Научная статья на тему 'Анализ психологии творчества духовикаисполнителя'

Анализ психологии творчества духовикаисполнителя Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
239
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ психологии творчества духовикаисполнителя»

УДК 7.071.2

Н.Л. Куров

АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА ДУХОВИКА-ИСПОЛНИТЕЛЯ

Психология творчества духовика-испол-нителя недостаточно изучена и поэто . му требует углубленного изучения с учетом достижений современной психологической науки.

Имеются лишь отдельные сведения по психологии исполнительства на духовых инструментах, среди которых следует отметить работы Б. Дико-ва [2], В. Иванова [4], Т. Докшицера [3]. В этих работах вопросы психологии рассматриваются в разделах, связанных с работой над художественным образом произведения. Работы, специально посвященные психологии творчества духови-ка-исполнителя отсутствуют.

Целью данной работы является исследование психологии творчества духовика с позиций теории установки, разработанной академиком Д.Н. Узнадзе и его учениками [5; 6].

Исполнение на духовых инструментах заключается в раскрытии идеи музыкального произведения, которое осуществляется с помощью звука, извлекаемого из духового инструмента.

При обучении духовика-исполнителя педагог должен учитывать, что формирование у обучаемого установки в соответствии с воображаемой ситуацией с учетом специфики духового искусств а и личностного типа духовика является важнейшей задачей.

Для осуществления исполнительского процесса духовиком у него должно произойти целостное изменение его внутреннего состояния, т.е. он должен «настроиться».

В установке должны отразиться как субъективные, так и объективные факторы, определяющие поведение.

Успешное выступление духовика зависит от посторонних раздражающих факторов: публики в зрительном зале, личных переживаний. Такие факторы снижают активность установки и затрудняют создание художественного образа. Формирование установки является творческим процессом, для которого необходимы знания, музыкальное мышление, музыкальное воображение. Мастерство духовика-исполнителя заключается в том, чтобы устранить установкой помехи, мешающие созданию правдивого художественного образа.

Исполнение может протекать гладко и непрерывно на основе фиксированной установки.

В том случае, если духовик при работе над произведением, чувствует, что некоторые фразы недостаточно выразительны, то он прерывает процесс игры и задерживается на неудавшихся нотах. В процессе остановки духовик переосмысливает исполнение произведения, вновь вникает в замысел произведения, исполняет неудавшиеся фразы в различных интонациях. В результате многократного повторения фраз духовик обогащает интонацию новыми выразительными оттенками и, сопоставляя исполнения, добивается большей выразительности.

Такой акт задержки, при котором духовик концентрирует свое внимание на отдельных моментах исполнения, обращая их в объекты, согласно теории Д.Н. Узнадзе, называется актом объективизации.

Огромное значение в успехе исполнительской деятельности духовика является сосредоточенность внимания. И. Гофман, выдающийся пианист и педагог считал, что «сосредоточенность -это первая буква в алфавите успеха» [1].

Используя основные принципы теории установки, мы исходим из предположения, что в основе профессиональной деятельности духовика лежит установка, которая вырабатывается как целостное состояние духовика, а она уже без сознательного вмешательства, предопределяет исполнительскую деятельность духовика. Исполнительство на духовых инструментах представляет собой сложный психофизический процесс. В результате психологической мобилизованности в сознании духовика возникают переживаемые им психологические проблемы, которые помогают ориентироваться ему в процессе исполнения.

Раскрытие художественного образа музыкального произведения духовиком обусловливается его установкой на исполнение произведения, осуществляется в результате его мобилизованности и настроенности.

В процессе исполнения духовик настроен на интерпретацию целого, т.е. на достижение конечной цели. Однако полного автоматизма в исполнительской деятельности духовика нет, вследствие наличия различных творческих задач духового искусства. Такое разделение целого на отдельные части и задачи возможно лишь в том случае, если все детали и задачи направлены на художественное раскрытие образа.

© Н.Л. Куров, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009!

Направление внимания осуществляется сознанием и является совокупностью сознательных волевых актов. Исходя из сознательно составленного плана, духовик вырабатывает в себе соответствующую установку, на базе которой он осуществляет свою исполнительскую деятельность.

Применяя основные положения теории установки к исполнительской деятельности духовика, можно считать, что исполнительская деятельность духовика также является поведением личности и поэтому должна протекать на базе личностной установки.

Общие закономерности установки стали для нас предпосылкой при исследовании психологии творчества духовика.

Для полного раскрытия воплощаемого художественного образа необходимо перевоплощение исполнителя в художественный музыкальный образ.

Согласно теории Д.Н. Узнадзе, установка всегда возникает на основе определенной потребности личности и соответствующей ей ситуации.

В установке как в эскизе дано то поведение, которое в дальнейшем должно осуществиться. Поведению предшествует определение состояния субъекта, возникшее на основе единства потребности и ситуации.

Рассматривая творческий процесс создания художественного образа, используя теорию Д.Н. Узнадзе, можно сказать, что духовик, начиная работу над художественным образом, имеет стремление, т.е. у него появляется потребность создания воображаемого художественного образа.

