Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРОВ ТАДЖИКИСТАНА В ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ ХХ ВЕКА'

ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРОВ ТАДЖИКИСТАНА В ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
552
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТАДЖИКИСТАН / ИСКУССТВО / КОМПОЗИТОР / ТВОРЧЕСТВО / ИСПОЛНИТЕЛЬ / СОЮЗ КОМПОЗИТОРОВ / ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хасанова Манзура Мухиддиновна

Композиторы Таджикистана в сложнейшие в политическом, экономическом и социальном отношении 90-е годы ХХ в. продолжали свое творчество. Они сочиняли произведения самых различных жанров и направлений, чаще всего ориентируясь на определенного исполнителя т. к. многие музыканты-исполнители вынуждены были покинуть республику. Но, конечно, тематика произведений отличалась от прежней советской.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVITY OF THE COMPOSERS OF TAJIKISTAN IN THE LAST DECADE OF THE TWENTIETH CENTURY

Composers of Tajikistan in the most difficult political, economic and social 90-ies of the XX century. continued their work. They composed works of various genres and directions, most often focusing on a certain performer since many performers were forced to leave the republic. But, of course, the themes of the works differed from the old Soviet one.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРОВ ТАДЖИКИСТАНА В ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ ХХ ВЕКА»

ТВОРЧЕСТВО ХА САНОВА Манзура Мухиддиновна,

КОМПОЗИТОРОВ научный сотрудник отдела истории и теории

ТАДЖИКИСТАНА В искусств Института истории, археологии и

ПОСЛЕДНЕЕ этнографии им. А. Дониша АН РТ

ДЕСЯТИЛЕТИЕ ХХ ВЕКА (Таджикистан, Душанбе)

ЭЧОДИЁТИ ^АСАНОВА Манзура Мухиддиновна, КОМПОЗИТОРОНИ ходими илмии шуъбаи таърих ва назарияи мусиции ТОЦИКИСТОН ДАР Институти таърих, бостоншиноси ва ДАХ,АИ ОХИРИ АСРИХХ мардумшиносии ба номи Аумади Дониши АИ

Чумцурии Тоцикистон, (Тоцикистон, Душанбе)

CREATIVITY OF HASANO VA Manzura Muhiddinovna, THE COMPOSERS researcher of the Department of History and Theory OF TAJIKISTAN IN THE of Arts of the Ahmad Donish Institute of history, LAST DECADE OF THE archaeology and ethnography, Academy of Sciences of TWENTIETH CENTURY the Republic of Tajikistan, (Tajikistan, Dushanbe,

E-MAIL: [email protected].

Ключевые слова: Таджикистан, искусство, композитор, творчество, исполнитель, Союз композиторов, произведение.

Композиторы Таджикистана в сложнейшие в политическом, экономическом и социальном отношении 90-е годы ХХ в. продолжали свое творчество. Они сочиняли произведения самых различных жанров и направлений, чаще всего ориентируясь на определенного исполнителя т. к. многие музыканты-исполнители вынуждены были покинуть республику. Но, конечно, тематика произведений отличалась от прежней советской.

Калидвожа^о: Тоцикистон, санъат, композитор, эцодиёт, Иттифоци композиторон, асар.

Композиторони Тоцикистон дар сол^ои 90-уми асри XX, ки вазъи сиёси, ицтисоди ва ицтимоии цум^урй хеле мураккаб буд, эцодиёти худро идома доданд. Ощо асар^ои гуногунжанру гуногунсамтро меофариданд, ки аксар ва^т барои ицрокунандаи муайян навишта мешуд, зеро бисёре аз ицрокунандагон мацбур буданд, ки аз кишвар берун шаванд. Албатта, мавзуъи асаруо куллан аз мавзуи давраи шурави фар^ият дошт.

Key words: Tajikistan, art, composer, creativity, performer, Union of Composers, work.

Composers of Tajikistan in the most difficult political, economic and social 90-ies of the XX century. continued their work. They composed works of various genres and directions, most often focusing on a certain performer since many performers were forced to leave the republic. But, of course, the themes of the works differed from the old Soviet one.

