ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 069
Батулина Ольга Сергеевна
Шуйский филиал Ивановского государственного университета, г. Шуя
МУЗЕЙНЫЙ ЦЕНТР КАК ПОПЫТКА «ПРИМИРЕНИЯ»
НОВОЙ ФОРМЫ МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА С СОДЕРЖАНИЕМ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ (на примере Ивановского государственного объединения историко-краеведческих музеев области в 1990-е гг.)*
В статье рассматривается процесс функционирования новой структурной и содержательной формы музея — Музейно-культурного центра с точки зрения содержания коммуникативной функции музея в условиях изменения формы музейного пространства («объединение») в 1990-е гг. на примере Ивановского государственного объединения историко-краеведческих музеев области.
Ключевые слова: музей; музейное объединение; музейный центр; коммуникативная функция музея; культурнообразовательная деятельность музея; новые формы работы с посетителями.
В 1993 году Ивановский государственный объединенный историко-революционный музей (далее по тексту - ИГОИРМ; созданный в 1977 году) переименован в Ивановское государственное объединение историко-краеведческих музеев области (далее по тексту - ИГОИКМО) и ему присвоено имя Д.Г. Бурылина. Новая форма организации музейного пространства - «объединение» - повлекла за собой новые определения культурно-образовательной деятельности, которая учитывала современные требования населения. Внутри объединения возникает новая структурная и содержательная форма - Музейно-культурный центр.
Музейно-культурный центр (далее по тексту -Центр) - многопрофильное музейное учреждение, музей новой общественной ориентации, с безусловным сохранением просветительной и образовательной функций, способствующее даже их развитию; рассчитанный абсолютно на все группы населения, людей широкого диапазона вкусов и культуры. При создании Центра учитывались функциональные возможности здания, среди которых: [8] обширные экспозиционные площади со специальным выставочным оборудованием; специально размещенные и технически оборудованные музейные фондохранилища; конференц-зал; обширные зоны приема посетителей: холл, диорамный зал, детский зал, гардероб.
Информационно-справочные и издательские услуги Центра подразумевали использование информационной технологии в просветительской и рекламной деятельности (электронные рекламные ролики, проспекты музеев и экспозиций, экскурсионно-туристические справочники); информационно-поисковые системы (ИПС), позволяющие получить сведения о ведущих музейных коллекциях Ивановского объединения с их изображением;
музей в Шете! Имея свой выход в сеть Шете^ Центр имеет возможность предоставить коммерческое использование канала пользователям, а также демонстрацию информации о музейном объединении имени Д.Г. Бурылина в разделе «Музеи России»; создание коммерческого игрового компьютерного класса с библиотекой мультимедийных компакт-дисков; издательские услуги - выпуск информационных буклетов, сувенирных проспектов и изданий [5].
По «Концепции использования современных технологий в ИГОИКМО им. Д.Г. Бурылина» [6] для повышения эффективности работы с детской аудиторией предполагалось организовать компьютерный музейный класс с использованием музейных мультимедийных продуктов, компьютерных игр, мультимедийных энциклопедий, компьютерной графики.
Принимая во внимание потребности современного общества и особенности восприятия информации, ритм времени, реализуя еще неиспользованные музейные ресурсы, можно выделить основные цели проекта:
- «Учитывая уникальность и планетарность музейных коллекций, современную музейную сценографию и дизайн, новую технологию экспонирования, применение актуальных технических средств, отойти от традиционного музейного экспонирования.
- Создать экспозицию, предполагающую новый взгляд на музей: экспозицию-размышление, не ставящую цель - убедить, а подумать; обогатить духовный мир человека, поднять его творческие силы, создать активное личностное восприятие, сопереживание, самостоятельное наблюдение.
- Создать «Музейный центр» как культурный, образовательный и общественный центр, сделать
* Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках соглашения № 14.В37.21.0030.
174
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013
© Батулина О.С., 2013
музей частью ежедневного обихода для всех членов общества, реализуя принцип «просвещать и воспитывать, развлекая». [8]
Одним из ведущих и актуальных направлений деятельности ИГОИКМО являлась разработка концепций новых образовательных программ на основе глубоких научных исследований уникальных музейных коллекций. Являясь одним из первых музеев в стране, кто стоял у истоков программ нравственно-эстетического воспитания детей музейными средствами (с 1983 г.) Ивановский музей продолжал их развитие.
