ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 6. 2009. Вып. 2
Е. В. Петрова
ДЕТСКИЙ МУЗЕЙНЫЙ КЛУБ ОТ ИСТОРИИ К СОВРЕМЕННОСТИ
При написании данной статьи автор поставил перед собой задачу ответить на некоторые важные вопросы: Что такое музейный клуб? Актуальна ли данная форма работы с посетителем в наше время, и не исчерпала ли она себя? Каким должен быть детский клуб в музее в XXI в.?
1. История возникновения детских музейных клубов Как менялись их функции и роль в контексте исторической и социальной ситуации
Детские музейные клубы имеют длительную историю и богатые культурные традиции, тесно связанные с развитием музея в целом. Предпосылки для возникновения клубов при музеях были созданы в дореволюционное время. К сожалению, источников, к которым мы могли бы обратиться при изучении данного периода, периода возникновения первых музейных клубов, обнаружить не удалось. Например, в Государственном Историческом музее Москвы с 1913 г. велась и ведется кружковая работа, в 30-х гг. появились кружки в крупнейших музеях Санкт-Петербурга1. В дальнейшем эти кружки послужили основой создания музейных клубов.
В разные периоды истории, в зависимости от понимания роли и значения музея в обществе, музейные клубы наделялись теми или иными функциями. В советское время это организация свободного времяпрепровождения, развитие творческих начал и т. п.2 Музейные клубы были организациями, в которых велась пропаганда политических, культурных идей. В 60-е гг. XX в. музейные клубы превратились в неформальные объединения по интересам. Это произошло из-за того, что работа здесь велась не с целым классом, а с индивидуальными посетителями. Преимуществом этой формы было то, что именно она позволяла вести систематическое, планомерное знакомство с коллекциями музея. Главная роль отводилась посреднику, опытному научному сотруднику, благодаря которому члены клуба приобщались к музейному миру, узнавали музей ближе и начинали любить его. Музейные клубы воспитывали и воспитывают людей, для которых впоследствии общение с музеем превращается в насущную необходимость. Многие не только познают мир прекрасного, но и обретают в стенах музея друзей на всю свою жизнь.
Деятельность музейных клубов в 60-80-е гг. XX в. велась по нескольким направлениям: привлечение в музей различных категорий зрителей от детского до юношеского возраста, организация досуга музейного посетителя, пропаганда культурного наследия, эстетическое воспитание и развитие личности музейными средствами. Принципы, заложенные в 60-е гг. XX в., явились базой для дальнейшего развития и становления клубной деятельности в музее. Направления, по которым осуществлялась деятельность клубов, актуальны и до сих пор.
© Е. В. Петрова, 2009
2. Две «модели» музейных клубов
Существует два взгляда на музейные клубы и, как следствие, две «модели». Одна модель, «политизированная», была создана в советское время и основывалась на принципах пропаганды господствовавших политических идей. Примером такого клуба может быть «клуб советско-болгарской дружбы», возникший в 60-е гг. XX в. при Коми республиканском краеведческом музее, или Клуб при Оренбургском музее, объединяющий сто ветеранов. Данная «модель» существует и по сей день, примером может служить клуб в Музее Политической истории в Санкт-Петербурге, где сохраняется политизированное начало. Правда, теперь смещены акценты: политическая история государства стала рассматриваться не с позиций идеологических требований сегодняшнего дня, а с точки зрения объективной закономерности исторического процесса, эстетического, культурологического подходов.
Вторая модель музейных клубов, «эстетико-культурологическая», более характерна для художественных музеев, в работе которых главную роль играла и играет функция эстетического развития личности. Эти клубы объединяли посетителей по интересам. «Такие клубы стали научно-практической базой музейной педагогики. В этих клубах отрабатывались методики работы с памятником, формировались понятия исторического контекста его бытования, прослеживались этапы эстетического развития ребенка»3. Они явились базой, на которой апробировались музейно-педагогические методики, базой для развития центров музейной педагогики.
3. Клуб любителей искусства в Русском музее, история появления и деятельность до 90-х гг.
Кружковой работой Русский музей занимался еще в 1930-1940-е гг. Но именно в 1950-1970-х гг. она приняла особенно широкий размах4. Одна из причин этого — музейный бум, нахлынувший поток посетителей, особенно школьного возраста. Поначалу отдельные кружки занимались по разным программам. В 1962-1963 гг. кружки объединились в «Клуб юных любителей искусства» под руководством Д. С. Захаровой.
