Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНО-ФЕСТИВАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФЕНОМЕН ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ'

МУЗЫКАЛЬНО-ФЕСТИВАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФЕНОМЕН ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
620
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ФЕСТИВАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ / МОЛОДЕЖНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тигиева Д.Г.

Музыкально-фестивальный туризм сегодня рассматривается как отдельное направление событийного туризма и представляет собой самостоятельную культуру проведения, определенный формат мероприятия, содержание и социальные инициативы. В результате музыкальных предпочтений современной молодежи, музыка становится одной из составляющих социальной идентификации молодежных сообществ. В условиях импортозамещения и переориентации в туристской политике страны на развитие внутреннего туризма, музыкально-фестивальный туризм становится актуальным для продвижения во многих регионах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНО-ФЕСТИВАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФЕНОМЕН ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ»

МУЗЫКАЛЬНО-ФЕСТИВАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФЕНОМЕН ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

© Тигиева Д.Г.1

Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Музыкально-фестивальный туризм сегодня рассматривается как отдельное направление событийного туризма и представляет собой самостоятельную культуру проведения, определенный формат мероприятия, содержание и социальные инициативы. В результате музыкальных предпочтений современной молодежи, музыка становится одной из составляющих социальной идентификации молодежных сообществ. В условиях импортозамещения и переориентации в туристской политике страны на развитие внутреннего туризма, музыкально-фестивальный туризм становится актуальным для продвижения во многих регионах России.

Ключевые слова: музыкально-фестивальный туризм, музыкальный фестиваль, молодежные музыкальные группы.

Музыкально-фестивальный туризм сегодня рассматривается как отдельное направление событийного туризма. Музыкально -фестивальный рынок ежегодно увеличивается примерно на 10 %, при этом целевой сегмент активно пополняется за счет приверженцев и последователей различных современных музыкальных течений и стилей [9].

Музыкальный фестиваль - это масштабный концерт музыки на открытой площадке, состоящий из отдельных представлений, часто протяжённостью в несколько дней, с участием популярных исполнителей музыки, включая рок, поп, фолк, джаз и связанные с ними жанры.

Музыкально-фестивальный туризм можно классифицировать по масштабу события: национального или международного уровня.

В музыкально-фестивальном туризме можно выделить следующие виды музыкальных фестивалей:

- рок-фестиваль;

- поп фестиваль;

- фестиваль авторской песни;

- джазовый фестиваль;

- фестиваль этнической, народной музыки;

- оперный фестиваль;

- фестиваль электронной музыки;

1 Магистрант.

- фестиваль академической музыки;

- фестиваль авторской песни.

Музыкальный фестиваль представляет собой самостоятельную культуру проведения, определенный формат мероприятия и содержание. Многие фестивали непосредственно связаны с традициями городской культуры, поэтому часто «место проведения фестиваля» становится основным названием музыкального фестиваля, а второстепенная часть, «меняющаяся», определяет тему фестиваля на каждый последующий год. В таблице 1 представлена динамика развития Эдинбургского музыкального фестиваля (Шотландия, Великобритания) [5].

Таблица 1

Динамика развития тематики Эдинбургского музыкального фестиваля (Шотландия, Великобритания)

Год проведения Название музыкального фестиваля

1978 г. Эдинбургский Фестиваль джаза и блюза

1995 г. Эдинбургский Фестиваль азиатской культуры

2004 г. Эдинбургский Фестиваль искусств

2005 г. Эдинбургский Фестиваль мира и духовности

2007 г. Эдинбургский Фестиваль и конференция, посвященные Интернету

2007 г. Эдинбургский Исламский фестиваль

2008 г. Эдинбургский Фестиваль свинга

Очень важно, что каждый музыкальный фестиваль в рамках своей деятельности осуществляет социальные проекты или социальные инициативы [3]:

- проводит благотворительные акции;

- проводит политические акции (песни протеста);

- сбор средств в помощь социально незащищенных граждан и групп [2];

- продвижение новых музыкальных направлений, новых музыкальных групп;

- привлекают к участию талантливую молодежь с ограниченными возможностями здоровья [4].

В результате музыкальных предпочтений современной молодежи, музыка становится одной из составляющих социальной идентификации.

Молодежь уделяет музыке куда больше внимания, времени, средств, чем взрослые. Разнообразные виды музыки, саунд-трэки к художественным и документальным фильмам, мода в эру техносферы, предоставляющая различные искусственные технические средства для воспроизведения музыки, создания новых музыкальных направлений, - все это становится спутниками молодого поколения с раннего детства.

Одним из ключевых исследователей популярной музыки является Саймон Фрис - профессор Эдинбургского университета, главный редактор кни-

ги «On Record: Rock, PoP, and Written Word» [9], автор целого ряда статей по данной тематике. Он был одним из первых социологов, кто изменил подход к анализу популярной музыки, обратившись к этой теме еще в 1970-е годы -первоначально в контексте исследования молодежи и молодежных субкультур, а только потом уже изучая непосредственно популярную музыку как социальный феномен. Саймон Фрис выявил, что подростки из рабочего класса слушают музыку, отличную от той, которую предпочитают их ровесники из среднего класса. Из чего он сделал вывод, что не вся молодежь бездумно верна той музыке, которая считается популярной молодежной. Следовательно, возраст не играет большой роли в формировании вкусов и предпочтений молодежи, большое влияние оказывают внешние и внутренние факторы (социальная среда), непроизвольно формируют стиль жизни молодого человека.

