Научная статья на тему 'Технологические знания в системе профессионального образования: нормативный подход'

Технологические знания в системе профессионального образования: нормативный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
613
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Любимова О. В.

В статье рассмотрена концепция непрерывного технологического образования, раскрыто понятие «нормативного подхода» непосредственно к технологическому образованию в профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of continuous technological formation is considered, the concept of "the standard approach» directly to technological formation in vocational training is opened in the article.

Текст научной работы на тему «Технологические знания в системе профессионального образования: нормативный подход»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: НОРМАТИВНЫЙ ПОДХОД

ЛЮБИМОВА О.В.

В статье рассмотрена концепция непрерывного технологического образования, раскрыто понятие «нормативного подхода» непосредственно к технологическому образованию в профессиональном образовании.

Общеизвестно, что технологические знания являются основой для подготовки специалистов в области новейших технологий, в том числе и типа «ноу-хау». Решением Комиссии по науке, технике и технологиям при Президенте РФ в конце 2004 года были определены приоритетные направления развития российской науки, техники и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Среди них выделены: нанотехнологии и создание наноматериалов; информационные и телекоммуникационные системы; перспективные виды вооружения; транспортные, авиационные и космические системы и др.

Очевидно, что задача российской технической школы (НПО, СПО и ВПО) в современный период состоит в подготовке специалистов для новых отраслей знаний и технологий [9]. Эту задачу невозможно успешно решить без реализации концепции непрерывного технологического образования, наряду с реализацией непрерывного физико-математического, компьютерного, экономического образования и др.

Что касается «нормативного подхода», то имеется ввиду, во-первых, определение минимума технологических знаний на разных ступенях непрерывного образования (школа, учреждения системы начального, среднего и высшего профессионального образования и послевузовского), и, во-вторых, их содержания в соответствии с особенностями современной научно-технической революции, в частности, с Приоритетными направлениями развития науки, техники и технологий, упомянутые выше. При этом акцентируется внимание на качество технологических знаний, т.к. концепция «нормативных знаний» базируется на философии норм [1 - 5, 8].

Структура учебных технологических знаний, с позиций нормативного подхода, должна определяться не только целями профессионального образования и образовательными стандартами, но и основными положениями теории эволюции единого корпуса знаний в современную НТР [8], классификатором знаний и способностей в дидактической таксономии [3, 5].

К технологическим знаниям в современный период следует относить не только общеизвестные способы добычи полезных ископаемых (нефти, газа, угля, руд и др.), их способы переработки (получение бензина, пластмасс, чугуна и стали, цветных металлов и др.), но и современные (прогрессивные) методы обработки материалов: порошковую металлургию, штамповку взрывом, радиационную обработку материалов, выращивание монокристаллов для полупроводниковой и лазерной техники, ультразвуковые методы флотации руд, инженерную генетику и др.

В связи с этим возникает вопрос: что следует отнести к категории технологических знаний, каков должен быть их объем в учебных планах образовательных учреждений (школах, училищах, техникумах, вузах)?

Ниже изложен концептуально - программный подход к реализации поставленной проблемы.

Во-первых, необходимо разработать методом групповых экспертных оценок [6] классификатор технологических знаний с учетом типа образовательного учреждения и направлений подготовки. Так, например, для гуманитарных направлений подготовки в общеобразовательных школах и вузах он может включать в себя виды знаний, приведенные в таблице 1.

В рамках компетентностного подхода можно сформулировать следующие ключевые технологические компетенции, которые необходимо формировать на разных ступенях образования: в общеобразовательной школе, профессиональных учреждениях системы начального, среднего или высшего образования (они приведены в таблице 2).

Приведенные в табл.2 компетенции можно классифицировать по основанию их назначения:

- начальные (необходимые для формирования технологического образования при обучении в профильных школах и выбора будущей профессии);

- профессиональные (необходимые для получения соответствующей профилю направления подготовки профессии - техника, инженера, врача, учителя и т.д.);

The concept of continuous technological formation is considered, the concept of "the standard approach» directly to technological formation in vocational training is opened in the article.

