Научная статья на тему 'Текущее состояние и перспективы развития рынка музыкальных фестивалей в России'

Текущее состояние и перспективы развития рынка музыкальных фестивалей в России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1764
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальный фестиваль / опен-эйр / музыкальный жанр / музыкальная индустрия. / music festival / open air / musical genre / music industry

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — А. В. Павина

В статье анализируются данные о рынке музыкальных фестивалей в России на оснвое данных о посещаемости и минимальной стоимости билетов за период с 2013 по 2017 годы на примере крупнейших представителей разных жанров в стране. На основе полученных результатов формулируются выводы о текущем состоянии и перспективах развития рынка музыкальных фестивалей в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF THE MARKET OF MUSIC FESTIVALS IN RUSSIA

The article analyzes data on the market of music festivals in Russia based on data on attendance and the minimum cost of tickets for the period from 2013 to 2017 using the example of the largest representatives of different genres in the country. Based on the results obtained, conclusions are formulated both on the current state and prospects for the development of the market for music festivals in Russia.

Текст научной работы на тему «Текущее состояние и перспективы развития рынка музыкальных фестивалей в России»

ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА МУЗЫКАЛЬНЫХ ФЕСТИВАЛЕЙ В РОССИИ

А.В. Павина, студент

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11126

Аннотация. В статье анализируются данные о рынке музыкальных фестивалей в России на оснвое данных о посещаемости и минимальной стоимости билетов за период с 2013 по 2017 годы на примере крупнейших представителей разных жанров в стране. На основе полученных результатов формулируются выводы о текущем состоянии и перспективах развития рынка музыкальных фестивалей в России.

Ключевые слова: музыкальный фестиваль, опен-эйр, музыкальный жанр, музыкальная индустрия.

Музыкальные фестивали, как одна из наиболее крупных форм творческой деятельности, вовлекают большое количество участников и зрителей, они могут помочь осмыслению и включению в культурный процесс новых форм, жанров и видов искусства, послужить для творческих, талантливых личностей платформой для дальнейшего развития в сфере искусства.

Изначально музыкальное сопровождение было лишь частью фестивальной программы. Первым музыкальным фестивалем можно назвать «Three Choirs Festival» (Фестиваль трёх хоров), проводящийся с 1715 (официально зарегистрированный с 1719) года попеременно в одном из трёх соборов городов Вустер, Глостер, Херефорд [!]•

Можно выделить несколько классификаций музыкальных фестивалей:

1. По направлению музыки:

- поп-фестивали («Дискотека 80-х»);

- рок-фестивали («Maxidrom»);

- джаз-фестивали («ПетроДжаз»);

- фолк-фестивали («Folk Summer Fest»);

- фестивали электронной музыки («Sensation White»);

- фестивали бардовской песни («Гру-шинский фестиваль»);

- мультижанровые фестивали и др.

2. По месту проведения:

- indoor - проходящие в закрытом помещении (концертный зал, спортивная арена, собор и др.);

- open-air - проходящие на открытом пространстве (в парках, на площадях, на открытых пространствах в отдалении от города).

3. По способу организации:

- организуемые государственными органами;

- проводимые теле-радиокомпаниями («Europa Plus Live»; «Maxidrom» от радио «Максимум»);

- организуемые СМИ и другими представителями медиасферы («Пикник Афиши»);

- «спонсорские» фестивали, финансируемые компаниями в целях повышения узнаваемости бренда («Alfa Future People» от Альфа банка);

- проводимые под собственным брендом от частных концертных агентств («Park Live» от агентства «Мельница»).

Рассматривая рынок музыкальных фестивалей в России в первую очередь следует отметить малое количество информации в открытом доступе. Поскольку организаторы событий не обязаны публиковать в открытом доступе данные о количестве участников или прибылях от продажи разных категорий билетов, информация, представленная в данной работе собрана из открытых новостных источников и с сайтов самих фестивалей.

На рисунке 1 представлена жанровая структура музыкальных фестивалей, проходивших на территории России в период с 1 января по 31 декабря 2018 года [2]. К

мультижанровым музыкальным фестивалям, также представленным в статистике, были отнесены события, совмещавшие на одной площадке сразу несколько музы-

По сравнению с показателями 2017 года, представленными в работе [3], можно отметить несколько изменений. Так, объем фестивалей популярной музыки и жанра рок сократился, на 3% и 2% соответственно, а мультижанровые фестивали наоборот показали положительный рост на 4%. Такая тенденция связана с тем, что часть фестивалей, ранее посвящённых только одному музыкальному жанру расширяют количество представленных направлений, создавай дополнительные сцены или зоны.

Также значительно увеличилось количество фестивалей EDM и хип-хоп музы-

кальных жанров. При этом, в основном, происходило их территориальное разделение, с помощью разных сцен или отдельных зон.

ки. Это связано с ростом популярности, в первую очередь среди молодой аудитории, данных музыкальных направлений. Тем не менее, наибольшее количество фестивалей по-прежнему представляют жанр рока.

Для сравнения в рамках исследования были выбраны фестивали разных жанров, по одному из крупных представителей от жанра. Данные рассматриваются за период с 2013 по 2018 год. На рисунке 2 представлена статистика посещаемости фестивалей.

250000 200000 150000 100000 50000 0

2013 2014 2015 2016 2017 2018

Рис. 2. Посещаемость фестивалей

ALFA FUTURE

PEOPLE •Нашествие

•Усадьба Джаз

•Folk Summer Fest

Стереолето

Бардовская музыка 5%

Фолк

Другие 7%

Джаз 6%

Классическая музыка 7%

Электронная музыка и хип-хоп 9%

Поп-музыка 12%

Рок

30%

Мультижанровый 20%

Рис. 1. Жанровая структура музыкальных фестивалей в России в 2018 году

Фестиваль с наибольшей посещаемостью из представленных с 2016 года собирает примерно равное количество участников. Это также самый старый из рассматриваемых событий, фестиваль проходит с 1999 года.

