ф
ОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 351.858(091)
И. А. Герасимова
Московский государственный университет культуры и искусств
Социально-культурная деятельность как область реализации интересов и ценностей индивидов является значимым фактором изменений, происходящих в ценностных ориентациях отдельных социальных групп, обществе в целом. Рассматривая вопросы трансформации ценностных ориентаций молодежи в сфере досуга, следует обратить внимание на новые культурные площадки. Творческие кластеры интегрируют в себе информационные, просветительные, культурно-творческие, образовательные, рекреативные, коммуникационные функции социально-культурной деятельности.
Ключевые слова: социально-культурная деятельность, молодежь, ценностные ориентации, досуг, творческие кластеры.
I.A. Gerasimova
Moscow State University of Culture and Arts
FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF YOUTH IN CONDITIONS OF THE CONTEMPORARY SOCIO-CULTURAL ACTIVITY
Socio cultural activity as an area of realization of interests and values of individuals is the meaningful factor of changes, going on in the valued orientations of separate task forces, society on the whole. Examining questions about transformation of the valued orientations of young people in the field of leisure, note should be taken on new cultural grounds. Creative clusters integrate in itself informative, educational, cultural — creative, educational, recreational, communicative functions of socio cultural activity.
Keywords: socio cultural activity, young people, valued orientations, leisure, creative clusters.
Молодежь является главным объектом модернизации в современном российском обществе, поскольку ее отличают высокая адаптация, умение пользоваться разнообразными информационными ресурсами, открытость, коммуникабельность, активность, широта взглядов, — все это позволяет преобразовывать полученные знания и опыт в силу, действие, которое влияет на экономическую, политическую, социально-
92
культурную сферы страны. Необходимо учитывать при построении демократического, гражданского, экономически эффективного общества, уважающего традиции народов, сохраняющего культурные ценности, мнение и заинтересованность молодежи. Без включения молодежи в социально значимые проекты, без учета их интересов и потребностей, без активизации и внедрения инновационных технологий невозможно стратеги-
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (54) июль-август 2013 92-98
чески планировать будущее страны. Можно утверждать, что изучение потенциала и возможностей молодежи связано с поиском ключа к пониманию будущего.
Нынешнее поколение выросло в сложной обстановке разрушения стереотипов поведения, устоявшихся систем воспитания и образования, культурных ценностей, в условиях стремительной и не всегда гладко проходившей социально-экономической и общественной трансформации. Поэтому для дальнейшей реализации эффективных государственных программ в области молодежной политики необходимо уметь взаимодействовать с молодежью, знать ее потенциал и уметь правильно его активизировать.
В России в последнее время проводится большое количество социологических исследований, связанных с выявлением молодежных проблем, изменений в ценностных ориентациях, с изучением перспектив развития молодежной политики, результатов федеральных программ, направленных на подрастающее поколение. Поднимаются такие темы, как демографический кризис, социальная незащищенность, отношение молодежи к семье и ее репродуктивное поведение, жилищные проблемы, состояние здоровья молодежи, обеспечение доступа молодежи к качественному образованию и проблемы ее трудоустройства, адаптация молодежи к социальной ситуации в стране, восприятие молодежью собственного положения, предпочтения молодых россиян в выборе форм проведения свободного времени, возможности их доступа к инфраструктуре досуга [4].
Проанализировав данные мониторинга, проведенного в 2010 году Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Федеральным агентством по делам молодежи, Международным центром семьи, молодежи и детей, можно констатировать, что сложившаяся ситуация в сфере развития молодого поколения неоднозначна. С одной стороны, современную молодежь отличают самостоятельность, практичность и мобильность, ответственность за свою судьбу, резкое повышение за-
интересованности в получении качественного образования и в профессиональной подготовке, влияющей на дальнейшее трудоустройство и карьеру. Молодые люди стремятся к интеграции в международное молодежное сообщество, хотят участвовать в общемировых экономических, политических и гуманитарных процессах.
С другой стороны, современные молодые люди демонстрируют слабый интерес к событиям политической, экономической и культурной жизни страны, нежелание в них участвовать. Проявление девиантных форм поведения не уменьшается, растет число деструктивных субкультур и сообществ. Проблемы, связанные с социальной интеграцией молодых людей с ограниченными возможностями, детей-сирот, подростков из неблагополучных семей, не находят эффективного разрешения.
