Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПЕДВУЗЕ'

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПЕДВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТАНДАРТ И УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ / ЦИКЛЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН / МЕТОДИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хабибов Абдулло Маджидович, Назаров Нарзулло Очилдиевич

В статье выделены основные компоненты музыкальной подготовки будущих учителей начальных классов, а также определение роли этих компонентов в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL TRAINING OF THE FUTURE TEACHER OF INITIAL CLASSES IN TEACHNICALITIES

The article higelights the main components of the musical training of future elementary school teachers as well as the defination of the role of these components in this process.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПЕДВУЗЕ»

18. Дар болои мизе, ки дастархон партофта шудааст, ду тангаи гафстарро гузошта дар болои тангах,о истаконро мегузоранд. Тангаи сеюминро, ки нисбат ба ду тангаи пештара тунуктар аст бамобайнизери истакон мегузоранд(расми 8). Кушиш кунед, ки тангаи мобайниро

Расми 7

Адабиёт:

1. Антипин И.Г. Экспериментальные задачи по физике в 6-7 классах. -М.: Просвещение, 1974.

2. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы. -2-е изд. перераб. -М.: Просвещение, 1985.

3. Лукашик В.И. Китоби масъалах,ои физика. Дастури таълим барои хонандагони синфх,ои 7-8-и мактаби миёна. -Душанбе: «Маориф», 1991.

4. Юров С.И. Домашные экспериментальные работы учащихся по физике. -М.: Просвещение, 1973.

5. Умаров У.С., Рачабов У.Х. Озмоиш^ои хонагй аз физика. -Душанбе: ДДОТ, 2006.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ИНЕРЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ДОМАШНИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

В данной статье предлагаются пути формирования понятия инерции посредством организации домашних физических экспериментов. По каждому из них приведены конкретные примеры из тематики школьного курса физики.

Ключевые слова: инерция, понятие, формирование понятия, эксперимент, домашние эксперименты, опыт, наблюдение.

SHAPING THE NOTION TO INERTIAS BY MEANS OF HOME EXPERIMENT

In given article is offered way of the shaping the notion to inertias by means of organization home physical experiment. On each proposed ways are brought concrete examples from subject of the school course physicists.

Keyword: inertia, notion, shaping the notion, experiment, home experiments, experience, observation.

Сведения об авторах: Джонмахмадов И.Т., аспирант кафедры «Технология обработки материалов» Курган-Тюбинского государственного университета имени Н. Хусрава, e-mail: jonmahmadov89@mail. ru

Маджидов Х., профессор кафедры «Экспериментальной физики» Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни

About authors: Dzhonmahmadov I. T., post-graduate student of the chair of "Technology of the processing material", Kurgantube State University named after N. Khusrav, e-mail: jonmahmadov89@mail. ru

Majidov H., professor of the chair of "Experimental physicists", Tajik State Pedagogical University named after S. Aini

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ

КЛАССОВ В ПЕДВУЗЕ

Хабибов А. М., Назаров Н. О.

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

На современном этапе необходимость подготовки педагогических кадров достаточно обоснована новыми условиями социально-экономического и духовного развития общества, а также изменениями в характере и содержании педагогического устремлений.

Неотъемлемой частью профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов к педагогической деятельности в школе является музыкальная подготовка. Приобщить

учащихся к высокому музыкальному искусству, которая является базой для массового и всеобъемлющего музыкального образования. Решение задач музыкального обучения и воспитания должен осуществлять высококвалифицированный, всесторонние образованный учитель.

Анализируя литературу, можно подчеркнуть, что к настоящему времени исследователями накоплен определений педагогический материал, который может служить основой для разработки содержания профессиональной подготовки учителя начальных классов к музыкально- педагогической деятельности. Однако, ряд сторон этой проблемы не нашел достаточного освещения, в частности, отсутствует научно обоснованный подход к вопросу подготовки учителя к музыкально- педагогической деятельности на основе комплексного использования технических средств и информационных технологий.

Изменения, которые происходят на современном этапе в различных сферах общественной жизни - социально-политической, экономической, научно-технической, культурной оказывают влияние на процесс воспи- тания и обучения подрастающего поколения. В связи с этим возникает необходимость повышения требований к подготовке педагогических кадров, осознающих социальную окружающей действительности.

В законе Республики Таджикистан «Об образовании» главная задача системы образования определяется как «создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики». Следовательно, в процессе подготовки будущему учителю необходимо использовать все возможности обучения в вузе для личностного и профессионального роста.

