Научная статья на тему 'ДАНИИЛ ТРИФОНОВ. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИСПОЛНЕНИЕ В КОНЦЕРТЕ № 3 С. В. РАХМАНИНОВА'

ДАНИИЛ ТРИФОНОВ. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИСПОЛНЕНИЕ В КОНЦЕРТЕ № 3 С. В. РАХМАНИНОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
60
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European Journal of Arts
Область наук
Ключевые слова
ФЕСТИВАЛЬ ПО РОССИЙСКИМ ГОРОДАМ / ПОСВЯЩЕННЫЙ ПАСХЕ / СИМФОНИЧЕСКИЙ КОНЦЕРТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Редько Анатолий Максимович

Цель исследования: раскрыть пути формирования таланта Д. Трифо-нова как автора сценарного плана третьего рахманиновского концерта на примере участия в музыкальном проекте. Методы исследования: соединение музыкального, библиографическо-го методов и методологических подходов, сложившихся в исполнительстве рахманиновской музыки. Результаты исследования: на примере выступления с георгиевским оркестром выявлен творческий подход пианиста к переосмыслению избран-ного музыкального источника на основе обобщения полученных художе-ственных впечатлений, активного включения творческих идей автора статьи. Это можно расценивать как шаги к самостоятельной трактовке рахманинов-ских чувств и переживаний в музыкального тексте пианистами. Научная новизна: в статье, на примере выступления на пасхальном фестивале рассматривается в контексте художественных впечатлений форми-рования эстетических взглядов и мироощущений мировой звезды пианисти-ческого искусства. Практическое применение: материалы статьи могут быть использова-ны в лекции по исполнительскому искусству, могут быть полезны педагогам, для любителей и почитателей таланта Д.Трифонова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DANIEL TRIFONOV. ARTISTIC PERFORMANCE IN CONCERT NO. 3 S. V. RACHMANINOV

The purpose of the study: to reveal ways to form the talent of D. Trifonov as the author of the script plan of the third Rachmanin concert using the example of participation in a musical project. Research methods: a combination of musical, bibliographic methods and methodological approaches developed in the performance of music by S.V. Rach-maninov. The results of the study: on the example of a performance with the St. George Orchestra, the pianist’s creative approach to rethinking the chosen musical source was revealed on the basis of a generalization of the obtained artistic impres-sions, the active inclusion of the author’s creative ideas. This can be regarded as steps towards an independent interpretation of Rachmanin’s feelings and experienc-es in the musical text by pianists. Scientific novelty: in the article, on the example of a performance at the Easter festival, it is considered in the context of artistic impressions of the for-mation of aesthetic views and world perceptions of the world star of pianistic art. Practical application: the materials of the article can be used in lectures on the performing arts, can be useful to teachers, for lovers and admirers of talent D. Trifonov.

Текст научной работы на тему «ДАНИИЛ ТРИФОНОВ. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИСПОЛНЕНИЕ В КОНЦЕРТЕ № 3 С. В. РАХМАНИНОВА»

Section 2. Musical arts - European Journal of Arts 2 (2021) - ISSN 2310-5666 -

УДК 78.089.1:78.071.1(430) DOI: 10.29013/EJA-21-2-53-59

РЕДЬКО А. М., 1

1 Пермский государственный институт культуры, (г. Пермь, Россия)

ДАНИИЛ ТРИФОНОВ. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИСПОЛНЕНИЕ В КОНЦЕРТЕ № 3 С. В. РАХМАНИНОВА (на примере выступления с Мариинским оркестром в рамках пасхального фестиваля В.Гергиева)

Аннотация

Цель исследования: раскрыть пути формирования таланта Д. Трифо-нова как автора сценарного плана третьего рахманиновского концерта на примере участия в музыкальном проекте.

Методы исследования: соединение музыкального, библиографическо-го методов и методологических подходов, сложившихся в исполнительстве рахманиновской музыки.

