Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2021. № 43
УДК 930.85 + 980 + 7.091.4 DOI: 10.17223/22220836/43/12
Ю.В. Федотова, А.С. Федотов
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ КАК ОПЫТ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ НАРОДА (РЕКОНСТРУКЦИЯ УРАЛЬСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФЕСТИВАЛЕЙ КОНЦА 30-х - НАЧАЛА 70-х гг. ХХ в.)
Реконструируется процесс зарождения и развития фестивального движения на Урале в 1930 -1970-е гг. в музыкально-концертной сфере. История некоторых крупнейших фестивалей рассматривается в контексте становления советской праздничной культуры и целей советской культурной политики. Особое внимание уделяется формам просвещения, репертуару коллективов, географии и организации фестивалей. Фестивали рассматриваются как инструмент популяризации и воспитания в народе «правильных» ценностей. Используются архивные материалы, в том числе ранее не вводившиеся в научный оборот, помогающие понять значение этих фестивалей для региональной культуры советского периода. Ключевые слова: музыкальный фестиваль, советский праздник, филармония, Урал.
В современном мире существует большое количество международных, национальных, региональных, городских музыкальных фестивалей, посвященных различным культурно-историческим событиям или известной личности. Фестивали могут путешествовать по всей планете, создавать общества, иметь спонсоров. В России первые масштабные музыкальные фестивали появились в советский период.
В современной историографии исследование такого феномена, как музыкальный фестиваль, обычно заключено или в контексте изучения советской культурной политики, или исследования праздничной культуры советского периода. Проблемам эволюции советской культурной политики и ее практическому применению в театральной, музыкальной, литературной сферах посвящены исследования В.С. Жидкова, А.Я. Флиера, Е.С. Громова, В. Эггелинга, С.С. Загребина, Т.П. Коржихиной. Анализ системы управления в музыкально-концертной области в масштабах страны и ее эволюцию, а также искусствоведческий и философский аспект концертной деятельности изложены в работах Е. В. Дукова.
В настоящее время в гуманитарной науке возрос интерес к изучению отдельных феноменов, социальных явлений культуры прошлых периодов. Ряд исторических, культурологических, философских, социологических научных работ посвящен исследованию праздника как феномена культуры, его теоретическому осмыслению и практическому воплощению. Среди них можно выделить работу В.Н. Поповой, изучающую феномен культурной памяти как разновидности коллективной памяти [1]. Термин «культурная память» еще не устоялся в научной среде. Авторы данной статьи понимают его как способ передачи ценностей прошлого в настоящее и будущее. Музыкальный фестиваль, как неотъемлемая часть праздничной культуры, как способ внедрения идей культурной политики, на наш взгляд, может отражать эту идею. Для этого сделана попытка реконструировать ряд музыкальных фестивалей Уральского региона. Реконструкция фестивалей
поможет проиллюстрировать процесс формирования и передачи ценностей от одного поколения к другому. Авторы ставят задачи показать, как отдельные филармонические мероприятия превращались в полномасштабные музыкальные фестивали, выявить роль фестивалей в советской праздничной системе в целом и на Урале в частности, охарактеризовать масштаб, художественные и технические средства, использованные организациями для проведения этих фестивалей.
Источниковой базой исследования послужили материалы пяти региональных архивов. Проанализированы фонды отделов по делам искусств. В этих фондах представлена организационная (положения, уставы, программы), распорядительная (резолюции, приказы, инструкции) документация, протоколы и стенограммы заседаний, текущая переписка, учетная документация. Однако особое внимание уделено фондам уральских филармоний, так как творческими и материальными силами этих организаций фестивали и были претворены в жизнь. Проанализированы протоколы заседаний художественных советов филармоний, планы творческих мероприятий, документы по гастрольному обслуживанию, репертуары, программы и афиши концертов, планово-отчетная документация.