На данный момент назрела острая необходимость во всестороннем изучении динамики ценностей молодежи, поскольку их можно считать определенными индикаторами современного социально-культурного развития общества в целом и молодежи в частности. Изучение ценностных ориентаций молодежи позволяет не только определить духовные источники развития общества, удерживающие его от саморазрушения, но и выявить, идет ли оно в направлении социокультурной модернизации или трансляции традиционных для России ценностей.
В первую очередь необходимо выделить исторические особенности и проблемы, характерные для современной молодежи. Например, вовлечение молодежи в различные сферы жизни и уровень ее влияния на происходящие процессы; критичное отношение к опыту старшего поколения; дискриминация в молодежной среде; утрата прежних идеалов и неумение ставить цели в жизни, что ведет к появлению девиаций; сложности социальной адаптации; завышенные требования; неоднозначно воспринимаемые в обществе проявления молодежной субкультуры; аполитичность молодых людей; проявления агрессивности, насилия, а также про-
тестных настроений в молодежной среде.
Вышеперечисленные негативные факторы, в свою очередь, обусловлены идеологическим кризисом, который прежде всего связан с нежеланием общества искать новые пути развития, вносить изменения в общественно-политическую, образовательную и культурную системы. В результате происходит размывание традиционных ценностных ориентаций, образуется как ценностный вакуум, так и их хаотическое смешение. Подобные изменения затрагивают в первую очередь переосмысление связи личности и культуры. Не случайно 64,0% респондентов мониторинга «Ценностные ориентации молодежи в современных условиях» [2], отвечая на вопрос «Как Вы считаете, переживает ли культура России кризис?», ответили, что культура России переживает кризис, и лишь 17,0% — что такого кризиса не наблюдается, а 29% затруднились ответить на этот вопрос, и это тревожный факт. Неопределенность данной категории молодых людей не позволяет им ясно определить степень личной удовлетворенности культурной политикой, проводимой на уровне государства. Лишь 27,0% опрошенных удовлетворены уровнем культурной политики и 28,0% ответили отрицательно на вопрос, связанный со степенью удовлетворения культурной политикой в России [2].
Данные опроса лишь подтверждают актуальность социально-философского исследования М. Ю. Локовой, в котором делается акцент на то, что структурная трансформация ценностей молодых людей в условиях радикальных российских реформ является не столько известным социальным процессом, сколько социальной и гуманитарной проблемой. Тотальный кризис породил ситуацию глубокой мировоззренческой дезориентации в молодежной среде, поэтому не следует уповать на то, что ситуация разрешится сама собой. С одной стороны, за прошедшие десятилетия произошла латентная эрозия норм и образцов поведения молодежи, которая деформировала существовавший механизм межпоколенной передачи тра-
диционных ценностей [1]. С другой стороны, изменилась смысловая интерпретация многих базовых понятий, таких как «свобода», «справедливость», «достаток», «жизненный успех», «семья», «культура» и т.д.
Условия модернизации требуют от молодежи качественно иных методов и технологий развития, акцентируют внимание на проектной, прогностической и инновационной деятельности. Кризисное состояние традиционных институтов социализации (семьи, культуры, образования) в условиях реформ обусловило возрастание для молодежи роли досуга и, как следствие, увеличение влияния его составляющих в процессе социализации молодого поколения.
Влияние досуга на процесс социализации молодежи не всегда однозначно. С одной стороны, досуговая сфера выступает как наиболее гибкая и не ограничиваемая жесткими правилами, способная реагировать на быстро изменяющиеся потребности молодежи. С другой стороны, мы столкнулись с отсутствием общегосударственной идеологии и культуры, формированием культа потребления, коммерциализацией досугового пространства, слабым контролем со стороны государственных структур.
