Научная статья на тему 'ТАДЖИКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

ТАДЖИКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
87
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТАДЖИКСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ВОЕННАЯ ТЕМАТИКА / РЕПЕРТУАР ТЕАТРА / ГАСТРОЛИ / СОЛИСТЫ / СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хасанова М.

В статье освещается деятельность Таджикского театра оперы и балета в годы Великой Отечественной войны. В ней рассматривается репертуар театра, в частности спектакли, поставленные на военную тематику, гастрольные поездки труппы по городам страны и зарубежом, а также вклад эвакуированных в Душанбе музыкальных коллективов и солистов из РСФСР и УССР в развитие музыкальной жизни Таджикистана и в воспитание национальных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TAJIK OPERA AND BALLET THEATER IN THE YEARS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article highlights the activities of the Tajik Opera and Ballet Theater during the Great Patriotic War. It reviews the repertoire of the theater, in particular the performances, put on military thematic, the troupe tours to the cities of the country and abroad, as well as the contribution of the evacuated musical ensembles and soloists to Dushanbe from the RSFSR and the USSR in the development of musical life of Tajikistan and in the education of national cadres.

Текст научной работы на тему «ТАДЖИКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

ТАДЖИКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И

БАЛЕТА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

М. ХАСАНОВА

научный сотрудник, Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша Академии наук Республики Таджикистан.

Телефон: 2213742.

В статье освещается деятельность Таджикского театра оперы и балета в годы Великой Отечественной войны. В ней рассматривается репертуар театра, в частности спектакли, поставленные на военную тематику, гастрольные поездки труппы по городам страны и зарубе-жом, а также вклад эвакуированных в Душанбе музыкальных коллективов и солистов из РСФСР и УССР в развитие музыкальной жизни Таджикистана и в воспитание национальных кадров.

Ключевые слова: Таджикский театр оперы и балета, Великая Отечественная война, военная тематика, репертуар театра, гастроли, солисты, симфонический оркестр.

В годы Великой Отечественной войны древнее латинское изречение «Когда пушки говорят - музы молчат» утратило свою актуальность. Музы не только не молчали, но стали одним из действенных средств в борьбе с врагом. Советские деятели искусств, в частности, музыканты, артисты и композиторы активно включились в организацию музыкальной жизни на фронте и в тылу, внося тем самым свою лепту в общее дело борьбы с фашизмом. Трудно переоценить роль музыки и, в первую очередь, песни в поднятии боевого духа солдат, воспитании патриотизма, гражданственности, интернационализма и преодолении военных трудностей. Именно в военные годы были созданы гениальные симфонии Д.Д.Шостаковича - Седьмая («Ленинградская») и Восьмая, Пятая - С.С.Прокофьева, 22-я, 23-я и 24-я Н.Я. Мясковского, 2-я («Симфония с колоколом») А.И.Хачатуряна, песни Ал. Александрова, М.Блантера, В.Соловьева - Седова, Т.Н. Хренникова и др. выдающиеся произведения советских композиторов.

Появившаяся буквально в первые дни войны песня А. Александрова на слова В.Лебедева - Кумача «Священная война» стала своеобразным гимном защиты Отечества. Ежедневно утром после боя

курантов она звучала по Всесоюзному радио и приобрела массовую популярность, поддерживала высокий боевой дух солдат на фронте и вдохновляла советский народ на трудовые подвиги в тылу.

Первое исполнение Седьмой симфонии Шостаковича состоялось в марте 1942г. в Куйбышеве оркестром Большого театра под управлением С.Самосуда. А 19 июля того же года она была исполнена в США Нью-Йоркским оркестром радио под управлением А. Тоска-нини. Один из американских критиков так выразил об этом свои впечатления: «Страна, художники которой в эти суровые дни в состоянии создавать произведения такой бессмертной красоты и высокого духа, - непобедима». Седьмая симфония Шостаковича и песня «Священная война» Ал. Александрова стали символами борьбы и победы в Великой Отечественной войне и свидетельствовали об огромной силе искусства.

Мастера таджикского искусства, как и весь советский народ, все свои силы направили на борьбу с фашизмом. С первых дней войны артисты и музыканты Таджикского оперного театра и филармонии стали выступать с шефскими концертами перед призывниками, уходящими на фронт.

Позднее были организованы концертные бригады и фронтовые театры, которые обслуживали солдат на передовых позициях действующей армии и после их выступлений солдаты шли в бой с приподнятым боевым духом с одной лишь целью - выстоять и победить врага.