- акмеологический (необходимые для достижения вершин профессионального мастерства с учетом перспективных направлений развития науки и технологий в современной научно-технической революции).

Во-вторых, необходимо разработать технологию формирования технологических знаний в образовательных учреждениях различного типа: от общеобразовательной школы - до вуза, т.е. реализовать принцип непрерывности. В основу этой технологии могут быть положены тезаурусы технологических знаний, приведенных выше в таблицах 1 и 2.

Что касается диагностики сформированности технологических знаний, то, с учетом нормативных требований [3-5], для этих целей целесообразно использовать тестовые технологии, приведенные в таблице 3 [11].

Таблица 1. Классификатор технологических знаний

№ п/п Виды технологических знаний Примеры, примечания

1 Названия общеизвестных технологий, понимание их основных операций. Добыча полезных ископаемых (нефти, газа, угля, руд); производство и переработка с/х продукции; обработка конструкционных материалов (металлов, пластмасс, древесины и др.).

2 Объяснение принципов функционирования современных технических систем. Радио, телевидение, телефон и другая бытовая техника.

3 Знание наук и открытий, лежащих в основе общеизвестных технологий. Физика, химия, материаловедение, биология и др.

4 Знания научных открытий, лежащих в основе современных технологий. Создание лазеров, ЭВМ, электронных микроскопов, наноприборов и т.п.

5 Сравнительные и классификационные технологические знания. Сопоставление различных технологий производства однотипных изделий в историческом аспекте.

6 Технологические знания типа «ноу-хау». Новости науки и техники: описанные в книгах рекордов Гиннесса и СМИ.

Таблица 2. Ключевые технологические компетенции.

№ п/п Название компетенций Примеры, примечания

1-й уровень (ученический)

1 Знание основных способов добычи и переработки полезных ископаемых и с/х продукции. (на уровне сведений из Большой Советской Энциклопедии и другой справочной литературы). Знать как добывают полезные ископаемые, выращивают с/х продукцию и их перерабатывают.

2 Знание наук, лежащих в основе общеизвестных технологий. Физика, химия, биология.

2-ой уровень (студенческий)

3 Знание основ современных и прогрессивных технологий (нанотехнологий, информационных, энергосберегающих, природоохранных и др.). Использование для объяснения современных технологий знаний из физики, химии, геологии, метеорологии, минералогии, генетики, экологии и др. наук.

4 Понимание физических принципов функционирования современных технических систем. Объяснение принципов действия бытовой и военной техники, транспорта и др. Комментарии рекордов из книг Гиннесса.

3-ий уровень(профессиональный)

5 Знание недостатков традиционных технологий. Высокие энергозатраты на единицу продукции, большие отходы материалов при их обработке, нарушение экологии и т.д. (на примере своей специальности).

6 Знание преимуществ современных технологий (порошковая металлургия, штамповка взрывом, лазерная и ультразвуковые технологии, радиационная химия, нанотехнологии, генная инженерия и др.). Снижение энергозатрат на единицу продукции, повышение качества изделий, получение новых материалов, экологичность производства, робототиза-ция и компьютеризация производства и т.д.

7 Знание основных изобретений и патентов в своей отрасли. Анализ, обзор; собственные разработки, научные статьи.

8 Знание методов контроля качества продукции (традиционных: на разрыв, изгиб, износ и т.д.; неразрушающих: электромагнитных, радиационных и др.). Понимание физических, химических, биологических и других принципов, лежащих в основе методов контроля качества продукции (технической, с/х, медицинской и др.).

9 Знание перспективных направлений развития науки, техники и технологий в мире и России. Регулярный мониторинг научных публикаций, патентов, авторских свидетельств, использование Интернета.