В 1994 году музеи объединения начинают искать новые формы работы с детской аудиторией. Так, сотрудники Центра разработали 2 крупные программы: [2]
1. «Программа детской рисовальной школы, создаваемой на базе ИГОИКМО (Детская творческая мастерская);
2. Программа по театрализации музейной работы в рамках новых нетрадиционных форм деятельности ИГОИКМО».
Приоритетным направлением образовательной системы «Музей и дети» (созданной в 1988 году) на данном этапе являлось: историко-краеведческое и творческо-художественное направления, которые нашли свое отражение, в частности, в деятельности Детской творческой мастерской при Музейновыставочном центре.
Идея создания художественной (скорее даже творческой) студии при музее имени Д.Г. Бурыли-на основывалась именно на возрождении рисовальной школы, которая, как и кружок любителей художеств, были созданы Д.Г. Бурылиным сразу же при открытии музея в 1914 году. [2] Суть этой идеи выражалась словами создателя музея, который хотел сделать музей средоточением древности, -«только достойное воспитание и обучение способно создать достойного ученика, творца». [10, с. 128]
Оригинальное обучение по авторским программам проводились в музейных экспозициях на подлинных произведениях искусства и культуры. Данная система занятий была рассчитана на 3-х летнее обучение. В мастерской занимались дети 510 лет, т.к. именно в этот период ребенок интенсивно познает окружающий мир, испытывает потребность в приобщении к культуре, искусству, общечеловеческим ценностям, начинает ощущать себя личностью и частицей огромного мира.
Встреча с памятниками культуры в музее не только способствовала обогащению духовного мира ребенка, но и поднимала его творческие силы, создавала активное, личностное восприятие, переживание, самостоятельное наблюдение.
Программа обучения в Детской творческой мастерской организовывала творческую деятельность ребенка не только в изобразительном искусстве, но и в более широком плане - через искусство, рас-
крывая творческие возможности ума, вдохновения, познания мира. Она состояла как бы из нескольких больших блоков, которые, в свою очередь, включали в себя единство изучаемой темы в трех различных формах творчества (слово - изучение, наблюдение; действие - самостоятельное творчество). Представлялось это так: «в выходной день детям предлагалась расширенная культурно-музейная программа, включавшая в себя знакомство с определенной темой (например, «Картинки старого города», «Окно тысячелетнее прошлое», «Встреча с редкой книгой»)» с использованием материалов экспозиции и фондов, фильмов, игровых и театрализованных элементов». [2] Дети становились непосредственными участниками действия. Первое «музейное» занятие несло в себе не только познавательное начало, оно служило как бы эмоциональным толчком для второго занятия, изобразительного.
При всем многообразии тем музейных занятий, их цель была едина:
1. Помочь ребенку ориентироваться в предметном мире, наблюдать вещь в ее историческом развитии;
2. Развить способность видеть в каждом предмете историческую преемственность, наслоение культур, эстетическую ценность, т.е. наблюдать его «родословную». [7]
Занятие изобразительным искусством, что необыкновенно ценно, о чем, собственно, и мечтал Д.Г. Бурылин, происходило на изучении подлинного музейного предметного материала. В постановке натюрмортов использовались не восковые фрукты и овощи, а настоящие, живые предметы прошлой культуры.
Дети работали непосредственно в залах музея, либо в помещении студии с фондовым материалом. Работа строилась, конечно, не только на изучении, наблюдении и копировании тех или иных музейных предметов, но и на их творческом осмыслении, вживании через изобразительное творчество в определенный культурно-исторический отрезок времени. Задания, предлагаемые детям на занятии изобразительным искусством, были направлены именно на творческое изучение музейного предмета, на развитие ассоциативного мышления, образного начала. Это была и самостоятельная постановка натюрмортов на заданную тему из определенного разностильного набора предметов, и индивидуальное дизайнерское решение опять же на основе музейного предмета.
