Научная статья на тему 'Джазовые фестивали за рубежом и в России: опыт классификации'

Джазовые фестивали за рубежом и в России: опыт классификации Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
793
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖАЗОВЫЙ ФЕСТИВАЛЬ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / СИСТЕМА КЛАССИФИКАЦИИ / ДЖАЗ / ИМПРОВИЗАЦИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ / МАРКЕТИНГ / JAZZ FESTIVAL / MUSIC FESTIVAL / MUSIC MANAGEMENT / CLASSIFICATION SYSTEM / JAZZ / IMPROVISATION / MANAGEMENT / MARKETING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сурминова О. В., Мельникова Ж. В.

Статья посвящена проблеме классификации джазовых фестивалей в контексте всего мирового опыта джазовой индустрии. Основное внимание уделяется пониманию «джазового фестиваля» как частной разновидности «музыкального фестиваля» и отдельному объекту менеджмента и маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JAZZ FESTIVALS IN EUROPE, USA AND RUSSIA: CLASSIFICATION EXPERIENCE

This article is devoted to the problem of classification of jazz festivals in the context of the whole world experience of the jazz industry. The main attention is paid to understanding the "jazz festival" as a private type of "music festival" and a separate object of management and marketing. Based on the analysis of jazz festivals held in Europe, USA and Russia, the article presents an attempt to classify them.

Текст научной работы на тему «Джазовые фестивали за рубежом и в России: опыт классификации»

его жизнедеятельности. Некоторые подвижки в распространении книжно-письменной культуры наблюдаются во второй половине XIX - начале ХХ вв. Однако это тема специального исследования.

Литература

1. Габдельганеева Г.Г. История казанской книжной торговли (вторая половина XVIII в. - 1917 г.): монография. - Казань: Астор и Я, 2016. - 188 с.

2. Харламповия К. Казанские крещенские школы (К истории христианизации инородцев Казанской епархии в XVIII в.). - Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1905. - 91 с.

3. Житие Стефана Пермского / / Святитель Стефан Пермский: К 600-летию со дня преставления / ред. Г.М. Прохоров. - СПб: Глагол, 1995. - С. 50-263.

4. Там же.

5. Епифаниево житие св. Стефана. - Изд. Арх. Комиссии. - СПб., 1897; Дионисий, иер. Идеалы православного инородческого миссионерства. - Казань, 1901.

6. Красов А., свящ. Зыряне и просветитель их святой Стефан, первый епископ Пермский и Усть-вымский (1383-1396): К 500-й годовщине со дня кончины св. Стефана. - СПб., 1896.

7. Иконников В.С. Опыт русской историографии. Т.1, кн.1. - Киев, 1891.

8. Там же.

9. Известия о действиях и успехах библейских обществ в России и других государствах. - СПб.,

1824.

10. Там же.

References

1. Gabdel'ganeeva G.G. Istoriya kazanskoj knizhnoj torgovli (vtoraya polovina HVIII v. - 1917 g.): mono-grafiya. - Kazan': Astor i YA, 2016. - 188 s.

2. Harlampoviya K. Kazanskie kreshchenskie shkoly (K istorii hristianizacii inorodcev Kazan-skoj eparhii v HVIII v.). - Kazan': Tipo-lit. Imp. un-ta, 1905. - 91 s.

3. Zhitie Stefana Permskogo // Svyatitel' Stefan Permskij: K 600-letiyu so dnya prestavleniya / red. G.M. Prohorov. - SPb: Glagol, 1995. - S. 50-263.

4. Ibidem.

5. Epifanievo zhitie sv. Stefana. - Izd. Arh. Komissii. - SPb., 1897; Dionisij, ier. Idealy pravo-slavnogo in-orodcheskogo missionerstva. - Kazan', 1901.

6. Krasov A., svyashch. Zyryane i prosvetitel' ih svyatoj Stefan, pervyj episkop Permskij i Ust'-vymskij (1383-1396): K 500-j godovshchine so dnya konchiny sv. Stefana. - SPb., 1896.

7. Ikonnikov V.S. Opyt russkoj istoriografii. T.1, kn.1. - Kiev, 1891.

8. Ibidem.

9. Izvestiya o dejstviyah i uspekhah biblejskih obshchestv v Rossii i drugih gosudarstvah. - SPb., 1824.

10. Ibidem.

УДК 78.03

О.В.Сурминова, Ж.В.Мельникова

ДЖАЗОВЫЕ ФЕСТИВАЛИ ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ: ОПЫТ КЛАССИФИКАЦИИ

Статья посвящена проблеме классификации джазовых фестивалей в контексте всего мирового опыта джазовой индустрии. Основное внимание уделяется пониманию «джазового фестиваля» как частной разновидности «музыкального фестиваля» и отдельному объекту менеджмента и маркетинга.

Ключевые слова: джазовый фестиваль, музыкальный фестиваль, музыкальный менеджмент, система классификации, джаз, импровизация, менеджмент, маркетинг.