Сразу несколько фестивалей отметили юбилеи в 2018 году. 5 лет исполнилось фестивалю Alfa Future People. Прошли 15-е фестивали Усадьба Джаз и Пикник «Афиши». При этом юбилейная дата по-разному повлияла на каждый из фестивалей. AFP посетило примерно равное с предыдущими двумя годами количество человек. А 15-ый фестиваль Пикник «Афиши» не смог достигнуть значений 2017 года,

когда около 61 тысячи человек были гостями события. В 2018 году только 50 тысяч посетили фестиваль.

Вторым рассматриваемым критерием стала минимальная цена билета на фестиваль. При этом учитывается только стоимость входа, в то время как на многие фестивали дополнительно необходимо приобретать билеты в кемпинг, на стоянку, а также оплачивать дорогу до места проведения фестиваля и обратно.

На рисунке 3 представлена статистика выбранных фестивалей по критерию минимальной стоимости входного билета с 2013 по 2018 годы.

2013

2014

2015

2016

2017

2018

I Стереолето I Folk Summer Fest I Усадьба Джаз I Нашествие ■ Пикник Афиши I ALFA FUTURE PEOPLE

1000 2000 3000 4000 5000 6000 7000

Рис. 3. Минимальная цена посещения фестивалей.

В 2018 году все рассматриваемые фестивали, кроме Стереолето и Alfa Future People сократили минимальную стоимость входных билетов.

Фестиваль Стереолето, с 2018 года добавивший в название имя банка партнера и теперь являющийся «Тинькофф. Стереолето», сохранил количество участников на уровне 18 тысяч, не смотря на повышение цен на билеты. Стоимость билетов на Alfa Future People выросла в связи со стратегией организаторов, которые удовлетворены текущей посещаемостью событий и хотят качественного роста своей аудитории [4].

Организаторы Усадьбы Джаз, за счёт сокращения цен на билеты и юбилейной даты события, в 2018 году собрали 28 тысяч участников, таким образом, восстановив показатель посещаемости, значительно упавший в 2017 году. Фестивалю Folk Summer Festival, чтобы сохранить количество участников н уровне прошлых лет также пришлось прибегнуть к снижению

цен на билеты. В результате количество посетивших событие осталось на уровне предыдущих лет.

Таким образом, среди основных тенденций и характеристик музыкальных фестивалей в России можно отметить: бренд фестиваля играет важную роль при выборе посещаемого события; жанровая направленность музыкального фестиваля оказывает непосредственное влияние на его популярность и посещаемость; при проведении фестиваля в черте города у организаторов появляется ряд дополнительных ограничений, из-за этого всё больше событий проводят в удаленных от крупных городов.

Рынок музыкальных фестивалей стал развиваться в России гораздо позднее, чем в других странах, в результате лишь некоторые музыкальные события могут показывать статистику посещаемости на уровне крупных европейских фестивалей. Однако общая тенденция интереса к этому

0

формату событий положительная и в бли- интересы своей целевой аудитории, будут жайшие годы фестивали, организаторы качественно и количественно улучшать которых смогут учесть общие тренды и показатель своей посещаемости.

Библиографический список

1. Three Choirs Festival [Электронный ресурс]. URL: https://3choirs.org/ (дата обращения: 10.08.2019).

2. Все фестивали. Allfest. [Электронный ресурс]. URL: https://allfest.ru/festivals (дата обращения: 12.08.2019).

3. Морщагина Н. А. Музыкальная индустрия: текущее состояние и перспективы развития / Н. А. Морщагина, Е. В. Коковашина, А. В. Павина // Петербургский экономический журнал. - 2018. - № 2. - С. 66-76.

4. Генпродюсер Alfa Future People Виктор Шкипин: Когда человек привыкает к хорошему, ему сложнее смириться с посредственным. Сноб. 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://snob.ru/entry/180524/ (дата обращения: 15.08.2019).

5. Tinkoff Stereoleto. [Электронный ресурс]. URL: https://bestfest.ru/o-festivale/2018/ (дата обращения: 16.08.2019).

6. Нашествие. [Электронный ресурс]. URL: https://nashestvie.ru/ (дата обращения: 16.08.2019).

7. Главный фестиваль музыки и технологий. [Электронный ресурс]. URL: https://afp.ru/ (дата обращения: 16.08.2019).

8. Усадьба Jazz. [Электронный ресурс]. URL: http://usadba-jazz.ru/ (дата обращения: 16.08.2019).

9. Международный музыкальный интерактивный фестиваль. [Электронный ресурс]. URL: http://fsf.su/ (дата обращения: 16.08.2019).

10. Пикник «Афиши». [Электронный ресурс]. URL: https://picnic.afisha.ru/ (дата обращения: 16.08.2019).

CURRENT STATE AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF THE MARKET OF MUSIC FESTIVALS IN RUSSIA

A.V. Pavina, Student

Saint Petersburg State University of Economics (Russia, Saint-Petersburg)

Abstract. The article analyzes data on the market of music festivals in Russia based on data on attendance and the minimum cost of tickets for the period from 2013 to 2017 using the example of the largest representatives of different genres in the country. Based on the results obtained, conclusions are formulated both on the current state and prospects for the development of the market for music festivals in Russia.

Keywords: music festival, open air, musical genre, music industry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.