Научная статья на тему 'Музыкальная культура на современном этапе: аксиологический аспект'

Музыкальная культура на современном этапе: аксиологический аспект Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
347
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Щербакова А. И.

Статья посвящена проблемам дальнейшего развития музыкальной культуры. Автор выявляет негативные тенденции, возникшие в последнее время, определяет круг вопросов, решение которых необходимо для их преодоления. Особое внимание в статье уделено аксиологическому подходу к профессиональной подготовке будущих профессиональных музыкантов, осуществляющих миссию сохранения и приумножения музыкальных ценностей в пространстве культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальная культура на современном этапе: аксиологический аспект»

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

© Щербакова А.И.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Статья посвящена проблемам дальнейшего развития музыкальной культуры. Автор выявляет негативные тенденции, возникшие в последнее время, определяет круг вопросов, решение которых необходимо для их преодоления. Особое внимание в статье уделено аксиологическому подходу к профессиональной подготовке будущих профессиональных музыкантов, осуществляющих миссию сохранения и приумножения музыкальных ценностей в пространстве культуры.

Значимость проблемы сохранения отечественной музыкальной культуры настолько очевидна, что не требует никаких доказательств. Тем не менее с каждым годом мы наблюдаем снижение «планки», высоко поднятой великими русскими композиторами, исполнителями, педагогами-музыкантами прошлых веков. Все выше и выше поднимается уровень технической оснащенности молодых музыкантов. А при этом все реже мы встречаем тех, кто обладает «лица необщим выраженьем». Тех, кто заставляет своих слушателей замирать от восторга и удивления, от того, что прекрасное столь бесконечно и многообразно.

Но почему же такие открытия становятся столь редкими? С чем это связано? Может быть стало меньше талантливой молодежи? А может быть снизился престиж профессии - музыкант? Или современные преподаватели стали хуже учить своих учеников? При пристальном обращении к этой проблеме оказывается, что Россия так же богата талантами, как и прежде. А вот престиж профессии, несомненно, снизился. Сегодня молодые люди устремились в экономику, юриспруденцию, в вузы, где готовят будущих чиновников и т.д. Страшно ли это? Ни в коей мере, потому что тот, кто не может жить без музыки все равно выберет именно этот путь. А отсеялись те, кто готов реализовать себя в другой области. И это вполне нормальная ситуация выбора профессии. Молодые люди сегодня вполне ясно представляют себе, что, избрав профессию музыканта, они вряд ли добьются возможности стать не только долларовыми, но даже рублевыми миллионерами. А в обществе потребления, которым является современное информационное пространство культуры, достижение высокого уровня материальной обеспеченности стало одним из важнейших критериев достижения успеха в жизни и деятельности. Следует также заметить, что современные педагоги-музыканты от-

* Заведующий кафедрой Социологии и философии культуры, доктор педагогических наук, доктор культурологии, профессор.

нюдь не стали хуже учить своих учеников. Более того, количество лауреатов различных международных конкурсов множится с такой скоростью, что звание «лауреат» уже перестало быть престижным.

Это является свидетельством того, что снизилась не только «планка» музыкальной культуры. Проблема намного шире и серьезнее, поскольку перед нами множество примеров трансформаций, происходящих в системе ценностей современного человека. А это значит, что процесс обучения будущих профессиональных музыкантов, как и будущих инженеров, математиков, медиков или представителей других специальностей, сегодня может быть только тогда признан достаточно качественным, если будет включать аксиологическую составляющую, если аксиологическое воспитание станет неотъемлемым компонентом учебно-воспитательного процесса. То есть, необходимо обращение к феномену ценности, который сегодня играет огромную роль в преодолении негативных тенденций, характерных для развития современной цивилизации. Феномену, обладающему способностью к трансформации, гибкому, чутко улавливающего изменения в духовном облике человека и человечества, к способности ценности становиться рычагом, открывающим шлюзы творческой активности личности.

В первую очередь необходимо осознать, что представляет собой музыкальная культура человечества. Традиционное определение, подразумевающее под музыкальной культурой музыкальное образование, воспитание и просвещение, несомненно, правильно, но весьма формально. Конечно, это понятие значительно шире. В цикле статей, написанных в защиту исторической науки, В. Конен констатировала: «Заслуживает внимания большая, по существу еще не разработанная проблема того, какую систему образов «избирает» каждая эпоха, каждая культура для воплощения в музыкальном творчестве своих идей» [3, с. 14]. И это очень важно, поскольку поиск в музыкально-образном мире художественных исканий автора, выявление ценностных доминант его творческого облика, специфичности и оригинальности его взгляда на мир, «расшифровка» закодированной в его творчестве иерархии ценностей, характерной для художественного творчества его эпохи, открывают огромное поле поисково-познавательной деятельности. Авторский смысл, заложенный в изучаемом музыкальном тексте, обретает, таким образом, глубину, объем, живое трепетное эмоциональное содержание, находящее не только отклик и понимание, но и позволяющее открывать с его помощью новое в себе и окружающем мире.