Olga V. Surminova, Zhanna V. Melnikova JAZZ FESTIVALS IN EUROPE, USA AND RUSSIA: CLASSIFICATION EXPERIENCE. This article is devoted to the problem of classification of jazz festivals in the context of the whole world experience of the jazz industry. The main attention is paid to understanding the "jazz festival" as a private type of "music festival" and a separate object of management and marketing. Based on the analysis of jazz festivals held in Europe, USA and Russia, the article presents an attempt to classify them.

Key words: jazz festival, music festival, music management, classification system, jazz, improvisation, management, marketing.

Примерно со второй половины XX века джазовый фестиваль является важнейшей формой бытования джаза. С одной стороны, формат джазового фестиваля стал естественным этапом на пути развития джаза с его неотъемлемыми атрибутами: интернациональностью, кросс-культурным взаимодействием, соревновательным элементом (соло артистов внутри коллек-

тива, джем-сешны1), «чуткостью» по отношению к окружению (джаз «впитывает» языки народов мира, с легкостью встраивается в разные музыкальные этнические культуры), в некоторой степени налетом развлекательности (фестиваль как праздник, отдых). С другой стороны, фестивали дали импульс для дальнейшего развития джаза как искусства: благодаря им рождаются новые музыкальные проекты, происходят процессы взаимообогащения и осмысления импровизационной культуры. Джазовые фестивали выполняют просветительскую, образовательную и развлекательную функции.

Как объект менеджмента джазовый фестиваль являет собой практику социальной активности и взаимодействия, широко используемую в условиях современного многообразия форм концертно-исполнительской деятельности. В контексте менеджмента музыкальный фестиваль определяется как один из видов специального события (special event): «... сама сфера культуры и искусства с определенной точки зрения представляет собой <...> череду специально организуемых событий и мероприятий, которые, собственно, и являются продуктом, предлагаемым слушателям, зрителям, посетителям учреждений культуры» [4, с. 5]. Признавая наличие событийности как неотъемлемого атрибута, отметим, что фестиваль как «продукт» — особая организационная форма, явление художественной практики и один из самых широко используемых форматов коммуникации между исполнителями и публикой. Кроме того, проведение музыкальных фестивалей имеет большое значение в развитии искусства в целом. «Фестиваль современного искусства правомерно рассматривать как модель мегавыставки, где посредством пересечения различных индивидуальных авторских проявлений, возникает экспозиционная метафора глобального мира», — пишет Е. Резникова — автор, исследующий модели фестиваля искусств [3, с. 4]. С нашей точки зрения, подобное определение применимо и к фестивалям джазовой музыки: крупнейшие из них представляют палитру изменений, процессов, современных тенденций в области джазового искусства, поэтому рассматривать фестиваль в контексте исключительно событийного маркетинга (как специальное событие) — значит уменьшать функциональное значение подобного вида мероприятий.

Среди маркетологов наблюдается определенное расположение к такой форме организации событий как фестиваль. Вероятно, это связано с тем, что психологически «фестиваль» воспринимается как синоним праздника2 —времени, свободного от будничных обязанностей, когда проявляются, актуализируются и открыто утверждаются основные ценности, придающие смысл человеческой жизни. Маркетинговая практика показывает, что одно только добавление к названию мероприятия или серии концертов слова «фестиваль» делает проект более привлекательным, упрощает продвижение, облегчает выстраивание взаимоотношений с партнерами и СМИ.

Таким образом, существование и рост количества джазовых фестивалей в мире обусловлены, с одной стороны, тенденциями развития музыкального искусства (взаимообогащение, обмен, творческие связи, стилистический плюрализм и поиски единства, индивидуализация в эпоху глобализации), с другой — закономерностями реализации процессов менеджмента и маркетинга в современном обществе.

Сегодня в мире проводится множество джазовых фестивалей. Первый фестиваль джазового искусства состоялся почти 70 лет назад — в феврале 1948 года в Ницце. Хэдлайнером стал великий джазмен Луи Армстронг, позже на фестивале выступали Диззи Гиллеспи, Элла Фитцджеральд, Майлс Дэвис, Рэй Чарльз и другие. Фестиваль в Ницце проходит ежегодно по сей день.

В США фестивальное движение зародилось в 1954 году в городе Ньюпорте. На первом американском джазовом смотре выступили Билли Холидей, Диззи Гиллеспи, Лестер Янг, Бобби Хаккет, Ленни Тристано. "Newport Jazz Festival" также существует и сегодня.

Во второй половине XX и начале XXI веков происходит интенсивное развитие фестивального музыкального движения. В связи с этим феномен музыкального фестиваля привлекает все большее внимание исследователей. В культурологической литературе находим общие

1 Джем-сешн — традиционная творческая встреча джазовых музыкантов, собирающихся в свободное время для совместного музицирования, обмена идеями или соревнования друг с другом в исполнительском мастерстве и в искусстве импровизации [см: 1, с. 363].

2 Само слово фестиваль происходит от лат. /вБиуиБ — «праздничный».

