунадесятые праздники партий дисканта альта тенора баса
Рождество Христово 17 3751-ж 3751-г 3751-а 3751
3752-6 3751-з 3751-б 3751-и
3751-в 3752
3751-д 3752-а
3751-е 3752-в
3751-к
3751-л
3751-м
Крещение Господне 11 — 3731-а 3731 3731-е
(Богоявление) 3731-б 3732
3731-в 3749
3731-г
3731-д
3731-е
3731-ж
3731-з
Сретение Господне 17 3734 3733-з 3733 3733-а
3733-н 3733-в 3733-6
3733-г 3733-е
3733-д 3733-о
3733-ж 3733-п
3733-и
3733-к
3733-л
3733-м
Благовещение Пресвятой 18 3734 3736-ж 3736- 3735
Богородицы 3736-о 3736-з а 3736-6 3736
3736-к 3736-в 3736-м
3736-п 3736-г 3736-н
Вход Господень в Иерусалим 3736-д
(Неделя Ваий) 3736-е
3736-и
3736-л
Вознесение Господне 1910 3758-и 3758 3758-в 3758-е
3758-д 3758-ж 3758-з
День Святой Троицы 3758-л 3758-н 3758-к
(Пятидесятницы) 3758-о 3758-т 3758-м
3758-п
Преображение Господне 19 - 3742-к 3742 3742-а
3742-6 3742-д
3742-в 3742-и
Успение Пресвятой 3742-г
Богородицы 3742-е
3742-з
3742-ж
10 Некоторые партии из данного комплекта в последние годы из-за ветхости не выдаются в читальный зал (3758-а, 3758-6, 3758-г, 3758-н, 3758-р, 3758-с).
18 Масштабы изученного рукописного материала огромны. До-
статочно сказать, что 19 партий, составляющие комплект Службы Введению Пресвятой Богородицы, содержат в целом 1938 листов, то есть около четырех тысяч страниц. Опубликовать все материалы каталога в бумажном виде было бы очень сложно, поэтому мы выражаем огромную благодарность редакции журнала «Искусство музыки: теория и история» за возможность публикации в нескольких номерах. В данном номере будет опубликован первый блок, подготовленный Л.В. Кондрашковой, который посвящен службам трех первых двунадесятых праздников: Рождеству Богородицы, Воздвижению Креста Господня, Введению во храм Пресвятой Богородицы.
Описание рукописных источников, как и в других изданиях проекта, выполнялось по следующему плану:
1.Номер рукописи, название партии.
2.Название рукописи (по надписи на верхней крышке переплета, если таковая имеется)".
3.Формат (высота, ширина, толщина в сантиметрах).
4.Количество листов соответственно архивной пагинации, литерные листы, дополнительные чистые (имеющие только нотные станы без записей нот) ненумерованные листы (если имеются), общее количество листов.
5.Особенности переплета, блока. 6.Ключ (ключи).
7.Записи (даты, росписи певчих, названия партий и пр.) 8.Особенности данной партии (наличие особых вариантов распевов,
помет, оформления и т.п.). 9.Содержание (главным образом, названия публикуемых Служб, певческих циклов).
Важнейшее значение для истории хора государевых певчих имеют записи. Во-первых, иногда (к сожалению, крайне редко) они фиксируют даты создания рукописей. Предварительные наблюдения показывают, что певческие службы двунадесятым праздникам, хранящиеся в РГАДА, создавались преимущественно в начале 1720-х годов (возможно, это было связано с окончанием Северной войны, с большей устойчивостью быта государевых певчих и церковно-пев-ческой практики).
11 Названия партий, выписанные на крышках переплетов, не всегда бывают однозначно верными. Иногда певческие книги представляют собой конволюты, включающие различные партии (например, 3731-е содержит партии и баса, и тенора).
