Научная статья на тему 'Феномен музыкального фестиваля о контексте культурной коммуникации'

Феномен музыкального фестиваля о контексте культурной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1099
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ / КУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / КУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / АДРЕСАНТ (МУЗЫКАНТ / ИСПОЛНИТЕЛЬ / КОМПОЗИТОР) / СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА / DESTINATION (PUBLICITY / SPECTATOR) / ADDRESSOR (MUSICIAN / COMPOSER) / MUSICAL FESTIVAL / CULTURAL DIALOGUE / CULTURAL COMMUNICATION / PERFORMER / MODERN CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Широкова E. A.

В статье рассматривается феномен музыкального фестиваля в системе культурной коммуникации современности. Данное понятие исследуется с позиций семиотической теории, во взаимосвязи с категориями культурного диалога, сообщения, адресата и адресанта музыкального искусства. Автор привлекает обширный документальный материал, опираясь на актуальные примеры из музыкально-фестивальной практики 2000-2010-х годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Широкова E. A.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF MUSICAL FESTIVAL IN THE CONTEXT OF CULTURAL COMMUNICATION

The article considers the phenomenon of musical festival in system of cultural communication modernity. This conception researched from the positions of semiotic theory in relationship with categories of cultural dialogue, message, destination and addresser of musical art. The author use wide documental material, based on actual examples from musical and festivals practice of 2000 2010.

Текст научной работы на тему «Феномен музыкального фестиваля о контексте культурной коммуникации»

Bibliography

1. Prometeyj: istoriko-biograficheskiyj aljmanakh: tihsyacheletie russkoyj knizhnosti / sost. E.A. Bondarevoyj. - M., 1990. - T. 16:

2. Poslaniya starca Filofeya: poslanie o zlihkhjh dnekhjh i chas-Ь kh. Poslanie k velikomu knyazyu Vasiliyu, v nemjhzhe o ispravlenii krestnago

znameniya i sodomskom blud-Ь [Eh/r]. - R/d: http: //www.pushkinskijdom.ru /Default.aspx?tabid=5105

3. Ekaterina II. O velichii Rossii. - M., 2006.

4. Solovjev, V.S. Sochineniya: v 2 t. - M., 1988. - T. 1.

5. Ivanov, V.I. Rodnoe i vselenskoe. - M., 1994.

6. Fedorov, N.F. Sochineniya. - M., 1982.

7. Sabaneev, L.L. Vospominaniya o Skryabine. - M., 2003.

8. Berdyaev, N.A. Filosofiya tvorchestva, kuljturih i iskusstva: v 2 t. - M., 1994. - T. 1.

9. Khlebnikov, V. Stikhotvoreniya. - Rostov-na-Donu, 1996.

Статья поступила в редакцию 31.10.11

УДК 7.091.4

Shirokova E.A. THE PHENOMENON OF MUSICAL FESTIVAL IN THE CONTEXT OF CULTURAL COMMUNICATION. The article considers the phenomenon of musical festival in system of cultural communication modernity. This conception researched from the positions of semiotic theory in relationship with categories of cultural dialogue, message, destination and addresser of musical art. The author use wide documental material, based on actual examples from musical and festivals practice of 2000 - 2010.

Key words: musical festival, cultural dialogue, cultural communication, destination (publicity, spectator), addressor (musician, performer, composer), modern culture.

Е.А. Широкова, аспирант Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, г. Санкт-Петербург; Е-mail: shir84@mail.ru

ФЕНОМЕН МУЗЫКАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

В статье рассматривается феномен музыкального фестиваля в системе культурной коммуникации современности. Данное понятие исследуется с позиций семиотической теории, во взаимосвязи с категориями культурного диалога, сообщения, адресата и адресанта музыкального искусства. Автор привлекает обширный документальный материал, опираясь на актуальные примеры из музыкально-фестивальной практики 2000-2010-х годов.

Ключевые слова: музыкальный фестиваль, культурный диалог, культурная коммуникация, адресат (публика, зритель), адресант (музыкант, исполнитель, композитор), современная культура.

Современная музыкальная культура представляет собой пространство многоплановых творческих взаимодействий между художниками, исполнителями (интерпретаторами) и публикой. Особое место в системе культурной коммуникации 2000-2010-х гг. занимает музыкальный фестиваль - специфическая форма культурного диалога, основанная на социально-практическом и художественно-символическом обмене индивидов накопленными идеями, интеграции насущного мировоззренческого и творческого опыта эпохи.

