Научная статья на тему 'Музыкальные конкурсы и фестивали в истории и современности. Фестивально-конкурсное движение в Костромском регионе'

Музыкальные конкурсы и фестивали в истории и современности. Фестивально-конкурсное движение в Костромском регионе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3875
507
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ / ФЕСТИВАЛЬ / КОНКУРС / КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Луданова Татьяна Владимировна

В статье рассматривается исторический аспект становления фестивально-конкурсного направления в области зарубежного и отечественного музыкального образования и просвещения от истоков до современности. Особое внимание уделено вопросу развития данного направления в Костромском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальные конкурсы и фестивали в истории и современности. Фестивально-конкурсное движение в Костромском регионе»

разительно исполнять музыкальное произведение, внося свою интерпретацию и осуществляя связь между композитором и слушателем.

Библиографический список

1. Гофман И. Фортепьянная игра, ответы на вопросы о фортепьянной игре. - М.: Музгиз, 1961. - 208 с.

2. Диков Б.А. Проблемы теории и практики исполнительства на кларнете системы Т. Бема: Автореф. дис. ... д-ра искусств. - М., 1985. - 50 с.

3. Докшицер Т.А. Путь к творчеству. - М.: Муравей, 1999. - 214 с.

4. Иванов В.Д. Современное искусство игры на саксофоне. - Автореф. дис. . д-ра искусствовед. - М., 1997. - 42 с.

5. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. - Тбилиси, 1961. - 210 с.

6. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966. - 210 с.

УДК 78 Л 835

Т.В. Луданова

МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ И ФЕСТИВАЛИ В ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТИ.

ФЕСТИВАЛЬНО-КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ В КОСТРОМСКОМ РЕГИОНЕ

В статье рассматривается исторический аспект становления фестивально-конкурсного направления в области зарубежного и отечественного музыкального образования и просвещения от истоков до современности. Особое внимание уделено вопросу развития данного направления в Костромском регионе.

Ключевые слова: музыкальное образование и просвещение, фестиваль, конкурс, Костромская область

Сегодня мировая культура славится во всем мире своими выдающимися талантливыми музыкантами, художниками, театральными деятелями и др., воспитанными на лучших традициях своих стран. Они имеют возможность продемонстрировать свои творческие способности в различных сферах искусства на конкурсах и фестивалях различного масштаба.

Обратимся к историческим фактам. Возникновение музыкальных конкурсов - соревнований музыкантов (исполнителей, композиторов, инструментальных мастеров) восходит к глубокой древности. Первые конкурсы проводились в V в. до н.э. в Афинах, победителей соревнований называли там лауреатами. Слово лауреат происходит от лат. Іашгеа^ - увенчанный лавром, это лицо, которому присуждена государственная или международная премия, а также победитель художественных конкурсов. Древнегреческий обычай награждать почётным венком из ветвей лавра победители каких-либо состязаний существовал и в Древнем Риме. В средние века вошли в практику состязания трубадуров, труверов, миннезингеров, мейстерзингеров. В XVIII в. часто соревновались в исполнительс-

ком искусстве (орган, клавир, клавесин, скрипка) крупнейшие композиторы. Музыкальные конкурсы в современной форме возникли в XIX в. Первый национальный музыкальный конкурс был проведён в 1803 г. во Франции на соискание Римской премии. Первый международный конкурс (гитаристов) организовал на собственные средства в Брюсселе русский музыкант Н.П. Макаров. В 1890 А.Г. Рубинштейн также на собственные средства организовал в Петербурге международный музыкальный конкурс пианистов и композиторов (он проводился до 1910 г. с интервалом в 5 лет в разных европейских столицах).

С 1957 г. существует Федерация международных конкурсов с центром в Женеве, издающая ежегодный бюллетень. Для каждого международного музыкального конкурса вырабатывается программа испытаний по турам, определяются количество и размер премий, возрастные рамки и др.; мастерство участников оценивает жюри, как правило, интернациональное по составу

В дореволюционной России музыкальные конкурсы организовывались Русским музыкальным обществом с 1860 г., Петербургским обществом камерной музыки и др., а также частными

368

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

© Т.В. Луданова, 2009

музыкальными фирмами и лицами. Распространение музыкальные конкурсы получили в ХХ в., став основной формой выявления молодых талантов. В советский период музыкальные конкурсы выдвинули на международную концертную эстраду многих выдающихся исполнителей. Регулярными стали республиканские и всесоюзные конкурсы музыкантов-исполнителей (1 раз в 4 года), вокалистов им. Глинки (1 раз в 2 года), дирижёров (1 раз в 5 лет); организуются также соревнования исполнителей на оркестровых и народных инструментах, мастеров эстрады, композиторские конкурсы на создание произведений определённых жанров.

