Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ В ТРАНСЛЯЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ'

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ В ТРАНСЛЯЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальный фестиваль / исполнительская культура / музыкальное искусство / С.В. Рахманинов / Музей-заповедник «Ивановка» / культурное наследие / music festival / performing culture / musical art / S.V. Rachmaninov / Museum-Estate of S. V. Rachmaninov «Ivanovka» / cultural heritage

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — О.Л. Анисимова, А.В. Кузнецова

В данной статье рассматривается концепция музыкального фестиваля в сфере культурно-образовательной и духовно-просветительской деятельности государства как форма трансляции национального музыкального наследия России и сохранения академической исполнительской культуры. Выявлены специфические особенности академического музыкального фестиваля и сфера его влияния на формирование и укрепление духовно-нравственной культуры общества. В качестве примера выбран Международный фестиваль им. С.В. Рахманинова, представлены сведения об истории создания и особенностях этого культурного проекта в контексте современной музыкальной культуры и русской исполнительской традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC FESTIVAL IN THE BROADCAST OF THE NATIONAL MUSICAL HERITAGE

This article examines the concept of a music festival in the field of cultural, educational, spiritual and educational activities of the state as a form of broadcasting the national musical heritage of Russia and preserving academic performing culture. The authors have identified the specific features of the academic music festival and the scope of its influence on the formation and strengthening of the spiritual and moral culture of society. As an example, the authors consider the International Festival named after S.V. Rachmaninoff presents information about the history of the creation and the features of this cultural project in the context of modern musical culture and the Russian performing tradition.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ В ТРАНСЛЯЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 130.2; 781

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ В ТРАНСЛЯЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ

О.Л. Анисимова1), А.В. Кузнецова2-*

Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород e-mail: Olvovnaanisimova@yandex.ru e-mail: ludvig_14@mail.ru

В данной статье рассматривается концепция музыкального фестиваля в сфере культурно-образовательной и духовно-просветительской деятельности государства как форма трансляции национального музыкального наследия России и сохранения академической исполнительской культуры. Выявлены специфические особенности академического музыкального фестиваля и сфера его влияния на формирование и укрепление духовно-нравственной культуры общества. В качестве примера выбран Международный фестиваль им. С.В. Рахманинова, представлены сведения об истории создания и особенностях этого культурного проекта в контексте современной музыкальной культуры и русской исполнительской традиции.

Ключевые слова: музыкальный фестиваль, исполнительская культура, музыкальное искусство, С.В. Рахманинов, Музей-заповедник «Ивановка», культурное наследие.

Культурное наследие государства - сплав непреходящих ценностей, сохраняющихся и имеющих силу вне времени и эпохи. В историческом и духовном аспектах культурное наследие оказывает большое влияние на формирование национальной идентичности и государственного суверенитета государства. Переходя из поколения в поколение, эти ценности имеют важность не только для сохранения культурно-исторической памяти, но и культурного генофонда страны. Немаловажным сохранение культурной

памяти является для воспитания подрастающего поколения, формирования его представлений о русской традиционной культуре.

«Проблема сохранения культурной памяти сегодня является наиболее актуальной в современном обществе. В эпоху новых технологий, информационной загруженности и глобализации человек быстро забывает о том, как формировалась культура, общество, государство. Незаинтересованность людей в сохранении культурной памяти может привести к потере культурных ценностей и культурных ориентиров, формировавшихся на протяжении многих веков, к утрате памятников истории и культуры, к разрушению духовности человека» [4, с. 44]. Сегодня общество осознает необходимость не только в глубоком изучении культурного наследия России, но и в сохранении его на государственном уровне. В государственной политике России большое внимание уделяется сохранению культурно-исторического достояния и укреплению культурных традиций и ценностей как основы ее государственности и могущества.

Одной из важнейших отраслей культурного производства в нашей стране является академическое музыкальное искусство. Здесь нужно отметить, что роль исполнительского искусства наиболее актуальна и востребована сегодня, когда вся музыкальная культура России переживает этап переосмысления, вызванные, прежде всего, инновационными процессами в сфере музыкального исполнительства, совершенствованием компьютерных технологий и др. Таким образом, учитывая, что музыка -самый зыбкий и уязвимый из всех видов искусств, формирование которого насчитывает столетия, видится актуальным необходимость сохранения русского академического музыкального искусства и, как следствие, русской исполнительской культуры. При этом принципиально важным становится привлечение к высокому искусству как можно большего количества людей, что неизменно приведет к большей образованности и духовному очищению общества. Реализации данной задачи наибольшим образом способствует формат музыкального фестиваля: «...такая форма презентации и популяризации «классики» как музыкальный фестиваль является одной из самых плодотворных в плане единения народа и формирования благоприятного духовно-нравственного климата» [3, с. 55].