Так, в январе 1943 г. фронтовая бригада таджикских артистов, в состав которой вошли артисты театров им. Лахути, Русского драматического театра им. Маяковского, а также солисты и музыканты театра оперы и балета А.Азимова, Г.Валамат-заде, А.Камолов,

A.Муллокандов, Ю.Юдина, М.Зияев, Д.Кандов и др. выехала на передовую. Руководил бригадой режиссер оперного театра Р.А.Корох. В программу концертов были включены таджикские песни, танцы, ляпары, русские мелодии, частушки на злободневные темы, короткие юмористические сценки.(1) Эта бригада дала 128 концертов, из которых 122 - на Волховском фронте. Как отмечал Р.А.Корох: «Выступления бригады пользовались всегда большим успехом, но особое значение этот успех приобретал, когда среди зрителей находились таджики и узбеки. К исполнителям поступали десятки предложений и просьб исполнить любимую песню и танец»(2).

Кроме того, артисты театра оперы и балета, филармонии, театра драмы им. А. Лахути и Русского драматического театра им.

B.Маяковского выступали на концертах, сборы от которых перечислялись в фонд обороны страны. Также было организовано более 300 концертов на сборных пунктах, в госпиталях и частях Красной Ар-

мии. Всего за годы Великой Отечественной войны работниками искусств Таджикистана было дано более 3000 концертов и 122 шефских спектакля.(3)

Несмотря на сложное военное время в столице республики - Ста-линабаде было закончено строительство нового здания Таджикского государственного театра оперы и балета. 17 февраля 1942г. состоялось торжественное собрание, посвященное его открытию. На концерте прозвучала специально написанная композитором С. Баласа-няном к этому событию Кантата на слова М. Турсун-заде. (4) Новый сезон в новом здании оперный театр открыл оперой С.Баласаняна «Кузнец Кова».

Что касается репертуара театров страны, то в эти годы военная тематика превалировала в них, и в этом плане Таджикский оперный театр не был исключением. Уже 7 ноября 1942 г. т.е. к 25-летию Октябрьской революции был показан героико - патриотический спектакль «Песня гнева», музыку к которому написал композитор С.Баласанян на либретто В.Крепса и Г.Эль-Регистана. Этот спектакль явился первым откликом оперного театра Таджикистана на военные события. Как отмечал С.Баласанян, «это был скорее спектакль с обилием музыки (примерно 32 номера), причем не иллюстративной, а ведущей музыки с развитым четырехголосным хором, обилием танцевальных номеров, оркестровых интермедий, антрактов к актам и картинам».(5)

Военной тематике был посвящен также и следующий спектакль «Розия», музыку к которому написали С.Баласанян и З. Шахиди по пьесе Е. Акубжанова и Н.Зелеранского. Хотя у С.Баласаняна за плечами уже был большой опыт работы в области национального музыкального спектакля, тем не менее, эти два спектакля оказались менее показательными в претворении традиций народного искусства, чем предыдущие работы композитора, осуществленные им во второй половине 30-х годов. Как известно, его оперы «Восстание Восе» и «Кузнец Кова» были показаны на сцене филиала Большого театра СССР во время первой Декады таджикского искусства, состоявшейся в апреле 1941 г. в Москве, и получили высокую оценку критиков и слушателей.(б) В силу ряда причин, кроме «Песни гнева» и «Ро-зии» музыкальных спектаклей на военную тематику в оперном театре больше не было поставлено. Театр обратился к довоенным спектаклям, в частности, музыкальной драме узбекского композитора Т.Джалилова «Нурхон» по пьесе К.Яшена. В отличие от предыдущих спектаклей «Нурхон» оказался востребованным и шел с аншлагом, но из-за критики в печати был снят с репертуара.

Следующей работой оперного театра была первая таджикская ли-

рико-романтическая опера композитора А.Ленского «Тахир и Зухра» на либретто М.Турсун-заде, премьера которой состоялась в декабре 1944 г. Несмотря на то, что опера не получила большого признания у слушателя, она не сходила с репертуара около десяти лет.

Кроме национальных музыкальных спектаклей, театр обращался к классическому репертуару. Так, в 1943г. решено было поставить оперу Н.А.Римского - Корсакова «Царская невеста», но на суд зрителя эта работа так и не была представлена, скорее она явилась учебной работой театра. В следующем 1944г. к 50-летию со дня смерти П.И.Чайковского театр показал несколько картин из оперы «Евгений Онегин», что стало возможным в результате титанического труда всего коллектива под руководством педагогов по вокалу Е. А.Прокофьева и певца-тенора, профессора Р.И.Чарова. Эта работа свидетельствовала о становлении таджикской профессиональной вокальной школы.