Если обратиться к панораме многочисленных фестивальных проектов в сфере музыкального искусства, обнаружится, что за последние десятилетия их количество возросло в геометрической прогрессии. Это свидетельствует о востребованности фестиваля как способа культурного сообщения, обладающего такими чертами, как диалогизм, многосубъектность (двусубъектность) творческих отношений, плюрализм содержания. Кажется справедливым сопоставление феномена музыкального фестиваля с явлением диалога в контексте культурологии и философии. Ведь семиотически он представляет «...процесс движения, развития, обусловленный плюрально-стью подходов, позиций, обеспечивающий возможность обмена разным содержанием» [7, с. 191]; понимаемый в значении разновидности культурного диалога, фестиваль «...глубоко «демократичен», ибо предполагает не своецентричность, а сознательную установку на бицентричность (шире - поли-центричность)» творческого взаимодействия [7, с. 192].

Культурные координаты современного музыкального фестиваля достаточно сложны. Это выражается как в тенденции к интернациональному составу участников, так и в полиструктурности, полифоничности его содержания. Среди крупнейших фестивальных проектов Европы и Америки, реализуемых на постоянной основе, - как академические, имеющие сложившуюся историческую традицию, так и новые, отражающие достижения в области современных течений музыки:

- Зальцбургский (Австрия), Глайндборнский (Великобритания), Байрейтский (Германия), Нидерландский (Нидерланды) фестивали, «Флорентийский музыкальный май» (Италия), «Варшавская осень» (Польша), «Пражская весна» (Чехия), «Дубровницкие летние игры», «Загребский музыкальный биеннале» (Югославия) - классическое направление [9, с. 794];

- фестивали электронной танцевальной музыки «Sensation» (Бельгия, Бразилия, Германия, Дания и др. страны), «Amsterdam Dance Event» (Нидерланды);

- фестивали «транс» и «хаус» музыки «Казантип» (Украина), «Trance Energy» (Нидерланды);

- Венский (Австрия), Гентский (Бельгия), Лондонский (Великобритания), Монреальский (Канада) джазовые фестивали, Montreux Jazz (Соединенные Штаты Америки, Швейцария), North Sea Jazz (Голландия) [8];

- рок-фестивали в Швеции, «Rock Werchter» (Бельгия), «Glastonbury» (Великобритания), «Rock Am Ring» (Германия) [5];

- международные фестивали фольклорной музыки в Голландии и Ирландии, «Еврофолк» (Россия), «Зелена Гура», «Кантри Пикник», «Подлесская октава», студенческий фольклорный фестиваль г. Закопане (Польша, Германия), «Кельтский орнамент» (Ирландия) и др. [1].

Панорама музыкально-фестивальных проектов мира поражает своей масштабностью и всеобъемлемостью: на сегодняшний день, пожалуй, не существует ни одного направления музыкального искусства, в рамках которого не сформировалось бы диалогическое фестивальное пространство.

В музыкально-фестивальный календарь России 2000-х гг. включено свыше ста постоянно действующих проектов, среди которых:

- классические («Дальневосточная весна» - Владивосток, «Классик-шоу» - Красноярск, Виолончельный фестиваль, «Владимир Спиваков приглашает», «Золотая маска», Пасхальный фестиваль, Рождественский фестиваль, «Черешневый

лес» - Москва, «Наполним музыкой сердца» - Петрозаводск, «Вифлеемская звезда», «Музыкальный Эрмитаж» - Санкт-Петербург, «Шаляпинские вечера в Уфе», Международный фестиваль балетного искусства им. Р Нуреева - Уфа и др.);

- джазовые («Джаз, рожденный в СССР» - Екатеринбург, «Весенний Jazz», Московский международный фестиваль блюза, «Триумф джаза» - Москва, «Джаз в старом городе», «Le Jazz» - Москва, Санкт-Петербург и др.);

- рок-фестивали («Старый новый рок» - Екатеринбург, «Крылья», «Нашествие» - Москва, «Rock Motor» - Мурманск);

- фольклорные фестивали (Всероссийский детско-юношеский фестиваль-академия «Иван Купала» (Анапа), фестиваль оркестров и ансамблей национальных инструментов народов России «Многоликая Россия» (Махачкала, Улан-Удэ, Казань, Орел, Петрозаводск, Москва), молодежный фестиваль национального творчества «Без границ» (Санкт-Петербург) и др [4; 1].