К числу наиболее значительных современных международных музыкальных конкурсов относятся: им. П.И. Чайковского (Москва), им. бельгийской королевы Елизаветы (Брюссель), им. М. Лонг -Ж. Тибо (Париж), им. Ф. Шопена (Варшава), им. Г. Венявского (Познань), молодых оперных певцов (София), им. Дж. Энеску (Бухарест), музыкальный конкурс в Будапеште, музыкальный конкурс «Пражской весны», музыкантов-исполнителей в Женеве, им. И.С. Баха (Лейпциг), им. Р. Шумана (Цвиккау), пианистов в Лидсе, оркестровых дирижёров в Риме, им. Н. Паганини (Генуя).

Музыкальные фестивали представляют собой циклы концертов и спектаклей, объединённые общим названием, единой программой и проходящие в особо торжественной обстановке. Музыкальные фестивали различны по продолжительности (от нескольких дней до полуго-да) и содержанию. Существуют музыкальные фестивали монографические (посвящённые музыке одного композитора), тематические (посвященные определённому жанру, эпохе или стилистическому направлению), исполнительского искусства и др. Традиционно фестивали организуются государственными и местными властями, филармониями и музыкальными обществами, в капиталистических странах - также фирмами и частными лицами. Музыкальные фестивали проводятся регулярно (ежегодно, раз в 2-4 года) или в связи с какими-либо торжественными событиями. Устраиваются обычно в городах, славящихся музыкальными традициями, либо связанных с жизнью и деятельностью крупных музыкантов.

Музыкальные фестивали зародились в Великобритании (Лондон, 1709 г.) и сначала были связаны с церковной музыкой. Со 2-й половины XIX в. проводились во многих странах централь-

ной Европы, преимущественно в Германии. Широкое распространение получили музыкальные фестивали с середины ХХ в. Наиболее крупные из них способствуют пропаганде музыкального искусства, развитию культурных связей между народами. Вместе с тем ряд музыкальных фестивалей в зарубежных странах остаётся недоступным для широких кругов вследствие высоких цен на билеты и носит элитарный характер; некоторые фестивали проводятся с рекламными целями (для привлечения туристов). Наиболее популярны сегодня в мире музыкальные фестивали -Зальцбургский фестиваль, «Венские музыкальные недели» (Австрия), Глайндборнский и Эдинбургский музыкальные фестивали (Великобритания), «Будапештские музыкальные недели» (Венгрия), «Берлинские фестивальные дни» (Германия), Датский королевский музыкальный фестиваль, «Флорентийский музыкальный май», «Фестиваль двух миров» (Италия), Нидерландский музыкальный фестиваль, «Варшавская осень» (Польша), Фестиваль им. Дж. Энеску (Румыния), «Неделя Сибелиуса» (Финляндия), Безансонский фестиваль (Франция), «Пражская весна», «Братиславские музыкальные празднества» (Чехословакия), «Международная фестивальная неделя» (Швейцария), «Юная Прага» (Чехия), «Рождественское сияние» (Швеция-Финляндия), «Gran Fiesta» (Испания), «Сердце мира» (Египет) и мн. др. С 1970-х гг. становятся популярными фестивали эстрадного искусства и песни, особенно в Европе, где их насчитывается более 150 («Евровидение» и др.).

История отечественных музыкальных фестивалей советского периода восходит к 1930 г. (Ленинград). В 1957 г. были организованы фестивали советской музыки Латвии, Литвы и Эстонии, «Закавказская весна». Первый в СССР Всесоюзный фестиваль современной музыки прошел в г. Горьком (1962 г.). Сегодня в России большую популярность приобрели музыкальные фестивали различного масштаба «Московские звёзды», «Москва приглашает друзей», «Русская зима», Арт Фестиваль «Роза Ветров» (Москва), «Белые ночи», «Окно в Европу» (Санкт-Петербург) «Колыбель России» (Новгород), «Золотое кольцо» (Владимир) и многие другие.