Таблица 3. Типология тестовых технологий для диагностики технологических знаний

№ п/п Содержание технологии Уровни технологических знаний (по табл.2)

I II III

Формы тестовых заданий

1 Закрытого типа + + н/р

2 Открытого типа + + н/р

3 На соответствие + + +

4 На исследовательность + + +

5 Ценные, ситуационные н/р н/р +

Виды педагогического контроля уровня технологических знаний

1 Стартовый, начальный + + н/р

2 Промежуточный + + +

3 Итоговый н/р + +

Виды тестов для диагностики технологических знаний

1 Гомогенные + + н/р

2 Гетерогенные + + +

Здесь: н/р означает: что не рекомендуется.

Следует заметить, что выбор форм тестовых заданий, видов педагогического контроля и тестов для диагностики технологических знаний должны определяться методом групповых экспертных оценок [6].

В качестве примера технологических знаний, в рамках трехуровневой модели обучения, приведем их в таблице 4 (на примере курса биологии).

Таблица 4. Классификатор технологических знаний по биологии

№ п/п Виды знаний Уровень изучения

I II III

1 2 3 4 5

1 Фактуальные (знание способов переработки с/х продукции.) + + ±

2 Сравнительные (сопоставление разных технологий переработки с/х продукции). + + +

3 Классификационные (классификация технологий обработки с/х продукции по различным основаниям). + + +

4 Причинно-следственные (знание зависимости качества с/х продукции от способов ее переработки). + + +

5 Алгоритмические (знание алгоритма переработки с/х продукции). + + +

6 Мировоззренческие (знание роли технологий получения с/х продукции в контексте законов биологии и экологии). + + ±

7 Ассоциативные (знание аналогичных технологий в других отраслях знаний: генетике, химии и т.д.). + + +

8 Системные (знание межпредметных связей при изучении технологий с/х профиля, комплексный подход). + + +

Что касается приведенных уровней изучения, то подразумевается, что, что 1-й уровень - это уровень узнавания (распознавания) приведенных видов технологических знаний; 11-й означает, что обучающийся их применяет в своей практической учебной деятельности (выполнение практических занятий, курсовых и дипломных работ и т.п.), а Ш-й, что он их будет использовать в своей профессиональной деятельности (знак «±» означает ограниченное их использование).

Известно, что концепция «нормативных знаний» базируется на философии норм и связана с философско-ценностным отношением к миру и с такими философскими категориями как «должное», «нормальное», «качество» и т.п. [10, с.8-15]. Норма в любой сфере деятельности человека (материальной, духовной, образовательной) всегда есть норма качества (сорта товаров, нормы поведения, успехи в обучении и.т.п.). В связи с повышением требований общества к качеству образования возникает проблема по обоснованию критериев его оценки, установления нормативных требований. Определенные попытки в этом направлении делаются: создаются образовательные стандарты, вводится ЕГЭ, внедряются тестовые технологии для диагностики знаний обучаемых [7].

Учитывая, что теория педагогических норм в отечественной педагогике еще далека до завершения [1,2], определим «нормативные знания» как знания, сформированные у индивидуума в процессе обучения (и воспитания) и «жизненного опыта» и соответствующие установленным требованиям (со стороны социума, государства, учебного заведения).

На рис.1 представлена блок-схема концепции учебных нормативных знаний, т.е. тех, которые должны сформироваться в ходе учебного процесса.

Рис.1. Блок-схема концепции учебных нормативных знаний обучаемых.

Кратко охарактеризуем системообразующие факторы концепции учебных нормативных знаний (УНЗ). Очевидно, что цели и содержание образования, обучения и воспитания (блоки 1 и 2) влияют на структуру УНЗ опосредованно и, в первую очередь, через образовательные стандарты, требования ЕГЭ, ГАК, ГЭК и т.п. (блок 3). Очевидна роль блоков 6, 7 и 8. Сравнительно новыми элементами в предложенной схеме являются блоки 5 и 4. Известно, что существует несколько определений категории «знание», их разновидностей («начальные», «пороговые», «остаточные», «текущие», «итоговые» и т.п.) [3,4]. Однако для определения структуры УНЗ наиболее целесообразно использовать классификатор знаний и способностей Блума - Гагна

- Аванесова, известный в образовательной таксономии [7].