Обращение к музыке как носителю ценности, хранящему в себе идеалы Красоты, Добра, Гармонии, характерно для музыкознания ХХ века. В работах современных исследователей музыка предстает в контексте духовной культуры как выражение художественного отношения к миру, как источник ценностных ориентаций, рождающихся в процессе ее постижения. Дихотомией добро-зло пронизаны сочинения Л. Бетховена и Д. Шостаковича, А. Шен-

берга и А. Шнитке, победой добра венчаются сочинения С. Рахманинова и Н. Метнера, высоким этосом наполнен образный мир Н. Римского-Корсако-ва и С. Прокофьева. И следует согласиться с В.Н. Холоповой, что «в музыке как виде искусства общая этическая задача - приносить добро - выражена особенно полно. В ее шедеврах гиперболизирован позитивный плюс главной этической дихотомии - добро-зло - она сформирована вокруг представлений о добре, благе, утешении, счастье» [5, с. 7].

К изучению таких важных проблем как развитие личности средствами эмоционального переживания и ценностного отношения обращается в своих исследованиях А.Н. Малюков, выявляя художественную ценность искусства, его значимость и возможность влияния на процесс ценностного становления личности нашего современника. Он справедливо настаивает на том, что «в условиях крайнего обострения социальных процессов нашего времени и почти полного отсутствия целесообразного педагогического руководства сферой эмоций, она постепенно начинает походить на мину замедленного действия, на гранату, из которой выдернута чека» [4, с. 4]. Сегодня особенно важно, чтобы учебно -воспитательный процесс стал тем пространством, где обретается не просто знание, а рождается знание-переживание. Роль музыки в этом процессе трудно переоценить.

Именно поэтому Г.Г. Коломиец в своих работах обращает наше внимание на аксиологический аспект музыкально-эстетического воспитания личности. Она формулирует аксиологические тенденции в современном музыкознании, изучает выражение общечеловеческих ценностей в музыке, обращается к проблеме восприятия музыки и ценностному становлению личности в музыкальном образовании. В своих работах Г.Г. Коломиец вполне убедительно доказывает, что эстетически-ценностное воспитание «предполагает формирование и развитие целостного эстетического отношения к жизни, в котором раскрывается ценностный потенциал личности. Музыкально-эстетическое воспитание подразумевает актуализацию процесса восхождения самой личности через ценности музыкально-прекрасного» [2, с. 6]. Так восхождение к музыкальным ценностям становится «лестницей», по которой личность движется к собственному «Олимпу», к той вершине, на которой полностью раскрывается ее неповторимый творческий облик.

Методологические основания исследования проблемы мировоззрения педагога-музыканта как системы ценностей предпринимает в своем исследовании Б. Целковников, подробно останавливаясь на философском, общенаучном, художественном и общепедагогическом аспекте изучаемой проблемы. В работе «Мировоззрение педагога-музыканта: в поисках смысла» автор обращается к сущности мировоззренческих убеждений современного музыканта, к архитектонике и функциям их, а также обосновывает теоретико-методическую модель организации процесса становления мировоззренческих убеждений будущего профессионального музыканта. По его мне-

нию, «при изучении вопроса о взаимодействии мировоззрения личности с искусством, в частности - с музыкой, следует помнить, что искусство в целом и каждое художественное произведение - это «вторая реальность», рожденная художником, воплотившая в себе его мировоззренческие убеждения и принципы, его целостную личностно-творческую концепцию взаимодействия с миром» [6, с. 54]. Действительно формирование мировоззренческих убеждений и установок неразрывно связано с личностно-ценностным становлением личности.

