Научная статья на тему 'МОЛОДЕЖНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ГОРИЗОНТАХ ЛИЧНОСТИ'

МОЛОДЕЖНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ГОРИЗОНТАХ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / обучение / инновации / социальность / проектирование / «культурные индустрии» / youth / education / innovation / sociality / design / «cultural industries»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ван Жукай, Е.Ю. Сыровацкий, Ян Пэнтао

Исследован феномен молодежной социальной инноватики как концепт-образ и пространство культурных смыслов, представленных в новаторских авторских проектных идеях, которые принимают на себя роль действенного социокультурного социального регулятива. С целью подчеркнуть аксиологическое ядро инновационности как процесса по кардинальному преобразованию мира и человека, основанного на принципе «самовозделывания». Также доказывается необходимость обновления консервативных, моделей мыследеятельности как уходящих в прошлое; обосновывается важность перехода к неортодоксальным креативным моделями проектного творчества, которые уже сегодня активно развиваются в общей парадигме «креативной индустрии», отражают ключевой вектор направленности молодежных творческих социокультурных проектных практик и их динамику, как в мировом, так и в собственно российском дискурсе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH CREATIVE INNOVATIONS IN THE HORIZONS OF PERSONALITY

The article examines the phenomenon of youth social innovation as a concept image and space of cultural meanings presented in innovative author's design ideas, which assume the role of an effective socio-cultural social regulatory. In order to emphasize the axiological core of innovation as a process for the cardinal transformation of the world and man, based on the principle of «self-cultivation». It also proves the need to update conservative models of mental activity as going back in time. The article substantiates the importance of the transition to unorthodox creative models of project creativity, which are already actively developing in the general paradigm of the «creative industry», reflect the key vector of orientation of youth creative socio-cultural design practices and their dynamics, both in the world and in the Russian discourse proper.

Текст научной работы на тему «МОЛОДЕЖНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ГОРИЗОНТАХ ЛИЧНОСТИ»

УДК 130.2

МОЛОДЕЖНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ГОРИЗОНТАХ ЛИЧНОСТИ*

Ван Жукай1), Е.Ю. Сыровацкий 2), Ян Пэнтао3)

1,2) Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород 3) Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

г. Белгород 1)e-mail: 1301126110@qq.com 2)e-mail: jonh30031982@gmail.com 3)e-mail: 307745429@qq.com

Исследован феномен молодежной социальной инноватики как концепт-образ и пространство культурных смыслов, представленных в новаторских авторских проектных идеях, которые принимают на себя роль действенного социокультурного социального регулятива. С целью подчеркнуть аксиологическое ядро инновационности как процесса по кардинальному преобразованию мира и человека, основанного на принципе «самовозделывания». Также доказывается необходимость обновления консервативных, моделей мыследеятельности как уходящих в прошлое; обосновывается важность перехода к неортодоксальным креативным моделями проектного творчества, которые уже сегодня активно развиваются в общей парадигме «креативной индустрии», отражают ключевой вектор направленности молодежных творческих социокультурных проектных практик и их динамику, как в мировом, так и в собственно российском дискурсе.

Ключевые слова: молодежь, обучение, инновации, социальность, проектирование, «культурные индустрии».

Сегодня молодежная инноватика стала актуальным направлением, можно говорить, «брендом» развития молодежных инициатив в мировом и российском культурном пространстве, когда «гонка за новизной» (в лучшем ее смысловом значении) определяет не только технологическую, но, что особенно важно, стратегическую, а в целом национальную безопасность развитых культурно-цивилизационных систем. В современных условиях в эпоху перемен быстрыми темпами идет сближение бизнес-структур с научными институциями, развивается и их партнерское движение, и конструктивный диалог. Это подчеркивает

Статья подготовлена на основе докладов, представленных в рамках Всероссийской научной конференции с международным участием «Креативные индустрии в производстве культурного капитала: теоретические и практические парадигмы» (25-26 апреля 2023 года, г. Белгород, БГИИК).

неоднозначность категориальной бинарности: старое - новое, традиция -новаторство, поколенческий разрыв - преемственность поколений и др., важные для понимания сущности и природы инновации.