Даже самый беглый обзор панорамы музыкально-фестивальных проектов 2000-х гг. позволяет утверждать, что фестиваль является универсальной формой диалога внутри современной культуры; люди стремятся к творческому взаимодействию в его рамках. Мысль о том, что в контексте современности музыкальный фестиваль действительно выполняет функцию универсалии культурного диалога, подтверждается суждениями культурологов, художественных критиков, социологов искусства, организаторов фестивального движения. Оценивая культуросозидающую роль и содержание явления, специалисты отмечают, что музыкальный фестиваль становится полем для решения и осмысления любых культуротворческих, философских, художественных проблем. Приведем весьма характерное замечание И. Ромащук, анализирующей концепцию Международного фестиваля современной музыки «Московская осень»: «В многосоставной «картине музыки» ...все явственнее звучит тема поиска смысла всего сущего. Вселенная, миры за мирами, пленэр, уходящая «натура folk», саундтреки, «цифровые этюды» и многое-многое другое возникает именно в связи со все новыми попытками обрести ответ на вечные вопросы человечества. В этом смыслоемком пространстве . не все договаривается до конца, не всегда все сразу можно понять, учитывая многочисленные подтексты, но многое вызывает ответное желание в жизни и в творчестве ... прислушиваться к голосам человечества» [6, с. 13 - курсив автора]. Понимаемый в подобном ключе музыкальный фестиваль уже перерастает свое узкое назначение и социально-прикладную форму: он воспринимается как способ восхождения «.от специфически-музыкального к более широким, культурологическим и социологическим категориям, а через них к осмыслению общечеловеческого содержания, заложенного в произведении» [2, с. 5]. Это позволяет рассматривать феномен в контексте культурной коммуникации, с позиций семиотических отношений между субъектами творческого диалога. В целом фестивальная идея начинает обнаруживать культуротворческие потенциалы, благодаря которым музыка переосмысливается из специфического вида искусства в универсальную художественную речь, посредством которой современные музыканты моделируют свое представление об облике мира и человеке, более того, используют его как способ сообщения.

Обратившись к изучению проектов музыкальных фестивалей 2000-х гг., можно убедиться, что в их концепции отражается актуальная интенция современной культуры - стремление к глобализации символических связей, «многоязычию» исторических, национальных, авторских и прочих элементов, «всемирному» диалогу. В этом, с одной стороны, проявляется мультикультурный характер современности, с другой - закономерные свойства самого фестивального движения. Коммуникативный универсализм - важнейшая черта и одно из главных преимуществ музыкального фестиваля перед традиционными формами организации диалога «музыкант (композитор) - зритель», «музыкант - музыкант». Для того чтобы убедиться в этом, следует сопоставить его с моделью кон-

церта как одной из самых привычных и распространенных в области музыкальной коммуникации.

Концерт как отдельная творческая акция и способ организации отношений между публикой и художником, несомненно, продолжает занимать свое место в общем музыкальном процессе. В то же время нельзя не отметить, что он утрачивает свою смысловую ценность в глазах творческого сообщества. На чем основывается этот феномен? Как представляется, причина коренится в монологичности концерта, имеющего, как правило, четкую структуру с заранее заданной смысловой и художественной (исполнительской) программой. В традиционном понимании концерт не предполагает творческой спонтанности в диалоге музыканта (исполнителя-интерпретатора, композитора, певца) с другими исполнителями и публикой. В этом отношении концерт - устойчивая консервативная форма общения музыканта-исполнителя с публикой, ориентированная на воспроизведение традиционных содержаний музыкального искусства. В ситуации актуальной культуры, тяготеющей к процессуальным формам творчества, разворачивающимся в условиях живого, почти импровизационного музицирования, это воспринимается, скорее, как коммуникативный недостаток.