К проблеме сохранения национальной музыкальной культуры обращались в своих трудах многие музыканты-исследователи и ученые. Среди них особо значимы научные исследования Я. Ассмана («Культурная память»), А.С. Алпатовой («Пути современной отечественной музыки:

встреча с прошлым и взгляд в будущее»), И.Б. Горбуновой и И.Г. Алиевой («Музыкальное творчество устной традиции: к проблеме сохранения нематериального культурного наследия»), Т.И. Кузуб («Процессы глобализации в современной музыкальной культуре») и др. Практически во всех работах прослеживается мысль о важности и необходимости просветительской деятельности на государственном уровне.

Культурная среда включает в себя разнообразную палитру возможностей и площадок для реализации просветительской деятельности. И прежде всего это - учреждения культуры: театры, музеи, различные концертные организации, дома культуры и творчества, центры досуга и т. д. Великую роль в воспитании, образовании и сохранении духовно-культурного наследия нашей страны играют, безусловно, музеи как социокультурный феномен, направление которого можно обозначить как форму поддержки и укрепления исторической памяти.

20 апреля 2002 года наша страна присоединилась к международной культурно-образовательной акции «Ночь музеев». Цель этого культурного проекта основана на привлечении как можно большего числа посетителей, молодежи, к самообразованию и культурному саморазвитию. В программе данной акции, как правило, несколько направлений, помимо просмотра экспозиции. Многие музеи (в особенности в сферах музыкального и изобразительного искусства) предлагают концертные программы, дают возможность поучаствовать в интерактивах, мастер-классах.

Практически каждый из вышеперечисленных исследователей поднимает проблему самобытности и идейно-художественной ценности музыкально-исполнительской культуры, прежде всего, как важнейшего элемента профессионального академического искусства. Творческие встречи, концерты, конкурсы и другие формы работы с публикой - все это дает уникальную возможность для молодых музыкантов проявить себя, а зрителю напрямую проникнуться музыкой, получить новые впечатления и обогатить свой внутренний мир. Если говорить о массовости и общедоступности всех этих мероприятий, то целесообразным и объективно более существенным является формат музыкального фестиваля, как формы организации просветительства в сфере музыкального искусства и повышения статуса академической музыки. Именно об этом говорят в своей работе «Музыкальный фестиваль как форма сохранения культурной памяти» П.В. Верхоланцева и А.С. Старикова («Фестиваль национальных культур как форма сохранения нематериального культурного наследия»). Важно

отметить, что ученые подчеркивают практическую значимость фестивалей как форму сохранения культурного наследия государства и повышения доступности академического исполнительского искусства в массовой музыкальной культуре. «Музыкальный фестиваль, являясь формой культурной коммуникации между музыкой и человеком, продвигает музыку, популяризирует творчество музыкантов и сохраняет музыкальные жанры» [4, с. 45].

Остановимся на рассмотрении этой проблематики более подробно.

В наши дни фестивальное движение стало практически одним из самых популярных и востребованных во всем мире. И это неслучайно: все большее число людей стремится к единению, сплоченности, получению новых впечатлений и культурному времяпровождению. «В контексте культурологического изучения музыкальный фестиваль начинает восприниматься как социокультурный феномен, специфическая форма межкультурной коммуникации, в рамках которой реализуются творческие и интеллектуальные интенции нашего времени» [6, с. 139]. В России также очень развито это направление работы в социокультурной среде. Большое значение фестивали приобрели в сфере профессионального музыкального искусства. «Фестивали искусств оказывают существенное влияние на развитие мирового арт-рынка, представляя круг наиболее востребованных художников и их произведений, формируя спрос и предложение на те или иные художественные проекты. За последние десять лет по своему культурному влиянию и общественному резонансу художественные фестивали если и не превзошли музеи и выставочные центры, то, по меньшей мере, стали с ними вполне сопоставимы» [9, с. 14].

