Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ГОРОДА ДУШАНБЕ В КОНЦЕ ХХ НАЧАЛЕ ХХ1 ВВ.'

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ГОРОДА ДУШАНБЕ В КОНЦЕ ХХ НАЧАЛЕ ХХ1 ВВ. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
79
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ / ДУШАНБЕ / КОНЦЕРТ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР / ОПЕРА / БАЛЕТ / ШАШМАКОМ / ФАЛАК

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хасанова Манзура Мухиддиновна

В статье рассматривается музыкальная жизнь города Душанбе в конце ХХ -начале ХХI вв., которая существенно изменилась с обретением республикой независимости, что сказалось на политической, социальной и культурной жизни. Произошедшие коренные преобразования коснулись и музыкальной жизни, которая в первые годы после распада СССР находилась в состоянии «угасания», а в годы гражданской войны (1992-1997 гг.) на грани исчезновения. Лишь после наступления мира и согласия в республике начался процесс восстановления и развития всех сфер жизнедеятельности республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC LIFE D USHANBE CITY IN THE LATE TWENTIETH AND EARLY TWENTY-FIRST CENTURIES

The article discusses the musical life of the city of Dushanbe in the late twentieth and early twenty-first centuries, which changed significantly with the independence of the republic, which affected the political, social and cultural life. The radical transformations that took place touched the musical life, which in the first years after the collapse of the USSR was in a state of "extinction", and during the civil war (1992-1997) it was on the verge of extinction. It was only after the onset ofpeace and harmony in the republic that the process of restoring and developing all spheres of the republic’s life began.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ГОРОДА ДУШАНБЕ В КОНЦЕ ХХ НАЧАЛЕ ХХ1 ВВ.»

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ГОРОДА ДУШАНБЕ В КОНЦЕ ХХ НАЧАЛЕ ХХ[ ВВ.

ХАЁТИ МУСИЦИИ ДУШАНБЕША^Р ДАР ОХИРИ АСРИ ХХ В А АВАЛИ АСРИ XXI

MUSIC LIFE D USHANBE CITY IN THE LATE TWENTIETH AND EARLY TWENTY-FIRST CENTURIES

ХАСАНОВА Манзура Мухиддиновна,

к.и.н., научный сотрудник отдела истории и теории искусств Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук РТ (Таджикистан, Душанбе)

%АСАНОВА Манзура Мухиддиновна,

н.и.т., ходими илмии шуъбаи таърих ва назарияи санъати Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А. Дониши Академияи илмуои ЦТ (Тоцикистон, Душанбе)

KHASANOVA Manzura Muhiddinovna,

candidate of historical scences, a scientific Researcher of the Department of Art History and Theory of the Institute of history, archeology and ethnography named after A.Donish under the Academy of Sciences of Tajikistan Republic (Tajikistan, Dushanbe)

Ключевые слова: музыкальная жизнь, Душанбе, концерт, музыкальные произведения, симфонический оркестр, опера, балет, шашмаком, фалак.

В статье рассматривается музыкальная жизнь города Душанбе в конце ХХ -начале XXI вв., которая существенно изменилась с обретением республикой независимости, что сказалось на политической, социальной и культурной жизни. Произошедшие коренные преобразования коснулись и музыкальной жизни, которая в первые годы после распада СССР находилась в состоянии «угасания», а в годы гражданской войны (1992-1997 гг.) на грани исчезновения. Лишь после наступления мира и согласия в республике начался процесс восстановления и развития всех сфер жизнедеятельности республики.

Калидвожа^о: уаёти мусщй, Душанбе, консерт, асаруои мусщй, оркестри симфони, опера, балет, шашмацом, фалак.

Дар мацола уаёти мусиции Душанбешаур дар охири асри ХХ ва аввали асри XXI, ки дар натицаи ба даст овардани истицлолият дар цумуури дигаргуниуои сиёси, ицтимои ва фарауанги рух доданд, дида баромада мешавад. Ин дигаргуниуо ба уаёти мусици низ таъсири манфи расонданд, то уадде, ки солуои авввали истицлолият, ва цанги шауарванди (1992-1997) уаёти мусиции шаур цариб аз байн рафта буд. Тануо пас аз барцарор гардидани сулуу ваудат дар цумуури раванди эуё ва рушди тамоми соуауои фаъолияти кишвар огоз гардид.

Key words: musical life, Dushanbe, concert, musical works, symphony orchestra, opera, ballet, shashmakom, falak.

The article discusses the musical life of the city of Dushanbe in the late twentieth and early twenty-first centuries, which changed significantly with the independence of the republic, which affected the political, social and cultural life. The radical transformations that took place touched the musical life, which in the first years after the collapse of the USSR was in a state of "extinction", and during the civil war (1992-1997) it was on the verge of extinction. It was only after the onset ofpeace and harmony in the republic that the process of restoring and developing all spheres of the republic's life began.