Радикальные перемены в политической, социально-экономической жизни, последовавшие за Октябрьской революцией, неминуемо повлекли за собой формирование и новой культуры, принципиально отличавшейся от культуры предыдущих исторических периодов. Происходит выстраивание нового праздничного календаря, пропаганде которого все институты культуры должны были уделять повышенное внимание. Необходимо было приобщать людей к новым реалиям жизни: популяризировать идеи коммунистического воспитания, формировать общественное сознание, показывать правильную политическую ориентацию людей, активизировать массовую практическую деятельность. При этом нужно было сформировать позитивное и радостное отношение к изменениям в Советском государстве. В музыкально-концертной сфере эту функцию на себя взяла государственная филармония. Филармониям поручалось проводить различные мероприятия, конкурсы и музыкальные праздники, приуроченные к красным датам. Это направление работы филармонии можно было бы назвать агитационно-пропагандистским воспитанием населения средствами исполнительских искусств.
Условно праздничные даты, к которым были приурочены советские музыкальные фестивали, можно разделить на две групп:
1. Праздники, посвящённые советской истории.
2. Российские исторические и культурные праздничные даты, не противоречащие новой идеологии.
Безусловно, основная масса музыкальных мероприятий приходилась на первую группу праздников. Именно эти торжества отражали новое идейное содержание эпохи и были самыми политизированными. Среди них особенно помпезно и с размахом отмечались следующие красные даты:
Годовщина Великой Октябрьской социалистической революции (7 ноября).
День образования СССР (обычно юбилейные годы).
День рождения В.И. Ленина (22 апреля).
К юбилеям Великой Октябрьской Социалистической революции филармонии начинали готовиться с начала года, мероприятия могли растянуться на весь концертный сезон. К сожалению, практически нет документальных материалов по
поводу празднования юбилея революции в 1937 г. (прошло меньше года со дня основания первой уральской филармонии - Свердловской). Известно только, что праздничный концерт филармонии состоялся в Свердловске после торжественного заседания Горсовета, и в программе исполнялась Девятая симфония Л. Бетховена. Совместно с городской библиотекой была организована художественная выставка. Материал присылали из Москвы или он готовился местными органами культуры: тезисы, лекции с разработанными художественными иллюстрациями, пожелания и советы по поводу проведения мероприятий. Также публиковались статьи в местных газетах о творчестве и жизни советских и уральских композиторов, о музыкантах-исполнителях, гастролирующих на Урале. Все это говорит о попытках объединить усилия администраций филармоний, городских садов, библиотек и других учреждений культуры при организации фестивалей и праздников для более эффективного влияния на зрителя.
Утверждение официальной советской идеологии способствовало увеличению числа праздников и памятных дат, формировавших культурное пространство советского человека. В 1939 г. Комитет по делам искусств предложил отметить музыкальными концертами и большими музыкальными праздниками День авиации, День антивоенный, День памяти Чапаева (5 сентябрь), День памяти Кирова (1 декабря), День Сталинской Конституции (4 декабря), День рождения (22 апреля) и памяти (21 января) Ленина. Причём репертуар филармоний рекомендовалось подбирать согласно дате, нередко произведения специально заказывались государством композиторам и поэтам. В дни памяти вождей часто со сцены звучали произведения, посвящённые им: «Поэма о Сталине» А. Хачатуряна, «Кантата о Сталине» Александрова. Также могли быть использованы произведения с общественно-значимыми идеями. Такие шедевры музыкального искусства, как увертюра к балету Л. Бетховена «Творения Прометея», его же соната «Арра88юпа1а», кантата «Александр Невский» С. Прокофьева и другие, должны были проводить смысловую параллель между подвигами героев, прославляемых в музыкальных произведениях, и деяниями современных исторических личностей или просто создавать эмоционально близкую современности атмосферу -атмосферу подъёма, строительства, свершений и радостного бытия.
1947 г. был отмечен двумя крупными историческими датами - 30-й годовщиной революции и 800-летием Москвы. И хотя в творческих планах филармоний были тематические мероприятия, посвящённые более древней исторической дате, приоритет, конечно, был отдан советскому празднику. Акцент в лекциях-концертах «Они сражались за Родину», «Молодая гвардия», «Повесть о настоящем человеке» был сделан на пропаганду достижений и подвигов советского народа, советской культуры, коммунистической партии. Лекторами обычно выступали работники Лекционного бюро, а исполнителями-иллюстраторами - артисты филармонии и театров [2. Л. 3]. Концерты сопровождались политико-массовыми встречами с молодежью по вопросам языкознания, естественнонаучным проблемам, коммунистической морали (за них отвечал Отдел народного образования). Завершались такие тематические вечера массовыми гуляниями молодежи в парке [3. Л. 9].