Как известно, Кострома славится своими культурными и просветительскими традициями. На протяжении многих лет здесь успешно существуют ряд творческих коллективов (симфонические, духовые, эстрадные оркестры, хоры, ансамбли

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

369

народной музыки, песни и танца и др.). Шесть детских музыкальных школ и две школ искусств дают начальное музыкальное и художественное образование. В настоящее время работают три театра - старейший в России Костромской областной драматический театр имени А.Н. Островского (1808 г.), Костромской театр кукол (1936 г.) и муниципальный Камерный драматический театр (1998 г.); действуют музеи: Костромской государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей, литературный музей. С 1996 г. в Костроме работает также муниципальное учреждение культуры «Художественная галерея», частная художественная галерея «Перпетуум Арт» и др.

Основу для событийного туризма в Костромской области создают разнообразные фестивали и праздники российского и межрегионального уровня: Международный театральный фестиваль «Вехи» (Кострома) Международный ювелирный фестиваль «Золотое кольцо России» (Кострома -Красное на Волге); Всероссийский кинофестиваль короткометражных фильмов «Семья России» (Кострома - Галич); Российский фестиваль профессиональных и любительских театральных коллективов «Дни Островского в Костроме» (Кострома); Областной фестиваль студенческого творчества «Студенческая весна» (Кострома), ежегодный Российский фестиваль патриотической песни «России верные сыны» (Волгоре-ченск); ежегодный Всероссийский фестиваль

любительских театров «Успех» (Щелыково); ежегодный фестиваль эстрадной музыки и песни «Снеговея» (Буй); фестиваль духовной и народной музыки (Нерехта) праздник Ивана Купала на Чухломском озере (Чухлома), «Праздник Гуся» (Кологрив) и целый ряд других.

Ежегодно в Костроме проводятся различные музыкальные фестивали и конкурсы: Открытый фестиваль преподавателей и студентов музыкальных факультетов вузов России и Областной фестиваль искусств «Играем Баха» (музыкально-педагогический факультет КГУ им. Н.А. Некрасова), фестиваль-конкурс детских, юношеских и молодежных творческих коллективов и исполнителей «Весенняя Кострома», «Снеговея», муниципальные этапы конкурса Московской патриархии «Вифлеемская звезда», «Пока горит свеча», «Фристайл» и др.).

Таким образом, в нашем регионе накоплен значительный опыт по организации и проведению фестивалей и конкурсов различного уровня (от международных до районных), которые в целом способствуют развитию и повышению культурного и образовательного потенциала жителей Костромской области, развитию художественного вкуса и приобщению к лучшим образцам культуры и искусства, популяризации различных видов творчества среди молодежи, повышению уровня исполнительского мастерства, созданию среды творческого общения и выявлению талантливых исполнителей и педагогов.

УДК 37.013.75

О.В. Любимова

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНО-ПРОГРАММНЫЙ ПОДХОД

Рассмотрен вопрос о статусе теории педагогических норм как составной части педагогической нормологии и образовательной стандартологии. Предложены концепция и классификатор нормативных знаний обучающих, рассмотрены особенности их диагностики.

Ключевые слова: образовательная нормология, нормативные знания, классификатор знаний и способностей обучающихся, педагогические контрольные материалы.

Известно, что слово «норма» трактуется многозначно (Большая Советская Энциклопедия. - Т. 18. - С. 123-125) и происходит от латинского norma - руководящее начало, правило, образец. Это, например, нормы времени, выработки, права, прибыли, накопления, прибавочной стоимости, языковых норм и т.д.

В сфере образования нормы выступают в ранге доктрины, законодательных норм (известные: «Закон об образовании» 1992 г. и «Закон о высшем и послевузовском образовании» 1996 г.), государственных образовательных стандартов (ГОС), требований единого государственного экзамена (ЕГЭ), требований к выпускникам обра-

370

Вестник КГУ им. KA. Некрасова ♦ № 3, 2009

© О.В. Любимова, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.