Город Душанбе, как столица республики, является ведущим культурным центром Таджикистана. Здесь сосредоточены крупные театры, музеи концертные залы, художественный и музыкальный колледжи, Таджикская национальная консерватория им. Т. Сатторова, Таджикский государственный институт культуры и искусств им. М. Турсун-заде, музыкальные школы. В столице функционируют Государственный академический театр оперы и балета им. С. Айни, Таджикская государственная филармония им. А. Джураева, концертный зал Института культуры и искусств, где имеется единственный в республике орган.

В советском прошлом музыкальная жизнь города была богатой и многогранной. Все концертные залы были заполнены слушателями. Звучала самая разнообразная музыка - старинная, средневековая, классическая западноевропейская, русская, советская, современная, народная и эстрадная.

В театре оперы и балета им. С. Айни ежедневно проходили балетные и оперные спектакли, проводились вечера, посвященные знаменательным датам. Существовал филармонический оркестр, репертуар, которого включал в себя наряду с западноевропейской, русской и советской классикой произведения и современных композиторов, в том числе таджикских. Проводились съезды и пленумы Союза композиторов Таджикской ССР, фестивали, конкурсы. Другой не менее важной стороной музыкальной жизни Душанбе, были гастроли приезжих солистов, коллективов, благодаря которым жители столицы знакомились с творчеством композиторов других республик, а также имели возможность слушать шедевры мировой классики и современную музыку в исполнении лучших музыкантов страны и зарубежья.

С распадом в 1991 г. СССР и появлением на его территории суверенных государств, которые вступили на путь самостоятельного курса в политике, экономике и культуре, Республика Таджикистан оказалась в последнее десятилетие ХХ века в очень сложной ситуации, обостренной вооруженным противостоянием, которое привело к невосполнимым потерям во всех сферах жизнедеятельности общества. Культура в целом и музыкальная жизнь в частности находилась в эти годы в глубоком кризисе, чему способствовал, кроме прочих причин, таких как прекращение деятельности театров, распад художественных коллективов, также и массовый отток за пределы республики высококвалифицированных специалистов в области культуры и искусства. Необходимо отметить, что, благодаря преданным своему делу деятелям искусства музыкальная жизнь Таджикистана этого периода не исчезла полностью. Так, на заре суверенитета, когда казалось, что реализовать музыкальные проекты и планы просто невозможно, большую роль сыграл композитор Толиб Шахиди. Его подвижническая деятельность выразилась в проведении Международного конкурса артистов балета им. М. Сабировой, Международного фестиваля «Приношение Моцарту», конкурса пианистов, посвященного 100-летию со дня рождения С. Прокофьева и мн. др. В эти же годы Т. Шахиди создал из отдельных музыкантов оркестра театра оперы и балета камерный оркестр «Гармония мира». Традиционным стало проведение ежемесячных концертов оркестра, который исполнял произведения мировой классики и современную музыку, а также сочинения таджикских композиторов. На протяжении нескольких лет концерты этого оркестра были, чуть ли не единственными, в которых звучала классическая и современная музыка.

Т. Шахиди был также инициатором проведения концертов в Душанбе лауреата международных конкурсов им. Ф. Листа в Будапеште и им. С. Рахманинова в Москве профессора Екатеринбургской консерватории им. М. Мусоргского Валерия Шкарупы, который в настоящее время является ректором этой консерватории. В течение нескольких лет он выступал со сложнейшей программой перед душанбинским слушателем, включая в программу своих концертов произведения таджикских композиторов, таких как Т. Шахиди, З. Миршакар, Т. Сатторов, Л. Толис.

Большую роль в эти годы играли Дни культуры и искусства разных стран в Душанбе. Так, в 1998 г. были проведены Дни культуры Москвы в Душанбе. На концертах выступили Муслим Магомаев, Людмила Рюмина, Анастасия, Юлиан, Олег Газманов, Русский балет, ансамбли «Доктор Ватсон», «Барабанщицы». В театре оперы и балета им. С. Айни был дан спектакль «Гуд бай, Америка» Московского театра юного зрителя. С большим успехом прошел концерт солистов Большого театра Т. Ерастовой и заслуженного артиста России П. Глубокого [1].