Деятели культуры и искусства Таджикистана, в том числе и композиторы, в 90-е годы ХХ столетия оказались в очень сложных условиях. Им было трудно поменять профессию, а для большинства это было просто невозможно. В итоге многие творческие деятели культуры были вынуждены покинуть республику. Из членов Союза композиторов Таджикистана в разные страны эмигрировали двенадцать человек. Тринадцать из членов Союза композиторов за это время скончались, среди них Миратулло Атоев (1938-1994г.), Шодмон Пулоди (1943-1995г.), Юнис Мамедов (1944-1995г.), Насим Пулатов (1913-1998г.), Маджнун Баротов (1941-1999г.), Шариф Бобокалонов (1910-1999г.), Одилджон Назаров (1929-2003г.), Амон Хамдамов (19182003г.), Дамир Дустмухамедов (1941-2004г.), Талабхуджа Сатторов (1953-2007г.), Хайрулло Абдуллоев (1930-2008г.), Аблулфаттох Одинаев (1938-2010г.), Хафиз Саидов (1968-2010г.) [1].

Приток новых кадров в Союз композиторов стал очень слабым, хотя требования к вступлению в него не были такими уже жесткими, как это было в советское время. Профессиональных солистов-исполнителей в республике осталось совсем немного, и исполнять произведения композиторов практически было некому. В такой ситуации, когда и потенциальные слушатели были утеряны, казалось бы, композиторское творчество в Таджикистане должно было

кануть в Лету, но этого не произошло. Композиторы продолжали, несмотря ни на что, писать музыку, чаще всего ориентируясь на определенного исполнителя. Так, в эти годы активно продолжает свое творчество заслуженный деятель искусств Таджикистана, лауреат Государственной премии им. А. Александрова, профессор, выпускник Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Абдуфаттох Одинаев (Ф. Одина). Им в эти годы были написаны симфоническая поэма «Мавриги»35 (199 3); кантата «Ахура Маздо» (1991) для тенора, сопрано, хора и оркестра на стихи таджикских поэтов Фаррухи, Дакики, Абулсайида Абулхайра, Фирдавси, также в кантате использованы пехлевийские тексты36 и тексты из Авесты. Последнее сочинение в сценическом варианте было исполнено в концерте, посвященном 4-й годовщине независимости Республики Таджикистан. В 1995 г. композитор написал Маком «Ироки Дарвоз» для флейты и камерного оркестра. Видимо, на написание этого произведения композитора вдохновило прослушивание пластинки с записью «Ироки Дарвоз» в исполнении Шарифа Раджабова (Шарифи Гуш), одним из редких обладателей этой пластинки был А. Одинаев [2, 55]. В 2003 г. ярким событием в культурной жизни Таджикистана стала презентация сборника А. Одинаева «Ману Лоик» («Я и Лоик»), куда вошли песни на стихи известного таджикского поэта Лоика Шерали, написанные в разные годы. Композитора всегда привлекало творчество поэта. Так, первая песня, которая называлась «Бахти бедор», написана была им еще в 1974 г. впоследствии композитор обращался к произведениям поэта на протяжении всего своего творческого пути. Плодами их сотрудничества стали более 20 песен, которые прочно вошли в репертуар таджикских певцов и обрели популярность среди народа.

В эти годы композиторы Таджикистана активно работают в жанре концерта, который обогащается использованием таджикских народных инструментов в качестве солирующих. Так, Т. Сатторов написал Концерт для рубоба-баса и оркестра (1991), отличающийся органичным сочетанием звучания народного инструмента с оркестром. Кроме того, автор подчеркивает виртуозность рубоба в моменты кульминационного солирования, предоставляет ему виртуозные каденции.

Привлекает композиторов Таджикистана и другой вид концерта, а именно концерт для оркестра. Здесь пальма первенства принадлежит Т. Сатторову, который первый из таджикских композиторов написал Концерт для струнного оркестра, арфы и ударных (1991). В эти годы Сатторов написал увертюру для симфонического оркестра «Клич победы». В 1999г. композитор пишет торжественную прелюдию для симфонического оркестра «Навои ифтихор» («Напевы гордости»), которая стала своеобразной музыкальной визитной карточкой Президента Таджикистана Эмомали Рахмона, сопровождая его выход перед публичными выступлениями. В том же 1999 г. композитором написаны опера «Рустам и Сухроб» (либретто Н. Косима по поэме А. Фирдавси «Шахнаме»), симфонические картины «Заминларза» («Землетрясение») и «Эхё» («Возрождение»), «Танец воинов» для ансамбля скрипачей и фортепиано, музыка к спектаклям, много песен и романсов.