Что касается таджикского балета в годы войны, то его достижения показывались, в основном, на вечерах балета, в программу которых входили отдельные номера из классических спектаклей. Это были, например, «Вальс цветов из «Спящей красавицы» П.И. Чайковского, адажио из балета Р.М.Глиэра «Красный мак», отдельные номера из балетов «Баядерка» Л.Минкуса, «Тщетной предосторожности» П.Гертеля и др. И только в 1943г. благодаря огромному труду труппы под руководством балетмейстера и педагога А. И. Проценко театру удалось осуществить полностью постановку балета П.Гертеля «Тщетная предосторожность». Этот спектакль не сходил с репертуара театра семь лет.

Свой вклад в музыкальную жизнь республики военного периода внесли эвакуированные в Таджикистан творческие коллективы и отдельные музыканты из РСФСР и Украины, среди которых были Ленинградский театр комедии, Воронежский театр оперетты, симфонический оркестр УССР, Украинская капелла «Думка». Благодаря этим коллективам таджикскому слушателю была представлена возможность познакомиться не только с выдающимися классическими, но и современными произведениями. Так, на концерте, посвященном 25-летию Великой Октябрьской революции, объединенным составом симфонического оркестра УССР и оркестра Таджикского государственного театра оперы и балета впервые в Сталинабаде была исполнена Седьмая симфония Д.Д.Шостаковича. Дирижировал оркестром Л.Брагинский.(7)

За время пребывания в Сталинабаде симфонического оркестра Украинской ССР им был дан ряд концертов, программа которых состояла из музыки к советским кинофильмам, произведений украин-

ских композиторов В.Косенко («Героическая увертюра»), Д. Клебанова (сюита из балета «Аистенок»), которые были исполнены на концерте, посвященном 25-летию УССР, и концерте совместно с группой музыкантов Ленинградского театра комедии, в программу которого вошла сюита из музыки к спектаклю Г. Ибсена «Пер Гюнт» Э.Грига. Прощальный концерт оркестра состоялся 19 июля 1943 г.

Огромный вклад в воспитание национальных кадров внесли эвакуированные артисты - педагоги. Одним из них был профессор Р.Чаров. Он выступал и с сольными концертами. Обладая легким, ровным голосом теплого тембра и обширного диапазона, музыкальной культурой, ярким сценическим темпераментом, он свободно одолевал технические пассажи любой трудности. В его репертуаре было свыше 30 партий. Не раз он выступал с концертами перед таджикскими слушателями, знакомя их с ариями из опер Г. Доницетти, Дж.Массне, Дж.Верди, Ж.Бизе. В опере «Евгений Онегин» он исполнил партию Ленского. Вместе с ним в этом спектакле участвовали А.Муллокандов (Онегин), Л.Княжева (Татьяна), С.Зарифьян (няня).

В военные годы многие ведущие солисты и музыкальные коллективы страны побывали в Таджикистане с гастролями, которые проходили с большим успехом и заметно оживляли концертную жизнь столицы республики. Среди них можно назвать лауреата Всесоюзного и международных конкурсов пианистов Э. Гилельса. В программе его концерта звучали произведения Л. Бетховена, Ф. Шопена, Р.Шумана, Ф.Листа, П.Чайковского, С. Рахманинова.(8) В Сталина-бад также приезжали К. Джапаридзе, которая пела старинные романсы и лирические песни, и исполнительница старинных цыганских романсов и таборных песен И.Юрьева. В разное время в столице республики побывали такие музыкальные коллективы, как Московский цыганский театр «Ромэн», в составе труппы, которого были известные артисты Ляля Черная, И.Ром-Лебедев, М. Скворцов. Этот театр показал спектакли «Свадьба в таборе», «Чудесная башмачни-ца», «Цыганы», «Все о тебе». (9) В программе выступлений хора им. Пятницкого прозвучали песни «И кто его знает», «Походная», «Моряки». В Сталинабаде также гостили джаз-оркестр БССР под управлением Э.Рознера, джаз Армении под управлением композитора А.Айвазяна, Эстонский джаз, солисты Узбекского театра оперы и балета при участии народной артистки СССР Х. Насыровой, группа солистов Московского музыкального театра им. К.Станиславского и Вл. Немировича-Данченко.