Русское фестивальное движение формировалась столетиями на основе ярморочной праздничной культуры. Помимо этого, важное влияние на ее развитие оказало обращение к западноевропейской фестивальной традиции. В результате синтеза русского и европейского течений в музыкальном искусстве, наша национальная культура получила мощный импульс развития на долгие годы. И сегодня русская национальная музыкальная традиция составляет весомую часть всемирной культуры.

В Императорской России, в отличие от советского исторического периода, когда культурная политика определялась государством, инициатива в проведении того или иного культурного события принадлежала частным лицам: меценатам, подвижникам искусства, крупным промышленникам и т. д. Характер этих мероприятий зачастую был эксклюзивным,

недоступным для массового зрителя. Только в строго определенных случаях государство поддерживало музыкальное искусство. Яркий пример тому императорские театры, работа которых финансировалась отдельной статьей расходов государственного бюджета. В свою очередь, филармоническая жизнь, а именно различные концерты, фестивали и другие мероприятия в сфере музыкальной культуры, часто существовали под покровительством тех или иных властных чинов, выступавших в качестве частных лиц, а сама российская музыкальная жизнь, в сравнении с европейской, была достаточно скудной. Виной тому было отсутствие полноценной профессиональной школы.

В советское время классическая академическая музыка, театр становятся доступными для любого человека. Государственная политика выстраивается таким образом, что каждый гражданин страны приобщается к высокому академическому музыкальному искусству, независимо от статуса и профессиональной деятельности. Большое значение в этом направлении отводилось деятельности средств массовой информации: по телевидению и радио регулярно транслировалась классическая музыка. Классическая музыка - часть образовательного и воспитательного процесса молодежи, поднимающая не только общий уровень грамотности в стране, но и формирующая духовно-нравственные устои и традиции в обществе. В стране в то время работала система государственных концертных организаций, основным направлением в работе которых было создание условий для развития профессионального музыкального искусства, поддержка молодых исполнителей, а также организация их гастрольной деятельности как внутри страны, так и за рубежом. Важной составляющей в работе этих организаций было проведение внутри страны помимо концертов и исполнительских конкурсов большого количества фестивалей.

И это проносило ощутимые плоды: прежде всего, выросла общая музыкальная грамотность в обществе, помимо этого, на основе зарубежной исполнительской деятельности целой плеяды наших великих исполнителей сформировался образ государства с сильной исполнительской школой и прочными национальными традициями, укрепился авторитет русского музыкального искусства во всем мире.

В постсоветский период была значительно утрачена воспитательная и общеобразовательная функция классической музыки: по радио и телевидению практически перестала звучать классика, стала развиваться так называемая поп-культура, общество захватили современные музыкальные

течения западной культуры, далекие от традиционных ценностей нашей страны. И в музыкальной культуре России произошел значительный спад. Многие выдающиеся музыканты покинули нашу страну, стали распадаться коллективы музыкантов, державших на высоте нашу исполнительскую культуру, однако традиционное русское музыкальное искусство не утратило своей силы. В подтверждение тому приведем Международный конкурс им. П.И. Чайковского, ставший символом русской отечественной исполнительской культуры. Первый конкурс был проведен в 1958 году в Москве, и с тех пор конкурс регулярно проходит раз в четыре года. Также Международный фестиваль им. С.В. Рахманинова с 1982 года регулярно проводится в Тамбовской области, имеет государственный статус и поддержку.

Постепенно, при поддержке государства и по инициативе корифеев отечественной музыкальной культуры (В. Гергиева, В. Спивакова, позже Д. Мацуева, Н. Луганского и др.), стали возрождаться и создаваться новые проекты: музыкальные встречи, фестивали, конкурсы и т. д. Появился целый ряд замечательных фестивалей, конкурсов различного статуса, где уделяется внимание не только реализации и продвижению творчества исполнителей-профессионалов, но и детскому музыкальному творчеству, выявлению юных дарований нашего государства.

Музыкальный фестиваль сегодня - это сотворчество молодых музыкантов и мастеров, своеобразная школа формирования профессионалов исполнительского искусства. Фестивальная культура России многогранна и многолика: от детско-юношеских до камерных профессиональных и крупных международных. География фестивалей также довольно разнообразна. Помимо крупных городов все чаще местом проведения музыкальных фестивалей становятся различные российские регионы, основным направлением которых как раз является образовательно-просветительская деятельность и поддержка талантливой молодежи.