Во-вторых, рукописи сохранили для нас подписи певчих, которые 19
создавали рукописи или пели по ним. При Петре хор государевых певчих состоял из замечательных музыкантов. «Между ними, — писал Берхгольц в 1723 году о певчих "их величеств", — были прекрасные голоса, в особенности великолепные басы, которые в России лучше и сильнее, чем где-нибудь... У некоторых из басистов голоса так же чисты и глубоки, как звуки органа, и они в Италии получали бы большие деньги»'*.
Лишь некоторые имена певчих Петра Первого вошли в книгу Н.П. Парфентьева с богатейшим справочным аппаратом, так как она посвящена предшествовавшей исторической эпохе'3. Основная информация о петровских певчих содержится в исторических документах. Например, в «росписи государевым певчим», ехавшим 1 марта 1716 года от Данцига (Гданьска) до Мекленбурга, перечислены 20 человек: «Степан Беляев, Андрей Нижегородец, Василий Евдокимов, Петр Беляев, Осип Беляев, Сила Беляев, Иван Ростовец, Гаврило Казанец, Алексей Протопопов, Яков Нижегородец, Дмитрий Сибиряк, Лев Ростовец, Василий Уланов, Афанасий Григорьев, Афанасий Перфильев, Иван Протопопов, Петр Якимов, Иван Шерохов, Александр Иванов, Иван Максимов»'*. Кроме того, упоминаются Никита Рязанец и Семен Псковитин, которых «царское величество указал отпустить в С. Питербурх». Так можно выяснить, что с начала заграничного путешествия царя сопровождали 22 певчих. Роспись позволяет установить города или регионы, откуда певцы прибыли в хор Петра: Нижний Новгород, Казань, Ростов, Рязань, Псков, Сибирь.
В выписках из архивных бумаг имена певчих появляются в связи с денежными подарками царя к Пасхе или государственным праздникам. Иногда упоминаются лишь уставщик и, возможно, его помощники, или фавориты Петра, а далее указывается общее число певчих, как в записи от 25 марта 1722 года: «Дано для общей радости, что учинился мир, на платье уставщику Василью Евдокимову да Андрею Нижегородцу по 15 руб. человеку, а прочим певчим его величества Ивану Протопопову с товарыщи, 25 человеком, каждому по 10 рублев, всего всем 280 рублев»'5.
'2 Дневник камер-юнкера Берхгольца, веденный им в России
в царствование Петра Великого, с 1721 по 1725 год. Ч. 3. 1723 год. М., 1860. С. 266-267.
'3 Парфентьев Н.П. Профессиональные музыканты России ХУ1-ХУ11 веков: Государевы певчие дьяки и патриаршие певчие дьяки и подьяки. Челябинск: [б.и.], 1991.
'* Сборник выписок из архивных бумаг о Петре Великом. М., 1872. Т. 2. С. 28.
'5 Сборник выписок из архивных бумаг о Петре Великом. С. 99.
20 В списке певчих из дела о похоронах Петра Первого упомина-
ются надворный уставщик Иван Протопопов и 29 певчих дьяков, в целом 30 человек:
1. Андрей Нижегородец
2. Алексей Протопопов
3. Петр Беляев
4. Сила Беляев
5. Яков Нижегородец
6. Гаврило Казанец
7. Лев Ростовец
8. Афонасей Григорьев
9. Иван Шерог16
10. Федор Дьяковской
11. Петр Якимов
12. Александр Иванов
13. Илья Дмитриев
14. Василей Иванов
15. Конон Карпов
16. Михайло Осипов
17. Лука Родионов
18. Иван Борисов
19. Иван Лисин
20. Федор Аврамов
21. Петр Максимов
22. Петр Андреев
23. Иван Ефимов
24. Галактион Иванов
25. Емельян Шушарин
26. Никита Максимов
27. Логин Алексеев
28. Иван Еремеев
29. Алексей Иванов17.
16 В нотных рукописях используется вариант «Шерохов».