На общем фоне вступления мирового сообщества в стадию «обществ знания», в информационно-сетевую и цифровую эру, социальная инноватика проектного типа становится неотъемлемой частью жизнедеятельности человека, показателем его личностной самореализации, эффективным способом социальной репрезентации. В трактовке Э.М. Лисс: «Социокультурная инновация представляет собой специфический механизм формирования новых моделей, паттернов поведения, технологий, которые становятся предпосылками обновления общества и культуры» [8, с. 12]. В молодежном сегменте эта тема развивается особенно ярко и впечатляющее: молодые люди, активно генерируя свои идеи в культурное пространство социума, тем самым включаются в общий инновационный процесс, понимая его не просто как средство «технологизации» общественной жизни, но и как наполненный общечеловеческими смыслами и философскими контекстами. Это позволяет нам идентифицировать социальную инноватику в ее молодежной (поколенческой специфике) с точки зрения ее направленности не на абстрактного человека, а на «живого», конкретного деятельного индивидуума, живущего «здесь и сейчас», в конкретном режиме времени.

С учетом сказанного, мы исходим: во-первых, из философско-культурологического понимания инновации как базового инструмента, индикатора построения общества, который задает вектор обновленной модели мирустроения, в том числе, в проекции его ноосферного моделирования. Во-вторых, руководствуемся пониманием молодежной социальной инноватики как концепт-образа и смыслового пространства, связанного с образом жизни молодёжи и культурными горизонтами личности, в центре которых образы ожидаемого ею социального будущего, импульсивное стремление молодого поколения к «Я-дентичности». Здесь философский конструкт «образ будущего» полагается интегральным фактором преобразования себя и мира. И, как говорит И.В. Желтикова: «...это та произвольная переменная, которая подчеркивает субъективный характер видения будущего, его зависимость от настроения и мировоззрения того, кто его видит» [5]. По уточнению

И.В. Желтиковой: «Вот в этом значении субъективного предчувствия будущего и следует понимать возможность настоящего получать стимул от будущего» [5].

Отсюда в широком плане в контексте культурного социогенеза природа и «генетика» инновационности вообще и молодежных культурных инноваций, в особенности, во многом резюмируется в самом человеке как носителе креативного, творческого начала. А также с заложенным в них эвристическим потенциалом, принципом «самовозделывания» и диалоговой коммуникации, «проективными ожиданиями» и «жизненными стратегиями» [7, с. 210-211].

Мы со своей стороны, разделяем точку зрения исследователей, которые настаивают на изучении позитивного опыта реализации молодежью ее профессионального, образовательного потенциала в инновационных сферах креативных индустрий, включая IT форматы и др., образующих яркий «ковер» социальной инноватики. Как справедливо замечает Н.Н. Малахова: «Ее построение невозможно без знания структурных компонентов, механизмов распространения и функционирования, понимания ее места в общей системе регуляторов человеческого поведения» [9, с. 4], что говорит о значимости истокам и культурным механизмам социальной инновационности.

Создание оптимальной для развития человека образовательной среды связано с поиском составляющих ее элементов, благодаря которым может проявиться специфически человеческая часть среды обитания субъекта». Причем это касается буквально всех сфер дне только материального, но и духовного производства, в которых ставятся и решаются инновационные задачи, применяются новые подходы. В частности, И. Лань и О.Л. Анисимова пишут о том, что сегодня: «Поднимаются вопросы целесообразности и эффективности данных нововведений с точки зрения приобретения профессиональных навыков и умений с опорой на традиции академического образования...» [6, с. 35], с чем, собственно, нельзя не согласиться. В самом деле, с учетом нарастания темпов и масштабов урбанизации все больше новых технологий входит в нашу жизнь, меняя не только наш привычный быт, стиль жизни людей, но и систему образования. Поэтому методы и подходы к обучению должны соответствовать требованиям времени. Все

это, разумеется, отражается на качественном проектировании вузовской среды.

Вместе с тем, нельзя не сказать о том, что противоречивость и некоторая двоякость ситуации состоит, в частности, в том, что уровень решений образовательных пространств не соответствует современным тенденциям и методам современного обучения, предназначенных для всех групп обучающихся, в том числе и маломобильных. Поэтому, с очки зрения самих молодых новаторов-проектировщиков, при проектировании образовательных пространств должны учитываться: все новейшие методики обучения, новая парадигма и философия образования, нестандартные способы решения поставленных учебных задач. Также важно заблаговременное предусмотреть конкретные виды образовательных пространств и «прокручивание» наиболее оптимальных сценариев их использования, в том числе обязательно имеющих альтернативное содержание и др.

Все это говорит о том, что особое место в ряду молодежных инициатив по праву принадлежит культурным проектам в сфере модернизации образовательных пространств, что совершенно оправдывает себя по целому ряду причин. Данная максима присутствует в рассуждениях самих авторов инновационных проектов, молодых инноваторов, часть которых, уже на стадии вузовского обучения становятся активными участниками российского (в том числе, регионального) инновационного движения.

