Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНАЯ ИННОВАТИКА В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ДОМИНАНТ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ'

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИННОВАТИКА В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ДОМИНАНТ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
27
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальность / молодежь / музыкальная культура / творчество / проектность / социальная инноватика традиция / ценности / жизненный мир / sociality / youth / musical culture / creativity / design / social innovation / tradition / values / life world

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Е Л. Антонова, Л А. Кинаш, Д В. Гнездилов

В статье осуществляется философско-культурологическая рефлексия социальных контекстов музыкальной молодежной инноватики как наиболее адекватной формы самореализации молодежи, манифестации ее «жизненного мира»; обосновывается интегральный характер, функциональность и просветительская миссия социальных музыкальных проектов по укреплению духовных оснований российской государственности. На образцах проектных инициатив, востребованных обществом, (академический музыкальный фестиваль С.В. Рахманинова, «Классика жива» и др.) раскрывается их метафизика, глубина влияния на формирование культурно-исторического сознания молодежи, её ценностей и идеалов. Доказывается важность новаторства в сфере конструирования российской молодёжью собственных образов социального будущего, отражающих базовые морально-ценностные установки и вкусовые доминанты. Ведущей теоретико-методологической базой выступает проектная методология и принципы проектности, феноменология «жизненного мира» Э. Гуссерля, диалектика понимании культурно-исторической динамики творчества и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL INNOVATION IN THE CONTEXT OF NATIONAL DOMINANTS OF RUSSIAN YOUTH

The article provides a philosophical and cultural reflection on the social contexts of musical youth innovation as the most adequate form of self-realization of youth, manifestation of their “life world”; substantiates the integral nature, functionality and educational mission of social musical projects to strengthen the spiritual foundations of Russian statehood. The authors reveal the metaphysics, the depth of influence on the formation of cultural and historical consciousness of young people, their values and ideals on the samples of project initiatives demanded by society (S.V. Rachmaninov Academic Music Festival, “Classics are Alive”, etc.). They prove the importance of innovation in the field of constructing Russian youth's own images of the social future, reflecting basic moral values and taste dominants. The leading theoretical and methodological basis is the project methodology and principles of projectness, the phenomenology of E. Husserl's “life world”, the dialectic of understanding the cultural and historical dynamics of creativity, etc.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНАЯ ИННОВАТИКА В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ДОМИНАНТ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ»

УДК 781

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИННОВАТИКА В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ДОМИНАНТ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Е.Л. Антонова1), Л.А. Кинаш2), Д.В. Гнездилов3)

^Белгородский государственный институт искусств и культуры 3)Белгородский государственный технологический университет им

г. Белгород

1)e-mail: [email protected]

2)e-mail: [email protected] 3)e-mail: [email protected]

В статье осуществляется философско-культурологическая рефлексия социальных контекстов музыкальной молодежной инноватики как наиболее адекватной формы самореализации молодежи, манифестации ее «жизненного мира»; обосновывается интегральный характер, функциональность и просветительская миссия социальных музыкальных проектов по укреплению духовных оснований российской государственности. На образцах проектных инициатив, востребованных обществом, (академический музыкальный фестиваль С.В. Рахманинова, «Классика жива» и др.) раскрывается их метафизика, глубина влияния на формирование культурно-исторического сознания молодежи, её ценностей и идеалов. Доказывается важность новаторства в сфере конструирования российской молодёжью собственных образов социального будущего, отражающих базовые морально-ценностные установки и вкусовые доминанты. Ведущей теоретико-методологической базой выступает проектная методология и принципы проектности, феноменология «жизненного мира» Э. Гуссерля, диалектика понимании культурно-исторической динамики творчества и др.

Ключевые слова: социальность, молодежь, музыкальная культура, творчество, проектность, социальная инноватика традиция, ценности, жизненный мир.