Результаты исследования: на примере выступления с георгиевским оркестром выявлен творческий подход пианиста к переосмыслению избран-ного музыкального источника на основе обобщения полученных художественных впечатлений, активного включения творческих идей автора статьи. Это можно расценивать как шаги к самостоятельной трактовке рахманинов-ских чувств и переживаний в музыкального тексте пианистами.

Научная новизна: в статье, на примере выступления на пасхальном фестивале рассматривается в контексте художественных впечатлений форми-рования эстетических взглядов и мироощущений мировой звезды пианисти-ческого искусства.

Практическое применение: материалы статьи могут быть использова-ны в лекции по исполнительскому искусству, могут быть полезны педагогам, для любителей и почитателей таланта Д.Трифонова.

Ключевые слова: фестиваль по российским городам, посвященный Пасхе, симфонический концерт.

Для цитирования: Редько А. М. Даниил Трифонов. Художественное исполнение в концерте № 3 с. В. Рахманинова (на примере выступления с Мариинским оркестром в рамках пасхального фестиваля В.Гергиева) // European Journal of Arts, 2021, №2. - С. 53-59. DOI: https://doi.org/10.29013/ElA-21-2-53-59

Московский Пасхальный фестиваль сразу завоевал любовь публики и стал одним из крупнейших и самых ожидаемых событий в культурной жизни России. Крупнейший музыкальный форум России, ежегодно собирающий де-сятки тысяч слушателей, включает в свои программы, как шедевры классики, так и редко звучащие произведения в исполнении лучших мастеров совре-менности, исполнителей со всего мира, среди которых и артисты мировой ве-личины, и молодые таланты: лауреаты Международного конкурса им. П.И. Чайковского, проходившего один раз в четыре года в родном Отечестве. Московский Пасхальный фестиваль-2021 отметил свой 20-й юбилей. Концерты всемирно известных солистов и выдающихся музыкальных коллективов прошли на центральных

концертных площадках Москвы и регионов России. Выступлениями в городах-героях и городах воинской славы участники фе-стиваля почтили память о подвигах русских воинов в годы ВОВ. Маэстро - один из наиболее авторитетных музыкантов мира, титулованный дирижер, он выступает с лучшими оркестрами мира, а коллектив оркестра Мариинского театра считается самым активно гастролирующим оркестром в мире! Как от-метил директор Благотворительного «Фонда Валерия Гергиева» А.Кесаев, концерты, которые ранее состоялись в г. Перми стали яркими событиями фе-стивальной программы, и мы с огромным удовольствием вновь выступим на вашей гостеприимной земле, разделяя со слушателями радость великого праздника Пасхи (см: фото1).

ISSN 2310-5666

Фото 1. Гергиев и прославленный оркестр приветствуют пермскую публику. БЗПФ Накануне своего очередного дня рождения мировая дирижерская звезда вновь в г. Перми. (см.: фото2).

Фото 2. Приветствие прославленному коллективу. БЗПФ

Краевая филармония вновь на этот раз принимал на гостеприимной уральской земле первоклассных исполнителей мирового исполнительского уровня: скрипача Павла Милюкова, пианиста Даниила Трифонова.

Зрителями дневного концерта стали главные герои последнего года - врачи, благодаря которым сейчас стало возможным проведение концертов. Этот концерт - выражение благодарности героям сегодняшнего дня: меди-цинским и социальным работникам, волонтерам и всем тем, кто продолжал сражаться с коронавирусной инфекцией.

Программа вечернего концерта включала произведения классического оркестрового репертуара: К.Дебюсси прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна» (1894); С. С. Прокофьев (1891-1953). Симфония № 5 Б-аиг, соч. 100 (1944).

Мы остановимся только на одном часто исполняемом произведении на концертных площадках, а именно на концерте для фортепиано с оркестром № 3 ^шо11, соч. 30. С.В.Рахманинова. Блистательный гер-гиевский оркестр и пи-анист, обладатель «Грэмми»1 (см.: фото3).