классификации музыкальных фестивалей. Например, в диссертационной работе Е. Резниковой предложена систематизация фестивалей искусств по следующим аспектам: вид искусства, периодичность, территория охвата, тип институциональной поддержки, состав участников, направление в искусстве, наличие/отсутствие конкурсной основы, включение новейших технологий [см.: 3]. Е. Широкова выявляет два типа современного музыкального фестиваля — «кон-цертно-монологический» и «диалогический» [см.: 5].

Отметим, что джазовый фестиваль как частная разновидность музыкального фестиваля и отдельный объект менеджмента в научной литературе не имеет системной классификации. Прежде чем представить авторскую систематизацию этого явления, нам пришлось изучить опыт крупнейших мировых джазовых фестивалей, например, тех, которые входят в ассоциацию "International Jazz Festivals Organization" [см.: 7]:

"Newport Jazz Festival" (Ньюпорт, США, с 1954);

"Monterey Jazz Festival" (Монтерей, США, с 1958);

"Jazz a'Juan" (Антиб, Франция, с 1960);

"Moldejazz" (Молде, Норвегия, с 1961);

"Pori Jazz" (Пори, Финляндия, с 1966);

"Montreux Jazz Festival" (Монтре, Швейцария, с 1967);

"Umbria Jazz" (Перуджа, Италия, с 1973);

"North Sea Jazz Rotterdam" (Роттердам, Нидерланды, с 1976);

"Festival de Jazz de Vitoria-Gasteiz" (Витория-Гастейс, Испания, с 1977);

"Playboy Jazz Festival" (Лос-Анджелес, США, с 1979);

"Festival de Jazz de Montreal" (Монреаль, Канада, с 1980);

"Jazz a'Vienne" (Вьен, Франция, с 1981);

"Jazz Fest Wien" (Вена, Австрия, с 1991);

"London Jazz Festival" (Лондон, Великобритания, с 1992);

"International Istanbul Jazz Festival" (Стамбул, Турция, с 1994);

"Gent Jazz Festival" (Гент, Бельгия, с 2002).

В круг нашего внимания также вошли крупные джазовые фестивали в США и Европе, не являющиеся членами "International Jazz Festivals Organization", но признанные профессиональным сообществом и широкой публикой:

«Фестиваль имени Лайонела Хэмптона» (Айдахо, США, с 1967);

"San Francisco Jazz Festival" (Сан-Франциско, США, с 1983);

"Chicago Jazz Festival" (Чикаго, США, с 1979);

Джазовый фестиваль в Ницце и др.

Что касается России, то, безусловно, непростая история становления и существования джазовой музыки в нашей стране наложила отпечаток на последующие этапы его развития в разных сферах (эстетической, образовательной, организационной). В советские годы джазовая музыка считалась разновидностью буржуазной пропаганды, в связи с чем наблюдалась более поздняя по сравнению со странами Европы «легитимизация» джаза и, соответственно, более позднее возникновение джазовых фестивалей.

Мы ознакомились с опытом проведения следующих крупных джазовых фестивалей в России: «Джазовая провинция» (разные города, с 1996), «Джаз в саду Эрмитаж» (Москва, с 1998), «Триумф джаза» (Москва, с 2000), «Koktebel Jazz Party» (экс-«Джаз Коктебель», Крым, с 2003), «Усадьба. Jazz» (разные города, с 2004), «Акваджаз. Sochi Jazz Festival» (Сочи, с 2010), а также проходящих в Казани «JAZZ в Кремле» (с 2007) и «Hôtel de ville» (с 2015).

Таким образом, проанализировав более тридцати действующих фестивалей, включая посещаемые десятками тысяч зрителей, мы пришли к выводу о существовании ряда основных организационных моделей, которые могут составить следующую систему классификации:

I. По формату проведения:

1) «Джаз на природе» (open air):

— на открытых площадках, ярмарочных площадях;

— в парках, лесах, садах, рощах;

— на побережье океана, залива, берегу реки;

— в исторических зданиях, усадьбах, дворцах, амфитеатрах.

2) «Джаз в концертном зале» (indoor).

3) Смешанный формат.

II. По территориальной принадлежности:

1) связанные с одним местом/городом;

2) «зонтичный бренд», «сеть филиалов»;

3) передвижной формат.

III. По стилевой направленности:

1) моностилевой жанровой системы;

2) полистилевой жанровой системы.

IV. По художественному наполнению:

1) традиционного музыкального формата;

2) мультиформатный.

V. По финансированию:

1) имеющие бюджетное финансирование (из государственного, муниципального бюджета, национальных фондов);

2) смешанной формы финансирования (могут привлекаться бюджетные средства, средства партнеров);

3) спонсорские (полностью проводятся на деньги коммерческих партнеров).

Охарактеризуем каждый из аспектов классификации отдельно. Выбор формата проведения осуществляется продюсерами и организаторами исходя из целей и задач проекта. Оптимально подобранный формат в условиях конкретной местности, менталитета, инфраструктуры, с учетом иных внешних и внутренних факторов — ключевой залог успешного проведения фестиваля.

