Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
87
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОЕКТЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ФЕСТИВАЛИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ ТАЛАНТОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сачкова Татьяна Викторовна

Проблема выявления одаренных детей в большей или меньшей степени была актуальна всегда. В современном мире одной из главных задач любого общества является формирование культурно-интеллектуальной базы. Быстро меняющаяся картина мира в последнее тридцатилетие нашла отражение и в музыкальной культуре, и в музыкальном образовании России. В некоторой степени, те достижения, успехи и победы, которые характеризовали советское музыкальное исполнительство, были если не утеряны, то приуменьшены в 1990-е гг. Практически, только в конце 2000-х гг. начала возрождаться полноценная система поддержки талантливых детей и молодежи. Каждая страна борется за возможность обладать этими ресурсами. В предлагаемой статье приведен обзор наиболее значимых проектов в Российской Федерации, направленных на выявление и дальнейшее продвижение молодых талантов в различных сферах культурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Сачкова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE INSTITUTIONS FOR THE PROMOTION OF GIFTED CHILDREN AND YOUTH

The problem of identifying gifted children, to a greater or lesser extent, has always been relevant. In the modern world, one of the main tasks of any society is the formation of a cultural and intellectual base. The rapidly changing picture of the world in the last thirty years has been reflected in the musical culture and in the musical education of Russia. To some extent, the achievements, successes and victories that characterized Soviet musical performance were, if not lost, then diminished in the 1990s. In practice, only at the end of the 2000s. a full-fledged support system for talented children and youth began to revive. Each country is fighting for the opportunity to possess these resources. This article provides an overview of the most significant projects in the Russian Federation aimed at identifying and further promoting young talents in various fields of cultural activity.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»

УДК 376.545

Т. В. Сачкова

Государственные институты по продвижению одаренных детей

и молодежи

Проблема выявления одаренных детей в большей или меньшей степени была актуальна всегда. В современном мире одной из главных задач любого общества является формирование культурно-интеллектуальной базы. Быстро меняющаяся картина мира в последнее тридцатилетие нашла отражение и в музыкальной культуре, и в музыкальном образовании России. В некоторой степени, те достижения, успехи и победы, которые характеризовали советское музыкальное исполнительство, были если не утеряны, то приуменьшены в 1990-е гг. Практически, только в конце 2000-х гг. начала возрождаться полноценная система поддержки талантливых детей и молодежи. Каждая страна борется за возможность обладать этими ресурсами. В предлагаемой статье приведен обзор наиболее значимых проектов в Российской Федерации, направленных на выявление и дальнейшее продвижение молодых талантов в различных сферах культурной деятельности.

Ключевые слова: одаренные дети, государственные проекты, интеллектуальные ресурсы, фестивали, государственная политика поддержки талантов

Tatyana V. Skachkova State institutions for the promotion of gifted children and youth

The problem of identifying gifted children, to a greater or lesser extent, has always been relevant. In the modern world, one of the main tasks of any society is the formation of a cultural and intellectual base. The rapidly changing picture of the world in the last thirty years has been reflected in the musical culture and in the musical education of Russia. To some extent, the achievements, successes and victories that characterized Soviet musical performance were, if not lost, then diminished in the 1990s. In practice, only at the end of the 2000s. a full-fledged support system for talented children and youth began to revive. Each country is fighting for the opportunity to possess these resources. This article provides an overview of the most significant projects in the Russian Federation aimed at identifying and further promoting young talents in various fields of cultural activity.

Keywords: gifted children, government projects, intellectual resources, festivals, government policy to support talents

DOI 10.30725/2619-0303-2021-2-138-142

Быстро меняющаяся картина мира в последнее тридцатилетие нашла отражение и в музыкальной культуре, и в музыкальном образовании России. В некоторой степени, те достижения, успехи и победы, которые характеризовали советское музыкальное исполнительство, были если не утеряны, то приуменьшены в 1990-е гг. Практически, только в конце 2000-х гг. начала возрождаться полноценная система поддержки талантливых детей и молодежи.

По результатам первого всероссийского исследования отношения граждан к талантам, проведенного Фондом «Общественное мнение» по инициативе ВШЭ, было выявлено, что около 70 % опрошенных считают, что ответственность за выявление и развитие талантливой молодежи лежит на государственных структурах [1]. Как справедливо отмечает Е. В. Бурдина, развитие заложенных природой творческих способностей и одаренностей без специально организованного процесса обучения может и не произойти [2, с. 245].