По формату проведения и масштабности музыкальные фестивали в нашей стране довольно разнообразны. Многие из них имеют непосредственное отношение к персоналии («Рахманиновский фестиваль», «Фестиваль Д. Хворостовского», «Глинковская декада», «Шереметьевские ассамблеи» и др.), какие-то названы по месту их проведения («Архангельское: музыка без границ», «Музыка над Волгой», «Дворцы Санкт-Петербурга», «Belgorod Music Fest» и др.), есть также «Пасхальный», «Рождественский» и «Крещенский» фестивали, названные в честь

православных праздников. Многие фестивали носят прикладной характер («Пять вечеров», «Музыка без границ», «Звезды на Байкале» и др.). В числе академических музыкальных фестивалей есть фестивали узкой исполнительской направленности (вокальной, хоровой, гитарной, скрипичной, фортепианной, народной, духовой, современной, этнической, духовной музыки). «Масштаб, массовость, периодичность проведения, основное содержание - эти факторы выступают важными смыслообразующими компонентами фестиваля» [8, с. 243].

В апреле 2023 года весь мир отметил 150-летний юбилей со дня рождения русского композитора С.В. Рахманинова. Вот уже многие годы музыка Сергея Васильевича исполняется в каждом уголке земного шара, любима и почитаема во всем мире. Ни один оркестр мира не обходится без его сочинений, в концертных программах звучат фортепианные, вокальные и оркестровые произведения композитора. Каждый исполнитель стремится исполнять музыку С.В. Рахманинова. Его музыкальный язык, композиторский почерк, исполнительская манера самобытны и всегда узнаваемы. Имя Сергея Васильевича Рахманинова вполне можно охарактеризовать как своеобразный художественный символ России, русской культуры.

Каждый год в нашей стране проводится ряд крупных культурных проектов, посвященных памяти великого композитора. В юбилейный 2023 год С.В. Рахманинову вновь было посвящено большое количество мероприятий различного масштаба, в том числе исполнительские конкурсы и фестивали. Стоит отметить, что юбилейная дата поспособствовала возрождению Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров им. С.В. Рахманинова. Также был проведен Международный юношеский конкурс пианистов им. С.В. Рахманинова; Международный музыкальный дистанционный конкурс, посвящённый 150-летию С.В. Рахманинова.

Одним из особых музыкальных проектов этого года в России стал 41-й Международный фестиваль им. С.В. Рахманинова. Местом проведения этого грандиозного мероприятия на протяжении сорока лет неизменно остается Тамбовщина. Фестиваль проходит здесь с 1982 года, его создание - это результат многолетней просветительской работы энтузиастов в области научно-исследовательской и практической деятельности среди музыкантов, ученых и журналистов. Основным направлением их работы было возвращение наследия С.В. Рахманинова к своим корням, истокам - в

Ивановку. Именно тамбовская Ивановка стала «местом силы» композитора, неиссякаемым источником вдохновения и творческой лабораторией. До 1917 года композитор большую часть времени проводил здесь, в имении Сатиных. Здесь были задуманы и написаны его знаковые произведения, сформировался композиторский стиль, позже именно сюда он всегда любил возвращаться за вдохновением.

С датой первого рахманиновского фестиваля связано и открытие Дома-музея С.В. Рахманинова. Позже, в 1987 году он был преобразован в Музей-усадьбу С.В. Рахманинова, а в 2019 году - в Музей-заповедник С.В. Рахманинова «Ивановка». Этот музей является крупнейшим мировым центром сохранения и трансляции российского культурного наследия, связанного с жизнью и творчеством великого русского композитора. Его обширная просветительская, научно-издательская, музыкально-проектная деятельность актуализирует и аккумулирует многоликость и уникальность личности Сергея Рахманинова как композитора, пианиста и дирижёра. С первого фестиваля и до сегодняшнего дня Музей-заповедник - излюбленная концертная площадка для крупнейших музыкантов нашей страны, отдающих дань творчеству С.В. Рахманинова, а также исполнителей из Японии, Италии, Швейцарии, Китая, Чехии, Франции и других стран.