1. «Джаз на природе» (open air). Такие фестивали, как правило, проводятся в теплое время года; их продолжительность — один уикенд или несколько дней (хотя есть исключения — проекты, которые длятся более двух недель). Чаще всего для фестивалей избираются места, обладающие природными преимуществами или знаковым историческим контекстом, в частности:

1.1. Большие открытые местности, ярмарочные площади. Например, фестиваль "Pori Jazz" (Финляндия) организуется в концертном парке "Kirjurinluoto Concert Park", созданном специально для open air событий и имеющем площадь пять гектаров (плюс двадцать два гектара предназначено для кемпинга и парковки). Джазовый фестиваль в Монтерее (Калифория, США) проходит на ярмарочной площади "Monterey County Fairgrounds", ее размер — около восьми гектаров [см.: 13].

1.2. Зеленые парки, рощи, леса, сады. К примеру, фестиваль в Генте проводится в садах "Bijloke", две его сцены (Main Stage и Garden Stage) отделены друг от друга зеленым массивом. Главная площадка джазового фестиваля "Jazz a'Juan" в Жуан-ле-Пен размещена посреди живописного соснового парка (рощи) Гулд. На фестивале в Ницце концерты проходят в Зеленом театре, имеющем 1028 «сидячих мест» и 1362 «стоячих» места. Часто «привязка» к парку, роще отражена в названии, например, «Джаз в саду Эрмитаж» (Москва) и др.

1.3. Побережье моря, залива, берег реки. Например, "Newport Jazz Festival": старейший форум Америки проходит в Форт-Адамс Парке, расположенном в устье гавани Ньюпорта, на живописном побережье с прекрасным видом на океан (залив). В парке размещаются четыре сцены, а также фудкорты и сервисы [см.: 11]. Интересно, что рядом с основной сценой не устанавливаются стулья, люди стоят или сидят прямо на морском песке (на официальном сайте указано, что зрители могут приносить с собой одеяла или низкие стульчики и шезлонги). Три другие сцены (The Quad, Harbor, Museum Stages) оборудованы сиденьями, здесь зрители обслуживаются по демократичному принципу — «занимает место тот, кто первый пришел». Примеры российских фестивалей, проводимых в подобном формате, — «Koktebel Jazz Party» в Крыму, «Ак-ваджаз. Sochi Jazz Festival» в Сочи.

1.4. Исторические места — усадьбы, дворцы, здания. Джазовый фестиваль "Jazz à Vienne" — один из крупнейших в Европе — проводится во французском городе Вьен на «площадке» древнеримского амфитеатра на склоне горы Пипе. Концерты фестиваля проходят также на «сцене» полуразрушенного храма Кибелы и в клубах города [см.: 8].

Стамбульский джазовый фестиваль организуется на нескольких площадках города, в том числе в музее Святой Ирины (Hagia Eirene — бывшая церковь), археологическом музее Стамбула, особняке Эсмы-султан, а также в современном открытом амфитеатре "Cemil Topuzlu" и повсюду по городу — на улицах и проспектах, трамваях и паромах [см.: 14].

Многие из open air-проектов рассчитаны большей частью на туристов, сочетают преимущества активного отдыха с культурной программой, в связи с этим устанавливаются сжатые сроки проведения (например, "Pori Jazz" длится неделю). Ряд фестивалей имеют большую продолжительность, что не противоречит идее привлечения туристов, но свидетельствует о значительном вовлечении местной публики.

Отметим, что количество крупных джазовых фестивалей open air гораздо больше по сравнению с фестивалями академической музыки. Очевидно, джазовая музыка, изначально менее «формальная» по своей сути, как нельзя лучше воспринимается в свободном, «неофициальном» пространстве, в том числе при проведении концерта на открытом воздухе. Фестиваль open air позволяет зрителю чувствовать себя довольно расслабленно, выбирать исполнителей по вкусу (в случае, если на фестивале действуют одновременно две и более сцены), оставаться активным соучастником действа.

2. «Джаз в концертном зале» (indoor). Как правило, такая форма избирается для фестивалей, организуемых в холодное время года (осень/зима/весна). Могут быть задействованы одна или несколько площадок разного уровня. Ввиду того, что любой закрытый зал (театр, филармония) не может сравниться по вместимости с крупными открытыми площадками (за исключением разве стадионов), организаторы фестивалей «в концертном зале» часто используют одновременно несколько мест для проведения мероприятий.

Приведем следующий пример: крупнейший в Северной Европе джазовый фестиваль — "North Sea Jazz Festival" — впервые состоялся в 1976 году в Конгресс-центре в Гааге1, в 2006 году фестиваль переехал на свое нынешнее — еще большее по масштабам — место в Роттердаме. Основная площадка фестиваля в 2018 году — "Ahoy Arena" на 15 000 зрителей, кроме того в рамках форума состоятся более 150 выступлений на 13 различных сценах. Организаторы позиционируют форум как «самый большой джазовый фестиваль в мире, проводимый в закрытом помещении» [см.: 12].