В данный период программа занятий клубов, как правило, соотносилась со школьными программами, а искусствоведческий материал распределялся в соответствии со спецификой музейного собрания. Так было в Клубе любителей искусств Русского музея, переименованного весной 2006 г. в творческий клуб «Встречи в музее», и в других музейных клубах, в Государственной Третьяковской галерее, в ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Главная цель Клуба «Встречи в музее» — развитие у детей любви и уважения к изобразительному искусству, способностей его восприятия, воображения, ассоциативного мышления, т. е. воспитание «грамотного зрителя» — человека, обладающего потребностью в искусстве и собственной обоснованной позицией в оценке художественных произведений.
Формы занятий в «Клубе» самые разнообразные, главная из них — разговор о произведениях искусства непосредственно на экспозиции музея и на временных выставках5. Надо отметить, что это наиболее эффективная форма работы, т. к. ребята имеют возможность не только услышать, но и увидеть подлинное произведение искусства, о котором идет разговор. Эта методика является наиболее привлекательной, производит более глубокое впечатление и дает импульс к сопереживанию. А посещение временных выставок обогащает музейные занятия.
4. Жизнь Клуба любителей искусств в 90-х гг. XX в. и в начале XXI в.
В 90-е гг. клубная деятельность значительно видоизменилась: был снижен возрастной ценз для желающих вступить в музейные клубы, и произошла переориентация музейных клубов на работу с детьми младшего школьного возраста: если первоначально деятельность музейных клубов была ориентирована только на аудиторию среднего и старшего школьного возраста, то к 90-м гг. XX в. она уже охватывала всю школьную аудиторию от младших классов и до подросткового возраста.
С образованием научно-практического Российского центра музейной педагогики и детского творчества в Клубе начались систематические занятия с младшими школьниками. Были созданы кружки для учащихся вторых-третьих классов6. Сейчас это одно из самых перспективных и востребованных направлений работы клуба.
Специфика работы с малышами потребовала создания особой программы. Теперь дети получают знания не только в залах музея, но и занимаются в творческой студии при Центре рисованием, музыкально-пластическими играми и упражнениями. Сочетание этих видов работы позволяет руководителям выявить способности детей и их предрасположенность к серьезным занятиям художественным творчеством7. Например, «В мастерской природы» — учебно-развивающий курс для первоклассников, который обращен к четырем стихиям природы. Пятый блок курса посвящен человеку. Школьники в увлекательной форме знакомятся с природой как неисчерпаемым источником вдохновения для художников. Каждая тема включает блок занятий, состоящий из четырех частей: «беседа об искусстве», «исследовательская деятельность», «изобразительная деятельность», «художественное моделирование». Дети занимаются как в залах музея, так и в творческой студии, проходят выездные занятия в керамической мастерской, что позволяет почувствовать материал, из которого можно создать свое уникальное и неповторимое произведение. Важная составная часть программы — спектакли Театра пластической живописи, которые проходят с участием детей.
Существуют кружки, которые на непосредственном примере произведений искусства, представленных на экспозиции Русского музея, учат детей раскрывать загадки шедевров, видеть произведение с точки зрения художника и искусствоведа. Таким кружком является «Краски жизни — краски искусства». В нем дети, на основе знакомых им жизненных явлений, постепенно «входят» в мир изобразительного искусства, постигают многообразие мира природы, людей, общества.
Чтобы помочь детям младшего возраста быстрее адаптироваться в музейной среде, было создано и в данный момент активно развивается такое направление деятельности, как работа с семьями. Специфика такой работы заключается в том, что привлекаются не только дети, но и взрослые. Подход к этим разным группам в силу психофизических особенностей должен быть разным. Но есть и преимущество. Ребенок, находясь рядом с родными, чувствует себя более раскованно, более активен и эмоционален. Семейные кружки существуют как для дошкольников, так и для младших школьников. «В музее вместе с мамой» — кружок раннего эмоционального и интеллектуального развития для детей двух-трех лет с родителями. Целью занятий является всестороннее развитие ребенка средствами искусства, построение гармоничных эмоциональных отношений между ребенком и взрослым. Занятия построены по специально разработанным методикам, основанным на сочетании различных форм совместной деятельности детей и родителей.