Сегодня перед российским обществом стоит важнейшая, можно говорить, поистине судьбоносная, задача не просто укрепления, а сохранения национального суверенитета и духовной безопасности. Существенная роль в её своевременном и оптимальном решении на всех уровнях государственной стратегии отдается развитию и дальнейшему наращиванию инновационного потенциала российской молодежи. В этой связи без лишнего пафоса сформулируем тезис о том, что от степени включенности молодого поколения в инновационное движение, набирающее мощь во всех уголках нашей страны, сегодня зависит ее настоящее и будущее. Собственно, эта мысли постулируется в нормативных актах российского государства и, надо заметить, она принимается гражданами России как руководство к действию.

, г. Белгород . В.Г. Шухова,

По ходу уточним, что основным документом, определяющим теорию становления системы нововведений в РФ, является Стратегия новаторского становления Русской Федерации на этап до 2023 г. [13]. Как верно отмечается в Стратегии: «Для этого планируется осуществить разработку концепций инновационного развития в сферах образования, здравоохранения, культуры...» [13].

Аналитика проектной музыкальной молодежной инноватики предполагает её философскую трактовку как наиболее адекватной формы самореализации молодежи, в том числе, в условиях собственно российского инновационного пространства. На настоящее время следует исходить из того, что по своей ориентации социальные молодежные проектные инициативы разделяются на публичные (преимущественно ориентированные на решение задач молодежной организации и ее членов) и благотворительные (ориентированные на реализацию молодежью задач, лежащих в сегменте специфических категорий населения: социально ограниченных в своих потенциальных возможностях (инвалидов, пожилого контингента наших сограждан и др. категории). Исходя, в том числе, и из этого обстоятельства, проектные инициативы молодёжи различаются: по методикам выполнения и систематизации грантодателей: Интернет-проекты, грантовые проекты (по грантам губернаторов, департаментов по делам молодежи и др.); проекты социальных и некоммерческих организаций; вузовские проекты: студенческие, проекты молодых педагогов и ученых, а также проекты-презентации в системе школьного образования и др. Разумеется, данный ряд далеко не завершен, а пополняется в зависимости от вызовов современных российских реалий, что лишь подчеркивает диалектику инновационного процесса в нашей стране, его динамику и смыслы.

Важно понимать, что типология общественных проектов подразумевает выделение нескольких аспектов: география и масштабность, ориентация, целевая аудитория, штат исполнителей и соисполнителей, область приложения проекта, его администрирование, концептуальность и уровень «обратной связи» с обществом на всех ступенях, включая муниципальный.

По наши данным, опирающимся на компетентные источники, можно констатировать, что, во-первых, ведущей направленностью в динамике молодежного общественного проектирования резонно считается ускорение процесса нововведений по всем ареалам Российской Федерации [1; 2; 3; 5; 8; 14] и др. Во-вторых, сегмент готовности молодежи к

интенсивным делам в общественной среде конституируется целым комплексом причин и факторов, с необходимостью включая в себя, по меньшей мере, такие критерии как: наличие профессиональных познаний и навыков в вопросах эффективной реализации проектных планов; готовность молодежи проявлять себя в новаторской деятельности, невзирая, скажем, на объективные препятствия разного порядка, или на чисто субъективные личностно-психологические качества. Вследствие этого, составление проектной компетентности и развитие индивидуально-личностной сферы является наиглавнейшим ориентиром и требованием в системе подготовки кадров по работе с молодежью, готовой развивать свой новаторский потенциал. А вот недооценка (или недопонимание) той очевидности, что молодежное проектное новаторство - это многотрудная работа, системная и комплексная, недопустимы.

Не мнее важно понимать сущность инновационности, подходить к данному феномену современности как к многогранному, сложному и одновременно достаточно оригинальному процессу, который не просто позволяет молодежи развивать креативные возможности, самостоятельность, но и дает ей хорошие шансы заявить себя в этой сфере. Также он предполагает элемент рисков, готовность молодого человека брать ответственность «на себя», отвечать лично (или кв команде) за результативность и эффективность проектной работы, наполняя её гуманистическим смысловым значением и этическим компонентом.