Руководителем фестиваля с 2012 года является российский пианист Николай Луганский - ярчайший представитель русской фортепианной исполнительской школы, одним из основных направлений деятельности которого стала пропаганда рахманиновского фортепианного искусства. Целями фестиваля обозначены: совершенствование творческой деятельности в регионе, приобщение к высокому искусству жителей российской провинции; повышение качества просветительской деятельности и осуществление высокой художественной миссии; формирование многообразия, сохранения и развития культурной среды региона. Фестиваль является уникальным культурным событием, поскольку предоставляет возможность не просто услышать классическую музыку в «живом» исполнении, но и проникнуться русским духом рахманиновского творчества. «Сегодня традиционной музыкальной культуре трудно противостоять натиску глобализации: современные технологии и средства коммуникации доносят до самых отдаленных уголков самую разнообразную аудиовизуальную продукцию, которая, стирая грани, изменяет фоносферу» [5, с. 315].

Программа юбилейного фестиваля впервые делится на две части -международную и региональную - и включает в себя около 60 концертов. На различных концертных площадках Тамбова и области, в частности в Ивановке, будет звучать симфоническая, хоровая, фортепианная и вокальная музыка композитора. Публика сможет насладиться творчеством таких исполнителей как Х. Герзмава, Д. Мацуев, Н. Луганский, Б. Березовский, В. Лисица и др. Активное участие в данном проекте принимают Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского, Липецкий камерный хор, Юношеский хор Академии хорового искусства имени В.С. Попова, Магнитогорская академическая хоровая капелла имени С.Г. Эйдинова. Не обойдется и без премьер: впервые в рамках фестиваля участвуют Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева и Академический симфонический оркестр имени С.В. Рахманинова.

Отличительной чертой рахманиновского фестиваля всегда была популяризация музыкального наследия композитора, его исполнительского искусства. Именно поэтому в рамках фестиваля всегда организовываются концерты в различных уголках Тамбовщины, что оказывает влияние на музыкальное развитие провинциальной публики. Масштаб фестиваля в этом году позволит расширить представления о традиционном формате концертов, выйдя за рамки привычного. Алексей Моргунов, художественный руководитель, главный дирижёр Академического симфонического оркестра имени С.В. Рахманинова, говорит: «Нам кажется, это может привлечь совершенно непривычную аудиторию, которая обычно не приходит в концертные залы, не приходит на концерты классической музыки. Нам хочется завоевать новых слушателей. Как прежде, Рахманиновский фестиваль выйдет на открытые площадки (Рахманиновские вечера пройдут в нескольких районах области). Но в торговые центры мы ещё не ходили. И, кроме того, у нас запланирован один концерт в цехе завода «Пигмент». Такая тесная интеграция профессионального исполнительского искусства в массы позволяет говорить о сближении представителей высокого искусства с народом, являясь своеобразной «трансгрессией границ культурной формы, знаком сближения элитарной и массовой культуры, идеи доступности всего и вся в современном культурном коллаже», что подчеркивает национальную принадлежность и укрепляет самобытность русской музыкальной культуры» [10, с. 425].

Расширению познания творчества композитора среди профессионалов-музыкантов способствует исполнение ее выдающимися исполнителями

современности, чьи интерпретации эталонны, отличаются качеством, глубиной музыкантской мысли. Этот фактор придает концертам фестиваля эксклюзивный характер и играет важную роль в развитии и процветании культурного проекта. Для молодых музыкантов-исполнителей открытый формат фестиваля и его доступность представляют особую ценность: здесь происходит своего рода обмен профессиональным опытом, что, несомненно, очень ценно для подрастающего поколения музыкантов и для развития современного исполнительского искусства.

Исторически традиционное академическое исполнительское искусство складывалось веками и связано с духовной, коммуникативной, вербальной сферами деятельности человека. Именно в коммуникации, от человека к человеку, происходит обмен, получение знаний, приобретается опыт, закладываются и приумножаются те традиционные ценности, которые присущи тому или иному направлению в искусстве. Традиционная школа исполнительского мастерства в России отличается от других школ своей самобытной культурой: тонким психологизмом, философски-сосредоточенным содержанием, мягкостью и певучестью звука, проникновенностью мелодической линии. Во многом русскую школу отличает консерватизм, преданность традиции и неуклонное соблюдение сложившихся канонов. Из поколения в поколение великие музыканты русской исполнительской школы передавали свой опыт ученикам, отражали свои принципы в трудах, автобиографических источниках, аудио и видеозаписях. И сегодня нам необходимо особо бережно относиться к этому наследию. Большим подспорьем в этом аспекте выступает формат фестиваля: здесь и происходит то самое общение, благодаря которому исполнительское искусство продолжает жить и развиваться. Так, уровень рахманиновского фестиваля, несомненно, позволяет говорить о его огромной образовательной ценности и возможностях обогащения представлений об истинном академизме в исполнительской культуре современности.