К 40-й годовщине революции содержание лекций-концертов практически полностью было посвящено военно-революционной тематике: «Советские ком-
позиторы-песенники», «Песни борьбы революционного подполья, Гражданской войны и Великой Отечественной войны», «Творчество народов СССР», «Камерное творчество советских композиторов», «Образ Ленина в советском искусстве», «40 лет советской песне», «Тема народно-освободительного движения в советской опере», музыкально-литературный монтаж «Родная Отчизна моя» [4. Л. 62]. Гастролирующие артисты Росконцерта тоже привозили на Урал соответствующие программы: «Коммунисты вперёд», «Солдатами не рождаются», «Творчество советских женщин-поэтесс» [5. Л. 5].
Репертуар уральских филармоний 1930-1940-х гг. имел выраженный пропагандистский характер и соответствовал сталинской идеологии строительства коммунизма. В нем воплощались идеи борьбы, подвига, торжества коллективного над личным. Сами произведения тяготели к классическим формам и освещали достаточно ограниченный набор тем, признанных объектами советского искусства. Поэтому конец сталинской эпохи привел к значительным изменениям содержания, а также к жанровому разнообразию музыкально-сценических искусств. Возникает интерес к самодеятельности и народным видам искусства, которые не вписывались в рамки монументального сталинского стиля. Параллельно с тематикой героических свершений советского народа усиливается значение развлекательного компонента искусства.
Трансформация филармонической деятельности в 50-е - начало 60-х гг. была обусловлена как внутриполитическими процессами демонтажа сталинизма и преодоления культа личности, которые переживала вся страна, так и веяниями научно-технического прогресса. Постепенное проникновение в быт советского человека радио- и телевещания, появление в продаже радиол и катушечных магнитофонов подогревали интерес к музыкальным произведениям, в том числе и зарубежных исполнителей. На увлечение советских граждан музыкой огромное влияние оказал состоявшийся в 1957 г. VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Столь массовое и разностороннее проникновение западной культуры вызвало ответную реакцию советского официального искусства, причем не только в Москве, но и далеко за ее пределами.
Расцвет фестивальной культуры на Урале пришелся на 1960-е гг.: Первый фестиваль музыки в Перми (1965 г.) [6. Л. 11]; Первый Челябинский областной музыкальный фестиваль «Уральские зори» (1966 г.) [7. Л 1]; первые три музыкальных фестиваля Свердловской области «Уральские самоцветы» (1964, 1965, 1966 гг.) [8. Л. 119-121]. Все эти концерты проводились под лозунгом празднования 50-летия советской власти и революции.
В рамках фестивалей прошли отчётные концерты филармоний, отделений музыкальных училищ, авторские концерты композиторов и артистов, фестивали музыкальных кинофильмов, бригад других филармоний. Отличительной чертой фестивалей стала массовость, тесная связь профессионального и самодеятельного искусства (симфонический оркестр и студенты Уральской консерватории и музыкального училища, хоровые коллективы Уральского политехнического института, Уральского государственного университета, городской хор рабочей молодежи и солисты филармонии). Широко использовалось народное творчество в различных его жанрах - песни, пляски, частушки, веселившие публику. Свердловская филармония подготовила программу из произведений уральских компо-
зиторов «Пою мой Урал» с участием композиторов К. Кацман, Е. Родыгина, Н. Пузея, В. Бибергана. Прозвучали «Уральские зори» Б. Гибалина, симфоническая поэма «Легенда-быль» и фортепианный концерт Н. Пузея, концерты для скрипки Г. Топоркова и для виолончели О. Моралева. В Перми была представлена музыкально-литературная композиция, отражавшая основные этапы развития советского государства, прочитан ряд лекций-концертов, например, «Музыка в жизни Ленина», «Искусство, рождённое Октябрём», «Искусство в борьбе за мир».