Обратимся к конкретным образцам культурного проектирования в области молодежных образовательных инноваций, имеющих актуальное социокультурное значение и резонанс. Интересен в этой связи авторский проект реновации образовательных интерьеров БГТУ им. В.Г. Шухова, в котором на основе выявленных недостатков текущего состояния образовательных пространств; анализа зарубежного и отечественного опыта, а) выявлены основные функциональные модули и закономерности проектирования учебных пространств высших учебных заведений; б) определены основные сценарии использования образовательных пространств. И далее: по результатам системного архитектурно-дизайнерского анализа, разработан авторский проект, при создании которого предполагается применение современных принципов проектирования образовательных пространств. Мы склонны согласиться

с Ю.Б. Дроботенко, который пишет: «Педагогам еще не приходилось решать задач организации обучения в условиях избытка информации, широкого доступа обучаемых к заведомо пропагандистским и контрпропагандистским материалам, к дезинформации и т. п.» [2, с. 178].

По сути, можно предложить общую схему, реконструирующую основные «пошаговые» элементы и методы любого инновационного культурного проекта, которые в определенном соотношении включаются в его «путевой лист» (от рождения самой креативной идеи в голове проектировщика до общественного обсуждения проекта и его последующего внедрения в культурную практику). Эти стадии служат необходимым условием для воплощения авторской идеи-замысла в реальную жизнь общества. Специалисты говорят, что, скажем, в сегменте образовательной социальной инноватики при реализации культурного проекта необходимо: идентифицировать потребности обучающихся; сформулировать цели и задачи, которые ставятся перед обучающимися; разработать методологические карты занятий и сценарии их использования для решения конкретных учебных задач; определить средства, с помощью которых будут достигнуты данные образовательные задачи; иметь возможность быстро трансформировать пространство под различные сценарии. Кроме того, нужно активно использовать методику «обратной связи», непосредственного коммуницирования с обучающимся контингентом по типу «быстрой реакции» (скажем, мониторинговые рычаги изучения мнения и др.); динамично и своевременно вносить нужные изменения в образовательную среду. В обоснование постулата о значимой роли инноваций как основной источника кардинального изменения традиционной образовательной модели, сегодня актуальны симулятивное, случайное, рефлексивное кейсовое, и «обучение исследованием», каркас которого зиждется на непосредственном контактном взаимодействии, не исключая также «живое» контактное взаимодействие [3, с. 88].

Обратим внимание, что, в существе своем, во-первых, каждая их данных «архитектур» не просто конструирует «новое вмещающее пространство» с «дирижированием» педагога. Но также в совокупности с другими, образует «пирамиду» нового подхода на построение всей конструкции современного образования; во-вторых, каждая из них «маркирует» собой новаторский взгляд на решение задачи качественной

перестройки самого обучения как важного социального процесса, архитектора учебной среды.

Однако, уточняя сложности этого процесса, Ю.Б. Дроботенко отмечает: «Становление новой научности - процесс непростой. Даже чисто психологически очень трудно отказаться от стереотипов мышления и устоявшихся убеждений. Этот разрыв может быть преодолен разработкой нового направления образования, основанного на формировании проектного способа взаимодействия с миром (Дж.К. Джонс, В.Ф. Сидоренко, Г.Л. Ильин и др.). Проектное образование есть способ формирования нового типа культуры -проектной культуры, или культуры Большого дизайна, что требует поиска новых, «предиктивных» по отношению к изменениям быстроменяющейся социокультурной действительности,

методологических основ организации образовательного процесса» [2, с. 178-179].

Строго говоря, контекст наших рассуждений свидетельствует о важности философско-культурологического прочтения феномена молодежной инноватики, понимания того, что гуманистическая сущность инновации связана с широким социальным контекстом, а ее «предметное поле» формируется и инициируется «снизу», будучи связанными с социальными запросами общества на культурный проект в той или иной сфере общественной жизни [1]. В целом на конкретных образцах реконструкции молодежных культурных практик (регионального, в данном случае, уровня) мы постарались эксплицировать модель инновационного образовательного вузовского пространства, показать значимость модернизации его оснащения и интерьера, призванных оптимизировать весь процесс современного обучения на базе новой парадигмы средового вузовского окружения. По мнению авторов статьи, данный подход призван оказать позитивное влияние на решение национальной задачи формирования новых педагогов и обучающихся новой формации. Тем самым молодежная проектная инновационность обосновывается как философский концепт, образ жизни и способ социальной репрезентации молодежи.