Такая философская трактовка молодежной проектной инновационности, на наш взгляд, устраняет всякие демаркационные линии и преграды для равноценной представленности молодежных групп в пестром «ковре» многоликой российской культуры, вектор которой, по мнению специалистов, «стремится к локализации, «заземлению» на «точечные» потребности, вкусовые предпочтения конкретных социальных групп и индивидуалов. Уходит в прошлое ортодоксально «деление» молодежных объединений на «хорошие «или плохие/ маргинальные», «позитивно-лояльные» или «бунтарско-протестные», на «мейнстримные» или «периферийные» течения. Особо подчеркнем, что лично мы предпочитаем в рассматриваемой проблематике опираться на системную методологию, согласно которой приемлемой является интерпретация культуры как сложноорганизованной системы с множеством подсистемных формообразований, образующих в совокупности своей «тело» материнской культуры. Поэтому в отношении феномена молодежного инновационно-

проектного движения мы опираемся на принцип интегрального видения молодежи как социальной общности, деятельность которой погружена в широкий социокультурный контекст. Учитывается и качественная специфика молодежного конгломерата, склонность молодых людей к «самостроительству», новаторству, поискам нового.

Сегодня молодежные коммуникации с множеством креативных площадок активно представлены во всех формах духовного производства, способствуя консолидации российского общества на переходной транзитивно-неустойчивой стадии его развития. По этой, в том числе, причине, внимание к молодёжным структурам крайне важно для молодежных региональных «политик», вовлекающих молодое поколение страны в строительство ее культурной и социальной жизни в лучших российских традициях. Как пишут И. Лань, О.Л. Анисимова: «Высокая культура рождает высоко организованную творческую личность, способную созидать, одухотворять, наполнять жизнью культурное пространство. Можно утверждать, что личность является носителем культурных ценностей и идеалов» [10, с. 36].

Тем самым повышается роль, значение и «миссионерство» российской молодежи как мобильной креативной социальной общности, не разделяя при этом молодежный комплекс, скажем, на «маргинально-субкультурные» и традиционно ориентированные молодежные группы, сообщества, движения. Ведь, по сути, все они, в идеале активно и заинтересованно участвуя в инновационно-творческой деятельности, становятся равноправными самодостаточными субъектами, которые объединены едиными целевыми установками и идеалами по достижению инновационного технологического суверенитета страны.

Идентификация молодежи как национального ресурса нации, ее «золотого фонда» и новаторского передового отряда, реально нацеленного на строительство желаемого социального будущего, открывает «зеленый свет» российской молодежи в границах развития собственной идентичности. Данную ситуативную специфику подтверждают также показатели общей положительной динамики молодежной инноватики. Реалии таковы, перед российской молодёжью широко открыты все пути для реализации своих возможностей буквально во всех структурах социальной и культурной работы. Молодежные проекты в настоящее время не безосновательно и вполне заслуженно укрепляют статус наиболее известного и востребованного способа инноваторской деятельности в молодежной среде. Собственно, об

этом пишут многие отечественные специалисты и признают западные аналитики [12, с. 18-19].

Важно сказать о том, что креативно-проектные инициативы российской молодежи имеют огромное значение в вопросе сохранения культурной памяти, которую по-праву называют «архивом поколений». В этом плане их миссия неоценима для формирования адекватных, нефальсифицированных страниц отечественной истории и культуры, объективной и достоверной информации, коллективных представлений о русской традиционной культуре в целом. Некоторые специалисты, в частности, В.В. Бахарев, Н.С. Данакин развивают данный аспект контексте социальной работы с разными слоями молодежного состава [3, с. 450].

Как справедливо отмечает П.В. Верхоланцева: «В эпоху новых технологий, информационной загруженности и глобализации человек быстро забывает о том, как формировалась культура, общество, государство. Незаинтересованность людей в сохранении культурной памяти может привести к потере культурных ценностей и культурных ориентиров, формировавшихся на протяжении многих веков, к утрате памятников истории и культуры, к разрушению духовности человека» [6, с. 44, 45-46].