Третье занятие блока - декоративно-прикладное искусство. Дети переходили уже от познавательного начала, наблюдения, изучения к самостоятельной работе в материале. На первом году обучения дети приобщались к традициям народного искусства России, например, изготовление тряпичных кукол, роспись глиняных игрушек, деревянных
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013
175
матрешек, пасхальных яичек и т.д. Кроме того, занятия по декоративно- прикладному искусству давали богатый материал для выставок-ярмарок [2]. Все три занятия (музейное, изобразительное, декоративно-прикладное) проходили в комплексе одной темы.
Приведем примеры трех занятий. Первое занятие: музейная программа «Из истории коллекций музея» (выставка «Д.Г Бурылин...», фарфор), изобразительное искусство «Волшебная чашка» (работа в залах музея по материалам выставки), декоративно-прикладное искусство (роспись глиняной посуды: кринки для молока, посада для яиц и т.д.); второе занятие: «У истоков» (музейное занятие в экспозиции «Человек. Душа. Духовность». История древней Руси от язычества до христианства), изобразительное искусство «Рождественская открытка» (композиция по стихотворению А. Черного «Рождественское»), декоративно-прикладное искусство (роспись рождественских пряников); третье занятие: музейное занятие «Картинки старого города» (из истории города Иваново), изобразительное и декоративно-прикладное искусство «Ивановские ситцы» (ручная набойка по ткани).
В течение 2,5 лет деятельности Детской творческой мастерской (1994-1997 гг.) её воспитанники принимали участие в различных конкурсах, например: международный конкурс «Юный художник ФАИ», Франция: по итогам промежуточного конкурса в г. Москве работы воспитанников мастерской отмечены как самые оригинальные (1995 г.); конкурс к 300-летию Российского флота: отмечена 1 работа (1996 г.); конкурс «Мой Пушкин», г. Вологда: призовое место (1997 г.) и др.[9]
Таким образом, задача данной системы состояла не только в воспитании будущего художника, а гораздо шире - в раскрытии духовных качеств, творческих сил, необходимых в любой деятельности, в широко мыслящей творческой личности. При этом система могла успешно задействовать потенциал всех музейных экспозиций.
Отличной от этой программы являлась Программа театрализации музейной работы в рамках развития новых нетрадиционных форм деятельности ИГОИКМО. Основываясь на том, что музеи призваны не только хранить наследие, но и целенаправленно искать и разрабатывать новые формы его трансляции, передачи наследия новым поколениям, музею был необходим постоянный поиск нетрадиционные способов общения с музейными посетителями. Основная цель подобной работы понималась как «просвещать и воспитывать, развлекая...» [3].
Основными задачами данной программы являлись:
- создание и показ произведений хореографического и музыкально-драматического искусства с использованием музейных ценностей в интересах духовного и эстетического обогащения детей;
- организация музейных и иных творческих форм досуга населения;
- культурно-просветительная и воспитательная деятельность в целях приобщения подрастающего поколения к сценическому, пластическому и музыкальному искусству;
- расширение международных творческих контактов в области музейного дела, культуры и искусства.
Основные формы работы, проводившиеся в рамках данной программы: [3]
1. Одноактные спектакли «Огонь русской души» в экспозиции «Человек. Душа. Духовность» и «Меж двух миров» в зале «О, женщина» краеведческого музея. Сценической площадкой этих необычных представлений, подготовленных по специально разработанным сценариям, являлись подлинные экспозиционные интерьеры, где и предметы, и зрители становились участниками действия.
2. Театрализованные представления «Посвящение в мир искусства» для младших школьников и старшеклассников, в которых, зрительно связав представленные в музейной театрализации экспонаты, с соответствующей предметной средой и действующими лицами, дети раскрывали для себя тайну предметного мира, делали первый шаг в огромный волшебный мир искусств уже не только как гости, но как друзья музея.
3. Теоретические занятия, лекции с привлечением видеоматериалов по эстетике, истории, культуре, искусству.
4. Музейные праздники и презентации коллекций и экспозиций.
5. Осуществление репетиционного процесса и выполнение концертных номеров, подбор музыкального, литературного, а также оформительского и декоративно-художественного материала для фонограмм, постановочных аудиовизуальных программ, творческих встреч - все это также входило в программу данной системы.
Данному перспективному направлению не сужено было сбыться, т.к. эти довольно интересные, насыщенные и яркие программы работы с детьми различного возраста просуществовали сравнительно недолго. Мы считаем, что данные программы явились как бы продолжением специфики и определенного стиля внедрения новых нетрадиционных форм культурно-образовательной деятельности, начатой еще в начале 1980-х годов в ИГОИРМ.