17 «Рэестр государевым певчим» // РГАДА. Ф. 9. Оп. 4. Отд. II. Д. 74. Л. 601-601 об. Благодарим Е.А. Тюхменеву за предоставленную информацию об этом документе. В более поздних исторических источниках встречались сведения о том, что в церемонии погребения императора участвовали «тридцать два певчих покойного императора» // Описание погребения блаженной памяти императора Николая
с присовокуплением исторического очерка погребений царей и императоров Всероссийских и некоторых других европейских государей. СПб., 1856. С. 47
Некоторые имена певчих из приведенных списков встречаются 21
в нотных рукописях, иногда в сокращенном виде: «П А Г» (певчий Афанасий Григорьев), «I Л» (Иван Лисин). Это дает возможность установить различные виды деятельности участников государева хора, определить тембр их голоса. В перспективе исследования — анализ почерка певчих, оставивших свои подписи, и поиск их «руки» в неподписанных книгах, а в дальнейшем — выявление и характеристика всех использованных в рукописях почерков.
В инципитном каталоге сохранившиеся голоса сведены в партитуру, ключи «до» заменены на скрипичный и басовый. Редакция текста соответствует современной орфографии и пунктуации, хотя в особых случаях сохранены оригинальные особенности написания текста. Существенные ошибки или неточности комментируются, описки устраняются без комментариев. Редакторские знаки альтерации выставляются над нотой.
В начале работы над проектом содержание каждой партии расписывалось очень подробно, с соответствующими маргиналиями, касающимися названий отдельных песнопений, указаний на распевы, гласы, но вскоре выяснилось, что такие описания имеют массу повторов и очень малую степень информативности. Было принято решение о составлении таблиц, которые мы называем источниковедческими. Таблицы отражают как состав комплекта в целом, так и конкретное содержание каждой певческой книги: в каждой строке таблицы указано название песнопения, его жанр (стихира, ирмос, тропарь и пр.) и его место в службе (на «Господи, воззвах», на стиховне и т.п.), далее выписаны листы, на которых начинается запись песнопения, в соответствии с номерами единиц хранения, помещенными в столбцах. В сносках к названиям песнопений приводятся все ремарки, имеющиеся в рукописях. Таким образом, возникает ряд комментариев к каждому песнопению, наглядно показывающий варианты одних и тех же названий, способы записи слов с различными сокращениями, гласов (кириллицей или цифрами), например: 3748, 3748-к: «ПЕСНЬ Г / Твоя песнословцы»; 3748-е, и, о: «ирмос Твоя песнословцы Б(огоро)д(и)це»; 3748-л: «Песнь Г / Ирмосъ Твоя песнословцы»; 3748-м: «Песнь Г»; или: «На стих(ов-не) ст(и)х(и)ра глас Д»; 3745-к, м, р: «На стиховне ст(и)х(и)ра глас Д»; 3745-б: «На стих(овне) ст(и)х(и)ра глас 4»; 3745-з: «на стиховне ст(и)х(и)ры глас Д»; 3745-и: «На с(ти)х(овне) ст(и)х(и)ра Глас 4»". В комплексе все подготовленные материалы: описание рукописей,
'8 Здесь в скобках указаны пропущенные буквы и их сочетания, выносные буквы выписаны в строку.
22 инципитный каталог и источниковедческие таблицы дают весьма
полную информацию о содержании певческих книг, их датировке, используемых напевах и способах обработки, большая полнота может быть достигнута только при полной публикации богослужебных циклов.
Завершенный в данное время проект «Музыкальное наследие Петровской эпохи: государственные торжества и богослужебное пение», безусловно, имеет широкие перспективы. Намеченные в статье пути исследования связаны с подготовкой к публикации новых материалов: служб на Полтавскую победу, авторских антологий Ивана Протопопова и Стефана Беляева, циклов песнопений отдельных двунадесятых праздников. Публикуемые нотные материалы открывают широкое поле для исследования стиля музыкальных произведений: мелодики новых распевов, гармонии, фактуры, явления многораспевности. Реализация различных направлений проекта будет способствовать формированию нового уровня источниковедческих и историко-теоретических исследований музыки Петровской эпохи.