Особо следует остановиться на роли 4-го блока - «теории эволюции единого корпуса знаний», которая учитывает изменения сфере образования, происходящие под влиянием современной научнотехнической революции: глобализация и космизация знания, информатизация общества, математизация всех наук, интеграция в науках и общественно-экономических отношениях в европейском и мировом масштабах и т.д. [10, с.139-142].

Ниже приведена классификация основных видов учебных нормативных знаний социального значения.

1. Образовательные (норма содержания образования):

1.1. «пороговые» - необходимые для «преодоления» образовательного «порога», т.е. требований к выпускникам образовательных учреждений (ОУ) на «выходе» и требований «на входе» в ОУ более высокого уровня (школа-вуз, НПО - СПО, СПО - ВПО);

1.2. текущие образовательные нормы по различным направлениям предметной специализации с учетом современного уровня развития науки, техники, технологий, организации производства и управления - в широком смысле этого понятия, а в узком - требования к обучаемым в период их обучения (по семестрам, в сроки аттестаций, экзаменационных сессий и т.п.);

1.3. перспективные образовательные нормы, в которых должны отражаться перспективные направления развития науки и техники на ближайшие 10-15 лет;

1.4. сравнительные (сравнение с образовательными нормами в других странах, например, по подготовке бакалавров в рамках Болонского процесса);

1.5. «государственные» нормативные знания (типа ГОС, ЕГЭ, требования ГАК, ГЭК, при аттестации, аккредитации и лицензировании ОУ).

2. «Правовые знания» (знание гражданских прав и обязанностей, гражданского и уголовного кодексов, юридических прав с учетом рыночных отношений по вопросам медицинского обслуживания, кредитов и т.д.).

3. «Нравственные знания» (знание норм морали социума).

4. «Валеологические знания» (нормы физического развития обучаемых и «здорового образа жизни»).

5. «Профессиональные знания» (на основе компетентностного подхода, моделей специалистов, необходимые для работы по выбранной профессии).

6. «Мировоззренческие знания» (необходимые для понимания и объяснения другим явлений природы, абсурдности утверждений экстрасенсов, гадалок, колдунов, служителей религий и представителей лженаук).

7. «Технологические знания» (необходимые для понимания физических принципов функционирования современных технических систем и обеспечения собственной безопасности и здоровья).

8. «Методологические знания» (необходимые для познания окружающего мира; знание приемов научного исследования и самообразования, поиска информации).

9. «Компьютерные знания» (умение работать на современных ЭВМ, в сети Интернет, знать языки программирования и т.п.).

10. «Экологические знания» (понимание основных требований к экологичности технологий, экологичная грамотность).

Перечисленные выше виды «нормативных знаний» представляют собой открытую систему и могут пополняться по мере развития педагогической науки. Наиболее важной проблемой в педагогической нор-мологии, наряду с обоснованием типологии «нормативных знаний», является их диагностичность.

Сформулируем общие содержания по этому вопросу.

Что касается диагностики образовательных нормативных знаний, то при разработке педагогических контрольных материалов (ПКМ) для этих целей целесообразно использовать тезаурусных подход [3] и метод групповых экспертных оценок [6] для отбора ПКМ и обоснования педагогических норм: с учетом требований ЕГЭ и ГОС; ГАК и ГЭК образовательных учреждений; соглашений по Болонской конвенции и т.п.

Диагностика «правовых знаний» обучаемых должна базироваться на соответствующих правовых и юридических нормах, действующих в современный период в российским обществе.

Эффективность диагностики «нравственных знаний» будет зависеть от концепции реализации нравственного воспитания обучаемых (учащихся, студентов).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Диагностировать «валеологические знания» возможно после определения государственных требований к уровню здоровья обучаемых в различных типах ОУ (школ, лицеев, колледжей, вузов).

Что касается диагностики профессиональных знаний выпускников ОУ (НПО, СПО, ВПО), то здесь определяющим должен стать так называемый компетентностный подход [10].