Помимо интересных и насыщенных программ для детей в ИГОИКМО разрабатывались и проводились мероприятия для взрослого населения, которые не были направлены на развитие творческого начала, а были приурочены к какому-либо событию, связанному с деятельностью музеев объединения или его основателя - Д.Г. Бурылина: чтения (например, «Бурылинские чтения к 145-летию Д.Г. Бурылина», 1997 г. [4]); музейный эксперимен-
176
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013
тальный театр (спектакли «Огонь русской души», «Меж двух миров» [1]). Но данные мероприятия были единичны и не прижились как форма.
Таким образом, музейное объединение 1990-х гг. ищет как формы организации досуга, в большей мере, детской аудитории посетителей с целью отдыха и получения знаний одновременно, так и формы организации самого пространства музея (создав Музейно-культурный центр), следуя современным требованиям использования новых технологий и в информационном плане, и в плане техническом, хозяйственном, что, на наш взгляд, способствует более эффективной презентации музейной экспозиции и привлечению посетителей в музей для образовательных целей. Для взрослой аудитории в музеях объединения проводятся традиционные мероприятия, а внедрение новых форм работы с этой категорией посетителей носят разовый характер и в основном идут в направлении театрализации, «обыг-
рывания» музейной экспозиции или предмета.
Библиографический список
1. Научный архив областного государственного бюджетного учреждения Ивановской области «Ивановский государственный историко-краеведческий музей им. Д.Г. Бурылина». Д. № 4231а. (далее по тексту - Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина)
2. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина. Д. № 4236.
3. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина. Д. № 4239.
4. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина. Д. № 4304.
5. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина. Д. № 4333.
6. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина. Д. № 4412.
7. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина. Д. № 4414.
8. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина. Д. № 4472.
9. Дети рисуют в музейных залах // Правда. -1998. - 16.04.
10. Додонова А.А. Дмитрий Геннадьевич Буры-лин. - Иваново, 1998.
УДК 378:811
Карпова Светлана Николаевна
Российская таможенная академия, г. Москва [email protected]
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ
В статье рассматриваются вопросы активизации использования интерактивных технологий обучения иностранному языку в современном вузе, педагогические возможности и риски, связанные с применением интерактивных форм, в частности, ролевых игр.
Ключевые слова: компетенция, интерактивные технологии, иностранный язык, обучение, ролевые игры.
Основной целью государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной в ноябре 2012 года, является обеспечение соответствия качества отечественного образования меняющимся мировым реалиям. Программа включает в себя такие федеральные целевые проекты, как «Развитие профессионального образования», «Вовлечение молодежи в социальную практику», «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» и др. Программа нацелена на повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах развития страны [1].
Образование призвано содействовать решению главной задачи -переводу экономики на инновационный путь развития. Эту задачу надо решать, начиная со школьного образования и заканчивая высшим, когда студенты получают определенные профессиональные навыки.
В настоящее время выпускник ВУЗа должен быть не просто человеком с дипломом, а профессионалом, решающим круг своих профессиональных задач, развитой личностью, способной применять приобретенные знания, обладающей обширным кругозором и гуманитарной культурой.
В основу обучения положен компетентностный подход, обеспечивающий профессиональную подготовку специалиста и развитие его интеллектуальных способностей, личностных качеств, развитие способности самостоятельно приобретать новые знания в процессе личностно-значимой деятельности [2, с. 8].
По европейской классификации компетенция включает:
- функциональную компетенцию (знания и умения), а именно то, что человек должен уметь делать в трудовой сфере или социальной деятельности (знание как действие);
- когнитивную компетенцию, предполагающую использование теории и понятий, а также скрытых знаний, приобретенных на основе практики (знание как понимание);
- личностную компетенцию, предполагающую поведенческие умения в конкретной ситуации;
- этическую компетенцию, предполагающую наличие определенных личностных и профессиональных ценностей.
Новые образовательные стандарты третьего поколения (ФГОС ВПО) предусматривают получение в процессе обучения набора профессиональных и общекультурных компетенций. В зависимо-
© Карпова С.Н., 2013
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013
177