Действительно, и современный художник, и современный зритель более всего ожидают от музыкальной акции события, то есть совершающегося прямо на глазах, подчас при активном участии публики, творческого действа. Именно процесс творчества в этом случае и составляет символический смысл встречи творца и зрителя. Подобный тип художественной коммуникации особенно востребован в системе актуальных отношений «музыкант - публика». Между тем традиционный концерт, как правило, ограничен тематической направленностью и завершенностью отношений по поводу музыкального произведения и его интерпретации: он воспринимается как монолог исполнителя, обращенный к слушателю и не предполагающий сиюминутной ответной реакции. В форме концерта не заложено изначальной возможности обратного отклика, живого обмена информацией, суждениями, оценками.

Ситуация фестивальной коммуникации, напротив, предполагает возможность множественных, разомкнутых связей между адресантом (музыкантом) и адресатом (слушателем). Описание диалога, данное в рамках семиотической теории1, по сути, характеризует состояние современного музыкальнофестивального движения, представленного в оценках художественных критиков и культурологов: «Ключевыми словами фестиваля могут быть: открытия, открытость, откровенность»; «Форма фестиваля имеет движение к открытому финалу. <...> Это - живой процесс» [6, с. 14].

В пространстве современного музыкального фестиваля разрозненные концертные акции сопряжены между собой сложной системой символических, художественных и прочих отношений. Они уже перестают быть самодостаточными творческими акциями, становясь частью общего фестивального «ландшафта» и приобретая новый смысловой контекст. При этом контекстуальное значение формируется в ходе непосредственной творческой коммуникации: музыканты «.разных стран обладают чутким слухом к инокультуре, вступают в открытый диалог со своими современниками. <...> Чем привлекают такие встречи? Во-первых, общением музыкантов, обменом информацией и мнениями. К тому же, дают возможность выйти на более широкий уровень осмысления современных процессов творчества» [6, с. 19]. Таким образом, открытое пространство фестиваля воспринимается уже не только как поле взаимодействия и диалога различных национальных культур, но в первую очередь как пространство диалога творческих индивидуальностей, т.е. культурного диало-

1 См.: Лотман Ю.М. Механизмы диалога // Ю.М. Лотман. Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки. - СПб.: Искусство-СПб., 2004. -С. 268-276.

га: в «.сфере обмена информацией фестиваль способен тором использованы все театрально-визуальные ресурсы воз-дифференцировать формы и интегрировать знания, восста- действия на публику.

навливать контакты, быть независимым генератором новых Расширение коммуникативной среды академических му.. .идей» [3, с. 10]. зыкальных фестивалей происходит и за счет творческих встреч

Признаки «фестивализации» обнаруживаются не только с исполнителями и композиторами, дополняющих с°б°й кон-

через возрастание количества фестивальных проектов во всех цертные программы. Таким образом компенсируется мюнюло-

областях музыкального искусства (оперного, камерно-инстру- гическая замкнутость концеPта, реконструируется ситуация

ментального, композиторского и т.д.), но и в трансформации прямого диалога художника и публики, формируется ку^тур-

традиционных форм музыкального исполнительства, в пер- философское пространство фестиваля: «фестиваль - это

вую очередь концерта. Для усиления впечатления «открытос- и обмен мнений за «круглыми столами». Теперь они имену-

ются «творческими лабораториями»; «.очевидно, что это не ти» концертного зрелища в 2000-е гг. используются самые r г ’

-Т w I просто смена вывески, но, действительно, выработка неких

разные приемы. Одним из действенных способов разруше- ^ ~

r г мм г гу общих критериев, связанных с пониманием новейших тен-

ния монолитности и монологичности концертной коммуника- денций в искусстве» [6, с. 19 - курсив автора]. В цитируемом

ции становится использование сложных технологических эф- замечании ценно утверждение то, что художественный по со-

фектов, активизирующих процесс взаимодействия публики держанию диалог трансформируется в интеллектуальный;

и исполнителей. Например, включение в визуальную «парти- обсуждение специфических вопросов музыкального творче-

туру» концерта и музыкального спектакля (оперного или ба- ства становится источником фундаментальных обобщений по

летного) отражающего экрана позволяет создать иллюзию жи- проблемам современной художественной культуры. Это едва

вого диалога и непосредственного ответного отклика на про- ли не важнейшее свидетельство общекультурной значимости

исходящее на сцене. Этот прием, несомненно, имеет «фес- данной формы музыкального творчества, служащее подтвер-

тивальные» истоки, поскольку восходит к идее зрелища, в ко- ждением ее актуальности.