Местами проведения Лондонского джазового фестиваля, который прошел с 10 по 19 ноября 2017 года, стали: «Барбикан Холл»2 (около 2 000 мест), «Кэдогэн Холл», «Милтон Корт» и «Роял Фестивал Холл» — крупные концертные залы города. Каждый вечер проходили один-два концерта разных исполнителей/групп; кроме того, во время фестиваля состоялся ряд бесплатных мероприятий в городе [см.: 10].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основными тенденциями формата «джазовый фестиваль в концертном зале» являются:

— большее количество сольных концертов, рециталов (сольный концерт признанных мастеров искусства), на которых выступает один артист/коллектив, тогда как в фестивалях на открытом воздухе чаще можно встретить сборные концерты с «сетами» по 60—90 минут от разных коллективов;

— выбор мест разной вместимости и разного уровня — от академических, «статусных» (театр, филармонический зал, концертный зал) до рядовых (клубы, небольшие залы); от очень больших (стадион) до крайне маленьких. Это позволяет привлечь широкую аудиторию, обеспечить разнообразную «подачу» джазового «продукта».

3. Смешанная модель. Используется сочетание закрытых и открытых площадок (как правило, с тяготением либо к open air, либо к формату «джаза в концертном зале»), что дает фестивалю большую маневренность в случае плохой погоды. Примером может служить джазовый фестиваль в Вене, который проходит в летнее время, но не на открытом воздухе. К примеру, в 2016 году в рамках фестиваля в столице Австрии состоялось 37 концертов в течение двух недель, на девяти разных площадках (закрытых и открытых). В 2017 году прошли концерты на стадионе «Винер Штадтхалле» (крытый стадион на 16 000 зрителей), в Венской Государственной Опере, в салоне Bank Austria в Старой Ратуше (старинное здание), на открытом дворе Городской Ратуши City Hall/Arkadenhof, в джаз-клубе "Porgy & Bess" и др. [см.: 9].

Классифицировать многообразие джазовых фестивалей можно также по территориальной принадлежности. Различаются фестивали, связанные с одним городом/местом, «зонтичные бренды» (или «сеть филиалов»), а также проекты передвижного формата.

1 Концерты первого фестиваля в Гааге проходили в шести залах, с участием трехсот артистов (в том числе Сары Вон, Каунта Бейси, Диззи Гиллеспи), их посетили около девяти тысяч зрителей.

2 В зале «Барбикан Холл» находится главная резиденция Лондонского симфонического оркестра и "BBCSymphony Orchestra".

1. Фестивали, связанные с одним городом/местом. Примерами являются Лондонский, Стамбульский, Венский джазовые фестивали и т. д. Часто имя места содержится в названии проекта. Фестивали, которые проходят в определенном населенном пункте, вносят свой вклад в формирование его имиджа (в том числе как часть брендинга1 территорий), используют привлекательные черты города. Например, вокруг Вены сложился образ «города великой музыки», поэтому концерты джазового фестиваля даются, в том числе, в старейшем оперном театре. Стамбул — город с древней историей, город «перекрестка» культур, и организаторы фестиваля подчеркивают эти особенности, проводя концерты в здании бывшей церкви и в бывшем серале (султанском дворце), в музеях и на улицах и т. д.

2. «Зонтичный бренд», сеть филиалов. В данную категорию входят фестивали, имеющие основную площадку и «представительства» в разных городах. Подобные проекты устроены по-разному. Например, фестиваль "Jazz à Vienne", основные мероприятия которого проходят во Вьене, инициирует концерты-презентации в нескольких населенных пунктах юга Франции (Лион, Гренобль и другие) одновременно с «головным» проектом. Фестиваль «Усадьба. Джаз» долгое время «базировался» на территории усадьбы Архангельское в Москве, однако затем «вышел» на новые рынки: под этим же брендом фестивали устойчивым образом представлены в четырех городах России — Санкт-Петербурге, Сочи, Екатеринбурге и Воронеже. В отличие от модели Вьена, региональные фестивали «Усадьбы. Джаз» разобщены по времени и не совпадают с периодом проведения «родительского» фестиваля в Москве. Для «зонтичного бренда» характерно существование основного, главного фестиваля, привязанного к определенному городу/месту, имеющего наиболее длительную историю; от него в дальнейшем «отпочковываются» проекты, охватывающие иные территории. В целом этот формат можно рассматривать как стратегию роста через освоение новых внешних рынков.

3. Передвижной формат. У этого типа фестивалей отсутствует «головное» представительство, они могут быть организованы под определенным брендом в разных городах и не привязаны к месту — нет «постоянного перечня» городов, где фестиваль обязательно бывает каждый год. Невозможно определить, откуда «родом» такой фестиваль; города-участники равноценны. В качестве примера приведем фестиваль «Джазовая провинция», который существует с 1996 года и ежегодно проходит в разных городах Центрального федерального округа России.

По стилевой направленности мы выделили две разновидности джазового фестиваля — 1) моностилевой жанровой системы и 2) полистилевой жанровой системы. Стоит отметить, что абсолютное большинство крупных фестивалей нацелены на представление многообразия достижений современного джазового искусства, поэтому не привязаны к какому-либо одному стилю. Среди рассмотренных нами примеров мы нашли лишь одно исключение: в городе Чикаго существует несколько моностилевых фестивалей — блюза, джаза, госпела и World Music, они проводятся в разное время, хотя организуются одной и той же институцией — Департаментом культуры города (Department of Cultural Affairs and Special Events) [см.: 6].