Школе необходимы педагоги-профессионалы, имеющие основатель ную психолого-педагогическую подготовку, испытывающие потребность и стремление в постоянном обновлении и обогащении полученных знаний, обладающие способностью к новаторству, глубоко знающие свой предмет, грамотно управляющие процессами обучения, воспитания, развития, формирования младших школьников, владеющие педагогичес- кими технологиями.

Начальная школа - период детской жизни, который наиболее значителен в судьбе человека. Основная цель начального образования -заложить основы для будущего образования человека. Младшего школь- ника следует научить читать, писать, считать, связано и грамотно выражать свои мысли, логически рассуждать и т.д. Поэтому так важно готовить высококвалифицированных специалистов, которые дадут хороший старт детям и жизнь.

Деятельность учителя начальных классов характеризуется многопрофильностью, так как он преподает все дисциплины базисного учебного плана, в их числе математика, русский язык, литературное чтение, культура речи, познание мира, физическая культура, трудовое обучение, музыка, изобразительное искусство. Музыка, как и любое другое искусство, способствует формирования духовного мира ребёнка, разви- тию художественного вкуса. Уровень образованности, воспитанности и духовой культуры школьника будет зависеть от того, способен ли будет учитель начальных классов с учетом современных требований времени и общества осуществлять музыкально-педагогическую деятельность.

Современное состояние преподавания музыки и начальной школе характеризуется устойчивыми тенденциями обновления содержания образования. Появление авторских программ и методики, стремление многих школ работать в режиме инновационных идей, проектирование новых форм музыкального воспитания, создание разветвленной системы дополнительного музыкально-эстетического образования - все это свидетельствует об осознании огромной роли искусства в формировании человека.

Реформирование системы музыкального воспитания в общеобразовательной школе указывает на необходимость перестройки системы вузовской подготовки учителя начальных классов и музыкально - педагогической деятельности в школе. В связи с этим на современном этапе учителю начальных классов предъявляются большие требования.

Объем и содержание профессиональной подготовки определяется нормативными документами, которые определены в соответствии с распоряжением министра образования и науки Республики Таджикистан от10.01.2014, №53 «Специальность 1.01.02.01.-Начальное образование», «Специальность 1.01.02.02.03.-Начальное образование. Музыкального искусства».

Процесс формирования профессионально-педагогических знаний, умений и навыков осуществляется посредством учебных дисциплин и других видов учебной деятельности, которые представлены в структуре профессиональной подготовки учителя начальных классов, в ней выделены музыкальные дисциплины, на которых мы остановимся далее, исходя из направления нашего исследования.

При изучение дисциплин общепрофессионального («Методика пре- подавания музыкального воспитания с основами теория», «Вокально-хоровое воспитание») и специального («Музыкальный инструмент») циклов, а также в процессе прохождения педагогической практики формируются музыкальные знания, умения и навыки будущего учителя начальных классов. Таким образом, развитие профессионально значи- мых знаний и практических умений у будущего учителя начальных классов осуществляется посредством знакомства с основами музыкального искусства в теоретическом, историческом и методическом аспектах.

Учебный курс «Методика преподавания музыкального воспитания с основами теории» является центральным профилирующим и подго- товке учителя начальных классов и музыкальной деятельности в усло -виях общеобразовательной школе. В нем фокусируются все специальные музыкальные, психолого-педагогические, социальные знания и на их основе осуществляется многогранная подготовка будущего учителя начальных классов к музыкально-педагогической деятельности в школе.

На занятиях по дисциплине «Вокально-хоровое воспитание» формируются музыкально-певческая культура будущего учителя начальных классов, воспитывается увлеченность хоровым пением, потребность в нем; развиваются вокально-хоровые и дирижерско-исполнительские умения и навыки; студенты знакомятся с песенным репертуаром учебной программы по музыке для 1-1У классов.

Учебный курс «Музыкальный инструмент» ориентирован на разви- тие у студентов умений и навыков игры на музыкальном инструменте (домбра, фортепиано, баян, аккордеон), чтения с листа, самостоятельной работы над музыкальным произведением, аккомпанирования, в объеме, необходимом для их будущей практической работы по специальности.

Вузовские дисциплины направлены на решение задач урока музыки с учетом его структурного деления. Разноплановая деятельность учителя начальных классов на уроках музыки требует формирования у них умений интересно и увлеченно рассказывать школьникам о музыке и музыкантах, формах и жанрах музыкального искусства, владения певческим голосом, музыкальным инструментом , методикой организации слушания музыки, разучивания и исполнения песен школьного репер- туара. По этому поводу Б. В. Асафьев писал: «Музыкальный педагог в общеобразовательной школе не должен быть «спецом» в одной какой-либо области музыки. Он должен быть и теоретиком и регентом, но в то же время и музыкальным историком, и музыкальным этнографом, и исполнителем, владеющим инструментом, чтобы всегда быть готовым направить внимание в ту или иную сторону».