ЛИТЕРАТУРА
23
Дневник камер-юнкера Берхгольца, веденный им в России в царствование Петра Великого, с 1721 по 1725 год. Ч. 3. 1723 год. М.: Типография Лазаревского института восточных языков, 1860.
2 Кондрашкова Л.В. Служба 1 января: Новолетию, обрезанию Господню
и святителю Василию Великому. Служба Новолетию 1 сентября. Величания и прокимны. Исследование и публикация Лады Кондрашковой / Музыкальное наследие Петровской эпохи: государственные торжества и богослужебное пение. Вып. 2. М., 2022.
3 Музыка на Полтавскую победу // Памятники русского музыкального искусства. Вып. 2. Сост., публ., иссл. и комментарии Вл. Протопопова М.: Музыка, 1973.
4 Описание погребения блаженной памяти императора Николая
с присовокуплением исторического очерка погребений царей и императоров Всероссийских и некоторых других европейских государей. СПб., тип. Journal de Saint-Pétersbourg (Fd Bellizard), 1856.
5 ПарфентьевН.П. Профессиональные музыканты России XVI-XVII веков: Государевы певчие дьяки и патриаршие певчие дьяки и подьяки. Челябинск: [б.и.], 1991.
6 Плотникова Н.Ю. О фестивале «Наследие»-2023 // Альманах фестиваля
«Наследие»: Памятники русской культуры ХУН-ХУШ вв.: партесная музыка, литература, театр. 350-летию Петра I. Вып. 1. Фестиваль 2023: итоги и оценки. Санкт-Петербург, 2023. С. 71-73 // Альманах фестиваля «Наследие». С. 97-98. Электронный вариант публикации: https://bit.ly/3RyhB2P [дата обращения 23.04.2024]
7 Плотникова Н.Ю. Петровские торжественные песнопения «Стихи
победительные»: к вопросу о расшифровке памятника // Музыкальная археография-2015. Сб. статей / Материалы научно-практической конференции «Звучащий мир Древней Руси» 19-21 ноября 2014 г. / Сост. и науч. ред. Н.В. Заболотная, И.П. Шеховцова. М.: РАМ имени Гнесиных, 2017.
8 Плотникова Н.Ю. Служба благодарственная на заключение Ништадтского мира. Служба святому благоверному великому князю Александру Невскому. Исследование и публикация Натальи Плотниковой / Музыкальное наследие Петровской эпохи: государственные торжества и богослужебное пение. Вып. 1. М., 2022.
9 Плотникова Н.Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII — первой половины XVIII века: источниковедение, история, теория. М.: Государственный институт искусствознания, 2015.
10 Сборник выписок из архивных бумаг о Петре Великом. Т. 2. М.: Университетская типография, 1872.
24 REFERENCES
1 Dnevnik kamer-yunkera Berkhgol'ca, vedenni'y im v Rossii v carstvovanie Petra Velikogo, s 1721 po 1725 god [A Diary of the Valet de Chambre Bergholz, Kept by Him in Russia during the Reign of Peter the Great, from 1721 to 1725]. Part 3. 1723. Moscow: Printer Office of the Lazarev Institute of Oriental Languages, 1860.
2 KondrashkovaL.V. Sluzhba 1 yanvarya: Novoletiyu, obrezaniyu Gospodnyu i svyatitelyu Vasiliyu Velikomu. Sluzhba Novoletiyu 1 sentyabrya. Velichaniya i prokimni. Issledovanie i publikaciya Ladi Kondrashkovoy [Service of January 1: Advent, Circumcision of Jesus, and St Basil the Great. Advent Service of September 1. Megalynaria and Prokeimena. Survey and Publication by L. Kondrashkova] / Muzikal'noe nasledie Petrovskoy epokhi: gosudarstvennie torzhestva i bogosluzhebnoe penie [The Musical Heritage of the Era of Peter the Great: State Festivities and Sacred Chant]. Issue 2. Moscow, 2022.