По художественному наполнению фестивали можно условно разделить на: 1) проекты традиционного музыкального формата и 2) мультиформатные смотры. В фестивалях первого типа главенствует и составляет суть мероприятия музыкальная программа. В мультиформат-ных проектах, помимо музыки, мы можем встретить «включения» разных искусств или расширение программы за счет различных направлений деятельности. Пример «подключения» смежных искусств реализован на фестивале в Монтре, где проводится конкурс среди дизайнеров и художников на создание фирменного стиля очередного сезона, а в дальнейшем в этот имидж «одевается» весь фестиваль. На фестивале «JAZZ в усадьбе Сандецкого» (ныне — «JAZZ в Кремле») в Казани практиковалось проведение тематических выставок изобразительного искусства и современной фотографии под открытым небом в фестивальном парке, а также показ хореографических номеров; в 2017 году в Кремле джазовая музыка была дополнена театральными перформансами от Казанского Камерного театра 'SDVIG".

Разнообразие направлений деятельности «внутри» джазового фестиваля может быть достигнуто путем создания образовательных программ, проведения мастер-классов от профес-

1 Брендинг — область системы маркетинговых коммуникаций, занимающаяся разработкой фирменного стиля, его элементов, формированием уникального имиджа фирмы, отличающего ее от конкурентов [см.: 2, с. 400].

сионалов джаза, детских программ (воркшопы1, квесты2), литературных чтений, вечеринок и т. д. Целям привлечения дополнительного внимания профессионалов, воспитания и отбора молодых кадров служат проводимые в рамках джазовых фестивалей конкурсы исполнительского мастерства, вручение собственных именных премий (такие вручаются на фестивалях в Монтре, Стамбуле). Со временем наиболее крупные фестивали развивают вокруг своей музыкальной «сердцевины» значительную инфраструктуру (образовательные, развлекательные программы), иногда превращаясь в круглогодично функционирующие организации.

По способу финансирования можно разделить джазовые фестивали на следующие категории:

1. Фестивали, имеющие бюджетное финансирование от государственных, муниципальных структур (министерств культуры, администраций городов и т. д.), из национальных фондов. Чаще всего собственно госструктуры такие мероприятия не организуют, а нанимают для этого профессиональных продюсеров, осуществляющих художественное руководство и составление программы. Примером подобной схемы финансирования является джазовый фестиваль в Стамбуле: его организует Фонд культуры и искусств Стамбула ("Istanbul Foundation for Culture and Arts"), эта же институция продюсирует Стамбульский кинофестиваль, театральный форум, проводит Биеннале и Биеннале дизайна, вокальный конкурс имени Лейлы Генджер и другие события в течение всего года.

Как было сказано выше, Департамент культуры Чикаго проводит ряд городских джазовых фестивалей (при экспертной поддержке Джазового института Чикаго/Jazz Institute of Chicago): это "World Music Festival Chicago", "Chicago Jazz Festival", "Chicago Blues Festival", "Chicago Gospel Music Festival" и другие. Вход на многие мероприятия фестивалей свободный. При этом Департамент активно привлекает бизнес-партнеров и спонсоров для участия в фестивалях. Организация декларирует цели своей работы как «обогащение творческой жизни Чикаго, создание культурного резонанса, содействие развитию некоммерческого сектора искусств, обеспечение базиса для дальнейшего культурного и экономического роста, представление бесплатных и доступных культурных программ высокого качества для жителей и гостей города».

2. Фестивали смешанной формы финансирования, как правило, проводятся отдельными промоутерами или компаниями, частными фондами. На таких фестивалях первична идея, а не бюджет или государственный заказ, однако менеджеры подобных проектов часто обращаются за помощью к государственным, муниципальным структурам, запрашивают средства грантов, ищут поддержки бизнес-партнеров, спонсоров, чтобы минимизировать возможность финансовых рисков. Более того, выживаемость многих фестивалей, инициируемых частными промоутерами, а не «сверху», через госзаказ, во многом зависит от умения работать с партнерами на долгосрочной основе.

3. Среди крупных джазовых фестивалей «спонсорские» фестивали — нечастое явление. Спонсорский фестиваль подразумевает стопроцентное финансовое обеспечение проекта титульным партнером, при этом название компании-партнера нередко выносится в брендовое название фестиваля3. В качестве примера в джазовой сфере приведем фестиваль "Playboy Jazz Festival", который проходит в Лос-Анджелесе с 1979 года при поддержке популярного журнала "Playboy". В Москве в 2008—2009 годах на средства крупнейшего в мире производителя игристого вина "Freixenet" проводился джазовый фестиваль «Игорь Бутман, Freixenet и друзья».