Молодежная среда подвержена влиянию двух противоположных тенденций социализации. Первая несет в себе позитивные жизненные ориентации — стремление продуктивно трудиться, интерес к знаниям, ценность бескорыстной дружбы и т.д. Вторая связана с потребительством и развлечениями. Последняя тенденция, на взгляд А. С. Батнасунова, во многом определяется теми ценностными ориентациями, которые формируются в условиях возрастающей роли досуговой сферы молодежи. Социализация связывает разные поколения, через нее осуществляется передача социального и культурного опыта. Важное место в социализации общества занимает понятие «деятельность». Деятельность, которая несет определенное значение, насыщена задачами, реализует личностные планы. Если ее нет, энергия социальных групп, личности на-
правляется на «потребительское» времяпрепровождение, на утверждение себя лишь в сфере развлечений.
ПоданнымВ. А.Попова,О. Ю.Кондратьева, в молодежной среде происходит быстрая смена главных жизненных ценностных ори-ентаций: раньше это были ценности труда, в рамках которого досуг — лишь компенсационный отдых и подготовка к новому труду; сегодня — это ценности досуга, при котором труд выступает средством обеспечения досуга. В этих условиях сама идентификация личности молодого человека складывается под влиянием досуговых предпочтений.
Возможность провести свой досуг так, как хочется, одна из важнейших потребностей молодежи и критерий удовлетворения своей жизнью. Повседневное общение и досуговые предпочтения являются одними из основных характеристик избираемого молодыми людьми стиля жизни, одними из главных показателей их самоидентификации с определенной социальной группой или средой.
Как проводит свое свободное время молодежь, проживающая в Российской Федерации? Обратимся к данным мониторинга [2]: 61,0% молодежи, согласно данным опроса, предпочитают в свободное время встречаться с друзьями, 46,0% — смотрят телевизионные передачи, 38,0% — прослушивают музыкальные записи или смотрят видеофильмы, 30,0% — занимаются физической культурой и спортом. А 40,0% молодых людей стараются как можно чаще посещать учреждения культуры, имеющиеся в конкретном поселке, районе, городе. Не случайно 80,0% молодежи активно интересуется культурной жизнью города, района или поселка и лишь 20,0% — не придают ей значения.
На уровень культурного развития молодежи, ее духовности особое влияние оказывают просмотр телевизионных передач, прослушивание музыки, чтение книг.
Согласно данным исследования, безусловным лидером досуга молодежи, проживающей в районе, является телевидение. Его просмотр является одним из основных источников информации для молодых людей: 67,0%
молодежи чаще всего смотрят телевидение с целью получения новой информации.
Значимое место молодежь отводит Интернету. Им пользуется 39,0% респондентов. С целью получения информации к услугам Интернета обращается 70,6% молодых людей из числа пользователей, 6,2% — чтобы занять свободное время, 18,0% пользуются Интернетом в целях развлечения.
К печатным изданиям часто обращаются 21,0% респондентов. Востребованность в прослушивании радио составляет 9,3%. Вообще не обращаются к услугам средств массовой информации 11,0% молодежи Российской Федерации.
Анализ содержательной части досуга показывает, что электронным средствам массовой информации отдает предпочтение значительная часть молодежи. Таким образом, можно сделать вывод: электронные средства массовой информации являются одним из важных инструментов формирования духовного мира, ценностных ориентаций, социальных установок молодых людей.
Следует констатировать, что организация содержательного досуга для молодежи есть насущная необходимость, которая способствует решению других молодежных проблем. При этом важно учитывать следующие факторы организации молодежного досуга:
• наличие инфрастуктуры проведения свободного времени молодых людей, которая учитывает возрастные параметры (физиологические, психологические);
• активное привлечение самой молодежи при выборе форм и видов досуговой деятельности;
• возможность свободного выбора досу-говых форм;
• наличие адаптированного пространства для творческого поиска и самореализации;
• использование новейших информационных, технических средств в досуговом пространстве;
• использование инновационных методов и технологий в социально-культурной деятельности, способствующих переходу от пассивных форм досуга к структурирован-
ным, активным формам, в которых главным субъектом будет выступать сама молодежь.
Сегодня на рынке досуговых услуг существуют как традиционные, так и новые культурные площадки. Традиционные культурные площадки, такие как парки, музеи, театры, библиотеки, концертные и выставочные залы, дворцы культуры, культурно-спортивные комплексы, центры досуга, — не статичны. Они видоизменяются, расширяют спектр услуг, приобретают новые функции, интегрируют новые технологии, с тем чтобы как можно больше потребностей молодых людей удовлетворить.