В 2004 г. в Таджикистане широко отмечалось 80-летие города Душанбе. В культурной программе, составленной для празднования юбилея столицы, состоялись гастроли Большого театра России с участием ведущих солистов оперы и балета и симфонического оркестра под управлением Александра Титова. Москвичи показали фрагменты из балетов «Спартак» А. Хачатуряна, «Дон-Кихот» Л. Минкуса, из опер «Евгений Онегин» П.Чайковского, «Кармен» Ж. Бизе, «Снегурочка» Н. Римского -Корсакова, «Фауст» Ш. Гуно [2]. Гала-концерты начинались с увертюры к опере М. Глинки «Руслан и Людмила», а второе отделение - полонезом из оперы П.Чайковского «Евгений Онегин». Как отмечалось в прессе, «яркая трактовка музыки русских композиторов... отличалась высоким профессиональным уровнем, давно забытым академическим театром им. С. Айни» [3].

В 2007 г., в Международный день музыки в Душанбе состоялся сольный концерт пианистки Московской филармонии лауреата международных конкурсов, молодежной премии «Триумф» Е. Мечетиной, в исполнении которой прозвучали сонаты Ф. Шопена, С. Прокофьева, а также произведения Т. Шахиди «Новая соната», которую автор посвятил пианисту из Таджикистана С. Арзуманову, этюд-картины для фортепиано «Суфий и Будда», «Игра в нарды» [4].

В 2008 г. в Душанбе состоялся III Форум творческой и научной интеллигенции государств-участников СНГ, в рамках культурной программы которого выступил всемирно известный пианист Денис Мацуев с Молодежным симфоническим оркестром под управлением Юрия Симонова [5].

Начиная с 2007 г. и вплоть до 2011г., Таджикская национальная консерватория и Министерство культуры Таджикистана, при финансовой поддержке таджикского филиала Фонда Сороса, ежегодно организовывали проведение Международного фестиваля музыки «Бахористон», в котором принимали участие музыканты стран Центральной Азии и России.

Так, в мае 2007 г. в Душанбе состоялся Первый Центральноазиатский фестиваль профессионального музыкального искусства «Бахористон». Его основной целью были презентация и объединение творческих и организационных сил национальных консерваторий - Таджикистана, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, России с тем, чтобы в дальнейшем развивать и укреплять профессиональное музыкальное искусство в регионе. Идея проведения такого фестиваля принадлежала основателю и первому ректору Таджикской национальной консерватории, композитору, Заслуженному деятелю искусств республики, лауреату Государственной премии им. А. Рудаки, профессору Талабхудже Сатторову, скончавшемуся незадолго до начала проведения фестиваля. Этот фестиваль был посвящен его памяти. Каждый год фестиваль посвящался определенной теме. Так, в 2011 г. был проведен Международный фестиваль музыкантов-соотечественников, посвященный 20-й годовщине государственной независимости Республики Таджикистан. Проходил он под патронажем Президента РТ Эмомали Рахмона. В нем приняли участие 14 музыкантов-соотечественников из 9 стран мира - США, Германии, Италии, Франции, Израиля, Китая, России, Ирана, Узбекистана. Это - Бакаев Ахмад (композитор, музыкальный редактор научно-популярной программы «Очевидное и невероятное» РТР «Культура», Россия), Дулоев Рустам (тенор, преподаватель частной Академии маэстро Тонини, Милан, Италия), Иноятова Гульчехра (пианистка, профессор Южно-Китайского педагогического университета, Китай), Кашгарова Сания (скрипачка Национального филармонического оркестра России под управлением В. Спивакова), Латиф-заде Алишер (композитор, член Национальной Ассоциации американских композиторов США), Муборакшоева Рухшона (пианистка, преподаватель Высшей школы искусства и театра города Ганновера, Германия), Назимов Садыр (гобоист симфонического оркестра Государственного Большого театра оперы и балета им. А. Навои, Узбекистан), Сабирова Заррина (пианистка, преподаватель Института музыкальной культуры города Парижа), Шкарупа Валерий (пианист, профессор Уральской государственной консерватории им. М. Мусоргского), Тураби Парвиз (композитор, музыкальный руководитель группы «Иван» Вооруженных сил России), Турсунов Павел (композитор, заведующий музыкальной частью театра «Русский камерный балет «Москва»), Хакимова Дильбар (пианистка, профессор Тегеранской консерватории, Иран), Халилова Зульфия (органистка, пианистка, преподаватель музыкальной школы города Родгау, Германия), Юсупов Беньямин (композитор, дирижер, пианист, доктор наук, музыкальный директор и дирижер молодежного симфонического оркестра «Каапа», Израиль).

Значение фестиваля «Бахористон» для развития музыкальной культуры Таджикистана трудно переоценить. Он получил большой общественный резонанс, оказал существенное позитивное влияние на активизацию процессов дальнейшего развития таджикского профессионального музыкального искусства. Проведение «Бахористона» способствовало тесному сотрудничеству республик -участниц фестиваля в области музыкального искусства. Кроме того, была налажена связь между музыкантами, которая была утеряна после распада СССР. К большому сожалению, фестиваль «Бахористон» больше не проводится.