Начиная с 2000-е гг. Президент России В. В. Путин уделяет особое внимание проблеме развития и образования детей, поддержке традиционной системы доступного, качественного предпрофессионального и дополнительного музыкального образования. Учитывая острую необходимость в государственном содействии, было принято решение о создании масштабного проекта для поиска и дальнейшего развития одаренных детей в России. Для осуществления этого проекта в декабре 2014 г. был создан фонд «Талант и успех» (на основе добровольных взносов), руководителем которого была назначена Елена Шмелева, а председателем правления -Сергей Ролдугин. Выдающиеся деятели искусства, науки, спорта С. Захарова, Ю. Темирканов,

A. Горшков, И. Ященко, а также российские предприниматели Р. Абрамович, О. Дерипаска,

B. Потанин и др. являются учредителями фонда и оказывают спонсорскую поддержку.

В июне 2015 г. Образовательным фондом «Талант и успех» был создан всероссийский об-

разовательный центр для одаренных детей «Сириус». Миссия центра заключается в выявлении одаренных детей и их последующем продвижении в области искусств, спорта, технических и гуманитарных дисциплин. Центр оказывает информационную и методическую поддержку создаваемой сети региональных центров и является оператором государственного информационного ресурса, посвященного детям, обнаружившим выдающиеся способности [3, с. 237].

Возможность проявить себя предоставляется детям из всех регионов Российской Федерации. Порядка 800 учащихся ежемесячно приезжают на 24-дневную смену. Заявки и окончательное решение по кандидатам принимает экспертный совет фонда «Талант и успех». Образовательные программы центра представлены в трех направлениях: «наука», «искусство» и «спорт». Представленные программы курируют ведущие учебные заведения России под руководством выдающихся деятелей науки, искусства, культуры и спорта. Занятие проводят высокопрофессиональные преподаватели.

В то же время, не акцентируя внимание лишь на специализированной подготовке, в образовательном центре детям дают возможность получить широкий спектр знаний, посещать занятия по различным дисциплинам. Это позволяет развивать кругозор, творческое и практическое мышление, лидерские качества и управленческие навыки.

Большое значение и внимание уделяют организаторы и преподаватели центра детскому досугу, так как совместное времяпрепровождение, наряду с учебным процессом, также влияет на формирование творческой личности одаренного ребенка. Для учащихся организуют различные экскурсии и развлекательные мероприятия.

Осознавая успешность и востребованность такого проекта, как образовательный центр «Сириус», начиная с 2017 г., создаются региональные центры выявления и поддержки одаренных детей в рамках приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» [4]. В настоящее время их уже 53, а к 2024 г. они будут созданы в каждом субъекте Российской Федерации.

Одной из экспертных организаций по отбору детей и разработке учебных программ для образовательного центра «Сириус» в 2015 г. стало Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Санкт-Петербургский Дом музыки», которому в 2021 г. исполняется 15 лет. Дом музыки был создан его нынешним художественным руководителем Народным артистом России, профессором Сергеем Рол-дугиным. Будучи успешным виолончелистом и

дирижером, С. Ролдугин организовал учреждение, сферой деятельности которого является академическая музыка.

Как отмечает С Ролдугин, «для успешной творческой деятельности в молодом исполнителе должна появиться серьезная концертная ответственность, поэтому встреча с публикой -«лучшим педагогом» - в корне отличает учебный концерт от публичного. На таких выступлениях молодой солист предстает не как ученик, пробующий свои силы, а как профессионал, от которого ждут творческого события» [5].

Аналогов петербургскому Дому музыки нет. Уже пятнадцать лет он является стартовой концертной площадкой для талантливых молодых музыкантов-исполнителей. Возраст музыкантов, выступающих на этой сцене, - от 16 до 30 лет. Такие известные сегодня исполнители, лауреаты международных конкурсов, как Д. Трифонов. А. Рамм, П. Милюков, М. Култышев, С. Редькин и многие другие начинали свою концертную деятельность на площадках этого учреждения.

Важную роль в формировании музыканта-исполнителя играют постоянно проводимые в Английском зале мастер-классы ведущих артистов мира. Как отмечает Мария Ханько (заместитель директора Дома музыки), все расходы по организации гастролей Дом музыки берет на себя, в том числе такие проекты, как «Высшие исполнительские курсы», «Музыкальная сборная России», «Река талантов», «Посольство мастерства», «Музыка звезд». В рамках проекта «Вечера в Английском зале» солисты сами составляют свои программы [6].