В военные годы благодаря своему огромному труду таджикские композиторы и исполнители добились больших успехов, что стало возможным демонстрировать их на творческих вечерах. Так, в февра-

ле 1945г. состоялся концерт из произведений З.Шахиди, на котором со вступительным словом выступил А.Дехоти. В программе концерта звучали песни «Исмаил Хамзаалиев», «Халки далер»(«Мужественный народ»), «Ч,оду-чоду» («Околдованный»), «Точикистон» («Таджикистан»), «Дилдода шудам» («Отдала сердце»), «Як буса» («Поцелуй») и др. в исполнении Р.Галибовой, М. Баходурова, Ш. Муллоджановой, Л.Арипова, А.Насырова и ансамбля рубабисток. (10) Также в оперном театре за этот период состоялись творческие вечера певцов А.Муллокандова Х.Ахмедова, Ш.Муллоджановой. К примеру, А.Муллокандов на своем концерте исполнил арии из опер Ш. Гуно и Дж.Верди, романсы М.Глинки, А.Даргомыжского, П.Чайковского. Все это стало возможным в результате напряженнейшего труда самого артиста и его наставника Р.Чарова.

Неоднократно группа солистов и оркестр народных инструментов Таджикского театра оперы и балета выезжали с гастролями за рубеж и по республике. Так, в октябре-ноябре 1941 и осенью 1942гг. в Иране с большим успехом проходили концерты Таджикского театра оперы и балета и Таджикской филармонии. Артисты выступали перед советскими бойцами, командирами, находящимися в то время на территории Ирана и перед местным населением. В программу концертов были включены таджикские, русские, азербайджанские и армянские народные песни и танцы, произведения советских композиторов.(11) На одном из концертов в республике, в Ленинабаде, прозвучали песни «Письмо на фронт отца сыну» А.Муллокандова (слова Сухайли), Прощальная песня Х.Варса, «Письмо на фронт» З.Шахиди в исполнении Т.Фазыловой, У.Рабимова, М.Бахор, О. Исамова. (12)

Таким образом, несмотря на сложное военное время Таджикский театр оперы и балета не только не остановил свою деятельность, но и благодаря привлечению музыкантов, режиссеров, художников и дирижеров, эвакуированных в Сталинабад, закрепил положительные результаты, достигнутые в довоенное время и добился определенных успехов. В этот период была осуществлена постановка еще одной национальной оперы. С ростом профессионализма труппы театра стало возможным постановка классических опер и балетов.

Таджикский государственный театр оперы и балета является культурным центром республики. С 1942г. располагается в здании, архитекторами которого были Д. И. Бибилин, В. Д. Голли, А. А. Юнгер. Появившееся в годы Великой Отечественной войны здание театра и поныне является украшением столицы республики.

В 1941 г. после Декады таджикского искусства театр был награжден орденом Ленина, а в 1954 году ему было присвоено имя основоположника таджикской советской литературы Садриддина Айни.

Литература

I..Н.Нурджанов. История таджикского советского театра (19411957) - Душанбе. «Дониш», 1990.-С. 10.

2. Р.Корох. Таджикские артисты на фронте. «Коммунист Таджикистана». 1943,4 апреля.

3. Музыкальная жизнь Советского Таджикистана. - Душанбе, 1974-Вып.1. С. 141.

4. «Коммунист Таджикистана». 1942, 19-21 февраля.

5. Сообщение художественного руководителя театра оперы и балета С.А.Баласаняна 11 мая 1943г. Н.Нурджанов. Опера и балет Таджикистана. - Душанбе, 2010. - С.б7.

6. Музыкальная жизнь Советского Таджикистана. - Душанбе, 1974-Вып.1 - С.112-113.

7. М.Я.Серейский. Седьмая симфония Шостаковича. «Коммунист Таджикистана», 1942, 12 ноября. Музыкальная жизнь Советского Таджикистана. - Душанбе, 1974. Вып.1. - С128.

8. «Коммунист Таджикистана», 1943, 7,9 февраля.

9. Музыкальная жизнь Советского Таджикистана. - Душанбе, 1974. Вып.1. - С121.

10. Ч,.Икромй. «Шаби эчодии Шах,идй». «Точикистони Сурх», 1945, 7 феврал.

II. Н.Нурджанов. История таджикского советского театра (19411957). - Душанбе. «Дониш», 1990.-С. 5.

12. В.Кучинский. Нужный концерт. «Стахановец», 1941 23 сентября.

THE TAJIK OPERA AND BALLET THEATER IN THE YEARS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

MANZURA KHASANOVA Scientific secretary A. Donish Institute of History, archeology and ethnography Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan Tel.: 221 37 42

The article highlights the activities of the Tajik Opera and Ballet Theater during the Great Patriotic War. It reviews the repertoire of the theater, in particular the performances, put on military thematic, the troupe tours to the cities of the country and abroad, as well as the contribution of the evacuated musical ensembles and soloists to Dushanbe from the RSFSR and the USSR in the development of musical life of Tajikistan and in the education of national cadres.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.