УДК 7.071.2
Н.Л. Куров
ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПЕДАГОГИКИ
В настоящее время в нашей стране происходит реформирование современного общества, которое невозможно без его духовного обновления, в основе которого лежит возрождение истинных целей и общечеловеческих идеалов.
В 1990-х годах в России вследствие обострения кризисных явлений во всех сферах общественной жизни произошел резкий спад духовнонравственного потенциала граждан, а нравственные ориентиры были оттеснены на второй план рыночной экономикой.
Это привело к тому, что : значительной частью молодежи отвергаются ценности высокого искусства и их эталонная роль в культуре; в социальной практике недооценивается роль эстетического сознания и художественной культуры в развитии общества; увеличивается разрыв между массовой школой и высокой культурой; девальвируется содержание таких нравственных качеств личности, как беззаветная преданность отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, честь, патриотизм, мужество, гуманизм, самоотверженность.
В связи с этим возрастает необходимость в развитии искусства, культуры и образования, которые являются основой успешного проведения реформ и преобразований. Музыкальное искусство в этом контексте, в частности духовая музыка, играет особую роль.
Музыка, как сфера звука и музыкального образа, оказывает особое воздействие на эмоциональный мир человека, его мысли и чувства и способствует тому, что он начинает осознавать цель жизни и стремиться познавать красоту и добро, любовь и свободу. Под действием музыкального искусства у человека происходит формирование духовного идеала личности, что помогает ему противостоять разрушительной силе зла и выстоять в трудных ситуациях и испытаниях [5].
Значительное место в современной музыкальной культуре принадлежит духовой музыке. Концертная деятельность школьных, любительских, военных и других духовых оркестров и ансамблей является важной частью эстетической, идео-
логической, патриотической и воспитательной работы, которая проводится с молодежью.
Преобразования, произошедшие в России в политической, социально-экономической и духовной сферах, а также поставленные задачи гуманизации образования направлены на создание условий для максимального раскрытия возможностей каждой личности и её творческого развития, обуславливают необходимость обновления профессиональной подготовки музыкантов-ис-полнителей на духовых инструментах, которая должна соответствовать уровню развития отечественного и мирового музыкального искусства.
На новом витке социально-экономического развития зародилось новое направление в образовательной системе - художественно-педагогическое, целью которого стало решение образовательных и воспитательных задач на основе искусства как педагогического средства. К числу таких средств относится, в частности, музыка, исполняемая на духовых инструментах.
Большинство преподавателей на духовых инструментах в процессе обучения полностью сосредотачивают внимание на формировании у учащихся профессионально-игровых умений и навыков. Универсальному музыкальному развитию обучаемых духовиков не уделяется специального внимания. Не изучены функции важнейших психолого-педагогических механизмов, влияющих на процесс развития учащихся в процессе обучения. Отсутствует научно-разработанная теория развивающего обучения.
При обучении игре на духовых инструментах имеются два основных противоречия:
1. Несоответствие существующей теории и практики обучения реальным изменениям, происходящим в экономике, политике, идеологии и другим изменениям, влияющим на музыкальную педагогику.
2. Методы обучения не соответствуют потребностям, интересам и индивидуальным возможностям музыканта-духовика, т.е. не имеют личностноориентированного подхода к каждому студенту.
Модернизация системы обучения игре на духовых инструментах, которая происходит в насто-
© Н.Л. Куров, 2009
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009
455
ящее время и будет происходить в дальнейшем, должна в первую очередь учитывать интересы, потребности и стремление каждого индивидуума, т.е. иметь личностно-ориентированный характер.
Переходу от авторитарного образования к личностно-ориентированному способствуют труды ведущих философов, искусствоведов, психологов, педагогов: Н.А. Бердяева, Л.С. Выготского, В.С. Кузина, В.И. Петрушина, ГМ. Цыпина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, М.Н. Скаткина, В.И. Черничен-ко, А.А. Мелик-Пашаева, Э.Б. Абдулина, В.Г Раж-никова, Т. А. Докшицера, Б.М. Теплова, Б.Г Лихачева, Б. Юсова, В.М. Прокопова и других.
При авторитарных методах обучения: внешние и количественные показатели успеха преобладают над внутренними и содержательными показателями, что ослабляет творческие возможности педагога и ученика. У большинства преподавателей игры на духовых инструментах отсутствует ясное понимание особенностей художественнотворческого развития музыкантов-духовиков; центром педагогического процесса является музыка и число пройденных и исполненных произведений, а не развитие личности ученика [6].
При личностно-ориентированном преподавании взаимодействие между учителем и учеником происходит в атмосфере свободы и доверия, что создает творческую обстановку.
В основе авторитарных методов преподавания лежит подчинение младшего старшему. Ученик обязан безоговорочно слушать и выполнять учительские наставления, не имея права на свои убеждения и позиции.
У современной молодежи другие жизненные взгляды и позиции, которые отличаются от взглядов молодежи шестидесятых, семидесятых и восьмидесятых годов. Она требует перемен в педагогике, соответствующих изменениям, которые произошли в нашей экономике, политике, идеологии, а также установления новых межличностных отношений между учеником и учителем.
Все большее количество преподавателей духовиков приходит к выводу, что необходимо изменение методов обучения игры на духовых инструментах, т.е. отход от позиций авторитарной педагогики и предоставления учащемуся свободы на создание собственной интерпретации музыкального произведения; на поиск личностного смысла в своей творческой деятельности.
Всемирно известный трубач Т.А. Докшицер считал, что каждый исполнитель имеет право на свобо-
ду творчества. Он отмечал, что каждый интерпретатор может иметь свое толкование оттенков музыкальных образов, а глубина и разносторонность творческого образного мышления связана с мироощущением, духовным богатством, интеллектом, эмоциональной природой исполнителя [4].