1 Самой ожидаемой и громкой музыкальной премии мира. Не зря в медиасфере ее окрестили «музыкальным Оскаром». Члены Национальной академии искусства и звукозаписи тайным голосованием выбирают побе-дителей. Лауреатам вручается маленький золотой граммофон. Его уносят с церемонии не только исполни-тели, но и звукорежиссеры, аранжировщики, композиторы, дирижеры — люди, которые достигли значи-тельных успехов в музыкальной деятельности

Section 2. Musical arts

European Journal of Arts 2 (2021)

ISSN 2310-5666

Фото 3. Гергиев-

Стоит послушать со сцены их великолепный, гипнотический, понима-ние с полуслова союз, представляющий оркестрово-пианистический эталон художественного исполнения. Понимание друг с другом через жестикуляци-онные показы. Слушаешь, наслаждаешься, обогащаешься положительными, в эмоциональном плане флюидами, несущими от них, и думаешь, что лучше идеала уже исполнить это заезженное произведение никто не сможет, и это правда. Рахманинов-симфонист и Рахманинов-пианист. Рахманиновский симфонизм соревновался с рахманиновским пианизмом. Все здесь получи-лось взаимосвязано. Это инструментальное произведение с оркестром про-звучало как единое целое, между частями не было традиционного перерыва, музыка первой части перетекало в музыку второй части, а затем и в третью часть и не предусматривало аплодисментов между частями, которые обычно мешают от воздействия в лечебных целях классический музыки на человече-ский организм. Это гергиевский стиль преподнесения произведений в не-скольких частях слушателям,

Трифонов. БЗПФ

что вполне логично оправдывает. К этому сти-лю дирижера привыкли исполнители, привыкли подстраиваться под него, он их не жалеет, не дает передохнуть, настроиться на следующую часть, а пре-зентует многочастное произведение сходу, как едино-цельный монолитный организм, диктуя свое превосходство, показывая тем самым на сцениуме, кто здесь хозяин, кто здесь главный. У него сложные жесты, понятные только ор-кестрантам. Непонятно, когда дирижер дает ауфтакты, когда показывает вступления всему оркестру или конкретной группе инструментов, когда сни-мает, т.е. к нему постоянно подстраиваешься. Он пользуется также мелкой технической моторикой дирижирования. С ним играют только профессиона-лы, которые чувствуют оркестровую ансамблевость, наряду с полной музы-кальной канвой инструментального концерта. С Гергиевым нужно показы-вать виртуозное мастерство с музыкальностью. Он играет только с выдаю-щимися музыкантами. Профессиональное подготовленность исполнителей с высочайшей харизмой (см.: фото 4).

Фото 4. Трифоновское исполнение. БЗПФ

ISSN 2310-5666

На это нужно смотреть и не только, с ним переживаешь, весь драматизм рахманиновской музыки пронизываешь через себя, смотришь как он делает кульминации, перекрывая мощный Мариинский оркестр первоклассных музыкантов, как фортепианный инструмент из под его пианистических пальцев волшебно звучит, и не просто прикосновение, а он весь в музыке, парит в медийном пространстве, для него нет сцены, зрителей, пианист харизматично ведет слушателей в мир рахманиновских состояний:

эмоций, чувств, переживаний, бурных страстей. Это может сделать мастер мирового исполнительского класса, интерпретатор классической музыки Даниил Трифонов (см.: фото 5). Не зря своими притягивающими выступлениями (его график расписан на годы вперед) постоянно подтверждает, что не зря ему присудили первую премию (золотая медаль) в категории: пианисты на рейтинговом во всем мире Международном конкурсе имени П. И. Чайковского (Москва).