Для наиболее успешной реализации таких масштабных проектов в сфере культуры большое значение приобретает обзор события в медиапространстве. Освещение юбилейных мероприятий в год Рахманинова на сайтах российских культурно-образовательных учреждений, Министерства культуры РФ, в научно-исследовательских статьях ведущих музыкальных критиков и исполнителей, на различных интернет-ресурсах еще больше расширяет границы фестиваля и выводит его на качественно новый уровень. Охват аудитории при этом становится практически

всеобъемлющим, и музыка С.В. Рахманинова звучит не только в реальном, но и виртуальном пространстве.

В решении задачи сохранения традиционных ценностей в культуре наиболее приоритетным является такой элемент социально-культурной политики как просветительство. И пропаганда классического музыкального искусства здесь становится его важнейшей составляющей. Воспитательная и образовательная функция музыкальных фестивалей, как одной из форм сохранения культурного наследия, в данном аспекте наиболее актуальна и оправдана в условиях развития современного исполнительского искусства. Благодаря такому формату организации просветительской деятельности в области музыкально-исполнительского искусства как музыкальный фестиваль, синтезируются в культурологическом аспекте понятия «традиция» и «культурное наследие». По мнению Л.В. Баевой, «понятие «культурное наследие» сегодня становится более широким и многозначным. Его употребление в эпоху инноваций оказывается более естественным, нежели использование понятия «традиция». Передача традиции и строгое следование ей - черта общества, которое избегает перемен и стремится к консервации существующего состояния (или даже возврату к идеалам предков). Поэтому в эпоху современных динамичных изменений политика сохранения традиций может выглядеть как анахронизм, в то время как забота о сохранении культурного наследия - отвечающей стремлению к движению вперед и бережному отношению к памятникам культуры» [2, с. 110]. Сохранение культурного достояния в области музыкально-исполнительского искусства представляет собой важную задачу не только для музыковедов-исследователей, культурологов и исполнителей, но и для всего российского народа. Являясь источником духовного очищения и преобразования, русская академическая музыкальная культура оказывает прямое влияние на формирование личности, закладывает основы гражданственности и патриотизма. «Регулярное, системное проектирование в области музыкального искусства, проведение фестивалей академической музыки позволяет не только воспитывать соответствующую слушательскую аудиторию, но и создает условия для формирования актуальной культурной среды» [1, с. 495].

Рассматривая в данной статье проблему трансляции музыкального наследия России в концепции музыкального фестиваля, мы можем утверждать, что важным и незыблемым в просветительской деятельности музыкального фестиваля остаются доступность, массовость и креатив в

организации мероприятий, трансляция отечественной классической музыки, высочайшее мастерство и профессионализм исполнителей. Исполнительство как творческий акт предполагает индивидуальный подход к осмыслению и прочтению музыкального сочинения, и качество интерпретации напрямую зависит от уровня образованности, духовной зрелости и исполнительской культуры музыканта. Однако, нами отмечено недостаточное внимание сегодня к освещению и ретрансляции такого рода мероприятий на центральных каналах российского телевидения и радио, что является очень важным критерием в реализации основных идей и принципов мероприятия, поскольку это носит не только рекламный характер, но и позволяет охватить аудиторию слушателей, не имеющих доступ к интернет-ресурсам. Также хотелось бы возродить традицию теле- и радиовещания циклов передач о классической музыке, учитывая важность и необходимость их образовательной и воспитательной функции в вопросах сохранения традиций академической русской культуры.

И именно поэтому одной из приоритетных задач в целостной концепции музыкального фестиваля является трансляция русской музыки, как достояния культурного наследия России. Концептом Международного фестиваля им. С.В. Рахманинова стала трансляция музыкального наследия великого русского композитора, на высочайшем уровне представленная в программе фестиваля именами выдающихся исполнителей современности. Такой подход к реализации данного музыкально-просветительского проекта позволяет нам смело говорить о несомненной важности и необходимости проведения этого фестиваля как формы трансляции и сохранения русского национального музыкального наследия.