Свой вклад в общее творческое дело в конце 1960-1970-х гг. внесли и молодые уральские филармонии. Курганская филармония в 1967 г. выступила инициатором и организатором к юбилею праздничного концерта «Тебе, Родина». В рамках концерта прозвучала оратория А. Петрова «Зори Октября». Этот концерт стал отправным пунктом в подготовке областного праздничного фестиваля, ставшего традиционным праздником искусств в Зауралье. Большое театрализованное зрелище под названием «На земле Курганской» с торжественным открытием, чествование передовиков сельского хозяйства, спортивными соревнованиями, играми, аттракционами и большим концертом мастеров искусств прошло в селах Курганской области [9. Л. 3]. А в 1972 г. по территории Оренбургской области с мая по июнь курсировал агитпоезд «50 лет Союза ССР» с артистами областных театров и филармонии. Двенадцать специализированных вагонов и одна платформа были оформлены наглядной агитацией и флагами союзных республик. Кроме этого в села, отдаленные от железнодорожной линии, выезжал автомобильный агитпоезд, состоящий из трех автобусов. Артисты филармонии выступили 38 раз с литературно-музыкальной композицией «Песни, рожденные дружбой».
На протяжении 1960-1970-хх гг. главные памятные даты советской истории обязательно сопровождались музыкально-культурным мероприятием, организованным и проводимым филармонией. Эти торжества объединяли различные исполнительские силы области и приезжих коллективов, несли в себе политико-идеологическую, культурно-просветительную, воспитательную и развлекательную функции. Одной из особенностей мероприятий стало то, что в торжествах принимали участие не только музыкальные коллективы и исполнители, но и гости: участники Великой Октябрьской социалистической революции, первых пятилеток, Великой Отечественной войны, передовики труда. Чествование ветеранов и передовиков производства придавало дополнительную значимость концерту, и в то же время отражало интерес к отдельной человеческой личности.
Очень важной памятной датой в советском календаре был День рождения В.И. Ленина (22 апреля). К этому дню (особенно к юбилейному) Министерство культуры выпускало множество директив концертным организациям ставить специальные тематические программы концертов, посвящённых жизни и деятельности Ленина и «осуществлению ленинских идей строительства социализма». Особенно торжественно на Урале отмечалось столетие со дня рождения Ленина (1970 г.). Подготовка и проведение мероприятий к этому торжеству начались уже в 1968-1969 гг., когда вся творческая работа культурно-просветительских и музыкальных организаций подчинялась одной задаче - «высокохудожественному отображению жизни и деятельности В.И. Ленина в искусстве». Вышло Положение о Всероссийском фестивале искусств, в котором пред-
лагалось провести праздничные массовые представления и творческие встречи, районные, городские, краевые и зональные конкурсы на лучший драматический и музыкальный спектакль, новую праздничную концертную программу, лучшую песню, произведение эстрады, посвященные Ленину, а также организовать конкурсы-смотры артистов -чтецов и молодых исполнителей. Например, коллективы Курганской филармонии в 1969 г. подготовили ряд новых произведений: симфонический оркестр - ораторию А. Петрова «Зори Октября»; музыкально-литературный лекторий - лекции-концерты «Образ Ленина в советской песне», «Образ Ленина в советской музыке», «Ленин, партия, народ», музыкальный концерт «Ленин в наших сердцах», литературный концерт «Вождь, мыслитель, человек». По просьбам руководства городских школ была разработана специальная для школьников музыкальная композиция «Ильич слушает музыку», в программу которой вошли вокальные и инструментальные произведения, классическая и народная музыка, сольные и ансамблевые выступления артистов филармонии. В Оренбурге лекторий подготовил следующие лекции-концерты: «Ленин - искусство - жизнь», «Ленинской премии удостоены», «Музыка и жизнь Ленина», «Великие о великом». В Перми в первом полугодии 1970 г. прошли концерты в ДК Свердлова, ДК Дзержинского, ДК железнодорожников, ДК Кирова, ДК Чехова, в Театре оперы и балета. В программах концерта звучали Девятая симфония Л. Бетховена, Патетическая оратория Г. Свиридова. Для детей проводили специальные концерты на темы «Я в России рождён», «Внучата Ильича». По итогам смотра новых концертных программ Министерство культуры отметило грамотами программы уральских коллективов: музыкального лектория Оренбургской (за темы «А.В. Луначарский», «Композиторы Советской армии») и Пермской (за тематический концерт «По мандату долга») филармоний.