Библиографический список

1. Арт-центр: международные фестивали и конкурсы [Э/р]. - Р/д: http: // www.art-center.ru

2. Демченко, А. Концепционный метод музыкально-исторического анализа. - Саратов, 2000.

3. Меньшиков, А.М. Фестиваль как социокультурный феномен современного театрального процесса: автореф. дис. ... канд. искусств. -М., 2004.

4. Музыкальные фестивали [Э/р]. - Р/д: http: // mfc.su/blog/muzykalnye_festivali/1-0-13

5. Пятнадцать главных фестивалей Европы [Э/р]. - Р/д: http: // www.eventguide.ru/9/

6. Ромащук, И. Феномен под названием «Московская осень» // Музыкальная академия. 2010. - № 1.

7. Самохвалова, В.И. Сознание как диалогическое отношение // М.М. Бахтин как философ / отв. ред. Л.А. Гоготишвили, П.С. Гуревич. -

М., 1992.

8. Справочник по джазовым фестивалям [Э/р]. - Р/д: http: // www.jazz.ru/festival/#world

9. Фестивали музыкальные: статья // Музыкальная энцикл. - М., 1981.

Bibliography

1. Art-centr: mezhdunarodnihe festivali i konkursih [Eh/r]. - R/d: http: // www.art-center.ru

2. Demchenko, A. Koncepcionnihyj metod muzihkaljno-istoricheskogo analiza. - Saratov, 2000.

3. Menjshikov, A.M. Festivalj kak sociokuljturnihyj fenomen sovremennogo teatraljnogo processa: avtoref. dis. ... kand. iskusstv. - M., 2004.

4. Muzihkaljnihe festivali [Eh/r]. - R/d: http: // mfc.su/blog/muzykalnye_festivali/1-0-13

5. Pyatnadcatj glavnihkh festivaleyj Evropih [Eh/r]. - R/d: http: // www.eventguide.ru/9/

6. Romathuk, I. Fenomen pod nazvaniem «Moskovskaya osenj» // Muzihkaljnaya akademiya. 2010. - № 1.

7. Samokhvalova, V.I. Soznanie kak dialogicheskoe otnoshenie // M.M. Bakhtin kak filosof / otv. red. L.A. Gogotishvili, P.S. Gurevich. - M., 1992.

8. Spravochnik po dzhazovihm festivalyam [Eh/r]. - R/d: http: // www.jazz.ru/festival/#world

9. Festivali muzihkaljnihe: statjya // Muzihkaljnaya ehncikl. - M., 1981.

Статья поступила в редакцию 31.10.11

УДК 061.12:069:002

Kravtcova L.A. THE USAGE OF INFORMATION TECHNOLOGIES OF COAL MUSEUM OF THE INSTITUTE OF COAL, SB RAS, IN CONVEYING SCIENTIFIC COAL-MINING KNOWLEDGE. In this article author analysed the activity of Museum of coal in area of using of Information Technologies in compiling of scientific coal-mine knowledge. Specific character of researched subject, exhibition of this museum and compiled information makes topical the introduction of computerization in all areas of museum problems.

Key words: information technologies, e-exposition, Internet, computerization of museum, virtual museum, coal-mine section.

Л.А. Кравцова, зав. Музеем угля Учреждения Российской академии наук Института угля Сибирского отделения РАН, г. Кемерово, E-mail: Kravtcovala@yandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МУЗЕЯ УГЛЯ ИНСТИТУТА УГЛЯ СО РАН В ТРАНСЛЯЦИИ НАУЧНЫХ ГОРНО-УГОЛЬНЫХ ЗНАНИЙ

В статье автором проанализирована деятельность Музея угля по использованию информационных технологий в трансляции горно-угольных научных знаний. Специфика предмета исследования, экспонирования данного музея и транслируемой информации актуализирует внедрение информатизации во все формы музейной деятельности.

Ключевые слова: информационные технологии, электронная экспозиция Интернет, информатизация музея, виртуальный музей, горно-угольный профиль.

На современном этапе развития музейного дела включе- ности музеев нашло широкое распространение. Использование информационных технологий во все направления деятель- ние компьютерных технических средств позволяет успешно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.