Для диагностики мировоззренческих знаний могут быть использованы тестовые технологии, применяемые при изучении курса «Концепции современного естествознания».

Диагностика «технологических знаний» возможна при изучении общетехнических дисциплин в ОУ, входящих в системы НПО, СПО и ВПО, а в общеобразовательных школах - при изучении физики.

Методологические знания можно проверить при изучении философии, логики, информатики.

Что касается диагностики «компьютерных знаний» обучаемых, то существует достаточно широкий спектр методик, проверяющих информационную компетентность обучаемых.

При диагностике «экологических знаний» необходимо учитывать требования к экологической «чистоте» разрабатываемых будущими специалистами проектов и технологий, к экологической осведомленности и грамотностью обучаемых.

Следует отметить, что ПКМ для диагностики нормативных знаний целесообразно создавать на основе современной теории педагогических измерений - теории моделирования и параметризации педагогических тестов (IRT) [11].

Известно, что в таксономии (от греч. taxis - расположение, порядок и nomos - закон) таксон определяется как понятие, применяемое для обозначения соподчиненных групп объектов, связанных той или иной степенью общности свойств и признаков (в строении, формах, функциях и т.п.) [Большая Советская Энциклопедия, т.25, с.220]. Таксономические модели используются в биологии для классификации растений и животных, в химии (кислоты, щелочи и др.; таблица Д.И.Менделеева), физике (твердые тела, жидкости, газы, плазма, классификация элементарных частиц), в экономике, военном деле и других науках.

В педагогике таксономические модели используются: в дидактике (модели обучения) [3, с.15]; в управлении образования (модели специалистов и учебных заведений); в диагностике (балльнорейтинговые системы, кредитные единицы и т.п.).

Центральным понятием в квалиметрической таксономии являются квалитаксоны, которые в комплексном виде характеризуют качество некоторых объектов или процессов [8]. Примерами квалитаксо-нов в педагогике являются: классификаторы знаний и способностей (в интерпретации Б. Блума - Р. Гагна

- В.С. Аванесова [7, с.12-13]), междисциплинарные тесты, аттестационные категории учителей и профессорско-преподавательского состава в вузах и др.

Можно выделить 3 группы квалитаксонов, встречающихся в сфере образования:

- нормативные (учитывающие требования нормативных актов типа ГОС, ЕГЭ, ГАК, приемных комиссий; фиксирующие «начальные», «пороговые», «остаточные» знания обучающихся [7]);

- учебные (основанные на таксономических моделях обучения, классификаторах знаний и способностей и балльно-рейтинговых системах);

- диагностические (используемые для диагностики знаний различных категорий обучающихся и аналогичные по структуре учебным квалитаксонам).

Приведенная классификация квалитаксонов условна, так как все они носят «нормативный характер» и могут использоваться в теории педагогических норм как квалиметрический инструментарий [1].

Рассмотрим методику проектирования учебных квалитаксонов, определяя их как модели обучения, основанные на тезаурусном и квалиметрическом подходах [6]. Их разработку предлагается проводить по следующему алгоритму.

На первом, подготовительном, этапе необходимо выбрать для изучения конкретного учебного предмета одну из моделей обучения [7, с.12]. Этот выбор должны сделать учителя школы или преподаватели учреждений системы НПО, СПО или ВПО с учетом требований ГОС и модели обучаемого (ученика, специалиста).

На втором этапе предлагается методом групповых экспертных оценок [6] распределить виды знаний и способностей, указанных, например, в классификаторе Б. Блума - Р. Гагна - В.С. Аванесова [7, с.12], по установленным уровням обучения. Так, например, в четырехуровневой модели возможен следующий вариант:

1) 1-й уровень - репродуктивные знания: уровень «узнавания», понимания предъявленной информации в виде текста, таблиц, диаграмм и т.п. и ее интерпретация. Он включает «фактуальные знания», т.е. знание фактов, дат, имен (ученых, писателей, художников и т.д.), смысла названий имен (их произведений, трудов и т.п.), определений, понятий изучаемой науки. Например, в физике - это знание основных ее понятий, методов исследования, приборов, имен ученых-физиков.