Особенно пышно праздновалось 100-летие дня рождения Ленина в Свердловской области. Первая уральская филармония наметила провести «Праздник искусств» на 20 стадионах городов области. На практике она осуществила больше постановок: за период с 14 июня по 23 июля 1968 г. было проведено 37 праздников-концертов на стадионах 35 городов и рабочих поселков Свердловской области и 2 праздника в г. Тюмени на стадионе «Нефтяник». Любимой формой празднования таких значимых дат становятся агитпоезда. По Свердловской области специальный «Поезд искусств» проехал 3 500 км пути. Было обслужено более 500 тысяч человек, проживающих в городах области: Реж, Ирбит, Туринск, Тавда, Алапаевск, Кушва, Верхотурье, Ивдель, Серов, Карпинск, Волчанск, Се-вероуральск, Краснотурьинск, Нижний Тагил, Невьянск, Кировоград, Каменск-Уральский, Богданович, Камышлов, Тугулым, Талица, Шаля, Первоуральск, Верхняя Пышма, Тавда, Петрокаменск, Сухой Лог, Асбест, Свердловск. Особое внимание учредителями мероприятия было обращено на ударные стройки городов Асбеста, Нижнего Тагила, Нижней Туры, Верхней Пышмы, Краснотурьин-ска, Красноуральска, Алапаевска, Свердловска и др. За полтора месяца до проведения праздника в выбранные города выезжал отряд административных работников, которые вместе с представителями местных партийных организаций и активистами решали целый ряд организационных вопросов (обеспечение «зеленой дороги» поезду и его встреча, оборудование стадиона, трибуны, освещение, радиотрансляция, вопросы транспорта по городу, распространение билетов и
др.). Заблаговременная подготовка способствовала проведению концертов точно в срок, без опозданий и срывов. В ряде городов праздники искусств стали составной частью праздников трудовой славы, в день концерта на многих городских площадях состоялись массовые митинги.
В представлениях приняли участие ведущие коллективы Свердловской филармонии: симфонический оркестр (дирижеры: народный артист РСФСР М.И. Паверман, заслуженный артист РСФСР А.Г. Фриндлендер); солисты филармонии и Москонцерта, выступавшие с оркестром: А. Ковалева (меццо-сопрано), Т. Радченко (сопрано), засл. арт. РСФСР В. Меньшенин (баритон), М. Сергеев (баритон), лауреат Всесоюзного конкурса И. Кнушевицкий (виолончель, Москва); Уральский русский народный хор (худ. рук. - В.И. Горячих, хормейстер - засл. деятель искусств РСФСР Н.А. Мальгинова, балетмейстер - Д.О. Ба-харев); коллектив эстрадных миниатюр под руководством Лялина и лауреаты Всероссийского конкурса артистов эстрады - трио баянистов Свердловской филармонии, а также артисты кино и московской эстрады. Всего более 200 человек области [10. Л. 87].
Этот массовый праздник искусств в области было решено проводить ежегодно. На следующий год фестиваль назывался «Праздник русского искусства», на него были приглашены русские народные художественные коллективы Москвы, Ленинграда и других городов РСФСР. Сценарий мероприятия также был разработан Свердловской государственной академической филармонией (автор Г. Варшавский, режиссер Ф. Тайц).
Третий свердловский областной праздник искусств с 14 июня по 28 июля 1969 г. прошел с еще большим размахом. Поезд искусств, состоящий из 6 купированных и 1 багажного вагона, побывал в 44 городах и поселках Свердловской области. В рамках фестиваля было дано 45 праздничных представлений на стадионах и площадях города, проведено 25 творческих встреч с артистами кино и эстрады, дано 15 шефских выступлений-концертов для солдат Советской армии в цехах заводов, в пионерских лагерях.