Искусство, в частности духовая музыка, обладает функциями, формирующими нравственный и эстетический идеал человека, которые определяют его деятельность как личности.
Переход на обучение на основе личностноориентированной педагогики проводится с целью осуществления системного образовательного процесса средствами искусства, направленного на воспитание всесторонне развитой и интеллектуальной личности.
В.Н. Ражников считает, что действия преподавателя с позиции наставника, руководителя, репетитора, режиссера-постановщика оказывают оперативную и случайную помощь, но чаще всего приводят к разделению обучения и воспитания и не содействуют эффективной работе ученика с музыкальным произведением. В результате чего он приходит к выводу, что личность ученика развивает только развивающаяся личность педагога [6].
В условиях перестройки нашего общества повышаются требования к педагогу-духовику.
Эти требования определены Л.А. Баренбоймом: «Задачи педагога, обучающего исполнительскому искусству очень широки: он открывает ученику эстетическую, познавательную и этическую сущность музыки, прививает музыкальную культуру, руководит и развитием мастерства, воспитывает волю к воплощению музыки и воздействию на слушателей, развивает наблюдательность к окружающим жизненным явлениям. Но все, что делает педагог, в конечном итоге, должно помочь раскрытию личности молодого исполнителя, разбудить его фантазию, направить к самостоятельным творческим исканиям. Педагог не выполняет этой основной задачи, если не использует индивидуально различных путей работы с учеником, если воспитывает ученика в тепличной атмосфере, окружает излишней опекой, преподносит все в раскрытом виде и, тем самым, не приучает к творческой пытливости» [2].
Важной составляющей личностно-ориентированной педагогики является мастерство преподавателя, которое оценивается не только по выбору методов, средств и форм воздействия на обучаемого, но и по его соучастию в совершен-
456
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009
ствовании личности студента и его музыкальноисполнительского мастерства.
Исследователи отмечают, что существующая структура образовательного процесса вызывает у студентов сильное психическое напряжение, приводящее к неврозам, и э то, в свою очередь, снижает продуктивность обучения [3].
С целью повышения качества педагогической подготовки в вузах производится модернизация содержания обучения и вводятся новые образовательные технологии, что выражается введением в действие государственных образовательных стандартов высшего образования второго поколения. К новым технологиям обучения, в которые включены элементы традиционных технологий, относятся: эвристическое обучение как развивающая дидактическая система; игровое обучение; исследовательские методы обучения; использование наглядных средств в обучении; развитие воспитывающих отношений в процессе обучения; технология компьютерного обучения [1].
Рассматривая приемы и способы обучения при определении их эффективности и целесообразности, следует исходить из того, насколько они способны инициировать и вводить в действие художественно-творческий потенциал учащихся и стимулировать разработке новых профессиональных творческих решений [8].
Большую роль в переходе преподавателей-духовиков на личностно-ориентированную педагогику имеет оптимизация межличностных отношений между учителем и учеником, так как в процессе занятий они непосредственно взаимодействуют друг с другом [7].
От того как складываются взаимоотношения между учителем и учеником зависят результаты обучения.
Современное молодое поколение критически относится к авторитарным методам педагогики и имеет свои взгляды и мнение на учебный процесс и творческую музыкально-исполнительскую деятельность. Поэтому большое значение имеет умение учителя установить с учеником межличностные отношения исходя из его способностей, интересов, мировоззрения.
Основная задача учителя состоит в том, чтобы повысить творческую активность ученика и подготовить его к самостоятельной работе, что является необходимым условием для формирования личности, способной приспособиться к жизненной ситуации.
Эта цель может быть достигнута лишь в том случае, если в процессе обучения учитель будет учитывать мнение и взгляды ученика, а возникающие в учебном процессе конфликтные ситуации разрешать путем диалога с учеником.
Оптимизация межличностных отношений требует от преподавателя большой компетенции, так как в зависимости от учебной ситуации требуются различные формы и способы взаимодействия учителя с учеником, способные повысить эффективность музыкальных занятий.
Нами были проведены исследования с преподавателями музыкальных вузов и колледжей по специальности «Духовые и ударные инструменты» по определению их отношения к личностно-ориентированному и традиционным методам преподавания. Проведенные исследования с 20 респондентами показали, что 8 преподавателей (40%) положительно относится к переходу на новые методы обучения.
Полученные результаты исследований говорят о том, что в преподавании игры на духовых инструментах постепенно утверждается понимание необходимости перехода на новые методы обучения.
Библиографический список
1. Ахметова М.Н. Педагогические теории и системы: Аспект технологий: Учебное пособие. - Чита, 1998.
2. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л., Музыка, 1974.
3. Бувайлов В., Куропова Г., Сенаторова Н. Нервно-психическое состояние студентов как ва-леологическая проблема // Высшее образование в России. - 1996. - .№2.
4. Докшицер Т.А. Путь к творчеству. - М.: Муравей, 1999. - 214 с.
5. Куров Н.Л. Роль военных ансамблей песен и плясок в формировании духовного идеала личности у молодежи // Объединенный научный журнал. - 2002. - .№7. - С. 34-36.
6. Ражников В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении // Вопросы психологии. - 1988. - №1. - С. 34-36.
7. Хазанов П.А. Оптимизация межличностных от ношений и взаимодействий в системе «учитель-ученик» (на материале индивидуальных занятий художественно-творческой деятельностью). - М., 2006. - 214 с.
8. Черниченко В.И. Педагогика высшей школы: Курс лекций по разделу «Дидактика». - М.: МГУКИ, 2002. - 120 с.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009
457