народной музыки, песни и танца и др.). Шесть детских музыкальных школ и две школ искусств дают начальное музыкальное и художественное образование. В настоящее время работают три театра - старейший в России Костромской областной драматический театр имени А.Н. Островского (1808 г.), Костромской театр кукол (1936 г.) и муниципальный Камерный драматический театр (1998 г.); действуют музеи: Костромской государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей, литературный музей. С 1996 г. в Костроме работает также муниципальное учреждение культуры «Художественная галерея», частная художественная галерея «Перпетуум Арт» и др.
Основу для событийного туризма в Костромской области создают разнообразные фестивали и праздники российского и межрегионального уровня: Международный театральный фестиваль «Вехи» (Кострома) Международный ювелирный фестиваль «Золотое кольцо России» (Кострома -Красное на Волге); Всероссийский кинофестиваль короткометражных фильмов «Семья России» (Кострома - Г алич); Российский фестиваль профессиональных и любительских театральных коллективов «Дни Островского в Костроме» (Кострома); Областной фестиваль студенческого творчества «Студенческая весна» (Кострома), ежегодный Российский фестиваль патриотической песни «России верные сыны» (Волгоре-ченск); ежегодный Всероссийский фестиваль
любительских театров «Успех» (Щелыково); ежегодный фестиваль эстрадной музыки и песни «Снеговея» (Буй); фестиваль духовной и народной музыки (Нерехта) праздник Ивана Купала на Чухломском озере (Чухлома), «Праздник Гуся» (Кологрив) и целый ряд других.
Ежегодно в Костроме проводятся различные музыкальные фестивали и конкурсы: Открытый фестиваль преподавателей и студентов музыкальных факультетов вузов России и Областной фестиваль искусств «Играем Баха» (музыкально-педагогический факультет КГУ им. Н.А. Некрасова), фестиваль-конкурс детских, юношеских и молодежных творческих коллективов и исполнителей «Весенняя Кострома», «Снеговея», муниципальные этапы конкурса Московской патриархии «Вифлеемская звезда», «Пока горит свеча», «Фристайл» и др.).
Таким образом, в нашем регионе накоплен значительный опыт по организации и проведению фестивалей и конкурсов различного уровня (от международных до районных), которые в целом способствуют развитию и повышению культурного и образовательного потенциала жителей Костромской области, развитию художественного вкуса и приобщению к лучшим образцам культуры и искусства, популяризации различных видов творчества среди молодежи, повышению уровня исполнительского мастерства, созданию среды творческого общения и выявлению талантливых исполнителей и педагогов.
УДК 37.013.75
О.В. Любимова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНО-ПРОГРАММНЫЙ ПОДХОД
Рассмотрен вопрос о статусе теории педагогических норм как составной части педагогической нормологии и образовательной стандартологии. Предложены концепция и классификатор нормативных знаний обучающих, рассмотрены особенности их диагностики.
Ключевые слова: образовательная нормология, нормативные знания, классификатор знаний и способностей обучающихся, педагогические контрольные материалы.
Известно, что слово «норма» трактуется многозначно (Большая Советская Энциклопедия. - Т. 18. - С. 123-125) и происходит от латинского norma - руководящее начало, правило, образец. Это, например, нормы времени, выработки, права, прибыли, накопления, прибавочной стоимости, языковых норм и т.д.
В сфере образования нормы выступают в ранге доктрины, законодательных норм (известные: «Закон об образовании» 1992 г. и «Закон о высшем и послевузовском образовании» 1996 г.), государственных образовательных стандартов (ГОС), требований единого государственного экзамена (ЕГЭ), требований к выпускникам обра-
370
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009
© О.В. Любимова, 2009
зовательных учреждений (квалификационные характеристики), к победителям всевозможных олимпиад, конкурсов, грантов и т.п.
Социально-экономические преобразования, происходящие в последнее время в стране, способствовали признанию важной роли образования в общественном развитии, что подтверждается национальным проектом «Образование», предусматривающим повышение качества образования на всех уровнях. В связи с этим становится актуальной проблема нормирования в сфере образования и педагогике. Методологические основы образовательной нормологии заложены в трудах А.И. Субетто и ряда ученых Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, созданного в 1986 г. на базе Московского института стали и сплавов (МИСиС) -ныне технологического университета и имеющего в ряде регионов десятки филиалов.
В предлагаемой читателям работе обобщены исследования, проводимые в Ижевском филиале Исследовательского центра, созданного на базе Ижевского государственного технического университета в 1997 году и координирующего научные работы по квалиметрии образования в Удмуртской республике.
В интерпретации А.И. Субетто к образовательной нормологии относятся образовательная стан-дартология и теория педагогических норм [6, с. 21].