Один из ведущих композиторов Таджикистана Толиб Шахиди наряду с двумя фортепианными (1991, 1998) и скрипичным концертом (1994), создает Концерт-каприччио для саксофона и камерного оркестра (1999). В 1998г. он написал Концерт для струнного оркестра «Фирдавсиада». Кроме того, в эти годы Т. Шахиди создает Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1994), балет «Сиявуш» (1992), оперу для детей «Красавица и чудовище» (1992), оперу «Амир Исмаил», вокальный цикл «Добро вам» (1999) для тенора и симфонического оркестра, ряд произведений для камерного оркестра и инструментальную музыку. Высокое мастерство композитора, которое проявляется во всех его талантливо написанных произведениях, ставит его в ряд наиболее часто исполняемых таджикских композиторов за рубежом. Так, в 1999 г. в Большом зале Московской консерватории с участием симфонического оркестра Госкино России, под руководством дирижера С. Скрипки состоялся авторский концерт композитора, на котором были исполнены Концерт для скрипки с оркестром (солист С. Кравченко); Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (солист А. Сканави); вокальный цикл на стихи Хафиза, Гете, Пушкина «Добро вам» (солист А. Дунаев); симфоническая поэма «Садо». Известный российский композитор Роман Леденев так сказал о музыке Т. Шахиди: «Музыка Толиба всегда красива, ярка и в ней бьется сердце Востока и древней нации таджиков. И вместе с тем это музыка с чертами всех людей на земле. Это и делает ее, мне кажется, понятной и дорогой каждому человеку, какому бы роду он не принадлежал, где бы он ни жил, что бы он не делал» [3].

35 Мавриги - мервский стиль, жанр представляющий собой цикл песен, был распространен в Бухаре и Каратегине в XIX в.

36 Литература на среднеперсидском языке времен Сасанидов.

Композиторы Таджикистана в своем творчестве, конечно, пытались отразить современные им события. Например, композитор Заррина Миршакар написала в эти годы «Respiro» («Дыхание», 1991г.) - произведение для скрипки, камерного оркестра и литавр, Симфонию №1 для струнного оркестра, цикл фортепианных пьес (1997, 2006), Романс-поэму для 3-х флейт. Как пишет Б. Кабилова: «Реакцией на террор и убийства в Таджикистане стало сочинение З. Миршакар «Респиро» («Дыхание»)... Напряжение, которое создается с первых тактов, как бы извещает о трагедии, настигшей всех мирных людей Таджикистана. Мелодия, овеянная глубокой печалью, достигающая в кульминационные моменты определенного накала, точно передает характер произведения, благодаря выразительному звучанию скрипки на фоне приглушенных ритмов литавр» [4, 133].

Фируз Бахор, проживавший до 1996 г. в Таджикистане, в этот период создал балет «Рубайят» (1991), оперу «Умари Хайем» (1993-1998), «Каприччио» для скрипки и камерного оркестра (1991), Увертюру для струнного оркестра «Чарх» («Колесо», 1991), «Рагу» для виолончели с оркестром (1991), «Прелюдию и Lento» для камерного оркестра (1992), «Булбули субх» («Утренний соловей») на стихи Арифа для солистов, хора и оркестра, фортепианные пьесы.

Среди сочинений, написанных композитором Дамиром Дустмухамедовым в эти годы можно назвать оперетту «Дугонахо» («Подруги», 1993), а также хоровые сочинения, среди которых, «Нишони Оли Сомон» («Символ Оли Сомона», 1994), «Чу Фирдавс бизистед» («Живите как Фирдавс», 1994), «Чароги Сомон» («Свет Сомона», 1999), детскую оперу «Биё, Барфи Бобо» («Приходи, Дед Мороз», 1999). Дустмухамедов является автором первой таджикской оперы для детей «Домик Заргушбиби» (1978), которая шла на таджикском и русском языках в театре оперы и балета им. С. Айни.

Плодотворно работает композитор и дирижер Амирбек Мусоев. Им написаны в эти годы Концерт для гиджака и оркестра народных инструментов (1991), «Сокиномаи Зафар» (1998) для тора, уда, конуна, литавр и камерного оркестра, Поэма-маком для рубоба-баса, конуна, уда и камерного оркестра, музыка к драматическим спектаклям «Драмаи миллат» С. Аюби («Драма нации», 1997), «Одна судьба, одна звезда» С. Ходжиева, «Манижа и царь с ослиной головой» Р. Бехдина. Особое место в его творчестве занимают песни на стихи таджикских поэтов Гульрухсор, Н. Косима, М. Гоиба, Гулназара, К. Насрулло, Фарзоны, С. Хатлони, Мехринисо, которые приобрели популярность среди народа.