Таким образом, в структуру музыкальной подготовки учителя начальных классов входит теоретическая, методическая, исполнительская и практическая подготовка (рисунок №1).

Необходимо рассмотреть компоненты, составляющие музыкаль -ную подготовку будущего учителя начальных классов.

Рисунок 1. Структура музыкальной подготовки учителя начальных классов

Теоретическая подготовка будущего учителя начальных классов направлена на изучение основных закономерностей истории и теории музыки в их взаимосвязи и взаимообусловленности, принципов и методов музыкального воспитания и обучения младших школьников; содержания учебной программы для I-IV классов по музыке.

Методическая подготовка будущего учителя начальных классов включает овладение методикой организации и проведения урока музыки, разучивания произведений песенного репертуара, работы над развитием вокально-хоровых умений и навыков младших школьников, организации слушания музыки, обучения игре на детских музыкальных инструментах, организации и проведения внеклассной музыкальной работы в начальной школе.

Исполнительская подготовка будущего учителя начальных классов содержит вокально-хоровую, дирижерскую, инструментальную подготовку. Вокально-хоровая подготовка способствует усвоению будущими учителями начальных классов знаний вокально-хорового репертуара младших школьников, овладению методикой работы с детским хором, вооружает практическими приемами воздействии на голосовой аппарат для организации правильного его функционирования.

Овладение основными приемами репетиционной работы (вырази -тельное исполнение, показ, краткость и ясность, замечаний, общение с хором, стремление к исправлению недостатков звучания), приемами дирижерской техники осуществляются в процессе дирижерской подго -товки.

Исполнительская деятельность учителя определяется много- образием форм её применения в начальной школе. Из всех умений, которые должны быть сформированы у учителя Д. Б. Кабалевский выделяет, прежде всего, умение владеть музыкальным инструментом. Обучение игра на музыкальном инструменте осуществляется в процессе инстру- ментальной подготовки, которая позволяет будущему учителю началь- ных классов овладеть умениями и навыками игры на музыкальном инструменте, навыками самостоятельной работы над художественным исполнением музыкального произведения, аккомпанирования солисту, хору, собственному пению, способностью раскрыть музыкальный образ произведения средствами исполнительского искусства.

Обучение игре на музыкальном инструменте занимает одно из наиболее значительных мест в музыкальной подготовке будущего учителя начальных классов.

Литература:

1. Абелян Л. М., Гембицкая Е. Я. Учебно-педагогический процесс / В кн: Детский хор Института художественного воспитания. -М., 1976.

2. Дмитриева Л.Г. Детское музыкальное творчества как метод воспитания / В кн: Музыкальное воспитание в школе. -М., 1976, вып. 11.

3. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? - М., 1977.

4. Методика музыкального воспитания школьников к. -М.-Л., 1965.

5. Методика рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. -М., 1971.

6. Ципкин Г. М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. -М., 1975.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ

КЛАССОВ В ПЕДВУЗЕ

В статье выделены основные компоненты музыкальной подготовки будущих учителей начальных классов, а также определение роли этих компонентов в процессе обучения.

Ключевые слова: музыкальная подготовка, профессиональная деятельность, стандарт и учебные планы, циклы музыкальных дисциплин, методические дисциплины, структура деятельности.

MUSICAL TRAINING OF THE FUTURE TEACHER OF INITIAL CLASSES IN

TEACHNICALITIES

The article higelights the main components of the musical training of future elementary school teachers as well as the defination of the role of these components in this process.

Key words: musical preparation of professional standarts and curricula cuclic musical disciplines teacying disciplines structure activity

Сведения об авторах: Хабибов Абдулло Маджидович, ассистент кафедры начального обечения Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни

Назаров Нарзулло Очилдиевич, старший преподаватель кафедры дошкольного образования Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни

About authors: Habibov Abdyllo Majidovbch, an assistant of the chair of methodology of primary education of the Tajik State Pedagogical University named after S. Aini

Nazarov Narzullo Ochildievich, senior teacher of chair of methodology of primary education of the Tajik State Pedagogical University named after S. Aini

НАЦШИ МАШВАРАТИ ОИЛАВЙ ДАР ТАЪЛИМУ ТАРБИЯИ ФАРЗАНД

Рамазонова Р., Мирзоева С.