На основании взаимосвязи потребности и воображаемой ситуации у духовика вырабатывается, а в процессе репетиций фиксируется установка, соответствующая воображаемой ситуации, или целостно-личностное состояние, которое показывает его готовность к созданию художественного образа.

Приступая к работе над художественным произведением, духовик-исполнитель ставит перед собой конечную цель - создать художественный образ. Характер произведения и его музыкальное содержание должны вызвать у духовика потребность передать в художественно-образной форме то, что хотел выразить в художественной форме композитор. Ясно представленная цель настраивает духовика на ее достижение, в результате чего он приступает к действиям, направленным на выполнение намеченной цели. Создание духовиком воображения живого художественного образа является творческим процессом. Ма-

териалом для творческого процесса являются знания, личный опыт, впечатления

Создание духовиком воображения живого, правдивого художественного образа является творческим процессом, требующим от духовика-исполни-теля: досконального изучения партитуры; глубокого проникновения в стиль композитора; знакомства с исторической эпохой, к которой относится музыкальное произведение; с жизнью композитора и писателя, на слова которого написано музыкальное произведение; умение улавливать нюансы музыкального звучания, чувствовать и вникать в смысловой и музыкальный акцент музыкальной фразы.

Материалом для творчества являются музыкальные и общие знания. Все перечисленное обогащает воображение исполнителя, проявляющееся в его творчестве.

Нотная запись является условной и несовершенной формой выражения идей и замысла композитора. В своем произведении композитор лишь ориентировочно, в общих чертах указывает темповые изменения, динамические и частотные оттенки. Поэтому образные эмоциональные характеристики не могут быть созданы только по нотам композитора, а требуют творческого воплощения, которое создается воображением ду-ховика-исполнителя в результате нахождения различных динамических и частотных оттенков.

Интерпретируя по-своему звуки и произведение в целом, духовик-исполнитель создает художественный образ, отвечающий его исполнительскому восприятию.

Духовик-исполнитель является посредником между композитором и слушателем. Задача ду-ховика-исполнителя в том, чтобы, работая над старинным произведением, раскрыть его художественный смысл с позиций современного человека. Интерпретируя произведение, духовик должен понять композитора и понять слушателя и выразить это понимании в своем исполнении.

Исполняя произведение, духовик проявляет к нему личностное отношение, творчески преломляя его с позиций современного человека.

Для осуществления исполнительской деятельности духовик должен настроиться и выработать в себе соответствующую исполняемому произведению установку, которая играет важную роль в его художественном перевоплощении и повышает качество его исполнения.

Духовик-исполнитель своей интонацией музыкальных фраз раскрывает содержание музыкаль-

366

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

ного произведения. Интонация является результатом индивидуального творчества духовика-испол-нителя, с помощью которой он передает психологическую окраску нотного текста композитора. Психологическая интонация- это наиболее неповторимое средство духовика-исполнителя, в которой проявляется его творческая индивидуальность.

Выдающиеся духовики, владея тончайшими интонационными оттенками и нюансами, с большой художественной убедительностью передают в своем исполнении идею музыкального произведения и психологическое состояние воплощенного образа.

Для того чтобы произошли изменения в целостном состоянии личности духовика, он должен настроиться выработать в себе адекватную исполняемому произведению производственную установку, являющуюся важным фактором художественного перевоплощения.

Духовик, приступая к разучиванию музыкального произведения, овладевает его музыкальным содержанием и вырабатывает соответствующую этому содержанию исполнительскую установку, являющуюся тем руководящим началом, которое обеспечивает реализацию исполнительского замысла.

Педагог в процессе обучения должен привлечь основное внимание ученика к музыкальной стороне произведения.

Основная задача педагога в том, чтобы ученик услышал и представил воплощенное в музыке действие и воображаемую ситуацию, т.е. выработал установку для раскрытия идейно-смыслового содержания сочинения.

При исполнении художественного произведения выразительные средства и технические приемы взаимосвязаны и представляют собой не разрозненные действия, а единый целостной комплексный акт.

В художественном произведении содержится большое количество разных динамических, интонационных, мелодических и ритмических оттенков, не предусмотренных в учебниках и методических пособиях. Поэтому педагог, обучая духовика красивому звукоизвлечению, должен стремиться к тому чтобы не было разрыва между техническим и художественным развитием учащихся. Этого можно достигнуть в результате индивидуального подбора постоянно усложняющихся произведений, с помощью которых техническое развитие и художественное исполнение объединяются в целостной комплексный процесс.

Педагог при подборе репертуара должен учитывать музыкально-слуховой опыт ученика, име-

ющиеся недостатки в его игре и выбирать произведения, которые настроят его и вызовут целостно-личностное изменение его внутреннего состояния, позволяющее найти ему оптимальную позицию звукообразования. При правильно подобранном произведении у ученика возникает соответствующая установка, способствующая выработке у него красивого звука и преодолению технических трудностей.