К сожалению, не так быстро происходит процесс обновления учреждений культуры, не все готовы повышать качество и увеличивать разновидность услуг и товаров, не всегда используются креативные идеи и инновационные подходы к модернизации данных структур. Поэтому современная молодежь выстраивает и организует социально-культурные, демократические и междисциплинарные площадки для творчества, досуга, коммуникаций, развлечений, креативных видов бизнеса, ищет новые форматы: конфигурации, площадки, брэнды, не вписывающиеся в известные стереотипы.
В целом, современные потребности молодежи в содержательном досуге, ее желание раскрыть свой творческий потенциал, использовать новые технические средства, инновационные технологии, жажда познания мира — все это повлияло на формирование новых культурных институций в современном городе. Главные черты современной городской жизни — многообразие субъектов и поиск путей коммуникации между ними — то, что всегда было в компетенции культуры. Опустевшие фабрики и заводы стали центрами современного искусства, музеями, галереями, творческими лабораториями, дали приют независимым молодым креативным компаниям. Вовлечение культуры и творческих ресурсов в программы городского развития преобразило облик современных городов. Сегодня мы можем видеть, как движение «культурной конверсии» бывших
промышленных здании охватило не только Москву, но ширится и в других регионах — Красноярске, Самаре, Новосибирске, Петрозаводске, Екатеринбурге и многих других городах [3].
Более того, в современных условиях малых и больших городов появились новые творческие площадки, направленные на молодежь, на взаимодеИствие, на обогащение содержания досуга. Это «творческие кластеры» (cluster — по-английски «гроздь») — содружества независимых творческих бизнес-предприятий (например, Центр Дизайна «ARTPLAY»), это новые некоммерческие культурные центры, созданные при поддержке и финансировании состоятельных владельцев или меценатов (как, например, Центр современной культуры «Гараж»). Часто бывает так, что новые площадки представляют собой синтез этих двух форм — таким примером является проект «FабRика».
«Творческие кластеры», культурные мега-комплексы, расположенные в мегаполисах, промышленных районах, в индустриальных городах, объединяет нацеленность на изменения в экономике, социуме и раскрытие творческих способностей молодежи. Эти задачи не лежат только в плоскости культуры или исключительно в области социальной политики. Новые творческие площадки, или творческие кластеры, как синтетическое явление, соединяют свободный творческий поиск художников, экономические рецепты успешного бизнеса и решение социально-культурных задач.
Первым примером «государственного» освоения промышленных площадей стал Государственный центр современного искусства (ГЦСИ), учрежденный Министерством культуры РФ в 1992 году. Центр расположился в небольшом здании завода осветительного оборудования, и вся площадь завода принадлежит ГЦСИ. В ГЦСИ ежегодно проводится Всероссийский конкурс в области современного искусства «Инновация», Московский международный биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?». Партнерами Центра выступают негосудар-
ственные центры — Центр современного искусства «Винзавод», проект «Fa6Rrnia», Культурный центр «АРТ-Стрелка» и другие.
Сегодня наиболее известны и востребованы такие культурные площадки, как Центр Дизайна «ARTPLAY», Культурный центр «АРТ-Стрелка», Центр современного искусства «Винзавод», проект «FaбRикa», бывший газгольдерный завод «Арма», Центр современной культуры «Гараж», дизайн-завод «Флакон».
Современные культурные площадки интегрируют информационные, просветительные, культуро-творческие, образовательные, рекреативные, коммуникационные функции социально-культурной деятельности. Кроме того, новые культурные площадки выступают в роли центров современного искусства, им приходится выполнять важную миссию — просвещать публику, приобщать ее к современному искусству.
Данные площадки предоставляют возможность выбора формы досуга: кинолектории, книжные магазины, интерактивные музеи, детские клубы, творческие мастерские, выставки-дискуссии, кафетерии, галереи, тематические школы, авторские лекционные курсы, кинофестивали, культурные фестивали, семейные дни, презентации товаров культуры и искусств, концерты и т.п. Они учитывают потребности и возможности любой социальной группы. Деятельность «творческих кластеров» ориентирована на социальную адаптацию, активизацию молодежи, творческое самоопределение, поддержку творческих инициатив, повышение культурного потенциала, пропаганду культурных ценностей.