Большое количество семейных кружков для учащихся младшей школы входит в творческий клуб «Встречи в музее». Это и «Встречи с искусством», в ходе которых дети знакомятся с многообразным миром искусства вместе с родителями. Это благоприятно сказывается на усвоении материала ребятами. «В гостях у мастера» знакомит и детей и взрослых с творчеством наиболее талантливых, ярких мастеров отечественного искусства — архитекторов, скульпторов, художников. «Чудесные дворцы» — это путешествие ребят с родителями в увлекательный мир архитектуры, интерьера, истории дворцов Русского музея
Целый блок кружков и студий в клубе «Встречи в музее» рассчитан на возрастную группу дошкольников. Занятия построены так, что дети чувствуют себя самостоятельными участниками творческого процесса. Кружки предназначены для разных возрастных групп дошкольников, что дает возможность строить занятия с учетом психолого-эмоционального развития детей. Существуют кружки эстетического и творческого развития, такие как «Мы входим в мир прекрасного», «Волшебный мир искусства»; занятия проходят в игровой форме с посещением экспозиции музея «Краски и звуки», «Живые картины». Группа раннего эмоционального и эстетического развития «Краски на ладошке» предполагает работу в творческой студии и знакомство на занятиях с музыкальными произведениями. Класс изобразительного искусства «Обыкновенное чудо» направлен на развитие у детей навыков изобразительной деятельности; занятия проходят не только в творческой студии, но и на экспозиции. Учебно-развивающий курс программы «Мой друг музей» рассчитан на два года занятий: первый — «Мы в музее», второй — «Искусство и игра». Изучение искусства и развитие творческих способностей детей проходит через активную познавательную и игровую деятельность.
Особое внимание в работе клуба «Встречи в музее» уделено детям среднего школьного возраста. Кружков не так много, как в предыдущих возрастных группах, — всего пять. Это обусловлено тем, что ребята в этот школьный период часто бывают загружены основными программными занятиями и поэтому выбирают кружки в непосредственной близости от учебного заведения. Также в этом возрасте ребята руководствуются при выборе внешкольных занятий уже не только советами родителей, но и своими непосредственными интересами.
В блок кружков, рассчитанных на группу среднего школьного возраста, входят: «Жизнь дворцов Русского музея: история и современность», в котором ребята знакомятся с архитектурой зданий, входящих в комплекс дворцов Русского музея, с их историей, внутренним убранством; «Говорю и пишу об искусстве» — уникальный кружок, развивающий как письменную, так и устную речь, чего так не хватает современным школьникам. Особое внимание уделяется речевой гимнастике и приемам современного красноречия. Занятия проходят в залах музея и на творческих встречах в аудитории.
Одним из особо востребованных направлений деятельности Центра является социальная адаптация детей средствами искусства — арттерапия. В этом направлении работают два кружка: группа эмоционально-эстетического развития для детей 6-7 лет «Я хочу, я могу!», основными задачами программы которой являются снятие состояния эмоционального дискомфорта, создание у детей ситуации успеха, развитие фантазии и т. д.; в ходе занятий ребята знакомятся с разными видами и жанрами искусства, совершенствуются в общительности, способности к творчеству, умению работать в коллективе; и группа психологического развития для детей 7-10 лет средствами изобразительного искусства «Тайны старого замка» (целью программы является развитие интеллектуальных способ-
ностей и коррекция эмоционального состояний детей, имеющих проблемы в общении, средствами изобразительного искусства). Посещение музея помогает общей социализации и адаптации всех участников групповых арт-терапевтических занятий.
Таким образом, в Клубе «Встречи в музее» существует разделение кружков по возрастному принципу на:
• кружки для детей дошкольного возраста;
• кружки для детей младшего школьного возраста;
• кружки для среднего школьного возраста.
В данный момент можно говорить о тенденции к созданию непрерывной системы музейного образования начиная с дошкольного возраста и заканчивая юношеским.
Современным направлением деятельности музейных клубов является работа с Интернетом и мультимедийными технологиями8, поскольку здесь сочетается визуальная и вербальная информация. Интернет удобен, т. к. зачастую произведения искусства, находящиеся в коллекции музея, отправляются на выставки или реставрацию.
В данный момент идея использования компьютерных технологий при работе на экспозиции Русского музея получила развитие в кружке «Сокровищницы мирового художественного наследия в Интернете». В ходе занятий ребята с помощью Интернета знакомятся с коллекциями всемирно известных и не столь знаменитых художественных музеев, а также с творчеством русских художников, чьи работы находятся в собрании этих музеев. Занятия в Интернет-классе дополнены общением на экспозиции Русского музея. Это дает возможность сопоставить подлинные произведения искусства с их виртуальными аналогами.
По сравнению с периодом «музейного бума», число кружков в Клубе с начала 90-х гг. значительно сократилось. Кстати, это общая тенденция, характерная для многих музеев России. Обусловлено это демографическим спадом, общим снижением интереса к музею, жесткой конкуренцией со стороны СМИ, Интернет и т. п. В последние годы количество членов Клуба любителей искусства не уменьшается, что позволяет говорить о стабильном интересе к нему со стороны школьников и их родителей.
Вывод
Для того чтобы ответить на вопрос, что такое музейный клуб, автор исследования разработал собственную классификацию музейных клубов исходя из общих тенденций клубной деятельности, актуальную на данный период времени.
