МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ТАДЖИКИСТАНА В 2001-2011гг.
МАНЗУРА ХАСАНОВА
научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша Академии наук Республики Таджикистан тел.2213742; [email protected]
В статье рассматривается музыкальная жизнь Таджикистана с 2001 по 2011 годы. Этот период знаменателен тем, что появляется ряд указов президента страны и решений правительства, которые сыграли важную роль в развитии музыкальной культуры Таджикистана.
Ключевые слова: музыкальная жизнь, концерты, репертуар, композитор, произведения.
В рассматриваемом периоде (2001-2011 гг.) музыкальная жизнь Таджикистана стала более насыщенней по сравнению с предыдущим десятилетием. Это было связано, прежде всего, со стабилизацией политической обстановки в республике, хотя основные проблемы касающиеся культуры оставались актуальными и для этого периода. Принятие ряда указов президентом и решений правительства Таджикистана, сыграли важную роль в дальнейшем развитии музыкальной культуры республики. Так, в 2000г. был издан Указ за номером 294 президента РТ Э. Рахмонова «О дальнейшем развитии музыкального искусства Шашмаком в Республике Таджикистан». 12 мая был объявлен Днём Шашмакома [1]. После принятия данного Указа в республике повсеместно стали открываться детские школы - студии, ансамбли макома. В 2003 г. была образована Академия макома, которой по настоящее время руководит народный артист Таджикистана, кандидат искусствоведения А.Абдурашидов. В 2005г. была открыта детская музыкальная школа Шашмакома при вышеназванной Академии. Эти меры были приняты, прежде всего, для того, чтобы привлечь молодые таланты к изучению культурного наследия таджикского народа «Шашмаком», дальнейшего его развития и популяризации в мировом сообществе. Ежегодно 12 мая в День Шашмакома проводятся концерты, конкурсы, фестивали, а также научные конференции, симпозиумы, заседания «круглого стола», посвященные проблемам истории, теории и современной музыки.
Особое значение для таджикской культуры имел Международный семинар, проведенный 2-4 декабря 1999 г. на тему «Таджикская музыкальная культура 21 века: приоритеты развития» [2], на
котором были рассмотрены вопросы профессионального музыкального образования в Таджикистане в начале 21 века. Обращение всех участников семинара к Президенту страны явилось одним из оснований для Постановления Правительства РТ от 10 мая 2003 г. «О создании Таджикской национальной консерватории» [3]. Образованная на базе исполнительского факультета Таджикского государственного института искусств им. М.Турсун-заде, консерватория на протяжении последних лет стала не только центром воспитания музыкальных кадров республики, но и местом проведения различных сольных и камерных концертов, музыкальных фестивалей и конкурсов. С 2007 года Консерватория носит имя таджикского композитора Талабшо Сатторова, который был ее первым ректором. Начиная с 2007 по 2011гг., Таджикская национальная консерватория и министерство культуры Таджикистана при финансовой поддержке таджикского филиала Фонда Сороса проводила Международный фестиваль музыки «Бахористон», в котором принимали участие музыканты стран Центральной Азии и России. Первый фестиваль привлек ректоров, педагогов и студентов национальных консерваторий Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, России и Таджикистана.
В 2008 г. на фестиваль собрались камерные оркестры консерваторий этих стран. Тогда же был создан объединённый симфонический оркестр.
В 2009 г. на III Международном фестивале профессионального музыкального искусства «Бахористон» приняли участие пианисты Дэвид Кореваар (США), Зайтуна Нарынбаева и Гульшан Конушева (Кыргызстан), Сергей Ким (Казахстан), а также представители России Валерий Шкарупа и Вазген Вартанян.
В 2010 г. Международный фестиваль «Бахористон» был посвящен 200-летию со дня рождения выдающихся композиторов - романтиков Ф. Шопена и Р. Шумана.
В 2011г., когда отмечалось 20-летие независимости Республики Таджикистан, «Бахористон» был посвящен музыкантам - соотечественникам, ныне проживающим и работающим за пределами Таджикистана, в числе которых композиторы П. Турсунов, П. Тураби,
A.Бакаев, Б.Юсупов, скрипачка С.Кашгарова, пианисты
B.Шкарупа, Г.Иноятова и др. Этот фестиваль заметно оживил музыкальную жизнь Таджикистана.