Список литературы

1. Абдулаева, М. Ш. Социально-культурная функция фестивальных проектов в реализации культурной политики региона / М. Ш. Абдулаева // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив : материалы Международной электронной научно-практической конференции, Казань, 18 мая 2018 года / под научной редакцией П. П. Терехова. - Казань : Бриг, 2018. - С. 492-495.

2. Баева, Л. В. Сохранение культурного наследия как воплощение ценности традиции / Л. В. Баева // Философия и общество. - 2012. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sohranenie-kulturnogo-naslediya-kak-voploschenie-tsennosti-traditsii (дата обращения: 21.05.2023).

3. Барабанов, А. А. Музыкальный фестиваль как явление культуры: будущее в культурной политике государства / А. А. Барабанов // НАУ. - 2015. - № 2-11 (7). - URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnyy-festival-kak-yavlenie-kultury-buduschee-v-kulturnoy-politike-gosudarstva (дата обращения: 20.05.2023).

4. Верхоланцева, П. В. Музыкальный фестиваль как форма сохранения культурной памяти / П. В. Верхоланцева // Культурная память и культурная идентичность : материалы Всероссийской (с международным участием) научной конференции молодых ученых (XI Колосницынские чтения), Екатеринбург, 25 марта 2016 года. - Екатеринбург : Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2016. - С. 44-46.

5. Горбунова, И. Б. Музыкальное творчество устной традиции: к проблеме сохранения нематериального культурного наследия / И. Б. Горбунова, И. Г. Алиева // МНКО. - 2017. -№ 6 (67). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/m uzykalnoe-tvorchestvo-ustnoy-traditsii-k-probleme-sohraneniya-nematerialnogo-kulturnogo-naslediya (дата обращения: 02.05.2023).

6. Давидюк, О. С. Музыкальные традиции в культурном пространстве современного города / О. С. Давидюк // Национальное культурное наследие России: региональный аспект : материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Самара, 30 октября 2015 года / под редакцией С. В. Соловьевой. - Самара : Самарский государственный институт культуры, 2016. -С. 137-141.

7. Железнова, В. Н. Музыкальные фестивали как форма музыкального просветительства / В. Н. Железнова // Музыкально-просветительская работа в прошлом и современности (к 90-летию учреждения Г. Л. Болычевцевым «Народной консерватории» в Курском крае) : материалы Международной научно-практической конференции, Курск, 13-15 мая 2010 года / главный редактор: М. Л. Космовская, ответственные редакторы: С. Е. Горлинская, Л. А. Ходыревская. - Курск : Курский государственный университет, 2010. - С. 357-360.

8. Тихомирова, Г. Ю. Фестиваль как форма социально-культурной деятельности / Г. Ю. Тихомирова // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. - 2016. -№ 1. - С. 242-246.

9. Шичков, И. В. Фестиваль музыки как организационно-художественная форма функционирования исполнительских искусств / И. В. Шичков // Бизнес и дизайн ревю. -2021. - № 4 (24). - С. 14.

10. Шапинская, Е. Н. Культурное наследие в (пост)современном ситискейпе: трансформация или деструкция? / Е. Н. Шапинская // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2016. - Т. 16, № 4. - С. 423-430. - DOI 10.18500/1819-7671-2016-16-4-423-430.

MUSIC FESTIVAL IN THE BROADCAST OF THE NATIONAL

MUSICAL HERITAGE

O.L. Anisimova1), A.V. Kuznetsova2)

1,2)Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod 1)e-mail: Olvovnaanisimova@yandex.ru 2)e-mail: ludvig_14@mail.ru

This article examines the concept of a music festival in the field of cultural, educational, spiritual and educational activities of the state as a form of broadcasting the

national musical heritage of Russia and preserving academic performing culture. The authors have identified the specific features of the academic music festival and the scope of its influence on the formation and strengthening of the spiritual and moral culture of society. As an example, the authors consider the International Festival named after S.V. Rachmaninoff presents information about the history of the creation and the features of this cultural project in the context of modern musical culture and the Russian performing tradition.

Keywords: music festival, performing culture, musical art, S.V. Rachmaninov, Museum-Estate of S. V. Rachmaninov «Ivanovka», cultural heritage.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.