Фото 5. Даниил Трифонов чарует меломанов классической музыки волшебными чарами рахманиновской музыки. БЗПФ

Фото 6. Триумфальное выступление пианиста мирового уровня. БЗПФ

Другие не обратили внимание, а мы заметили, что пианист выступал без пиджака, в белой рубашке. Может неудобно выступать в концертном костюме, это наверно некий талисман, который ему помога-

ет в концертной деятельности, в его музыкальной карьере, не знаю, трудно сказать, но я часто в видеозаписях вижу его одетым в «такой форме. И еще когда он вышел мы увидели его высокий рост, но

Section 2. Musical arts - [^¡¡lER European Journal of Arts 2 (2021) - ISSN 2310-5666 -

нестройную горбатую фигуру. Предельно, даже че- человека, правда в наше стремительно бурное время ресчур скромно вел себя на сцене. Стеснительно кла- поговорка устарела и превратилась в другое его про-нялся. Это приветствуется. Скромность украшает чтение наглость украшает человека (см.: фото 6, 7).

Фото 7. Эталонная игра выдающегося исполнителя. БЗПФ

В рамках рабочей встречи между Пермским регионом и Мариинским театром ранее перед концертной частью было заключено соглашение о сотрудничестве на 2 года. Документ предполагает реализацию совместных проектов, организацию обменных гастролей творческих коллективов и исполнителей Пермского края и Мариинского театра. Кроме того, планируются совместные инновационные проекты и театральные постановки, обмен опытом работы по всем направлениям деятельности в сфере музыкального искусства, организацию стажировок, проведение мастер-классов с участием ведущих деятелей культуры и искусства. Губернатор Д. Махонин рассказал о посещении театра. «Я посмотрел новую сцену, как все обустроено с технической точки зрения - это большой и важный проект для культурной жизни страны. Так как сейчас проектируем оперную сцену, для нас важно узнать об успешном опыте других, чтобы не наделать ошибок, и мы благодарны руководству Мариинского театра за то, что они нас консультируют и помогают. Действующая сцена Пермского театра оперы и балета являлось одним из домов Мариинского театра - во время ВОВ он, называясь тогда театром имени С. М. Кирова и находился в эвакуации в г. Перми. Многие театральные деятели впоследствии остались в уральском городе, и их опыт и таланты в том числе стали фундаментом при создании нашей балетной школы. Мы строим музыкальную школу для одаренных детей, и хотим, чтобы у них была

возможность получать опыт и учиться мастерству у великих петербургских культурных деятелей»,- сказал глава региона. «Такой истории взаимоотношений -нет, даже родства, как у наших театров - не найти. И мы такое просто не имеем права забывать. У нас уже много планов, в том числе большие перспективы для сотрудничества во имя воспитания будущих поколений музыкантов. Например, дягилевский фестиваль, который является не только вашей гордостью - мы все многим ему обязаны»,- подчеркнул В. Гергиев.

Маэстро весь день пробыл в г. Перми и затем отправился в г. Москву, где продолжится фестивальное движение, посвященное церковному славянскому празднику-Христово воскресение. А мы будем ждать новую поросль юных пианистов-лауреатов III Международного конкурса молодых пианистов Grand Piano Competition (2021): Петра Акулова (Гран-При); Николая Бирюкова; Екатерины Батюшкиной; Сергея Давыдченко (Гран-При); Варвары Кутузовой; Жуй Мин; Анаиты Стельма-шовой; Даниила Тюрина, а также Елисея Мысина -лауреата Московского международного конкурса пианистов имени Владимира Крайнева (2021). По поводу последнего хотелось сказать несколько слов, он перспективный пианист (результаты музыкального соревнования), композитор (авторская фортепианная каденция к 13 концерту для фортепиано с оркестром В. А. Моцарта), гастрольные поездки

ISSN 2310-5666

с симфоническими оркестрами, хороший оратор (умение логично говорить, выстраивать мысль о себе, о музыке в десятилетнем возрасте). Не каж-

дый может свободно изъясняться. Слушаешь его и наслаждаешься талантами данными от Бога в различных областях музыки.