3 Muzika na Poltavskuyu pobedu [Music for the Poltava Victory] // Pamyatniki russkogo muzikal'nogo iskusstva [Monuments of Russian Musical Art]. Issue 2. Compilation, publication, research and comments by Vl. Protopopov Moscow: Muzika, 1973.
4 Opisanie pogrebeniya blazhennoy pamyati imperatora Nikolaya s prisovokupleniem istoricheskogo ocherka pogrebeniy carey i imperatorov Vserossiyskikh i nekotorïkh drugikh evropeyskikh gosudarey [A Description of the Funeral of Emperor Nicholas of Blessed Memory, with the Addition of a Historical Essay on the Funerals of Tsars and Emperors of Russia, as well as of Some Other European Monarchs]. Saint Petersburg, printing office of Journal de Saint-Pétersbourg (Fd Bellizard), 1856.
5 Parfent'yev N.P. Professional'nïe muzïkantï Rossii XVI-XVII vekov: Gosudarevï pevchie d'yaki i patriarshie pevchie d'yaki i pod'yaki [Professional Musicians of Russia in the 16th and 17th Centuries: His Majesty's and Patriarch's Church Singers and Choristers]. Chelyabinsk: [s.p.], 1991.
6 Plotnikova N. Yu. O festivale 'Nasledie'-2023 [On the Festival 'Heritage'-2023] // Al'manakh festivalya 'Nasledie': Pamyatniki russkoy kul'turi XVII-XVIII vv.: partesnaya muzika, literatura, teatr. 350-letiyu Petra I [Almanac of the Festival 'Heritage'. Monuments of Russian Culture of the 17th and 18th Centuries: Partes Music, Literature, Theatre. To the 350th Anniversary of Peter I]. Issue 1. Festival' 2023: itogi i ocenki [Results and Assessments]. Saint Petersburg, 2023. P. 71-73 // Almanac of the Festival 'Heritage'. P. 97-98. Electronic version: https://bit.ly/3RyhB2P [accessed 23.04.2024]
7 Plotnikova N. Yu. Petrovskie torzhestvenni'e pesnopeniya 'Stikhi pobeditel'n'i'e': k 25 voprosu o rasshifrovke pamyatnika [Peter the Great's Solemn Chants 'Victorious Stanzas': on the Question of Their Deciphering] // Muzikal'naya arkheografiya-2015 [Musical Archaeography-2015]. Collection of articles / Material' nauchno-prakticheskoy konferencii 'Zvuchashchiy mir Drevney Rusi' [Materials of Scholarly
and Practical Conference 'The Sound World of Ancient Russia'] 19-21 November 2014 / Compiled and edited by N.V. Zabolotnaya, I.P. Shekhovcova. Moscow: RAM imeni Gnesinikh [Gnesin Academy of Music], 2017.
8 Plotnikova N. Yu. Sluzhba blagodarstvennaya na zaklyuchenie Nishtadtskogo mira. Sluzhba svyatomu blagovernomu velikomu knyazyu Aleksandru Nevskomu [Thanksgiving Service to the Neustadt Peace. Service to St Grand Prince Alexander Nevsky]. Issledovanie i publikaciya Natal'i Plotnikovoy [Research and publication by Natalia Plotnikova] / Muzikal'noe nasledie Petrovskoy epokhi: gosudarstvennie torzhestva i bogosluzhebnoe penie [The Musical Heritage of the Era of Peter the Great: State Festivities and Liturgical Singing]. Issue 1. Moscow, 2022.
9 Plotnikova N. Yu. Russkoe partesnoe mnogogolosie konca XVII — pervoy polovini XVIII veka: istochnikovedenie, istoriya, teoriya [Russian Partes Polyphony of the Late 17th and the First Half of the 18th Century: Sources, History, Theory]. Moscow: State Institute for Art Studies, 2015.
10 Sbornik vipisok iz arkhivnikh bumag o Petre Velikom [Collection of Extracts from Archive Papers on Peter the Great]. Vol. 2. Moscow: Universitetskaya tipografiya [University Printing Office], 1872.