В этот период композитор Т.Шахиди продолжает свою активную деятельность по пропаганде музыкального искусства. Организованный им камерный оркестр «Гармония мира», как и прежде, знакомит слушателей с классической и современной музыкой, в том
числе таджикской. Причем выступления проходили не только в столице, но и в других городах и районах республики, порой и в полевых условиях. Так, в 2001г. был дан концерт в женской тюрьме Худжанда, на котором были исполнены произведения И.Баха, С. Рахманинова, А.Одинаева, А.Бабаева и Т.Шахиди [4].
Т.Шахиди был также организатором концертов в Душанбе Валерия Шкарупы, лауреата Международных конкурсов им. Ф.Листа в Будапеште и им. С.Рахманинова в Москве, Заслуженного артиста РФ, профессора Екатеринбургской консерватории им. М. Мусоргского. Выпускник Таджикской республиканской средней специальной музыкальной школы им. З.Шахиди, В. Шкарупа приезжает ежегодно в Душанбе с концертами, в программу которых обязательно включает произведения таджикских композиторов: Т.Шахиди, З.Миршакар, Т.Сатторова, Л.Толис и др. В настоящее время В.Шкарупа является ректором Екатеринбургской консерватории.
Один из последних концертов цикла «Классика и современность», инициатором которого был Т.Шахиди, состоялся в сентябре 2011 г. в Таджикской национальной консерватории им. Т. Сатторо-ва. В программу были включены произведения композиторов В.А.Моцарта, А.Бабаджаняна, Ю.Тер-Осипова, Л.Толис и Т.Шахиди [5].
Указом Президента РТ от 8 августа 2007г. «О Дне Фалака» [6], этот древний музыкальный жанр получил новый импульс для дальнейшего развития и популяризации. В советские годы Фалак был незаслуженно обойден вниманием музыковедов и исполнителей и не получил должного освещения и распространения. В рассматриваемый автором статьи период в Душанбе и Кулябе были открыты школы Фалака, инициатором которых стал народный артист Таджикистана Д. Холов, в Таджикской национальной консерватории также была открыта кафедра Фалака. Стали проводиться фестивали и конкурсы Фалака. Так, в 2004 и 2009гг. в Душанбе, а в 2006г. в Кулябе были проведены Международные фестивали-симпозиумы «Фалак», которые привлекли известных исполнителей и искусствоведов из Афганистана, Ирана, Узбекистана, Индии и Таджикистана. Фалак стал предметом пристального изучения музыковедов. К примеру, в 2009г. музыковед Ф.Азизи защитила докторскую диссертацию на тему «Маком и фалак как явления профессионального традиционного музыкального творчества таджиков».
Композиторы Таджикистана продолжают создавать преимущественно вокальную и камерно-инструментальную музыку. Крупные же произведения из-за неукомплектованного симфонического ор-
кестра и отсутствия профессионального дирижера в Таджикистане чаще всего исполняются за пределами республики. Например, на авторском концерте Т. Шахиди, которой состоялся в 2006г. в Концертном зале им. П.Чайковского в Москве, под управлением известного дирижера В.Гергиева, были исполнены поэмы композитора для большого симфонического оркестра «Празднество», «Садо» и «Поэма для оркестра» [7].
Таджикской государственный театр оперы и балета им. С.Айни по - прежнему является средоточием музыкальной жизни республики. Несмотря на огромные сложности, театр продолжает выполнять свою основную задачу - быть центром эстетического воспитания и духовного обогащения жителей республики. Одной из основных проблем театра является восстановление разностороннего репертуара, который был, создан еще в 70-80-е годы прошлого столетия и когда каждый вечер в театре шли оперные или балетные спектакли. Для решения этой проблемы нужна, прежде всего, финансовая поддержка правительства с тем, чтобы привлечь высококвалифицированные кадры - солистов оперы и балета, хора, кордебалета, музыкантов оркестра, режиссеров, художников, балетмейстеров, хормейстеров, дирижеров. Показательным в этом плане стал 2009г., когда в Душанбе был приглашен итальянский дирижер Жерардо Колелла, который проработал в театре год. С его приходом коллектив театра добился больших успехов. Благодаря его требовательности и огромному труду всего коллектива профессионализм солистов и оркестра возрос настолько, что дало возможность проводить симфонические концерты и музыкальные спектакли на очень высоком профессиональном уровне. Колелла осуществил на сцене Таджикского театра постановку оперы Дж.Верди «Аида».