Таким образом, мы, во-первых, обосновали идентификацию социальной инновационности российской молодежи как базового индикатора общественной динамики, в определенном смысле

национального ресурса, способствующего сохранению традиционных морально-нравственных ценностей культуры, формирования целостности культурного пространства. При этом молодежь в этом процессе постулируется как основной носитель инновационного потенциала, поступательная динамика и векторы которого связаны с концепт-образами молодежного социального будущего.

Во-вторых, показали, что образы желаемого социального будущего, активно присутствующие в молодежном сознании, и объективно подпитываемые в условиях медиасреды, множества «сетевых свобод», тесным образом связаны с такими категориями, как «социальное самочувствие молодежи», «поколенческие ожидания», «жизненный успех» (успешность) и др. В совокупности вместе взятые они являются ключевым индикатором, в орбите которого, на взгляд авторов статьи, вращаются все креативные устремления молодежи, ее творческие порывы, желания, амбиции и устремления.

Наконец, для нас очевидно, что во все времена (и сейчас, тем более) именно молодежь является самой мобильной социальной общностью, четко мотивированной на самореализацию, на раскрытие своей индивидуальности и «Я-идентичности». На этом основании правомерно в строительстве общества «нового типа» особые надежды связывать именно с молодежным сегментом и его новаторским «зарядом». Однако же успешное развитие молодежных креативных инициатив возможно лишь в той мере, в какой само общество создает достаточную базу для поддержки и инициирования социальных проектов в культуре и, просто говоря, нуждается в них.

Список литературы

1. Будущее как объект управления / Ю. Р. Вишневский, С. Ю. Вишневский, Т. Б. Багирова, О. Р. Белова // Не расстанусь с молодежью, буду. : сб. науч. статей к 80-летию проф. Ю. Р. Вишневского / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. -Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018. - 343 с.

2. Дроботенко, Ю. Б. Сценарно-архитектурных подход к организации образовательного процесса в вузе / Ю. Б. Дроботенко // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 4 (23). - С. 176-179.

3. Дроботенко, Ю. Б. Профессиональное воспитание как компонент профессиональной подготовки студентов педагогического вуза / Ю. Б. Дроботенко // Материалы первой междунар. науч.-практ. конф. «Воспитание в изменяющемся мире». - Омск : ОмГПУ, 2015. - С. 88-95.

4. Духовная культура Китая // Энциклопедия. В 5 т. Т. 1. Философия / под ред. Кобзева А. И. - Москва, 2006. - С. 262-264.

5. Желтикова, И. В. Образ будущего в интерпретации Ф. Полака / И. В. Желтикова // Современные исследования социальных проблем : электронный научный журнал. -2013. - № 3 (23). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-buduschego-vinterpretatsii-f-polaka/ (дата обращения: 20.07.2023).

6. И, Лань. Влияние инновационных технологий на музыкальную культуру / Лань И, О. Л. Анисимова // Наука. Искусство. Культура. - 2023. - № 2 (38). - С. 35-46.

7. Лапин, Н. И. Базовые ценности, социальное самочувствие и доверие институтам власти / Н. И. Лапин // VIII Международная научная конференция. Модернизация экономики и общественное развитие. В 3 кн. Кн. 2 / под редакцией Е. Г. Ясин. -Москва : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007. - С. 210-219.

8. Лисс, Э. М. Инновация как социокультурный феномен : 24.00.01 : дис. ... д-ра социол. наук / Лисс Элина Михайловна ; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону, 2002. - 227 с.

9. Малахова, Н. Н. Инновационная культура как фактор системных социальных трансформаций : 24.00.01 : дис. ... д-ра филос. наук / Малахова Наталия Николаевна ; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону, 2016. - 360 с.

YOUTH CREATIVE INNOVATIONS IN THE HORIZONS

OF PERSONALITY

Wang Rukai1), E.Y. Syrovatsky2), Yang Peng Tao3)

1,2)Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod 3)Belgorod State National Research University, Belgorod 1)e-mail: 1301126110@qq.com 2)e-mail: jonh30031982@gmail.com 3)e-mail: 307745429@qq.com

The article examines the phenomenon of youth social innovation as a concept image and space of cultural meanings presented in innovative author's design ideas, which assume the role of an effective socio-cultural social regulatory. In order to emphasize the axiological core of innovation as a process for the cardinal transformation of the world and man, based on the principle of «self-cultivation». It also proves the need to update conservative models of mental activity as going back in time. The article substantiates the importance of the transition to unorthodox creative models of project creativity, which are already actively developing in the general paradigm of the «creative industry», reflect the key vector of orientation of youth creative socio-cultural design practices and their dynamics, both in the world and in the Russian discourse proper.

Keywords: youth, education, innovation, sociality, design, «cultural industries».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.