Необходимо отметить международную деятельность Дома музыки, которая охватывает более тридцати стран, куда направляются на гастроли молодые исполнители. Так в 2011 г. первые пробы совместных концертов в Стокгольме превратились в «Русские четверги». Проект с генеральным консульством Японии, который начался в 2014 г. с перекрестных выступлений молодых солистов, в 2019 г. увенчался тем, что Дом музыки стал организатором и участником Фестиваля Российской культуры в Японии.

Если минимальный возраст исполнителей, выступающих на площадках Дома музыки, -шестнадцать лет, то конкурс, художественным руководителем которого является известный российский пианист-виртуоз Д. Мацуев, приглашает к участию детей до 16 лет включительно. Организованный Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры «Московская государственная академическая филармония», международный конкурс молодых пианистов «Grand Piano Competition» дает возможность одаренным детям проявить себя,

увериться в своих профессиональных возможностях и способностях, опираясь на мнение выдающихся и авторитетных музыкантов.

Активная концертная деятельность, вовлечение в различные проекты и фестивали - отличительные черты «Grand Piano Competition» от других конкурсов. Особая атмосфера конкурса, в которой практически отсутствуют проигравшие, превращает его в своего рода музыкальный фестиваль. Большое значение имеет последующая поддержка и курирование юных дарований на начальном этапе становления их творческого пути [7]. Каждый из конкурсантов получает от Д. Мацуева именной сертификат на участие в его проектах.

Еще одним значимым в нынешнее время музыкальным проектом в России является созданный при содействии Министерства культуры Российской Федерации в 2012 г. Всероссийский юношеский симфонический оркестр. Идейным вдохновителем проекта является народный артист СССР, дирижер и педагог Ю. А. Башмет. Одной из основных задач оркестра является работа по выявлению талантливой молодежи в различных регионах Российской Федерации. Прослушивания проходят каждые два года среди детей и молодежи различных возрастных групп, начиная от уровня предпрофессиональ-ной подготовки и заканчивая высшим уровнем образованием.

Работа в оркестре, который является единым организмом, дает возможность юным исполнителям получить профессиональную подготовку инструменталиста-оркестранта, а регулярная гастрольно-концертная деятельность - приобрести бесценный опыт работы в музыкальном коллективе.

Демонстрация качества музыкального образования в России и лучших традиций российской исполнительской школы способствует привлечению широкой аудитории к академической музыке.

С 2020 г. работа оркестра осуществляется при поддержке Гранта Президента Российской Федерации. Прослушивания одаренных молодых музыкантов в коллектив проводятся более, чем в двадцати пяти городах России, что дает возможность охватить большую часть детей и молодежи, желающих продемонстрировать свои способности.

Понимая необходимость профессионального образования, без которого невозможна реализация музыкальных способностей, в 2013 г. Ю. Башмет начинает создавать образовательные центры на базе существующих в регионах специализированных школ-десятилеток. На сегодняшний день около двух десятков таких

центров работают по всей стране. Регулярные мастер-классы с привлечением ведущих преподавателей, знакомство с российскими и зарубежными исполнительскими школами, различные творческие встречи с выдающимися музыкантами-исполнителями и другие виды образовательной деятельности дают возможность молодым музыкантам реализовать свои способности и продолжать славные традиции Российской исполнительской школы. Как отмечает сам маэстро, «к этому проекту я шел долго. Эта тема - образование молодежи в российской провинции - давно меня увлекает. Наша задача в том, чтобы выявлять таланты на раннем этапе и помогать их развивать» [8].

Анализ гастрольной деятельности юношеского оркестра делает очевидным тот факт, что с первых же выступлений интерес к коллективу связан с актуальностью детского музыкального образования, и внимание к нему подтверждает необходимость и своевременность подобного проекта.

С 2013 г. оркестр проводит регулярные гастрольные туры по городам России. Большую роль в продвижении проекта сыграло участие музыкального коллектива в церемонии закрытия XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи. Начиная с 2016 г., молодые музыканты выступают как в Российских городах, так и в легендарных концертных залах Европы, что подтверждает успешное развитие проекта Ю. Башмета за прошедший период.