2) 2-й уровень - продуктивные знания: сравнительные, сопоставительные, знание противоположностей, ассоциативные и классификационные знания. Например, в химии - это сравнение свойств различных химических соединений, классификация химических элементов по таблице Д.И.Менделеева.

3) 3-й уровень - аналитико-синтетический: знание причинно-следственных отношений; алгоритмические, процессуальные и процедурные знания, в т.ч. технологические, т.е. знание основ технологических процессов или физических принципов функционирования современных технических систем. В технике - это знание основных технологических приемов.

4) 4-й уровень - творческий, эвристический: системные, методологические, метрлогические, кибернетические знания, необходимые для решения учебных проблемных задач. Например, в педагогических исследованиях - это применение статистических методов при обработке результатов педагоги-

ческих экспериментов, разработка электронных учебных средств, построение методологического аппарата научного исследования.

На третьем этапе, методом ГЭО необходимо сконструировать тезаурус каждого изучаемого модуля учебной дисциплины [7, с.39-40] и обосновать методику его изучения в рамках принятой структуры ква-литаксона. Так, например, структура квалитаксона по курсу биологии могла бы включать следующие виды знаний в рамках 4-х уровневой модели обучения: 1-й уровень - фактологический - узнавание видов растений и животных; 2-й уровень - сравнение строений и функций клеток бактерий, грибов, растений и животных; 3-й уровень - причинно-следственные и классификационные знания - умение систематизировать животных и растений, составлять схемы пищевых цепей, круговорота веществ, знать гомологические и аналогичные структуры животных и т.п.; 4-й уровень - эвристический - умение делать выводы системного и мировоззренческого характера [7, с.15-16].

В качестве примера квалитаксона по физике можно привести схему «иерархического» изложения темы «Законы Ньютона». На 1-м уровне достаточно разобрать смысл формулировок известных законов механики (всех трех). На 2-м - определить задачи, в основном, на 2-й закон механики. На 3-м - подобрать задачи комбинированного характера (механика и электростатика, механика и теплота, законы сохранения энергии, импульса, момента количества движения). На 4-м, «эвристическом» уровне, целесообразно рассмотреть задачи проблемного характера: поведение тел в условиях невесомости или на других планетах; рассмотрение моделей эволюции Вселенной и т.п.

Следует заметить, что подобного типа квалитаксоны следует разрабатывать для большинства модулей учебной дисциплины. Для диагностики приведенных видов квалитаксонов может быть использована приведенная ниже таблица (знаком «+» отмечены результаты экспертизы группой преподавателей одного из вузов Удмуртской республики).

Пользуясь приведенной схемой, можно обосновать требования к содержанию педагогических контрольных материалов, в том числе и тестовых, для диагностики определенных квалитаксонов в рамках выбранной модели обучения. Так, например, для квалитаксона I-го уровня это могут быть, например, виды знаний и способностей под номерами 1,2; для II-го - 3,4,5,6; для III-го - 7,8,9; для IV-го - 10,11,12.

Таблица 5. Фасетная таксономическая модель: виды знаний - уровни обученности (применитель-

но к диагностике)

№ п/п (i) Виды знаний и способностей по Блуму и Ава-несову[7, с.13] Уровни обучения (К)

I II III IV Б:

1 Знание названий, имен, событий, фактов и их смысла. + 2

2 Знание определений, терминов, понятий, название теорий. + 2

3 Сравнительные, сопоставительные знания. + 2

4 Знание противоположностей, противоречий (синонимичных и антонимичных объектов). + 2

5 Ассоциативные знания. + 2

6 Классификационные знания. + 3

7 Знание причинно-следственных отношений. + 3

8 Алгоритмические, процедурные знания. + 3

9 Технологические знания (по отраслям). + 4

10 Метрологические (оценочные) знания. + 4

11 Обобщенные, структурные, системные знания. + 4

12 Методологические знания (философские, абстрактные, вероятностные, процессуальные). + 4