Следует сказать здесь и о творчестве выпускницы Московской консерватории, класс профессора Т.Н. Хренникова, Лолы Толис (Лола Пулатова). Она отдает предпочтение вокальной музыке. Автор ответственно подходит к выбору поэтического текста. Так, ее дипломной работой стал вокально-симфонический цикл «Чаша Хайяма» на рубаи О. Хайяма и современного таджикского поэта Л. Шерали. Цикл был исполнен певцом (также выпускником Московской консерватории) А. Халиковым и оркестром Московской филармонии под управлением Народной артистки СССР Вероники Дударовой в Большом зале Московской консерватории. В цикле автор не использует прямых цитат из таджикского фольклора, но для композитора народная музыка стала неотъемлемой частью собственного языка. Так, использование арфы в самом начале произведения является имитацией таджикского инструмента танбура. Среди сочинений, созданных Лолой Толис в 90-е годы, музыка для камерного оркестра «Созерцание» (1991), Пассакалия для органа (1995), цикл детских пьес для фортепиано, пьесы для скрипки и фортепиано (1996-1998), «Плач Ковы» для голоса и струнного оркестра на стихи Лоика (1996), песни на стихи Хайяма, Саъди, Хилоли, Дехлави (1993-1994).

Хуршед Ниёзи - выпускник Московской консерватории (класс профессора М.Чулаки, 1984) в своем творчестве опирается на таджикские народно -песенные интонации. Композитор, будучи студентом консерватории, факультативно обучался игре на органе. В дальнейшем он внес определенный вклад в развитие таджикской органной музыки. 21 января 1991г. в Малом зале Московской консерватории прозвучала Поэма для органа «Гардун» («Небеса») в исполнении Александра Левенталя. В 1991г. композитор написал «Фантастический вальс» для большого симфонического оркестра, песни, романсы и обработки. 22 апреля 1999 г. в зале колледжа искусств им. А. Бобокулова состоялся творческий вечер композитора, который стал своеобразным отчетом 20-летней творческой деятельности Х. Ниёзи37.

Композитор Кудратулло Хикматов является выпускником Ташкентской консерватории. Он посвятил 1100-летию со дня образования государства Саманидов кантату для солистов, хора и симфонического оркестра «Гурди Сомониён» (1999) сл. С. Хатлони. В завершающие десятилетие ХХ в. им создана музыка к драматическим спектаклям по пьесе А. Хамдама «Барзуи Шугнони»

37 Из интервью с композитором Х.Ниёзи. 12 марта 2015г.

(«Барзу из Шугнана»1991), и Ш. Киемова «Таронаи Махасти» («Напевы Махасти») (1993).

Один из старейших композиторов Таджикистана Амон Хамдамов в эти годы написал «Марши чашни» («Юбилейный марш») для духового оркестра (1995) и песни на стихи Б. Ходжи «Лашкари мо» («Наш солдат», 1994), песни «Даме намегузарад» («Не проходит и мгновения», 1994) и «Гули руят» («Цветы твоего лика», 1995) на стихи Лахути.

Известный композитор Ш. Сайфиддинов сочинил в эти годы кантату для солистов, хора и оркестра «Сомониён», посвященную 1100-летию государства Саманидов (1999).

Композитор Кудратулло Яхьяев в этот период пишет вокальную музыку. Это песни «Суруди Вахдат» («Песня единства») на сл. А. Хуросони, «Хоби парешон» («Беспокойный сон») слова А.Джами и др.