Особое место среди инициатив, нацеленных на помощь одаренным детям в нашей стране, безусловно, занимает Международный благотворительный Фонд Владимира Спивакова, деятельность которого насчитывает более четверти века. «Дети должны знать, что их любят», - так сформулировал основную задачу организации выдающийся музыкант современности, всемирно известный скрипач и дирижер.

Как бы ни был одарен ребенок, без материальной поддержки, без внимания и опеки взрослых, вероятность реализации невелика. На протяжении длительного времени фонд помогает одаренным в музыке и изобразительном искусстве детям, стимулирует развитие их талантов, оказывая поддержку в организации их творческой деятельности, как внутри страны, так и за рубежом. Руководством фонда было принято решение о назначении именных стипендий особо проявившим себя юным дарованиям.

Как отметил Владимир Мединский на церемонии вручения грантов, «за годы работы Фонда Спивакова участниками его программ стали тысячи ребят, однако именные стипендии сегодня вручаются впервые. А это не только признание

ваших умений, но и большая ответственность. Ведь именно вам уже совсем скоро предстоит выступать на самых престижных международных конкурсах, в том числе и на крупнейшем в России Конкурсе Чайковского» [9].

Появление многих имен на сегодняшней сцене было бы невозможно без поддержки и участия фонда В. Спивакова, ведь у многих детей зачастую нет музыкальных инструментов и нет возможности их приобрести. В такой ситуации роль людей, которые решают эти вопросы, передают в дар великолепные музыкальные инструменты, невозможно переоценить.

Как и большинство подобных организаций, фонд регулярно проводит концерты, выставки, мастер-классы, различные туры. Участие молодых исполнителей во всероссийских и международных конкурсах и фестивалях также помогает исполнителю осознать свои перспективы и выйти на новую ступень профессионального развития.

Большое внимание В. Спиваков уделяет и просветительской деятельности. Работа с детскими домами, участие в различных социальных программах, в том числе, предполагающих работу с детьми-инвалидами, регулярная связь и поддержка, оказываемая фондам различных учебных заведений в более, чем в 64 регионах России - это лишь небольшой перечень видов деятельности Фонда.

Особое значение имеет программа под названием «Дети на обочине». Это проект, направленный на помощь оступившимся детям. Концерты, которые проводят участники фонда в детских колониях, зачастую дают возможность детям из неблагополучных семей впервые погрузиться в творческую среду, прикоснуться к миру прекрасного, познакомиться с шедеврами мирового искусства, что вызывает отклик почти у всех слушателей.

Одним из самых масштабных проектов Международного благотворительного Фонда В. Спивакова является ежегодный Международный фестиваль «Москва встречает друзей», организованный при поддержке Департамента культуры г. Москвы и при участии ЮНЕСКО. Уже сложилась традиция открывать фестиваль выступлением участников фонда с оркестром «Виртуозы Москвы» под руководством В. Спивакова. В 2021 г. в восемнадцатый раз фестиваль даст возможность детям из разных стран услышать друг друга и познакомиться.

Деятельность В. Спивакова была отмечена руководством страны. В 2012 г. за организацию фестиваля «Москва встречает друзей», музыкант был удостоен Государственной премии РФ, а в 2013 г. - премии правительства Москвы.

Итак, проанализировав лишь несколько программ, разработанных и направленных в помощь молодым талантам, можно сделать вывод о том, что поддержка и продвижение одаренных детей в нынешнее время является одним из приоритетных направлений государственной политики России.

В современной России сложилась комплексная и доступная система работы с одаренными детьми и молодежью, которая нормативно закреплена и предоставляет равные возможности всем, независимо от социального положения, финансовых и материальных ресурсов. Во многом это обусловлено мерами, которые были инициированы правительством, и проектами выдающихся отечественных музыкантов (С. П. Ролдугина, В. Т. Спивакова, Ю. А. Башмета, Ю. А. Розума, Е. В. Образцовой, Н. А. Петрова, А. В. Чайковского и многие другие), направленными на привлечение детей и молодежи к академической музыке. Все эти инициативы дали определенные положительные результаты. Так, наблюдаемый в последние несколько лет высокий конкурс при поступлении в музыкальные училища Санкт-Петербурга связан с большим количеством талантливой молодежи из различных регионов страны, что указывает на восстановление российской исполнительской школы и целенаправленной популяризации академической музыки.