Иными словами, сегодня общество осознает необходимость не только в глубоком изучении культурного наследия России, но и в сохранении его на государственном уровне. А молодежь в рассматриваемом нами сегменте выступает генератором и реализатором масштабных задач первостепенного значения. Поэтому нужно только приветствовать процессы, идущие на уровне государственной и культурной политики, большое значение уделяющей сохранению, восполнению и приумножению культурно-исторического достояния Отечества, укреплению культурных традиций, ценностей и идеалов ее государственности и могущества. Здесь особо злободневно звучит мысль М.В. Ломоносова о том, что: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего», сопряженное с известным пушкинским: «На знающих историю России, я не зачислю в русских никогда» (А.С. Пушкин).

В самом деле, разве станем мы отрицать, что в интернет и масс-медийном пространстве, в информационно-сетевом поле давно уже развернулась не шуточная «битва» за умы и сердца российской молодежи? В существе своем, с одной стороны, этот вопрос риторического свойства, ответ на него вполне очевиден. А с другой стороны, в совокупности с

экзистенциальными угрозами и информационными рисками, существующими в настоящее время в культурном поле страны, он напрямую затрагивает мировоззренческие основания, глубинные корни молодёжного сознания, жизненного мира подрастающего поколения, метафизику нравственности. И поэтому он нуждается в дополнительной философской артикуляции.

Наконец, с точки зрения типологии деятельности, проектная работа молодежи относится к уровню инноваторской, поскольку она: а) подразумевает переустройство действительности, безусловно, в лучшую сторону; задействована в конструировании молодежных образов желаемого будущего, отражая тем самым ключевые морально-ценностные установки и базовые принципы в самой молодежной среде; б) основывается на принципах соответственной проектной технологии и проектной культуры, включая «нестандартные» форматы креативного «волеизъявления» со стороны также и молодежных субкультур [11], входящих в состав молодежного феномена. Здесь резонно предположить, что: по мере освоения всех стадий и нюансов проектной работы субъектом-инноватором, возможно некоторое унифицирование её основных принципов и правил в направлении применения проектной модели в самых широких областях жизни российского общества, но «заточненных» на частную, даже «узкую» сферу социального запроса. Отсюда, с нашей точки зрения, на фоне пестроты сегмента социально-культурных практик с участием молодежи, было бы разумно повышение междисциплинарных апелляций специалистов не только к изучению молодежного проектного движения как такового (этого недостаточно). Но также к целостному исследованию молодёжных доминирующих креативных инициатив, к определению основных траекторий их динамики в современной российской культуре. Косвенно этот вопрос развивает М.С. Гусельцева в русле задачи изучения молодежной неоднородности, «мобильной и множественной идентичности с учетом текучести и транзитивности социокультурной среды», в том числе, «.. .в свете методологии латентных изменений» [7, с. 229].

Предварительно обобщая наши рассуждения о метафизике молодежной проектной инновационности, подчеркнем ее ключевую характеристику: социально-инновационная деятельность - это создание кардинально новых подходов к решению сложных социальных проблем на основе использования инновационных технологий и системы методов. Она, как мы видим, становится все более популярной среди российской молодежи, которая

стремится не только получить высшее образование, овладеть уровнем компетенций, но и использовать свой потенциал для благотворительного дела во благо человека.