Список литературы

1. Симфонический концерт Мариинского театра. Дирижер - Валерий Гергиев. Сайт Пермской краевой филармонии. [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: https://filarmonia.online/afisha/simfonicheskij orkestrmariinskogoteatradirizher-valerijgergiev.html/ (Дата обращения: 07.05.2021).

2. III Международный конкурс молодых пианистов Grand Piano Competition. Церемония награждения. Концерт-закрытие конкурса. Сайт Московской государственной академической филармонии. [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: https://meloman.ru/concert/iii-mezhdunarodnyj-konkursmolodyh-pianistovbrgrand-piano-competitionbrtorzhestvennoe-zakrytiebrgala-koncert/ (Дата обращения: 07.05.2021).

3. Московский международный конкурс пианистов имени Владимира Крайнева. Онлайн-конкурс. Победители. [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: http://krainevcompetition.com/online_competition_2020/ (Дата обращения: 07.05.2021).

Информация об авторах

Редько Анатолий Максимович, заслуженный деятель искусств России, кандидат педагогических наук, доцент, мастер делового администрирования, кафедра хорового дирижирования, ФГБОУ ВО Пермский государственный институт культуры, г. Пермь, Россия Адрес: : г. Пермь, улица «Газеты Звезда 18. E-mail: [email protected]; Тел.: 89824419293 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0820-2454

A. M. REDKO, 1

1 Perm State Institute of Culture, (г. Пермь, Россия)

DANIEL TRIFONOV. ARTISTIC PERFORMANCE IN CONCERT NO. 3 S. V. RACHMANINOV

(on the example of performing with the Mariinsky orchestra within the framework of the paschal festival of V. Gergiev)

Abstract

The purpose of the study: to reveal ways to form the talent of D. Trifonov as the author of the script plan of the third Rachmanin concert using the example of participation in a musical project.

Research methods: a combination of musical, bibliographic methods and methodological approaches developed in the performance of music by S.V. Rach-maninov.

The results of the study: on the example of a performance with the St. George Orchestra, the pianist's creative approach to rethinking the chosen musical source was revealed on the basis of a generalization of the obtained artistic impres-sions, the active inclusion of the author's creative ideas. This can be regarded as steps towards an independent interpretation of Rachmanin's feelings and experienc-es in the musical text by pianists.

Scientific novelty: in the article, on the example of a performance at the Easter festival, it is considered in the context of artistic impressions of the for-mation of aesthetic views and world perceptions of the world star ofpianistic art.

Section 2. Musical arts - PREM|ER European Journal of Arts 2 (2021) - ISSN 2310-5666 -

Practical application: the materials of the article can be used in lectures on the performing arts, can be useful to teachers, for lovers and admirers of talent D. Trifonov.

Keywords: festival in Russian cities dedicated to Easter, symphony concert.

References

1. Mariinsky Theater Symphony Concert. Conductor - Valery Gergiev. Website of the Perm Regional Philharmonic. [Electronic Resource]. - Access mode: https ://filarmonia.online/afisha/simfonicheskijorkestrmariinskogote-atradirizher-valerijgergiev.html (case date: 07.05.2021).

2. III Grand Piano Competition. Award ceremony. Concert-closing of the competi-tion. Website of the Moscow State Academic Philharmonic. [Electronic Resource]. - Access mode: https://meloman.ru/concert/iii-mezh-dunarodnyj-konkursmolodyh-pianistovbrgrand-piano-competitionbrtorzhestvennoe-zakrytiebrgala-koncert/ (call date: 07.05.2021).

3. Moscow International Piano Competition named after Vladimir Krainev. Online competition. Winners. [Electronic Resource]. - Access mode: http://krainevcompetition.com/online_competition_2020 (call date: 07.05.2021).

Information about the authors

Anatoly Maksimovich Redko, Honored Artist of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Master of Business Administration, Department of Choral Conducting, Perm State Institute of Culture, Perm, Russia Address: Perm, street Newspapers Zvezda 18. E-mail: [email protected]; Tel.: 89824419293 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0820-2454

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.