Таким образом, рассмотрев ряд международных джазовых фестивалей, мы пришли к выводу о существовании нескольких форматов проведения («джаз на природе», «джаз в концертном зале», смешанный); выявили, что фестивали различаются по модели развития (фестиваль одного города, «передвижной» или «зонтичный бренд»; полистилевой и моностилевой жанровой направленности (традиционные и мультиформатные); а также имеют различные источники финансирования. Конечно, каждый крупный фестиваль обладает своим «лицом», своей неповторимой аурой, однако, есть объективные закономерности развития и общие чер-

1 Воркшоп (от англ. workshop — «рабочая мастерская») — коллективное обучающее мероприятие, участники которого получают новые знания и навыки в процессе динамической групповой работы.

2 Квест (от англ. quest — «вызов», «поиск», «приключение») — приключенческая игра, во время которой участникам нужно пройти череду препятствий для достижения какой-либо цели.

3 Если спонсор вносит вклад в бюджет фестиваля, но не покрывает 100% финансовых рисков, то мы относим эту схему участия в категорию «смешанной формы финансирования».

ты основных функций менеджмента — организации, управления, рекламной «подачи» — у далеких друг от друга и, казалось бы, непохожих событий.

Специфика организации джазового фестиваля проистекает из глубинных особенностей этого искусства: спонтанности, импровизационности. Джаз допускает непосредственное поведение зрителя, естественность выражения чувств, поэтому даже если фестиваль проходит в концертном зале, публика может начать аплодировать в середине произведения (после соло), зрители ведут себя менее сдержанно (по сравнению с прослушиванием академической музыки). Это одна из причин того, что большинство крупных джазовых фестивалей представлены в формате open air, либо в смешанных формах — то есть, организационная модель во многом продиктована сутью, наполнением представляемого искусства.

Литература

1. Коллиер Дж. Становление джаза. — М.: Радуга, 1984. — 391 с.

2. Маркетинг / Под общ. Ред. В. В. Герасименко. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М,2010. —

416 с.

3. Резникова Е. Фестиваль искусств как синтетическое художественное пространство: Автореферат дис. ... канд.искусствоведения. СПб., 2006.

4. Тульчинский Г. Менеджмент специальных событий в сфере культуры / Г. Л. Тульчинский, С. В. Герасимов, Т. Е. Лохина. — СПб.: Издательство «Планета музыки»; Издательство «Лань», 2010. -384 с.

5. Широкова Е. Музыкальный фестиваль в диалоге культур: Автореферат дис. ... канд.искусствоведения. СПб., 2013.

6. Chicago Festivals (джазовые фестивали Чикаго на официальном сайте города Чикаго) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.cityofchicago.org/city/en/depts/dca/provdrs/chicago_festivals.html (дата обращения: 18.06.2018).

7. International Jazz Festivals Organization (официальный сайт Ассоциации международных джазовых фестивалей) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ijfo.org/ (дата обращения: 29.04.2017).

8. Jazz a'Vienne (официальный сайт Международного джазового фестиваля в г. Вьен) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.jazzavienne.com (дата обращения: 18.06.2018).

9. Jazz Fest Wien (официальный сайт Венского джазового фестиваля) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.jazzfest.wien (дата обращения: 18.06.2018).

10. London Jazz Festival (официальный сайт джазового фестиваля в Лондоне) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.efglondonjazzfestival.org.uk (дата обращения: 29.04.2017).

11. Newport Jazz Fest (официальный сайт джазового фестиваля в Ньюпорте) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.newportjazzfest.org (дата обращения: 18.06.2018).

12. North Sea Jazz Festival (официальный сайт джазового фестиваля North Sea, Роттердам) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: northseajazz.com (дата обращения: 18.06.2018).

13. Pori Jazz (официальный сайт джазового фестиваля в Пори) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.porijazz.fi (дата обращения: 18.06.2018).

14. Stambul Jazz Festival (официальный сайт джазового фестиваля в Стамбуле) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: caz.iksv.org (дата обращения: 18.06.2018).

References

1. Kollier Dzh. Stanovlenie dzhaza. — M.: Raduga, 1984. — 391 s.

2. Marketing / Pod obshch. Red. V. V. Gerasimenko. 2-e izd., pererab. i dop. — M.: INFRA-M,2010. — 416 s.

3. Reznikova E. Festival' iskusstv kak sinteticheskoe hudozhestvennoe prostranstvo: Avtorefe-rat dis. ... kand.iskusstvovedeniya. SPb., 2006.

4. Tul'chinskij G. Menedzhment special'nyh sobytij v sfere kul'tury / G. L. Tul'chinskij, S. V. Gerasimov, T. E. Lohina. — SPb.: Izdatel'stvo «Planeta muzyki»; Izdatel'stvo «Lan'», 2010. - 384 s.

5. Shirokova E. Muzykal'nyj festival' v dialoge kul'tur: Avtoreferat dis. ... kand.iskusstvovedeniya. SPb.,

2013.

6. Chicago Festivals [Electronic resource]. — Access: https://www.cityofchicago.org/city/en/depts/dca/provdrs/chicago_festivals.html (date of access: 18.06.2018).

7. International Jazz Festivals Organization [Electronic source]. — Access: http://ijfo.org/ (date of access:

29.04.2017).