Осуществление подготовки будущего профессионального музыканта сегодня - это не только обучение вокалу, искусству фортепианной игры или блистательному владению смычком. Это еще и воспитание творческой личности, испытывающей потребность в постижении «музыки изнутри», стремящейся к ценностному охвату музыкального пространства и способной к освоению истории и современности в их синтетическом единстве. Каган М.С., определяя параметры ценностного отношения, выявляет двухуровневую систему ценностных связей субъекта и объекта: мироощущение как психологический уровень, «переживаемый, но не осознаваемый», и мироосмысле-ние как идеологический уровень, превращающий «ценностное отношение в ценностное сознание, которое делает оценивающее переживание реальности ее оценивающим осмыслением» [1, с. 156].

Вся история музыкального искусства проникнута динамикой духовного творчества. Нормы в музыке подчас бывали долговечными, но никогда не становились вечными Строгая полифония перевоплотилась в эстетику барокко, ясность классического искусства сменилась бурным смятением романтических чувств, а ХХ век позволяет говорить не только об инакомыслии, а об инобытии музыки, поскольку музыкальная Вселенная - это уже миры и галактики, постоянно расширяющиеся и бесконечные, новая музыкальная реальность, где практически ломаются все ранее бесспорные представления о музыке: и о природе звука, и о сущности музыкального языка, и о особой роли музыкального слуха, музыкальной интонации, роли тембров, сути жанро-во-стилевого синтеза, пространстве и времени в музыкальном творчестве.

Норма и нормативный подход легко и органично существуют в стабильных, медленно развивающихся общественных устройствах, где традиционные устои если и меняются, то чрезвычайно неторопливо. Но в переходно-переломные эпохи, когда все явления общественной жизни характеризуются предельным напряжением, и на долю одного поколения, как это было в ХХ веке, приходится несколько смен социокультурных циклов, нормативный подход оказывается значительным тормозом, не позволяющим включиться в происходящие в социокультурной реальности процессы. Аксиологический подход несет в себе новое осмысление профессионального музыкального образования как единого комплекса, преобразовывающего систему знаний (миропонимание) через ценностное отношение и ценностное осмысление

(мироощущение и мироосмысление) в мировоззрение как систему ценностей. Аксиологический подход позволяет осознать, что обретение системы ценностей в учебно-воспитательном процессе предоставляет будущему профессиональному музыканту фундамент для строительства личностного музыкального мироздания, для творческого профессионального миромодели-рования, то есть дальнейшего формирования художественно-эстетического пространства соответственно выработанным мировоззренческим убеждениям и идеалам.

Сегодня необходимо осознать, что музыкальная культура являет собой величайшую ценность, хранящую в себе личностно-ценностный взгляд человека на окружающий мир, на партнера по коммуникации, на искусство, на самого себя как творца музыкальных ценностей. Очень важно, чтобы будущий профессиональный музыкант понимал, что он не только овладевает навыками игры на том или ином инструменте, но и становится частью огромной саморазвивающейся системы. Что эта система интегрирует в своих недрах бесконечное саморазвитие музыкального искусства и человека, находящихся в концептуальном поле субъектно-объектных и межсубъектных отношений. А он сам является активным деятелем в этом удивительном действе, которое осуществляется внутри музыкального пространства культуры.

Возникновение такого ощущения свидетельствует о том, что начался процесс эстетически-ценностного становления личности. Так молодой музыкант начинает свой путь к глубинному постижению музыки, выявлению ее специфических сущностных черт, осмыслению особенностей конструктивно-художественных авторских моделей. Это очень сложный процесс, способствующий проникновению в духовную сущность человека, запечатленную в нотном тексте, открытию современным человеком мира музыкальных ценностей как сокровищницы духовного богатства человечества. Это еще и процесс обращения через постижение мира музыкальных ценностей к внутреннему миру формирующейся личности, что необходимо как для достижения подлинного успеха в профессиональной подготовке музыканта, так и для сохранения великих художественно-эстетических и духовно-нравственных ценностей, хранимых в пространстве отечественной музыкальной культуры.

Список литературы:

1. Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб.: Петрополис, 1997. -205 с.

2. Коломиец К.К. Музыкально-эстетическое воспитание (аксиологический подход). Специальное исследование: монография. - Оренбург: ОО-ИПКРО, 2001. - 238 с.

3. Конен В.Д. Очерки по истории зарубежной музыки. - М.: Музыка, 1997. - 640 с.

4. Малюков А.Н. Теоретические основы формирования художественной культуры подростков. - Дубна: Феникс, 1999. - 256 с.

5. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. - М.: Изд. МГК им. П.И. Чайковского, 1994. - 258 с.

6. Целковников Б.М. Мировоззрение педагога-музыканта: в поисках смысла. Исследование. - М.: МПГУ, 1999. - 232 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.