В рассматриваемом в статье десятилетии в Таджикском театре оперы и балета состоялась премьера новой оперы М.Бафоева «Шайхурраис Ибн Сино» (2011г.) либретто К.Олимова по пьесе М. Бехбуди и М. Фархата.
Несмотря на все трудности, солисты театра оперы и балета им. С. Айни продолжают активно участвовать в музыкальной жизни республики. Наряду с уже известными солистами, такими как Б.Маматкулов, А.Мирраджабов, С.Нуруллаев, на сцене театра появилась и одаренная молодежь. Ярким дарованием отличается Ш.Усманова - выпускница Национальной консерватории Таджикистана им. Т.Сатторова, класс Б.Маматкулова, лауреат международных конкурсов. Как солистка театра оперы и балета им. С.Айни она спела ведущие партии в операх «Золотой кишлак» Д. Дустмухаме-
дова (Лайли), «Рудаки» Ш.Сайфиддинова (Нигина), «Аида» Дж.Верди (Великая жрица) «Кармен» Ж.Бизе (Кармен).
Важными событиями в музыкальной жизни республики стали проведения Дней культуры различных стран, в которых принимали участие ведущие творческие коллективы и исполнители. Так, в апреле 2004 г. и в октябре 2010 г. состоялись в Таджикистане Дни культуры Российской Федерации.
Ранее, в 2005 году, в Москве проходили Дни культуры Таджикистана. Дни культуры Таджикистана в Российской Федерации были проведены и в 2011году. В разные годы также в Таджикистане были проведены Дни культуры Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, КНР, Индии и Дни таджикской культуры соответственно в этих странах.
После определенного «затишья» в музыкальной жизни Таджикистана, особенно середины 90-х годов, в республику стали приезжать с гастролями солисты и музыкальные коллективы из других стран Содружества, а также дальнего зарубежья. Так, осенью 2004 года, когда в Таджикистане отмечалось 80-летие города Душанбе, в столице республики прошли гастроли Большого театра с участием ведущих солистов оперы и балета и симфонического оркестра под управлением Александра Титова. Москвичи показали фрагменты из балетов «Спартак» А.Хачатуряна, «Дон-Кихот» Л.Минкуса, опер «Евгений Онегин» П.Чайковского, «Кармен» Ж. Бизе, «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, «Фауст» Ш. Гуно. Гала-концерты начинались с увертюры к опере М. Глинки «Руслан и Людмила», а второе отделение - полонезом из оперы П.Чайковского «Евгений Онегин»[8].
18-19 сентября 2008 года в Душанбе прошел III Форум творческой и научной интеллигенции государств-участников СНГ. В рамках его культурной программы выступил известный пианист Денис Мацуев с Молодежным симфоническим оркестром СНГ под управлением Юрия Симонова. В программе концерта прозвучали Увертюра к «Эгмонту» Бетховена, Второй фортепианный концерт С. Рахманинова.
В эти годы широко был представлен популярный жанр эстрадной музыки. Так, дважды подряд, в 2010 и 2011гг. в Душанбе был проведен Международный музыкальный фестиваль «Небо Содружества», на котором выступили молодые эстрадные певцы из стран СНГ.
В разные годы в Душанбе приезжали с концертами и другие российские звезды и эстрадные группы, в том числе группа «На-на», руководитель Б.Арибасов (1999 г.), О. Газманов, Лада Дэнс,
Д.Маликов, группа «Блестящие» (2000г.); Авраам Руссо, Жасмин (2004г.). И.Кобзон ( 2007г.) и др.
С обретением суверенитета Таджикистан стал укреплять культурные связи с Исламской Республикой Иран, с которым связывают общие история, язык, литература и искусство. Появилась возможность услышать иранских музыкантов и певцов у нас в республике. Так, в разные годы с концертами сюда приезжали иранские певцы Саттор, Муин, Лайло Фурухар, Анди, Мансур и др. В то же время многие известные таджикские исполнители и педагоги стали ездить с гастролями по городам Ирана, знакомя их жителей с таджикским искусством, а также делясь своим преподавательским опытом. На протяжении нескольких лет в Тегеране проживала и успешно занималась исполнительской и преподавательской деятельностью известная пианистка, выпускница Московской консерватории им. П.Чайковского Дильбар Хакимова, воспитавшая немало талантливых учеников.