Следует отметить новый проект «Книги в парках» Департамента культуры Москвы
в рамках реализации государственной программы «Развитие индустрии отдыха и туризма» на 2012—2016 годы. Главная цель проекта — возродить интерес к чтению, вернуть его в нашу повседневность. Данный проект охватывает различные социальные группы, но акцент делается на молодежь. В рамках этого проекта пять лучших московских парков (Парк культуры и отдыха им. Горького, «Музеон», парк на Таганке, сад «Эрмитаж») станут на четыре месяца одновременно книжными магазинами, читальными залами и клубными гостиными. В этих парках появятся «гоголь-модули», некие конструкции-трансформеры в виде лестниц, тоннелей и гигантских книжных шкафов, где ведущие издательства и букинисты будут продавать свои лучшие книги по низким ценам. Также будут проводиться вечера-чтений, встречи с авторами, мастер-классы, будут организованы дискуссионные клубы. Это уникальный городской проект, объединяющий литературу, музыку, театр и кино. С лекциями, поэтическими чтениями и перформансами в парках будут выступать известные писатели, актеры, музыканты. Реализуются и инновационные формы коммуникации, «тематические выходные», которые посвящены искусству поэтического слова, архитектуре жизни, научным изысканиям, журналистике, кулинарии, писательскому мастерству.
Принципиально новые, культурные площадки, наполненные содержательным досугом и разнообразными формами социально-культурной деятельности, позволят продуктивно удовлетворять индивидуальные потребности молодежи в развлечениях, самосовершенствовании, творческой и профессиональной самореализации личности.
Примечания
1. Локова, М. Ю. Структурная трансформация ценностных ориентаций молодежи в модернизирующемся российском социуме : автореф. дис. ... канд. филос. наук / М. Ю. Локова. — Москва, 2007.
2. Мониторинг «Ценностные ориентации молодежи в современных условиях» [Электронный ресурс] : [веб-сайт] / Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Федеральное агентство по делам молодежи, Международный центр семьи, молодежи и детей. — Электрон. дан. — 2010. — Режим доступа: еёи53.ги>пр-1пс1ис1е8/ир1оаё/2010/08/15/256Лос
3. Фабрики воображения, или Культурная конверсия : исследование новых культурных площадок
ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 4 (54) июль-август ^
[Электронный ресурс] : [веб-сайт] / под ред. Е. Зеленцовой, Н. Гладких ; Агентство «Творческие индустрии». — Электрон. дан. — Москва, 2008. — Режим доступа: www.creativeindustries.ru
4. Федеральная целевая программа «Научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы : Правительство Российской Федерации от 02.11.2009 №1622-р [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. — Режим доступа: base.consultant.ru
С
ОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ДУХОВНОГО И НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
УДК 351.858(091) Т. Р. Сабиров
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматривается необходимость формирования и развития нравственности в молодежной среде. Социально-культурная деятельность направлена на духовное и нравственное развитие личности в современном обществе.
Ключевые слова: личность, духовное развитие, молодежь, нравственность, религия, общество.
T. R. Sabirov
Moscow State University of Culture and Arts
SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES IN THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF YOUTH
This article discusses the need for the formation and development of morality in today's youth. Social and cultural activities are focused on the spiritual and moral development of the individual in today's information and IT society.
Keywords: personality, spiritual development, youth, morality, religion, society.
Сегодня — в эпоху информационного общества, когда окружающая нас реальность неизбежно и кардинально меняется почти каждый день, теряются многие нравственные ориентиры, а вместо решения духовных проблем своего развития много времени уходит на преодоление бытовых проблем. Особую тревогу вызывает нравственное
98
неблагополучие, психическое и духовное состояние подрастающего поколения, проявляющееся в социальной неустойчивости и незащищенности детей и подростков, их тревожности и враждебности, конфликтности и неспособности к нормальному общению.
Среди негативных факторов, оказывающих пагубное влияние на подрастающее
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (54) июль-август 2013 98-101