Так мы подошли к рефлексии феномена молодежных социально направленных инноваций в музыкальной культуре. Данная область в настоящее время - одна из важных тематик, сфера научного интереса специалистов разных отраслей знания не только в России, но и во всем мире. И это понятно: музыка считается одним из наиболее доступных и популярных видов творчества, а другое искусство не всегда может достичь такую же широкую аудиторию [4, с. 15, 29]. Простота музыкальной формы и возможности, которые она предлагает, в сочетании с инновационным подходом молодых талантливых людей, могут стать экспериментальным полем для молодежных социальных проектов и их идей. В контексте современной России это звучит особенно свежо и проблемно, поскольку роль молодежи в различных общественных процессах и ее участие в социальной жизни сегодня более чем заметны и, как было отмкчено выше, не подлежит какому бы то ни было сомнению. Все больше молодежных инициатив появляется в области культуры, при этом они открыты для всех, так сказать, в пределах «шаговой доступности». Без преувеличения, каждый креативно мыслящий представитель молодого поколения нашей страны, владеющий достаточным уровнем образовательных, общекультурных и профессиональных компетенций, может принять в них участие, заявить себя как новатор, вне зависимости от возрастного ценза или, скажем, социального статуса. Иными словами, сфера молодежных социальных инноваций в музыке теснейшим образом, и можно сказать, генетически, связанна не только с культурой, но и с социальной жизнью, являясь интересной и, как показывает опыт, наиболее востребованной для аналитики.

Если попытаться эксплицировать сферу молодежных творческих музыкальных проектов в контексте их влияние на музыкальную культуру, мы увидим следующее. В России существует множество проектов, связанных с молодежными социальными инновациями в музыке, часть из которых получила широкое признание, оставив заметный след в музыкальной культуре нашей страны. Один из таких проектов - «Классика жива!», запущенный по инициативе Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского и объединивший в себе концерты классической музыки, проводимые на улицах Москвы. Такой формат выступлений позволил (и позволяет) молодым музыкантам проявить свой талант и знания

в живом исполнении, несет огромный просветительский эффект, знакомя общество с классической музыкой, ее философскими смыслами. Не случайно данный проект, завоевав популярность, продолжает свою работу уже несколько лет подряд, расширяясь и улучшая свои формы.

Еще один проект, ставший популярным в России и за ее пределами, -это фестиваль «Рок для мира». Объединив на одной площадке музыкантов разных жанров, он также сумел привлечь внимание широкой и самой разной возрастной аудитории, обогатив её духовный мир, наполнив его новыми эмоциональными чувствами, переживаниями. Важно, что фестиваль раскрыл себя в качестве востребованной творческой ниши для свободной разработки новаторских идей, продуктивного обмена опытом между музыкантами, азрители и участники получили огромные эмоции от живых выступлений.

Назовем также проект «Центр музыкального творчества», направленный за решение задач помощи и поддержки молодых музыкантов в их развитии, «раскрутке», продвижении на музыкальный рынок. Отсюда его активные формы (мастер-классы, тренинги, конкурсы и фестивали и др.), позволяющие музыкантам не только записывать свой креативный продукт в качественной студии, но и получать поддержку для последующей его концертной презентации в открытый доступ. Все это помогает молодым музыкантам повысить шансы на успех в сфере музыкальной креативной индустрии. Как видно из небольшого обзора, молодежные социальные инновации в музыке, имея достаточно разнообразную форму и форматы, в целом направлены на развитие отечественной культуры, повышение культурного уровня молодежи и населения; они позволяют молодым людям ярче и масштабнее проявить себя, выразить свою «Я-идентичность» в музыкальной сфере. Выступая на публике, молодые музыканты-исполнители получают обратную связь и могут определиться с дальнейшим путем своего творчества. Социальные инновации в сфере музыкальной индустрии позволяют молодежи находить общий язык и объединяться вокруг общих идей, расширяя сферу творческих коммуникаций, погрузиться в многообразие отечественных национальных музыкальных традиций, и тем самым, обогатиться в духовно-нравственном отношении.