Из отчетов филармонии мы узнаем, что погода в те месяцы не баловала артистов и зрителей: 28 праздников состоялось под дождем. Однако срывов концертов не было зафиксировано. Несмотря на холод и дождь зрители не расходились в течение 3-3,5 часов (такова была продолжительность праздника). Примером стойкости зрителя может служить праздник в г. Тавда, где из-за проливного дождя концерт трижды прерывался и шел в общей сложности 5 часов, но 10 тысяч человек сидели под зонтами и ближайшими укрытиями и пережидали окончания дождя. В Туринске, не располагающем хорошим и достаточно вместительным стадионом, место для проведения праздника было выбрано в окрестностях города, в живописнейшей балке. Был найден естественный зеленый амфитеатр, в центре которого была сооружена сцена с двумя закрытыми закулисными помещениями. Торговыми организациями было выстроено много павильонов, красочно оформленных и обеспеченных разнообразным ассортиментом товаров. Безусловно, многочисленность зрителей и их стойкость можно объяснить тем, что в небольших городах подобные концерты случались редко.
В каждом городе и поселке праздник начинался с фанфар, стихов В. Маяковского о В. И. Ленине, песней о Ленине, что сразу создавало торжественную,
праздничную атмосферу. Везде были организованы взаимные приветствия артистов и трудящихся. Сотни благодарностей и сувениров получили участники и организаторы поезда искусств от жителей городов и сел. Из отчетов организаторов праздника следует, что тысячи нарядно одетых колхозников, хлеборобов, животноводов, сельских механизаторов были доставлены из сел на празднично украшенных машинах с музыкальным сопровождением. Подобные мероприятия не только эмоционально воздействовали на массы, но и имели воспитательные цели. Например, в г. Талице, где родился легендарный герой Советского Союза Н. И. Кузнецов и где ему установлен памятник, состоялся городской митинг. Были произнесены речи первым секретарем Горкома КПСС В. В. Малышкиным, а также ответное слово от артистов поезда искусств народным артистом СССР Н.А. Крючковым. Воронежский народный хор спел партизанскую песню «Ой, вы, горы, мои горы», после чего к памятнику возложили венки. Митинг состоялся при огромном скоплении местных жителей. Это был акт гражданского долга, воспитывающий народные массы в патриотическом духе [11. Л. 111-117].
Место проведения праздника искусств всегда красочно и содержательно оформлялось. На стадионах по кругу трибун с внутренней и наружной стороны вывешивали полотнища с текстами, прилагаемыми к плану. Разноцветные флаги, штандарты, государственные флаги СССР и союзных республик, спортивные знамена - все это использовалось в оформлении. На площадках, аллеях устанавливали стенды с фотовыставками на тему жизни и деятельности В.И. Ленина, К. Маркса и Ф. Энгельса, плакаты, посвященные истории коммунистической партии и советского народа. Празднично оформлялись главные улицы и магистрали городов и поселков, ведущие к местам празднеств. Рекомендовалось также устанавливать на видных местах портреты лауреатов Ленинской премии, Героев Советского Союза и социалистического труда, работающих на местных предприятиях или проживающих в данном населенном пункте. Праздничный концерт обычно плавно перетекал в народные гулянья, спортивные конкурсы и соревнования, игры, лотереи.
Ко Дню рождения В. И. Ленина приурочивались и другие праздники, для более молодой аудитории: День Всесоюзной пионерской организации, юбилей комсомольской организации. К этим датам уральские филармонические лектории готовили соответствующие лекции-концерты для молодежи, например, «Навстречу 40-летию Всесоюзной пионерской организации им. Ленина» (Пермь, 1962 г.), «Славой овеянный ленинский комсомол» или «Шагай с нами рядом, песня» (Курган, 1968 и 1970 гг.). На этих лекциях-концертах учащиеся могли познакомиться с историей создания пионерско-комсомольских песен и самих организаций, узнать историю жизни и творчества композиторов и поэтов-песенников, участвовать в отгадывании песен и, наконец, просто петь.
Следует отметить, что советский праздничный календарь обновлялся. В 1973 г. состоялся Третий областной фестиваль «Дни музыки» (Курган, 1973 г.) - 150-летие со дня восстания на Сенатской площади. Это один из редких примеров празднования исторической даты досоветского периода. Декабристы ассоциировались в советском сознании с революционерами-большевиками, бросившими вызов царизму. На фестивале состоялся показ героико-романтической композиции о декабристах «России верные сыны» (постановщик В.О. Андреев) [12. С. 4].