Теория педагогических норм должна рассматриваться как составная часть педагогической нор-мологии и образовательной стандартологии, входящих в квалитологию образования [1; 2; 5; 6]. Если объектом образовательной стандартологии считать образовательные стандарты, а педагогической нормологии - кроме образовательных стандартов (ОС) и нормативные акты в сфере образования (Доктрины, Законы, Постановления правительства РФ, учебно-нормативную документацию и т.п.), то теория педагогических норм должна, в первую очередь, заниматься вопросами обоснования требований к знаниям обучающихся и с учетом ОС, и требований образовательных учреждений (к выпускникам школ, абитуриентам, студентам), и работодателей (как сейчас это принято называть «потребителей» специалистов из системы НПО, СПО, ВПО и последипломного дополнительного образования), и социума (общества) с учетом перспектив развития науки и техники [7].
Задача «второго плана» - разработка технологии реализации «нормативных знаний» и их
диагностика. Предлагаем к основным видам нормативных знаний отнести:
- «государственные», определенные ГОС, ЕГЭ, требованиями ГЭК, ГАК, и являющиеся минимальными и достаточными для функционирования социума (обозначим их «ГНЗ»);
- «пороговые», предъявляемые к обучающимся при преодолении ими каких-то «образовательных порогов» [4] (окончание ьго класса, школы, поступление в учреждения НПО, СПО, ВПО и их окончание и т.п.) - обозначим их «ПЗ»;
- «остаточные», выявляемые при проведении различных испытаний (аттестация обучающихся или учебного заведения, прием на работу и т.п., обозначим их «ОЗ»);
- «начальные», необходимые для усвоения более сложной или новой учебной информации - «НЗ»;
- «мировоззренческие» - знание основ мироздания, позволяющие, в частности, противостоять представителям лженаучных теорий (экстрасенсам, колдунам, гадалкам, служителям религий, авторам гороскопов и т.п.) - «МЗ»;
- «технологические» - знание основ базовых производств (промышленного, сельскохозяйственного); знание физических принципов функционирования современных технических систем и обеспечения собственной безопасности в век современной НТР - «ТЗ»;
- «экологические» - знание основ экологии («ЭЗ»).
Очевидно, что приведенная выше классификация нормативных знаний условна и их число можно сократить за счет объединения отдельных видов, например, считать, что экологические и технологические входят в число мировоззренческих. Однако, учитывая их важность и особенность диагностирования, выделим их отдельно в структуре нормативных знаний.
Исследования по обоснованию отдельных видов нормативных знаний и их диагностике пока единичны [3; 7]. Так в Исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов достаточно подробно проработан вопрос о нормировании качества высшего образования, введено понятие социальной нормы по качеству высшего образования и ее компонентов по иерархическим уровням организации и управления образовательными системами: федеральном, региональном, учебного заведения. Отмечено, что нормы качества в высшем образовании должны отражать достигнутый или прогнозируемый (перспектив-
Рис. Блок-схема концепции нормативных знаний обучающихся
ный) уровень развития в области качества ВПО: мировой, отечественный (страновой), региональный, профессиональных сообществ, сообществ вузов, конкретных вузов.
Ниже предпринята попытка сформулировать общую концепцию нормативных знаний и наметить пути их формирования и диагностики. Блок-схема концепции приведена на рисунке.
Доктрина образования, принятая Государственной Думой и утвержденная Правительством России в 2000 г., Законы РФ «Об образовании» 1992 г и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 г. положены в основу Государственных образовательных стандартов (ГОС), которые определяют требования к уровню подготовки обучающихся (учащихся, специалистов), т.е. являются «нормативными» с законодательной точки зрения. Имеются не только сторонники, но и противники ГОС, особенно в нынешнем их виде. Не случайно, что идет разработка третьего поколения ГОС. Проблемами их разработки и диагностики посвящено значительное число исследований (В.И. Байденко, Н.А. Селезневой, А.И. Субетто, В.М. Соколова, Н.И. Максимова, И.А. Зимней, Ю.Г Татура и др.). Их подробный обзор приведен в работах О.Ф. Шиховой [9].
При определении требований к нормативным знаниям обучающихся (особенно студентов) не-
обходимо учитывать особенности современной научно-технической революции (НТР), т.е. учитывать перспективы развития науки и соответствующих отраслей техники.