Композиторы Таджикистана, которые покинули республику, продолжают сочинять музыку и пропагандировать таджикское искусство. Среди тех, кто уехал на постоянное жительство в Россию Е. Лобенко, П. Турсунов, П. Туроби, К. Тушенок. Так, Павел Турсунов, выпускник Московской консерватории, класс профессора Т.Н. Хренникова пишет в эти годы концерт для гитары и струнного оркестра «В ретро-тонах» (1993), ноктюрн для десяти исполнителей «Дервиш и птица» (1994), Трио для скрипки, виолончели и фортепиано (1995), «Дивертисмент на траве» для флейты, скрипки, виолончели и фортепиано (1995). Его произведения, которые в той или иной степени основаны на таджикском народном мелосе, часто исполняются на Международном фестивале «Московская осень». Так, в 1998 г. на одном из концертов был исполнен его струнный квартет «Штрихи к мадригалу». Его балет «Ходжа Насреддин» был поставлен в театре «Русский балет» (2007). Музыка Турсунова отличается яркостью красок, остроумностью, оригинальностью и свежестью музыкального языка и гармоний. Композитор много пишет музыку также для кинофильмов и спектаклей.

Парвиз Туроби окончил композиторское отделение Московского государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных (ныне Академия музыки им. Гнесиных). Он написал в эти годы Концертную рапсодию для фортепиано с оркестром (1991), увертюру для оркестра «Джами», Симфонию №1. Откликом композитора на трагические события 90-х гг. стало его произведение «Лалаик»38 («Колыбельная», 1992). «Написанное для камерного оркестра, оно основано на лирических памирских напевах, таящих в себе глубинные пласты неизведанного, исповедального, созвучных идеям композитора - показать атмосферу глубочайшего горя. Отдельные интонации сочинения, напоминающие плач, наслаиваясь друг на друга, создают сильную эмоциональную напряженность. Музыка «Лалаик» очень выразительная и своеобразная, выражает светлую печаль и затаенную боль: в ней есть глубокая человечность, трепетность лирического чувства, которую помогают передать характерные тембры струнных инструментов, особенно виолончели. Присущая народной музыке эмоциональная сила направила фантазию и интеллект Тураби на поиски и открытия как в области идейно-образной драматургии, так и музыкально-выразительных средств. Использование народных образцов не в качестве этнографического «музейного» экспоната, а передача их духа в сочетании с современностью мышления, оригинальностью формы составили основу этого сочинения» [4, 133]

Алишер Латиф-заде окончил Московскую консерваторию по классу профессора А.И. Пирумова. Он является лауреатом многих международных конкурсов, его произведения исполняются в разных странах. С 1993 по 2003 гг. жил и работал в Узбекистане, затем некоторое время - в Казахстане, с 2006 г. проживает в США. «Пишет музыку в разных жанрах и стилях. В последних же сочинениях композитор, объединив музыку Востока и Запада с элементами джаза и классики, пытается тем самым создать новый стиль в музыке» [4, 135]. Как пишет исследователь, «являясь сторонником ясной мелодии, Латиф-заде близок к полифоническим приемам развития, считая, что полифония - один из перспективных путей синтеза национального и европейского» [1, 90]. Показательными в этом отношении, являются пьеса для флейты и фортепиано «Найоханг» («Мелодия для ная») и «Согдийская миниатюра» для струнного квартета и ансамбля ударных инструментов. «Особое место в творчестве композитора занимает вопрос сближения людей, исповедующих разные религии (трио «Крест и Полумесяц, поэма «Апокалипсис», октет «Круги времени», «Толеранс», «Небесный голос») [1, 92].

Как показал анализ развития композиторского творчества в Таджикистане в годы военного противостояния (1992-1997) и в послевоенные годы, при всем драматизме происходивших в Таджикистане событий, представители музыкального творчества продолжали свою профессиональную деятельность. Они сочиняли музыку самых различных жанров и направлений. Их произведения исполнялись и в Театре оперы и балета им. С. Айни, и на различных

38 Лалаик - памирская колыбельная песня с печальным напевом.

мероприятиях государственного значения, и по радио, и по телевидению, звучали со сцен других концертных площадок. Это означает, что музыкальная жизнь в республике продолжалась и в годы гражданского противоборства. Временами она, конечно, не была достаточно активной, но никогда не исчезала. И в этом бесспорно заслуга всех наших деятелей музыкального искусства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Композиторы и музыковеды Таджикистана. - Душанбе, 2010. - 312 с.

2. Сатторов Т. Ахуромаздо // Мецрномаи Ф. Одина. - Душанбе, 1998. - 109 с.

3. Сайт «Империя музыки». http://www.tabriz.ru/ .Дата обращения. 3 августа 2016 г.

4. Кабилова Б. История композиторского творчества в Таджикистане. - Душанбе, 2008. - 154 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.