В творческом союзе выступили артисты филармонии, областного Драматического театра, студенты Педагогического института, учащиеся культурно-просветительного училища, преподаватели музыкальных школ, участники художественной самодеятельности. Еще реже, но встречаются в советском праздничном календаре зарубежные памятные даты: День Парижской коммуны (18 марта), День памяти К. Либкнехт и Р. Люксембург (17 января).
С 60-х гг. советское правительство настоятельно рекомендует всем театрально-зрелищным предприятиям и концертным организациям направить внимание на проблемы международного положения, «борьбе КПСС за сплоченность мирового коммунистического движения» и пр. [13. С. 164]. Так, уральские фестивали начинают вливаться в общемировую фестивальную традицию. Нередко сборы от филармонических концертов по предложению Министерства культуры поступали в фонд помощи стран, находящихся в дружественных экономических, политических или культурных отношениях с нашей страной (к примеру, в 1963 г. сборы от телевизионных концертов Пермской филармонии поступили в фонд IX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Алжире [14. Л. 16]; в 1966 г. Курганская филармония участвовала в акции помощи борющемуся вьетнамскому народу) [15. Л. 5].
Подводя итог, можно смело утверждать, что, несмотря на уже сложившиеся к 30-м гг. стандартные формы празднования торжественных дат советского календаря (демонстрация, митинг, концерт-митинг, парад и пр.), филармонические формы просвещения - лекция-концерт, беседа, концерт-дискуссия и другие, очень органично влились в общий агитационно-воспитательный процесс, характерный для становления советской культуры. Уральские творческие коллективы в целом и филармонии в частности заняли активную жизненную позицию. Они являлись и инициаторами и организаторами различных музыкальных и литературных праздников. В 1940-1950 гг. на Урале благодаря совместной деятельности многих творческих коллективов (в том числе эвакуированных в годы Великой Отечественной войны) формируется благоприятная почва для развития музыкальной сферы. Это, безусловно, подготовило появление в 60-е гг. ХХ в. масштабных музыкальных фестивалей, приуроченных преимущественно к советским красным датам. Уральские музыкальные фестивали стали своего рода специфической формой культурного диалога творческих сил региона, основанного на общих мировоззренческих идеях эпохи. Они переросли в массовые представления, использующие художественные силы профессиональной и самодеятельной музыкальной сфер, а также общественных организаций, существенно расширили географию распространения. Уральские музыкальные фестивали вышли за пределы региона, стали неотъемлемой частью всероссийских фестивалей, приобрели международные культурные связи. Идеи, которые звучали в музыкально-словесной и визуальной форме со стадионов, подмостков театров во время фестивалей, транслировали и закрепляли из года в год ценности советской культуры, которые еще долгое время будут значимы и памятны для последующих поколений людей нашей страны. Поэтому музыкальный фестиваль можно считать не просто формой приобщения людей к мировому музыкальному наследию и просвещения людей, но и эффективным способом сохранения культурной памяти народа.
Литература
1. Попова В.Н. Праздник как форма культурной памяти: государственные праздники России XX - начала XXI в. : дис. ... канд. культурологии. Екатеринбург, 2011. 132 с.
2. Государственный архив Оренбургской области. Ф. Р-1494. Оп. 2. Д. 27.
3. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. Р-2078. Оп. 1. Д. 98.
4. Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф. Р-1605. Оп. 1. Д. 84.
5. Государственный архив Курганской области (ГАКО). Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 98.
6. Государственный архив Пермской области (ГАПО). Ф. Р-927. Оп. 1. Д. 350.
7. ОГАЧО. Ф. Р-1589. Оп. 1. Д. 609.
8. ГАСО. Ф. Р-1615. Оп. 1. Д. 80.
9. ГАКО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 109.
10. ГАСО. Ф. Р-2078. Оп. 1. Д. 305.
11. ГАСО. Ф. Р-2078. Оп. 1. Д. 315.
12. Программа филармонии «России верные сыны» // Советское Зауралье. 1973. 10 декабря.
13. Культурная жизнь в СССР. 1966-1977. Хроника. М. : Наука, 1981. 847 с.
14. ГАПО. Ф. Р-927. Оп. 1. Д. 406.
15. ГАКО. Ф. Р-1776. Оп. 1. Д. 93.