В последние годы в музыкальной жизни Таджикистана важное значение приобрели мероприятия, посвященные знаменательным датам.

Проведение праздничных концертов было традиционным и уходит своими корнями в советское прошлое нашей истории. С 90-х годов прошлого столетия такие концерты стали заметным явлением культурной жизни республики. Обычно подобные концерты были призваны демонстрировать достижения деятелей музыкальной культуры республики во всех музыкальных жанрах - в опере и балете, хоровом, танцевальном, народно -традиционном искусстве. Большинство таких концертов проводилось с привлечением огромного количества участников. Массовость требовала и большой сцены, которой становились, как правило, стадионы. Тема, заданная праздником, должна была обязательно отразиться в программе. Поэтому композиторам «заказывались» крупные сочинения в кантатно-ораториальном жанре, посвященные той или иной дате. Так, к празднованию 9 сентября -Дня независимости и к празднованию 27 июня Дня единства (Вахдат) многие композиторы писали вокальные, хоровые и оркестровые сочинения. Перечислим некоторые из них: «Чашни исти^лол» («Празднование независимости») Д. Дустмухамедова, «Чашни исти^лол» Т. Сатторова, «Вахдати точикон» («Единство таджиков») К. Хикматова и др. Ни в коей мере не умоляя художественные достоинства названных произведений, мы отметим, что чаще всего подобные произведения, на создание которых тратились большие средства, как показывает практика, исполнялись один раз. Как

отмечал Н. Нурджанов - «такие идейные, но малохудожественные произведения быстро умирают не оставляя никакого следа» [6].

После установления мира и согласия в Таджикистане Президент и правительство республики стали уделять огромное внимание развитию культуры и искусства. Так, в 2000 г. был издан Указ Президента РТ Э. Рахмона «О развитии Шашмакома в Республике Таджикистан» (от 12 мая, №294) [7]. День издания указа был объявлен Днём Шашмакома. После принятия этого указа, в республике стали открываться детские школы-студии, создаваться ансамбли макомистов, проводились фестивали, симпозиумы и круглые столы, посвященные этой теме. Кроме того, начались глубокие исследования Шашмакома, проблем его формирования, развития и исполнения.

В последние десятилетия активно развивался жанр традиционной музыки таджиков Фалак, по поводу которого был также принят Указ Президента РТ (от 8 августа 2007 г.) «О Дне Фалака» [8] - 10 октября. Основной целью принятия данного указа было сохранение культурно - художественного наследия и дальнейшее совершенствование искусства Фалак.

Таким образом, рассматривая наиболее яркие, на наш взгляд, события музыкальной жизни Душанбе за последние годы можно констатировать, что, к большому сожалению любителей классической музыки, концерты камерной и симфонической музыки становятся редкостью, уступая место массово-зрелищным представлениям. В тоже время отрадным является то, что концерты Шашмакома и Фалака звучат с эстрады в исполнении прекрасных профессионалов. Остается надеяться на коренное изменение ситуации и в отношении академической музыки у нас в Таджикистане.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:

1. Открытие дней культуры Москвы в Душанбе // Вечерний Душанбе. - 1998. - 21 марта; Одамон аз дустй ёбанд бахт (Дружба делает людей счастливыми) // Садои мардум. - 1998. - 28 март; Подвислова В. Чем живет театр в преддверии Навруза // Бизнес и политика. -1998. - 20-27 марта; Вечерний Душанбе. - 1998. - 21 марта.

2. Большой театр в Таджикистане // Народная газета. - 2004. - 7 ноября; Театри калони Русия дар Тоцикистон //Адабиёт ва санъат. - 2004. - 25 ноябр; Браво, Россия!//АSIA-Plus. -2004. - 25 ноября.

3. Назарова Л. Долгое возвращение, крепкие связи // Народная газета. - 2004. - 8 декабря.

4. Мансурходжаев М. Святая к музыке любовь // Народная газета. - 2007. - 10 октября; Екатерина Мечетина меумони мо //Адабиёт ва санъат. - 2007. - 4 октябр.

5. Концерт Молодежного симфонического оркестра в Душанбе. «Народная газета». - 2008. -24 сентября.

6. Нурджанов Н. Без культуры нет жизни //Бизнес и политика. - 2001. - 30 ноября.

7. Укази Президенти Чумуурии Тоцикистон № 294 (Указ Президента Республики Таджикистан) // «Цумуурият». - 2000. - 20 мая.

8. Фалак в переводе означает «рок, судьба», а также «небо, космос, вселенная». О Дне Фалака: Указ Президента Республики Таджикистан // Цавонони Тоцикистон. - 2007. - 15 августа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.