Приведем методику оценки квалитаксонов в балльно-рейтинговой системе. Обозначим рейтинг каждой из ячеек фасетной таксономической модели, приведенной в таблице через г к , где і

- номер вида диагностируемого знания (1-й столбец), а к - номер уровня обучения. (і изменяется от 1 до 12, а к - от I до IV). Если Бі (последний столбец в таблице) - количество баллов, назначенное группой экспертов (метод ГЭО [5]) каждому і -му виду знаний (в нашем примере: от 2-х до 4-х баллов), аVk - весовой коэффициент важности к-х уровней обученности (в нашем примере, соответственно: 1,2,3 и 4), то рейтинг ік- й ячейки представленной модели (п к) может быть определен по формуле: Гі к = Бі ■ Vk Суммарный рейтинг квалитаксонов определяется суммированием величин Гік

Так, например, для квалитаксона КТ-1 имеем: R (КТ-1) = ш + Г21 = Б^1 + Б2Vl = 4 балла. Аналогичным образом вычисляются рейтинги (в баллах) других квалитаксонов: R (КТ-2) = Г32 + Г42 + г52 + Г62 = (Бз + Б4 + Б5 + Бб) ■ V2 = 18 б.;

R (КТ-3) = 30 б., R (КТ-4) = 48 б. Общий рейтинг всех квалитаксонов в нашем примере равен

100 баллам (как и по шкале Централизованного тестирования или ЕГЭ).

Пересчетную шкалу для перевода «квалитаксономических» баллов в традиционную 5-балльную шкалу для оценки академической успеваемости обучающихся можно представить в виде (устанавливается учебным заведением): «3», если набрано от 22 («цена» квалитаксонов №1 и №2) до 34 баллов (не выполнено 2 задания из КТ-3); «4», если набрано не менее 68 баллов («цена» КТ-1,2,3 + минимум 2 задания из КТ-4); «5», если набрано не менее 84 баллов (не выполнено два

задания из КТ-4). Возможны и другие варианты.

Следует в заключение заметить, что методика конструирования учебных квалитаксонов должна учитывать специфику учебной дисциплины, цели обучения и задачи диагностики.

Список литературы

1. Любимова О.В., Черепанов В.С. К вопросу о статусе педагогической нормологии// Образование и наука. известия Уральского отделения РА0.-2007. № 3(45).-С.3-7.

2. Любимова О.В., Черепанов В.С. Основные направления развития образовательной нормологии// Сибирский педагогический журнал.- 2007.-№ 10.-С.12-15.

3. Любимова О.В., Черепанов В.С. Нормативные знания: концепция, структура, проблемы диагностики// Знание. Понимание. Умение, 2007, № 4.-С.53-56.

4. Любимова О.В., Черепанов В.С. Нормирование в педагогике: концептуально - программный подход: Монография.- М., Ижевск: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, ИжГТУ, 2008.-88с.

5. Любимова О.В., Черепанов В.С. Технологические знания: нормативный подход: учеб. пособие.- Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2008.-53с.

6. Черепанов В.С. Основы педагогической экспертизы: учеб. пособие.-Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2006.-124с.

7. Любимова О.В., Черепанов В.С. Технология диагностики «пороговых знаний» обучаемых на основе квалиметрического подхода.-М.: Издат. центр НОУ «ИСОМ», 2006.-52с.

8. Субетто А.И. Квалитология образования (основания, синтез).-СПб.-М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов.-2000.-182с.

9. Доклады М-й междунар. конф. «Высшее образование для ХХ1-го века»// Знание. Понимание. Умение, 2007. №4.-С.13-45.

10. Субетто А.И. Введение в нормологию и стандартологию образования.-СПб.-М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.-182с.

11. Нейман Ю.М., Хлебников В.А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов.-М.: Прометей, 2000.-168с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.