Список литературы

1. Старцев Б. Ю. Поддержка одаренных детей: найти и обеспечить // Национальный исследовательский институт «Высшая школа экономики». 2013. 15 марта. URL: https://www.hse.ru/news/community/77220639.html (дата обращения: 14.03.2021).

2. Бурдина Е. В. Художественно-педагогическая среда развития творческой одаренности личности // Общество и право. 2011. № 4 (36). С. 244-248.

3. Мягких А. А. Проблемы и механизмы совершенствования общенациональной системы выявления и поддержки одаренной и талантливой молодежи в России // Государственное управление: электрон. вестн. 2019. Вып. 75, авг. С. 227-248. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/ item/75_2019miagkikh.htm (дата обращения: 07.06.2021).

4. Поручение Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 дек. 2016 г. № Пр-2346 (п. 4б) // Президент России: сайт. 2016. 5 дек. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/53425 (дата обращения: 02.03.2021).

5. Санкт-Петербургский Дом музыки: ступень в будущее // Кировский колледж музыкального искусства им. И. В. Казенина: сайт. URL: https://kkmi.ru/sankt-peterburgskij-dom-muzyki-stupen-v-budushhee/ (дата обращения: 23.02.2021).

6. Дом, где зажигают звезды // Санкт-Петербургские ведомости. 2015. 2 сент., № 162 (5535). URL: https:// spbvedomosti.ru/news/culture/dom_gde_nbsp_zazhigayut_ zvezdy_/ (дата обращения: 03.03.2021).

7. III Международный конкурс молодых пианистов Grand Piano Competition: сайт. URL: https:// matsuevcompetition.com/ru/ (дата обращения: 04.03.2021).

8. Образовательный центр Ю. Башмета. Фонд президентских грантов // Детская школа искусств г. Видное: сайт. URL: http://vidnoe.mo.muzkult.ru/obr_centr_bashmeta (дата обращения: 18.03.2021).

9. Именные гранты Благотворительного фонда Владимира Спивакова вручены юным музыкантам // ClassicalMusicNews.Ru. URL: https://www.classicalmusicnews. ru/reports/imennye-granty-blagotvoritel-nogo-fonda-vladimira-spivakova-vrucheny-yunym-muzykantam/ (дата обращения: 22.03.2021).

References

1. Startsev B. Yu. Support for gifted children: to find and provide. National Research Institute «Higher School of Ecoomics». 2013. Mar. 15. URL: https://www.hse.ru/news/ community/77220639.html (accessed: Mar.14.2021) (in Russ.).

2. Burdina E. V. Artistic and pedagogical environment for the development of a person's creative giftedness. Society and law. 2011. 4 (36), 244-248 (in Russ.).

3. Myagkikh A. A. Problems and mechanisms for improving the national system for identifying and supporting

gifted and talented youth in Russia. Public administration: electronical vestnik. 2019. 75, Aug, 227-248. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/75_2019miagkikh.htm (accessed: June 07.2021) (in Russ.).

4. Instruction of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation dated Dec. 1.2016 N Pr-2346 (p. 4b). President of Russia: website. 2016. Dec. 5. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/53425 (accessed: Mar.02.2021) (in Russ.).

5. St. Petersburg House of Music: a step into the future. Kirov College of Musical Art I. V. Kazenina: website. URL: https://kkmi.ru/sankt-peterburgskij-dom-muzyki-stupen-v-budushhee/ (accessed: Febr.23.2021) (in Russ.).

6. The house where the stars are lit. Saint-Petersburg vedomosti. 2015. Sep. 2, N 162 (5535). URL: https:// spbvedomosti.ru/news/culture/dom_gde_nbsp_zazhigayut_ zvezdy_/ (accessed: Mar.03.2021) (in Russ.).

7. III International Grand Piano Competition for young pianists: website. URL: https://matsuevcompetition.com/ru/ (accessed: Mar.04.2021) (in Russ.).

8. Yuri Bashmet's educational center. Presidential Grants Fund. Vidnoe Children's Art School: website. URL: http:// vidnoe.mo.muzkult.ru/obr_centr_bashmeta (accessed: Mar.18.2021) (in Russ.).

9. Personal grants from the Vladimir Spivakov Charitable Foundation were awarded to young musicians. ClassicalMusicNews.Ru. URL: https://www.classicalmusicnews. ru/reports/imennye-granty-blagotvoritel-nogo-fonda-vladimira-spivakova-vrucheny-yunym-muzykantam/ (accessed: Mar.22.2021) (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.