Если же говорить о массовости и общедоступности всех этих мероприятий, то целесообразным и объективно более существенным является формат музыкального фестиваля, как формы организации просветительства в сфере музыкального искусства и повышения статуса академической музыки. Именно об этом рассуждают в своей работе

«Музыкальный фестиваль как форма сохранения культурной памяти» П.В. Верхоланцева, А.С. Старикова, другие ученые. Практически все они единодушно подчеркивают практическую значимость фестивалей как актуальную проектную форму сохранения культурного наследия государства и повышения доступности академического исполнительского искусства в массовой музыкальной культуре. Согласимся с П.В. Верхоланцевой, что: «Музыкальный фестиваль, являясь формой культурной коммуникации между музыкой и человеком, продвигает музыку, популяризирует творчество музыкантов и сохраняет музыкальные жанры» [6, с. 44-45]. Уточним, что аналогичные суждения высказывают другие отечественные специалисты, теоретики и практики музыки, педагоги музыкальных образовательных учреждений, а мы, со своей стороны, целиком разделяем их позицию [1].

Одновременно особо заметим, что из поколения в поколение великие музыканты русской исполнительской школы передавали свой опыт ученикам, отражали свои принципы в трудах, автобиографических источниках, аудиозаписях и др., призывая бережно относиться к этому наследию. Большим подспорьем в этом аспекте выступает именно формат фестиваля: здесь и происходит то самое общение, благодаря которому исполнительское искусство продолжает жить и развиваться как важная часть академического музыкального искусства,

Сегодня, когда музыкальная культура России переживает сложный этап развития, вызванный, прежде всего, совершенствованием компьютерных технологий, расширением мировых потоков музыкальной интеграции и др. , принципиально важным становится привлечение к «высокому искусству» широких слоев наших сограждан. Этому как раз-таки и способствует событие музыкального фестиваля, поскольку, как совершенно справедливо подчеркивает А.А. Барабанов: «...такая форма презентации и популяризации "классики" как музыкальный фестиваль является одной из самых плодотворных в плане единения народа и формирования благоприятного духовно-нравственного климата» [2]. Тесная интеграция профессионального исполнительского искусства «высокого искусства в массовую культуру выступает своеобразной трансгрессией границ культурной формы, знаком сближения элитарной и массовой культуры, идеи доступности всего и вся в современном культурном коллаже» [14, с. 425]. По утверждению Е.Н. Шапинской, это подчеркивает национальную принадлежность и укрепляет самобытность русской музыкальной культуры [14, с. 425].

В целом же масштабность и уровень рахманиновского фестиваля, его атмосферность и экспрессия, позволяют говорить о его огромной образовательной ценности, о возможностях обогащения наших представлений об истинном академизме в исполнительской культуре современности. В равной степени фестиваль не просто демонстрирует любовь русского человека к глубинным основам совей культуры в сфере музыки, но дополнительно раскрывает палитру красок феномена «русского композиторства, на примере его яркого представителя в лице С.В. Рахманинова, популяризируя его обширную просветительскую, научно-издательскую, музыкально-проектную деятельность, аккумулируя многоликость и уникальность его личности как композитора, пианиста и дирижёра.

В рамках концептуализации музыкального фестиваля как молодежного творческого проекта он обосновывается нами а) как форма трансляции национального музыкального наследия России, б) актуальный ресурс сохранения академической исполнительской культуры, в) эффективный механизм популяризации молодежной музыкальной инноватики в культурной, образовательной сфере, г) как социокультурный феномен и специфическая форма межкультурной коммуникации, в рамках которой реализуются творческие и интеллектуальные интенции нашего времени» [8, с. 137-138], ярко раскрывается духовно-просветительская деятельность государства.

На наш взгляд, на основании вышеизложенного правомерно утверждать, что, во-первых, в современном российском культурном дискурсе поступательная динамика социальности инновационного потенциала и пространство его культурных смыслов формируется целевыми установками российской молодёжи. Они:

- во многом связаны с проблемой «чистоты» молодежной культурной идентичности в границах её самополагания;

- подчеркивают базовые характеристики и качественную специфику молодежи как наиболее крупной, мобильной, в целом авангардной (в сравнении с другими социальными группами) социальной общности.

Вместе с тем, целеполагание молодежи в сегменте инноватики существенно определяется неоднородностью состава всего молодежного комплекса, текучестью и гибкостью его границ, переходным состоянием структуры молодежных субкультур и др.