В своей книге [1] И. Гофман выразил свое отношение к работе над техникой: «Я твердо убежден, что техника должна с самого начала идти рука об руку с подлинным музыкальным развитием. Ни то, ни другое нельзя изучать изолированно друг от друга: одно должно уравновешивать другое. Учитель, дающий ученику продолжительный курс чистой техники, не перемежающейся со вдумчивым изучением настоящей музыки, воспитывает музыкального механика, ремесленника, а не артиста».

Подбор духовику педагогического репертуара на начальной стадии обучения должен осуществляться исходя из предварительной настроенности или установки ученика.

Чтобы учебный процесс был плодотворным, необходимо подбирать ученику музыкальное произведение, в котором его воображение будет предсказывать развитие мелодии. Чем понятнее для ученика музыкальный строй и сочетание музыкальных звуков в произведении, тем легче и быстрее он усвоит его и сможет осуществить такое исполнение, в котором интонация, ритм, темп и интервалы будут соответствовать эмоционально-смысловому содержанию произведения.

При постижении музыкального образа духовиком исполнителем его творческое воображение питается его установкой, включающей в себя музыкально-слуховой опыт и художественнотворческий потенциал.

Создание музыкального образа достигается не интуицией, а предварительной настроенностью или установкой, которая включает в себя: знание большого количества музыкальных произведений; умение анализировать музыкальный текст, тональность, модуляции, нюансы; узнавать стиль композитора с содержанием литературного произведения; музыкальную память, позволяющую проводить параллели между различными музыкальными произведениями.

Наличие активной установки, т.е. предварительной настроенности, позволяет духовику-ис-полнителю понимать указания композитора и вы-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

367

разительно исполнять музыкальное произведение, внося свою интерпретацию и осуществляя связь между композитором и слушателем.

Библиографический список

1. Гофман И. Фортепьянная игра, ответы на вопросы о фортепьянной игре. - М.: Музгиз, 1961. - 208 с.

2. Диков Б.А. Проблемы теории и практики исполнительства на кларнете системы Т. Бема: Автореф. дис. ... д-ра искусств. - М., 1985. - 50 с.

3. Докшицер Т.А. Путь к творчеству. - М.: Муравей, 1999. - 214 с.

4. Иванов В.Д. Современное искусство игры на саксофоне. - Автореф. дис. ... д-ра искусствовед. - М., 1997. - 42 с.

5. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. - Тбилиси, 1961. - 210 с.

6. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966. - 210 с.

УДК 78 Л 835

Т.В. Луданова МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ И ФЕСТИВАЛИ В ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТИ. ФЕСТИВАЛЬНО-КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ В КОСТРОМСКОМ РЕГИОНЕ

В статье рассматривается исторический аспект становления фестивально-конкурсного направления в области зарубежного и отечественного музыкального образования и просвещения от истоков до современности. Особое внимание уделено вопросу развития данного направления в Костромском регионе.

Ключевые слова: музыкальное образование и просвещение, фестиваль, конкурс, Костромская область

Сегодня мировая культура славится во всем мире своими выдающимися талантливыми музыкантами, художниками, театральными деятелями и др., воспитанными на лучших традициях своих стран. Они имеют возможность продемонстрировать свои творческие способности в различных сферах искусства на конкурсах и фестивалях различного масштаба.

Обратимся к историческим фактам. Возникновение музыкальных конкурсов - соревнований музыкантов (исполнителей, композиторов, инструментальных мастеров) восходит к глубокой древности. Первые конкурсы проводились в V в. до н.э. в Афинах, победителей соревнований называли там лауреатами. Слово лауреат происходит от лат. Іашгеа^ - увенчанный лавром, это лицо, которому присуждена государственная или международная премия, а также победитель художественных конкурсов. Древнегреческий обычай награждать почётным венком из ветвей лавра победители каких-либо состязаний существовал и в Древнем Риме. В средние века вошли в практику состязания трубадуров, труверов, миннезингеров, мейстерзингеров. В XVIII в. часто соревновались в исполнительс-

ком искусстве (орган, клавир, клавесин, скрипка) крупнейшие композиторы. Музыкальные конкурсы в современной форме возникли в XIX в. Первый национальный музыкальный конкурс был проведён в 1803 г. во Франции на соискание Римской премии. Первый международный конкурс (гитаристов) организовал на собственные средства в Брюсселе русский музыкант Н.П. Макаров. В 1890 А.Г. Рубинштейн также на собственные средства организовал в Петербурге международный музыкальный конкурс пианистов и композиторов (он проводился до 1910 г. с интервалом в 5 лет в разных европейских столицах).

С 1957 г. существует Федерация международных конкурсов с центром в Женеве, издающая ежегодный бюллетень. Для каждого международного музыкального конкурса вырабатывается программа испытаний по турам, определяются количество и размер премий, возрастные рамки и др.; мастерство участников оценивает жюри, как правило, интернациональное по составу.

В дореволюционной России музыкальные конкурсы организовывались Русским музыкальным обществом с 1860 г., Петербургским обществом камерной музыки и др., а также частными

368

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

© Т.В. Луданова, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.