Yulia V. Fedotova, South Ural State University (National Research University) (Chelyabinsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Alexandr S. Fedotov, Chelyabinsk State University (Chelyabinsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedeniye - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2021, 43, pp. 155-165. DOI: 10.17223/22220836/43/12
MUSIC FESTIVAL AS AN EXPERIENCE OF PRESERVING THE CULTURAL MEMORY OF THE PEOPLE (RECONSTRUCTION OF THE URAL MUSIC FESTIVALS OF THE 1930S -1970S).
Keywords: music festival; Soviet holiday; philharmonic; Ural.
The article reconstructs the process of origin and development of the festival movement in the Urals in the 1930s - 1970s in the music and concert sphere. The history of some of the largest festivals is viewed in the context of the formation of the Soviet festive culture and the goals of the Soviet cultural policy. The authors highlight the main holidays, for which the philharmonic society prepared musical programs - the anniversaries of the October Revolution of 1917 and the formation of the USSR, the birthday of V.I. Lenin.
Since the late 1930s, the scope of musical programs has steadily increased. More and more organizations were involved in the creative process - philharmonic societies, theaters, libraries, clubs, art centers, departments of public education. The concert space has expanded from the «palaces of culture» and concert halls of the city to the central squares of the city, open spaces outside the cities and villages. In the 60s, favorable conditions for the development of the music industry were formed. Philharmonic music programs turn into mass celebrations, and then into regional festivals of professional, folk and amateur art. These events covered all audiences - schoolchildren, young people, factory workers and agricultural workers, the intelligentsia. Festivals acquired names, received vivid coverage in periodicals. Sometimes preparations for such celebrations took 1-2 years, and the festivals themselves could "travel" by train or car to regional cities and large villages during the whole jubilee year. By the 70s, the Ural music festivals reached the All-Union level, and also acquired international cultural ties.
Special attention is paid to the forms of education, the repertoire of groups, geography and the organization of festivals. These festivals are considered by the authors as an instrument of popularizing and educating the "right" values among the people; they were supposed to activate mass practical activities. Ideas that sounded in musical-verbal and visual form from the stadiums, the stage of theaters during the festivals for a long time will be significant and memorable for a whole generation of people in our country. Therefore, a music festival can be considered not just a form of bringing people to the world musical heritage and educating people, but also an effective way to preserve the cultural memory of a people.
The article uses archival materials, including those not previously introduced into scientific circulation, which help to understand the significance of these festivals for the regional culture of the Soviet period.
References
1. Popova, V.N. (2011) Prazdnik kak forma kul'turnoy pamyati: gosudarstvennyye prazdniki Rossii XX - nachala XXI vv. [Holiday as a form of cultural memory: state holidays in Russia of the 20th - early 21st centuries]. Culture Studies Cand. Diss. Ekaterinburg.
2. The State Archive of Orenburg Region (GAOO). Fund R-1494. List 2. File 27.
3. The State Archive of Sverdlovsk Region (GASO). Fund R-2078. List 1. File 98.
4. The United State Archive of Chelyabinsk Region (OGAChO). Fund R-1605. List 1. File 84.
5. The State Archive of Kurgan Oblast (GAKO). Fund R-1776. List 1. File 98.
6. The State Archive of Perm Region (GAPO). Fund R-927. List 1. File 350.
7. The United State Archive of Chelyabinsk Region (OGAChO). Fund R-1589. List 1. File 609.
8. The State Archive of Sverdlovsk Region (GASO). Fund R-1615. List 1. File 80.
9. The State Archive of Kurgan Oblast (GAKO). Fund R-1776. List 1. File 109.
10. The State Archive of Sverdlovsk Region (GASO). Fund R-2078. List 1. File 305.
11. The State Archive of Sverdlovsk Region (gASo). Fund R-2078. List 1. File 315.
12. Sovetskoye Zaural'ye. (1973) Programma filarmonii "Rossii vernyye syny" [Philharmonic program "Russia's Loyal Sons"]. 10th December.
13. USSR. (1981) Kul'turnaya zhizn' v SSSR. 1966 - 1977. Khronika [Cultural life in the USSR. 19661977. Chronicle]. Moscow: Nauka.
14. The State Archive of Perm Region (GAPO). Fund R-927. List 1. File 406.
15. The State Archive of Kurgan Oblast (GAKO). Fund R-1776. List 1. File 93.