8. Jazz a'Vienne [Electronic resource]. — Access: www.jazzavienne.com (date of access: 18.06.2018).

9. Jazz Fest Wien [Electronic resource]. — Access: www.jazzfest.wien (date of access: 18.06.2018).

10. London Jazz Festival [Electronic resource]. — Access: www.efglondonjazzfestival.org.uk (date of access: 29.04.2017).

11. Newport Jazz Fest) [Electronic resource]. — Access: www.newportjazzfest.org (date of access:

18.06.2018).

12. North Sea Jazz Festival [Electronic resource]. Access: northseajazz.com (date of access: 18.06.2018).

13. Pori Jazz Electronic resource [Electronic resource]. — Access: www.porijazz.fi (date of access: 18.06.2018).

14. Stambul Jazz Festival [Electronic resource]. — Access: caz.iksv.org (date of access: 18.06.2018).

УДК 908 (470.40)

Н. И.Таиров

КУПЕЦ И МЕЦЕНАТ И.ГАБДУЛВАЛИЕВ, РОДСТВЕННИК МАТЕРИ Ч.АЙТМАТОВА

В статье, опираясь на архивные документы, материалы периодических изданий, семейные архивы, воспоминания и другие источники исследуется биография родственника матери писателя Чингиза Айтматова Исхака Габдулвалиева. Последний вошел в историю как успешный купец и щедрый благотворитель и меценат. Исхак Габдулвалиев родился в д. Маскара Вятской губернии(ныне Кукморский район Республики Татарстан). Торговая деятельность Габдулвалиева в основном развернулась в городах Поволжья и Приуралья.Вершиной его активности в области торговли и меценатства стала деятельность в г.Верный (ныне Алма-Аты Республики Казахстан).

Ключевые слова: татары,Ч.Айтматов, Российская Федерация,Татарстан, Казань ,Казахстан, купец Исхак Габдулвалиев.

Nail I.Tairov MERCHANT AND MAECENAS I.GABDULVALIEV, RELATIVE OF CH.AITMATOV'S MOTHER. In this article based on archival documents, periodicals, family archives and other sources, biography of Isk-hak Gabdulvaliev, relative of writer Chingiz Aitmatov's mother, is being studied. Iskhak Gabdulvaliev entered history as successful merchant and generous philanthropist. Iskhak Gabdulvaliev was born in Maskara village, Vyatskaya Governorate (today Kukmor district of the Republic of Tatarstan). Gabdulvaliev's trade operations were spread in cities of Bolga region and Ural. Peal of his activity in trading and philhantrophy happened in the city of Verniy (today's Almaty in the Republic of Kazakhstan).

Keywords: Tatars, Ch.Aitmatov, Russian Federation, Tatarstan, Kazan< Kazakhstan, merchant, Iskhak Gabdulvaliev.

В исследовании биографии и творчества любого Писателя, художника, композитора, музыканта важную роль играет изучение родословной (шеджере), жизни и деятельности его предков и ближайших родственников, в частности. Это положение в полной мере относится и к богатой на события и встречи, творчество, биографию уникального замечательного литератора Чингиза Айтматова.

Объектом нашего внимания стал один из родственников писателя по материнской линии. Речь идет о крупном и признанном татарском предпринимателе Российской империи рубежа X1X-XX веков Исхаке Габдулвалиеве. Он был братом деда Xамзы (дядей) всемирно известного писателя Чингиза Айтматова, по линии матери (Нагими).

Известный татарский купец Исхак Габдулвалиевич Габдулвалиев, оставивший заметный след в истории торговли Средней Азии и Казахстана, родился в 1839 г. в семье крестьянина д. Маскара (Мэчкэрэ) Малмыжского уезда Вятской губернии (ныне с. Маскара Кукморского района Республики Татарстан). Образование он получил в мусульманских учебных заведениях (медресе) родной деревни. Подростком Исхак Габдулвалиев уходит на заработки в Казань. Здесь, в губернском центре, он трудится на бумажном предприятии. Вскоре Исхак оказывается в Оренбурге и в течение года служит у одного предпринимателя, а затем перебирается в Троицк. Недолгая и трудоемкая работа приказчиком в торговой фирме сменяется службой у купцов на знаменитой Ирбитской ярмарке. На торжище, известном не только в России, он проработал в начале 60-х гг. XIX в. в течение трех лет.

Позднее, скопив небольшую сумму денег, И. Габдулвалиев открывает свое торговое дело в районе Семипалатинска и Петропавловска. Совместная торговля мануфактурными товарами с семипалатинским купцом Вали Xамидовым характеризовала следующий период его предпринимательской деятельности. Их содружество продолжилось в г. Верном (1).

С середины 70-х гг. И. Габдулвалиев начинает самостоятельную торговлю промышленными, галантерейными и продуктовыми товарами столь необходимыми для населения региона. Купец удачно использовал возможности такого уникального явления российской торговли, как ярмарка. В середине 90-х гг. он построил большой магазин в центре Верного, весьма удобного для ведения торговли. И. Габдулвалиев находился в тесных торгово-финансовых связях с купцами не только своего региона, России, но и Китая. К кредиту он практически не прибегал, что говорило о прочности его финансового положения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.