Итак, детские музейные клубы делятся:
1. В зависимости от профиля музея и специфики музейных коллекций9 на:
• Искусствоведческие (клуб любителей искусств, клуб юных друзей искусства, клуб юных искусствоведов и т. д.);
• Краеведческие (клуб юного краеведа и т. д.);
• Этнографические;
• Исторические (клубы любителей старины и т. д.);
• Экологические (клуб любителей природы, клуб юных биологов и т. д.);
• Литературоведческие и т. д., поскольку сколько музеев, столько и профилей.
2. По форме работы с членами клуба:
• Работа с индивидуальными посетителями;
• Семейные клубы (нацеленные на работу не только с детьми, но и с их родственниками);
• Смешанные, где работа ведется как с индивидуальными посетителями, так
и с семьями.
3. По возрастному принципу. Каждая возрастная категория имеет свою специфику и требует определенного педагогического подхода:
• Клубы для детей младшего школьного возраста (со 2 по 5 класс);
• Клубы для детей среднего школьного возраста (с 6 по 8 класс);
• Клубы для детей старшего школьного возраста (с 9 по 11 класс);
• Смешанные (где занимаются дети, начиная с младшего и заканчивая юношеским возрастом);
• Студенческие;
• Для взрослых.
Итак, музейных клубов много, они очень разнообразны и по роду деятельности, и по составу участников, и по форме работы. В ходе изучения вопроса возникла необходимость разработки определения понятия «музейный клуб». Автор исследования придерживается мнения, что музейный клуб — это неформальное объединение, располагающееся в музее; возникшее путем самоорганизации и объединяющее различные группы музейных посетителей, добровольно пришедших в музей, на базе схожих интересов к музейным коллекциям.
Деятельность музейного клуба направлена на развитие творчества, познания, обеспечение общения и отдыха за счет знакомства с подлинными произведениями искусства; грамотно организованного музейно-педагогического пространства, индивидуального подхода музейного педагога к процессу обучения в целом и к каждому пришедшему в Клуб в частности, за счет включения ребенка в социокультурную среду (взаимодействие со сверстниками).
Насколько актуальна такая форма работы с посетителем, как музейный клуб, в наше время, и не исчерпала ли она себя?
Проанализировав историю создания и развития музейных клубов, и в частности Клуба любителей искусств в Русском музее, можно уверенно говорить о необходимости и востребованности данной формы работы с детьми.
Современный стремительно трансформирующийся мир меняет зрителя, культурную
среду.
На данном этапе перед музейным клубом стоят задачи поиска и разработки новых форм и методик работы с посетителями, включения в данную работу информационных технологий, поиска новой объединяющей идеи. Проблема воспитания в ситуации явного дефицита духовных ценностей как никогда актуальна в сегодняшнем обществе.
1 При подготовке данной статьи был проанализирован опыт крупнейших музеев России, таких как: Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных Искусств им. А. С. Пушкина (ГМИИ им. А. С. Пушкина), Государственный Эрмитаж, Государственный музей истории Санкт-Петербурга (ГМИСПб), Российский Этнографический музей, Государственный музей «Исаакиевский собор», Государственная Третьяковская галерея.
2 Косова И. М. Музейные клубы: опыт их создания и развития // Очерки о клубной работе. М., 1987. С. 20.
3 Столяров Б. А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности: учеб. пособие для студентов гуманитарно-художественных ф-тов. СПб., 1999. С. 58.
4 Гельман Р. А. Из истории школьного кабинета. На правах рукописи (Хранится в школьном кабинете Государственного Русского музея). 2002. С. 3.
5 Гельман Р. А. Указ. соч. С. 4.
6 Они были созданы под руководством художников-педагогов Б. Г. Мигаля, А. А. Якуничевой, а также
музейного педагога В. Г. Лысюк. Особенность занятий состояла в том, что разные темы представлялись с разных точек зрения. Например, В. Г. Лысюк, брала какую-нибудь тему, например, скульптуру или пейзаж в русском искусстве, и объясняла ее с точки зрения искусствоведа, теоретика искусства. В следующий раз эта же тема давалась А. А. Якуничевой с точки зрения профессионального художника, под другим углом зрения.
7 Лысюк В. Г., Гельман Р. А. Тематическая направленность программ и непрерывность музейно-педагогического процесса в Клубе любителей искусств. На правах рукописи (Хранится в методическом кабинете Российского центра музейной педагогики). 2002. С. 2.
8 мультимедиа технологии — это программы, в которых сочетаются визуальный, звуковой, информационный ряд.
9 Данный пункт классификации был предложен И. М. Косовой.