Музыковедение Таджикистана, также как и все другие отрасли искусства в 90-х годах прошлого столетия, пребывало в глубоком кризисе. Многие музыковеды покинули республику и успешно работают в других странах, а те, кто остался, пытаются по мере возможности не прекращать своей деятельности. К сожалению, в последнее время в средствах массовой информации республики почти не встретить рецензий на то или иное музыкальное произведение или концерт. Тем не менее, в этот период появляются в свет работы музыковедов Ф.Азизи, А.Низамова, Б.Кабиловой, Л.Назаровой, Н.Хакимова, Ф. Ульмасова и др., посвященные различным проблемам истории и теории таджикской музыки. Так, в указанный период были изданы фундаментальные работы по материалам искусствоведческих экспедиций Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша Академии наук Таджикистана 50 - 80 годов ХХ столетия: «Музыкальное искусство Памира» (3 книга), в соавторстве Ф.Кароматова, Н.Нурджанова, Б.Кабиловой, «Мавриги» Н.Нурджанова, Б.Кабиловой. Благодаря этим трудам сохранена самобытность музыкального искусства таджикского народа в своем первозданном виде.
В эти годы были защищены диссертации по проблемам истории и теории таджикской музыки. В их числе докторские диссертации А.Низомова «Суфизм в контексте музыкальной культуры народов Центральной Азии» (1998г.) и Ф.Азизи «Маком и фалак как явления профессионального традиционного музыкального творчества таджиков» (2009г.); кандидатские диссертации А. Абдурашидова «Танбур и его функции в изучении ладовой системы Шашмакома»
(1991г.), С.Худойбердыева «Функциональные особенности традиционного дутара в музыкальной системе таджиков и узбеков» (1995г.), Б. Кабиловой «История становления и развития композиторского искусства в Таджикистане» (2005г.), А.Зубайдова «История профессиональной деятельности народных музыкантов Таджикистана в 30 - 80-е годы ХХ века» (2005г.), А.Галиахметовой «Национальные особенности ритмики в скрипичных миниатюрах современных композиторов Таджикистана» (2011г.).
Оценивая результаты музыкальной жизни Таджикистана первого десятилетия XXI в., можно отметить вполне реальные достижения. Композиторы Таджикистана продолжают создавать оперы, балеты, симфонические и камерные произведения, песни и романсы, инструментальную и сценическую музыку. Между тем, одна из важнейших задач на сегодняшний день - добиться того, чтобы по возможности большее число вновь появляющихся произведений получало настоящий художественный и общественный резонанс, как это было в советские годы, когда в республике полноценно функционировал симфонический оркестр, который на высоком профессиональном уровне исполнял такие произведения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Указ Президента Республики Таджикистан № 294 от 12 мая 2000г. «Ч,умх;урият», 2000, 20 мая.
2. Международный семинар: Таджикская музыкальная культура начала XXI века: приоритеты развития». Душанбе. 1999г.
3.Постановление Правительства Республики Таджикистан «О Таджикской национальной консерватории» от 10 мая 2003г. «Ч,умх,урият», 2003, 17 мая.
4. «Ленинабадская правда». 2001, 24 октября; Р.Муъминова. Савту суруд дар мах,камаи занон. «Х,акикати Ленинобод», 2001, 12 де-кабр.
5. Программка концерта. 2011, 30 сентября.
6. Указ Президента Республики Таджикистан №299 «О Дне фала-ка» от 8 августа 2007г. «Ч,авонони Точикистон», 15 август.
7. Музыка Т.Шахиди прозвучала в концертном зале им. П.Чайковского. «Народная газета», 2006, 14 июня.
8. Большой театр в Таджикистане. «Народная газета», 2004, 7 ноября; Театри калони Русия дар Точикистон. «Адабиёт ва санъат», 2004, 25 ноябр; Браво, Россия! А8!А-Р1ш, 2004, 25 ноября.
MUSIKAL LIFE OF TAJIKISTAN IN 2001-2011
Manzura Hasanova
Scientific worker Institute of History, Archaeology
and Ethnography named after A.Donish Academuy of Sciences of the Republic of Tajikistan
^e article deals with musical life in Tajikistan from 2001 to 2011. This period is notable for the fact that there is a number of decisions and decrees of the Government and the President of Tajikistan, which played an important role in the development of musical culture of Tajikistan.
Key words: music life, concerts, repertoire, composer of the work.