Во-вторых, нами установлено, что феномен молодежной музыкальной проектной инноватики, представлен в настоящее время в самых различных форматах культурной жизни страны, ее информационно-сетевом дискурсе. Однако в наиболее ярком варианте он систематически заявляет о себе на массовых, традиционного типа, мероприятиях регионального, всероссийского и международного значения, предоставляя молодым талантам широкий спектр возможностей для самореализации, расширяя способы социальной репрезентации. При том, что молодежные музыкальные проекты, креативные инновации молодёжи приобретают, усиливают и «оттачивают» свою социальность по мере вхождения проектных инициатив в культуру, становясь неотъемлемой частью культурной «ткани».

В-третьих, при осмыслении социальной сущности молодежных проектно-ориентированных творческих инициатив нужно исходить из феноменологии сущностной природы феномена новаторства, понимания инноватики как многогранного, сложно организованного культурного подсистемного формообразования. При этом, с нашей точки зрения, инновационность является отчасти пограничным феноменом, который в существе своем, функционирует на границах знания, творчества и коммуникации, культурных и субкультурных ментально-когнитивных форм.

Таким образом, целесообразно сформулировать общий вывод о том, что системность овладения всем многообразием траекторий молодежного инновационности в части проектных практик, социально ориентированных креативных разработок обусловлена:

- во-первых, потребностями их использования на всех уровнях организации жизнеобеспечения населения (от досуговых и коммуникативных областей до сферы культуры и образования;

- во-вторых, пониманием того, что владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволяет более эффективно претворять в реальную практику аналитические, организационно-управленческие возможности молодёжи, развивать их функционал в условиях конкурентной среды и др.

Строго говоря, под углом зрения философско-культурологической рефлексии, мы полагаем, что применительно к пространству российского культурного дискурса есть основания считать, что на сегодняшний день достигнутый уровень развития молодежных инициатив креативно -проектного характера способствует процессу духовного возрождения России,

укреплению ее государственности, создает благодатную «питательную почву» для саморазвития российской молодежи.

В завершение скажем, что, невзирая на видимую очевидность рассматриваемой нами проблемы, лежащей в области молодежной проектно-творческой инновационности, тем не менее, в части развития молодежных инноваций в музыкально-исполнительской культуре, остаются малоизученные лакуны. Особенно они заметны, например, в вопросах сопоставления их с имеющимся мировым опытом. Поэтому своевременность и комплексность их исследования остается на повестке дня и, образно выражаясь, не отсылается «пылится на стеллажи истории».

Список литературы

1. Баева, Л. В. Сохранение культурного наследия как воплощение ценности традиции / Л. В. Баева // Философия и общество. - 2012. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sohranenie-kulturnogo-naslediya-kak-voploschenie-tsennosti-traditsii (дата обращения: 21.05.2023).

2. Барабанов, А. А. Музыкальный фестиваль как явление культуры: будущее в культурной политике государства / А. А. Барабанов // НАУ. - 2015. - № 2-11 (7). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnyy-festival-kak-yavlenie-kultury-buduschee-v-kulturnoy-politike-gosudarstva (дата обращения: 20.05.2023).

3. Бахарев, В. В. Типология и социальная диагностика девиантного поведения молодежи /

B. В. Бахарев, Н. С. Данакин ; Институт муниципальных проблем, НИИ синергетики. -Белгород : Изд-во БГТУ им. В. Г. Шухова, 2009. - 580 с.

4. Бондаревская, Е. В. Методологические проблемы становления педагогического образования университетского типа / Е. В. Бондаревская // Известия ЮФУ. Педагогические науки. - 2010. - № 8. - С. 15-29.

5. Бочкарев, А. И. Социокультурная динамика инновационных процессов современной России / А. И. Бочкарев, Т. С. Бочкарева // Вестник СГТУ. - 2011. - № 2 (60). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnaya-dinamika-innovatsionnyhprotsessov-sovremennoy-rossii (дата обращения: 27.03.2023).