Исследование молодежной культуры движется в различных направлениях, можно отметить, что ни одно современное исследование стиля жизни молодых людей не может обойтись без изучения их музыкальных предпочтений.

Согласно данным, которые получили «Brown&Hendee» [7, 8], в течение подросткового периода молодые люди (15 до 29 лет), посвящают прослушиванию музыки более 10,5 тысяч часов, что равно 12 годам обучения в школе. Из чего можно сделать вывод, что подростки являются отдельной группой потребителей музыкальной продукции.

Исследования BMRB (British Market Research Bureau) [6], показали, что молодые люди в возрасте от 16 до 24 лет готовы потратить 50 фунтов стерлингов на музыку, и все что с ней связано. К примеру, опрошенные респонденты первым пунктом назвали одежду, где уточнили, что одежда неотъемлемая часть молодежной культуры, ведь на сегодняшний день большая часть молодых людей предпочитают ходить на концерты в клубы и концертные площадки, где нужно выглядеть соответствующе.

В 21 веке цифровых технологий и Интернета «вещественное» (CD-диски) уходит на второй план, т.к. можно свободно найти любой интересующий альбом в музыкальном Интернет-магазине, есть много программ и музыкальных приложений. Но тенденции и определенные традиции время от времени возвращаются, мода и массовая культура изменяются, возвращаются стиль хиппи, ретро одежда, музыка 60-х и 50-х годов и опять приходит мода на пластинки и проигрыватели.

Важным в становлении музыкально-фестивального туризма является национальная молодежная музыкальная культура. Великобритания считается одной из родоначальниц музыкальных фестивалей и вообще музыкальной страной. Исследования BMRB показали [6], что в Великобритании среди молодежи очень популярно проводить свой досуг с друзьями во время каникул на воздухе, на каком-либо музыкальном фестивале. Именно национальная музыкальная фестивальная культура закладывает традицию созда-

ния специальных событий для молодежи в каникулы. В табл. 2 представлены музыкальные фестивали, проводимые для молодежи в июле-августе в Эдинбурге (Шотландия, Великобритания) [1].

Таблица 2

Музыкальные фестивали, проводимые для молодежи в июле-августе в Эдинбурге (Шотландия, Великобритания)

Название фестиваля Продолжительность Краткая характеристика

Фестиваль джаза и блюза 10 дней Фестиваль проводится с 1978 года, представляет музыку как традиционного джаза так и новых джазовых стилей, привлекает молодежную аудиторию за счет поддержки «спонтанного» джазового творчества. Фестиваль поддерживает молодых джазовых шотландских музыкантов.

Фестиваль-парад военных оркестров 23 дня Проводится с 1950 года в Эдинбургском замке на открытом воздухе. Все собранные средства идут в благотворительные организации.

Фестиваль искусств Фриндж 25 дней Фестиваль проводится в форме открытых и бесплатных представлений: театральные, музыкальные, танцевальные, поэзия, кино, этника и т.п.

Проведенный опрос на портале superjob.ru российских пользователей выявил различные их предпочтения к стилям и направлениям в музыке. Молодежь до 24 лет предпочитает рок (40 %), поп-музыку (34 %), электронную (31 %) и рэп (29 %). Примерно такие же предпочтения выявлены и в возрастной группе 25-34 лет: рок (41 %), поп-музыка (37 %), электронная музыка (30 %). Однако 29 % респондентов в этой возрастной группе выделили классическую музыку [10].

В России музыкальные фестивали год от года становится все больше и больше популярными, особенно в центральной России.

Для развития внутреннего и въездного туризма в России в условиях им-портозамещения поддержка фестивально-музыкального туризма становится актуальной. В настоящее время планируется разработать проект по проведению международного музыкального фестиваля на Камчатке, который привлекал бы в этот регион как жителей России, так и граждан других государств.

Список литературы:

1. Календарь путешествий и приключений. Когда и куда: праздники, фестивали, карнавалы всего мира / пер. с англ. И.Л. Чусовитой. - М.: Аст-рель, 2013. - 304 с.

2. Никитина О.А., Бошкова В.Е. Социальное партнерство в сфере культуры, туризма, молодежного предпринимательства на основе краудсорсинга / под ред. О.А. Никитиной // Социальное партнерство и предпринимательство: поиск креативных решений: сб. матер. науч.-практ. семинара. - СПб., 2015. - С. 49-55.

3. Никитина О.А., Бошкова В.Е. Краудсорсинг как инструмент инновационного социального партнерства в сфере культуры, туризма, молодежного предпринимательства / Под ред. О.В. Архиповой, О.А. Никитиной // Актуальные проблемы развития индустрии гостеприимства на современном этапе: сб. науч. тр. по матер. XI междунар. науч.-практ. конф. - 2015. - С. 163-166.

4. Социальное партнерство и предпринимательство: поиск креативных решений: сб. матер. науч.-практ. семинара / под. ред. д-ра экон. наук, проф. О.А. Никитиной. - СПб.: СПбГЭУ 2015. - 77 с.

5. Эдинбургский Фестиваль [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org.

6. British Market Research Bureau» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tns-bmrb.co.uk/home.

7. Brown and Hendee «Adolescents and Their Music». - P. 1661-1662.

8. Wass, et. al. Adolecsents' Interest. - King, «Heavy Metal Music».

9. On Record: Rock, Pop and the Written Word by Simon Frith / A. Goodwin // PopularMusic. - Jan., 2015. - Vol. 11. - № 1. - P. 123-126.

10. Superjob (Исследовательский центр портала) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.superjob.ru/community/life/61506/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.