Что касается дидактических принципов и парадигм педагогики, то, очевидно, что требования к нормативным знаниям обучающихся должны базироваться на общедидактических принципах и общепринятых парадигмах. Выделим специфические парадигмы, учитывающие специфику феномена «нормативные знания». К ним можно отнести следующие положения педагогики:
- непрерывность (с плане повышения требований к знаниям обучающихся по мере их продвижения по цепочке: школа - НПО - СПО - ВПО и т.д.);
- фундаментальность (имеются ввиду три «краеугольных камня» фундаментальности нормативных знаний: культурологический базис, подготовка по направлениям и освоение «метаязыка», т.е. общих методов познания, базирующихся на философии, логике, математике, кибернетике);
- технологичность (модульно-рейтинговые, тестовые и мультимедийные технологии, используемые при формировании и диагностике нормативных знаний).
Содержание нормативных знаний в значительной степени будет зависеть от модели обучающихся (и косвенно от типа учебного заведения), т.к.
372
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009
в зависимости от таксономической модели учебных целей будут определяться и требования к содержанию нормативных (обязательных) знаний [3].
Диагностика (включая мониторинг) нормативных знаний обучающихся будет влиять на технологию обучения и их качество.
Особо следует остановиться на роли классификатора знаний и способностей, влияющего на структуру нормативных знаний. Очень важно определить какие виды знаний следует отнести к категории нормативных в рамках выбранной модели обучения. Инвариантная их часть (независимо от модели обучения и типа образовательного учреждения) должна включать в себя такие виды как:
- мировоззренческие (знание основ мироздания, основных законов природы и общества, философские знания о мире);
- математические и кибернетические (прикладной аспект математических знаний и компьютерная грамотность);
- экологические;
- общенаучные (на основе классификатора познавательных общеучебных умений, используемого в международном исследовании образовательных достижений PISA: Programme for International Student Assessment);
- когнитивные (в рамках модели Блума: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка).
Вариативная часть нормативных знаний должна устанавливаться в зависимости от модели специалиста и типа образовательного учреждения, а для общеобразовательной школы - в зависимости от ее «уклона» (физико-математический, гуманитарный и т. п.) и типа (лицей, гимназия и т.п.).
Разработка педагогических контрольных материалов (ПКМ) для диагностики нормативных знаний должна базироваться на тезаурусном и квалиметрическом подходах. Известно, что при тезаурусном подходе учебный материал разбивается на дескрипторы (базовые знания, умения, навыки; понятия, определения, теории, приборы и т.п.), для диагностики которых чаще всего используются тестовые технологии (В.С. Аванесов, М.Б. Челышкова, Е.А. Михайлычев, А.Н. Майоров, Ю.М. Нейман, В.А. Хлебников и др.).
Использование квалиметрического подхода предполагает привлечение экспертов к процедурам структурирования ПКМ, отбору тестовых заданий, оценке качества ПКМ, разработке квалитативных технологий обучения [8].
Выводы:
1. Проблема нормирования в сфере образования становится актуальной в связи с введением Федеральных ГОС 3-го поколения в вузах страны.
2. Педагогическая нормология является составной частью квалитологии образования и рассматривает вопросы нормирования качества образования в различных типах образовательных учреждений.
3. Концепция нормативных знаний обучающихся (студентов, учащихся) должна учитывать нормативные акты в сфере образования (ГОС, ЕГЭ, квалификационные требования к специалистам по линии ГАК, ГЭК и т.п.), дидактические принципы, особенности современной НТР.
4. Разработка педагогических контрольных материалов должна базироваться на тезаурусном и квалиметрическом подходах с использованием тестовых технологий.
Библиографический список
1. Любимова О.В., Черепанов В.С. К вопросу о статусе педагогической нормологии // Образование и наука. Вестник УрО РАО. - 2007. - №3. - С. 3-7.
2. Любимова О.В., Черепанов В.С. Основные направления развития образовательной нормо-логии // Сибирский педагогический журнал. -2007. - №10. - С. 12-15.
3. Любимова О.В., Черепанов В.С. Нормирование в педагогике: концептуально-программный подход. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2008. - 80 с.
4. Любимова О.В., Черепанов В.С. Технология диагностики «пороговых знаний» обучаемых на основе квалиметрического подхода. - М.: Из-дат. центр НОУ «ИСОМ», 2006. - 52 с.
5. Субетто А.И. Квалитология образования (основания, синтез). - СПб.; М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 223 с.
6. Субетто А.И. Введение в нормологию и стандартологию образования. - СПб.; М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - 182 с.
7. Субетто А.И. Универсальные компетенции: проблемы идентификации и квалиметрии. - СПб.; М.; Кострома: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. - 150 с.
8. Черепанов В.С. Основы педагогической экспертизы. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2006. - 124 с.
9. Шихова О.Ф. Основы квалиметрии вузовского образовательного стандарта. - М.; Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2006. - 243 с.