Донишгоци давлатии омузгории Тоцикистон ба номи С. Айни

Аз нигохи педагога машварат ва маслихат пурсидан на факат барои худ манфиат чустан аст, балки эхтиром гузоштан ба андешаю дониши дигарон барои дарёфти рохи халли ягон масъала мебошад. Машварат ин методи ташаккул додани шуурнокии шахсият мебошад, ки шахс ба касе аз барои халли максадноки ягон масъала имконият пайдо мекунад. Бинобар хамин хам, дар хамаи зинахои хайёти шахс ба он ниёз дорад ва кушиши дар даст оварданашонро ба харч медиханд.

Машварат маънои ислоху салохи кор, некй, дурустй, бехбудиро дорад. Ин методи тарбия дар мавридхои кабл аз шуруи ягон фаъолият, чустучуи рохи халли максадноки сахву хатохои дар рафтору муносибат руй дода, душвориву дармонихои фарзандон бахри некукорй истифода бурда мешавад. Маслихат раванди бошуурона амалкунии фарзандонро таъмин мекунад, чунон, ки дар халк мегуянд, чомаи бомаслихат кутох намеояд.

Тадкикотхо нишон медиханд, ки айни замон волидайн хангоми тарбияи фарзандон бештар бо ёрии психологй амалй ниёз доранд. Машварат на танхо барои волидайн фарзандонашон ба гурухи номусоид ё гурухи хатарнок дохилшуда, балки барои оилахои солим низ зарур аст [2].

Пайваста дар оилахо машварати волидайн бо фарзандон ахамияти бузурги тарбиявй дорад. Машваратхои хусусияти тарбиявй дошта аз оила сарчашма гирифта, дар чомеа бояд рушду нумуъ ёбад. Х,ар як аъзои чомеа барои машварат додан хукук дорад, чунки пешравии чомеа аз тарбияи насли наврас вобастагй дорад. Ин вазифаи мухим пеш аз хама ба оила вобаста буда, дар рафти машварат волидайн фарзандонро ба хаёти мустакилона тайёр менамоянд. Х,ар як оила, хар як иштирокчии раванди тарбия метавонад ба роху машваратхои гуногун вазифахои гуногуни тарбиявиро ичро намоянд, аз он чумла фарзандонро дар рухияи башардустй, мехнатдустй, накукорй, рахмдилй, одаму одамгарй, аклу заковат ва тарбияи зебошиносй, чисмонй, аклй, ахлокй, хукукй тарбия намоянд.

Хушбахтона, 2 августи соли 2011 ^онуни Ч,умхурии Точикистон «Дар бораи масъулияти падар модар дар таълиму тарбияи фарзанд» кабул гардид ва гуфтан чоиз аст, ки тибки он вазифаи тарбия бештар ба зиммаи волидайн вогузошта шудааст. Волидайн ба фарзандон оид ба омода будан ба корхои мушкили зиндагй машварат намуда, бояд дар ин маврид аз пандхои ниёгонамон фаровон истифода баранд [4]. Ба хаёти мустакилона фарзандонро омода созанд, ки «Мард бояд ки царосон нашавад, мушкиле нест, ки осон нашавад» - мегуяд андарзи мардумй. Бале, инсони мохир - ба хар кор кодир.

Саъдии бузург нигоштаанд:

Як гули максуд дар ин бустон, Чида нашуд бе мадади дустон [6]..

Дар оила фарзандон ки хануз тачрибаи кофии шахсй надоранд, бояд сари вакт аз аъзоёни оила маслихат гирифта амал кунанд. Ч,алолиддини Румй фармудааст: Машварат идроку хушёрй дихад, Аклхоро аклхо ёрй дихад.

Дар хаёт фарзандон бо сабаби нофахмй сахву хатохои зиёд содир мекунанд. Бинобар ин ба онхо дар мавридхои муайян ину он коидаи рафтор, фаъолият, фазилатхои неки инсонй бояд аз чониби волидайн фахмонда шавад ва сипас дар адои он бошуурона амал кардани онхоро назорат намоянд. Волидайн дар машваратхои худ бояд бо такя аз мисолхои хаётй дурустй ва ё нодурустии рафтору муносибатхои инсониро фахмонанд, то ки минбаъд фарзандон окилона рафтор намоянд. Чунончи, волидайн нисбати эхтироми калонсолон ва гамхорй ба кудакон машварат ороста, мефахмонад, ки онхо атрофиёнро, катъй назар аз шиносу ношинос буданашон, хурмат кунанд. Калонсолон аз ин некдилии шумо рухбаланд гашта, дар хакки шумо дуои хайр мекунанд. Зару зевар нагир, дуо гир! Зеро дуои неки пирон сарсабзии некдилон аст.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.