6. Верхоланцева, П. В. Музыкальный фестиваль как форма сохранения культурной памяти / П. В. Верхоланцева // Культурная память и культурная идентичность : материалы Всероссийской (с международным участием) научной конференции молодых ученых (XI Колосницынские чтения), Екатеринбург, 25 марта 2016 года. - Екатеринбург : Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2016. - С. 44-46.

7. Гусельцева, М. С. Субкультуры: культурно-психологические трансформации современности в свете методологии латентных изменений / М. С. Гусельцева // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2019. - Т. 9. - Вып. 3. - С. 229-242.

8. Давидюк, О. С. Музыкальные традиции в культурном пространстве современного города / О. С. Давидюк // Национальное культурное наследие России: региональный аспект : материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Самара, 30 октября 2015 года / под редакцией

C. В. Соловьевой. - Самара : Самарский государственный институт культуры, 2016. -С. 137-141.

9. Железнова, В. Н. Музыкальные фестивали как форма музыкального просветительства /

B. Н. Железнова // Музыкально-просветительская работа в прошлом и современности (к 90-летию учреждения Г. Л. Болычевцевым «Народной консерватории» в Курском крае) : материалы Международной научно-практической конференции, Курск, 13-15 мая 2010 года / главный редактор: М. Л. Космовская ; ответственные редакторы:

C. Е. Горлинская, Л. А. Ходыревская. - Курск : Курский государственный университет, 2010. - С. 357-360.

10. Лань, И. Влияние инновационных технологий на музыкальную культуру / И. Лань, О. Л. Анисимова // Наука. Искусство. Культура. - 2023. -Выпуск 2 (38). - С. 35-46.

11. Римская, О. Н. Методология исследования субкультур в социально-гуманитарных науках. Статья 4. Конфигурации молодежных субкультур в пространстве российского региона / О. Н. Римская, В. П. Римский // Научные ведомости БелГУ. Серия Философия. Социология. Право. - 2010. - № 20 (91). - Вып. 14. - С. 70-78.

12. Розин, В. М. Мышление в контексте современности / В. М. Розин // Общественные науки и современность. - 2005. - № 5. - С. 18-27.

13. Стратегия инновационного развития РФ до 2023 года // Сайт о кадрах и управлении. -URL: https://z-motiv.ru/strategiya-innovatsionnogo-razvitiya-rf-do-2023-goda/ (дата обращения: 27.03.2023).

14. Шапинская, Е. Н. Культурное наследие в (пост)современном ситискейпе: трансформация или деструкция? / Е. Н. Шапинская // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2016. -Т. 16, № 4. - С. 423-430.

MUSICAL INNOVATION IN THE CONTEXT OF NATIONAL DOMINANTS OF RUSSIAN YOUTH

E.L. Antonova1), L A. Kinash2), D.V. Gnezdilov3)

1,2)Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod

3)Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, Belgorod

1)e-mail: [email protected]

2)e-mail: [email protected] 3)e-mail: [email protected]

The article provides a philosophical and cultural reflection on the social contexts of musical youth innovation as the most adequate form of self-realization of youth, manifestation of their "life world"; substantiates the integral nature, functionality and educational mission of social musical projects to strengthen the spiritual foundations of Russian statehood. The authors reveal the metaphysics, the depth of influence on the formation of cultural and historical consciousness of young people, their values and ideals on the samples of project initiatives demanded by society (S.V. Rachmaninov Academic Music Festival, "Classics are Alive", etc.). They prove the importance of innovation in the field of constructing Russian youth's own images of the social future, reflecting basic moral values and taste dominants. The leading theoretical and methodological basis is the project methodology and principles of projectness, the phenomenology of E. Husserl's "life world", the dialectic of understanding the cultural and historical dynamics of creativity, etc.

Keywords: sociality, youth, musical culture, creativity, design, social innovation, tradition, values, life world._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.